Что такое психоделики? Воздействие психоделиков на человека

Психоделики — в переводе с греческого "ясный разум " — вид наркотических психоактивных веществ , употребление которых вызывает переход в изменённые состояния сознания , расширение границ привычного восприятия.

К психоделикам относятся различные синтетические и полусинтетические вещества, содержащиеся в некоторых грибах, кактусе пейота и других растениях.

Воздействие психоделиков воспринимается человеком как состояние похожее на сновидение, транс, медитацию . Данное состояние психики характеризуется неожиданными эмоциональными переживаниями.

Как и другие виды наркотических веществ, психоделики представляют серьёзную опасность для организма: возрастает вероятность рождения детей с врождёнными аномалиями , сильных психических изменений , в том числе депрессии.

Самые распространённые психоделики — это ЛСД и мескалин . Именно при их изучении в 50-х годах прошлого века был введён научный термин "психоделик", заменив устаревшие названия "галлюциноген " и "фантастикум ".

После Второй мировой войны психоделические препараты применялись в медицинских целях . Бум употребления психоделиков, как средств изменения сознания, пришёлся на 60-е годы, что связано с различными молодёжными субкультурами (хиппи, битнии и пр.), а также с работами профессора психологии Тимоти Лири и писателя Кена Кизи. Вскоре психоделики из-за социальной направленности своих приверженцев (активная протестная деятельность молодёжных движений) были законодательно запрещены .

Психоделики известны человечеству на протяжении нескольких тысячелетий. Их употребление было связано как с народной медициной , так и с различными религиозными и шаманскими культами. Следует отметить, что использование психоделических препаратов в традиционных культурах носило строго регламентированный характер , связывалось с многочисленными табу. Например, обычным людям их можно было употреблять только в определённое время (например, на религиозном празднике), а шаманы использовали подобные вещества только при поведении ритуалов (камлания и пр.). В таком контексте психоделики ещё называются энтеогенами .

Действие психоделиков можно описать как отключение фильтров , отсеивающих различные сигналы , которые сознание в своём обычном состоянии, считает не нужными (чувства, эмоции, воспоминания, фантазии и пр.). Попадая в изменённое состояние сознания, человек начинает воспринимать все эти сигналы . Возможности логического и абстрактного мышления снижаются, на первый план выходит алогичное мышление .

Психоделики вызывают следующие эффекты: иллюзии, негативные чувства (страх, депрессия) или наоборот (эйфория, умиротворение ), нарушение координации , галлюцинации. Возможны очень резкие переходы между негативными и позитивными состояниями. Следует отметить феномен эйдентизма — слитности ощущений , получаемых из различных органов чувств. Часто человек, находящийся под действием психоделиков, испытывает сильные чувства открытости и доверия к окружающим.

Важно отметить, что внешние наблюдатели могут направлять видения и воздействовать на них. При употреблении психоделика может произойти спонтанное установление логических связей между случайными объектами в сознании. В результате человек находит неожиданное решение проблемы, совершает открытие , недоступное ему в обычном состоянии сознания.

Если говорить о физических симптомах приёма психоделиков, то нужно отметить, что могут преобладать или перемежаться симпатическая и парасимпатическая реакции . Для первой характерны учащённый пульс, подъём артериального давления, расширение зрачков и т.д. При второй наблюдаются противоположные симптомы — замедление пульса и падение давления, слезоточивость, слюноотделение и т.п.

Близость психоделических состояний к состояниям, достигаемым в ходе различных духовных практик, ставит вопрос об их применимости для саморазвития . В каждом направлении свой подход к этой проблеме. Например, Кастанеда описывает употребление психоделического кактуса пейота, как непременный атрибут "пути воина", помогающий ему в духовном самосовершенствовании. Мистик Ошо обращает внимание на двойственную природу наркотиков, указывая, что проблема не в самой наркомании, а в обществе, которое толкает людей к наркотикам и одновременно преследует их за это. С практической точки зрения Ошо признавал возможность и эффективность разового применения психоделических веществ под контролем духовных учителей и врачей. Некоторые направления суфизма выступают против наркотиков, указывая, что их употребление блокирует энергетические каналы .

В заключении нужно сказать, что психоделики хотя и являются сильным инструментом для духовного поиска, но при этом их действие вредно для здоровья человека , а злоупотребление приводит к деградации , а не к духовному росту. Особенно эта проблема сильна в современном обществе, где запрет психоделиков превращает их в желанный "запретный плод ".

В Российском законодательстве запрещено употребление и распространение многих психоделических веществ.

А также пласт контркультуры, появившийся благодаря употреблению психоделиков или какое-то очень странное явление, выбивающееся из обычного хода вещей.

Сфера употребления слова

В другой методике, популярной в Соединённых Штатах, единственная, очень высокая доза ЛСД (0,3-0,6 мг) принимается после интенсивной психологической подготовки пациента. Этот метод, называемый психоделической терапией, пытается вызвать религиозно-мистические переживания при помощи шоковых эффектов ЛСД. Такой исследовательский опыт может послужить в дальнейшем начальной точкой для перестройки и лечения личности пациента, совместно с психотерапевтическом лечением. Термин психоделический, который можно перевести как «проявляющий разум» или «расширяющий сознание», был предложен Хамфри Осмондом, пионером исследования ЛСД в США.

Вместе с тем, многие не склонны сводить понятие «психоделии» исключительно к наркотикам, так как «расширение сознания» и связанные с этим ощущения могут быть достигнуты и без применения психоактивных препаратов через использование холотропного дыхания , сенсорной депривации или депривации сна и различных форм медитации а также некоторыми из психологических и духовных практик, предлагаемых религиями , некоторыми формами психотерапии и альтернативной медицины , оккультизмом , мистицизмом , эзотерикой , философией нью-эйдж и др. Таким образом «психоделический опыт » («трип »; испытывающих их могут называть «психонавтами ») связывают не только с приёмом ЛСД или, к примеру, ДОБ , мескалина , Salvia divinorum или марихуаны , но и с сеансами гимнастики Цигун , «контактёрством» («ченнелингом »), «визионерством» (исследованиями «астрального плана ») и подобным или же просто с проявлениями шизофрении и других психических расстройств .

Советский российский психиатр-нарколог Александр Данилин в своей книге «LSD: галлюциногены, психоделия и феномен зависимости», уделяет специальное внимание «психоделии по-советски» и также отделяет термин «психоделия» от однозначной связи с употреблением наркотиков. Он рассказывает об «эзотерических исканиях» среди жителей СССР в -70-х годах во времена расцвета наркотической «психоделической революции» на Западе (отдельное внимание уделяется роли КГБ в этом процессе).

В частности, Данилин пишет:

Если в Америке стремительно нарастающая молодёжная революция имела свои отчетливые этапы в виде волнообразного использования LSD и следовавшего за ним поиска психологических аналогов наркотического транса, то отечественная психоделия изначально занялась поиском того, что мы назвали «особыми состояниями сознания». Возможно, весь феномен «психоделии по-советски» более всего описывается понятием «эзотерические искания». Самое точное название использует В. Лебедько , называющий этот феномен «российской саньясой» («саньясин » в индуизме - искатель духовного откровения, не определившийся еще с выбором учителя). Эпидемия мистических исканий лавинообразно распространялась по нашей стране на протяжении 70-х годов, точно так же, как «психоделическая революция» в Америке на протяжении 60-х. Не все её участники были в состоянии определить, что именно они ищут. Один из наших пациентов определял чувство, за которым следовал, как «сжигающий все внутри голод на познание всего запретного и запредельного».

Психоделия в культуре

Психоделические опыты получили широкое отражение в современном искусстве , породив понятия «психоделическая музыка », графика, литература, кино.

Пионерами современной психоделической музыки принято считать таких исполнителей, как Jimi Hendrix , Pink Floyd , The Doors , The Who , Jefferson Airplane , The Grateful Dead , поздние The Beatles и другие музыканты эры хиппи . Подобные проекты принято относить к жанру психоделический рок , а с распространением электронной музыки жанр стал куда более многообразным. От стержневой культуры гоа-транса в середине 1990-х отпочковался так называемый «психоделический транс » (характерные представители - израильские проекты Infected Mushroom , Astrix), возник жанр «психоделическое даунтемпо » (или psybient , характерные представители - Shpongle , Bluetech , Shulman , Entheogenic) и другие.

В литературе напрямую с психоделией связаны такие работы, как, например, произведения Олдоса Хаксли и «Электропрохладительный кислотный тест» Тома Вулфа :

Лицо! Снова входит доктор, и...- чудеса, док, несчастный подопытный кролик - Кизи теперь может заглянуть в н е г о. Впервые он замечает, что у доктора с левой стороны дрожит нижняя губа, но он не просто в и д и т дрожание, он может - и, кажется, не впервые! - разглядеть, как становится крестообразным каждое мышечное волокно, отпихивая влево слабое желе губы, как волокна устремляются друг за другом назад, в инфракрасные каверны тела, сквозь транзисторные внутренности нервных сплетений, каждое по сигналу воздушной тревоги, а внутренние крючочки несчастного дурачка отчаянно цепляются за этих корчащихся маленьких ублюдков, пытаясь у д е р ж а т ь их и у с п о к о и т ь, я же доктор, передо мной опытный человеческий образец внутри несчастного дурачка показывают его собственное кино про пустыню, только каждый араб с усами из конского волоса представляет собой угрозу, - лишь бы губа, лицо оставались на одном уровне, на том уровне, который гарантировал ему медовый пузырек Официального Штукатура...

Чудеса! Он впервые обрел способность з а г л я д ы в а т ь в н у т р ь л ю д е й... Ах да, та маленькая капсула, что блаженно скользнула вниз по пищеводу, содержала ЛСД.

Психоделия оказала влияние на творчество многих писателей более позднего (после окончания эпохи хиппи) периода - к примеру, Виктора Пелевина , Дмитрия Гайдука .

В целом можно отметить тесную связь психоделики с «наркоманской» литературой - иллюстрацией тому может служить творчество Ирвина Уэлша . Такой «патологический» вариант психоделии является не единственным из существующих, хотя писатели чаще всего обращаются именно к нему.

См. также

  • Психоделическая музыка

Напишите отзыв о статье "Психоделия"

Примечания

Отрывок, характеризующий Психоделия

– Я не могу сказать, я не знаю. Никто не виноват, – говорила Наташа, – я виновата. Но всё это больно ужасно. Ах, что он не едет!…
Она с красными глазами вышла к обеду. Марья Дмитриевна, знавшая о том, как князь принял Ростовых, сделала вид, что она не замечает расстроенного лица Наташи и твердо и громко шутила за столом с графом и другими гостями.

В этот вечер Ростовы поехали в оперу, на которую Марья Дмитриевна достала билет.
Наташе не хотелось ехать, но нельзя было отказаться от ласковости Марьи Дмитриевны, исключительно для нее предназначенной. Когда она, одетая, вышла в залу, дожидаясь отца и поглядевшись в большое зеркало, увидала, что она хороша, очень хороша, ей еще более стало грустно; но грустно сладостно и любовно.
«Боже мой, ежели бы он был тут; тогда бы я не так как прежде, с какой то глупой робостью перед чем то, а по новому, просто, обняла бы его, прижалась бы к нему, заставила бы его смотреть на меня теми искательными, любопытными глазами, которыми он так часто смотрел на меня и потом заставила бы его смеяться, как он смеялся тогда, и глаза его – как я вижу эти глаза! думала Наташа. – И что мне за дело до его отца и сестры: я люблю его одного, его, его, с этим лицом и глазами, с его улыбкой, мужской и вместе детской… Нет, лучше не думать о нем, не думать, забыть, совсем забыть на это время. Я не вынесу этого ожидания, я сейчас зарыдаю», – и она отошла от зеркала, делая над собой усилия, чтоб не заплакать. – «И как может Соня так ровно, так спокойно любить Николиньку, и ждать так долго и терпеливо»! подумала она, глядя на входившую, тоже одетую, с веером в руках Соню.
«Нет, она совсем другая. Я не могу»!
Наташа чувствовала себя в эту минуту такой размягченной и разнеженной, что ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить и слышать от него слова любви, которыми было полно ее сердце. Пока она ехала в карете, сидя рядом с отцом, и задумчиво глядела на мелькавшие в мерзлом окне огни фонарей, она чувствовала себя еще влюбленнее и грустнее и забыла с кем и куда она едет. Попав в вереницу карет, медленно визжа колесами по снегу карета Ростовых подъехала к театру. Поспешно выскочили Наташа и Соня, подбирая платья; вышел граф, поддерживаемый лакеями, и между входившими дамами и мужчинами и продающими афиши, все трое пошли в коридор бенуара. Из за притворенных дверей уже слышались звуки музыки.
– Nathalie, vos cheveux, [Натали, твои волосы,] – прошептала Соня. Капельдинер учтиво и поспешно проскользнул перед дамами и отворил дверь ложи. Музыка ярче стала слышна в дверь, блеснули освещенные ряды лож с обнаженными плечами и руками дам, и шумящий и блестящий мундирами партер. Дама, входившая в соседний бенуар, оглянула Наташу женским, завистливым взглядом. Занавесь еще не поднималась и играли увертюру. Наташа, оправляя платье, прошла вместе с Соней и села, оглядывая освещенные ряды противуположных лож. Давно не испытанное ею ощущение того, что сотни глаз смотрят на ее обнаженные руки и шею, вдруг и приятно и неприятно охватило ее, вызывая целый рой соответствующих этому ощущению воспоминаний, желаний и волнений.
Две замечательно хорошенькие девушки, Наташа и Соня, с графом Ильей Андреичем, которого давно не видно было в Москве, обратили на себя общее внимание. Кроме того все знали смутно про сговор Наташи с князем Андреем, знали, что с тех пор Ростовы жили в деревне, и с любопытством смотрели на невесту одного из лучших женихов России.
Наташа похорошела в деревне, как все ей говорили, а в этот вечер, благодаря своему взволнованному состоянию, была особенно хороша. Она поражала полнотой жизни и красоты, в соединении с равнодушием ко всему окружающему. Ее черные глаза смотрели на толпу, никого не отыскивая, а тонкая, обнаженная выше локтя рука, облокоченная на бархатную рампу, очевидно бессознательно, в такт увертюры, сжималась и разжималась, комкая афишу.
– Посмотри, вот Аленина – говорила Соня, – с матерью кажется!
– Батюшки! Михаил Кирилыч то еще потолстел, – говорил старый граф.
– Смотрите! Анна Михайловна наша в токе какой!
– Карагины, Жюли и Борис с ними. Сейчас видно жениха с невестой. – Друбецкой сделал предложение!
– Как же, нынче узнал, – сказал Шиншин, входивший в ложу Ростовых.
Наташа посмотрела по тому направлению, по которому смотрел отец, и увидала, Жюли, которая с жемчугами на толстой красной шее (Наташа знала, обсыпанной пудрой) сидела с счастливым видом, рядом с матерью.
Позади их с улыбкой, наклоненная ухом ко рту Жюли, виднелась гладко причесанная, красивая голова Бориса. Он исподлобья смотрел на Ростовых и улыбаясь говорил что то своей невесте.
«Они говорят про нас, про меня с ним!» подумала Наташа. «И он верно успокоивает ревность ко мне своей невесты: напрасно беспокоятся! Ежели бы они знали, как мне ни до кого из них нет дела».
Сзади сидела в зеленой токе, с преданным воле Божией и счастливым, праздничным лицом, Анна Михайловна. В ложе их стояла та атмосфера – жениха с невестой, которую так знала и любила Наташа. Она отвернулась и вдруг всё, что было унизительного в ее утреннем посещении, вспомнилось ей.
«Какое право он имеет не хотеть принять меня в свое родство? Ах лучше не думать об этом, не думать до его приезда!» сказала она себе и стала оглядывать знакомые и незнакомые лица в партере. Впереди партера, в самой середине, облокотившись спиной к рампе, стоял Долохов с огромной, кверху зачесанной копной курчавых волос, в персидском костюме. Он стоял на самом виду театра, зная, что он обращает на себя внимание всей залы, так же свободно, как будто он стоял в своей комнате. Около него столпившись стояла самая блестящая молодежь Москвы, и он видимо первенствовал между ними.
Граф Илья Андреич, смеясь, подтолкнул краснеющую Соню, указывая ей на прежнего обожателя.
– Узнала? – спросил он. – И откуда он взялся, – обратился граф к Шиншину, – ведь он пропадал куда то?
– Пропадал, – отвечал Шиншин. – На Кавказе был, а там бежал, и, говорят, у какого то владетельного князя был министром в Персии, убил там брата шахова: ну с ума все и сходят московские барыни! Dolochoff le Persan, [Персианин Долохов,] да и кончено. У нас теперь нет слова без Долохова: им клянутся, на него зовут как на стерлядь, – говорил Шиншин. – Долохов, да Курагин Анатоль – всех у нас барынь с ума свели.
В соседний бенуар вошла высокая, красивая дама с огромной косой и очень оголенными, белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем.
Наташа невольно вглядывалась в эту шею, плечи, жемчуги, прическу и любовалась красотой плеч и жемчугов. В то время как Наташа уже второй раз вглядывалась в нее, дама оглянулась и, встретившись глазами с графом Ильей Андреичем, кивнула ему головой и улыбнулась. Это была графиня Безухова, жена Пьера. Илья Андреич, знавший всех на свете, перегнувшись, заговорил с ней.
– Давно пожаловали, графиня? – заговорил он. – Приду, приду, ручку поцелую. А я вот приехал по делам и девочек своих с собой привез. Бесподобно, говорят, Семенова играет, – говорил Илья Андреич. – Граф Петр Кириллович нас никогда не забывал. Он здесь?
– Да, он хотел зайти, – сказала Элен и внимательно посмотрела на Наташу.
Граф Илья Андреич опять сел на свое место.
– Ведь хороша? – шопотом сказал он Наташе.
– Чудо! – сказала Наташа, – вот влюбиться можно! В это время зазвучали последние аккорды увертюры и застучала палочка капельмейстера. В партере прошли на места запоздавшие мужчины и поднялась занавесь.
Как только поднялась занавесь, в ложах и партере всё замолкло, и все мужчины, старые и молодые, в мундирах и фраках, все женщины в драгоценных каменьях на голом теле, с жадным любопытством устремили всё внимание на сцену. Наташа тоже стала смотреть.

На сцене были ровные доски по средине, с боков стояли крашеные картины, изображавшие деревья, позади было протянуто полотно на досках. В середине сцены сидели девицы в красных корсажах и белых юбках. Одна, очень толстая, в шелковом белом платье, сидела особо на низкой скамеечке, к которой был приклеен сзади зеленый картон. Все они пели что то. Когда они кончили свою песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней подошел мужчина в шелковых, в обтяжку, панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал петь и разводить руками.
Мужчина в обтянутых панталонах пропел один, потом пропела она. Потом оба замолкли, заиграла музыка, и мужчина стал перебирать пальцами руку девицы в белом платье, очевидно выжидая опять такта, чтобы начать свою партию вместе с нею. Они пропели вдвоем, и все в театре стали хлопать и кричать, а мужчина и женщина на сцене, которые изображали влюбленных, стали, улыбаясь и разводя руками, кланяться.

Психоделики — вещества, относящиеся к классу психоактивных. Они изменяют восприятие окружающего и влияют на эмоциональный фон человека, а также некоторые психологические процессы.

Термин «психоделики» собран из двух греческих слов ψυχή — душа, δήλος — ясный. Психоделики способствуют введению сознания человека в измененную фазу. Эти вещества явно не признаются опасными, потому что не вызывают сильной аддикции или стойкой зависимости.

В отличие от сильных наркотиков — опиатов или кокаина прием веществ, содержащих психоделики не может гарантировать, описанной в медицинской литературе эйфории и не позволит достичь заранее определенного состояния. Прием психоделиков способствует введению человека и измененную фазу сознания, содержание которой зависит от множества факторов:

  • состояния организма,
  • психического склада личности,
  • перенесенных заболеваний неврологического плана и пр.

Фармакологически большинство психоделиков представляют собой антагонисты серотониновых рецепторов, относящихся к классу 5-НТ, чувствительных к двум группам психоактивных веществ — триптаминам и фенилэтиламинам. К психоделикам формально могут относиться любые вещества, затрагивающие работу широкого спектра рецепторов нервной системы.

Распространение и производство психоделиков в большинстве стран Мира преследуется законодательно. В последнее время в некоторых странах предпринимаются попытки использования психоделиков для лечения зависимости от никотина и алкоголя. Также они используются для лечения депрессий у больных, имеющих тяжелые онкологические заболевания.

История синтезирования и использования психоделиков

Плотно изучать психоделики с медицинской точки зрения начали в начале ХХ века, когда в массовой культуре появились сведения о мескалине. Его экстракты, смеси и продукты переработки растительного сырья стали подробно изучаться только в 50-е годы. До этого шло изучения воздействия психоделиков на сознание человека. Первоначально экстракты мескалина носили название «психотомиметик», что означало — вызывающий психоз. Но его действие не всегда провоцирует возникновение психозов, и от этого термина пришлось отказаться, заменив его термином «психоделик».

История использования психоделиков в народных культурах восходит к доисторическим временам. Первоначально они использовались в шаманских практиках индейцами Северной Америки для общения с духами предков. Также их применяли для коррекции и лечения некоторых психических заболеваний и «изгнания злых духов». В наши дни психоделики используются в некоторых странах Южной Америки с теми же целями.

Первый научный интерес в Западной культуре к психоделикам возник в середине или конце XIX века. Это было вызвано началом работы с мескалином в химических лабораториях. После Второй Мировой войны мескалином пытались пользоваться в качестве лекарства при лечении тяжелых депрессивных расстройств.

В 60-х годах ЦРУ использовало психоделики в секретных исследованиях на людях, которые не знали о том, что являются предметом изучения. После того, как в проекте «МК-Ультра», изучавшем действие психоделиков на людей, погиб подопытный человек, изучение было прекращено. Изучение дало материал, который говорил о наличии массы психических расстройств у подопытных. Помимо этого были отмечены случаи немногочисленных самоубийств, доказать прямую связь который с приемом психоделиков, не удалось.

В наше время существует ответвление психотерапии, которая называется «психоделическая терапия». Она основывается на использовании психоделиков для лечения психических отклонений и тяжелых заболеваний.

В наши дни вновь восстановлено изучение воздействия этих веществ на сознание здоровых людей, и людей, имеющих тяжелые заболевания. Специально для осуществления контроля за проводимыми работами была создана организация названная «Мультидисциплинарной ассоциацией психоделических исследований», которая трудится в Исследовательском институте Хеффнера.

Группы наркотиков

К психоделикам относят вещества, синтетического и полусинтетического происхождения, такие как диметоксибромамфетамин, 4-бромо-2.5-диметоксифенэтиламин, 2.5-диметокси-4-метиламфетамин и N-диметилтриптаамин, которые содержатся в некоторых растениях, например грибах (псилосцин и псилосцибин), кактусах (пейотль) или аяуаска, которая делается из растения под названием чалипонга (лиана духов или лиана мертвых) из которой изготовляется 12-часовой отвар для проведения ритуалов. Каждый шаман имеет собственный рецепт приготовления аяуаски. Рецепты могут разниться и включать до двадцати компонентов.

Получающиеся из этих растений вещества включают ингибиторы монаминоаксидазы, такие как:

  • алкалоиды,
  • гармалин,
  • гармин.

Если в наркотические вещества добавляются растительные компоненты, содержащие мощный психоактивный алкалоид N-диметилтриптамин, то эффект приема психоделика напоминает телепатию.

Не следует путать психоделики с диссоциативными веществами, такими как РСР или кетамин, которые относятся к длинной линейке галлюциногенов.

Терагираканнабиноиды, также являются психоактивными веществами, но могут быть отнесены только к разряду малых психоделических веществ. Они могут стимулировать психоделические переживания, будучи приняты в больших дозах и только в редких случаях. Некоторые психоделические свойства имеют MDMA или MDA. Также можно говорить о некоторых элементах у растительных эмпатогенов, таких как Salvia divinorum.

Близкий употребляет наркотики?
Запишитесь на консультацию

-- выбрать -- Время звонка - Сейчас 8:00 - 10:00 10:00 - 12:00 12:00 - 14:00 14:00 - 16:00 16:00 - 18:00 18:00 - 20:00 20:00 - 22:00 22:00 - 00:00 Заявка

Эффект от употребления

Химически психоделики можно разделить на триптамины и фенилэтиламины. Они различаются по характеру и степени воздействия на психику. Фенилэтиламины более напоминают сильные синтетические вещества, которые взывают жесткую реакцию организма. Это отличает их от триптаминов, которые оказывают более мягкое действие, которое длится столько же, сколько у фенлиэтиламинов.

Условность данной классификации проявляется не только в степени воздействия на организм, но и в некоторых химических признаках веществ. Например, триптаминовые вещества лучше называть индольными, так как не все триптамины могут являться психоделиками. Так, ЛСД, являясь продуктом лизергиновой кислоты, оказывает на организм действие, сходное с триптаминами.

На физиологическом уровне психоделики можно отнести к антагонистам серотониновых рецепторов. Внутриклеточное действие связано с активизацией Gi/0-белков и выработкой мРНК-генов:

  • EGR-1,
  • EGR-2.

При попадании в организм, психоделики, прежде всего влияют на пятый слой нейронов коры головного мозга.

Ученые считают, что механизм действия этих наркотиков заключается в нейтрализации работы фильтров, которые занимаются работой с сигналами, в обычной жизни гаснущими не достигая сознания и не вызывая ответа психики или рефлекторного ответа организма. Эти сигналы могут поступать не только извне, но и приходить из подсознания, будучи активизированными воспоминаниями, эмоциями или впечатлениями, поразившими человека много лет назад. Активация бессознательного или подсознательного дает яркие эффекты.

Классическим психоделическим наркотиками являются ЛСД и мескалин. Эти вещества считаются крайне опасными, так как при попадании в организм они взывают дезорганизацию психической деятельности, дезориентацию в пространстве, что приводит к сильным расстройствам психики и ведет к дереализации или деперсонализации. В случае наличия у человека вяло текущих или скрытых психических заболеваний, прием мескалина или ЛСД может привести к активации процесса, который плохо поддается лечению, а в некоторых случаях не поддается совсем.

Психоделический опыт личности зависит не только от багажа психики и наличия или отсутствия психических заболеваний или отклонений, но и от обстановки, в которой ведется прием или от впечатлений, полученных непосредственно перед ним.

К некоторым возможным эффектам при приеме относятся:

  • иллюзии,
  • синетстезии,
  • страх,
  • депрессия,
  • чувство умиротворения,
  • нарушение координации движений,
  • псевдогаллюцинации слухового и зрительного ряда,
  • яркие воспоминания,
  • нарушения понимания времени и пространства в котором находится человек,
  • иллюзии телепатии или ясновидения.

Ученые полагают, что эффект влияния этих веществ на психику сходен с сильным религиозным чувством. Изменение восприятия происходящего сходно с состоянием сознания, практикуемым йогами. Это состояние получило в религиозных книгах стран Востока самые разные наименования — самадхи, сатори и пр.

Как проявляется тяга к наркотику

При приеме психоделиков можно говорить о формировании только психической зависимости. Эти вещества не вызывают яркой физической зависимости, абстинентного синдрома или ломки.

Психическая зависимость формируется после первого применения.

Постепенно у человека отмечается упрощение и деградация личности, разрыв социальных связей. Опасность приема психоделиков состоит в усилении скрытого течения или склонности к возникновению психических заболеваний, таких как маниакально-депрессивные психозы, шизофрения, приступы паранойи и и пр.

Последствия для психики

Последствия приема можно разделить на краткосрочные и долгосрочные. Однократные прием наркотиков приводит:

  • утрате четкости восприятия зрительных объектов — изображение раздваивается, растворяется, обретает иные очертания, резкие цветовые изменения.
  • полной или частичной потере зрения,
  • к слуховым и зрительным галлюцинациям,
  • изменению восприятия пространства,
  • чувству покоя, желанию отдыхать, петь, наблюдать за изменение галлюцинаторных объектов.

Передозировка психоделиками приводит к потере сознания, резкому повышению температуры тела, тахикардии, тошноте и рвоте.

Регулярный прием приводит к резкому падению умственного потенциала личности и разрушению психического здоровья. Большинство наблюдений за наркоманами, имевшими длительный стаж приема психоделиков, фиксирует:

  • нарушение мыслительной деятельности — невозможность сосредоточиться, нормально усваивать информацию, концентрировать внимание на происходящем,
  • деградацию личности зависимого — единственной мыслью, которая побуждает наркоманов действовать — это мысль о поиске очередной дозы, разрыв социальных связей, утрата друзей, семьи, работы,
  • усиление скрытого течения психических заболеваний или отклонений.

От нейронов к нирване - Психоделики в медицине

Рассчитайте стоимость лечения от зависимости

Часто психоделику связывают с эзотерикой, а то и путают эти два понятия. Правильно ли это? Что такое психоделика? Ответы на эти вопросы мы и поищем в данной статье. Для начала следует разобраться с энтомологией термина: «психо» с греческого языка – «душа», «делика» – «проявлять». То есть, беседуя о психоделике, мы говорим о проявлении души.

Психотропы и психоделика

Многие люди на вопрос о том, что такое психоделика, тут же вспоминают о психотропах – веществах, которые якобы расширяют сознание. Существует даже понятие «трип», то есть «путешествие» сознания после употребления психоактивных веществ. Употребление психотропных веществ с целью расширить сознание стало брендом после того, как широкие массы эзотериков прочитали труды К. Кастанеды. Здесь важно понимать, что потребление психоактивных веществ в книгах Карлоса (и других адекватных эзотериков) является не целью, а средством выхода за рамки костного сознания. Те же, кто превращает употребление психоактивных веществ в цель, рискуют, наоборот, сузить рамки своего сознания куда сильнее, чем типичные обыватели.

Психоделика – это музыка, картины, стихи, рассказы, фильмы и другое творчество. Для того чтобы рисовать в психоделическом стиле, не нужно употреблять психоактивные вещества, а чтобы оценить такое творчество по достоинству, психотропы и подавно не нужны. Психоделика – то, что сделано проявлением души. Обычно принято считать душу некоей отдельной субстанцией, нашедшей пристанище в человеческом теле. Но в концепции психоделики душа воспринимается, скорее, как более глубокие, нежели речевой ум, слои сознания.

Психоделические состояния и методы их достижения

Достичь психоделического состояния сознания можно не только с помощью психоактивных веществ. Существует масса методов вроде холотропного дыхания, нидра-йоги, депривации сна, медитации и духовных практик. Неподготовленному человеку трудно достичь глубоких состояний, но с первого раза этого и не требуется, достаточно лишь коротких мгновений внутренней тишины.

Психоделическая культура

Также с психоделикой связывают особую культуру в одежде, общении и предпочтениях в музыке. Для культур такого типа есть особое название «контркультура», связанное с тем, что многие её атрибуты противоречат классическим представлениям о нормах. С проявлением души подобное самовыражение имеет мало общего, поскольку построено на тезисах поверхностного речевого ума вроде тех, какого цвета должна быть одежда или обои в вашем доме. Но подобная культура ничем не уступает той, что принята за основу в любом развитом обществе. Так что если вас влечёт к ней, не нужно стесняться.

Группа психоделических препаратов или галлюциногенов включает в себя множество природных средств растительного происхождения: каннабис (гашиш, марихуана), пейотль, мускатный орех, псилоцибиновые грибы, семена ипомеи и т.д., а также синтезированные вещества, химические аналоги растительных препаратов: мескалин, псилоцибин, ЛСД. Сюда же относят ЛНДВ — «летучие наркотически действующие вещества, — токсичные клеи и летучие растворители, используемые токсикоманами, но в силу их особой вредности и специфики употребления, а также невозможности вписать их в общую культурную традицию употребления галлюциногенов их описание выносится в отдельную главу.

Термин «психоделический» образован соединением двух греческих слов: психе (душа) и делос (ясный, истинный, явленный) или делоо (прояснять, являть, показывать, проясниться). Уже само значение термина говорит скорее о внутренней природе галлюцинации, о раскрытии потенций самой души, чем о внешней природе видений. Поэтому эффекты употребления психоделических веществ более чем когда-либо зависят от личности употребляющего, о чем подробно говорилось в главе об эйфории.

Все известные галлюциногены объединяются в общую группу благодаря способности вызывать непроизвольные галлюцинации, порождать спор тайную, неуправляемую психопатологически продукцию, психический автоматизм, наплыв образов и ощущений, часто не связанных с внешними раздражителями. Этот наплыв дезорганизует психику до степени психоза, вызывая расстройства сознания, восприятия, мышления, в отличие от других психотропных веществ вызывая разлад на всех уровнях, всех регистров психических функций. Однако, если к таким «тяжелым» наркотикам, как опиаты или барбитураты, к кокаину, клеям, транквилизаторам и т. д., современное человечество сформировало безусловно отрицательное отношение, и борьба с героином не вызывает чувства протеста ни у одного нормального человека, психоделики до сих пор не получили однозначной отрицательной оценки, более того, время от времени те или иные представители просвещенного человечества публично выступают в их защиту. Так, американский антрополог Карлос Кастанеда, под руководством своего наставника, индейца племени яки, создал целую школу употребления пейотля для достижения мудрости и высшего знания. Известный литератор Олдос Хаксли, описывая свои опыты с мескалином - синтетическим аналогом активного алкалоида пейотля, призывает использовать мескалин в терапевтических целях людям, которые не способны к свободному созерцанию, не могут самостоятельно сойти с «накатанной колеи обыденного восприятия», освободиться от власти дискурса, от власти слов и понятий, определяющих все сферы человеческой жизнедеятельности. Мескалин, по его убеждению, помогает увидеть мир таким, какой он есть, непосредственно и, безусловно, в его органической целостности и высшем единстве. Тимоти Лири, профессор психологии, признанный научный авторитет, призывал к употреблению психоделических наркотиков, в частности ЛСД, для расширения сознания и целостного познания Вселенной и своего места в ней, обретения духовного просветления. Вместе с Олдосом Хаксли Лири стал идеологом и наставником тысяч «детей цветов» в 60−е годы. Представители раста-движения организовали при спонсорстве журнала «Блэк Мьюзик» с участием ведущих групп рэггей компанию «Легализуйте марихуану!». «Легализуйте ее!» - назывался альбом Питера Тоша. Растаманы также провели несколько «Международных конференций за каннабис». Конопля, по их мнению, позволяет уйти от левополушарного логического мышления европейцев к символическому, связанному с мировой гармонией. «Трава мудрости» и «Средство божественного очищения» - так называют марихуану представители нового мистицизма. Однако запрет остается в силе.

В чем же причина такой двойственности в оценке психоделических наркотиков? Во-первых, в наличии многовековых и даже многотысячелетних культурных традиций употребления галлюциногенов разными народами. Во-вторых, в их способности расширять сознание и дарить особенно острые эстетические ощущения. И в-третьих, - отсутствие физической зависимости и абстинентного синдрома в большинстве случаев. Остановимся на этих особенностях подробнее.

Именно природные галлюциногены, в отличие от остальных наркотиков, на протяжении тысячелетий использовались для получения магического опыта, опыта общения с высшими силами и трансцендентного познания. Мэрлин Добкин де Риос, известный американский этнограф, в своей монографии «Растительные галлюциногены», переведенной на русский язык, описала ритуальное использование психоделиков в одиннадцати традиционных культурах Северной, Центральной, Южной Америки, Азии, Африки, Сибири, Австралии, Новой Гвинеи в связи с системами их верований, космогонических представлений, анимистическими мифами, концепциями шаманства, тотемизмом, иерархией общественного устройства и т. д. Несмотря на глубокую древность этих растений, при ритуальном использовании не обнаруживается сколько-нибудь значительного злоупотребления ими. Чувство самосохранения, а также особого благоговения перед магическими веществами уберегает племена от наркомании. Исследование 247 общественных образований показало отсутствие всякого злоупотребления и наркомании среди их членов. Однако ритуальное употребление отличается от «дикого» европейского наркотизма рядом аспектов: мотивами, организацией, наличием «режиссера» и «проводника» и т. д. Подробнее об этом можно прочесть в главе, посвященной ритуальному применению наркотиков.

Второй аргумент в защиту психоделиков - их способность расширять сознание и обострять восприятие. Как верно заключил Тимоти Лири, ЛСД - это наркотик не для всех, а для людей, обладающих определенным эмоциональным, психологическим и интеллектуальным опытом и ориентированных на активное созерцание. В этом случае богатство восприятия и преображение окружающего мира способствует осознанию его новых, неведомых ранее качеств и смыслов, при этом эстетические впечатления неразрывно связаны с познавательной деятельностью. Вальтер Н. Панке различает пять основных разновидностей психоделических ощущений:

1. Психотическое. Связано с чувством страха, паникой, параноидальным искажением представлений, чувством изоляции.

2. Познавательное. Быстрое мышление и обострение способности к логическим выводам. Многие проблемы предстают в новом свете.

3. Эстетическое. Повышение способностей восприятия. Человек видит звуки, вибрацию неодушевленных предметов, которые начинают жить богатой собственной жизнью, постигает прекрасную сущность обыденных вещей, наблюдает фантастические видения. Большую роль в обогащении впечатлений играет музыка, направляющая ход видений.

4. Психодинамическое ощущение. Человек постигает сущность важных явлений, которая до этого находилась в сфере подсознательного, делает оригинальные выводы.

5. Пиковое, космическое переживание. Ощущение целостности личности, смерть «Эго», чувство покоя, любви, неподвластности времени и пространству, ощущение эмоционального подъема, чуда существования, появление философского взгляда на окружающий мир, целостного знания, которое невозможно выразить словами.

Однако у людей нерешительных и эмоционально незрелых, не готовых к употреблению психоделиков, возникают серьезные осложнения. Психозы и страшные видения называют «bad trip» или «freak out».

Третий аргумент в защиту галлюциногенов - тот факт, что они не вызывают физической зависимости. По этому поводу давно ведутся оживленные споры. Действительно, в большинстве случаев физическая зависимость не формируется (хотя относительно препаратов индийской конопли почти доказано обратное, в отличие от cannabis Americana. она способна формировать зависимость, т.к. обладает большей наркогенностью). Однако все психоделики формируют стойкую психическую зависимость, с которой бывает очень трудно бороться. Поэтому марихуана очень часто становится трамплином для других форм наркомании. Кроме того, людям, вполне осознанно употребляющим психоделики в небольших количествах и чувствующим в себе силы не попасть в наркотическую зависимость, необходимо учитывать, что психоделическое опьянение производит опасный переворот в психике, головном мозге и нервной системе, частое повторение которого может привести к необратимым нарушениям их функций, изменениям в мозговой ткани. Жертвы передозировок часто становятся пациентами психиатрических клиник. Употребляющий психоделические препарат должен быть абсолютно уверен в своем психическом здоровье, т. к. они имеют способность запускать дремавшие ранее психические заболевания!



Похожие статьи

  • Пирог «Шарлотка» с сушеными яблоками Пирожки с сушеными яблоками

    Пирог с сушёными яблоками был очень популярен в деревнях. Готовили его обычно в конце зимы и весной, когда убранные на хранение свежие яблоки уже кончались. Пирог с сушёными яблоками очень демократичен - в начинку к яблокам можно...

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...