Концепция развития бухгалтерской отчетности рф. Об одобрении концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в российской федерации на среднесрочную перспективу. д) в слабости системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе в невысоко

Как составить бухгалтерский баланс Виткалова Алла Петровна

3.1. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу

В российских условиях бухгалтерская отчетность используется (пока еще) для контроля деятельности организации, финансового и налогового. Она по-прежнему носит адресный характер, баланс считается конфиденциальным документом, недоступным для обозрения.

Однако развитие рыночных отношений расширяет функциональные возможности бухгалтерской отчетности в сторону рыночно-ориентированной, финансовой, целью которой является предоставление данных пользователям заинтересованным в ней, необходимой им для принятия финансовых решений.

Рынок увеличивает спрос на сигнальную информацию о перспективах и рисках ведения бизнеса. В этом особенно заинтересованы акционеры, инвесторы. Они хотят иметь информацию о будущих экономических выгодах для того, чтобы не просто получить данные о текущих финансовых результатах деятельности, но, главным образом, о ценности бизнеса в целом.

Чтобы создать условия для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности, направленных на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечении гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям, разработана по решению Правительства РФ Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу. (здесь и далее – Концепция). (см. приложение 1).

Концепции предшествовала Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная Постановлением правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283.

Изменения в системе бухгалтерского учета и отчетности были направлены на обеспечение формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям. В качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности были приняты МСФО.

В соответствии с рекомендациями МСФО в бухгалтерской отчетности раскрывается информация, соответствующая рыночным отношениям: об аффилированных лицах, событиях после отчетной даты, условных фактах хозяйственной деятельности, о прекращаемой деятельности, обесценении финансовых и других активов, информация по сегментам и др. Используются способы оценки активов и обязательств, ориентированные на условия рыночной экономики. Крупные и крупнейшие организации со сложной организационной структурой подготавливают консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам. Получил развитие рынок аудиторских услуг, возникла аудиторская профессия. Возрос престиж бухгалтерской профессии, появился ряд профессиональных общественных объединений, отдельные из которых стали членами Международной Федерации бухгалтеров.

В то же время в бухгалтерском учете и отчетности имеются серьезные недостатки:

отсутствует официальный статус бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, не созданы необходимые условия для МСФО;

имеет место формальный подход регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям учета и отчетности;

неоправданно высоки затраты хозяйствующих субъектов при подготовке консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации отчетности, составленной по российским правилам;

излишние затраты идут на представление избыточной отчетности по запросам административных органов и на ведение параллельно с бухгалтерским, налогового учета;

слаба система контроля качества бухгалтерской отчетности и ее аудита;

недостаточно участие общественности(включая заинтересованных пользователей) в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии.

Вместе с тем, благоприятные условия дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности продолжают складываться: введены в действие нормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов бухгалтерского учета и отчетности. В профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. Уже почти прекратились дискуссии по поводу необходимости ведения учета и отчетности по рекомендациям МСФО, уступив место профессиональному суждению о более рациональных методах перехода на систему международных стандартов. В обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО.

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в качестве цели их развития на среднесрочную перспективу (2004–2010 гг.) установила создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации.

Важнейшим условием реализации этой функции явится активизация использования МСФО путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

Концепция формирует направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности. Это:

повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

создание инфраструктуры применения МСФО;

изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Основное направление развития бухгалтерского учета и отчетности – повышение качества информации, формируемой в них, общим критерием качества информации бухгалтерского учета и отчетности является ее полезность.

На основе данных бухгалтерского учета и отчетности, хозяйствующие субъекты подготавливают информацию юридического лица (индивидуальную бухгалтерскую отчетность) и консолидированную финансовую отчетность. Кроме того, бухгалтерская информация используется для формирования управленческих показателей, для составления налоговой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными органами и при необходимости других видов отчетности. В этих условиях качество бухгалтерской отчетной информации достигается обеспечением относительной независимости организации учетного процесса от какого-либо определенного вида отчетности. Это возможно осуществить при составлении индивидуальной бухгалтерской отчетности, которую необходимо составлять пока по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. В перспективе, с учетом накопленного опыта, целесообразно оценить возможность составления индивидуальной отчетности непосредственно по МСФО.

Необходимым условием широкого применения МСФО в практике российского бухгалтерского учета является создание инфраструктуры, обеспечивающей применение МСФО.

Основные элементы процесса создания инфраструктуры:

законодательное признание МСФО в РФ;

процедура одобрения МСФО;

механизм обобщения и распространения МСФО и другие элементы.

Остальные направления совершенствования бухгалтерского учета и отчетности в данном учебном пособии не рассматриваются. Они расписаны по пунктам и уже претворяются в практику совершенствования бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с запланированными по годам этапами.

В период 2004–2010 гг. предполагаются следующие этапы реализации Концепции:

а) 2004–2007 гг. – обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, в коммерческую деятельность которых вовлечены прямо или косвенно средства неограниченного круга лиц: ОАО, финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц, другие организации.

Утверждение основного комплекта Российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО.

Создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО и др.

б) 2008–2010 гг. – обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов.

Оценка возможностей составления определенных хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо Российских стандартов) и другие направления.

Из книги Национальная экономика: конспект лекций автора Кошелев Антон Николаевич

2. Концепция развития регионов «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» Основным направлением функционирования экономики региона является ее устойчивое развитие – достижение более высокого по сравнению с предыдущим

Из книги Теория бухгалтерского учета: конспект лекций автора Дараева Юлия Анатольевна

2. Исторический обзор важнейших этапов развития бухгалтерского учета Жан-Батист Демарше (1874–1946) – выдающийся французский ученый, создавший всем известный и популярный герб бухгалтеров, на котором изображены три предмета (солнце, весы и кривая Бернулли) и девиз «Наука –

Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

36. Концепция развития регионов «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» Управление экономическим развитием входит в прямую задачу Министерства регионального развития Российской Федерации. Этим органом государственной власти была

Из книги Учет и налогообложение расходов на страхование работников автора Никаноров П С

47. Концепция национальной безопасности Российской Федерации Концепция национальной безопасности Российской Федерации представляет собой систему основных положений, направленных на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от

Из книги Изменение учетной политики и оценочных значений автора Сотникова Л В

Статья 8. Медицинское страхование граждан Российской Федерации за границей и иностранных граждан на территории Российской Федерации (в ред. Закона РФ от 02.04.1993 № 4741-1) Медицинское страхование граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, осуществляется на основе

Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

1. Учетная политика организации – основа достоверности бухгалтерского учета и бухгалтерской

Из книги Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности автора Брагинская Лада Сергеевна

1.5. Уведомление Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования о создании филиала В соответствии с п. 8 ст. 243 НК РФ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс,

Из книги Организация бизнеса с нуля. С чего начать и как преуспеть автора Семенихин Виталий Викторович

Определение целей, задач и критериев оценки эффективности реализации стратегических долговых документов на примере Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную (2003 – 2005 годы) в части государственного долга Распоряжением

Из книги 25 положений по бухгалтерскому учету автора Коллектив авторов

Приложение 21 УВЕДОМЛЕНИЕ о регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской

Из книги Банковское дело. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации УтвержденоПриказом Министерства финансовРоссийской Федерацииот 29 июля 1998 г. № 34 нПОЛОЖЕНИЕ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ

Из книги Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

28. Правовые основы бухгалтерского учета, отчетности и аудита в коммерческих банках Общие правила ведения бухгалтерского учета, представления финансовой и статистической отчетности, составления годовых отчетов кредитными организациями устанавливаются ЦБ РФ с учетом

Из книги Бухгалтерский управленческий учет. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

10. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в России относится к нормативным документам второго уровня. Оно призвано конкретизировать Закон о бухгалтерском учете. Положение

Из книги Как составить бухгалтерский баланс автора Виткалова Алла Петровна

7. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ относится к нормативным документам второго уровня. Оно призвано конкретизировать ФЗ «О бухгалтерском учете».К числу основных положений по

Из книги Территориальные кластеры. Семь инструментов управления автора Тарасенко Владислав

ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС КАК ЭЛЕМЕНТ МЕТОДА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ)

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

При Минфине РФ и Президентским советом ИПБ 29 декабря 1997 г. Она включает следующие разделы:

  1. Введение.
  2. Общие положения.
  3. Цель бухгалтерского учета,
  4. Основы организации бухгалтерского учета.
  5. Содержание информации, формируемой в бухгалтерском учете.
  6. Требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете.
  7. Состав информации, формируемой в бухгалтерском учете для внешних пользователей.
  8. Критерии признания активов, обязательств , доходов и расходов .
  9. Оценка активов, обязательств, доходов и расходов.

Как видно из содержания. Концепция определила основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, сложившейся в России. Она была основана на последних достижениях науки и практики, ориентирована на модель рыночной экономики, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой, и отвечала международным признанным принципам учета и отчетности.

Развитие бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу была одобрена приказом Минфина РФ 1 июля 2004 г. № 180. Она направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.

Концепция включает следующие разделы:

1. Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности.

2. Цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности.

2.1. Повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности.

2.2. Создание инфраструктуры применения МСФО.

2.3. Изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

2.4. Усиление контроля качества бухгалтерской отчетности,

2.5. Подготовка и повышение квалификации кадров.

3. Этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе.

Новая Концепция бухгалтерского учета и разработанные на ее основе правила и формы постановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, равно как контроль над достоверностью и надежностью финансовой индустрии, была призвана создать элементы рыночной инфраструктуры, обеспечивающие благоприятный инвестиционный климат в стране.

Порядок применения международных стандартов финансовой отчетности

Положение о признании международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности при применении на территории РФ утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. № 107.

Положение состоит из следующих разделов:

  1. Общие положения.
  2. Экспертиза применимости документа международных стандартов на территории Российской Федерации.
  3. Принятие решения о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации.
  4. Опубликование документа международных стандартов.

На основании указанного Положения приказом Минфина РФ от 25 ноября 2011 г. № 160н предусмотрено введение в действие на территории РФ ряда МСФО и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности.

Тексты МСФО были зарегистрированы в Минюсте России 5 декабря 2011 г, и опубликованы в приложении к журналу "Бухгалтерский учет " № 12, 2011, который приказом Минфина РФ от 22 ноября 2011 г. № 156н был определен официальным печатным изданием для опубликования стандартов и разъяснений. По информации редакции журнала, датой публикации можно считать 20 декабря 2011 г., когда тираж вышел из типографии и были разосланы обязательные экземпляры. Тексты МСФО также доступны на сайте Минфина РФ и в информационно-справочных системах,

С одной стороны, это событие воспринимается как формальное по причине того, что оно происходит с запозданием в несколько лет. Для многих российских компаний составление отчетности по МСФО вошло в регулярную практику; банки составляют отчетность по МСФО с 2005 г.; официальный перевод текстов стандартов на русский язык был доступен на сайте Фонда Международных стандартов финансовой отчетности и часть специалистов успели изучить МСФО в оригинале. С другой стороны, это серьезное юридически значимое событие, оказывающее большое влияние на всю российскую систему бухгалтерского учета и отчетности.

Во-первых, МСФО таким образом непосредственно введены в систему российского законодательства и в случаях, предусмотренных соответствующими актами, имеют прямое действие. К тому же в определенных случаях МСФО будут заменять собой российские положения по бухгалтерскому учету и отчетности, использоваться при разработке и формировании учетной политики организаций.

Во-вторых, официальное вступление в силу МСФО в России автоматически запускает в действие Закон от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ "О консолидированной отчетности", согласно которому организации составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность по МСФО, начиная с отчетности л а год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, т. е. начиная с отчетности за 2012 г. Учитывая требования Стандартов по представлению сравнительной информации минимум за один год, необходимость подготовки отчетности по МСФО фактически возникает ретроспективно с 2011 г.

При этом консолидированная финансовая отчетность должна составляться в полном соответствии с МСФО, т. е. стандарты должны применяться непосредственно и во всех аспектах составления отчетности, включая: выбор и применение учетной политики; определение состава группы, методов консолидации, правил признания, классификации и оценки статей; соблюдение структуры представления и требований по раскрытию информации и др.

В настоящее время закон обязателен для кредитных и страховых организаций, а также организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах; в последующем планируется расширение его сферы применения. Для организаций, составляющих консолидированную отчетность по ОПБУ США , предусмотрена отсрочка до 2015 г. Также следует учитывать, что если российская организация по иным основаниям готовит консолидированную отчетность, то с 2012 г. она должна соответствовать МСФО.

Основные направления развития бухгалтерского учета на основе Международных стандартов финансовой отчетности

Приказом Минфина России от 30 ноября 2011 г. № 440 утвержден План по развитию бухгалтерского учета в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности на 2012-2015 гг.

В Плане намечены мероприятия по следующим направлениям:

  1. Повышение качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности,
  2. Совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  3. Развитие профессии.
  4. Международное сотрудничество.

С целью дальнейшего развития системы бухгалтерского учета и отчетности по решению Правительства РФ была разработана Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180.

Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации предусматривается проводить по следующим основным направлениям:

  • 1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
  • 2) создание инфраструктуры применения МСФО;
  • 3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
  • 4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
  • 5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Создание инфраструктуры применения МСФО (в России) предусматривается обеспечить путем обобщения и распространения опыта применения МСФО, официального перевода МСФО на русский язык и обучения стандартам МСФО.

Изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности направлено на построение модели, учитывающей интересы всех заинтересованных сторон, предполагающей снижение издержек и повышение эффективности регулирования.

На первом этапе реализации Концепции предусматриваются:

  • – обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов. Начиная с 2012 г. консолидированную финансовую отчетность по МСФО в обязательном порядке начали составлять и представлять все кредитные учреждения; страховые организации; организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • – утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО;
  • – создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО;
  • – совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе пользователей бухгалтерской отчетности.

На втором этапе предусматриваются:

  • – обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов;
  • – дальнейшее повышение роли профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии;
  • – развитие системы контроля обеспечения хозяйствующими субъектами публичности бухгалтерской отчетности.

С 2013 г. консолидированную финансовую отчетность по МСФО в обязательном порядке составляют и представляют:

  • – управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • – клиринговые компании;
  • – федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается постановлением Правительства РФ.

С 2014 г. консолидированную финансовую отчетность по МСФО в обязательном порядке будут составлять негосударственные пенсионные фонды.

В соответствии с принятой Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации Минфином России разработан План по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности на 2012– 2015 гг. (утвержден приказом Минфина России от 30 ноября 2011 г. №440).

Основными задачами этого Плана являются:

  • – принятие нормативных актов, обеспечивающих непосредственное применение МСФО для составления бухгалтерской отчетности юридического лица;
  • – завершение приведения ранее принятых нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица в соответствии с МСФО;
  • – утверждение новых нормативных правовых актов по бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица на основе МСФО;
  • – обобщение и распространение опыта применения МСФО с целью последовательного и единообразного их использования.

В соответствии с Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. и в целях налогового стимулирования экономики Минфин России предлагает изменить законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям, основными из которых являются:

  • – поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала;
  • – упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом;
  • – создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях.

В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации, планируется внесение изменений в действующее налоговое законодательство по следующим направлениям:

  • – совершенствование налогообложения недвижимого имущества физических лиц;
  • – совершенствование налогообложения недвижимого имущества организаций;
  • – дальнейшее повышение акцизов на алкогольную и табачную продукцию;
  • – совершенствование налогового администрирования;
  • – противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций.

Одними из мер, направленных на упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом, в 2014– 2016 гг. станут следующие изменения:

  • – отмена метода ЛИФО для целей налогового учета;
  • – исключение суммовых разниц из состава внереализационных доходов (расходов) – как и в бухгалтерском учете, они будут учитываться как курсовые разницы;
  • – признание убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования;
  • – принятие к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости, определенной на дату получения такого имущества;
  • – возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики.

Некоторые из этих предложений вступили в силу, начиная с января 2014 г. Одно из таких изменений – исключение из ст. 254 НК метода ЛИФО.

Данная концепция разработана по решению Правительства РФ и направлена на повышение качества учетной и отчетной информации и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям. После всестороннего обсуждения проекта Концепции на методологическом Совете по бухгалтерскому учету в отчетности Минфина РФ одобрена приказом министра финансов РФ от 01.07.04 г. №180 (5).

Материал концепции сгруппирован в три раздела.

В разделе 1 «Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности»отмечены положительные изменения, обусловленные внедрением 20 отечественных стандартов по бухгалтерскому учету и отчетности, развитием рынка аудиторских услуг, появлением ряда профессиональных объединений, составлением крупнейшими хозяйствующими субъектами консолидированной финансовой отчетности по МСФО или иным международно признанным стандартам.

Наряду с положительными изменениями отмечены существен ные недостатки в действующей системе учета и отчетности в Рос- сии:

v отсутствие официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО;

v неоправданно высокие затраты хозяйствующих субъектов по трансформации отчетности, составленной по российским правилам, в отчетность, составляемую по правилам МСФО;

v формальный подход регулирующих органов и хозяйствующих субъектов к требованиям российских ПБУ;

v избыточность отчетности, представляемой органам государст- венной власти;

v излишние затраты из-за необходимости ведения параллельно- го бухгалтерского и налогового учета;

v слабость системы контроля качества бухгалтерской отчетнос- ти;

v низкий уровень профессиональной подготовки большинства бухгалтеров и аудиторов;

v недостаточность участия профессиональных общественных объединений в регулировании бухгалтерского учета и отчетности и в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии.

В разделе 2 «Цель и основные направления дальнейшего разви- тия бухгалтерского учета и отчетности» отмечено, что основной целью развития бухгалтерского учета и отчетности на 2004 - 2010гг. является создание условий и предпосылок для успешного выпол- нения возложенных на бухгалтерский учет функций, и в первую очередь функции формирования информации о деятельности хо- зяйствующих субъектов, полезной внутренним и внешним пользо- вателям. При этом бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в РФ, которая включает также статистический и оперативно-технический учет.

Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности необ- ходимо осуществлять по следующим основным направлениям:

1) повышение качества информации, формируемой в бухгал- терском учете и отчетности;

2) создание инфраструктуры применения МСФО;

3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

4) усиление контроля качества бухгалтерского учета;

5) существенное повышение квалификации бухгалтеров и аудиторов, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

05.01.2016

В конце восьмидесятых годов возникла идея перехода российской системы учета на международные стандарты. Реальное воплощение эта идея получила в подготовленной при участии ведущих российских специалистов концепции бухгалтерского учета в рыночной экономики России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при МФ РФ и Институтом профессиональных бухгалтеров России 29 декабря 1997г. В последующем на ее основе была разработана программа реформирования бухгалтерского учета, утвержденная Постановлением правительства от 06.03.98г. №283.

С 01.01.2004г. начинается новый этап перехода российских организаций на международные стандарты финансовой отчетности. В соответствии с поручением Правительства РФ от 15.02.03г. №МК-П13-01861 «О плане мероприятий на 2003 год по подготовке экономики к переходу на международные стандарты финансовой отчетности» (МСФО), Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности (МВК) 6 марта 2003 г. был утвержден план мероприятий. Основными направлениями плана мероприятий являются:

1. По совершенствованию нормативно правового регулирования – разработка федерального Закона «О сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности», а также предложений по внесению изменений и дополнений в Законодательство РФ в части использования показаний сводной отчетности для расчета чистых активов, дивидендов и других аналогичных показателей.

2. По разработке положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и иных нормативных документов – публикация с последующим введением в действие новых стандартов: реорганизация организаций; промежуточная отчетность; информация об участии в совместной деятельности; учет инвестиций в зависимые организации; реорганизация страховых организаций; промежуточная отчетность страховых организаций.

Кроме того, планом предусмотрена разработка методических рекомендаций по трансформации бухгалтерской отчетности, составленной по российским правилам, в сводную бухгалтерскую отчетность, составленную на основе МСФО.

3. По организационным мероприятиям – привлечение к работе Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности (МВК) представителей профессионального общества и научных кругов.

4. По подготовке и повышению квалификации специалистов в области бухгалтерского учета – внесение изменений в программы учебных курсов высших и средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов в области экономики, финансов, бухгалтерского учета и аудита.

5. По международному сотрудничеству – создание необходимых условий для скорейшего перевода, а также последующих изменений на русский язык текста международных стандартов финансовой отчетности, обеспечение взаимодействия с координационным советом по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете СНГ.
Как свидетельствует перечень намеченных мероприятий, определяемые направления по переходу на международные стандарты полностью совпадают с разделами Плана мероприятий по реформированию бухгалтерского учета.

Следует обратить внимание, что в процессе подготовки и обсуждения на МВК Плана мероприятий, были рассмотрены 2 варианта внедрения МСФО в российскую практику.

Первый вариант связан с использованием МСФО наряду с национальными стандартами. Суть его заключается в том, что финансовая отчетность юридического лица формируется по национальным правилам, которые не противоречат принципам МСФО, а сводная (консолидированная) финансовая отчетность будет подготавливаться на основе МСФО.

Второй вариант предусматривает замену национальных стандартов на МСФО. Данный вариант применения МСФО предусматривает отказ от национального суверенитета значительной сферы регулирования экономических отношений.

В результате обсуждения МВК был принят документ, охватывающий комплекс мероприятий, базирующийся на первом варианте внедрения МСФО в практику. Это постепенный, сложный процесс, который должен соотноситься с темпами развития экономической реальности и готовностью системы бухгалтерского учета и бухгалтеров-практиков к соответствующим новациям.

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (одобрена приказом Минфина РФ от 01.07.2004 г. № 180).

Концепция предусматривает два этапа развития бухгалтерского учета и отчетности: 2004-2007 г.г. и 2008-2010 г.г. На ее основе был разработан План мероприятий Минфина РФ на 2004-2007 годы по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (приложение к приказу Минфина РФ от 16.09.2004 г. № 263).

Основные принципы построения различных видов отчетности, по мнению разработчиков Концепции 2004 года, выглядят следующим образом:

Индивидуальная бухгалтерская отчетность должна составляться по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. Тем самым косвенно подтверждается то, что одновременно могут действовать два вида стандартов - отечественные (разработанные на основе МСФО, но с учетом национальных особенностей экономической деятельности и традиций организации и ведения бухгалтерского учета) и собственно МСФО (которые фактически представляют собой свод правил бухгалтерской отчетности, предполагающий многовариантность организации и осуществления учетных процессов). Не исключается возможность составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно согласно МСФО (вместо российских стандартов). В этом случае потребуется дополнительное нормативное регулирование составления пояснений к отчетности, исчерпывающе разъясняющих заинтересованным пользователям, какие варианты применения МСФО выбраны хозяйствующим субъектом;

Консолидированная отчетность будет представляться исключительно согласно МСФО. С учетом того что индивидуальная отчетность, скорее всего, будет составляться по другим (отечественным) стандартам, потребуются дополнительные затраты по перегруппировке и корректировке данных индивидуальной отчетности. Из этого следует, что одна из проблем, определенных в разделе 1 Концепции 2004 года (неоправданно высокие затраты хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности согласно МСФО), не только не будет разрешена, но и может существенно усугубиться;

Управленческая отчетность должна представляться в объемах и в сроки, установленные самим хозяйствующим субъектом. Вместе с тем Концепцией 2004 года подчеркивается целесообразность такого построения управленческой отчетности, при котором содержание и порядок ее составления основываются на тех же принципах, на каких составляется индивидуальная бухгалтерская и консолидированная финансовая отчетность.

Налоговую отчетность предлагается составлять на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, посредством ее корректировки по правилам налогового законодательства.

В третьем разделе Концепции более конкретно определенными можно считать следующие цели:

Утверждение до 2007 года основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО. Достижение данной цели не означает, что работа по дальнейшему переводу отдельных МСФО и разработке отечественных стандартов на этом будет закончена: процесс формирования международных стандартов продолжается, и, следовательно, в вышеуказанные сроки должны быть разработаны российские стандарты только в той части, в которой пока нет нормативных документов, соответствующих (аналогичных) отдельным МСФО.

Сближение правил налогового учета с правилами бухгалтерского учета. На первом этапе - до 2007 года включительно.

В рамках сближения бухгалтерского и налогового учета необходимые изменения внесены в налоговое законодательство.

В части разработки и изменения отдельных положении по бухгалтерскому учету достигнуты определенные результаты. В 2008 году заменены положения:

ПБУ 1/2008 Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», приложение № 1 к приказу Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н;

ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", Приказ Минфина РФ от 24 октября 2008 г. N 116н (с изменениями от 23 апреля 2009 г.);

ПБУ 11/2008 Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах», приказ Минфина РФ от 29.04.2008 г. № 48н;

ПБУ 15/2008 Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам», приказ Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 107н.

Вышло новое ПБУ 21/2008 Положение по бухгалтерскому учету «Изменение оценочных значений», приложение № 2 к приказу Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н.

В 2009 году на обсуждение представлены:

Проект Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Что же касается применения МСФО в консолидированной отчетности. еще в 2004 году был подготовлен проект Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности». Но этот законопроект до настоящего времени не принят Государственной Думой.



Похожие статьи

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

  • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

    Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...