Для чего нужны логопедические упражнения. Общее недоразвитие речи. Логопедические упражнения «Маленький птенчик»

Чистая речь очень важна для каждого из нас. Именно разговор помогает нам общаться друг с другом, а без общения человеку жить очень и очень непросто. Но невнятная и нечистая речь сильно затрудняет коммуникацию, поэтому еще в детстве важно научиться чисто и красиво выговаривать все звуки. И этим обязательно должны озаботиться родители, ведь без своевременной логопедической коррекции ребенок может столкнуться с серьезными проблемами в общении со сверстниками и даже обзавестись ненужными комплексами. Темой нашего сегодняшнего разговора станут логопедические занятия для детей 5 лет дома – обсудим возможные упражнения.

На самом деле, пятилетки редко говорят чисто. Практически каждому второму крохе нужна, и притом, системная логопедическая помощь. Но с некоторыми проблемами можно справиться даже без помощи специалиста – нужно лишь хорошенько заниматься дома.

При этом родителям нужно сразу запомнить :

Все занятия должны выполняться исключительно в игровой форме;

Начинать нужно с двух-трех минут за раз, после продолжительность занятия может достигать пятнадцати – двадцати минут;

В день стоит проводить два-три занятия;

Обязательно хвалите кроху за успехи и не журите за маленькие поражения;

Занимайтесь, когда ребенок бодр и весел;

Будьте объектом для подражания;

Все упражнения выполняйте неторопливо.

Рассмотрим эффективные логопедические упражнения для детей пятилеток

Для формирования правильного произношения звука «р»

Ребенок открывает рот пошире и старается улыбнуться в таком положении. Важно, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Далее нужно совершить несколько гладящих движений язычком вперед и назад по области верхнего неба. Родителям придется потренироваться, чтобы объяснить технику выполнения такого задания крохе.

Малыш чистит зубки кончиком языка, двигаясь по их внутренней поверхности. Рот нужно открыть пошире.

Произносим слово «да», упираясь кончиком языка в верхние зубы, после произносим слово «ды», сдвигаясь кончиком языка на верхнее небо.

Упражнения для правильного произношения звука «л»

Ребенок открывает ротик пошире и кладет язык на нижнюю губу. Одной рукой нужно придерживать подбородок и произносить слоги со звуком «л» - «ла», «ли», «лу», «ло».

Рот также широко открыт, а язык рисует по поверхности неба.

Родители предлагают малышу дотянуться языком до кончика носа.

Упражнения для постановки звука «ш»

Это достаточно сложный звук, с постановкой которого деткам придется поработать:

Нужно положить края языка под верхнюю губу, а затем резко рвануть его вниз, чтобы услышать звонкий щелкающий звук;

Вытяните губки трубочкой и замрите в такой позиции секунд на семь;

Возьмите небольшую ватку, положите ее на кончик носа крохи и предложите ему ее сдуть.

Логопедические занятия для дома, которые помогут увеличить четкость речи

Малыши-пятилетки способны с легкостью повторять разные действия за взрослыми. Артикуляционная гимнастика дастся им легко и принесет заметный результат.

Широко улыбаемся, показывая всем свои зубы. Далее вытягиваем губы тонкой трубочкой и на секунду замираем.

Максимально напрягаем мышцы губ, после чего плавно их расслабляем.

Немного покусываем то нижнюю, то верхнюю губу.

Цокаем язычком, как лошадка копытами.

Другие логопедические упражнения для домашних занятий с пятилеткой

Растяните посильнее губы, улыбаясь. Но при этом зубы должны быть надежно спрятаны за зубами. Замрите на тридцать секунд.

Приоткройте немного ротик, положите язык на поверхность нижней губы и шлепайте по нему губами, чтобы получались звуки «пя-пя».

Откройте рот, высуньте язык и постарайтесь позагибать его края вверх – трубочкой. Замрите в такой позиции секунд на тридцать.

Улыбнитесь, раскрыв рот. После дотрагивайтесь поочередно кончиком языка к каждому из уголков рта.

Улыбнитесь и широко откройте рот. После на счет «один» опустите кончик языка за нижний край зубов, а на счет «два» поднимите его за верхний. Повторите пять раз.

Веселые звуки для коррекции звукопроизношения

Малышам пяти лет очень нравятся разные звуковые игры. И логопеды применяют их в своей практике. Так, для улучшения звукопроизношения предложите ребенку:

Попищать как мыши: «пи-пи»;
- пореветь, как младенец: «уа-уа-уа»;
- загудеть, как ветер: «уууу»;
- покричать, будто заблудился: «аууу-ауу»;
- поразговаривать, как животные «кваа-кваа», «мяу-мяу», «га-га»;
- порычать, как большой лев «ррр»;
- спеть детскую песенку «ля-ля-ля».

Логопеды, между прочим, подчеркивают важность пения для формирования правильной речи. При этом можно разучивать любые любимые песенки. Они помогут решить многие логопедические проблемы, ведь при пропевании звуки тянутся, а это способствует коррекции произношения.

Дополнительная информация

Родителям нужно учитывать, что с некоторыми проблемами в речи ребенка справиться дома своими силами им просто не удастся. В такой ситуации лучше обратиться за помощью к специалисту – квалифицированному логопеду. Ну а при систематических занятиях с логопедом, домашняя артикуляционная гимнастика и упражнения помогут достичь нужного эффекта на порядок быстрее.

Логопедические занятия для детей 5 лет и упражнения, приведенные выше, будут эффективнее при коррекции логопедических проблем, если обогащать словарный запас ребенка: читать ему книги, побольше разговаривать и уделять время и силы развитию грамматического строя языка (обучению правильно употреблять слова и грамотно составлять предложения).

У дошкольников часто встречается неправильное произношение или отсутствие некоторых звуков. Для родителей важно не упустить момент для занятий. Для этого необходимо не только проконсультироваться со специалистами, но и читать специализированную литературу.

Стоить помнить о том, что для красивой и правильной речи заниматься необходимо ежедневно . И чем раньше начать занятия, тем лучше. Причем логопедические упражнения для детей, разработанные логопедами, полезны не только детям, у которых есть дефекты произношения. Они будут полезны и детям без трудностей с произношением.

Обычно в 4-5 лет у детей формируется чистое произношение. Но могут возникать сложности с отдельными звуками. Это звуки «р», «л» и шипящие. Бытует мнение, что подобные дефекты пройдут со временем без постороннего вмешательства. Но это совсем не так. И занятия, даже дома с мамой, просто необходимы.

В 5-6 лет малыш должен иметь определенные навыки:

Если что-то из перечисленного выше вызывает у ребенка затруднения, то нелишним будет посещение специальных курсов или выполнение логопедических заданий дома. Плюсы в посещение логопедических центров в том, что с ребенком будет заниматься профессиональный логопед. Но его работа часто стоит достаточно дорого. Поэтому любящие родители могут изучить необходимые материалы и заниматься с ребенком дома. Плюсом будет то, что ребенок не будет чувствовать себя не комфортно из-за незнакомой обстановки и общения с незнакомым человеком.

Виды дефектов

Нарушений речи может быть огромное количество. Ведь у каждого ребенка они уникальны. Но делятся они на основные 7 видов:

Развитие с пеленок

Не стоит удивляться тому, что развитием речи необходимо заниматься с первых месяцев жизни. К этому относится развитие мелкой моторики. Ведь именно она способствует развитию отделов головного мозга, отвечающих за речь.

Особенно полезны пальчиковые игры, массаж ладошек, игры с различными фактурами. Ребенку полезно рисовать (особенно пальчиковыми красками), лепить из глины и пластилина, собирать пазлы и мозаики, строить из конструкторов, играть в шнуровки и нанизывать бусины. Особенно полезно делать все это в компании родителей.

Необходимо с первых дней разговаривать с малышом. К этому можно приобщить братьев и сестер. Необходимо читать ему книги, рассказывать сказки и стихи. Еще можно озвучивать свои действия.

Когда пора к логопеду?

В современном мире живое общение и чтение книг отошли на второй план. Их место заняли телевизор и интернет . Дети чаще смотрят мультики, чем слушают сказки. И это может пагубно отразиться на их речевом развитии.

Дефекты звукопроизношения встречаются чаще. Но родители из-за ограниченного общения с детьми не всегда могут заметить проблему. Или замечает поздно. А логопедические проблемы требуют безотлагательного вмешательства. И чем раньше это произойдет, тем быстрее от нее можно будет избавиться.

Логопедические занятия дома

Мама может обратиться с проблемой как к специалисту, так и к специализированной литературе. На сегодняшний день написано большое количество книг по логопедическому развитию.

Для того чтобы логопедические упражнения для детей 5-6 лет дома были успешны и принесли результат, необходимо соблюдать определенные правила:

Этапы занятий дома

При проведении занятий необходимо соблюдать определенный порядок .

  1. Пальчиковая гимнастика. При занятии необходимо не просто просить ребенка повторить какие-либо действия. Гораздо эффективней будет разучивание специальных стишков («Сорока-ворона», «Бегемот»). Они чаще всего короткие, и ребенку будет интересно выполнять упражнения с одновременным проговариванием. Не менее полезно для развития мелкой моторики играть с мелкими предметами и разными фактурами, например, с крупой, различными тканями;
  2. Артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление мышц. Без этого не стоит начинать ставить ребенку звуки. Упражнения могут быть динамичными (когда губы и язык двигаются постоянно при выполнении упражнений) и статическими (когда они занимают определенное положение и удерживают его несколько секунд). Данные упражнения сложнее выполнить малышу, но они очень важны. Именно благодаря им мышцы готовятся к произношению определенных звуков.
  3. Развитие фонематического слуха. Так как ребенок учится, воспринимая речь других, то важно чтобы они говорили правильно. Данные упражнения в основном основаны на звукоподражании.

После того как выполнена гимнастика, можно заняться постановкой звуков. Самыми коварными логопеды считают шипящие, «р» и «л». ребенок может просто пропускать их в словах. В этом нет ничего страшного. Со временем он их освоит. Но когда на их место малыш ставит звуки с более легким произношением, то пора вмешиваться специалисту или родителям.

Постановка звука «р»

При сложностях с произношением «р» обязательна консультация логопеда, так как причиной может быть короткая уздечка . В этом случае ее необходимо будет подрезать в медицинском учреждении.

Если длина уздечки нормальная, то у ребенка нарушен фонематический слух, который может зависеть от генетики, или плохо развит артикуляционный аппарат. Это устраняется упражнениями. Но не стоит беспокоиться, если ребенок в 2-4 года не выговаривает сложный звук. Начинать занятия следует, если ситуация не измениться к 5 годам .

Постановка звука «л»

Основные упражнения на артикуляцию:

  1. Разговор индюшки. Открыть рот, двигать в стороны языком, произнося при этом «бл-бл», имитируя голос рассерженного индюка.
  2. Гамак. Это для языка своеобразная растяжка. Его кончик упирать нужно попеременно в верхние и нижние зубы и задерживать положение как можно дольше. Язык в это время должен напоминать своеобразный гамак.
  3. Лошадь. Пощелкивание языком верхнего неба обычно дается деткам легко и они выполняют его с большим удовольствием.
  4. Грибочек. Язык нужно упереть всей поверхностью в верхнее нёбо, а челюсть опустить вниз. При этом уздечка сильно натягивается.
  5. Гул самолета. Ребенок должен изобразить, как гудит самолет. Язык в это время нужно прижать к верхним зубам, а не располагать между.

Постановка шипящих звуков

Самые простые логопедические упражнения для тренировки произношения шипящих звуков - подражание насекомым и животным в игровой форме . Например, ребенку можно предложить полетать как комарик или оса, произнося в это время звук «с-с-с» или «з-з-з».

Если предложить ребенку стать паровозиком, то можно тренировать произношение звука «ч-ч-ч». тренировать звук «ш-ш-ш» можно, изображая распиливание дров или шум прибоя.

Для занятий удобно использовать картинки . Взрослый показывает изображение комара, паровоза, прибоя, а ребенок озвучивает предмет, изображённый на картинке.

Для логопедических занятий с детьми лучше выбирать игровые формы. А так как дети любят подражать, то взрослому обязательно нужно показывать, как выполнять упражнение правильно. При этом ребенок не только должен слышать произношение, но и видеть мимику взрослого. Поэтому необходимо разговаривать с ребенком на одном уровне. Но главное, чтобы малышу было интересно заниматься. Тогда упражнения обязательно принесут положительный результат.

Упражнения для чёткости речи подпираются индивидуально для каждого и могут быть:

  • статическими – удерживание артикуляционных поз на протяжении пятнадцати секунд;
  • динамическими – повторение ритмичных движений по шесть раз для развития речевого аппарата;
  • укрепляющие упражнения на тренировку отдельных звуков.

Данные упражнения предназначаются для устранения различных дефектов речи, улучшения дикции, устранения заикания, становления техники речи.


Эффективность от занятий будет заметна только при регулярном выполнении комплексной программы. Некоторые случаи требуют проведение занятий с логопедом, но в основном родители сами могут справиться с подобного рода задачей.

Дефекты речи:

  • афония или дисфония – нарушение фонации, патологические изменения голосового аппарата;
  • тахилалия – быстрый темп речи;
  • брадилалия – медленный темп речи;
  • заикание – нарушение ритма, плавности и темпа речи, вследствие судорог мышц речевого аппарата;
  • дислалия – фонетические дефекты;
  • ринолалия – дефект звукопроизношения и тембра голоса;
  • дизартрия – нарушение произношения вследствие неправильной работы нервных окончаний, связывающих центральную нервную систему с речевым аппаратом;
  • алалия – недоразвитие или полное отсутствие речи у ребёнка, связанное с поражением речевых зон головного мозга;
  • афазия – частичная или полная потеря речи, наступающая после локального поражения клеток головного мозга.

Данные виды дефектов речи определить самостоятельно достаточно сложно, поэтому при малейшем подозрении на возникновение одного из них необходимо обратиться к врачу и пройти соответственно назначенное лечение.

Три раза в день на протяжении четырёх минут необходимо повторять определённый комплекс упражнений. Главное это правильное выполнение и стремление к обучению, иначе положительного результата придётся ждать очень долго.

При соблюдении всех норм и правил эффект от упражнений наступает уже через месяц. Занятия с логопедом дают результат гораздо быстрее.

Таким образом, следует при малейшем подозрении на наличие дефектов обращаться к логопеду, потому что запущенные проблемы устранить очень сложно.

Техника речи

Упражнения по технике речи помогают ребёнку обрести голос, но для этого необходимы ежедневные усилия и старания.

  1. Упражнение на восстановление дыхания . Принимает удобное положение, вдыхаем через нос, наполняя живот и грудную клетку воздухом. Выдыхаем также через нос, повторяя движения 5 – 7 раз.
  2. Упражнение на задержку дыхания . Дыхание выполняется по технике первого упражнения. Только с задержкой на три секунды.
  3. Мычание . Набираем полные лёгкие воздуха и на выдохе проговариваем любой детский стишок, поём гласные звуки, резко выбрасываем воздух со звуком «ХААА» или проговариваем скороговорки.

В любом случае данная методика даёт результат, со временем оттачивая технику речи.

Улучшаем дикцию

Дикция речи является очень важным фактором, поэтому развивать её следует с раннего детства.

Пятиминутная зарядка, состоящая из десяти упражнения способна за короткое время превратить мычание в членораздельную речь, практически без усилий.

Несколько советов при проведении упражнения:

  • нижнюю челюсть опускаем вниз и двигаем ей влево и вправо, вперёд и назад. Движения должны быть осторожными и плавными;
  • принимаем исходное положение, руки кладём на грудь. Наклоняемся вперёд, произнося на выдохе протяжные и длительные гласные звуки. Голос должен быть низкого тембра, этот фактор очень важен;
  • улыбаемся с открытым ртом и двигаем языком от одного уголка рта к другому. Челюсть и губы должны находиться в неподвижном состоянии, а язык не должен касаться губ;
  • улыбаемся с открытым ртом и облизываем языком губы, следим за плавностью движений и неподвижностью челюсти;
  • с сомкнутыми губами облизываем зубы с внутренней стороны. Сначала верхнюю челюсть, затем нижнюю. Упражнение делаем медленно, считая по порядку зубы. Также следим за неподвижностью губ и челюсти;
  • с открытым ртом пытаемся достать языком нос и бороду, по очереди. Следим за тем, чтобы язык не сужался и не касался губ и зубов;
  • с открытым ртом достаём языком альвеолы, расположенные за нижними зубами и бугорки нёба. Следим за неподвижностью челюсти и губ.

Выполняя упражнения, ребёнок с детства улучшит свою дикцию , а вместе с ней и отработает тембр своего голоса, благодаря чему в будущем сможет оказывать при помощи голоса влияние на людей, что обусловлено повышенной восприимчивостью определённых голосовых частот.

Исправляем дефекты речи

Зачастую вследствие сюсюканья и неправильного произношения взрослыми слов, у ребёнка развиваются дефекты речи.

Наиболее подверженный возраст для развития подобных явлений это дети от двух до пяти лет, поскольку на протяжении данного периода малыши начинают учиться реализовывать свои мысли в слова.

Упражнения для исправления произношения свистящих, шипящих звуков, а также «р» и «л»:

  • Трубочка – смыкаем губы, затем вытягиваем их в виде трубочки, как можно дальше;
  • Чашечка – открываем широко рот и стараемся придать языку форму чашки, высовывая его далеко вперёд;
  • Барабан – открываем рот и стараемся ударять языком за верхними зубами по нёбу, произнося звук «д»;
  • Щётка – открываем рот и проводим языком по зубам сверху и снизу;
  • Варенье – улыбаемся с открытым ртом, облизывая вытянутым языком верхнюю губу.

Главное правильно установить вид дефекта и исправно и своевременно выполнять предписанные упражнения, тогда результат не заставит долго себя ждать. Даже очень тяжёлые случаи терпят видимые изменения после проведения сеансов на протяжении полу года.

Устраняем заикание

Заикание является речевым дефектом, с которым работать не так и просто.

Именно поэтому следует перед занятиями делать упражнения на развитие речевого дыхания и стараться создавать игровую атмосферу, при помощи которой ребёнок будет расслаблен.

Не спешите с результатом, главное не прекращайте занятия, и в качестве благодарности за свои усилия, ваш малыш попрощается с данным недугом и разовьёт свою речь.

  • Весёлые карусели – ходите с ребёнком по кругу и произносите на каждый шаг слова: « Мы катаемся на весёлых каруселях опа-опа – па-па, тати-тати-та-та»;
  • Весёлые цыплята – прыгайте на левой и на правой ноге по очереди и повторяйте: « Хлоп –хлоп топ-топ! УФ-уф, аф-аф! Цап-цап, тап-тап! Тап-тап, цып-цып!»;
  • Дирижёр – делайте руками ритмичные движения и произносите вместе с малышом слова и слоги на распев.

Следует обратить внимание, что принцип работы с детьми и взрослыми одинаков, отличие заключается только в том, что для детей разрабатываются игровые формы, а для взрослых этого не требуется.

Упражнения на развитие речи: видео

Посмотрите короткое видео про упражнение: артикуляционная гимнастика — Варенье

Ранний детский возраст (2-3 года) – важный этап в развитии речи ребенка.

В это время детей интересует все происходящее вокруг.

Родителям важно всячески поддерживать малыша в его начинаниях, ведь главными проводниками в мир новой информации являются именно взрослые ближайшего окружения.

Нужно убедиться в том, что ребенок нормально физически, эмоционально.

Существуют условные нормы развития детей (рост, навыки, умения, словарный запас ребенка).

Их следует учитывать, но и зацикливаться в случае несоответствия не стоит.

Лучше обратиться к специалисту, который сопоставит все факторы, влияющие на развитие, и даст профессиональную оценку развития вашего чада.

Особенности логопедии в 2-3 года

Главная задача взрослого при работе с детьми раннего возраста – вызвать звукоподражание в любой форме.

Учитывая психологию детей 2-3-х лет, занятия нужно проводить в виде подвижных игр, разнообразных и не продолжительных по времени.

Важно установить эмоциональный контакт с ребенком, заинтересовать его, завоевать доверие, поощрять активность, хвалить.

Это поможет избежать многих психологических проблем, связанных с боязнью речи.

Развитие общего подражания

Общим подражанием называется копирование движений, действий, мимики.

Ребенок воспроизводит движения, которые видит, и успешно их запоминает при многократном повторении.

Механизм подражания работает на подсознательном уровне в быту, а воспитатели и логопеды используют его осознанно при проведении занятий с детьми.

Важно, чтобы ребенок находился в условиях правильной речевой среды, т. е. лучше ограничить общение с людьми, имеющими дефекты речи. Следите за своим поведением – слова не должны идти вразрез с действиями.

Развитие общего подражания начинают с повторения элементарных движений, затем выполняют несколько действий одновременно. Следующий этап – выполнение целой цепочки действий, логически связанных, и, как правило, социально значимых (например, покормить куклу и уложить ее спать).

Занимаясь с детьми, соблюдайте некоторые правила: ваши предложения должны быть внятными, простыми и не слишком длинными; речь взрослого – эмоционально яркой, спокойной, не громогласной.

Игры общего подражания могут проводиться как с одним ребенком, так и с несколькими (обычно 3-5 детей).

Но! Учитывайте, что, играя в группе, дети подражают не только взрослому, но и друг другу.

Игры с общим подражанием

  • . Смысл игры – выполнение команд взрослого (руки вверх, руки в стороны, прыгаем, хлопаем в ладоши). Для поддержания интереса и внимания предложите детям выбрать ведущего среди них самих.
  • Птички. Дети играют в птичек. Взрослый комментирует каждое движение: «Летаем как птички! Помашем крылышками вверх и вниз! Теперь птички клюют зернышки!» Постепенно темп игры увеличивается.
  • Ладошки. Выполняется серия движений с ладошками:

«Ладошки вверх (кладем ладони на стол внешней стороной вниз)!

Ладошки вниз (переворачиваем ладони)!

А теперь их на бочок (ставим ладони на ребро)!

И зажали в кулачок (зажимаем ладони в кулаки)!»

Речевое подражание

Воспроизведение ребенком звуков, слов, фраз называется речевым подражанием.

Оно является осмысленным только тогда, когда речь тесно связана с действиями ребенка.

Взрослый должен стимулировать речь ребенка при помощи вопросов.

Слова для повторения нужно произносить многократно, не повторять за ребенком его «слова-заменители». Ответы ребенка принимаются в любом виде.

Самое важное – сделать все возможное, чтобы ребенок не стеснялся говорить.

Подражание речи проходит несколько ступеней:

  1. Копирование звуков, имеющих определенный смысл.
  2. Повторение аморфных слов (куп-куп – купаться, ам-ам – кушать, ляля – кукла).
  3. Повторение простых слов (баба, деда, пить).
  4. Повторение коротких фраз: «Дай сок! Где ложка?»

Уделяйте большое внимание употреблению глаголов. Если в речи ребенка много слов-действий, его уровень развития достаточно высок.

Игры с речевым подражанием

Эффективным способом вызывания речевого подражания является использование стихотворных текстов – договаривание слов и фраз путем создания пауз при чтении стихов.

Например:

Очень любят … (обезьяны)

Кушать сладкие … (бананы).

Мы на обезьян … (похожи),

И бананы любим … (тоже).

Постепенно количество пауз (пропускаемых взрослым слов) можно увеличивать, тем самым увеличивая словарный запас ребенка.

Увлекательны игры в форме беседы: взрослый несколько раз повторяет слово, далее задает ребенку вопрос, ответом на который является выделенное слово. В случае правильного ответа на вопрос взрослый хвалит ребенка, в случае неправильного – сам отвечает на вопрос или предлагает несколько вариантов ответа.

Роль книги

Книга знакомит ребенка с окружающим его миром; развивает логическое и образное мышление, память, воображение; расширяет словарный запас; учит правильно составлять предложения.

Благодаря чтению ребенок учится слушать и концентрировать внимание.

Семейное чтение – это способ общения между родителями и детьми, хороший метод воспитания и средство досуга.

Психологи считают, что дети, которым читают книги родители, более эмоционально уравновешены и уверены в себе.

Книжный материал для занятий

Основные черты хорошей книги для ребенка 2-3 лет:

  • Высокое качество иллюстраций.

Качественные изображения привлекают ребенка, не перемещают его внимание за границы картинки. В качественных изданиях рисунки обычно яркие, четкие, «просторные» (на светлом фоне, для лучшего зрительного восприятия ребенка), реалистичные, изображения тел героев – пропорциональные. Качественные иллюстрации развивают эстетический вкус малыша. Общение с книгой для малыша – это первое знакомство с миром искусства.

  • Лаконичность текста.

В 2-3 года дети еще не могут слушать длинные сказки, поэтому короткие ритмичные произведения (стихи, песенки, частушки, считалки, ) и короткие рассказы и сказки являются оптимальным выбором для малышей.

Список книг для детей раннего возраста:

1. Русские народные сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба»). Способствуют развитию логического мышления. Например, в сказке «Репка» малыш запоминает героев в той очередности, в которой герои тянули репку, – отличное упражнение для развития памяти и логики.

  • А. Барто (сборник «Игрушки»);
  • К. Чуковский («Сказки»);
  • С. Маршак («Стихи и сказки»);
  • живые, задорные и юмористические сборники стихов И. Токмаковой «Где спит рыбка», «Ходит солнышко по кругу»;
  • необычные, с нестандартными рифмами, стихи Г. Сапгира «Леса-чудеса»;
  • С. Михалков («Самые любимые сказки и стихи малышам») известен своей способностью в легкой юмористической форме рассказывать детям про их проказы и непослушание.

4. Сказки зарубежных писателей. Яркий представитель – Д. Дональдсон. Самые знаменитые произведения – сказка «Груффало» (о маленьком мышонке, который смог перехитрить страшное чудище Груффало), «Дочурка Груффало» (в книге хорошо отслеживается полезная мысль – не стоит уходить далеко без спроса родителей, это может быть опасно).

5. Развивающие книги – помогают детям учиться рисовать, клеить, лепить.

Влияние моторики

Развитие речи напрямую зависит от развития мелкой моторики, т. к. участки мозга, отвечающие за речь и за движение, взаимозависимы и находятся рядом.

На рынке много разных пособий и игрушек для развития мелкой моторики, но, чтобы играть с ребенком, не нужно специальных дорогих игрушек.

На самом деле все необходимое есть в каждом доме – фасоль, макароны, пуговицы, крышечки, баночки и т. д.

Чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды.

Сенсорное развитие

Сенсорное развитие – это представления ребенка о внешних особенностях предметов: их цвете, величине, форме, вкусе, запахе и т. д.

Ребенок 2-3 лет уже способен называть без ошибок около 6 цветов, складывать пирамиду, раскладывать фигурки различной формы в соответствующие отверстия на доске, собирать мозаику из 4-х частей, в рамках листа проводить линии (длинные, короткие, округлые, вертикальные, горизонтальные).

Веселая тренировка

Подвижные игры укрепляют мышцы детского организма, являются профилактикой плоскостопия, развивают координацию движения, способствуют развитию моторных навыков и речи.

Виды подвижных игр:

  • разные виды ходьбы (приставной шаг, ходьба на пятках, носочках);
  • лазание, преодоление препятствий;
  • игры с мячом;
  • упражнения на равновесие (скольжение с горки, ходьба по наклонной скамейке).

Артикуляционная гимнастика при заикании

Заикание – это речевая проблема, которая порой тяжело поддается терапии. Успеха можно достигнуть лишь посредством ежедневных тренировок.

Артикуляционная гимнастика при заикании является одной из самых лучших, т. к. она направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Примеры упражнений:

  • надувать щеки, выпускать воздух, надувать каждую щеку поочередно;
  • хлопать губами друг о друга (как рыбка);
  • языком надавливать то на одну, то на другую щеку по очереди;
  • надуть щеки, закрыв при этом рот, затем ударить по щечкам кулаками, чтобы с шумом выпустить воздух;
  • покусать верхнюю, потом нижнюю губу.

Возраст раннего развития (2-3 года) – недолгий, но поистине уникальный период жизни, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Родителям стоит уделить особое внимание ребенку, т. к. именно в это время закладывается фундамент для развития речи и мышления малыша.

У большинства дошкольников есть те или иные проблемы с речью. К счастью, исправить ситуацию можно самостоятельно, регулярно выполняя с ребёнком несложные упражнения.

Если малыш не выговаривает какие-то звуки, «комкает» слова, говорит, словно кашу в рот набрал, — не отчаивайтесь! Чаще всего проблемы с речью - возрастные, и к школе большинство детишек начинают говорить чисто и правильно. Конечно, бывают и сложные случаи, когда без логопеда не обойтись. Но для начала стоит попытаться улучшить речь ребёнка с помощью домашних упражнений.

Правила занятий с малышом

Логопедические занятия для дошкольника должны проходить в игровой форме, иначе малыш может не захотеть заниматься. Проводите занятия регулярно, 2-3 раза в день. Начинайте с 3-5 минут, постепенно увеличивая время урока до 15-20. Лучшее время для занятий — после завтрака и после дневного сна. Отложите упражнения, если ребёнок в плохом настроении, болен или устал. Выполняйте упражнения вместе с ребёнком, показывайте все движения на своём примере. Проводите занятие перед зеркалом, чтобы кроха мог видеть, как двигаются его губы и язык.

Логопедические упражнения

Мы привыкли думать, что логопеды нужны только тем детям, которые произносят не все звуки. Чаще всего проблемы вызывают «р», «л», «ц», шипящие. Однако бывает и так, что малыш освоил произношение, но всё равно говорит нечётко, тихо, невнятно, непонятно, пропускает звуки или слоги, путает их. Поэтому логопедические упражнения направлены не только на постановку звукопроизношения, но и на общее развитие речи.

Упражнение №1. Артикуляционная гимнастика

Начинайте каждое занятие с гимнастики, стимулирующей мышцы речевого аппарата. Предложите крохе:

  • высунуть язык как можно дальше, дотронуться кончиком языка до носа и подбородка;
  • облизать губы;
  • сделать язык широким, расслабленным; свернуть в трубочку; поднять его края (форма лопаточки);
  • «почистить» зубки, проводя языком по внутренней их поверхности;
  • водить языком по нёбу вперёд-назад (как будто маляр красит потолок).

Упражнение №2. Развитие фонематического слуха

Для детишек 4-5 лет полезны упражнения, развивающие восприятие звуков. Поиграйте в такую игру: пусть ребёнок делает вид, что спит (ляжет на руки, закроет глазки), а вы будете медленно произносить слова. Услышав определенный звук (например, «а»), малыш должен «проснуться». Другие варианты той же игры: хлопать в ладоши, подпрыгивать, вставать, услышав звук.


Упражнение №3. Звукоподражание

Так любимая детишками игра очень полезна для развития речи. Изображайте вместе с крохой звук мотора, летящего самолета, бульканье воды, мычание коровы, рычание тигра, воркование голубя и пр.

Упражнение №4. Работа со звуком «р»

Пожалуй, это самый трудный для малыша звук. Чтобы помочь карапузу справиться с ним, поиграйте в такие игры:

  • предложите ребёнку приоткрыть рот, положить на нижнюю губу расслабленный язык и дуть со звуком «ф» достаточно сильно, чтобы ватный шарик или карандаш катились по столу;
  • научите кроху цокать языком, изображая, как скачет лошадка;
  • изобразите барабанную дробь, постукивая кончиком языка по небу.


Упражнение №5. Работа со звуком «л»

Отыскать пропавший звук «л» помогут такие упражнения:

  • говорить «у-у-у-у» с высунутым язычком (как будто поезд едет);
  • прижать язык между зубами и двигать им вперёд-назад, будто пытаетесь его чистить;
  • немного прикусив язычок, попробовать спеть «лек-лек-лек».

Упражнение №6. Работа со звуком «ц»

Поднесите руку ребёнка к своим губам и произнесите звук «ц». Он должен почувствовать одно прикосновение воздушной струи. Потом поднесите его руку к его губам и попросите, чтобы он повторил этот звук. При этом можно изображать, что вы говорите кому-то вести себя потише: «Тцццц».


Упражнение №7. Работа с шипящими

Проблема с произношением шипящих настолько распространённая, что встречается даже в детской классике. Например, в «Денискиных рассказах» Драгунского: «…не фыфка, не сыска, а хыхка!». Чтобы научить дошкольника произносить шипящие, попробуйте такие упражнения:

  • пусть малыш «накажет» язычок, слегка высунув его и пошлепав губами, произнося «пя-пя-пя»;
  • положите ребёнку на кончик языка маленький кусочек конфетки (мармелада или ириски) и попросите приклеить его на нёбо, прямо за верхними резцами;
  • пошипите вместе: поиграйте в змею, сдувающийся шарик, кипящий чайник.


Похожие статьи

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

  • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

    Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...