Город трех святых. Церковь святителя Леонтия

Воскресенский собор в Тутаеве — место особенное. Формально собор был построен в 1678 году. Однако первый храм на этом месте, называемом в народе Борисоглебской слободой, появился еще в 1238 году в честь святых князей Бориса и Глеба. По преданию вплоть до строительства нынешнего собора здесь всегда была монашеская обитель, что создает особую атмосферу.

Долгое время левый и правый берег Волги были самостоятельными поселениями, пока в 1822 году их не объединили в один город — Романов-Борисоглебск, а еще сто лет спустя не переименовали в современный Тутаев.

Благодаря месторасположению на возвышении и своим мощным габаритам Воскресенский собор является своего рода доминантой этой части города. Высота собора до вершины креста составляется почти 50 метров. Храм создан и расписан ярославскими мастерами, которые умели сохранять гармонию своих архитектурных творений даже в таких величественных масштабах.

Алтарная часть храма обращена к реке и мощь собора особенно заметна, если смотреть на него с воды или с левого берега Волги. Эти виды в свое время невероятно вдохновляли художника Бориса Кустодиева. Например, на его картине «Гуляние на Волге» Воскресенский собор выступает очень важной смысловой точкой.

Собор неординарен со многих позиций. Его необычное внешнее оформление, богатейшие внутренние интерьеры, старейшие иконы не оставляют никого равнодушным. Еще более удивительно, что храм никогда не закрывался.

За несколько столетий существования он пережил войны, революции, эпоху репрессий, когда многие из соборной общины пропали в лагерях и ссылках, потом насаждение атеизма, приватизацию. И все это время храм оставался действующим — еженедельно в нем проходили церковные службы, обряды крещения, отпевания.

На территории Воскресенского собора два храма: верхний (его еще называют «летним», доступ туда действительно возможен только летом) и нижний («зимний»).

В ансамбль «зимнего» храма входит шатровая колокольня, Святые ворота, ограда, надпрестольный столп, сторожка. Все они построены между серединой XVII и началом XX веков. «Летний» храм славится своей стенописью. Оба храма содержат уникальную фресковую роспись, великолепные порталы украшенные резьбой, многовековые иконы и другие реликвии.

Колокольный звон Воскресенского собора в Тутаеве (видео)

Иконы Воскресенского собора в Тутаеве

Самая почитаемая икона собора «Спас Всемилостивый» («Оплечный»). По преданию икона создана преподобным Дионисием Глушицким в начале XV века. Это огромный, почти 3-метровый иконописный образ давно причислен к чудотворным. Люди приезжают сюда чтобы избавиться от тяжелых болезней, особенно связанных с опорно-двигательным аппаратом. Для этого существует определенный ритуал: в левом нижнем углу иконы есть лаз, через который трижды должен пролезть просящий, читая определенные молитвы. Минимум дважды в год на великие праздники икону несут крестным ходом, для чего нужно как минимум 20 очень крепких мужчин.

Из знаковых икон собора можно еще отметить Икону Божией Матери «Одигитрия» в «зимнем» храме и резной образ святителя Николая Чудотворца.

Расписание служб

Ежедневно в соборе проходит божественная литургия. В особые дни (воскресенье, двунадесятые и великие праздники) служба совершается утром и вечером.

Крестные ходы проходят в праздник Десятого воскресенья по Пасхе по правой, Борисоглебской стороне города, перед Ильиным днем — по левой, Романовской стороне города.

Подробное расписание служб и других событий в Воскресенском соборе можно посмотреть на сайте храма .

Обратите внимание, что правилами собора внутри него запрещена любая фотосъемка.

Если вы оказались в Тутаеве, не пропустите и другие интересные места города. Здесь можно посетить Храм Благовещения Пресвятой Богородицы и другие церкви, Музей «Домъ на Новинской» (единственный в своем роде музей провинциального банка), музей «Борисоглебская сторона», рассказывающий о знаменитой местной овчине, музей Адмирала Ушакова и Русского флота, посмотреть старинные улицы города, где некогда размещались богатые купеческие дома.

Как добраться до Воскресенского собора в Тутаеве

Чтобы попасть в Воскресенский собор, вам нужно доехать до Тутаева. Ближайшие к нему крупные города — это Ярославль и Рыбинск. Оба города связаны с Тутаевым хорошим автобусным сообщением.

Ежедневно из Ярославля в Тутаев отправляются рейсовые автобусы . Автобус отходит от ярославского автовокзала и прибывает на автовокзал в Тутаеве. Первый автобус отправляется в 5.20, последний в 21.30. Расстояние между городами 43 км, время в пути около 1 часа. Обратите внимание, что автобусы, прибывающие на Левый берег Тутаева не подходят в этом случае.

Две части города находятся по разные стороны реки и не имеют прямого сообщения. Летом работает паромная переправа, зимой из одной части города в другую можно попасть только в объезд через Ярославль.

Из Рыбинска так же есть множество автобусных рейсов в Тутаев, как прямых, так и транзитных. Расстояние между городами 49 км. Первые рейсы отправляются из Рыбинска в 6 утра, последние в 23 часа. Периодичность 15-30 минут, время в пути от 40 минут до 2 часов.

От автовокзала до Воскресенского собора около 2 км, вы легко сможете пройти это расстояние пешком.

Если вы едете личным автомобилем, держитесь трассы Р151. Рядом с собором организована стоянка для личных автомобилей.

Из Ярославля и Рыбинска также можно добраться, используя приложения Яндекс Такси или Maxim.

Парковка перед Воскресенским собором — панорама Google Maps

Город Ярославль был основан в 1010 году. Это была деревянная крепость, вокруг которой селились ремесленники и торговцы. Иногда вспыхивали в городе пожары, или враги нападали и поджигали деревянный Ярославль, и тогда сгорало все.

После пожара жители заново отстраивали свой город, еще краше и богаче, чем раньше.

Так продолжалось до того момента, когда монголо-татары напали на Русь. В 1238 году Ярославль был разграблен и разрушен ордами хана Батыя.

Город полностью обезлюдел. Его правитель – князь Всеволод - сложил голову в битве на реке Сить. Вместе с ним погибла и почти вся ярославская дружина.

Чудом спаслись два сына князя Всеволода – Василий и Константин. Страшную картину увидели они, когда вернулись в разоренный Ярославль. Нужно было восстанавливать город, поддерживать обездоленных, вдов и сирот. Сколько столетий прошло с тех пор, а ярославцы до сих пор рассказывают, как щадили жителей города ярославские князья Василий и Константин , брали совсем маленькие налоги, всего «по три денежки с души», по другому варианту «по три куриных яичка». Избегали эти князья и участия в междоусобных княжеских «разборках».

Так и возродился город. Во многом это была заслуга двух ярославских князей – Василия и Константина.

Оба князя были похоронены в Успенском соборе . В XVI веке собор перестраивали и под его развалинами обрели нетленными мощи, как узнали по надписям на гробах, святых князей Василия и Константина Всеволодовичей.

Открыв их, снова зарыли в прежнем месте. И вдруг поднялась в Ярославле сильная буря с громом молнией и проливным дождем. Продолжалась эта буря целых две недели. Поняли ярославцы, что святыню скрывать не следует. Святые мощи князей Василия и Константина были торжественно перенесены во вновь построенный собор и поставлены в приделе, освященном в их честь.

Так мирно почивали мощи святых князей 243 года, пока в 1744 году не случился в Успенском соборе пожар. 20 февраля, загасив по окончании богослужения свечи, сторожа сложили огарки в стоящий около раки с мощами святых князей ящик и собор заперли. Плохо затушенные огарки загорелись и вспыхнули. Пламя дошло до стоящей над ракой деревянной сени, а затем перешло и на саму раку. В результате этого пожара мощи ярославских князей Василия и Константина обгорели.

Ныне они почивают в Федоровском соборе Ярославля. Память святых Василия и Константина Ярославских чтится 3/16 июля и 8/21 июня.

Но это случилось много позднее…

А пока стонала Русь под гнетом монголо-татарского ига. Нужно было платить Орде огромную дань; чуть что, набегали татары, грабили, убивали. Каждый князь должен был ездить в Орду, чтобы получить от хана ярлык, подтверждающий его право на княжение в этом городе.

Вот так и отправился в Орду ярославский князь Федор Черный . Да в Орде он не только ярлык получил, ни многих обратил в христианскую веру. Красивого ярославского князя полюбила ханская дочь, вышла за него замуж и приняла веру мужа – христианскую веру.

В Орде у них родились два сына – Давид и Константин. Наконец, Федор Черный с женой и детьми вернулся в Ярославль.

Время его правления стало временем мира и покоя на ярославской земле. Прекратились татарские набеги, умный князь Феодор сумел избежать и княжеских междоусобиц.

Возводили Феодор Черный и его жена Анна в Ярославле храмы, заказывали для этих храмов прекрасные иконы. И это в то время, когда другие города переживали упадок и разорение. Поистине благом стало для Ярославля время правления князя Федора Черного и его сыновей Давида и Константина.

Эти князья были похоронены в Спасо-Преображенском монастыре .

Около двухсот лет не потревоженными лежали мощи ярославских князей Федора Черного и его сыновей Давида и Константина. И вот в 1463 году было решено их захоронить. Но, когда сняли покровы с усопших, начали происходить многочисленные чудеса и исцеления. Восприняв происшедшее как знамение, собравшиеся не посмели гроб с князьями «положити в землю». Так в 1463 году, князья Феодор, Давид и Константин были причислены к лику святых.

Благоверных князей Федора и чад его Давида и Константина почитали не только в Ярославле, но и по всей Руси. За благословением к святым ярославским князьям шли великие и малые, богатые и бедные. Царь Иван Грозный четыре раза посещал Спасо-Преображенский монастырь, молился у мощей святых князей, и по их молитвам дано было исцеление царице Анастасии. В 1612 году вожди ополчения Минин и Пожарский перед походом на освобождение Москвы прибегали к молитвенной помощи Ярославских князей. В 1613 году в Спасо-Преображенский монастырь прибыл юный царь Михаил Федорович со своей матерью инокиней Марфой. Они также просили благословения у святых Ярославских князей Федора Давида и Константина. В 1704 году ростовский митрополит Дмитрий на пожертвованные ярославскими купцами деньги устроил новую кипарисовую раку для мощей святых князей.

22 июня мощи были помещены в новую раку. Этот день святитель установил праздновать как день памяти Ярославским чудотворцам.

В 1763 году императрица Екатерина II посетила Ярославль и перед тем, как отправиться в Успенский собор, где ее ожидали, «слушала молебен и прикладывалась к мощам Благоверных князей Феодора, Давида и Константина» в Спасо-Преображенском монастыре.

Несколько веков вплоть до закрытия Спасского монастыря в 1923 году шли люди за помощью к Ярославским чудотворцам и получали просимое. Возвращенные в 1988 году Церкви святые мощи благоверных князей находятся в Федоровском соборе Ярославля.

(бывшем Романове-Борисоглебске) - малом городе Ярославской области, одном из самых живописных и самобытных мест Золотого кольца России. В прошлый раз мы гуляли по рождественскому Тутаеву, говорили о городе в целом - его планировке, архитектуре, атмосфере . Так как наша прогулка проходила по Романовской, левобережной, стороне, то основной акцент я сделала на нее.

Сегодня "перебираемся" на правый берег Волги - едем на Борисоглебскую сторону Тутаева, в современный центр города. Именно сюда прибывает общественный транспорт из Ярославля и Рыбинска. Здесь работает практически все местное население города, здесь же существует нормальная городская инфраструктура - автовокзал, магазины, кафе, гостиницы, почти все городские банкоматы. Местные предприятия также находятся на этой стороне.
Но есть, безусловно, на Борисоглебской стороне и старина. А как же иначе? Ведь Борисоглебская слобода появилась в этих местах даже раньше города Романова. Из трех самых древних храма Тутаева два находятся здесь. Это Воскресенский собор и Благовещенская церковь.

Борисоглебская сторона Тутаева на карте выглядит так:

Как видите, Тутаев обычный город со своими парками, школами, стадионами, предприятиями, церквями. Хотя необычного тоже хватает. Например, его расположение на Волге. Не каждому городу повезло находиться в таком живописном месте.

Въезжая в город по Рыбинскому шоссе со стороны Ярославля, мы попадаем в многоэтажный Тутаев. Проспект 50-летия Победы. На одном из домов видна надпись желтыми буквами "Романов-Борисоглебск". Заметили, что город носит имена сразу трех русских святых - Романа, Бориса и Глеба? В этом тоже уникальность Тутаева.




Воскресенский собор - главный храм Тутаева. Понятно, что на него стоит заметный указатель. Не найти собор невозможно.


Подъезжая к Воскресенскому собору, мы попадаем в другой Тутаев - одноэтажный, сельский.




Важно понимать, что Воскресенский собор является жемчужиной не только самого Тутаева, это жемчужина всего русского зодчества, а конкретно уникальный памятник архитектуры ярославского каменного зодчества XVII века. Приехав сюда, пользуйтесь моментом, рассмотрите храм подробно. Это настоящий музей древней русской архитектуры.



Состоит собор из двух храмов - нижнего (теплого, зимнего) и верхнего (холодного, летнего). Нижняя церковь Смоленской иконы Божьей Матери построена несколько раньше. Верхний - Воскресенский - храм и окружающая его с трех сторон галерея - спустя несколько лет. Высота нижней церкви - 5 метров, верхней - 13,5 метров (до купола 24).


В чем особенность Воскресенского храма Тутаева?

  1. Здесь хранится образ Спаса Всемилостивого, написанный еще в XV веке святым преподобным Дионисием Глушицким. Икона Спаса изначально находилась в прежней, еще деревянной, церкви. Это самая большая икона в России, во всяком случае самый большой образ Спасителя точно. Размер иконы 2,98 м. х 2,78 м. (по некоторым данным даже еще больше - называют высоту 3,20).
  2. Уникальность собора в его богатых хорошо сохранившихся настенных росписях XVII века.
  3. Еще одно главное достоинство - резной восьмиярусный иконостас летнего храма. В нем находятся иконы XVII века.
В Воскресенский собор лучше, конечно, приезжать летом, когда оба храма открыты и можно увидеть его во всей красе.


Собор и его территория окружены невысокой оградой.






Так как мы приехали в Тутаев во время зимних каникул, то застали на территории рождественские ясли.




Интерьер нижнего храма. Людские взоры обращены к образу Спаса Всемилостивого. Я с фотоаппаратом туда, понятно, не подходила, чтоб людей не смущать.




Образ Спаса Всемилостивого в Тутаеве. Внизу, под иконой, есть целебный лаз. Считается, что через него надо пройти три раза с молитвами, тогда сбываются все надежды и чаяния молящегося.

Надпись на стене нижнего храма Воскресенского собора.

Ворота, через которые входят на территорию собора.


Колокольня собора.

На второй этаж - в верхний храм - ведут два высоких крыльца. Зимой они закрыты.


Святые ворота в ограде Воскресенского собора.


Тутаев иногда называют городов трех святынь. Именно к ним приезжают поклониться паломники со всей России.
Первая - это чудотворный образ Спаса в Воскресенском соборе, о нем мы говорили выше.
Вторая - икона "Прибавление ума" в Покровской церкви. О ней был разговор в .
Третья святыня Тутаева - могила архимандрита Русской православной церкви Павла (Груздева), которая находится на Леонтьевском кладбище (на Романовской стороне).
Так вот, в этом плане очень примечателен небольшой домик на территории Воскресенского собора. Здесь три последних года своей жизни прожил старец отец Павел.


От Воскресенского собора по лестнице можно спуститься к Волге. Отсюда открывается потрясающая панорама на левый берег - Романовскую сторону Тутаева. Фотографии ниже были сделаны мною в мае 2007 года во время нашего путешествия по Ярославской области.




Когда-то вот так мы бродили по правому берегу Тутаева и грустили, что не можем попасть на другой берег. Времени просто не было. Хотя паром, вернее кораблик "Москва-214", ходил. Грузового, кажется, не было. А без машины на знакомство с левым берегом нужен день. Так и помахали Романову ручкой.








Вот такой город Тутаев - простой, естественный, душевный, богатый на исторические памятники, в том числе и уникальные. Глубокий, как сотни других русских городов. Приезжайте, не пожалеете!

Паломничество по святым местам Ярославской области

По благословению настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы /Никитского/ г. Калуги протоиерея Алексея Пелевина дети, родители, педагоги воскресной школы при храме и прихожане храма отправились в паломничество по святым местам Ярославской области.

11 июня поздно вечером паломники заняли свои места в автобусе. Провожая своих духовных чад в путь, о. Алексей пожелал провести паломничество в трудах и молитвах, ну и, конечно же, получить духовное укрепление. Получив благословение настоятеля, Калужане отправились в путь. Проезжая по Калуге, все вместе вспомнили об истории возникновения своего родного города, об истории возрождения Калуги как духовного центра, об истории Никитского храма. Дорога предстояла долгая и в ночное время суток, поэтому дети и взрослые, прочитав вечерние молитвы, стали готовится ко сну.

На Ярославскую землю автобус въехал на рассвете. Над Волгой стоял невероятно густой и необычайно красивый туман. И те, кто не спал, смогли увидеть красоту утренней природы и услышать Божественное пение птиц.

В семь часов утра калужане прибыли в г. Тутаев. В храме Воскресения Христова группу встречал настоятель храма и благочинный Романово-Борисоглебского округа иерей Василий Мозяков. История Воскресенского собора уходит корнями в далёкий 13 век. Тогда на этом месте ярославскими монахами был заложен небольшой храм в честь святых Бориса и Глеба. В середине 17 века своды стали разрушаться, и здание пришлось перестраивать. Двухэтажный семипрестольный каменный собор был воздвигнут к 1678-му году. И с тех пор не претерпел практически никаких изменений. Стены обширного внутреннего помещения, а также галерея Воскресенского собора, украшены фресками с изображением библейских сюжетов. История создания мира, крещение Руси, иллюстрации к Житиям святых. Собор разделён на две равнозначные, и в то же время вполне самостоятельные части - верхнюю и нижнюю. Несмотря на весьма солидный возраст собора, в обеих его частях постоянно проходят богослужения. В верхнем, летнем, - с праздника Святителя Николая до Покрова, в нижнем храме – в остальное время. Верхний храм более праздничный, нарядный, а нижний – уютный и тёплый. Воскресенский собор - это не только символический центр Тутаевского правобережья, но и один из ценнейших памятников архитектуры Ярославской области. Одно из центральных мест в соборе занимает икона Бориса и Глеба. В Тутаеве эти святые особенно почитаемы - издавна их считают покровителями города. А главной святыней собора считается огромная, площадью около трёх квадратных метров, потемневшая от времени икона Спаса Вседержителя. Её создание относят к 15-му веку. По преданию она принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Икона такая мутная из-за того, что в то время иконы покрывали подсолнечным маслом для сохранности, а оно от времени темнеет. Со всех икон собора слой масла сняли, а с этой почему-то не стали. Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко. В доске под святым образом, по которой ежедневно проползают многие люди, за два столетия вытерли как бы две колеи.

До начала Божественной Литургии паломники смогли познакомиться не только с историей собора, но и молитвенно припасть к иконе Спаса Всемилостивого и, не нарушая традиции, проползти под этой чудотворной иконой. Со смотровой площадки, расположенной чуть ниже собора, дети и взрослые смогли увидеть красоту природы Ярославской земли, величественные храмы и матушку – Волгу.

А в 4-х км от правобережного Тутаева недалеко от трассы Тутаев-Ярославль, на берегу малой реки Ковать (приток Волги) расположен святой источник Николая Чудотворца, который посетили паломники. С этим источником «бок о бок» идет древняя легенда. При посещении Воскресенского собора в 1749 году митрополит Ростовский Арсений Мациевич увидел большую икону Спасителя, написанную известным живописцем Дионисием Глушицким. Он забрал ее в свой архиерейский дом в Ростов Великий, где она и находилась более 40 лет, пока жители Тутаева не попросили вернуть свою святыню. Это произошло уже при новом святителе - архиепископе Арсении Верещагине. От самого Ростова на своих руках несли тутаевцы икону. Не дойдя до города трех верст, они остановились возле реки Ковать, решили омыть образ от дорожной пыли и потом уже с честью внесли в родной город. А на том месте, где стоял образ, забил ключ чистой воды. Это произошло 18 сентября 1793 года. В Тутаеве ходит поверье, что вода родника целебна и излечивает верующих людей от всех болезней. Со дна бьют 57 струек воды, вьются песчинки. Рядом с колодцем сделана купель. Окунувшись в святом источнике, калужане направились в Свято-Введенский Толгский монастырь г. Ярославля.

Толгский монастырь – пригородный Ярославский монастырь, от Ярославля в 6 км. Монастырь был основан в 1314 году. В тот год 7 августа в устье речки Толги ростовскому епископу Трифону чудесным образом явилась икона Божией Матери. Объезжавший подвластные ему земли епископ остановился на ночь на правом берегу Волги. В полночь он проснулся и, выйдя на улицу, увидел на другом берегу столп огня и ведущий туда через реку мост. Трифон перешел по мосту реку. В лесу на ветвях огромного дерева увидел он источник неземного света - икону Богородицы. На следующий день епископ, вдохновленный видением, сам начал рубить деревья на месте чудесного явления. Подоспевшие спутники и горожане помогли ему, храм в честь Толгской иконы Богородицы был построен за один день. С этой церкви и начался Свято-Введенский Толгский монас-тырь. Долгое время был он малоземельным и небогатым, но свято хранил сокровище - чудотворную Толгскую икону Божией Матери. В 1553 году Иван Грозный, страдая от боли, ехал мимо монастыря на Белозеро. Он остановился здесь на ночь и перед чудотворной иконой исцелился от так долго мучавшей его болезни ног. Пораженный царь отправил в монастырь богатые дары. Среди прочего были саженцы кедров. Их посадили на монастырской земле, и деревья прижились. Вскоре в монастыре росла роща кедров в 160 деревьев. Это посчитали чудом, ведь в кедры растут у нас плохо, а в монастыре они не только прекрасно себя чувствовали, но и плодоносили. В среднем кедры живут 250 лет, и сейчас в монастырской роще только 27 деревьев, которые по-прежнему прекрасно себя чувствуют. 21 августа из храма выносят чудотворную икону. С крестным ходом идет она по кедровой роще, и люди вспоминают, как пришла она к ним с ветвей огромного дерева.

В Толгском монастыре паломники прожили три дня. Утром все вместе шли на Божественную Литургию, причащались Святых Христовых Таин.

В этом году 21 августа монастырь будет праздновать свое 700-летие со дня его основания, поэтому дел у сестер очень много. И после Божественной Литургии и взрослые, и дети шли помогать сестрам. Взрослые трудились на поле, а дети выполняли несложную работу: обрывали листики с освященных в день Святой Троицы березок, чтобы потом сестры смогли сшить из них благоухающие подушечки. Игуменья, матушка Варвара, была очень довольна работой Калужан. За свои труды дети получили в награду возможность покататься на электромобиле. В монастыре была очень благодатная атмосфера а к паломникам из Калуги относились дружелюбно!

Сама территория монастыря утопает в цветах, в пруду плавают лебеди и утки (детям даже разрешали их кормить), а в кедровой роще гуляют павлины. После благодатных трудов паломники шли в монастырскую трапезу, где их кормили приготовленным с молитвами завтраком, обедом и ужином. Вообще паломников в монастыре кормят всего два раза в день: в обед и на ужин. Но наша группа была награждена матушкой Варварой за благодатный и усердный труд еще и завтраком. После обеда паломники отправлялись на экскурсии.

За эти дни калужане посетили храм в честь Михаила Архангела в г. Ярославле, где пребывают мощи Ярослава Мудрого. После разорения в годы богоборчества храм восстанавливается, и в нем идут работы по реставрации росписи. Детям и взрослым разрешили подняться на колокольню. Колокольня в храме Архангела Михаила очень высокая, поэтому с нее открывается прекрасный вид на Ярославль.

Прогулка по Ярославлю познакомила калужан с историей ярославского зодчества. Ярославские зодчие умели не только хорошо строить, но и проявлять в своих произведениях особый местный характер. Первой в веренице прекрасных храмов, один за другим возводимых в городе, стала церковь Николы Надеина . Это сейчас, искаженная позднейшими перестройками, окруженная современными зданиями, она немного потерялась среди других памятников архитектуры. А в XVII веке первая каменная церковь на ярославском посаде производила огромное впечатление на современников. Следом за ней появился храм Рождества Христова в Ярославле украшенный изразцами, с уникальной надвратной церковью-колокольней. В середине столетия была возведена жемчужина ярославского зодчества – церковь Ильи Пророка . Она необычайно живописна, Асимметрично расположенные объемы храма строго уравновешены и пропорциональны. Сейчас церковь Ильи Пророка стоит в центре главной площади Ярославля. Эти храмы строились на средства богатых купцов. Позднее жители посада в своих приходах «в складчину» стали возводить каменные церкви. Так появились три храма вдоль берега Которосли – церковь Николы Рубленого , церковь Спаса на Городу и храм Архангела Михаила. Построенные в разное время, они образовали очень интересный и гармоничный ансамбль.

И взрослые, и дети отметили красоту и величественность Казанского женского монастыря. Мать Клавдия, которая оказалась близка и духом и родством к Калужской земле (ее бабушка проживала в Калуге, а сама она поддерживает связь с Казанским женским монастырем в Калуге), с радостью и улыбкой на лице встретила калужан и рассказала интереснейшую историю об основании монастыря. В период Смутного времени в мае 1609 года Ярославль выдержал 23-дневную осаду польских интервентов. Эта победа в сознании ярославцев была связана с заступничеством Казанской иконы Божьей Матери. В честь иконы, спасшей город от захватчиков, в 1610 году была сооружена всем миром деревянная церковь Казанской Божией Матери вблизи городского Земляного вала «в меньшем остроге», «на болотце». Вскоре рядом с церковью поселились 72 монахини из сожженного поляками Рождественского монастыря, который располагался близ церкви Богоявления на месте нынешней площади Богоявления . Эти события и положили начало истории Казанского женского монастыря в Ярославле. Деревянными были все первые постройки монастыря, включая стены. Каменная церковь была сооружена только в 1649 году, но большой городской пожар 1658 года уничтожил все деревянные постройки монастыря, существенно повредив и каменный храм, который вскоре был вновь отстроен. С 1770 по 1850-е. гг. монастырь почти полностью отстроен в камне. Заново выстроили келейные корпуса, вместо старой «неблаговидной» каменной ограды соорудили новую, по-прежнему с четырьмя башнями по углам. В 1835 – 1838 годах был перестроен, а в 1845 году освящен соборный храм во имя иконы Казанской Божией Матери. В монастыре существовали иконописная, а также золотошвейная мастерская, работы которой за участие в Парижской выставке 1900 года были отмечены дипломом Высшей награды Министерства Финансов. Казанский монастырь в Ярославле славился церковным пением большого монашеского хора (до 200 чел.), а так же выпечкой разнообразных просфор. После Ярославского восстания 1918 года монастырь был упразднен, все его имущество изъято, а монахини направлены в Толгский монастырь, где находились до его закрытия. Участь чудотворной иконы до сих пор низвестна. С 1919 г. - по 1922 гг. на территории обители был концентрационный лагерь. В 1928 году в Казанском соборе был размещен Государственный архив Ярославской области. Спустя 80 лет в 1998 г. Казанский монастырь был открыт вновь. Сразу ему был передан новочудотворный список с Ярославской Казанской иконы, выполненный монахинями монастыря до его закрытия. С 2000 года в Казанском монастыре находятся мощи святителя Агафангела (Преображенского), Митрополита Ярославского и Ростовского, причисленного к лику святых, новомучеников и исповедников Российских. С 2001 года в Казанском соборе начались богослужения. В 2002 году возродили старинный крестный ход с Казанской иконой Богородицы до города Тутаева. В настоящее время при монастыре существует также регентская школа, где обучают будущих регентов, уставщиц и псаломщиц для храмов Ярославской и других епархий.

Но как же побывать в Ярославле и не прокатиться на теплоходе по Волге!.. Прямо от Толгского монастыря ведет тропинка к пристани. Прогулка по Волге привела всех в восторг. Спокойная гладь воды, мягкие волны у кормы теплохода…красота природы, которую даровал нам Господь! Но особая радость была у детей, ведь они получили возможность искупаться. В тот день вода в реке была теплой, и даже многие взрослые не удержались и решили искупаться вместе с детьми.

Еще одно из святых мест, которое посетили Калужане –на юге-востоке Ярославской области в 15 км от посёлка Петровск, расположенного на трассе Москва-Ярославль, в полузаброшенном селе Годеново среди нескольких сохранившихся жилых домов возвышается на пригорке каменный храм во имя святителя Иоанна Златоуста, где нашел свою обитель Животворящий Крест Господень - одна из величайших святынь православной России.

Его стройный белоснежный силуэт, будто птица, одиноко парит над бескрайним простором окрестных полей и лесов. Сюда едут паломники со всего света. Впервые добравшийся сюда не сразу понимает, чем привлекает стольких людей эта местность. И только окунувшись в неё, видит, что сама природа и окружающий пейзаж создают особое душевное состояние умиротворения, покоя и промыслительной заботы Творца о нас. Как драгоценный ковчег, сокровенный от суетного мира, хранит он великую православную святыню, одно из бесценных сокровищ России – Животворящий Крест Господень. Сотворён не руками человека, но Промыслом Божиим. Чудом сошедший с небес на землю.

В Годеново паломники приехали ближе к обеду, когда служба уже закончилась. Тем не перед чудотворным Распятием служился молебен. После моления и прославления Животворящего Креста открыли стеклянную дверцу, которая закрывает Крест, и все приложились к стопам Спасителя. В храме было прохладно, а Крест был теплым!!! Теплота была окутывающей, всеобъемлющей, всепроникающей…. Испросили в молитве благословения на дорогу обратно. Ответом был удивительный покой на душе.
«Будет вам по вере вашей», - говорил Господь. И дается по вере тем, кто верит. И не дается – по неверию.

Три дня прошли одухотворённо и благодатно. В последний вечер пребывания в монастыре калужане услышали слова благодарности, молитвенное напутствие и благословение игумении матушки Варвары и благословение самой Богородицы, приложившись на прощание к ее чудотворному образу.

Утром четвертого дня группа Калужан прибыла в Троице - Сергиеву лавру. Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана Преподобным Сергием Радонежским в 1337 г. На протяжении столетий Троице-Сергиева Лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, и в их числе прпп. Никон Радонежский, Максим Грек, духовные писатели прп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. За свою долгую историю Троицкий монастырь неоднократно подвергался нападениям неприятелей. В 1608-1610 гг. обитель выдержала осаду 30-тысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около 3 тысяч). Беспримерная по мужеству оборона Троицкого монастыря ознаменовалась чудесными явлениями прп. Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героических защитников православной твердыни. В 1744 г. монастырь получил почетное наименование Лавры. В XVIII-XIX вв. в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклита. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников.

В 1920 г. Троице-Сергиева Лавра была закрыта. В ее зданиях с 1920 г. разместились историко-художественный музей, другие учреждения. Часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в 1946 г. В Великую субботу ожившие лаврские колокола возвестили о первом богослужении в Успенском соборе. Возобновленный монастырь продолжает играть выдающуюся роль в жизни Русской Церкви. В его стенах в 1971, 1988, 1990 гг. проходили Поместные Соборы.

Тысячи паломников стекаются в Троице-Сергиеву Лавру со всех концов России, из стран ближнего и дальнего зарубежья. Древнейшая постройка на территории Лавры - Троицкий собор (1422-1425 гг.), в котором почивают святые мощи Игумена земли Русской Преподобного Сергия Радонежского, и которым приехали поклониться калужане. В этот день Господь сподобил нас всех причаститься Его Святых Таин в святой обители.

По дороге домой взрослые и дети заехали в Покровский Хотьковский (Хотьков) монастырь один из самых древних в Подмосковье, его история исчисляется почти семью веками. Несмотря на долгую историю, этот монастырь не прославился никакими неординарными событиями, чудесами, не было в нем чудотворных икон, выдающихся архитектурных сооружений. Но неиссякаемый поток богомольцев и просто почитателей русской истории всегда направлялся и направляется именно сюда. В Хотьково неизменно приезжали все русские цари и императоры, члены их семей, великие князья, русская знать, а также простые россияне. В царский период было немыслимо представить паломническую поездку в Троицкий монастырь, который со временем стали называть Троице-Сергиевой лаврой , без посещения монастыря в Хотьково, находящегося поблизости от лавры.

Всего лишь одно обстоятельство выделяло и выделяет Хотьковский монастырь из всех русских обителей. Это его теснейшая неразрывная связь с семьей, давшей миру главного духовного авторитета Древней Руси и до наших дней, одного из самых почитаемых русских святых - Сергия Радонежского.

В память о завещании Сергия Радонежского паломники старались и стараются посетить Хотьковский монастырь и поклониться гробнице его родителей. Монастырь, по преданию, основали в первой четверти XIV в. родители этого великого русского святого - ростовские бояре Кирилл и Мария. Здесь они в 1335-1336 гг. приняли монашество, в 1337 г. здесь же их похоронили, в 1992 г. они были канонизированы (причислены к лику русских святых). Родители Сергия Радонежского были погребены в трапезной части Покровского храма тех лет; их гробницы в течение длительного времени были местом массового паломничества православных россиян.

И раньше, и теперь, обращаясь в молитвах к преподобным Кириллу и Марии , православные люди просят помощи в даровании сил и терпения для достойного служения Господу Богу, Родине, их семьям; молят о рождении у них хороших детей, их долгой и славной жизни на благо православия и Отечества; просят помочь испросить у Бога прощение собственных грехов, причем не ради себя, а прежде всего в тревоге о судьбах их детей.

«Не похваляем его, как бы требующего похвал, но просим только, да помолится о нас сей истинный подражатель Христов".
/Пахомием Логофетом (1458-1471)/

Поклонившись родителям прп. Сергия, умиротворенные и наполненные духовной благодатью, автобус с паломниками взял курс на Калугу. Четыре дня пролетели как на одном дыхании. Калужане и потрудились во славу Божию, и помолились, и поклонились Святыням.

Слава Богу за все!


Собор в честь Воскресения Христова в г. Тутаев Рыбинской епархии

По преданию, ранее здесь стояла деревянная церковь во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба и принадлежавшая мужскому монастырю. По названию церкви стала называться и слобода.

Архитектура

В ансамбль Воскресенского собора входят: шатровая колокольня (2-я половина XVII века), Святые врата (последняя четверть XVII века), ограда (середина XIX века), надпрестольный столп-памятник (XIX века), сторожка (1910 год).

Колокольня и Святые врата находятся с южной стороны храма - они были ориентированы на главную улицу Борисоглебской слободы. По той же причине южный фасад является самым нарядным, он богаче других украшен гирляндами вертикальных каменных бус, наличники окон четверика помимо кокошников - звездчатыми завершениями, оконные проемы галереи - висячими гирьками. В наружном декоре храма использованы терракотовые и муравленые изразцы.

Шатровая, отдельно стоящая колокольня, до конца XIX века имела не только древние колокола, но и большие башенные часы с боем.

В старые времена борисоглебцы проходили на территорию собора через трехъярусные Святые врата и поднимались в летний храм по южному крыльцу. В оформлении врат сохранились ярославские полихромные изразцы.

На месте последнего деревянного храма с северной стороны собора за оградой стоит надпрестольный столп-памятник.

В году в ограде собора была построена каменная одноэтажная сторожка, в которой в трудные советские годы был кров для духовенства и монашествующих.

Статистика

Святыни

  • чудотворный образ Всемилостивого Спаса Нерукотворного - самая большая в России чудотворная икона Спасителя. По преданию написан святым Дионисием Глушицким в начале века, изначально являлся "небом" деревянного храма Бориса и Глеба. По завершении строительства каменного храма икону перенесли в летнюю Воскресенскую церковь. В году по указу святителя Арсения (Мацеевича) образ был вывезен в Ростов Великий. В году возвращен в собор. По древней традиции под образом Спаса принято проползать на коленях через специально устроенный лаз (обычно трижды).
  • Крест с Распятием в иконе "Страсти Христовы". Крест - XV-XVI век. Икона - конец XVII - начало XVIII века. По преданию, Крест приплыл по Волге и остановился напротив церковного места. В летнем храме Крест устанавливается в икону на северном столпе. На иконе пред Распятием предстоят Пресвятая Богородица, Мария Клеопова и Мария Магдалина (слева), Иоанн Богослов и Лонгин сотник (справа). По периметру образа, в клеймах, изображены Страсти Христовы.
  • Смоленская икона Божией Матери . Икона написана для иконостаса зимнего храма с более древнего образа и находится слева от Царских врат.
  • икона святителя Николая Чудотворца (Можайского) (1-я половина XVII века)

В синодальный период особенно почитались также:

  • Феодоровская икона Божией Матери в жемчужной ризе
  • Силуанская икона Божией Матери (XV век)
  • икона великомученика Феодора Стратилата , с описанием жития и чудес его
  • образ князей-страстотерпцев Бориса и Глеба , с житиями
  • икона Софии, Премудрости Божией , список с Новгородской, жемчужная риза
  • икона, именуемая "Сошествие во ад "
  • древняя плащаница

В соборе находятся мощи исп.



Похожие статьи

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

  • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

    Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...