Джон локк был основоположником. Джон локк основные идеи

Имя: Джон Локк (John Locke)

Возраст: 72 года

Деятельность: педагог, философ

Семейное положение: не был женат

Джон Локк: биография

В 17 веке в Англии появлялись первые признаки свободы. Когда в университетах преподавали теологию и умозаключения , средневековая философия забывалась, на смену пришли естественные науки. Также 17 век для Англии – это гражданская война, ознаменовавшаяся постепенным переходом абсолютной монархии к конституционной. В это время родился великий английский философ Джон Локк, труды которого вошли в основу всеобщей философской практики.

Детство и юность

Родился будущий философ в 1632 году в маленькой деревне Рингтон, находящейся рядом с графством Бристоль.

Отец мальчика Джон Локк был одним из лучших адвокатов в округе, жившим в достатке.

Джон старший свободолюбив, в ту пору, когда Англией правил Карл I, он служил капитаном армии при парламенте. Во время революции Локк старший из-за невиданной щедрости потерял все свои сбережения, отдавая деньги нуждающимся. Таким образом, отец учил сына, что нужно стараться жить для общества.


Из биографии матери ученого известно только то, что ее девичья фамилия – Кинг. Больше сведений о женщине, которая воспитала философа, до современников не дошло.

Мальчик рос в оппозиционной семье, ни отец, ни мать не поддерживали абсолютной монархии, а также не поддерживали режим господствующей англиканской церкви.

Родители Джона воспитывали сына, каждый из них сделал собственный вклад в развитии мальчика. Так от отца Локк младший унаследовал любовь к свободе и призрение к мелким житейским вещам, а от матери философ унаследовал набожность.

Женщина боялась потерять детей, ведь брат Джона умер еще в младенчестве из-за слабого здоровья. Поэтому мать Локка жила в вечном страхе перед Богом и постоянно молилась.


Воспитывался мальчик религиозно и строго, по пуританским правилам. По большей части мальчиком занимался отец, разработав собственную методику, которую в дальнейшем Джон младший расхваливал.

Джон старший держал сына на большом расстоянии от себя и в полном повиновении. Затем он медленно позволял мальчику приближаться, а грозный тон и приказы перешли в житейские советы. Постепенно «начальник» и «подчиненный» стали равны между собой и их связывала крепкая дружба.

Локк рос одаренным и начитанным мальчиком. Друг отца, полковник Александр Попхэм, советовал отдать Джона младшего в Вестминстерскую школу.


Биографы философа без преувеличений рассказывают, что Локк был лучшим учеником в школе: мальчик ко всем предметам относился старательно и с прилежанием.

В 1652 году Лок поступает в университет Оксфорда, где изучает медицину, греческий и латинские языки, литературу и т.д. Естествознание у юного студента преподавал сам Роберт Бойль. В университетские годы Локк начал увлекаться философией ученого-математика Рене Декарта, который стал началом мировоззрения, развивавшегося у студента.


Пробуждению интереса Джона Локка содействовал его учитель и наставник Роберт Бойль.

Декарт научил Локка отвращению к пустым заумным словам, которые не несут никакого смысла, на протяжении всей жизни Джон считал, что краткость – сестра таланта.

Также будущий философ начал придерживаться учений Джона Уилкинса, который страстно относился к науке, а ученый Ричард Лоувэ прививает юноше любовь к медицине.

Теория познания

Свою ключевую книгу «Опыт о человеческом разумении» Джон Локк пишет в 1690 году. Учению Локка содействовали научные труды о «врожденных идеях», которые берут истоки в философии древнегреческого ученого , а затем эту теорию в 17 веке рассматривает , чьи труды изучал Джон Локк.

«Врожденные идеи» – это человеческие знания, которые не могут быть приобретены, так как они не основываются на чувствах. То есть, те принципы, которые приводят к всеобщему человеческому согласию в силу «инстинктов».


Но Джон Локк не поддержал эту теорию, а наоборот, выступил в своем сочинении о сенсуализме с противоположной точкой зрения. По мнению философа, люди выбирают те или иные идеи (например, открытия медицины) не из-за «врожденности», а из-за полезности. Ученый считал, что основа человеческого познания – жизненный опыт, который строится на чувственных восприятиях.

Сложные идеи вырабатываются рассудком и состоят из простых идей. А простые идеи возникают в результате жизненного опыта индивида: человек – «чистый лист бумаги», который заполняется жизненной рефлексией.

Таким образом, Джон Локк расходится во мнении с , который писал, что душа постоянно мыслит, и мышление – постоянный признак души.


По мнению английского философа, знание есть опыт, а по мнению Декарта, мышление – априорное состояние человека.

Джон Локк – величайший английский мыслитель 19 века, однако все заключения ученого выработаны не самостоятельно, а благодаря другим деятелям. Поэтому, несмотря на интересное трактование мысли, Джон Локк – вовсе неоригинальный автор философской концепции.

В «Опыте о человеческом разумении» можно проследить влияние психолога Томаса Гоббса и физика .

Концепция Локка заключается в том, что ограниченный по времени и пространству мир находится в подчинении высшего разума – Бога. Каждое существо взаимодействует с другими и имеет собственную цель. Предназначение человека – познание и почитание Бога, из-за которого наступает блаженство на Земле и в ином мире.

Педагогика

После блестящего окончания Оксфордского университета Локк пару лет преподает древние языки, но вскоре уходит с этой должности, приняв предложение графа Энтони Эшли Купера Шефстбери. Когда Энтони тяжело болел, Джон Локк поставил правильный диагноз. Благодарный граф предложил Джону работать домашним врачом и воспитывать двух мальчиков.

В то время Локк пишет письма приятелю Клэрку и излагает мнение о воспитании. Эдвард старательно собирал письма философа, которые послужили основой педагогического труда «Мысли о воспитании».


Джон был уверен, что действия человека зависят не от собственного восприятия, а от воспитания, которое вырабатывает характер, волю и нравственную дисциплину человека. Причем, по мнению Локка, физическое воспитание должно развиваться одновременно с духовным. Физическое заключается в развитии гигиены и здоровья, а духовное в выработке нравственности и достоинства.

Мысли, изложенные в письмах Клэрку, отражают то, как воспитывал Локка отец:

  • Развитие тела, соблюдение строгой дисциплины, распорядка дня и приема простой пищи;
  • Развивающие упражнения и игры;
  • Ребенок должен идти наперекор желанием и делать то, что подсказывает разум и что не противоречит нравственности;
  • С раннего возраста детей нужно учить изящным манерам;
  • Физическое наказание ребенка имеет место быть только при систематическом неповиновении и дерзком поведении.

Политические идеи

Политическое мировоззрение Джона Локка формируется еще в детстве из-за родителей.

Из политических мировоззрений Локка наиболее известна идея демократической революции, высказанная в трудах философа: «Право народа на восстание против тирании» и «Размышления о славной революции 1688 года».

По мнению философа о государстве, оно должно гарантировать личную свободу и естественные права человека. О правлении Локк говорит, что представители власти должны избираться народом, человек должен подчиняться общепринятым законом, а не самопроизволу и деспотизму вышестоящих лиц.


Джон также первым выдвинул идею о разделении властей и был приверженцем теории общественного договора.

Государство обязано гарантировать защиту каждого человека и его достояния, а также решать дела преступного характера. Таким образом, у Локка формируется понятие о правовом конституционном государстве и законодательной власти.

Личная жизнь

В затворничестве и одиночестве Джон Локк превзошел даже . Казалось бы, великий философ – житейский человек, любящий жизнь. Однако, если Кант к концу жизни обзавелся домиком и слугой, то у Локка не было ни того, ни другого. Джонн был бездомным, который всю жизнь провел в чужих домах как педагог, пример – история с Энтони.

Джон не ставил себе цель обзавестись центральной деятельностью, все его действия носят отрывочный характер. Врачеванием он занимался, когда его кто-либо попросит, политику изучал, когда это было возможно, и т.д.


Джон Локк был одиноким

Набожный Джон Локк не предавал значения материальному миру, а готовился к будущей жизни, которая, судя по священному писанию, ждет человека в загробном мире. Объяснить это можно как набожностью Локка, так и его слабым здоровьем. Иногда болезненные люди живут долго, но постоянно готовятся к смерти, оценивая себя как гостей в этом мире.

Жены и детей у ученого не было. Локк пытался объединить два противоположных понятия – религию и науку.

Смерть

Последние годы жизни Локк провел в загородном доме одной знакомой Дэмерис Мэшем, которая заменяла ему дочь. Женщина восхищалась философом, поэтому нравоучения Локка господствовали в ее семье.


В преклонном возрасте Локк лишился слуха, чем очень опечалился, ведь не слышал своих собеседников.

Умер философ от астмы 28 октября 1704 года в возрасте 72 лет. Похоронен ученый поблизости последнего места жительства.

Цитаты

  • «Любая страсть берёт начало в наслаждении или страдании.»
  • «Едва ли есть что-либо более нужное для знания, для спокойной жизни и для успеха всякого дела, чем умение человека владеть своими мыслями.»
  • «Истинное мужество выражается в спокойном самообладании и в невозмутимом выполнении своего долга, невзирая ни на какие бедствия и опасности.»
  • «Двадцать поступков можно простить скорее, чем одно нарушение правды.»
  • «В человеке, плохо воспитанном, отвага становится грубостью...»

ДЖОН ЛОКК.

Первым, в наиболее общем виде, задачу исследования происхождения, достоверности и объема человеческого знания поставил перед собой английский философ, врач по образованию и политик по роду своей практической деятельности, Джон Локк (1632-17-4). В своем главном научном труде «Опыт о человеческом разуме»(1690) Локк задался целью всесторонне обосновать положение об опытном происхождении всякого человеческого знания. Первый вопрос, который он должен был решить на пути осуществления своего замысла, это высказать отношение к имевшей широкое распространение теории «врожденных идей». Д. Локк категорически отвергает возможность существования такого рода идей.

Поскольку Д.Локк отвер существование врожде ных идей, то закономерно встал следующий вопрос: каков же ис­точник этих идей? Отвечая на этот вопрос, анг ийский фи­лософ ясно формулирует исходный принцип эмпиризма. "На опыте основывается все наше знание, от него, в конце концов, происходит наше наблюдение, направленное или на внешние.лредме ы, или на внутренние действия ашей ду­ши, воспринимаемые и рефлектируемые нами самими, до­ставляют нашему разуму весь материал мы шлеяи я Там же. С 128).

Как видно из высказывания Д.Локка, он различает два вида опыта: внешний опыт, состоящий из совокупности определений и внутренний опыт, образующийся из аблю­дений ума ад своей внутренней деятельностью. Источни­ком внешнего является объективный материальный мир, который воздействует на органы чувств человека и вызыва­ет ощущения. На этой основе, утверждает английский мыс­литель, в нас и возникают простые идеи, имеющие реальное (т.е. объективное) содержание, сообразное самим вещам.

Внешний опыт или рефлексия - это деятельность на его ума, когда он занимается переработкой приобретен­ных идей. Разъясняя свое понимание внутреннего опыта или рефлексии, Д.Локк подчеркивает мысль о том, что этот источник идей каждый человек целиком имеет внутри се- бя", что он "не имеет никого дела с внешними предметами и хотя этот источник не есть чувство..., ...тем не менее он очень сходен с ним и может быть довольно точно назван внутрен­ним чувством"("Гол1 же. С.129). Эта характеристика внут­реннего опыта призвана подчеркнуть большое значение де­ятельности ума, рефлексии. Но все же, обосновывая главное положение эмпиризма, Д.Локк неоднократно подчеркивал, что деятельность ума, которая становится предметом ре­флексии, протекает только на основе чувственных данных, возникающих у человека раньше идей рефлексии. И вооб­ще, душа не может мыслить прежде, чем чувства снабдят ее идеями для мышления.

Однако при получении идей рефлексии наш ум не пассивен, а активен. Он совершает некоторые собственные действия, при помощи которых, из простых идей как мате­риала и основания для остального, строятся другие. Благо­даря этой способности, ум имеет больше возможности раз­нообразить и уменьшить объекты своего мышления беско­нечно дольше того, чем ему доставили ощущения или рефлексия. Вместе с тем, Д.Локк четко указывает, что ум не может выйти за пределы тех первичних идей, которые фор­мируются на основе ощущений. Внешний опыт является ос­нованием, базой всего последующего знания.

По способам образования и формирования всей идеи, по Локку, делятся на простые и сложные. Простые идеи со­держат в себе однообразные представления и восприятия и не распадаются на какие-то составляющие элементы. Локк относит к простым идеям идеи пространства, формы, покоя, движения, света и т.д. По содержанию простые идеи в свою очередь, делятся на две группы. К первой группе он относит идеи, отображающие первичные или первоначальные каче­ства внешних объектов, которые совершенно неотделимы от этих объектов, в каком-бы состоянии они не были, и которые наши чувства постоянно находят в каждой частице материи, достаточно для восприятия объема. Таковы, например, плотность, протяженность, форма, движение, покой. Эти ка­чества действуют на органы чувств посредством толчка и порождают в нас простые идеи плотности, протяженности, формы, движения, покоя или числа. Локк утверждает, что только идеи первичных качеств тел сходны с ними и их прообразы действительно существую в самих телах, то есть идеи этих качеств совершенно точно отображают объектив­ные свойства этих тел.

Ко второй группе он относит идеи отражающие вто­ричные качества, которые по его мнению, ненаходятся-в самих вещах, но представляют собой силы, вызывающие в нас различные ощущбйия своимя первичными качествами. (т.е. объемом, формой, сцеплением и движением незаметных частиц материи). Ко вторичным качествам Локк относит та­кие качества вещей, как цвет, звук, вкус и т.д. Таким обра­зом, проявление вторичных качеств связывается англий­ским мыслителем не с самим объективным миром, а с его вос­приятием в человеческом сознаяии.

Сложные идеи, по учешпо Локка, образуются из про­стых идей в результате самодеятельности ума. Д.Локк вы­деляет три основных способа образования сложных идей: 1. Соединение нескольких простых идей в одну сложную идею; 2.Сведение вместе двух идей, все равно - простых или сложных, и сопоставление их друг с другом так, чтобы обо­зревать их сразу, но не соединять в одну; З.Обособление идей от всех других идей, сопутствующих им в их реальной цействительности.

В соответствии с характером образования Локк раз­личает три вида сложных идей по их содержанию. 1 .Идеи модусов или "эмпирических субстанций". Сюда он включает идеи являющиеся либо зависимыми от субстанций (первич­ных оснований), либо их свойствами последних. 2. Идеи от­ношения, состоящих в рассмотрении и сопоставлении одной идеи с другой и приведения к идеям отношений "брат, отец" причины и следствия, тождества и различия и т.д. 3. Идей субстанции, то есть некий "субстрат", "носитель", "подпор­ку" простых идей, не имеющих самостоятельного существо­вания субстанции делятся на простые ("человек") и собира­тельные (армия, люди). Для лучшего понимания последователей учения Лок­ка необходимо более внимательно остановиться на его кон­цепции субстанции. Как ранее было сказано, Локк понимал под субстанцией субстрат, носитель известного качества или совокупности качеств. Какова же природа этого субст­рата: материальная или духовная? Он признает наличие те-Самый достоверный род познания, по Локку,- интуи­ция. Интуитивное познание есть ясное и отчетливое воспри­ятие соответствия или несоответствия двух идей через их непосредственное сравнивание. На втором месте после ин­туиции, по степени достоверности, у Локка стоит демонстра­тивное познание. В этом роде познания восприятие соответ­ствия или несоответствия двух^идей совершается не непо­средственно, а опосредовано, через систему посылок и выводов. Третий род познания - чувственное или сенситивное познание. Этот род познания ограничевается восприя­тием единичных предметов внешнего мира. По своей досто­верности оно стоит на самой низкой ступени познания и не достигает ясности и отчетливости. Посредством интуитив­ного познания мы познаем наше бытие, посредством демон­стративного познания - бытие Бога посредством сенситив-ного познания - существование других вещей.

лесной и мыслящей субстанции. Но не устанавливает между ниии однозначного отношения. Они как бы рядоположены, хо­тя и не соприкасаются друг с другом.

Особый интерес представляет также разработанная Даккой кояцепция абстрагировавия или теория образования наиболее общих понятий (ковцептов). Именно характер этой теории позволяет определить учение Локка о сложных идеях как ковцептуализм.

Проблема абстрагирования в истории философии рас­сматривалась, прежде всего, как проблема соотношения об­щего и единичного в познании, тесно связанная с определени­ем роли языка. В средневековой философии эта проблема ре­шалась с двух диаметрально противоположных позиций -воминализма и реализма. Номиналисты утверждали, что об­щее есть просто имя- иомеи (название). В реальности суще­ствуют лишь единичные вещи. Реалисты же утверждали, что общая идея существует реально, а единичное лишь отраже­ние реального существования идеи этих вещей. Д.Локк стре­мится найти новый способ решения этой проблемы на основе теории познания. Согласно взглядам Локка, общие идеи обра­зуются путем отвлечения от тех простых идей или признаков предметов, которые являются общими для всех предметов данной группы. Так, например, если из сложных идей кон­кретных людей Петра, Павла, Ивана и т.д. исключить только то, что есть особенного в каждом из них, и удержать только то, что есть у них общего и затем это общее обозначить словом "человек", то получится отвлеченная идея "человека".

Таким образом, согласно учению Локка, существуют только идеальные единичные вещи. Общие идеи - это продукт абстрагирующей деятельности разума. Слова же, выражающие общее, -лишь знаки общих идей. Концептуа­лизм Локка представляет собой серьзно ослабленный сред­невековый номинализм за счет усиления материалистичес­ких тенденций. Мы уже неоднократно подчеркивали, что Локк был сторонником эмпиризма, но его эмпиризм не носил упрощенного характера. Теория абстрагирования показы­вает, что Локк придавал большое значение и рациональной форме познания. Этот рационалистический уклон отчетливо проявляется в его учении о трех родах познания: интуитив­ном, демонстративном и опытном.

Джон Локк – английский политический мыслитель, философ, государственный деятель, непосредственный участник английской революции, представитель эмпиризма и либерализма, «интеллектуальный вождь XVIII в.», сторонник конституционной монархии и теории общественного договора.

Родился в городе Рингтон на западе Англии в пуританской семье, которая не признавала власть в стране англиканской церкви и находилась в оппозиции абсолютной монархии Карла I. С детства Локк испытывал влияние политических идеалов отца − провинциального адвоката, отстаивавшего суверенитет народа.

Во время обучения в Вестминстерской монастырской школе с 1646 г. был одним из лучших учеников. В 1652 г. поступил в Оксфордский университет, где сблизился с энтузиастами научного направления, противостоявшего схоластической философии, господствовавшей в то время в английских университетах.

В Оксфорде на него оказывали глубокое влияние учёный Джон Уилкинс со своей страстью к научным экспериментам, и Ричард Лоувэ, впервые применивший переливание крови и увлекший Локка медициной. В университете появился интерес к философии Декарта и Гассенди благодаря знакомству с Робертом Бойлем (1627-1691), с которым Локк проводил естественнонаучные эксперименты. После получения в 1655 г. степени бакалавра искусств и в 1658 г. степени магистра, преподавал студентам греческий язык и риторику.

Год пробыл в Берлине (с 1664 г.) в качестве секретаря посла Вальтера Фена. По возвращении начал заниматься вопросом отношений церкви и государства, в частности проблемой веротерпимости и свободы совести.

Знакомство в 1666 г. с лордом Энтони Эшли стало поворотным событием в жизни Джона Локка. Благодаря Энтони Локк начинает интересоваться политикой и теологией. По просьбе лорда он в 1667 г. пишет «Опыт о веротерпимости», в этом труде отражена концепция религиозной терпимости, которая затем воплотилась в четырёх «Письмах о веротерпимости».

На протяжении последующих пятнадцати лет он активно участвует в политической жизни Англии и находится под покровительством своего союзника Э. Эшли. Локк начинает исследования в области теории происхождения государства, сущности политического общества, его собственности, описанные в его работе «Опыты о законе природы» (1660-1664 гг.).

Карьера Локка во многом зависела от служебных взлётов и падений лорда Эшли, который стал в 1672 г. лордом Шефтсбери и великим канцлером Англии, но будучи лидером оппозиционной королю партии вигов, положение его было непрочным. Поэтому в период с 1672 по 1679 гг. Локк получал различные должности в высших правительственных кругах.

Вслед за Шефтсбери в 1683 г. Джонн Локк эмигрировал в Голландию, понимая, что оставаться в Англии без своего покровителя небезопасно. Вскоре лорд скончался в Амстердаме. Как отмечал Локк, это были годы тревоги и опасности. Правительственные агенты следили за ним и докладывали о каждом его шаге, в Голландии ему приходилось скрываться под чужим именем, чтобы не быть арестованным в обвинении заговора против Англии.

«Славная» революция, произошедшая в 1688 г., положила конец монархии Стюартов. Королём был провозглашён Вильгельм Оранский, значительно ограничив власть парламента. Поэтому в результате наступившей развязки, Локк смог вернуться домой в Англию и продолжить литературную и научную деятельность, а также занимать различные административные посты. Однако постепенно ухудшающееся здоровье: постоянные припадки застарелой болезни, мучавшая его уже несколько лет астма, принудили просить у короля отставки.

Основные сочинения:

«Два трактата о государственном правлении» 1690 г.

«Опыт о человеческом разумении» (Essay Concerning Human Understanding) 1690 г.

«О разумности христианской религии» 1695 г.

Основные идеи:

Дж. Локк провозглашал идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых прав личности, верховенства закона, восстания против деспотизма и тирании. Он ставил суверенитет народа выше суверенитета, созданного им государства и при осуществлении правителями деспотической власти, наделял народ правом по «изначальному и превосходящему все людские законы … воззвать к небесам».

  • до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии, т. е. состоянии полной свободы и равенства при распоряжении свои имуществом и своей жизнью, мира и доброжелательности, мира и безопасности;
  • государство − совокупность людей, объединённых под верховенством закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников;
  • люди, строя государство, прислушиваются к голосу разума и, отмеряя предельно точно объём полномочий, передают ему. Но право на жизнь, свободу, равенство, владение имуществом они не отчуждают никому, т. к. это естественные права каждого с рождения, которые нельзя преступать государству;
  • общий закон − конституирующий государство признак, признанный по общему согласию народа в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий;
  • закон − не любое предписание, исходящее от гражданского общества или установленного людьми законодательного органа, а акт стабильный и долговременного действия, указывающий каждому разумному существу такое поведение, которое бы соответствовало собственным интересам и служило достижению общего блага;
  • главная угроза свободе − неразделённая власть и сосредоточение в руках монарха абсолютной власти, поэтому публично-властные полномочия государства необходимо разграничить и поделить между разными органами, разделить на 3 основные ветви: законодательную, исполнительную и федеральную;
  • первое место занимает законодательная ветвь власти, от нее зависит форма правления, остальные ветви должны подчинятся ей;
  • если законодательная власть находится в руках общества, то это демократическая форма правления; если верховная власть в руках нескольких избранных лиц и их потомков или преемников − олигархия; если в руках одного лица − монархическая форма правления;
  • не отдавая предпочтения ни одной из существующих форм правления, категорически отвергал абсолютную власть монарха и предпочитал говорить только об ограниченной, конституционной, власти монарха.

Его социальная философия и теория познания оказали сильнейшее влияние на общество, а также способствовали разработке американской конституции и формированию современной британской политической системы. Идеи Локка произвели воздействие на таких великих учёных, как Беркли, Кант, Вольтер, Руссо, Шопенгауэр и других философов-политиков, американских революционеров и шотландских мыслителей Просвещения.

(см.) в философии. Локк разработал основной принцип Бэкона- происхождение знаний и идей из мира чувств. Локк - материалист; он признавал объективное существование вещей и считал, что идеи и представления являются результатом воздействия этих вещей на наши органы чувств. В своём главном произведении «Опыт о человеческом разуме» (1690) Локк подверг резкой критике учение (см.) о «врождённых идеях» и учение (см.) о «врождённых практических принципах». В противовес этим философам он отстаивал опытный, чувственный характер человеческого знания. Идеи, принципы не врождены, а приобретаются, доказывает Локк; душу ребёнка он сравнивал с (см.):- чистой доской.

Однако Локк непоследовательно проводил материалистическую точку зрения на происхождение человеческого знания из опыта. Он различал двоякий опыт - внешний и внутренний. Под внешним опытом он понимал воздействие материальных предметов на органы чувств человека. Он называл это иначе (см.). В этом - материализм Локка. Под внутренним опытом он подразумевал «самодеятельность души». Этот опыт он называл рефлексией. В этом - элемент идеализма.

Ощущение, или внешний опыт, и рефлексия, или внутренний опыт, согласно Локку, являются двумя самостоятельными источниками познания, от куда мы получаем все наши идеи, понятия, представления. Таким образом, в теории познания Локк является дуалистом. Качества вещей Локк делит на первичные и вторичные. Наши представления о протяжённости, фигуре, движении суть отражение в голове человека реальной протяжённости, реальной фигуры и реального движения, т. е. имеют вполне объективное значение. Это - первичные качества. Наши представления о цвете, звуке, запахе являются субъективными представлениями, т. е. не имеют объективного значения. Это, по Локку,- вторичные качества. В учении о первичных и вторичных качествах Локк сделал большую уступку идеализму.

Двойственный характер учения Локка привёл к тому, что идеалистические ошибки его использовали впоследствии (см.) и (см.), создавшие учение субъективного идеализма. Материалистические элементы локковской философии последовательно развивали французские материалисты XVIII в. (см.), (см.), (см.). В вопросах религии Локк был деистом, в педагогике - преследовал цель подготовить «джентльмена» буржуазного общества, «умеющего разумно и прибыльно вести свои дела».

Противоречивость и непоследовательность философии Локка имели свод классовые корни. Локк, по словам Энгельса, был «сыном классового компромисса 1688 года», т. е. компромисса между английской буржуазией и дворянством в эпоху так называемой «славной революции» в Англии. В своих политических сочинениях Локк выступил защитником конституционной монархии, созданной английской революцией, защитником классовых интересов английской буржуазии. Главная задача государства состоит, по Локку, в защите частной собственности.

Локк (Locke) Джон (1632-1704), английский философ, основатель либерализма. В "Опыте о человеческом разумении" (1689) разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта. Развил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракций). Социально-политическая концепция Локка опирается на естественное право и теорию общественного договора. В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание. Основоположник ассоциативной психологии.

Вехи жизни и творчества

Происходил из семьи мелкого судейского чиновника. Получил философское и медицинское образование в Оксфордском университете. В 60-е годы занимался экспериментированием в лаборатории знаменитого химика Роберта Бойля, позднее - воспитатель и врач в семье первого графа Шефтсбери, одно время занимавшего должность лорда-канцлера Англии. Опыт воспитательной деятельности лег в основу педагогической теории Локка, изложенной впоследствии в трактате "Мысли о воспитании" (1693). Вместе с Шефтсбери он находился в эмиграции во Франции (где обстоятельно познакомился с картезианской философией) и в Голландии (где сблизился с Вильгельмом Оранским, который в 1688 в результате "славной революции" стал английским монархом). Вернувшись в 1689 на родину, Локк пользовался большим почетом и занимал ряд государственных должностей, но основное время уделял философскому творчеству. Умер в доме леди Мешем, дочери кембриджского платоника Ралфа Кедворта. Основное произведение - "Опыт о человеческом разумении" - начал писать в 1671, опубликовал его лишь в 1689. Кроме этого, им написаны "Послание о веротерпимости" (1689), "Два трактата о правлении" (1690), "Разумность христианства" (1695) и др.

Социально-политические воззрения

Локк считается отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешних сношений), которые находятся в состоянии динамического равновесия в правильно устроенном государстве. В отличие от Томаса Гоббса, трактовавшего "естественное состояние" общества как "войну всех против всех", Локк считал таковым состояние свободы и равенства людей, живущих своим трудом. Однако он полагал, что главное естественное право людей - право на собственность - должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Для этого, согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом. Локк был решительным противником теорий божественного происхождения королевской власти. Элементы его политической философии легли в основу идеологии и практики американской и Великой французской революций.

Истоки и содержание познания

Локк отвергает теорию врожденных идей, в частности факты истории и географии, учение врожденности фундаментальных принципов морали и религии (включая идею Бога). Локк показывает, что всеобщего согласия людей по поводу "первых принципов" (даже основных законов логики) никогда не бывает, самоочевидность же некоторых истин (например, истин арифметики) еще не свидетельствует об их врожденности.

В основе всякого знания, по Локку, лежат два вида чувственного опыта: внешний и внутренний. Внешние предметы, воздействуя на органы чувств, порождают "простые идеи"; душа при этом пассивна, это "чистая доска", на которой опыт пишет свои письмена в виде ощущений или чувственных образов вещей и их качеств. Внутренний же опыт основан на рефлексии над собственной деятельностью души. Допущение рефлексии в качестве особого источника познания рассматривалось некоторыми продолжателями Локка в 18 в. (например, Э. Кондильяком) как главная непоследовательность его сенсуалистической теории.

Вслед за Р. Бойлем Локк развивает теорию первичных и вторичных качеств. Под "качеством" он понимает силу (или способность) предмета вызывать в уме свою идею. Первичные качества - плотность, протяженность, форма, движение, покой, объем, число - это "реальные сущности", объективно присущие вещам свойства; они изучаются точными науками. Вторичные качества - цвета, вкусы, запахи, звуки, температурные качества - это "номинальные сущности"; вызываемые ими идеи не имеют прямого сходства с телами. Эти качества зависят от первичных и реализуются при наличии ряда условий (например, для восприятия цвета некоторого предмета необходимы сам этот предмет с определенными первичными качествами, достаточная освещенность помещения и нормальное функционирование зрительного аппарата человека).

Усложнение опыта. Роль языка и проблема субстанции

Посредством ассоциаций "простые идеи" внутреннего и внешнего опыта сочетаются в сложные. Так возникают три типа сложных идей: идеи субстанций, модусов и отношений (временных, причинных, тождества и различия). При образовании сложных идей душа, согласно Локку, активна. Любая "определенная" идея должна быть связана со знаком. Слова - это чувственные знаки идей, необходимые для общения и передачи мыслей; в философии языка Локка идеи функционируют как значения слов. Будучи умеренным номиналистом, он считал, что общие термины (понятия) - это знаки общих идей, "у которых отделены обстоятельства места и времени". Локковская теория образования абстракций получила название "традиционной" и в дальнейшем неоднократно критиковалась.

Локк одним из первых ученых в западноевропейской философии поставил проблему личного тождества, различая при этом "тождество человека" (тождество непрерывно сменяющихся частиц, соединяющихся с одним и тем же организмом) и "тождество личности" как разумного существа, наделенного самосознанием (последнее сближается у Локка с памятью); в этом смысле личность может сохраняться и при перемене телесной субстанции.

Виды знания и степени достоверности

Локк различал три вида знания по степени их достоверности: чувственное познание отдельных вещей; демонстративное (доказательное), т. е. знание соответствия или несоответствия идей друг другу, достигаемое опосредствованным путем (т. е. путем рассуждений, в т. ч. и силлогистических умозаключений); интуитивное, наиболее достоверное знание - непосредственное восприятие умом соответствия или несоответствия нескольких идей. Трактовка интуиции, однако, носит у Локка упрощенный характер; ее результатом оказываются тривиальные суждения типа "белое не есть черное", "три больше двух", "целое больше части" и т. п.

Философия Локка оказала сильное воздействие на все последующее развитие англосаксонской философской традиции (включая развитие аналитической философии в 20 в.), на становление идей западноевропейского Просвещения, в частности, деизма.

Сочинения:

Сочинения в трех томах. М., 1985-88.



Похожие статьи

  • Пирог «Шарлотка» с сушеными яблоками Пирожки с сушеными яблоками

    Пирог с сушёными яблоками был очень популярен в деревнях. Готовили его обычно в конце зимы и весной, когда убранные на хранение свежие яблоки уже кончались. Пирог с сушёными яблоками очень демократичен - в начинку к яблокам можно...

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...