Как открыть тюнинг-ателье. Тюнинг как бизнес, или Как заработать на автомобилях? Светодиодный тюнинг авто как бизнес

Через руки мастеров тюнинга, по данным специалистов, проходит каждый пятый автомобиль, бороздящий российские дороги. Спрос на данную услугу неизменно растет, а конкуренция в тюнинговом бизнесе - небольшая. А если говорить о прозрачности бизнеса, то по налоговым законам работают единицы. Для предприимчивых людей самое время развернуть бурную деятельность.

Стили и направления тюнинга

В тюнинге есть несколько стилей, ориентированных на национальный признак. Например, американцам нравится гангстерско-рэперский уклон. У немцев на первом месте - комфорт, японцы тяготеют к гоночному жанру. Россияне со стилем пока не определились, поэтому на отечественных просторах присутствуют все разновидности.

Среди направлений тюнинга главенствуют стайлинг и техническая модернизация.

Стайлинг подразумевает визуальное преображение автомобиля. Внешний стайлинг начинается, чаще всего, с установки колесных дисков. Эта нехитрая процедура сразу же улучшает динамику машины, а внешний вид становится «броским» и презентабельным. Далее реконструкции подвергаются бамперы, пороги, фонари и другие элементы обвеса.

В стайлинге интерьера существует много приятных вещей. Обшивка салона кожей уже стала «приедаться». Сейчас многие предпочитают спортивный дизайн с импортными креслами и небольшой рулевой баранкой. Также декорируют интерьер специальными накладками на педали, хромированными и алюминиевыми рамками, стильными резиновыми ковриками, окрашивают салон специальными красками, «напичкивают» музыкальными компонентами и системами навигации.

Технический или чип-тюнинг чаще всего касается «сердца» автомобиля - его двигателя. Можно переделать и механическую КПП, и тормозную систему и подвеску. «Полет фантазии» полностью зависит от ваших желаний и кошелька, поскольку доработка иногда получается намного дороже стоимости самого автомобиля.

У солидных иностранных производителей есть свой набор тюнинговых операций, предлагаемых заводской программой. На него распространяется гарантия производителя, но и стоит такой эксклюзивный тюнинг недешево. Почувствуйте разницу: заводская тюнингованная Audi 4 стоит более $100 тысяч, в то время как обычная модель - около $45 тысяч.

Тюнинг по типам автомобилей

Тюнинг отечественной продукции можно выделить в отдельную отрасль. Примечательно, что к модернизации ВАЗов прибегают, в основном, две категории автолюбителей: дети богатых родителей, подаривших отпрыску машину для «дорожных экспериментов» и одержимые водители, для которых тюнинг возведен в ранг хобби. И у тех, и у других есть свободные деньги, превращающие модель за $8тысяч в 15-тысячную.


Запчасти для тюнинга найти - не проблема. «Подпольные» конвейеры в Тольятти, Липецке, Москве обеспечивают деталями всех нуждающихся. Причем, «серые» цены меньше «белых» процентов на 20. Только учтите, что за качество «серых» изделий никто не отвечает.

Тюнинговать внедорожники также выгодно. Тот, кто мечтает сделать из своего джипа монстра, готов выложить «круглую» сумму. Например, самая популярная операция - лифт подвески, - стоит от $5 тыс. до $7 тыс., оснащение парой электрических лебедок обойдется 850$, установка блокировок дифференциала - более1100$, монтаж шноркеля для пересечения водных барьеров - до 900$. Средняя тюнинговая экипировка внедорожника потянет на 15-20 тысяч «зеленых», а самые «навороченные» тюнинги «зашкаливают» за 100 тысяч.

Послетюнинговое обслуживание также стоит немало. Даже содержание российского УАЗа составит более 1000$ в месяц, причем «львиная доля» средств идет на зарплату мастеров.

Владельцы иномарок среднего класса также не прочь облагородить свою машину, но тюнинговый потенциал у них несколько поменьше, нежели у внедорожников.

Вхождение в рынок

Вход на тюнинговый рынок обходится до $100 тысяч. Основная часть денег пойдет на закупку оборудования: гильотину, станки, пресс и прочую мелочь. Понадобится собственная производственная площадка и профессиональные мастера.

Для знающих людей освоить премудрости тюнинга не представляется сложным делом. Многие отечественные умельцы используют в своей работе собственные «ноу-хау», причем эффективность и качество таких новинок иногда бывает выше промышленных образцов. Можно устанавливать и готовое оборудование, поставляемое дилерами. В любом случае, заказчик помимо 100-процентной оплаты запчастей добавит к конечной сумме расчета еще 50% за саму работу.

Многие машины тюнингуются по уникальным проектам, известным только непосредственным специалистам. Поэтому обслуживанием обработанных вами машин вы обречены заниматься до отправки последних на свалку. Значит, работа у вас будет постоянно. Годовой оборот добротного тюнингового ателье может достигать в долларах нескольких сот тысяч. Через год-полтора хорошей работы вы вернете потраченные средства, а дальше полученную прибыль можете расходовать по своему усмотрению.

Подготовлено редакторами: «Бизнес GiD»
www.сайт

Как открыть тюнинг-ателье и будет ли оно приносить доход? Услуги подобного рода давно пользуются высоким спросом за границей. Отмечается повышение интереса автолюбителей к данной услуге и в нашей стране. Подобной деятельностью занимаются небольшие и средние компании, располагающиеся на территории авторынков и гаражных кооперативов.

  • Неочевидные особенности бизнеса на автотюнинге
  • Сколько денег нужно для открытия ателье автотюнинга
  • С чего начать открытие собственного тюнинг-ателье?
  • Какое помещение выбрать для тюнинг-ателье?
  • Поиск персонала для мастерской по тюнингу авто
  • Сколько можно заработать на ателье автотюнинга
  • Какие документы нужны для открытия ателье автотюнинга
  • ОКВЭД для ателье автотюнинга
  • Какую систему налогообложения выбрать

Спрос растет достаточно быстро, конкуренция является невысокой. Специалисты, имеющие опыт в данном деле, имеют все шансы на успешное ведение предпринимательской деятельности в сфере тюнинга авто. Это вид деятельности перспективен и способен приносить владельцу неплохой доход.

Неочевидные особенности бизнеса на автотюнинге

Прежде всего услуги модификации автомобиля стандартной комплектации предполагают повышение мощности двигателя. Это интересует уличных гонщиков, количество которых стремительно растет. Помимо увеличения мощности путем изменения конструкции двигателя, существуют и другие направления тюнинга. Мощность двигателя можно увеличить путем настройки блока управления, что получило название чип-тюнинга. Специалисты по внутреннему оснащению могут внести изменения в конструкцию салона автомобиля, установив современное акустическое оборудование, обтянув сидения кожей и т.д. Наконец, изменения в автомобиле могут носить чисто внешний характер, для этого устанавливают молдинги, спойлеры, антикрылья. Это придает машине спортивный вид и пользуется высоким спросом среди людей, решивших приобщиться к спорту.

Тюнинг-ателье обычно работает в каком-либо одном направлении, компаний, предоставляющих услуги полного тюнинга, насчитывается немного. Производители автомобилей ревностно относятся к любым изменениям в серийной модели, особенно если они являются делом рук умельцев, не имеющих специального оборудования и средств контроля. Кроме того, малейшее изменение в конструкции двигателя способно привести к его преждевременному износу. Повышение мощности автомобиля в тюнинг-ателье не регистрируется, а обнаружить какие-либо изменения при осмотре мотора невозможно.

Не каждое авто может подвергнуться тюнингу. За некоторые модели автомобилей предпочитают не браться даже самые опытные специалисты. И дело не в том, эти машины являются совершенными. Наоборот, их двигатели после внесенных изменений быстро выходят из строя. А ответственность за поломку ложится на тюнинг-ателье. Как бы то ни было, тюнинг двигателей пользуется большим спросом, который со временем будет только расти.

Несколько проще начать собственное дело в сфере повышения комфортабельности салона. Все современные автомобили предоставляют одинаковые возможности для установки нового оборудования. Поэтому вносимые изменения зависят от суммы, которую автолюбитель готов вложить в модификацию салона. Современным акустическим оборудованием можно оснастить как современную машину, так и автомобиль 80-х годов выпуска. Стоимость услуг по установке оборудования составляет 50% от стоимости аппаратуры.

Сколько денег нужно для открытия ателье автотюнинга

Чтобы открыть свое предприятие, оказывающее подобные услуги, начинающий предприниматель должен подготовить не менее 1 млн руб. В первоначальные вложения входит аренда бокса для тюнинга авто, закупка оборудования и поиск сотрудников, которые смогут превратить транспортное средство в клуб на колесах. Бизнес в сфере улучшения конструкции салона автомобиля можно начинать с нуля, имея в собственности гараж и специальное оборудование.

С чего начать открытие собственного тюнинг-ателье?

Какое помещение выбрать для тюнинг-ателье?

Начать следует с поиска подходящего помещения. Чаще всего предприниматели, начинающие свое дело в данной сфере, останавливают свой выбор на аренде или покупке гаража. Это наиболее экономичный вариант, который поможет вам получать стабильный небольшой доход. Однако получить большое количество клиентов в таком случае не получится, потому что находящийся в гаражах автосервис мало кому внушает доверие. Следует как можно раньше покинуть гаражи и арендовать отдельное здание. Многое зависит от места расположения будущего тюнинг-ателье. Важна организация удобных подъездных путей.

Что касается площади бокса, то она должна предоставлять возможность свободного размещения автомобилей и доступа к смотровым ямам. Отдельное помещение следует отвести под приемную, где клиенты смогут ознакомиться с работой. Открытие тюнинг-ателье предполагает оборудование подсобных помещений, административного отдела, комнаты ожидания для клиентов.

Поиск персонала для мастерской по тюнингу авто

Успех бизнеса во многом зависит от квалификации персонала.

Именно поиск мастеров является следующим пунктом бизнес-плана. Следует нанять опытных автослесарей, автомехаников, электриков. Их можно найти в действующих автосервисах или по объявлению. Обращать внимание следует не только на стаж работы, но и на мнения клиентов о данном сотруднике.

К специфическому персоналу можно отнести аэрографов. Этих специалистов выбирают, внимательно изучая предоставленное портфолио. Потребуется также менеджер по работе с клиентами и закупке запчастей. При выборе поставщиков учитывайте их репутацию и опирайтесь на положительные отзывы. В первое время запчасти и аппаратуру следует заказывать небольшими партиями, особенно если ваше ателье не имеет складского помещения. Лучшие образцы техники должны всегда быть на виду у клиентов.

Открытие тюнинг-ателье требует вложения немалых средств, примерно столько же, сколько организация работы автосервиса. Однако если услуги автомастерских пользуются спросом всегда, вашему ателье придется потратить немало времени на поиск клиентов. Поэтому поиском целевой аудитории следует заняться еще на этапе составления бизнес-плана.

Если ваша компания будет оказывать услуги высокого качества, автолюбители охотно к вам поедут. Окупаемость первоначальных вложений зависит от множества факторов, риски оцениваются как высокие.

Сколько можно заработать на ателье автотюнинга

Рассчитывая предполагаемую прибыль будущего ателье, необходимо, в первую очередь, учитывать специализацию вашей мастерской. Например, небольшой рисунок (аэрография) стоит 400-500 долл., а увеличение мощности двигателя иномарки – 200 долл. При этом статьи производственных расходов разных ателье по тюнингу автомобилей сильно не отличаются и включают:

  • арендную плату;
  • рекламу;
  • коммунальные расходы;
  • зарплату персонала;
  • покупку расходных материалов;
  • налоги;
  • и др. издержки.

Общая сумма перечисленных расходов, в основном, находится на уровне 23-25 тыс. долл./в месяц. Ежемесячная выручка мастерской по тюнингу легковых транспортных средств 27-30 тыс. долл. При таких условиях прибыль до налогообложения – 2-7 тыс. долл., а после уплаты налогов – 1700-6000 долл./в месяц (УСН 15% от разницы между доходами и расходами).

Какие документы нужны для открытия ателье автотюнинга

Если вы не планируете создавать огромную сеть мастерских по всей стране и у вас нет других веских причин для регистрации ООО, тогда в данном случае достаточно оформить документы ИП. Для этого вам нужно написать заявление, подготовить ксерокопии ИНН и паспорта, а также заплатить госпошлину. Данные бумаги передаются в налоговую инспекцию, а через три дня вы станете законным субъектом предпринимательской деятельности.

В мастерской авто тюнинга должны быть документы, подтверждающие факт соблюдения санитарных норм и правил противопожарной безопасности. Эти вопросы находятся в компетенции Роспотребнадзора и пожарной инспекции. При этом, учитывая высокую концентрацию опасных веществ и оборудования, будьте готовы к частым визитам сотрудников данных учреждений.

Кроме того, вы должны оформить:

  • договор аренды помещения;
  • контракты с персоналом;
  • договор о вывозе мусора;
  • разрешение в местной администрации.

ОКВЭД для ателье автотюнинга

Важный момент! Подготавливая заявление о регистрации в ФНС, не забудьте указать код вашей деятельности, согласно общероссийскому классификатору – ОКВЭД 50.20.3 .

Какую систему налогообложения выбрать

Оптимальными режимами налогообложения для ателье тюнинга автомобилей являются ЕНВД или УСН. Но данный вопрос регулируют местные органы власти, поэтому нет никаких гарантий, что в вашем городе можно открыть автомастерскую и работать на ЕНВД.

Упрощенный режим налогообложения позволяет платить 6% от выручки или 15% от разницы между валовыми доходами и расходами. Но в последнем случае вы можете учитывать только те издержки, которые подтверждены реальными документами ваших контрагентов. Если у вас нет накладных, чеков, квитанций и т.д., тогда лучше платить 6% от выручки.

Безусловно, открытие тюнинг-ателье в Москве - очень выгодное вложение средств, учитывая высокую покупательскую способность населения. Между тем, не стоит сразу заниматься автомобилем в комплексе, хотя фактически усовершенствовать можно любую деталь. Клиенты, готовые тратить большие деньги, прежде всего, ценят качество работы, а найти квалифицированный персонал для ателье тюнинга можно не всегда.

С чего начинать

Для тюнинг-ателье Москва - идеальное место. Но и конкуренция здесь очень высока. Поэтому лучше начинать с оказания посреднических услуг: принимаете заказ, скажем, на обвес, а его непосредственное изготовление поручаете специализированной компании. Доходность подобного бизнеса довольно велика. В среднем, тюнинг машин в Москве может принести вам до 25% от стоимости заказа.

Если же вы живете в относительно небольшом городе, то придется проводить серьезные маркетинговые исследования и писать очень подробный бизнес-план. Дело в том, что небольшому авто тюнинг-ателье владельцы не доверят изменение, например, мощности двигателя или программного обеспечения. Любая ошибка повлечет за собой снижение сроков эксплуатации и проблемы с безопасностью движения.

К тому же, далеко не каждый автомобиль сможет перенести подобную операцию из-за низкого качества запасных частей. Сегодня их научились делать, что называется, «в каждой подворотне».

Изменение салона или аэрография

Если и открывать тюнинг-ателье авто в Москве или ином городе, то нужно сконцентрироваться на улучшении комфортабельности салона и аэрографии. Эти два направления востребованы повсеместно. Их основной плюс в том, что провести модификацию можно на разную сумму. Все будет зависеть от финансовых возможностей заказчика. Выгода тюнинг-ателье тоже немаленькая - не менее 50 процентов от цены материалов. Для того чтобы успешно начать, понадобится изначально инвестировать в дело около миллиона рублей.

Еще одной перспективной разновидностью тюнинга авто, бизнеса в этом направлении, является переделка обычных моделей машин в спортивные и агрессивные. Это достигается путем изменения размеров и форм крыльев, бамперов, спойлеров, молдингов и т.д. Расчетная прибыль - 30% от стоимости «наворота».

Весьма перспективно организовать тюнинг-ателье ВАЗ. О том, как заработать на нем очень приличные деньги, подробно рассказывают на занятиях в тренинговом центре Бизнес Молодость.

* В расчетах используются средние данные по России

1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

Цель проекта – создание предприятия, оказывающего услуги по стилизации авто- и мототранспорта (ателье графического тюнинга «Новая кожа»). Суть заключается в нанесении аэрографических изображений или виниловой пленки на кузов автомобилей, мотоциклов, яхт и т.д.; оформление салона пленками и декором. Это могут быть как художественные, так и рекламные изображения, фальш-хром и прочее. Изображения могут быть как стандартными, так и разрабатываться на заказ.

Предпосылкой для реализации проекта является растущее стремление авто- и мотовладельцев кастомизировать свое средство передвижения, придать ему неповторимый облик. Учитывая относительно невысокие затраты на стилизацию внешнего вида, данный вид услуги обладает очень высокой популярностью.

Предполагаемый формат предприятия в значительной степени отличает его от существующих конкурентов, а минимизация затрат на ведение бизнеса делает его высокорентабельным. Позиционирование в каком-либо конкретном ценовом сегменте отсутствует – предприятие предлагает широкий диапазон цен, от бюджетных до премиум, в зависимости от пожеланий заказчика.

Проект территориально расположен в г. Ставрополь. Срок реализации проекта не ограничен во времени. Эффективность проекта подтверждается финансовыми расчетами и полученными интегральными показателями эффективности (Табл. 1).

Таблица 1. Интегральные показатели эффективности проекта

2. ОПИСАНИЕ КОМПАНИИ И ОТРАСЛИ

Предприятие предлагает услуги по стилизации экстерьера и интерьера любых транспортных средств. Это может быть сделано с помощью аэрографии или виниловой пленки. Дизайн изображения, при необходимости, выполняется на заказ опытным графическим дизайнером. В работе используются материалы различных ценовых категорий, в соответствии с пожеланиями клиента. Однако, при отборе даже бюджетных материалов осуществляется жесткий контроль качества.

В отличие от существующих тюнинг-ателье, предлагающих широкую номенклатуру услуг по доработке внешнего вида, «Новая кожа» специализируется только на нанесении изображений и пленки. Это позволяет получить более выгодные входящие цены на используемый материал за счет консолидированного объема заказов, а также держать штатного аэрографа и графического дизайнера. Все это позволяет повысить качество предоставляемых услуг и их доступность.

Территориальное расположение предприятия весьма удачно, поскольку, из-за особенностей национального состава населения города и региона, стремление к кастомизации транспортных средств здесь находится на высоком уровне. Предполагается охват не только рынка Ставрополя, но и всего Ставропольского края – при достаточном уровне известности, обеспеченном рекламой и наработанной клиентской базой.

Численность населения Ставрополя составляет 426 тысяч человек; населения Ставропольского края – 2,8 млн. чел. Согласно данным исследований, общее количество автомобилей в Ставрополе – около 120 тыс. единиц. Таким образом, если предположить, что владельцы хотя бы 5% из них имеют желание изменить облик своего автомобиля, количество потенциальных клиентов составит 6000 человек. Целевая аудитория – мужчины (90%) и женщины (10%), в возрасте от 18 до 40 лет; уровень дохода не имеет решающего значения, поскольку «Новая кожа» предлагает решения любого ценового сегмента.

Поисковые системы по соответствующим запросам предлагают не более 10 тюнинг-ателье, осуществляющих подобные услуги. Предположительно, еще столько же ателье оказывают услуги, не имея интернет-сайта. Кроме того, аналогичные услуги могут оказывать и мастера-одиночки.

Большинство тюнинг-ателье предлагают, в первую очередь, чип-тюнинг двигателя, обвес автомобиля, а графический дизайн предлагается только в качестве дополнительной услуги. Зачастую это отрицательным образом сказывается на его качестве.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Для оказания подобных услуг требуется минимум специализированного оборудования. Стоимость комплекта инструментов и оборудования составляет 250 000 рублей. Таким образом, объем инвестиционных затрат по проекту крайне мал (Табл. 2).

Таблица 2. Инвестиционные затраты

НАИМЕНОВАНИЕ

СУММА, руб.

Недвижимость

Оборудование помещения

Оборудование

Комплект оборудования

Нематериальные активы

Оборотные средства

Оборотные средства

Итого:

1 500 000 ₽

Собственные средства:

500 000,00 ₽

Требуемые заемные средства:

1 000 000 ₽

Ставка:

18,00%

Срок, мес.:

3. ОПИСАНИЕ УСЛУГ И ТОВАРОВ

Предприятие имеет узкую специализацию и ориентировано на графический дизайн. В Табл. 3 приведена полная номенклатура предлагаемых услуг и цены на них. Поскольку для каждого типа услуг предполагается использование расходных материалов разного ценового сегмента, в таблице приведены средние цены. Переменные затраты включают стоимость расходных материалов.

Таблица 3. Номенклатура услуг ателье графического тюнинга «Новая кожа»

ТОВАР/УСЛУГА

ЗАТРАТЫ НА ЕД., руб.

ТОРГОВАЯ НАЦЕНКА, %

СТОИМОСТЬ ЕДИНИЦЫ, руб.

Аэрография, за 1 кв.м.

За авто, класс C, D

Виниловая пленка без изображения, за авто, класс E, F

Виниловая пленка без изображения, за авто, класс SUV

Антигравийная пленка

Демонтаж виниловой пленки

Итого:

408 155 ₽

Аэрография – наиболее дорогостоящий способ стайлинга автомобиля. С помощью пульверизатора на ЛКП наносится краска. Такой рисунок может быть выполнен только профессионалом высокого уровня. Удалить его невозможно.

Виниловая пленка в последнее время используется все чаще. Она может нанесена как на весь кузов автомобиля, так и на любую отдельную его часть. Пленка может быть одноцветной, иметь структуру (например, карбон или металл) или рисунок. Рисунок может быть нанесен любой – из каталога, предоставленный заказчиком или выполненный на заказ дизайнером. Стоимость нанесения пленки на автомобиль зависит от его размера.

Нанесение корпоративной/рекламной наклейки предполагает нанесение виниловой пленки с логотипом или иным рекламных сообщением на часть кузова автомобиля. Как правило, это передние двери. Изображение может быть предоставлено заказчиком, либо разработано дизайнером ателье. Обычно такие наклейки отличаются большей простотой по сравнению с художественной винилографией.

Тонировка автомобиля – хорошо известная услуга по нанесению пленки на стекла автомобиля. Тонировка защищает автомобиль от солнца и посторонних глаз, что, в первую очередь, снижает риск взлома и ограбления.

Антигравийная пленка – специальная прозрачная прочная пленка, которая наносится на некоторые детали кузова автомобиля, наиболее подверженные появлению сколов и царапин. Наиболее эффективный вид антигравийных пленок – полиуретановые. Кроме защиты ЛКП, они обеспечивают дополнительный глянец детали и имеют самовосстанавливающуюся поверхность. Срок службы – 5-7 лет.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Демонтаж пленки – не менее ответственное мероприятие, поскольку при неправильном демонтаже велик риск повреждения ЛКП. Вследствие этого, при снятии пленки специалисты ателье уделяют особенное внимание технологии, предлагаемой производителем конкретного вида пленки.

4. ПРОДАЖИ И МАРКЕТИНГ

Проектом не предполагается применение техники активных продаж. Привлечение клиентов на первом этапе реализации проекта предполагается осуществлять за счет массированной рекламы, участия в автошоу и прочих аналогичных мероприятиях. Для наибольшей наглядности предполагается использовать демонстрационный образец – автомобиль иностранного производства, спортивный по дизайну, стоимостью не более 300 000 рублей. При этом, состояние двигателя, ходовой части или салона автомобиля фактически не имеет значения, поскольку демонстрироваться будут возможности стайлинга экстерьера. За исключением периодов участия в рекламных мероприятиях, демо-автомобиль будет экспонироваться в крупнейшем торгово-развлекательном центре города.

Важным средством продвижения услуг ателье является интернет-сайт, содержащий не только информацию о предлагаемых услугах, но и справочную информацию о стайлинге в целом, каталог изображений для аэро- и винилографии, портфолио и т.д. Учитывая достаточно низкий уровень сайтов конкурентов, качественно выполненный сайт может стать серьезным толчком к принятию клиентом решения о посещении ателье.

Проект предлагает нишевый продукт. Уровень конкуренции в данной нише можно охарактеризовать как средний. Основным конкурентным преимуществом «Новой кожи» является именно ее узкая специализация, которая позволяет сосредоточиться на профильных услугах, использовать качественные инструменты, соблюдать предписанную технологию, а также держать в штате профильных специалистов – дизайнера и художника по аэрографии, – чего непрофильные тюнинг-ателье не могут себе позволить; в свою очередь, это сказывается на качестве и сроках выполнения работ. Таким образом, можно говорить, что прямые конкуренты на рынке отсутствуют.

Тем не менее, существующие тюнинг-ателье предлагают аналогичные услуги в аналогичном ассортименте. Уровень цен – в среднем на 10-15% ниже, чем у «Новой кожи». Более высокий уровень цены обусловлен более высоким качеством производимых работ, длительной гарантией и индивидуальным подходом к каждому клиенту.

5. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

Предприятие размещается в арендованном помещении на окраине города, вблизи от основной транспортной магистрали. Помещение отвечает требованиям надзорных органов. Предполагается наличие трех боксов универсального использования. Требуемая площадь производственного помещения – 50 м 2 . Технологический процесс нанесения пленки включает, как правило, двухстадийную мойку и очистку кузова, его полировку при необходимости, затем нанесение собственно пленки. Полная оклейка автомобиля пленкой занимает от 2 до 4 дней в зависимости от его размера и сложности поверхности. Предоставление услуг осуществляется по предварительной записи по телефону или через интернет-сайт.

Спрос на подобные услуги не имеет выраженной сезонности. Отчет о выручке и переменным затратам помесячно приведен в Приложении 1 данного бизнес-плана. Плановые показатели по объемам продаж приведены в Табл. 4.

Таблица 4. Плановые объемы продаж и переменные затраты

ТОВАР/УСЛУГА

СРЕДНИЙ ПЛАНОВЫЙ ОБЪЕМ ПРОДАЖ, ед./мес.

ЦЕНА ЗА ЕД., руб.

ВЫРУЧКА, руб.

ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ, руб.

Аэрография, за 1 кв.м.

Виниловая пленка без изображения,

за авто, класс C, D

Виниловая пленка без изображения,

за авто, класс E, F

Виниловая пленка без изображения,

за авто, класс SUV

Виниловая пленка с изображением

Тонировка стекол, задняя полусфера

Антигравийная пленка

Демонтаж виниловой пленки

Итого:

1 130 610

259 320

Клиентам предлагаются несколько видов пленки различной стоимости – Китай и европейские производители.

Поскольку некоторые работы проводятся в течение нескольких часов (тонировка стекол, нанесение антигравийной пленки), в помещении предполагается организация комнаты отдыха с диваном и креслами, телевизором, кофейным автоматом. Общая площадь помещения – 75 м 2 .

6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

Организационно-правовая форма предприятия – ИП. Предприниматель выполняет все основные руководящие функции и стратегическое планирование. Все работники предприятия подчиняются непосредственно собственнику. Сложная организационная структура отсутствует.

Администратор ателье осуществляет запись клиентов, а также отвечает за порядок в ателье. Квалификация на данной позиции не требуется. Бухгалтерия передана на аутсорсинг.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Особенные требования предъявляются к специалистам производства. Художник-аэрограф должен обладать опытом работы в данной сфере не менее 5 лет; отбор осуществляется по предоставленному портфолио. Кроме того, художник выполняет тестовое задание.

Графический дизайнер выполняет работы по разработке изображений для винилографии. Требования к квалификации: знание дизайнерского ПО, наличие портфолио. Опыт работы не требуется.

Специалисты производственного участка выполняют весь спектр работ, связанных с подготовкой автомобиля к работе, нанесению и демонтажу пленки. Требуется наличие опыта работы в автосервисе, предпочтительно – в тюнинг-ателье. Испытательный срок – 3 месяца.

Таблица 5. Штатное расписание и фонд оплаты труда

Должность

Оклад, руб.

Кол-во, чел.

ФОТ, руб.

Административный

Администратор

Производственный

Специалист по аэрографии

Графический дизайнер

Специалисты производственного участка

Итого:

190 000,00

Социальные отчисления:

57 000,00

Итого с отчислениями:

247 000,00

7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Для оценки инвестиционной привлекательности разрабатывается финансовый план на пятилетний период; составляется отчет о движении денежных средств. Объем инвестиционных затрат – 1,5 млн. руб.; основные затраты связаны с формированием фонда оборотных средств до момента выхода предприятия на окупаемость. Собственные средства предпринимателя – 500 000 рублей. Остальные средства привлекаются в виде банковского займа на срок 12 месяцев.

На переменные затраты относится стоимость используемых материалов. Постоянные затраты приведены в Табл. 6. Расходы на рекламу являются одной из основных статей затрат. Амортизация учитывает стоимость всех инвестиционных затрат без затрат на оборотные средства; амортизация рассчитана линейным способом на 5 лет. Общая сумма постоянных затрат составляет 172 000 рублей в месяц. Подробный финансовый план приведен в Приложении 2 данного бизнес-плана.

Таблица 6. Постоянные затраты

8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Эффективность проекта оценивается на основании рассчитанных интегральных показателей эффективности, принятых в мировой практике (Табл. 1). Показатели рассчитаны на основании пятилетнего финансового плана с учетом стоимости денег во времени; для этого вводится ставка дисконтирования, принятая для данного проекта на уровне 10%, поскольку услуги не являются инновационными, рынок стабилен, а риски относительно низки.

Чистый дисконтированный доход (NPV) равен 13,96 млн. руб., что значительно превышает инвестиционные затраты. Срок окупаемости – 12 месяцев. Внутренняя норма доходности (IRR) – 10,97%, что выше ставки дисконтирования. Индекс доходности – 8,46 > 1. Все это говорит о высокой инвестиционной привлекательности проекта.

9. РИСКИ И ГАРАНТИИ

На этапе планирования необходимо предусмотреть все возможные риски, а также мероприятия по их предотвращению или ликвидации последствий.

Основной риск связан с неверной оценкой рыночной ситуации и, как следствие, недовыполнением плана по выручке. Несмотря на то, что проводилась неоднократная перепроверка полученных данных, на случай негативного развитий предусмотрен альтернативный план, согласно которому предусмотрено снижение расходов за счет перевода на аутсорсинг художника-аэрографа, дизайнера и сокращения одной позиции специалиста производственного участка.

Выход на рынок конкурента с аналогичным нишевым предложением маловероятен именно в силу его узости. Более вероятным представляется повышение качества подобных услуг существующими конкурентами. В этом случае предусматриваются мероприятия по повышению лояльности клиентов, а также активная массированная реклама.

В целом, принимая во внимание низкий уровень инвестиционных затрат, можно говорить о том, что риски, связанные с проектом, достаточно низки.

10. ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Показатели выручки и переменных затрат

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Отчет о движении денежных средств

Денис Мирошниченко
(c) - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса



Затерявшимися в гаражах и на авторынках. Много здесь пока не заработаешь, но перспективы у этого бизнеса неплохие: уже сегодня каждое пятое авто, продающееся в России, попадает в руки мастеров тюнинга. Спрос на их услуги растет, несмотря на то, что доводка машины часто сильно сокращает ей жизнь.

Многоликий эксклюзив

Сегодня увеличение мощности двигателя - один из основных видов автомобильной доводки, в частности, эта услуга весьма востребована со стороны растущей армии драг- и стритрейсеров. Помимо тюнинга непосредственно движка существуют, как известно, чип-тюнинг (наращивание мощности мотора путем перенастройки блока управления), а также тюнинг салона (обшивка кожей, инсталляция продвинутой "музыки" и т. д.), внешний тюнинг (различные обвесы - бамперы, антикрылья и т. д.), тюнинг выхлопной системы и пр. Один из главных позывов в этом деле - желание автовладельцев сравнительно малой кровью приобщиться к автоспорту или просто удовлетворить драйверские амбиции: немногие могут позволить себе иметь аппарат вроде Ferrari или Brabus - "навороченного" в заводских условиях Mercedes. А вот "косметический" эксклюзив способен согреть душу многим автолюбителям.
Александр Белокопытов, директор компании "Точка тюнинга":

В России этот рынок возник три года назад из ничего, его не было. После фильма "Форсаж" резко усилился интерес к тюнингу, сейчас этот интерес стал стабильным. Но до сих пор тюнинг - стихийный рынок.

Понятно, что теоретически можно изменить в машине все что угодно. И, по данным дилеров, каждый пятый проданный в России автомобиль подвергается тому или иному тюнингу.

Дарья Алексеева, директор по развитию компании "УРТ-тюнинг":

Мотивация и стиль владельцев тюнингованных машин зависят от национальных особенностей. В США, к примеру, преобладает гангстерско-рэперский стиль, в Японии - стритрейсерский или гоночный, в Германии автовладелец прежде всего хочет улучшить комфортность. Интересно, что в России нет выраженного определенного стиля, все упомянутое присутствует здесь примерно в равных пропорциях.

Точно определить объем российского тюнингового рынка невозможно, поскольку большая его часть находится в тени. По оценкам экспертов, речь идет о сотнях миллионов долларов. К лидерам этого рынка по объему продаж (специализация не учитывается) относят такие компании, как "Точка тюнинга", Pro-sport, "Территория тюнинга", Altechno, Sport-mobile, Pit Lane, LD-Turbo, "Промастер", "Лит-дизайн", 4stars.

У производителей автомобилей отношение к стороннему тюнингу настороженное либо равнодушное. Производители дорогих иномарок предлагают клиентам штатный, претендующий на эксклюзив тюнинг, предусмотренный заводской программой.

Вагиф Бикулов, PR-менеджер компании Audi-Russia:

У производителя есть собственные модельные ряды с нестандартными настройками - повышенной мощностью двигателя, эксклюзивными по цвету и качеству кожаными салонами и т. д. Это автомобили завода, на них распространяется гарантия. Цена на автомобиль с заводским тюнингом, понятно, выше: если, к примеру, базовая модель "четверки" Audi стоит от $30 тыс. (в среднем $45 тыс.), то цена тюнингованной версии может превышать и $100 тыс.

Официальные представительства и дилеры обычно не приветствуют самодеятельность местных тюнинговых компаний. Какого эксклюзива, каких технологий можно ожидать от тех, кто воспитан на российском автопроме? Скрипы в перетянутом кожей салоне (заводская перетяжка стоит $1,5-7 тыс., "гаражная" - $500-700), вышедшие из строя двигатели и т. д.

Местные тюнинговые фирмы не всегда предупреждают автовладельца, что тот же чип-тюнинг ведет к ускоренному износу двигателя, подвески, других узлов и деталей, повышенным требованиям к сорту масла и качеству топлива. Понятно, что увеличение мощности двигателя означает для производителя дополнительные расходы по целому ряду позиций, тогда как автовладелец может ограничиться только перенастройкой блока управления, что при невысоком качестве исполнения просто угробит двигатель. К примеру, при увеличении мощности двигателя Audi всего на 20 л. с. стоимость каждого шатуна вырастает на $200, поскольку он уже имеет другую конструкцию.

Александр Белокопытов:

Увеличить мощность автомобиля путем чип-тюнинга можно максимум на 25-30% (в случае с турбодвижками). Этот вид тюнинга ограничивается перенастройками блока управления, никаких других изменений ни в двигатель, ни в ходовую не вносится. Официальные дилеры не смогут обнаружить факт перенастройки ПО даже если захотят, поэтому автомобиль останется на гарантии.

Интересно, что никакой регламентации для "боевых" авто нет. Теоретически все принципиальные изменения в автомобиле, влияющие на тормозную систему, управление, должны как-то согласовываться с МАДИ или НАМИ. Справка оттуда стоит совсем недорого, но, по мнению многих участников рынка, проще не обращаться в эти институты, а решать проблемы с ГИБДД на месте. Заметим, что у гаишников до сих пор нет серийных приборов, измеряющих мощность двигателя, чем многие пользуются.

Алексей Антоненко, гендиректор фирмы "Супертюнинг":

Тюнинговое увеличение мощности двигателя никто не фиксирует. Если с улицы придешь в ГИБДД и спросишь - а можно я сделаю то-то и то-то, то тебе скажут: "Конечно же, нельзя!" Поэтому туда никто и не идет.

Впрочем, в некоторых случаях тюнинговое изменение мощности двигателя все же фиксируется (не путать с заменой одного двигателя другим). Плата за мощность, бывает, становится слишком накладной (при мощности 300 сил налог составит 30 тыс. руб. в год), и владелец машины намеренно занижает количество "лошадей" под капотом, ссылаясь на некий "экологический" или "экономичный" тюнинг, который позволил уменьшить мощность. Стоит такой бумажный "тюнинг" около 15 тыс. руб.

Следует также отметить, что наличие "топтунов" при ГИБДД позволяет владельцам авто не проходить техосмотр даже при том, что с недавних пор ТО должен фиксироваться на видеокамеру. По мнению одного из экспертов, лишь половина всех московских автомобилей попадает в объективы камер при техосмотре. Понятно, что почти все заряженные "тачки" с нештатными двигателями, тормозными и выхлопными системами и т. д. оказываются в числе тех, кто проходит ТО лишь на бумаге, точнее на талоне техосмотра.
Тюнинг двигателя пока не слишком рентабелен, и это одна из причин, по которой фирмы не спешат легализовываться и совмещают в своей деятельности тюнинговый автосервис с обычным.
Сергей Благовещенский: Сегодня на тюнинге двигателя, наверное, можно что-то заработать, но это геморрой. Целый ряд моделей имеет низкий тюнинговый потенциал. К примеру, "итальянцы" вообще не тюнингуются. Из "японцев" - амбициозные владельцы Toyota хотят скорости, люди с Subaru - чтобы "было все богато", иногда Nissan и Mazda тюнингуются. Но на банальном автосервисе можно заработать больше, чем на тюнинге. Если вы, конечно, не занимаетесь тюнингом "Мерседесов".

Из седанов самый высокий тюнинговый потенциал у Subaru Impreza и Mitsubishi Lancer Evolution, они часто и покупаются как спортивные авто с прицелом на тюнинг. В частности, конструкторы Lancer Evolution заложили возможность форсировки двигателя путем увеличения давления в турбине. Трансмиссия спокойно переносит увеличение мощности до 450 л. с., поэтому заменяется только сцепление. Существует великое множество наборов деталей для форсировки двигателя Evolution, выпускаемых известными .

Владельцы других иномарок прибегают к тюнингу реже. Некоторые компании (к примеру, "Точка тюнинга") работают со всеми популярными в России иномарками возрастом до 10 лет (Ford Focus, Volkswagen Passat, Mazda3 и т. д.). Но это авто для среднего класса, и тюнинговый потенциал у них невелик.

Дарья Алексеева: Покупатели Nissan и Citroen не слишком платежеспособны, то есть они покупают машину либо в кредит, либо на последние деньги, глубокий тюнинг им не по карману.

Не мотором единым...

У компаний, занимающихся салоном автомобиля, проблем с определением тюнингового потенциала значительно меньше. Далеко не каждый хочет или может стать гонщиком, но очень многие хотят обтянуть салон кожей и инсталлировать AV-электронику (в том числе класса high-end), систему навигации GPS, улучшить шумо- и виброизоляцию и т. д., и в большинстве случаев это можно сделать без больших проблем (речь, понятно, не о финансах).

Сергей Волков, управляющий компанией "Министерство звука":

Тюнинговый потенциал большинства марок автомобилей, в которые нужно поставить колонки, усилители, сабвуфер, домашний кинотеатр или офис с навигацией, находится примерно на одном уровне. К нам ездят тюнинговаться автомобили самых разных марок. Приезжают и те, что на гарантии, и те, которым уже 30 лет. Оборудование мы закупаем у дилеров, напрямую с производителями не контактируем. Стоимость установки составляет около 50% цены самого оборудования. Вход на рынок подобного тюнинга обойдется в сумму примерно от $100 тыс.

Несколько улучшить динамические свойства автомобиля можно, как известно, поменяв выхлопную систему, а также обложив его кузов обвесом (в частности, так называемой аэродинамической юбкой). На самодельных выхлопных системах сделала свой бизнес фирма 4stars, сотрудники которой когда-то участвовали в гонках. Ноу-хау фирмы пользуются сейчас серьезным спросом.

Евгений Савельев, финансовый директор компании 4stars:

При помощи наших технологий тюнинга выхлопной системы можно повысить мощность двигателя на 6-7 л. с. Наша мастерская расположена в Подмосковье. Для подобного ручного производства необходимо иметь гильотину, пресс, токарный станок и кое-какую мелочовку, но главное - хорошие рабочие руки, которые сейчас в остром дефиците. Стоит все это оборудование недешево - $40-100 тыс.

Отдельных рейсеров мы не обслуживаем, работаем в основном с юрлицами, гоночными командами и т. п. К примеру, один из последних заказов на 10 комплектов с глушителем, коллектором и резонатором обошелся нашему заказчику - спортивной команде - в $10 тыс. с учетом гарантийного обслуживания. Раньше подобные выхлопные системы закупались в Финляндии, но финны по соотношению "цена-качество" оказались далеко не идеальными партнерами, и у аналогичного производства в России открылись хорошие перспективы. Доля брака у нас невелика - 1,5%. Я знаю одну австрийскую тюнинговую компанию - Remus, с ней мы время от времени сотрудничаем, так у них этот процент раза в два больше.

Здесь надо отметить, что разработки отечественных конструкторов, по сути, никак не защищены в плане авторства и кочуют из фирмы в фирму, причем многие изобретения сдувают вездесущие китайцы.

Дарья Алексеева:

Учитывая особенности российской правовой культуры, патентовать собственные ноу-хау бессмысленно. Каким бы тюнингом вы ни занимались - яхт, вертолетов, автомобилей,- люди уходят в другие компании, создают собственный бизнес и пользуются фактически украденными технологиями. Стоит им внести в проект косметические изменения, и в суде вы уже ничего не докажете.

Кроме того, специалистам российских тюнинговых компаний сложно учесть все нюансы производства массовых марок. Как-то в одно из таких ателье в Москве поступил заказ на 50 комплектов выхлопных систем для выпускающейся сейчас на Украине популярной модели Daewoo Lanos. Спецы по выхлопу взяли эту модель в прокате на четыре дня и сделали под нее тюнинговую выхлопную систему. Менеджер ателье описал этот процесс так: инженер ставит в бокс Lanos, разбирает его, потом запасается кофе, бутербродами и три дня не вылезает из гаража, проектируя систему. Полученный в результате авторский продукт выпускается в статусе опытной партии, затем налаживается мелкосерийное производство.

Так или иначе, заказ - выхлопную систему в количестве 50 комплектов - отправили на Украину. Но оказалось, что у московской модели Lanos отсутствовал кондиционер, а при монтаже системы на автомобиль с оным появляются проблемы - мешает насос кондиционера. В итоге пришлось искать владельцев "бескондиционерных" Daewoo Lanos и предлагать продукцию им.

Чтобы заниматься внешним тюнингом - бамперами, антикрыльями, порогами, не нужны даже собственные производственные площади. Здесь вполне рентабелен посреднический бизнес.
Кирилл Анашкин, гендиректор ООО "Автопосредник+": Мы продаем несколько обвесов в месяц. Сами обвесы мы заказываем на заводе, потом отдаем их в монтаж вместе с машиной, примеряем, красим и устанавливаем (цвет, понятно, подбирается по желанию заказчика). То есть мы в значительной степени посредники: обвесы делаются по нашим лекалам (это ноу-хау фирмы), наша функция состоит в том, чтобы принять заказ у клиента и договориться со смежниками. Сами заводы не занимаются массовым производством обвесов, тюнинг как бизнес их не интересует, дилерские центры тоже не всегда проявляют к нему интерес (часто из-за того, что они связаны обязательствами по отношению к производителям), поэтому мы востребованы. Стоимость наших услуг составляет около 20-25% цены обвеса, в среднем полный обвес вместе в антикрыльями, бамперами, юбкой обходится заказчику в $4 тыс. Заработать этим частным бизнесом можно где-то $3-5 тыс. в месяц, поскольку накладные расходы при такой организации труда минимальны.

Если для продукции отечественного автопрома годится обвес и из "народного" стеклопластика, то в случае с иномарками обычно используется дорогой ABS-пластик. А так как большая часть "обвесочного" бизнеса находится в подполье, самопальный стеклопластик зачастую выдается за фирменный продукт. При этом магазины обычно продают элементы обвеса с 45-50-процентной наценкой. Как и во многих других отраслях бизнеса, тюнинговые фирмы, которые поначалу зарекомендовали себя как поставщики качественных запчастей и сервиса, со временем могут снижать планку - к примеру, перейти на использование китайских комплектующих сомнительного качества.

Внутреннее деление

Многие эксперты сегментируют тюнинг по типам и маркам автомобилей. Так, в отдельный сегмент обычно выделяют продукцию АвтоВАЗа.
Евгений Савельев: Зачем многие покупают продукцию российского автопрома (иногда и за $600), а потом занимаются тюнингом? Или покупают "восьмерку" "ВАЗ" за $8 тыс., а потом доводят ее стоимость в результате тюнинга до $15 тыс.? Ведь за эту сумму они вполне могли бы купить какой-нибудь Hyundai Accent или даже что-нибудь получше.

Дело в том, что, как правило, у этих людей есть деньги и на более серьезную машину, просто им хочется вспомнить молодость, погонять, потом разбить тачку где-нибудь у себя в огородах и сделать из этого приключения фотосессию на тему "Как я провел лето".

Юрий Белозеров, менеджер тюнинг-магазина "Щербаков":

Мы занимаемся тюнингом "ВАЗов", и у нас две основные категории покупателей. Первая - "детки", которым родители подарили первую машину (обычно ВАЗ-2110 и его модификации, последняя модель "Калина" особым спросом не пользуется), чтобы те ее разбили. Другая категория - те, для кого тюнинг - хобби. Тюнинговые запчасти, которые продаются в нашем магазине, мы по желанию клиента устанавливаем здесь же, в автоцентре у наших партнеров. Где-то половина запчастей у нас тюнинговые, половина - обычные. Рентабельность бизнеса в части тюнинга - около 30%.

Стоит упомянуть, что самые дешевые тюнинговые запчасти на модели "ВАЗ" производятся в тольяттинском, липецком и московском подполье, стоят они на 20% меньше предлагаемых "белыми" тюнинговыми компаниями. К примеру, бампер на ВАЗ-2110 от легального производителя стоит 5,5-6 тыс. руб., а в Южном порту аналог можно купить уже за 4 тыс. Однако, скорее всего, это будет бампер "слизанный" и не продутый в аэродинамической трубе.

Тюнинг внедорожников

Тюнинг внедорожников большинство экспертов тоже считают отдельной отраслью.
Владимир Алексашин, директор по развитию бизнеса фирмы "Трофи-гараж":

Серийный автомобиль для нас - лишь промежуточный вариант, сырье для производства настоящей машины. Мы строим внедорожники - именно так говорят настоящие джиперы, занимаясь переделкой своих машин в монстров. Оборудование мастерской по тюнингу внедорожников стоит столько же, сколько комплект оборудования для обычного сервиса.

На старте бизнеса Владимир с партнерами вложили в него около $40 тыс. В частности, в $3 тыс. обошелся подъемник, в $2 тыс.- выравнивание и укрепление пола для его установки, также были приобретены комплекты профессиональных ключей, необходимый электроинструмент. Производственную площадь фирма арендует - 200 кв. м в ангаре.

Сейчас в Москве работает около 20 специализированных ателье, тюнингующих внедорожники. Трудятся на этом поле и профильные клубы - "Клуб 4 x 4", "Нивоводы", Off Road Wrangler Club и т. д. Как правило, подобными эксклюзивными заказами крупные сервисы не занимаются - слишком много нестандартной работы, каждой машине нужен индивидуальный подход.

Чаще всего переделывают "УАЗы", 73-й и 80-й Land Cruiser, Wrangler, то есть "непаркетники". Одна из самых распространенных операций - лифт подвески ($5-7 тыс.), дающий возможность устанавливать колеса большего диаметра (таким образом увеличивается клиренс). Спросом пользуются также расширение колесных арок, установка всевозможной защиты (рулевых тяг, картера двигателя, агрегатов трансмиссии, карданных валов), установка шнорхеля для преодоления водных препятствий ($650-900), багажника на крышу для запаски и вещей, силовых бамперов и порогов. Полный тюнинг предполагает наличие дифференциалов с блокировками в мостах (от $1100), пары электрических лебедок (от $850), дополнительных фар и множества других опций, мелких и не очень, необходимых водителю и пассажирам в экстремальном путешествии.

Как правило, только работа по серьезному апгрейду внедорожника тянет в среднем на $15-20 тыс. (верхней планки нет - некоторые и больше $100 тыс. вкладывают). Дальнейшее обслуживание тоже недешевое: например, месячное содержание тюнингованного "УАЗа" обойдется примерно в 40 тыс. руб., причем большая часть этих денег уходит на оплату труда тюнингеров.

Оборот "внедорожного" тюнингового ателье может доходить до нескольких сот тысяч долларов в год (общий оборот столичного рынка "строительства джипов" - около $20 млн), при этом острой конкуренции на этом рынке нет.

Владимир Алексашин:

Все машины построены по индивидуальному проекту, только нам известны их особенности, так что мы обслуживаем машины всю их жизнь, от постройки до утилизации, фактически как семейные врачи. И даже если владелец продает автомобиль, тот обычно все равно остается на нашем обслуживании. Самое сложное в нашем деле - заслужить доверие, на это нужно время. Поэтому с улицы в наш бизнес войти непросто даже действующему автосервису



Похожие статьи

  • Пирог «Шарлотка» с сушеными яблоками Пирожки с сушеными яблоками

    Пирог с сушёными яблоками был очень популярен в деревнях. Готовили его обычно в конце зимы и весной, когда убранные на хранение свежие яблоки уже кончались. Пирог с сушёными яблоками очень демократичен - в начинку к яблокам можно...

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...