5 шляп мышления. Полет фантазии – зеленая шляпа. Мышление в зеленой шляпе: что происходит с идеями

методика Эдварда де Боно для развития критического мышления,навыков работы с информацией.

Пояснительная записка.

Сегодня вряд ли кто-то будет спорить с тем, что навыки работы с информацией необходимы. Как их сформировать? При этом необходимо помнить, что у человека нет прямого доступа к истине. Люди рассматривают происходящее с какого-то ракурса, с какой-то культурной, социальной или теоретической (если речь идет о науке) позиции. Наличие своих и чужих описаний событий, логики возникновения и развития вопроса или проблемы, наличие базовых убеждений и культурных предписаний часто не дает возможности понимания той информации, которую человек получает как от других людей, так и из книг или из средств массовой информации. Как правило, выявляется наличие определенных стереотипов, конструктов, которые не позволяют увидеть событие или осмыслить воспринимаемую информацию текст объективно, в «чистом виде», а приводит к созданию определенных, разной степени достоверности интерпретаций. Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» - простой и практичный способ получить навыки практического мышления для более объективного восприятия информации, какой бы сферы это не касалось (научное познание, обучение, межличностное взаимодействие).

Еще одна проблема мышления человека заключается в одновременности протекания мыслительных процессов и эмоциональных состояний: мы пытаемся сделать слишком многое сразу. Эмоции, информация, логика, воображение, интуиция и творчество - все это говорит в нас одновременно . Метод работы по развитию нашего мышления «Шесть шляп» Эдварда де Боно позволяет мыслящему человеку концентрироваться на одном деле в определенное время. Она позволяет отделить эмоции от логики, творчество от информации и т.д. Каждая шляпа задает определенный образ мышления.

Метод «Шесть шляп мышления» это метод ролевой игры. Надевая шляпу определенного цвета (буквально или мысленно), человек играет определенную роль, которая ей соответствует, смотрит на себя со стороны, смотрит на проблему с определенной точки зрения. Меняя шляпы, меняет роли, ракурс рассмотрения вопроса. Используя метод Эдварда де Боно, мы можем поменять автоматическое, реагирующее мышление на намеренное и сосредоточенное. Намеренное мышление позволяет работать с поступающей информацией и ситуацией намного лучше. Но не так просто послать себе сигнал о том, что мы желаем выйти из рутины и перейти от шаблонного, копирующего типа мышления к намеренному. Таким четким и ясным сигналом для себя и других может стать идиома шляпы мышления.

Эдвард де Боно в своей книге «Шесть шляп мышления» очень образно объясняет различия между двумя типами мышления - реагирующим и намеренным. «Когда вы ведете машину, вам приходится выбирать дорогу, придерживаться заданного направления и следить за движением другого транспорта. Вы совершаете очень много быстрых действий, продиктованных предыдущим или последующим мгновением. Вы следите за сигналами и реагируете на них. Это реагирующее (реактивное) мышление. Так вот, обыденное мышление очень напоминает управление автомобилем: вы читаете дорожные знаки и принимаете решения. Но вы не составляете карты. Иной тип мышления вы используете для составления карты: вы изучаете предмет и составляете план. Это требует объективного и нейтрального отношения. Чтобы составить план, нужно смотреть шире. Это действие в значительной мере отличается от простого реагирования на дорожные знаки по мере их появления.»

Для того чтобы научить подростков (7-11 классы) работать с поступающей информацией как со стороны других людей, так и из печатных текстов (научные статьи, средства массовой информации) был разработан тренинг по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления». Метод Эдуарда де Боно «Шесть шляп» Метод «Шесть шляп» – один из популярнейших креативных методов, который был разработан Эдвардом де Боно – известным исследователем креативности – в 80-х гг. XX века.

Назначение метода

Используется в дискуссиях и обсуждениях как продуктивный способ управления и переключения мышления. Эффективный метод стимулирования творческого мышления.

Цель:

Дать детям представление об особенностях их индивидуального стиля мышления, научить управлять порядком своих мыслей и прилагать его к поставленным проблемам с целью достижения более продуктивной работы мышления при решении творческих задачпутем развития конструктивного и творческого мышления, дополняющего мышление аналитическое и оценочное.

Задачи:

максимально результативно использовать работу мышления для решения поставленных задач;

расширять восприятие, помочь разглядеть проблему с разных точек зрения;

помочь разделить свое эго и мышление;

выявлять и развивать индивидуальный стиль мышления;

работать с информацией;

находить выгоды и возможности;

использовать интуицию;

критически анализировать проблемы;

генерировать творческие идеи;

организовывать свое мышление.

Суть

«Шесть шляп» – несложный и эффективный метод, помогающий преодолеть три главные проблемы практического мышления: эмоции, растерянность и путаницу. Этот способ дает возможность поделить мышление на шесть режимов, каждый из которых соотносится с воображаемой «шляпой» определенного цвета. Деление на типы шляп помогает структурировать мышление, сделать его более сосредоточенным и постоянным.

Специфика

При офсетной печати цвета, нанесенные по отдельности, смешиваются и дают цветную картинку, так же и этот тренинг уделяет внимание разным сторонам мышления для его совершенствования. Данный метод предполагает тренировку шести аспектов мышления по очереди.

Воображаемые шляпы, раскрашенные в разные цвета, представляют наиболее распространенные типы мышления. Взятая цифра охватывает основные способы мышления, поэтому уменьшение количества шляп было бы не целесообразно, а увеличение осложняло усвоение материала.

Способ применения шляп

1. Выбрав определенную шляпу, мы соглашаемся взять ту роль, которую она предполагает.

2. Сняв шляпу определенного типа мышления, мы снимаем с себя и предписанную ею роль.

3. Смена типов мышления (шляп) должна происходить мгновенно. Переключение с одного типа мышления на другой позволяет управлять ходом мысли человека, не нанося обиды человеку. Человека просят изменить способ мышления, а не отказаться от высказанных мыслей.

4. Чтобы высказать свое мнение следует назвать цвет шляпы, чтобы окружающие поняли, в каком стиле мышления вы будете выступать. Соответственно, надев черную шляпу, можно начать обсуждать высказывание человека, не переходя на обсуждение самого человека.


  1. ХОД ЗАНЯТИЯ:
Легенда о мудром волшебнике и о шести его сыновьях.

Однажды, много лет назад в одной удивительной стране жил волшебник.

Был он добрым и мудрым. Люди обращались к нему со всеми своими проблемами, любили и уважали его. На все вопросы умел находить он ответы. И было у него шесть сыновей, которых он очень любил. Но самым большим сокровищем его была шестицветная волшебная шляпа. Надев ее, человек становился самым мудрым на свете и мог решить любую проблему. Ведь это была думающая шляпа мудрости , предмет обожания и зависти многих мудрецов того времени. Но время летит неумолимо. Прожив с достоинством свой век, волшебник понял, что пришла ему пора умирать. Созвал он шесть своих сыновей, сказал: « О, милые сыновья мои. Самое большое сокровище, которое есть у меня – это думающая шляпа мудрости. Благодаря ей наша волшебная страна процветает и не знает бед. Я ОСТАВЛЯЮ ВАМ СЕЙ ЧУДЕСНЫЙ ДАР, РАЗДЕЛИВ ЭТУ ШЛЯПУ НА ШЕСТЬ ШЛЯП РАЗНОГО ЦВЕТА, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ ИЗ ВАС МОГ ПОЛУЧИТЬ СВОЮ» С этими словами волшебник умер.

Прошло много лет…и вот что из этого вышло.

1. Владелец красной шляпы был очень эмоциональным, откровенным, у него было много друзей, он всегда был в центре внимания. Но у него также было много врагов, и государство его обнищало.

2. Сын волшебника со шляпой желтого цвета оказался в сфере позитивного мышления. Он умел видеть только лучшее в ситуации. Но не видел негативных сторон происходящего и люди злоупотребляли его добротой и пользовались его наивностью.

3. Владелец черной шляпы был очень осторожен. Он критически оценивал происходящее. Всегда мог предостеречь от недочетов и возможных рисков. Был сказочно богат, но не было у него друзей и близких людей, и к старости был он одинок.

4. Сын волшебника со шляпой зеленого цвета был очень творческой личностью, под его шляпой рождались нестандартные подходы, решения и идеи. Однако, много раз он очень рисковал и в результате приобрел много недоброжелателей и завистников.

5. Владельца шляпы белого цвета обсуждал только доступные ему факты и цифры, вел различные дневники, подсчитывал расходы. Был он очень богат, но скуп и не было у него преданных друзей .

6. Сын волшебника со шляпой синего цвета ставил цели для будущей работы и подводил итоги, но абсолютно ничего не предпринимал для достижения этих целей. В результате, он не смог осуществить ни одной.

Разделение класса на группы по типу мышления (по результатам анкетирования)

Ребята, все вы индивидуальны и неповторимы. Каждый из вас мыслит, анализирует ситуацию по- своему. Бывают ли ситуации, при разрешении которых вы заходите в тупик? Это происходит потому, что каждый человек анализирует информацию по некой схеме. И у каждого эта схема своя. Сегодня я предлагаю вам попробовать взглянуть на проблему совершенно с другой стороны. Предварительно с вами было проведено анкетирование и тестирование, определен ваш тип мышления. А сейчас я предлагаю вам разделиться на группы согласно вашему цвету и попытаться взглянуть на мир, надев шляпу цвета, противоположного вашему и попытаться взглянуть на предложенную проблему другими.

Тренинг с надеванием шляп.

Посмотрите видео ролик фильма по мотивам Владимира Железникова «Чучело». Проанализировать данную информацию и решить проблему вам поможет список примерных вопросов.

ПРОСМОТР ВИДЕО РОЛИКА «ЧУЧЕЛО»

«Ленка увидела ребят - остановилась как вкопанная. И ребята увидели Ленку и в восторге замерли.
- Перед нами исторический экспонат - Бессольцева! - Впервые губы Мироновой растянулись в сдержанную улыбку , а голос зазвенел: - Она пришла за билетом!.. Она уезжает!
Ленка резко повернулась ко всем спиной и подошла к кассе речного пароходства.
- Точно! - крикнул Лохматый. - Она уезжает!
- Сила победила! - радостно поддержал его Рыжий.
- А знаете, что мы ей посоветуем? - Миронова озарилась вдохновением: - Чтобы она запомнила наш урок на всю жизнь.
Валька, кривляясь, изгибаясь спиной, на цыпочках подбежал к Ленке и постучал костяшками пальцев по ее спине:
- Бессольцева, ты запомнила наш урок?
Ленка не отвечала. Она стояла не шелохнувшись.
- Не отвечает, - разочарованно сказал Валька. - Выходит, не запомнила.
- Может, оглохла? - пропищала Шмакова. - Так ты ее… встряхни.
Валька поднял кулак, чтобы садануть Ленку по ее тоненькой худенькой спине.
- А вот этого уже не надо, - остановила его Миронова, - ведь она уезжает. Значит, мы победили. Нам этого достаточно.
- Пусть катится, откуда приехала! - крикнул Рыжий.
И другие тоже заорали:
- Нам такие не нужны!
- Ябеда!
- Чу-че-ло-о-о! - Валька схватил Ленку за руку и втащил в круг ребят.
Они прыгали вокруг Ленки, плясали, паясничали и веселились, и каждый старался перещеголять другого:
- Чу-че-ло-о-о!
- Чу-че-ло-о-о!
- Ого-род-ное!
- Рот до ушей!
- Хоть завязочки пришей!
Крутился разноцветный круг, а Ленка металась внутри него»
.
(Владимир Железников «Чучело»)

Белая шляпа - объективные факты и цифры. Факты и цифры слишком часто становятся частью аргументации, подкрепляющей определенную точку зрения. Факты чаще приводятся с какой-то целью, чем сообщают о том, что действительно есть на самом деле. И здесь нам важно выяснить как то, что мы знаем по данному вопросу, так и то, что мы НЕ знаем. Мы должны задать себе и оппоненту следующие вопросы:


  • какая информация имеется;

  • какая информация необходима;

  • как и где получить недостающую информацию.
Ключевые моменты:

  • отметить конфликтующие/противоречащие точки зрения;

  • оценить уместность и точность информации;

  • отделить факты от предположений;

  • определить действия, необходимые для устранения пробелов;

  • узнать о настроениях и эмоциях.
Красная шляпа - мышление в красной шляпе связано с эмоциями и чувствами, а также с иррациональными аспектами мышления (интуицией, предчувствиями). Мышление в красной шляпе позволяет прояснить:

  • что я сейчас чувствую;

  • что мне подсказывает моя интуиция;

  • что говорит мне мой «внутренний голос».
Ключевые моменты использования красной шляпы:

  • ограничиться 30 секундами;

  • разрешено выражать чувства, подсказки интуиции и «внутреннего голоса»;

  • не нужно оправдываться и объяснять причины своих чувств;

  • использовать как часть мыслительного процесса, способствующего принятию решения;

  • применять после принятия решения.
Черная шляпа - мышление в Черной шляпе должно быть логичным и правдивым, это не атака, не критические нападки, это критическое исследование. Мышление в Черной шляпе должно быть основано на логике соответствия и несоответствия. Это не «я тебе докажу, что ты не прав», это критический АНАЛИЗ проблемы. Под Черной шляпой мы выясняем последствия, факторы, влияние процесса или выполнения нашего решения на ценности, проводим проверку на соответствие и несоответствие, на недостатки.

Вопросы, которые мы задаем «под Черной шляпой»:


  • каковы возможные проблемы;

  • каковы вероятные сложности;

  • на что нужно обратить внимание;
Желтая шляпа - требует сознательного усилия. К сожалению для отрицательного отношения существует больше естественных причин, чем для положительного. Мышление в Черной шляпе может защитить нас от ошибок, рисков и опасностей. Позитивное мышление должно быть смесью любопытства, удовольствия и желания осуществлять задуманное.

Вопросы «под Желтой шляпой»:


  • каковы преимущества;

  • каковы положительные стороны;

  • в чем ценность;

  • привлекательна ли концепция данного предложения;

  • можно ли это воплотить в жизнь.
Зеленая шляпа мышления имеет непосредственное отношение к новым идеям и взглядам на вещи. Надевая Зеленую шляпу, человек выходит за рамки старых идей, чтобы найти что-то получше. Зеленая шляпа связана с изменениями. Мышление в Зеленой шляпе представляет собой намеренное и сконцентрированное усилие ума, направленное на поиск творческих идей и альтернатив.

Вопросы «под Зеленой шляпой»:


  • какие творческие идеи имеются;

  • каковы возможные альтернативы;

  • как преодолеть сложности, обнаруженные под Черной шляпой.
Синяя шляпа - особая шляпа. Это рефлексивное мышление, мышление о мышлении. Под Синей шляпой мы управляем процессом восприятия и переработки поступающей информацией. Фокусирование - одна из ключевых ролей Синей шляпы. Постановка вопроса - самый простой способ фокусирования мышления. Под Синей шляпой мы составляем программу: регламент в широком смысле слова; какие шляпы будем использовать и в каком порядке (простые и сложные последовательности). Под Синей шляпой мы делаем обобщения и выводы (наблюдение и обзор; комментарии; подведение итогов, выводы).

Вопросы «под Синей шляпой»:


  • с чего начать;

  • что на повестке дня;

  • каковы цели;

  • какие шляпы использовать;

  • как подвести итог;

  • что делать дальше.
Ребята, можно ли решить проблему исходя лишь с одной позиции ?

Конечно нет, для того, чтобы решить проблему эффективно, необходимо рассмотреть ее со всех сторон в комплексе, учесть ее положительные и отрицательные стороны, продумать возможные пути ее решения.

Была ли идея разделения шляпы удачной? Почему? Нет.

Я предлагаю дополнить шляпы другими цветами и сделать их шестицветными.

Изготовление новых (шестицветных) шляп.

Составление алгоритма решения проблемы.

под Белой шляпой- факты, что нам известно, что не известно;
под Зеленой шляпой - каковы творческие идеи по применению этого изобретения и внедрению его в производство (например, в нашей стране);
под Желтой шляпой - плюсы, позитивные моменты такой продукции;
под Черной шляпой - трудности, с которыми можно столкнуться при внедрении этого продукта; недостатки идеи;
под Красной шляпой - свое отношение к предложенной авторами идее;
под Синей короной- контроль: все ли высказывания соответствовали заявленному; обобщение и выводы.

Вопросы для рефлексии в конце занятия:


  1. Под какой шляпой мы определяем и формулируем проблему?

  2. Каким будет процесс рассмотрения ситуации или проблемы, если не будет рамок и регламента?

  3. В каких ситуациях рассмотрение вопроса может заканчиваться мышлением в Зеленой шляпе?

  4. Мышление в какой шляпе оказалось для вас наиболее трудным и непривычным? В какой шляпе вам было наиболее приятно работать со статьей? Что, по вашему мнению, у вас получилось и что не получилось при работе над статьей?
Итак, подведем итоги. Метод «Шесть шляп мышления» применяется при проведении любой дискуссии (поиск новых идей, решение проблем, разрешение конфликтных ситуаций) как удобный способ управлять мышлением и переключать его. С помощью этого метода можно научиться лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная «шляпа». Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым. Метод Шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним.

Литература:


  1. Боно Э. Шесть шляп мышления / пер. с англ. - Мн.: «Попурри», 2006. - 208 с.

  2. Материалы тренинга «Эффективное мышление». Ведущий - Галкин Дмитрий Владимирович - бизнес-тренер (Центр кадровых технологий 21 век, Высшая школа экономики - Москва), тренер полной квалификации по методам де Боно (CavendishTraining, Oxford), кандидат философских наук, доцент Томского Государственного Университета, руководитель Центра Де Боно, г. Томск, креативный директор Центра практического мышления, г. Москва

Давайте поговорим о методе, помогающем навести порядок в голове, обуздать стихийность, беспорядочное течение наших мыслей. Каждое мгновение у нас в голове проносится вихрь мыслей, переживаний, воспоминаний, сомнений. Часто это приводит к тому, что мы не можем разобраться в своих чувствах и желаниях, теряемся перед неизвестным и откладываем принятие решений или вовсе отказываемся от того, что кажется непосильной задачей.

Задумывались ли вы, как можно разложить все по полочкам, структурировать мысли, применять сознательно свое мышление и еще легко научить этому детей, в форме игры?

А поможет нам в этом метод шести шляп Эдварда де Боно, психолога, автора серии книг, ученого и практика, специалиста в области развития творческого, нестандартного мышления. Рассмотрим подробнее, в чем суть этого метод мышления.

Идея шести шляп позволяет выбрать правильный подход к делу, разложить мышление на составляющие. Она основана на параллельном или критическом мышлении. Это разновидность мозгового штурма. Здесь разные подходы и идеи уживаются вместе, параллельно. Они не противопоставляются друг другу, а помогают рассмотреть ситуацию с разных сторон, найти новое, неожиданное решение.

Особенно хорош метод шести шляп при решении творческих задач, помогает увидеть все аспекты, все стороны решения, развивает гибкость ума.

В мире шляп или почему все-таки «шляпы» мышления?

Когда-то без шляпы не выходил на улицу ни один уважающий себя человек. Шляпы, шляпки, панамы, платки – неотъемлемая часть образа и стиля человека прошлых эпох. И сейчас шляпы снова в моде. Новая шляпа – новый образ. Так и с нашими мысле-шляпами. Каждую из этих шести шляп можно надеть и снять в любой удобный момент, а вместе с ней поменять наш образ мыслей. Раз – и готово. Все просто, только для начала узнаем о каждой шляпе мыслетворящей и немного потренируемся.

Шесть шляп де Боно – шесть расцветок

Каждая из шести шляп имеет свой цвет, связанный с ее назначением и практическим применением, и помогает ярче представить и запомнить шляпу одного это будет цилиндр, для другого колпак, для третьего что-то еще. Суть не в форме, а в цвете и содержании.

Белая шляпа. Всеобъемлющий, отстраненный и безоценочный чистый цвет. Говорим емко, рассматриваем только факты, реальные примеры. Сторонний, объективный наблюдатель.

Красная шляпа . Огненный цвет, эмоциональность и напряжение. Примеряя этот образ, мы даем полную волю для выхода чувств.

Черная шляпа . Восприятие мира в темных тонах, критичное отношение ко всему и негативизм.

Желтая шляпа . Теплый и яркий цвет положительных эмоций и позитивного взгляда на жизнь.

Зеленая шляпа . Свежие и новые взгляды, творческая жилка, оригинальный подход, креативные решения.

Синяя шляпа . «Собранный», холодный цвет, аналогия с ответственностью и организованностью, умением управлять и принимать решения, координировать работу.

Чему научит метод шести шляп

О чем думать и в какой шляпе

Какой способ мышления выбрать, надевая шляпы разных цветов? У каждой шляпы своя роль, мы ее примеряем, чтобы поиграть в ролевую игру.

Белая шляпа – роль ученого. В ней мы собираем, анализируем и обобщаем данные, не оцениваем. Вопросы, которые нас интересуют:

  • Что мы знаем?
  • Что не знаем?
  • Что нужно узнать?
  • Как и где взять необходимую информацию?

Красная шляпа – роль художника, артиста. В ней мы всецело погружаемся в свои переживания, эмоции, ощущения, прислушиваемся к своему сердцу, доверяем. Она иррациональна, чувствительна и спонтанна. Вопросы красной шляпы:

  • Чего я хочу на самом деле?
  • Что я чувствую?
  • Что говорит моя интуиция?
  • Что для меня важно?

Черная шляпа – роль осторожного, критичного человека. Она предполагает использование логического мышления и анализа. Вот где можно и нужно рассмотреть сложности и недостатки, обнаружить подводные камни, но без страха, провести тщательный анализ предполагаемых проблем. Актуальные для этой роли вопросы:

  • Чего мне опасаться?
  • Какие слабые моменты?
  • Какие трудности могут быть?
  • Каких ошибок нужно избежать?

Желтая шляпа – роль оптимиста, позитивного и уверенного человека. Надеваем ее и верим в лучшее, в свои силы, видим хорошие перспективы и твердо уверены в благоприятном исходе. Вопросы, важные здесь:

  • Каким способом достичь?
  • Какие возможности для меня открываются?
  • Как усовершенствовать?
  • Какие сильные стороны?
  • Насколько интересна эта идея?

Зеленая шляпа – роль креативщика, индивидуалиста. Упор делается на поиске новых решений, творческом и нестандартном взгляде на происходящее. Это неординарность и нетипичное поведение. Зеленая шляпа спрашивает:

  • Как выбрать и то, и другое?
  • Что еще можно поменять?
  • Каким образом сделать еще интереснее?
  • Как лучше решить проблему?

Синяя шляпа – роль руководителя, человека, управляющего всеми процессами. Шляпа над шляпами. Она обобщает деятельность всех шляп-ролей, организовывает весь процесс, ставит цели, контролирует исполнение, подводит общие итоги и делает выводы. В этой роли мы задаем такие вопросы:

  • Какие задачи?
  • Что делать в первую очередь?
  • Как распределить обязанности?
  • К какому результату мы стремимся?
  • Какие выводы можно сделать?

Так, шесть шляп де Боно освещают проблему со всех сторон, помогают развить внимательность и многозадачность мышления. Шляпы можно надевать поочередно, в любой удобной последовательности. Или только одну — две на выбор, в зависимости от ситуации. Метод позволяет выбрать шляпу по своему усмотрению. Для полноты картины желательно примерить все шесть, рассматриваемых в этом методе, шляп.

Где применяют шесть шляп мышления

Использование шести шляп мышления возможно в самых разнообразных сферах жизни, в личной (для решения трудной ситуации, важного вопроса, для того, чтобы лучше понимать себя и мотивы своих действий, регулировать спорные вопросы и конфликты), трудовой (как вариант мозгового штурма, для поиска нестандартного способа выхода из любой ситуации, продвижения продукта, роста продаж и сбыта услуг). Многие известные мировые компании применяют успешно эту технику.

Работает метод 6 шляп и по отношению к детям, начиная с 6-7-летнего возраста. Для родителей это отличная возможность в игровой форме развить творческое мышление своих детей, способ избежать однобокости суждений в будущем и использовать в полной мере их умственный потенциал. Методика может быть адаптирована для домашнего применения, в детских садах, для школьных и внеклассных занятий.

Плюсы и минусы практического применения

Начнем с недостатков, их совсем немного. Единственными минусами шестишляпного метода можно считать такие:

  1. Некоторая сложность применения метода. Она состоит в том, что для освоения техники требуется время.
  2. Сложно вводить и применять новшество в группе, в личной практике все проходит легче.
  3. «Детскость» метода 6 шляп может быть причиной несерьезного отношения взрослого коллектива и нежелания его применять. Задача модератора (синей шляпы) повлиять на это решение. Дети же воспримут идею с азартом и удовольствием.

На этом минусы заканчиваются, а плюсов будет, несомненно, больше. Некоторые из них мы уже упоминали:

  1. Шесть шляп де Боно превращают скучные мыслительные процессы в веселую и увлекательную игру, делают их захватывающими и интересными, с восторгом принимаются детьми.
  2. Есть такое свойство головного мозга – считать все новое ложным, неправильным. Это наш ум защищает свою целостность, а метод шести шляп делает возможным всесторонне рассмотреть новую идею, увидеть то, что раньше было недоступно для понимания.
  3. Позволяет рассмотреть все стороны – информационную, творческую, эмоциональную, сильные и слабые моменты, сделать объективные выводы.
  4. Учимся высказываться, давать другому человеку такую возможность и решать мирно спорные вопросы.
  5. Шесть шляп мышления тренируют наше внимание, делая его концентрированным, способным переключаться с одного объекта на другой произвольно, по нашему желанию.
  6. Шляпы де Боно способствуют появлению новых, креативных мыслей за счет упорядоченного, структурированного мышления. Когда идеи не противоречат, а дополняют друг друга, находятся в единстве, вся деятельность мозга направлена на генерирование подходящих решений.
  7. С помощью мысле-шляп легко вовлекаются в диалог застенчивые люди. Им легче выразить свое мнение, даже противоположное мнению других, от лица шляпы. Со временем они станут увереннее отстаивать свою жизненную позицию.
  8. И, как мы уже говорили, это способность влиять на баланс химических веществ головного мозга – нейромедиаторов.
  9. Метод 6 шляп позволяет совладать с эмоциями, мешающими заниматься делом, растерянностью перед неизвестностью, как от большого количества информации, так и множества разных точек зрения. Развивает веру в себя и свои способности.

Правила метода шести думающих шляп

Этот метод достаточно универсальный. Применить его можно индивидуально, для одного человека, либо в работе с группой. Во втором случае доступны два варианта ролевой игры:

  1. Все надевают шляпы одного цвета и роли меняют одновременно.
  2. За каждым участником или группой участников закрепляется роль, которая не меняется до конца игры.

Роли даются участникам, противоположные их характерам.

Сами правила для коллективной работы таковы:

  • Управляет игрой модератор – устанавливает правила, следит за их выполнением, за порядком, распределяет роли, делает записи, подводит итоги. Модератор – это синяя шляпа. Начинается игра со знакомства с методикой шести шляп де Боно. Затем модератор предлагает проблемную ситуацию, задачу, требующую решения.
  • Игроки надевают шляпы одинакового цвета (если участники разделены по группам, то выступают поочередно, начиная с группы белых шляп) и описывают проблему, исходя из своей цветовой роли.
  • Порядок смены шляп не строгий, но рекомендуется сначала узнать всю информацию в белой шляпе, перейти к оцениванию риска и проблемной стороны в черной шляпе. Желтые помогут определить сильные стороны и поверить в положительный исход дела.
  • После этого приходит время зеленой, творческой шляпы. С узнаванием всех тонкостей и объективной информации, мы начинаем видеть целостную картину и искать альтернативные способы решения, нестандартные комбинации, креативные ходы.
  • Красная шляпа надевается изредка, на короткое время. Она позволяет дать выход эмоциям, послушать внутренний голос. Если долго ее носить, ситуация выйдет из-под контроля от накала страстей.
  • Новые идеи перепроверяются еще раз желтыми и черными шляпами, а синяя – подводит итог, обобщает полученные данные.

Опытным путем выбирается оптимальная последовательность работы со шляпами, так как здесь нет жесткого регламента, диктующего очередность.

Шляпы и дети, или метод де Боно в школьной программе и дома

Метод шести шляп мышления применяют в американских и европейских школах с первых классов. Дети очень быстро обучаются критическому мышлению. В результате они легко решают задачи разного уровня сложности, самостоятельны и уверены в себе. Им интересен сам процесс обучения, они умеют находить ответы, аргументировать их, подтверждать доказательствами и фактами.

В наших школах тоже начали успешно применять эту методику на уроках литературы, английского языка, истории. От имени шести шляп рассказываются сказки, что интересно использовать для изучения лексики на уроках русского языка. Сказка, рассказанная желтой шляпой, в сухих фактах, с использованием деловой речи, будет кардинально отличаться от эмоциональной, чувственной сказки красной шляпы. Желтая сказка веселая, образная, позитивная, наполненная художественными сравнениями. Черная – сказка-триллер, со страшными подробностями. В сказке, рассказанной зеленой шляпой, будет непредвиденное окончание, а можно рассказать ее без слов. Синяя сказка может быть рассказана в виде отчета. Хорошо совмещать метод шести шляп мышления с интеллектуальными картами. Это графические схемы, систематизированные мысли, разложенные по полочкам и помещенные в наглядные пособия, простые и понятные.

Научиться мыслить «шляпным» методом могут взрослые, старшие школьники и самые маленькие ученики. Дома метод шести шляп мышления успешно используется родителями в решении всяческих задач. Чтобы сделать процесс обучения понятным и наглядным, можно сделать шляпы из цветной бумаги. Экспериментировать можно, рассматривая «под шляпами» бытовые ситуации, непонятные ребенку, рассказывая сказки, помогая школьнику справиться с домашним заданием.

Люди за всю жизнь примеряют многие роли. В одном человеке уживаются и внутренний ребенок, и взрослый, родитель, партнер. Так, девочка вырастает и играет роли мамы, жены, дочери, сестры, подруги, возможно, бизнес леди или наемной работницы. Мальчик становится мужчиной, мужем, папой. Эти роли живут параллельно и не всегда могут договориться между собой. Одна часть нас, одна роль, желает больше времени проводить с семьей, другая – на работе, третьей недостаточно времени на свои хобби, личные интересы. Они начинают конфликтовать между собой, а мы не понимаем, что же с нами происходит. И что со всем этим внутренним балаганом делать? Вот тут и приходит на помощь метод шести шляп мышления и умение структурировать свои мысли, чтобы дать нашим ролям высказаться, прийти к общему решению и восстановить душевный покой.

А вы как считаете, стоит ли тратить время на изучение метода 6 шляп? Будет ли он применим в вашей жизни? Для себя я сделала вывод, что хочу развиваться сама, играя со своими детьми, и упростить им жизнь, обучив методу шести шляп мышления. Так что иду за ножницами и цветной бумагой, претворять замысел в жизнь. Начну с желтой шляпы энтузиазма и оптимизма и вам скажу словами Эдварда де Боно: «Попробуйте этот метод на себе».

Нейромедиаторы – биологически активные химические вещества, посредники в передаче нервных импульсов. Если их недостаточно, в организме происходят различные нарушения, такие, как бессонница, депрессия, ухудшение памяти, внимания и так далее.

В человеке все должно быть гармонично: тело, внутренний мир, мышление. К сожалению, порой, одна из этих составляющих дает сбой, и тогда появляется усталость, и окружающим миром, невозможность долго концентрироваться на одном занятии и доводить дело до конца.

Выдающийся психолог 20 столетия Эдвард де Боно и его метод

Часто с подобной проблемой сталкиваются люди творческих профессий. Решением этой проблемы, в свое время вплотную занялся писатель и психолог, англичанин по происхождению - Эдвард де Боно.

Будущий эксперт в области креативного мышления родился в 1933 году. Учился в Оксфорде, Трините колледже, Кембридже и Университете Данди. Имеет степень магистра в психологии, степень доктора наука в медицине и степень доктора в области юриспруденции.

В 80-х годах выходит книга "Шесть шляп мышления". В ней очень доступно описываются принципы мышления, отображенные в человеческом мозге.

Метод "6 шляп" - один из самых продуктивных способов, помогающих организовать свое мышление. В книге идет речь о вспомогательных приемах, позволяющих структурировать коллективную, персональную мыслительную деятельность, и сделать ее максимально продуктивной.

А в последнее время, данный метод пользуется большой популярностью, так как с помощью него можно найти новые, оригинальные ответы на поставленные задачи.

Принцип метода шести шляп

Основой метода автора книги, является принцип параллельного мышления. Как известно, то или иное суждение вытекает из споров и дискуссий. Такой подход не гарантирует правдивость и достоверность утверждения, одержавшего верх в процессе полемики. Обычно выигрывает тот, кто более красноречиво доказывает свое мнение.

При параллельном (критическом) мышлении методы противостояния не применяются: идеи, суждения, и различные подходы существуют и принимаются, но не сталкиваются и не взаимоисключают друг друга.

Критическое суждение - это один из видов человека, который позволяет рассмотреть существующую проблему под разными углами для нахождения правильного решения. Характеризуется высокой степенью восприятия и объективным подходом к информации, которая находится в распоряжении.

Что влияет на принятие решения

Множество факторов влияет на человека в процессе принятия того или иного решения. Метод "6 шляп" позволяет справиться с основными факторами, которые оказывают воздействие на человека в момент выбора.

  1. Эмоции . Сильные эмоции способны на время отключить трезвое мышление, и определить все дальнейшие действия человека, следуя эмоциональной составляющей.
  2. Растерянность - непременный спутник в решении какой-либо новой задачей, с которой человек ранее не сталкивался. Она присутствует и при нахождении ответов на многоуровневые задачи.
  3. Путаница . Множество противоречащих друг другу мнений, большой объем информации, стремление быть логичными и последовательными, совмещение всего этого с высокой степенью креативности не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.

Метод "Шесть шляп мышления" позволяет преодолеть вышеуказанные трудности с помощью разделения процесса мышления на 6 разных режимов, каждый из которых соответствует в этом методе шляпе определенного цвета. Подобное мышление позволяет развить сосредоточенность, и умение анализировать проблему с разных сторон по очереди.

Шляпы, которые думают

Кому подходит данный метод?

В группе, метод имеет много общего с мозговым штурмом. Он также эффективен при решении спорных и конфликтных ситуаций.

Метод "6 шляп" давно применяют ведущие международные компании.

Книга "Шесть шляп мышления" Эдварда де Боно приводит рекомендации по воплощению системы в реальность. При коллективном использовании метода, необходимо наличие модератора, который будет руководить всем процессом.

Ведущий записывает на бумаге "показания" каждой из шляп, суммируя в конце все результаты.

Рассмотрим более детально, как выглядит метод "6 шляп мышления".

Примеры ситуаций:

  • Ведущий вкратце знакомит всех участников с задачей каждой из шляп, далее озвучивается проблема, ради решения которой все и затеялось. Например: "Фирма-конкурент предложила сотрудничество в области… Какие предложения?"
  • Далее все участники примеряют белую шляпу, и по очереди делятся своими рассуждениями, согласно концепции шляпы.
  • Необязательно соблюдать четкую последовательность шляп, однако некая последовательность необходима.
  • Можно использовать такой порядок: в белой шляпе собираются все данные о предмете обсуждения (числа, статистика, условия).
  • Далее следует примерить шляпу черного цвета, и посмотреть на ситуацию с пессимистической стороны, стоит попытаться увидеть ложку дегтя, даже если кажется, что все отлично.
  • Надев желтую шляпу, встаньте на позитивный образ мышления.
  • Пребывая в зеленой шляпе, каждый участник сессии выдвигает новые, альтернативные идеи. Творческое мышление должно работать на максимум. Новые идеи снова анализируются с позитивных и негативных сторон.
  • Не стоит забывать периодически выпускать пар в красной шляпе. Данную шляпу надевают редко и на короткий промежуток времени, не более 30 секунд.
  • В завершении общей работы, модератор подводит итоги. В обязанности модератора также входит контролировать, чтобы в процессе обсуждения все надевали одинаковые шляпы, и не путались в суждениях.

Можно работать и по другой схеме. Пусть каждый из участников наденет шляпы разных цветов, при этом важно, чтобы цвет противоречил персональным качествам человека. Например, пессимист надевает черную шляпу, и наоборот, молчун примеряет зеленую, красная шляпа украсит голову уравновешенного участника проекта. Таким образом, все участвующие смогут раскрыть свой потенциал.

Преимущество отдается первому способу, так как он позволяет избежать путаницы среди участников сессии.

Интеллект-карта как дополнение к методу шести шляп

Работая с помощью метода шести шляп, желательно использовать Что это такое? Это представление любого события или идеи в систематизированном, графическом виде. Она позволяет проследить и выявить все смысловые и причинно-следственные связи между рассматриваемыми объектами и понятиями.

Такая карта позволяет разложить всю информацию по полочкам, не тратя времени на лишнюю, абсолютно ненужную информацию, как это часто бывает при словесном изложении сути задачи.

По сути, интеллект-карта - наглядное изображение работы человеческого мозга. Он состоит из нейронов и их отростков, которые соединены между собой нейронными отростками. Каждый образ и мысль стимулируют тот или иной нейронный сегмент. Карты представляются как изображения сложных мыслительных связей, которые помогают мозгу упорядочить явления и объекты.

Главная цель создания подобных карт - навести порядок в голове, структурируя, всю известную по этому делу, информацию. Это позволит составить полноценную картину, и взглянуть на нее под разными ракурсами. Интеллект - карты позволяют лучше оперировать данными, и способствуют большей свободе мысли.

Метод шести шляп Эдварда де Боно в комплекте с интеллект-картами, широко используются предпринимателями, дизайнерами, учеными, преподавателями, и представителями других профессий. Многие успешные люди на Западе признают, что часто прибегают к этому методу.

Применение метода в школьной программе

Метод де Бона применяется в школах, в частности в Европе, Америке, некоторых Азиатских странах начиная с начальных классов.

Метод "6 шляп мышления" в начальной школе дает отличные результаты в дальнейшем. Данная технология интересует преподавательский состав, благодаря следующим результатам.

  1. Дети быстро учатся критично мыслить, что помогает им стать более самостоятельными и независимыми. В будущем для них не будет неразрешимых задач.
  2. Информация служит лишь отправной точкой, но никак не конечной. Это вспомогательный инструмент на пути к появлению уникального решения как для простых, так и для трудных задач.
  3. Благодаря методу, довольно скучный учебный процесс превращается для ученика в настоящую интеллектуальную деятельность, которая дает реальные результаты и позволяет находить альтернативные решения даже весьма нестандартных вопросов. Изучая данные, анализируя информацию, рассматривая различные точки зрения, участвуя в коллективном обсуждении, ученики учатся находить ответы на волнующие их вопросы.
  4. Школьники учатся убедительно аргументировать свои доводы, используя разумные доказательства (информационный текст, личный опыт, статистические данные).

Ученики применяют критическое мышление во многих видах учебной деятельности, в том числе и в письменной работе. В данном случае, учитель может прочесть ход мыслей ученика, его процесс мышления, и оценить верность его выводов.

Дети любят работать по методу 6 шляп, потому что он позволяет не только найти ответы на поставленные вопросы, но и интересно провести время.

Критическое мышление доступно ученикам как в старшей школе, так и в младшей. Для юных учеников, освоить его будет в каком-то смысле даже легче. Параллельное мышление предполагает некую долю скептицизма и сомнения в общепринятых истинах. Также оно позволяет выработать собственную точку зрения и уметь отстоять ее.

Технология параллельного (критического) мышления располагает многими способами, которые применяются в последовательной реализации каждого этапа учебного процесса. Метод шести шляп - один из самых действенных способов научиться критически мыслить.

Другие названия метода: "Метод шести шляп", "Шесть шляп де Боно"

Назначение метода

Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.

Цель метода

Научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.

Суть метода

Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

План действий

  1. Пройти обучение принципам и применению метода, что позволяет запомнить правила, научиться использовать и сознательно применять их на практике.
  2. После этого использовать определенные "режимы мышления" для осознания, контроля и приспособления образа мышления при решении конкретных проблем.
  3. Надевая, снимая, сменяя шляпу мышления или только называя "шляпу", чтобы просто обозначить свое мышление, мы принимаем на себя определенную роль, на которую эта шляпа указывает.

Особенности метода

В цветной печати основные цвета наносятся на бумагу по отдельности. Но, в конце концов, все они смешиваются и дают цветную печать. Метод шести шляп - это применение того же принципа в мышлении: попытка научиться уделять внимание разным аспектам мышления по одному за раз. В результате сочетание этих различных аспектов дает мышление в полном объеме.

Шесть метафорических шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления. Большее число шляп было бы громоздким и запутывающим. Меньшее - не адекватным.

Шесть шляп мышления предназначены для творческого и конструктивного мышления, которые дополняют оценочное и аналитическое.

Правила использования шляп

  1. Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.
  2. Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.
  3. При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.
  4. Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее.

Шесть шляп мышления

Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.

Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.

Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.

Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.

Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

Дополнительная информация:

  1. Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь менять различные типы мышления с такой же легкостью, как и цветные шляпы.
  2. До 90% ошибок в мышлении (в нетехнических областях) - это ошибки восприятия. Логические ошибки очень редки.
  3. Метод шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним. Если мы просто просим других о чем-то подумать, часто они приходят в растерянность. однако если их приглашают исследовать предмет, используя схему шести шляп, широта их восприятия быстро возрастает.

Достоинства метода

  • Наглядность, простота освоения и применения.
  • Умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения.
  • Позволяет отстранить свое эго от мышления.

Недостатки метода

  • Для эффективного применения требуется развитое воображение и тщательная тренировка.

Ожидаемый результат

Более эффективное использование процесса мышления при решении проблем.

Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

Суть метода шести шляп

В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике. При таком подходе предпочтение часто отдается отнюдь не самому лучшему из вариантов, а тому, который более успешно продвигался в полемике. При параллельном мышлении (конструктивном по сути) разные подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются и не сталкиваются лбами.

Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают справиться с тремя главными сложностями:

  1. Эмоциями . Вместо того чтобы думать над решением, мы часто ограничиваемся эмоциональной реакцией, предопределяющей наши дальнейшие действия.
  2. Растерянностью . Не зная, что делать и с чего начать мы испытываем неуверенность (особенно это проявляется либо в моменты, когда перед нами встает сложная многоуровневая задача, либо когда мы с чем-то сталкиваемся впервые).
  3. Путаницей . Когда, мы пытаемся удержать в голове большой массив информации, связанный с задачей, стараемся быть логичными, последовательными и креативно мыслящими, быть конструктивными, да еще и следим за тем чтобы окружающие нас люди (собеседники, коллеги, партнеры) были такими, обычно все это не приводит не к чему, кроме смятения и путаницы.

Метод 6 шляп мышления помогает преодолеть эти сложности путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. Подобное деление делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит нас оперировать различными его аспектами по очереди.

Шесть думающих шляп

Кем и когда применяется метод 6 шляп мышления

Использование шести шляп мышления резонно при любой умственной работе, в любых областях и на самых различных уровнях. Например, в личном плане, это может быть написание делового письма, планирование важных дел, оценка чего-либо, решение проблемы выхода из сложной жизненной ситуации и т.д. При работе в группе метод 6 шляп мышления можно рассматривать как разновидность метода мозгового штурма, также его можно использовать при разрешении споров и конфликтов, опять-таки при планировании и оценке, или применять его как часть программы обучения.

Кстати говоря, многие международные корпорации, такие как British Airways, IBM, Pepsico, DuPont и многие другие, давно взяли на вооружение этот метод.

Плюсы и минусы метода шести шляп мышления

ПЛЮСЫ:

+ Мыслительная деятельность для большинства людей является абстрактной, нудной и скучной работой. Шестишляпный метод же способен увлечь и сделать умственную деятельность красочной и интересной. Кроме того шесть цветных шляп это довольно таки запоминающееся выражение и легко усвояемая и применимая методика, которую можно использовать как на советах директоров, так и в детских садах.

+ Метод 6 шляп признает значимость и уделяет внимание всем аспектам работы над решением - фактам, эмоциям, за и против, генерации свежих идей.

Высказывание Козьма Прутков, «Узкий специалист подобен флюсу: его полнота односторонняя», хорошо иллюстрирует этот плюс метода 6 шляп мышления. Недостатком профильных экспертов является то, что они все время находятся в одной шляпе, а в поиске правильного решения эти «флюсы» друг другу мешают. А метод шести шляп направляет дискуссию в нужное русло . К примеру, помогает нейтрализовать участника, склонного к чрезмерной критике. Поняв принцип методики шести шляп, критикан уже не будет произвольно убивать идеи своими замечаниями и прибережет свой пыл, так как будет знать, что скоро придет его очередь надевать черную шляпу.

+ Человеческий ум, охраняя свою цельность и самодостаточность, часто принимает все новое за что-то неестественное и ложное. Используя метод де Боно, мы получаем возможность рассмотреть мнения о вещах, которые прежде мы не воспринимали всерьез. Это увеличивает шансы найти верное или подходящее ситуации решение.

+ С помощью этой методики мы получаем возможность прийти к согласию с собеседником, попросить участника быть более уступчивым и отвлечься от личных предпочтений, порекомендовать ему не идти у всех на поводу, развернуть поток своих мыслей на 180 градусов или вы можете просто дать человеку шанс высказать все, что у него «накипело». Таким образом, вы не просто даете человеку возможность высказаться, а упрощаете поиск совместного решения.

+ Метод 6 шляп позволяет привлечь к обсуждению тем, обычно стеснительных и неразговорчивых людей. При этом любой из участников высказывая свою точку зрения, не испытывает дискомфорта не смотря на то, что его мнение может противоречить мнению большинства, ведь он как бы говорит от имени одной из цветных шляп, а не от своего лица.

+ Благодаря четко обозначенной структуре работы, исключающей пустые разговоры, мышление становится более сконцентрированным, разумным и плодотворным.

+ В результате того, что при использовании приема шести шляп полярные точки зрения не конфликтуют между собой, а мирно сосуществуют и дополняют друг друга, рождаются новые неординарные и инновационные мысли и идеи.

+ Еще одним достоинством шести шляп мышления является то, что с помощью данного метода мы учимся управлять своим вниманием. Ведь если наш ум способен не просто реагировать на происходящие с нами события, а готов на то чтобы переключиться с чего-то одного на другое, и при этом может рассмотреть объект с шести сторон, это развивает наше внимание и делает его на много острее.

+ По глубокому убеждению Эдварда де Боно, которое он подробно описал в своей книге, шесть шляп мышления призваны служить условно-рефлекторными сигналами, способными повлиять на баланс химических элементов (соотношения нейромедиаторов) в составе головного мозга.

МИНУСЫ:

— Главным минусом 6 шляп мышления, хотя, наверное, даже не минусом, а сложностью является сама технология шести шляп, т.е. для того чтобы освоить эту методику и с пользой научиться ее применять необходимо какое-то время. Проще решать вопросы, используя прием шести шляп индивидуально, а вот в коллективе это делать на много сложнее.

— Если вы не являетесь непосредственным руководителем, инициировать этот метод на предприятии и объяснить все его преимущества задача не простая. Большинство отечественных предприятий, не готовы внедрять какие бы то ни было новшества в работу компании, в частности коллективные методики, и в особенности, требующие личной вовлеченности.

— Кроме необходимости убедить руководство в надобности данного метода, существует еще и момент серьезности его восприятия непосредственно коллективом. Кто-то может посчитать его «детским» и откажется примерять цветные шляпы (хотя ни какие шляпы то на самом деле одевать не надо), объяснив это тем, что он не клоун. Однако тут дело опять-таки в профессионализме ведущего (модератора, т.е. синей шляпы).

Чтобы нивелировать немногочисленные минусы технологии шести шляп играмотно использовать все плюсы, перед тем как начать коллективную примерку головных уборов важно досконально изучить все правила проведения этой техники мышления.

Правила метода шести шляп мышления

При коллективном участии метод де Боно подразумевает обязательное наличие модератора, который руководит процессом и следит за тем, чтобы он не превратился в балаган. Все время, находясь под синей шляпой, модератор записывает все сказанное на бумагу и в завершении суммирует полученные результаты (для подведения итогов и наглядного его отображения лучше использовать интеллект-карты, научится их составлять вы сможете прочитав статью - «Правила составления ментальных карт«).

Вначале ведущий вкратце знакомит коллектив с общей концепцией шести шляп мышления, далее обозначает проблему или задачу. Ну, например: «Конкурирующая фирма предложила сотрудничество в области… Что делать?».

Сессия начинается с того, что все принимающие в ней участие вместе «надевают шляпу» одного и того же цвета, и смотрят оценивающим взглядом на ситуацию по очереди, в соответствующем этой шляпе ракурсе. Порядок примерки шляп в принципе не играет огромной роли, однако, некая очередность все-таки необходима. Попробуйте использовать следующий вариант:

Начните обсуждение темы в белой шляпе, то есть соберите и рассмотрите все имеющиеся факты, цифры, статистические данные, предложенные условия и т.д. После все имеющиеся данные обсудите в негативном ключе, т.е. в черной шляпе, и даже если предложение выгодное, ложка дегтя в бочке с медом, как правило, всегда есть. Ее то и надо увидеть. Далее найдите все положительные моменты в сотрудничестве, надев позитивную желтую шляпу.

Рассмотрев вопрос со всех сторон, и собрав достаточно информации для дальнейшего анализа, надевайте зеленую, креативную шляпу. В ней попытайтесь найти что-то новое, выйдя за рамки существующих предложений. Усильте положительные моменты, сгладьте отрицательные. Пусть каждый участник предложит альтернативный путь. Появившиеся идеи снова анализируются в желтой и черной шляпе. Да, и не забывайте периодически давать участникам выпустить пар в красной шляпе (ее надевают редко и на достаточно небольшой промежуток времени секунд тридцать, не больше). Так пробуя надевать шесть шляп мышления в разной последовательности, со временем, вы сможете определить наиболее подходящую очередность.

В завершении коллективного параллельного мышления модератор подводит итог проделанной работе. Также в важно чтобы модератор следил за тем, чтобы участники не надевали одновременно несколько шляп. Таким образом, мысли и идеи не переплетаются и не запутываются.

Можно использовать этот метод и немного по-другому – пусть каждый участник надевает шляпу определенного цвета и играет свою роль. В этом случае лучше распределять шляпы таким образом, чтобы они не соответствовали типажу человека. Например, пусть черную наденет оптимист, желтую то, кто постоянно все критикует, красную пускай по очереди наденут все, кто не привык проявлять эмоции и ведет себя всегда сдержано, зеленую не давайте примерить главному креативщику и т.д. Это даст возможность участвующим раскрыть потенциал.



Похожие статьи

  • Пирог «Шарлотка» с сушеными яблоками Пирожки с сушеными яблоками

    Пирог с сушёными яблоками был очень популярен в деревнях. Готовили его обычно в конце зимы и весной, когда убранные на хранение свежие яблоки уже кончались. Пирог с сушёными яблоками очень демократичен - в начинку к яблокам можно...

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...