Кто я и чего я хочу от жизни? Кто я и чего я хочу на самом деле? Первостепенная задача

Вы хотите узнать немножко правды о себе? Лично я захотел, и попробовал копнуть глубже. В статье « » я упоминал об одном способе, а именно о «самоинтервью». Вы задаете себе вопросы, даже самые каверзные, и отвечаете на них, без утайки, то, что думаете. Записываете все, и потом тщательно перечитываете и вдумываетесь.

Спроси себя и получи ответ: часть первая.

Это нужно прежде всего для того, чтобы разобраться, в деталях жизни, в тех вопросах, которые вас беспокоят уже давно, и вы все никак не решитесь дать на них ответ. Нет смысла врать и недоговаривать, конечно, если кто-то из домашних, не стоит над душой, и ваше «внутреннее» - рискует быть раскрытым. Я не хочу говорить о чем-то абстрактном, и эту заметку хочу посвятить своему опыту.

Сразу хочу предупредить, что статья объемная, поэтому мне пришлось разбить ее на несколько частей, которые буду размещать постепенно. Это необходимо, чтобы понимать ход моих мыслей, и увидеть с каких сторон я подхожу к проблемам.

Мои предпосылки к самопознанию.

Я заметил, что последние пару лет, я все чаще провожу в раздумьях о том, как сложится моя дальнейшая жизнь. Некоторых людей, жизнь сразу ставит в такие условия, когда они уже знают, что будут делать ближайшие пару лет, и какие проблемы будут решать. Это бывает в тех случаях, например, когда подруга тебе говорит «Дорогой, я беременна», или родители утром говорят: - сынок, тут к тебе из военкомата пришли…

Сначала ты находишься в растерянности, но потом ты начинаешь предпринимать необходимые действия, что приводят к тому или иному результату - ты живешь, когда ты действуешь. А что если тебе уже 25, а у тебя ни семьи, ни целей, ни представления чего ты хочешь? Вместо этого – куча проблем и тараканов в голове? Любая попытка изменить направление, натыкается на кучу «но», которые по факту ты себе придумываешь, или их создает жизнь по твоему сценарию. Можно с этим спорить, но по моему это очевидная вещь.

Честно говоря, я не знаю какой из предложенных вариантов - лучше, ведь все зависит от тех решений, к которым ты придешь, подталкиваемый жизненными обстоятельствами. В одном случае раннее отцовство, или армия – может сделать тебя сильнее и научить выживать, в другом – может убить в тебе «успешного человека» или втянуть в скучную рутину жизни, и сделать «выживанцем».

Возможно, вам покажется, что ничего необычного тут нет, мол, есть проблема – решай, нет проблемы – найди ее. То есть живи себе и ищи свои пути. Некоторые так и живут, и довольно успешно. Но все не так просто, множество мыслей, тараканов – успели засесть в голове, и много из них не банальная мелочь, а серьезные вещи, в которых стоит разобраться раз и на всегда, или, по крайней мере, разместить их на дальней полке, до лучших времен, чтобы они не маячили на глазах. И ведь вы сами задавали частенько вопрос, почему другие могут, а вы – нет?

Как это сделать? – прежде всего, разобраться в целях и желаниях, и перестать прятаться и врать себе. На самом деле это просто, только вот такие признания - лишь малая частичка от всего пути.

Мои тараканы – мой опыт.

Мое самоинтервью началось с того, что я попытался сделать удобный формат для общения себя с собой. Кто же будет твой собеседник, как его назвать, какие права ему дать? Я остановился на имени «Второе я» и позволил ему делать все, хотя так или иначе, мы можем его сдерживать, подсознательно. Впрочем имя и позиция, сути не меняют. Поэтому я просто начал задавать себе вопросы.

Прежде всего, я задал вопрос: «Расскажи о себе, кто ты и что из себя представляешь?».

Знаете, когда у нас берут настоящее интервью и задают подобный вопрос, мы начинаем составлять выжимку хороших фактов, чтобы не показаться унылыми и неинтересными людьми. В самоинтервью, все по другому, ты не должен никому ничего доказывать, ты даже можешь отшутиться, что ты «Рембо», но ведь смысла врать и отшучиваться нет, важно признание правды, хотя самоирония в этом деле бывает полезна. И вот я попытался ответить на этот вопрос – честно, и он вылился в довольно длинный монолог.

Кто я, и что из себя представляю?

Посмотрев на свою жизнь, я понял, что живу по некоторому хаотичному сценарию. Я не ставил себе в детстве цели - стать космонавтом, поэтом, футболистом. Дети и молодежь сейчас вообще отвлечены всякой хренью, такой как - телевизор, компьютер, интернет. Мы чаще не развиваемся, а ищем как бы «повеселее» убить время. В этом смысле, данные развлечения, далеко не уходят от пьянства и наркомании, но по крайней мере, мы не становимся алкоголиками, инвалидами, трупами. Ничуть не лучше, в нное количество лет, узнать, что ты ничего не сделал, и объективно ничего из себя не представляешь? В лучшем случае - такой же как все. Это ужасно! Вместе с этим, многие понимают, что к этому сроку они успели накопить кучу проблем, головняков, болячек. Совсем не веселая картина.

Можно ли гордится тем, что ты работаешь с 18, или в 21 сел за руль своего автомобиля, а потом получил возможность, пусть в кредит, взять машину «получше». Получил высшее образование, самостоятельно его оплатив. У тебя есть жизненный опыт, ты не жил совсем уныло все эти 7 лет, но… Кто ты сейчас, что у тебя есть, и доволен ли ты ситуацией? Можно быть самокритичным, или наоборот уверять себя, что ты хоть делал что-то. Но то, что сегодняшний день говорит тебе - это и есть реальность. Я не буду вдаваться во все подробности, но у меня все вылилось в одну «простую» фразу: Мне 25, и я не в лучшей форме.

Многие ставят эту дату, как определенную границу, после которой стоит уже браться за ум, строить серьезную карьеру, заводить семью. Можно конечно и дальше страдать фигней, но мы то понимаем, что не решив ничего сейчас, в будущем будет только хуже. И каждый хочет получить ответ на вопрос «Что же я делаю не так?». Хотите узнать - копайте глубже.

Спроси себя и получи ответ: часть вторая.

В первой части статьи «Спроси себя и получи ответ» я писал о том, с какой ситуацией может встретиться человек, когда начинает задавать себе вопросы: «Какова моя текущая жизнь?», «Кто я и что из себя представляю?». Мои предпосылки к самоинтервью, и познанию себя, заключались именно в этих вопросах.

Можно дергать себя с любой стороны, и искать разные причины своего поведения. Обвинять обстоятельства или жизнь – злодейку это банально, а можно принять известную истину, что: «Мы сами хозяева своей жизни». В такой ситуации, рационально спросить себя: Чего я хочу, и что я делаю не так?

Чего я хочу и что я делаю не так?

В то время, когда мы бегаем от одного к другому, с работы в магазины, и прочее-прочее, мы вряд ли можем адекватно собраться с мыслями и ответить, порой даже на самые элементарные вопросы. Это было бы похоже на то, если бы мы спросили, о чем-то серьезном, спортсмена, который только что пробежал стометровку, или долгий кросс.

Чего же я хочу? Даже стоит спросить, чего может хотеть обычный человек? Это: здоровье, успех в делах, счастье в семье, достаток, любимое дело, и главное – свободное время, для всего этого.

И вот я спросил себя: Как я собираюсь это получить? Если сейчас, в противовес названному, я имею смутные понятия о своей профессиональной деятельности, имею денежные обязательства, не лучшее здоровье, хроническую усталость с такой же бессонницей, и якобы «отсутствие времени», что собственно на самом деле является следствием перечисленных проблем. И как же с этим быть?

Вынь белку из колеса…

Многие из нас, по глупости, бездарно распоряжаются данными природой – ресурсами. Это выражается в трате здоровья, когда мы высиживаем бессонные ночи за онлайн-игрой, или травим организм алкоголем и энергетиками. Мало ли других негативных факторов?

Когда, через определенное количество времени силы заканчиваются, мы отказываемся это принять. Мы не сбавляя шаг, и не пересматриваем наш распорядок жизни. Продолжаем жить в кредит. Знаете что такое кредит жизни, не говоря уже о большом «финансовом»? Я знаю, очень хорошо.

Вместо того чтобы жить - ты фактически работаешь на кого-то, на его плантации. Не проще ли было просто подождать, добыть это все постепенно? Ну что решил бы год-второй? – ничего! Особенно если это касается псевдо ценностей, например - автомобиль, дорогой мобильник, куча крутых шмоток. В моем случае – это был автомобиль, и он был нужен. Но равноценный ли был обмен?

Чем больше у нас есть, тем больше мы хотим. Но при этом жизнь становится похожа на: должен много, возьми кредит, поживи еще. Потом дело доходит до крайней точки, когда брать неоткуда, а отдавать надо. И все, мы в собственно сделанной ловушке. Что делать? Горбатиться оставшеюся жизнь, страдая, или выбрать легкий путь? Для начала - дайте своей «белке» свободу.

Решать – значит делать!

Я понял, что волшебной палочки у меня нет, и никто мне ее давать не собирается. Если у вас уже есть куча проблем, надо, прежде всего - перестать находить себе новые. Займитесь распутыванием клубка, откажитесь от всего лишнего, и займитесь серьезно собой. Пусть даже родные и друзья вас не поймут. Прекратите разрываться на все.

Мы также можем двигаться по инерции, попытаться «зарыть» все «косяки». Но правильный выход – только решать проблемы, иначе все старое \ зарытое, так или иначе - доберется до вас. Со временем, оно только станет сильнее и «выдержаннее» временем. Разве мы к этому стремимся?

В моем случае я решил разобраться и расставить приоритеты в делах. Но для начала надо понять, чем ты вообще занимаешься, по жизни. Для данного анализа, необходимо некоторое время понаблюдать за собой, записывать все то, чем ты занимаешься. Срок, например, на протяжении одной недели. При этом постараться понять, как можно оптимизировать тот или иной процесс, что лишнее, что неоправданно. Именно таким образом, можно вычислить «дыры», в которые безвозвратно утекает наше время и усилия. Важно выделить для этого нужное время, и взяться за себя в серьез.

Что необходимо искать?

Для начала стоило определиться, в каких направлениях я хотел развиваться, и собственно «что» я хочу исправить в своей жизни. Таких направлений несколько. Я брал текущий этап жизни, и отсеял те вещи, которые объективно находятся в перспективе, за пределами данного этапа. Итак, мой текущий список:

Здоровый образ жизни
- определенность в профессиональной деятельности
- закрытие всех критических долговых обязательств
- чистка жизни от лишних вещей, людей, информации
- хобби для души
- тайм-менеджмент и его реализация в жизни

Если смотреть с практической стороны, все эти пункты взаимосвязаны. ЗОЖ – дает тонус, и возможность бегать и решать все остальные вопросы, закрытие долгов – дает уверенность и спокойствие, хобби – удовлетворенность жизнью, тайм менеджмент – позволяет правильно и максимально использовать свое время. Причем, когда вы поправите одно из, и это даст силы к дальнейшей работе над собой.

В то же время, все эти направления нужно раскачивать, и подымать из плачевного состояния. Как? – Только через конкретный план и четкое его выполнение. Это не значит, что вы вдруг осознали и решили менять жизнь, это нудная работа, по составлению конкретных правил и действий для себя любимого.

На практике, это например, как отказ от сладкого, когда некоторые индивидуумы, пострадав неделю, говорят «ну нахрен все это» и подсаживаются на «наркотик» сладкого снова. В свое время я проводил эксперименты, и отказывался от сладкого полностью, с успехом выдержал три месяца, а потом навалились другие проблемы, и я потерял контроль.

Но факт в том, что я смог. И пофиг на все соблазны, на близких, которые пытались подсунуть сладкое, или перед тобой уминали тортики… Также и реально с многими другими вещами, которые мы хотим уже давно сделать, просто надо знать что предпринять и по какой программе, а не спонтанно.

С чего начать?

Начать лучше с чего-то конкретного… С тех вещей, которые вас беспокоят ежедневно. Некоторые из них решаемы за день-два, так почему не взяться за них, и не решить их? Параллельно начинаем строить нового себя, с конкретных важных вещей. Что же самое главное в моем списке? Конечно же - здоровье. Вот с него я и планирую начать. Почему так и с какими сложностями я столкнулся, напишу в следующей статье.

Кто я и чего я хочу на самом деле?
Первостепенная задача.

Статья · Александр Кхэ До


Изображение найдено в интернете. Автор неизвестен. (Исправить)
К то Я? Основной извечный вопрос Вед и других систем миропонимания…

10 лет я изучал Веды, по несколько часов в день практикуя медитацию и т.п., лазил по Гималаям, замерзая во льдах, в поисках Великих Мудрецов. Злой и разочарованный спускался вниз. Мои «духовные» иллюзии рухнули… Радовало только одно осознание, что всё внутри меня, что нужно только открыть одну за другой все двери внутри.

П рошло ещё несколько лет, пока рухнул мой образ меня любимого, «просветлённого мальчика одуванчика», сливающегося воедино со всем прекрасным миром. Однажды моё я разлилось в безграничный океан силы и то этим океаном, то его «аппендиксом» я начал себя осознавать, наблюдая как жалкий ублюдочный образ «просветлённого мальчика одуванчика» корчась, умирал на моих глазах… Но какая то часть меня ещё оставалась им. Я ощущал себя чем-то вроде пассивного Бога в Нирване. В которой постепенно становилось скучно, а психика и физиология больше стали напоминать овощ.) Я углубился в практику сновидений.

П очти неразрешимая задача антинирваны, сохранение индивидуальности, меня хоть как-то вдохновляла и стимулировала к «жизни». Путешествий и миров стало так много, что однажды я потерял точку отсчёта, точку опоры, внутренний стержень. Меня будто размазывало по мирам, и я перестал понимать где я в системе координат пространства и времени. Необходимо было остановиться. Обрести внутренний железный стержень, который не позволял бы размазываться ни при каких обстоятельствах. Я увидел необходимость целостности. Необходимость всех центров. (Многие ищут верхние, а мне не хватало нижних).

Я начал невозможный доселе для себя проект, строительство огромного дома в одиночку. Для мальчика-одуванчика, только с четырьмя верхними центрами, это было то, что нужно! Преодолевая невероятные трудности, за 10 лет я обрёл железный стержень и несгибаемое намерение.

И сследуя дух шаманов Мексики и Амазонки, на целую вечность я погрузился в то, что на мой взгляд Веды описывают как состояние Брахмана. Источник моего Я, всепроникающий единый дух, творящий миры… Теперь я осознаю себя то им, то одним из его проявлений… Безграничные возможности открылись передо мной как в этом мире, так и в других.

И я понимаю, что это только Начало!

Т ак субъективно я увидел три основных позиции мировосприятия в своей жизни:

1) Источник – Творец миров.

2) Путешествующий в мирах (аппендикс творца, как бы слегка забывший свою природу единства, дабы исследовать многообразие)

3) Человек обычный (то же, что и 1 и 2, но в большей степени как бы забывший свою природу)


Э то моё исследование вопроса «Кто Я?».

Р ассматривая «Путешествия вне тела» с позиций 1 и 2, для меня всё значительно упрощается. Двигаться вниз всегда легче, чем вверх). Но и в движении вверх, есть своя интрига!)

П редлагаю на Дрим-слётах помимо совместных путешествий уделять внимание вопросу «Кто Я»? Возможно используя пробивные технологии в этой области. (Слава Богу, имеются). И тогда, возможно, хотя бы частично приблизившись к ответу на этот вопрос, мы услышим в сердце голос глубинного Я. Который ответит на вопрос: «Чего я хочу?».

Б уду крайне благодарен тем, кто поддержит эту тему на форумах, которая на мой взгляд даже важнее, чем сами «путешествия вне тела».

Н е дай себе застрять в позиции жалкого человечишки!!!

Вопрос психологу: Здравствуйте. Мне необходимо поговорить с психологом. Дело в том, что я не вижу своего будущего, не вижу себя в будущем. Я долго разбиралась в себе: кто я и чего я хочу? Так и не пришла ни к какому результату. А чужую жизнь и навязанные идеалы проживать не хочется. Помогите разобраться в себе и выйти из этого состояния. Заранее спасибо. Наталья, 24 года

Ответ психолога: Добрый день, Наталья!

Действительно, большинству из нас очень хочется найти свое место в жизни и точно знать, что мы идем своим путем. Безусловно, в обществе существует множество социально одобряемых стратегий и стереотипов. Какие-то жизненные модели мы принимаем, делаем их частью своей жизни и то, что это одобряется обществом – не означает что мы живем чужую жизнь. Вопрос: хочу ли я жить так, как мне предлагают другие? И если хочу – то живу так, и это уже моя жизнь, а не чужая. А если не хочу – то стоит задать себе вопрос «Не хочу, потому что это мне не подходит, или не хочу из протеста, чтобы не попасть под влияние других?»

Знаете, какая пришла мне мысль? Боясь прожить чужую жизнь – мы рискуем не прожить вообще ничью. Ведь жизнь – это то, что происходит прямо сейчас в данную секунду с каждым из нас. Чтобы выйти из состояния «ничего в себе не понимаю» — нужно просто начать действовать, совершать ошибки и извлекать из них уроки. Вот тогда и проступит на жизненном просторе узор вашей жизни.

Предлагаю Вам пройти тренинг «Понимание Себя и Других».

С Уважением, психолог Наталья Родионова

Статьи на тему:

  • Как быть самим собой
  • Почему желания не сбываются
  • Вопрос: Чего я хочу на самом деле в этой жизни?
  • Вопрос: В чём я буду успешен?

ФОТО Getty Images

1. Сократ (470–399 год до н.э.)

Знаменитое изречение на фронтоне храма в Дельфах, которое так нравилось Сократу, гласило: «Познай себя, и ты познаешь богов и Вселенную». Однако этот афоризм призывает не столько к индивидуальному самопознанию, сколько к познанию человеческой природы в общем смысле: человек должен отличать то, что ему известно, от того, чего он не знает.

2. Марк Аврелий (121–180)

В «Рассуждении о самом себе» император и стоик Марк Аврелий напоминает о важности реалистичного взгляда: надо уметь отделять то, что зависит от меня, от того, что от меня не зависит. Чтобы провести это разграничение, необходимо понимать, кто я и чего я хочу. Он утверждает, что познание себя начинается с умения управлять собой и своими страстями.

3. Блаженный Августин (354–430)

«Исповедь» – одно из первых произведений западной культуры, написанное от первого лица. В ней Блаженный Августин открывает свои грехи, ничего не приукрашивая и не утаивая. Это подлинный диалог с самим собой – который при этом полностью обращен к Богу и прославляет его. «Исповедь» Блаженного Августина создает новый жанр: интроспекцию, или самоанализ… Однако для Августина его «Я» существует только в соотнесении с Богом. Появление отдельного «Я» и субъективизма мы увидим только с приходом Ренессанса и гуманизма.

4. Мишель Монтень (1533–1592)

«Кто я?» – этот важнейший вопрос ставится в «Опытах» Монтеня. Уже в обращении «К читателю» философ признается: «Содержание моей книги – я сам». Исследуя собственное «Я» («Я изображаю именно себя»), Монтень старается понять, в чем состоит «удел человека». Позже Паскаль критиковал его обращенность на себя, возражая: «Я» ненавистно». И тем не менее: это лишний раз подтверждает, что «Я» благополучно существует! Так наступила эпоха индивидуальности и субъективизма.

5. Рене Декарт (1596–1650)

Признанный «отцом рационализма», Декарт не меньший вклад внес в субъективизм, развернув философию в сторону личности. Стремясь обобщить наши знания о мире, философ исходит из пресуппозиции, что ничто не существует. Однако, чтобы сказать «Я сомневаюсь во всем», необходимо наличие «Я», субъекта сомнения. Таково его «cogito» – осознанная субъективность мысли: я сомневаюсь, следовательно, «я мыслю, следовательно, я существую». Вот оно, «Я» личностное и конкретное, – «Я» Рене Декарта. Субъективное осознание самого себя становится первым достоверным знанием и основой любого познания.

6. Жан-Жак Руссо (1712–1778)

Автобиографию он вслед за Блаженным Августином называет «Исповедью». Она описывает первые 53 года жизни философа эпохи Просвещения. Далекий от религиозных догм, Руссо прежде всего стремится к искренности, он озабочен тем, чтобы исследовать и рассмотреть самого себя во всей своей уникальности («Я осмеливаюсь верить, что я не похож абсолютно ни на кого, кто когда-либо существовал»). Его книга считается первой автобиографией в полном смысле этого слова. В ней «Я» становится основным вопросом современности, а субъективность – той линзой, через которую человек смотрит на мир. С этого момента путь к психоанализу открыт…

Эту статью должен прочитать каждый, кто хочет хоть немного приоткрыть занавес над ответами на эти вопросы. Это один из моих любимых авторов-психологов, он очень понятно выражает мысль и к тому же — очень увлекательно. И так сама статья:

Если взять всю психологическую практику, то две основные проблемы, с которыми приходится работать - это налаживание отношений и неуверенность в себе. Да и то, трудности в отношениях - это, как правило, следствие нарушенной самооценки. А стало быть каждый раз все сводится к тому, чтобы научить человека трезво смотреть на себя и свойства своей личности, примирить его с собой.

Но вот как раз здесь начинается самая путаница - что же считать собой, что взять за точку отсчета, когда в голове такая путаница? Это сродни вопросу о счастье - ответ вроде бы и очевиден, но не так прост, если задуматься серьезно.

Сложность этого вопроса состоит в том, что при взгляде внутрь себя, там обнаруживается сплошной кавардак. Интроверты знают свой мир чуть лучше экстравертов, но слишком склонны себя запутывать. Экстраверты вроде бы и способны взглянуть на себя по-простому, но находят внутри такую неразбериху, что быстро отказываются от этой затеи.

В итоге, те и другие вынуждены воспринимать себя как непознаваемую данность, как некую аморфную сущность, которая выражает себя в мыслях, чувствах и поступках. А постоянство ее реакций считают своим характером, своей индивидуальностью и очень радуются, когда эта неконтролируемая индивидуальность вызывает всеобщее одобрение, и настолько же глубоко огорчаются, когда она не находит у окружающих должного понимания.

Это и есть фундамент самооценки - насколько «Я» соответствую тому, что от меня ждут. Хотя вернее было бы сказать, что это не самооценка, а ее отсутствие, ведь если не я «сам» себя оцениваю, то это и не САМОоценка, да? Это - МЕНЯоценка…

Нас учат стремиться к этому соответствию, что приводит к весьма печальным последствиям. Вместо того, чтобы искать себе в жизни такое место, которое бы соответствовало нашей сущности, мы ищем способа переделать свою сущность под имеющиеся социальные требования и возможности. Отсюда и начинается внутренний разлад и указанная путаница - очень скоро человек вообще забывает, кто он есть, какой он есть и чего хочет от жизни.

То, что я о себе думаю - это не то, что я чувствую. То, что я чувствую - это не то, что я делаю. То, что я делаю, идет вразрез с тем, что я хочу о себе думать…

Я - это мое тело

Это самый наивный, но вполне естественный вариант самовосприятия. Свое тело мы каждый день видим во множестве зеркал, и всякий раз - о чудо! - оно демонстрирует безропотное подчинение нашей воле. Захотели поднять руку - подняли. Захотели скорчить гримасу - запросто. Тело самым непосредственным образом реагирует на позывы души, что и создает иллюзию нераздельности или даже тождественности с «Я».

Взрослый человек так и говорит - «Я иду», «Я ем», «Я дышу», «Я мерзну». И когда тело испытывает тот или иной дискомфорт, он констатирует - «Мне плохо, я страдаю». Но ведь на самом-то деле плохо не «Мне», а только моему телу…

Ребенок в первые месяцы жизни воспринимает свое тело, как что-то инородное, внешнее. Он играет со своими руками, как если бы они были погремушками, и только спустя некоторое время замечает разницу между своими конечностями и предметами окружающего мира. Взрослый человек может воскресить в памяти подобные переживания, по аналогии с ощущениями в отсиженной ноге, когда она вроде бы и есть, но воспринимается как чужая.

На самом деле, ощутить отдельность себя от своего тела довольно просто - нужно лишь настроиться на нужный лад и правильно сфокусировать внимание. Например, можно встать под холодный душ и пронаблюдать, что мерзнет именно тело, а «Я» при этом может оставаться в стороне и наблюдать за процессом. Возможно, поймать нужный настрой с первого раза не получится, но не с первого, так со второго - ничего сложного тут нет.

Провести такое отделение себя от своего тела очень важно и интересно, поскольку позволяет в дальнейшем относиться к телесному дискомфорту более философски и сохранять душевное равновесие, даже когда телу не вполне уютно. То есть, можно страдать от голода, а можно иметь в виду, что телу хочется перекусить, и при этом ничуть не страдать. Второй вариант несколько более конструктивен, да?

Еще здесь можно вспомнить про инстинкты, которые на генетическом уровне заложены в организм и никоим образом нам не подчиняются. То есть, мы конечно можем противостоять своим инстинктивным позывам, но власти над ними все равно не имеем, а само это противостояние добром не заканчиваются. Инстинкт - это голос самой жизни, и попытка его заглушить ведет к смерти.

Инстинкты неподвластны нашему «Я», мы можем лишь наблюдать их в явной или косвенной форме. Можно было бы сказать, что «Я» - это мои инстинкты, и это будет хорошей попыткой приблизиться к истине. Основы инстинктивного поведения заложены в нас природой, а не приобретены с воспитанием, поэтому им можно доверять - они не подведут, потому что выражают потребности того, чем вообще является человек.

Но все-таки «Я» - это не мои инстинкты и «Я» - это не мое тело. Физическая оболочка - это скорее одно из условий задачи, которую, придя в этот мир, все мы решаем. Суть же этой задачи и ключ к ее решению кроется в чем-то другом.

Я - это мой ум

Следующий и самый проблемный уровень непонимания - это отождествление себя со своими мыслями, с тем, что происходит на самой поверхности сознания. Здесь срабатывает тот же самый принцип восприятия - «Я есть то, что я контролирую». Способность управлять внутренним диалогом создает иллюзию того, что именно в этом и выражается моя самость, мое «Я». Ведь приписывать себе заслуги и гордиться ими можно только, если они были результатом выражения моей свободной воли, а не животного инстинкта или психологическим автоматизма.

В классической психологии есть понятие «Эго», которое считается центром сознательной части личности, и начинающие любители психологических изысканий легко впадают в заблуждение, что «Я» и Эго - это одно и то же. Но это весьма далеко от истины. Эго - это лишь адаптационный механизм, прослойка между внешним и внутренним миром. Его функция утилитарна, но по странному стечению обстоятельств именно Эго со всеми его противоречиями оказывается во главе угла, что и создает почву для всех психологических проблем.

Метафора из жизни. Мы знаем, что кораблем управляет капитан, и если бы корабль задался вопросом о том, где находится его «Я», то правильным ответом было бы «Я - это капитан» (оставим пока в стороне романтические представления о собственной душе корабля). Но затем происходит странная метаморфоза и корабль вдруг начинает считать, что он - это штурвал, ведь именно движения штурвала вызывают смену курса и таким образом как будто выражают свободу корабельной воли. Но не сошел ли этот корабль с ума? Не слишком ли он возгордился в этом своем штурвалоцентризме?

То же самое происходит каждый раз, когда человек отождествляет себя с потоком мыслей в своем сознании. Мысли - это лишь рябь на воде, результат дуновения ветра, но не сам ветер. Считать себя своими мыслями, ставить знак равенства между собой и своим Эго - это узаконенная форма сумасшествия.

На практике это приводит ко множеству житейских проблем, которые невозможно решить, не перейдя на следующий уровень осознанности. Это как раз та самая точка приложения сил, над которой бьются практикующие психологи, - нужно выбить пациента из его привычной уверенности, что быть человеком разумным значит быть человеком здоровым.

Психологи даже придумали специальный термин такой - рационализация, только используют его обычно в более узком значении - например, для описания такой формы психологической защиты, когда пациент высасывает из пальца рассудочное рациональное объяснение своему иррациональному поведению и таким образом избегает необходимости признать настоящую природу своих поступков.

То есть, вот совершает человек какое-нибудь безрассудство (изменяет жене, например), а затем, вместо того, чтобы смириться с тем фактом, что он действительно этого хотел, что этот поступок отражает настоящую его личность, он придумывает рациональное «объяснение», которое снимает с него ответственность и позволяет и дальше пребывать в счастливой иллюзии, что он добропорядочный муж. Он говорит - «Я это сделал, потому что…» - и дальше начинает врать. Это и есть рационализация - самообман через логическое обоснование своих поступков.

В более широком смысле, рассудочное восприятие себя приводит к такой внутренней позиции - «Я» есть то, что я о себе думаю, «Я» такой, каким я решил быть - и это самая несусветная глупость какая только может быть.

Например, человек, начитавшись умных статей на каком-нибудь сайте, проникается логичностью приведенных там рассуждений об относительности любых моральных оценок и говорит себе - «Отлично! С этого момента я буду считать, что в людях нет ничего доброго или злого, люди нейтральны, их нельзя судить» .

И сказав это, он считает дело сделанным: понял - значит изменился. Но как только близкий друг подсовывает ему большую свинью, он оказывается в подвешенном и весьма противоречивом состоянии - сволочью друга считать нельзя, ведь было же решено, что добра и зла нет, но в то же время простить его никак не получается - внутри все горит и хочется этого злейшего друга порвать на части.

Вот вам и внутренний конфликт - на интеллектуальном уровне человек считает, что добра и зла нет, но на уровне своих эмоций продолжает с той же безаппеляционностью раздавать оценки направо и налево. И точно так же продолжает судить себя за каждый промах и восхвалять за каждую самую мелкую победу. Это и создает почву для неуверенности в себе - реальное поведение не соответствует рассудочным представлениям о самом себе, какое уж тут может быть к себе доверие?

Ум чрезвычайно изворотлив в этой своей игре, и потому психологи до боли зубной не любят умников. Если интеллект пациента не очень изощрен, то вывести его на чистую воду относительно просто - его логика содержит в себе массу очевидных противоречий, обратив внимание на которые, можно довольно быстро привести человека к осознанию того, что он о себе ничего не знает, и заставить его изучать себя с нуля. А вот с умниками беда - их логика тоньше и глубже, и разрушить ее куда сложнее.

Точно так же большие трудности с людьми недалекими, но принципиальными - их вообще логикой не проймешь, она их не интересует, поскольку все их внутренние рационализации построены на слепой вере в некие правила и принципы. Это догматики, под которых копать еще сложнее, чем под умников. Ну да не о том наш разговор.

Итак, «Я» - это не мой ум, не то, что я о себе думаю, не то, что я считаю правильным и неправильным, не мои принципы, не мои взгляды, не то, что я решил и до чего додумался, - это все поверхностная чепуха, которой удовлетворяться никак нельзя. «Я» - это нечто другое, что находится гораздо глубже.

Я - это моя память

Вообще-то, память относится к сфере ума и сознания, но этот вариант самозаблуждения стоит того, чтобы быть рассмотренным отдельно.

Только что мы обсудили, как устроены рассудочные представления о самом себе и, к каким проблемам приводит отождествление себя с этими своими мнениями, мыслями, оценками и принципами. Остался только один вопрос - а где все эти размышлизмы хранятся? Ведь не придумывает их человек каждый раз заново?

Для этого у человека есть память - копилка, в которую складываются готовые решения для типовых ситуаций. Человек помнит о принятых ранее решениях и знает, что правильный человек - последовательный человек. Так его научили, и потому он изо всех сил стремится придерживаться однажды сформированных взглядов и очень стыдится, когда его уличают в непоследовательности.

Однако принципы и мнения всегда отстают от течения времени. Сформированные вчера, они уже не пригодны сегодня. Постоянство, определенность и предсказуемость поведения - успокаивают, дают ощутить почву под ногами и создают иллюзию уверенности в себе… но иллюзия эта рассыпается в прах при первом же столкновении с непредсказуемой и переменчивой реальностью.

Иметь характер и быть постоянным в своих взглядах считается достоинством, заслуживающим самого глубокого уважения. А отсутствие четкой жизненной позиции и гибкость во взглядах считается унизительным приспособленчеством.

Иметь характер - хорошо, не иметь его - плохо. «Я» - это постоянство моих взглядов и ценностей, «Я» - это мой характер, а мой характер - это и есть моя личность. Такую подпрограмму воспитание прописывает в каждом ребенке.

Поэтому и получается, что человек с самого раннего детства начинает взращивать, холить и лелеять свой характер. Из всего многообразия доступных черт, свойств, взглядов и принципов формируется уникальный букет индивидуальных признаков, которые собраны вместе для одной единственной цели - заслужить признание и уважение. Потому что характер - это хорошо, а хороший характер - еще лучше.



Похожие статьи

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

  • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

    Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...