Лабораторная работа сравнение скелета ящерицы и лягушки. Урок "внешнее строение и скелет пресмыкающихся". Суммативная оценка за лабораторную работу

Задание 1. Рассмотрите внешнее строение ящерицы.

1. На влажном препарате исследуйте покров тела ящерицы с помощью лупы. Отметьте форму чешуек. Все ли они одинаковы (на спинной и брюшной сторонах тела, на голове)? Напишите, какое значение имеет чешуйчатый покров в жизни ящериц.

Чешуйный покров ящерицы предохраняет от иссушения. Роговые щитки у некоторых видов ящерицы находится на голове. Примитивные виды ящериц покрыты однородной роговой чешуей. И функции, защита иссушения. В отличие от лягушек, которые имеют кожные железы и которым нужно постоянно находится около воды, ящерицы имеют чешуйчатый покров.

2. Рассмотрите на препарате конечности ящерицы. Напишите, чем они отличаются от конечностей лягушки.

Удлиненные конечности, конечности расположены по бокам тела так, что бедро параллельно поверхности земли и перпендикулярно голени, это делает их походку своеобразной -тело невысоко при поднято над землей и брюхо волочится по земле.

3. Осмотрите голову ящерицы. Найдите глаза, ноздри, слуховые отверстия. Отыщите при помощи лупы теменной глаз в верхней части головы.

4. Напишите, какие особенности строения ящерицы указывают на то,что это животное-обитель суши.

1) Сухой кожный покров.

2) Наличие мощных цепких конечностей и хвоста для передвижения по суше.

3) Тип дыхания-легочный.

5. Сформулируйте вывод об особенностях внешнего строения ящерицы в связи с наземным образом жизни.

Появление шейного отдела позвоночника, расположение поясов конечностей по бокам тела, ячеистое строение легких, размножение на суше(откладка яиц), ороговевший эпителий кожи не имеющий желез.

Задание 2. Заполните таблицу.

Задание 3. Объясните, почему ящерица не может дышать кожей.

Потому что газообмен возможен лишь при определенной влажности поверхности, а у ящериц кожа сухая, в чешуйках.

Задание 4. Выскажите предположение: почему класс Пресмыкающиеся получил такое название.

Название “пресмыкающиеся” точно отражает особенности передвижения этих животных, связанные с расположением их конечностей. Последние находятся по бокам от туловища и далеко отнесены от него. Туловище как бы висит между опорами и чаще всего опускается на землю. Даже при передвижении большинство пресмыкающихся далеко не всегда приподнимают туловище - наоборот, его изгибания и отталкивания от субстрата помогают передвижению наряду с лапами.

Тема: Внешнее строение и скелет пресмыкающихся

Цели: раскрыть особенности внешнего строения пресмыкающихся связанные с наземным образом жизни, показать черты усложнения в их организации по сравнению с земноводными;

развивать любознательность, умение сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи, составлять схемы;

воспитывать любовь к животным, прививать навыки экологически грамотного поведения в природе.

Оборудование: таблицы «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Земноводные», электронные уроки Кирилла и Мефодия, карточки с заданиями.

Ход урока.

I .Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний

1.Создание мотивационной базы для активной творческой и исследовательской работы ученика.

Учитель: Я предлагаю вам определить тему сегодняшнего занятия и поставить задачи урока, для чего предлагаю поиграть в анаграммы.

Ученикам предлагается составить из букв названия животных

мязе (змея)

рящцеиа (ящерица)

зюраг (гюрза)

пчерахеа (черепаха)

ркодокил(крокодил)

кюдага (гадюка)

жу (уж)

Учитель: Как вы уже догадались, тема урока «Класс Пресмыкающиеся, особенности их строения», в ходе которого мы попытаемся выяснить особенности, которые позволили пресмыкающимся стать первыми настоящими наземными позвоночными.

Все ли изображенные животные относятся к пресмыкающимся? (слайд) Почему? Вернемся к этому рисунку в конце урока.

III . Изучение нового материала.

1.Среда обитания пресмыкающихся (демонстрация слайдов)

Какой признак , отражающий среду обитания этих животных, можно сформулировать?

(Пресмыкающиеся – типичные наземные обитатели – записывают в тетрадь_

2. Классификация пресмыкающихся (слайд)

1.Сегодня на уроке речь пойдет об удивительных животных. О них сложено много легенд и сказаний. Это их считают:

Способными к гипнотическому взгляду (змеи)

Долгожителями (черепахи)

Ужасно кровожадными (крокодилы)

Быстрыми и юркими (ящерицы)

Ужасно переменчивыми (хамелион)

Стали символами медицины.

Кто эти таинственные животные, почему их так называют?

2. Создание проблемной ситуации.

Вслед за влажным каменноугольным периодом, где господствовали земноводные, наступает время засушливого пермского периода.

Кто же смог выжить в таких условиях? Почему?

Какие особенности образа жизни и строения позволили пресмыкающимся стать настоящими сухопутными животными?

3. « Мозговой штурм»

Какие системы органов изменились у сухопутных по сравнению с водными животными? Почему? (предполагают учащиеся, демонстрация слайда)

а) покровы (защищают от иссушения)

б) органы передвижения (двигаться по суше)

в) органы дыхания (только легкие)

г) размножение (вне воды, эмбрион защищен от иссушения оболочками)

д) органы выделения (экономия воды)

е) органы чувств (осязание не кожей)

4.На сегодняшнем уроке мы рассмотрим особенности внешнего строения, среду обитания и образ жизни этих удивительных животных.

Особенности внешнего строения. (Работа в группах)

Назовите самых распространенных пресмыкающихся нашей местности.(прыткая ящерица, уж обыкновенный)

1 группа .

(на столе модель и рисунки ящерицы и лягушки)

Рассмотрите внешнее строение ящерицы. Составьте краткий рассказ о строении, продолжив предложения:

Тело ящерицы разделено на ….

Между головой и туловищем появилась …..

На голове расположены ……

Глаза имеют …..

Конечности расположены ……

Пальцы заканчиваются ….

Двигаясь вперед, ящерицы, змеи постоянно высовывают раздвоенный язык. Предположите роль данного явления, если известно, что плотная сухая кожа как саркофаг покрывает тело животных, уменьшая возможность осязать поверхность. Кроме этого, орган обоняния (восприятие запаха) связан с ротовой полостью.

Какие изменения возникли у ящерицы по сравнению с лягушкой?

Дополнение учителя : Веки у змей срослись и, став прозрачными, как линзы покрывают глаза.

2 группа.

(на столе рисунки кожных покровов пресмыкающихся)

Рассмотрите покровы ящерицы, гадюки.

Какую форму имеют чешуйки? Все ли они одинаковы (на спинной и брюшной стороне тела, на голове).

Какое значение имеет таков покров в их жизни?

Составьте краткий рассказ о покровах, продолжив предложения:

Тело ящериц и змей покрыто… кожей.

В верхнем слое кожи образуются роговые чешуи.

По форме они…

На спине, голове, брюхе чешуи…

Такой кожный покров- надежная защита пресмыкающихся от…

В чем отличие кожи пресмыкающихся от кожи земноводных?

Дополнение учителя : Нередко во внутренних слоях кожи над роговыми щитками развиваются костные пластины. Срастаясь, роговые и костные пластинки образуют особенно прочные щитки, которые подобно латам укрывают тело животных (к примеру у крокодилов и черепах).

Кожа пресмыкающихся надежно защищает от иссушения, но одновременно с этим она препятствует…(росту). Поэтому рост пресмыкающихся происходит в период линьки.

3 группа

(рисунки линьки змеи, ящерицы)

Изучите по учебнику как линяет ящерица?

Изучите выползок питона.

Рассмотрите рисунок линьки змеи. Линяют ли у змей глаза?

Расскажите о линьке ящериц и змей, используя результаты исследования.

Почему ящерица отбрасывает хвост, ведь при этом происходит отламывание хвостового позвонка и ящерица испытывает боль.

Объясните это явление.

Изучив особенности внешнего строения ящерицы сравним с земноводными.

Какие изменения во внешнем строении пресмыкающихся по сравнению с земноводными позволили завоевать сушу? (заполнение схемы)

Особенности

Шея когти сухая с роговым покровом третье веко

Вернемся теперь к рисунку «Всели изображенные животные относятся к пресмыкающимся»?

5.Решение биологических задач.

Ящерицы, змеи. Черепахи могут поворачивать голову в сторону, опускать ее вниз и поднимать вверх. В связи с чем они могут «вертеть» головой?

- « И началась охота. Уж смотрел на лягушку немигающим гипнотическим взглядом, а та как околдованная сидела на месте, ожидая своей участи..» Объясните описанное с биологической точки зрения.

- «Жало» змеи - правильно ли такое выражение? Ответ поясните.

6. Скелет пресмыкающихся. Отличительные черты скелета пресмыкающихся по сравнению с земноводными. Особенности скелета змей.

IV . Обобщение знаний.

Продолжите мысль:

Пресмыкающиеся - это удивительные животные, потому что…

Они не могут быть другими потому, что…

Хорошо быть наблюдательным, любознательным потому что…

V. Закрепление.

Тестовое задание.

1. Пресмыкающиеся – это настоящие наземные животные.(ДА)

2. Пресмыкающиеся могут обламывать свой хвост и вновь его восстанавливать. (ДА)

3. К пресмыкающимся относят различные виды ящериц, змей, тритонов, крокодилов и черепах. (НЕТ)

4. Тело пресмыкающихся покрыто роговыми чешуйками и лишено желез. (ДА)

5. Для пресмыкающихся характерна периодическая смена покровов – линька (ДА)

6. Все пресмыкающиеся питаются только животной пищей: насекомыми, грызунами или лягушками). (НЕТ)

7. Ящерицы и змеи постоянно высовывают язык, выполняющий у них функцию жала. (НЕТ)

VI. Задание на дом.

П.40, вопр.

VII . Рефлексия.

Оценить свою работу по пятибалльной системе.

Разделы: Биология

В современном мире изменился социальный заказ школе. Не только знающий, но и мыслящий человек, имеющий свою точку зрения и умеющий ее отстоять, ярко проявляющий свою индивидуальность, а не являющийся частью “серой массы” способен адаптироваться и стать успешным человеком в современном мире. Следовательно, обучая, необходимо создавать условия для максимального развития ребенка, в том числе, и развития познавательной активности.

Наиболее успешно данная цель решается мной через технологию проблемного обучения. Частично-поисковый и поисково-исследовательский методы – основные методы, применяемые мной в процессе преподавания биологии. При этом, учитель выступает не в роли ретранслятора знаний, а в роли управленца получения знаний, запускающего и поддерживающего процесс саморазвития ребенка. Проблемную организацию образовательного процесса основываю на возникновении внутренних противоречий у учащихся, чтобы школьники испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей, чтобы у них возникала постоянная потребность в овладении новыми знаниями. В связи с этим выработала свою систему преподавания с учетом научных идей ведущих учёных и в частности Шамовой Т.И. Образовательный процесс подразделяю на три этапа, как в учебном занятии, так и на уровне темы, раздела.

1. Вводно-мотивационный. На этом важном этапе осуществляю вызов у учащихся познавательного интереса к предстоящей работе, создание у них ясного общего представления о её целях и содержании. Самостоятельное определение и формулирование темы и целей урока, приводит к актуализации субъективного опыта, совершенствованию важнейших качеств интеллекта (речи, внимания, памяти, мышления и других). Чем острее встаёт проблема, тем активнее процесс познания (принцип “доминанты”).

2. Операционно-познавательный. На этом этапе создаю условия для изучения учащимися учебного материала, усвоения знаний, овладения умениями и навыками, различными действиями. Изучение учебного материала произвожу путём развёртывания исходной проблемной задачи в систему более частных, исследовательских и учебных. Постановка их перед учащимися и решение осуществляется на фронтальных, индивидуальных и коллективных занятиях. Чем выше ступень обучения, тем больше самостоятельных и коллективных форм познания.

3. Рефлексивно-оценочный. На этом этапе провожу обобщение изученного материала, а затем итоговый контроль и оценку выполнения всей программы изучения учебного минимума. Для дальнейшей мотивации учения создаю условия для выявления причин, способствующих достижению учебных целей и препятствующие этому.

УМК: под редакцией Пономарёвой И.Н.

Тема: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего строения и передвижения пресмыкающихся (на примере прыткой ящерицы).

Цель: создать условия для

  • изучения особенностей внешнего строения и передвижения пресмыкающихся и выявления черт приспособленности к условиям окружающей среды, усложнения организации по сравнению с земноводными на примере прыткой ящерицы;
  • развития любознательности, умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать с электронными учебниками, составлять схемы;
  • воспитания экологически-грамотного поведения в природе.

Средства обучения: мультимедийная презентация (Приложение 1), электронное пособие “Изучение скелета пресмыкающихся” (Лабораторный практикум БИОЛОГИЯ. Республиканский мультимедиа центр, 2004), таблица “Тип Хордовые. Класс пресмыкающиеся”, тип “Тип Хордовые. Класс Земноводные”, видеофильм “Класс Пресмыкающиеся”, модель ящерицы, лягушки, влажный препарат ящерицы, гадюки.

Ход урока

  1. Вводно-мотивационный.

1. Введение. Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас, и надеюсь, что наш урок он будет плодотворным и принесёт вам новые открытия. Речь сегодня пойдёт об удивительных животных.

О них сложено много легенд и сказаний. Это их считают:

  • способными к гипнотическому взгляду (змеи)
  • долгожителями (черепахи)
  • ужасно кровожадными (крокодил)
  • быстрыми и юркими (ящерицы)
  • ужасно переменчивыми (хамелеон)
  • стали символом медицины.

Кто эти таинственные животные, почему их так называют? (Пресмыкающиеся)

  • Особенности скелета, используя слайды 4,5,6,7.
  • Какие изменения произошли в скелете в связи со сменой образа жизни пресмыкающихся по сравнению с земноводными.

4. Первичное закрепление

В настоящее время пресмыкающиеся не встречаются лишь в холодных районах Земли. Они успешно освоили не только сушу, но и водные просторы. Но всё же их больше в жарких, засушливых территориях. Почему?

3. Рефлексивно-оценочный

1. Решение биологических задач.

  1. Ящерицы, змеи, черепахи могут поворачивать голову в сторону, опускать её вниз и поднимать вверх. В связи с чем они могут “вертеть” головой?

2. “И началась охота. Уж смотрел на лягушку немигающим гипнотическим взглядом, а та как околдованная сидела на месте, ожидая своей участи …”. Объясните описанное с биологической точки зрения.

3. “Жало” змеи – правильно ли такое выражение? Ответ поясните.

4. Можно ли ящерицу дёргать за хвост?

Продолжите мысль:

Пресмыкающиеся – это удивительные животные, потому что…

Они не могут быть другими потому, что….

Хорошо быть наблюдательным, любознательным потому что …

3.Домашнее задание

Задание самым любознательным: узнать интересные факты из жизни пресмыкающихся. Параграф 40.

4. Оценка знаний.

Червева Маргарита Николаевна

учитель биологии

Коммунального государственного учреждения «Школа-гимназия №35 отдела образования акимата города Экибастуза»

Лабораторная работа №8. Изучение внешнего строения пресмыкающихся. Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки.

Цель (обучения): Ознакомление с общей характеристикой, строением и представителями класса Пресмыкающихся. Создание условий для формирования умений сравнивать строение и жизнедеятельность животных

Цель (личностного развития ): Содействие развитию устной речи и коммуникативных навы­ков через групповое и парное взаимодействие.

Ожидаемые результаты: А: знает и понимает – общие признаки живого организма, среды обитания организмов.

В: умеет – обосновывать взаимосвязь строения и функций организма, организма и среды обитания; особенности

питания, размножение, роста, развитие животных.

С: может – выявить причинно-следственные связи в логических заданиях, сотрудничать в группе и раскрывать

свои творческие способности, оценить себя и других.

Вре- Этапы Задачи Деятельность учителя Деятельность ученика Организационные формы Оценивание Используе-

мые модули

Побуждение – установить межличностный контакт

Актуализация имеющихся знаний;

Пробуждение интереса к получению новой информации;

Постановка учеником собственных целей обучения.

Приветствует, определяет настроение, постановку целей и задач урока

Показывает на доске – изображения рептилий (всех отрядов) и земноводных. «Кто лишний?»

Комментирует изображения

Подводит к формулировке темы урока Пресмыкающиеся – «герои» урока (озвучивается тема урока). На доске – систематика (слайд). Ваши ассоциации?

Короткий рассказ об отношении людей к рептилиям, легенды

на листках – что хотели бы узнать о пресмыкающихся? Распределение вопросов учащихся на смысловые группы

Положительная мотивация на выполнение поставленных задач

выделяют среди рептилий лишнее земноводное; высказывают свои ассоциации, ощущения от животных;

слушают рассказ учителя, дополняют своими наблюдениями. Ответы на вопросы, комментируют слайды

Записывают тему урока, классификация класса пресмыкающихся

пишут по 1 вопросу, ответ на который хотели бы узнать в течение урока

Фронтальная

коллективная

индивидуальная

Формативное (похвала)
25΄ Реализация -получение новой информации;

Корректировка учеником поставленных целей обучения.

Организация лаб. работы (листы заданий, лист оценивания)

Каждому ученику раздаётся текст по теме «особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся как первых сухопутных позвоночных животных».

Обсуждение. Выделение главных особенностей рептилий, которые позволили им стать сухопутными животными. Подчеркнуть родство с земноводными.

Постановка проблемного вопроса: «какие изменения произошли в скелете в связи со сменой образа жизни пресмыкающихся по сравнению с земноводными».

Координирует, корректирует действия учащихся

Оформление лаб. работы по алгоритму. Выполнение заданий.

Читают текст, сначала пытаются сами найти биологические ошибки, а затем ищут правильные ответы в учебнике (самооценка).

Таблица самооценивания.

Шкала оценивания.

«+», участвовал в работе – 1 балл,

«0», не участвовал в работе – 0 баллов,

«-», мешал работе – минус 1 балл.

При обсуждении выделяют как особенности рептилий, так и их родство с земноводными (эволюция органического мира).

Решают проблемный вопрос

Групповая

индивидуальная

групповая работа

индивидуальная

суммативное

формативное

формативное

10΄ Закрепление Игра «Чей признак?» (называется признак земноводных или пресмыкающихся, дети делают какие-либо упражнения, если это «их» признак).

Возвращает к вопросам на листках, сформулированным детьми в начале урока.

Если необходимо – помогает

найти ответы.

Группы выделяют «свои» признаки (земноводные и пресмыкающиеся), выполняют физ. упражнения.

Отвечают сами на свои вопросы

Групповая формативное (похвала, одобрение визуальная и аудиальная) УиЛ
Рефлексия -размышление, рождение нового знания;

Постановка учеником новых целей обучения.

Задает вопросы

Изменилось ли отношение к пресмыкающимся?

Как поступите, если увидите…

Почему «Пресмыкающиеся»?

Смайлики в коробочку с объяснением почему?

формулирует домашнее задание

оценивает знания и работу на уроке.

Отвечают письменно на смайликах,

выражают своё отношение к рептилиям. Опускают смайлики в коробочки «изменилось» «не изменилось»

записывают домашнее задание в дневники, индивидуальное задание по разным уровням

индивидуальная формативная

суммативная

ОдО

Приложение №1

Черепахи существуют на протяжении 250 миллионов лет.
Размеры черепах изменяются в довольно большом диапазоне. Морские виды, как правило, больше наземных и речных сородичей. Самыми большими являются кожистые черепахи
с длиной панциря 2 м и весом более 900 кг.

Вымершие сухопутные черепахи вырастали до двух с половиной метров, но самой большой является жившая в меловом периоде морская черепаха, размер одного из обнаруженных скелетов этого вида достигает более 4 метров. Предполагаемая масса этой черепахи - до 2 тонн. Самой маленькой из черепах является крапчатая черепаха, не превышающая 10 см в длину.

2. Крокодилы в разной степени опасны для человека. Некоторые никогда не нападают на человека (гавиал), другие нападают систематически (гребнистый крокодил.
Длина большинства крокодилов от 2 до 5 метров. Их внешность демонстрирует приспособление к обитанию в водной среде: голова плоская, с длинным рылом; туловище приплюснутое; хвост мощный, сжатый с боков; ноги довольно короткие. На передних конечностях - 5 пальцев, на задних - 4.

3.Мясо крокодилов съедобно и употребляется в пищу населением многих тропических стран. Кожа крокодилов, особенно аллигаторов, используется для изготовления различных галантерейных изделий (портфелей, чемоданов). Хищническое истребление крокодилов привело к резкому сокращению их численности и принятию охранных мер. В ряде стран существуют специальные фермы по разведению крокодилов.

4. Существует древняя легенда о том, что крокодил, поедая человека, плачет «крокодиловыми слезами».
Недавно зоологи подтвердили справедливость этой легенды, накормив 4 кайманов и 3 аллигаторов говядиной. У 5 из 7 пресмыкающихся во время еды текли слёзы.

5. Все известные змеи - хищники. Среди различного многообразия змей встречаются безобидные и очень опасные для человека и животных ядовитые представители. В настоящее время на Земле насчитывается более 3000 видов змей.
Тело удлинённое без конечностей, глаза лишены век, внешние уши отсутствуют, но змеи чувствуют вибрацию от земли.
Змеи отличаются огромным количеством позвонков (от 200 до 450). Длина тела от 10 см до 13 м. Грудной клетки нет, при заглатывании пищи ребра раздвигаются. Как правило, развито только правое лёгкое, левое отсутствует.

6. У змей ядовитый зуб может развиваться до 4 с половиной см.
Змеи освоили практически все жизненные пространства Земли, кроме воздушного. Встречаются змеи на всех материках, кроме Антарктиды.
Предпочитают обитать на территориях с жарким климатом. Обитают в различных экологических условиях - лесах, степях, пустынях, в предгорьях и горах.
Змеи в основном ведут наземное существование, но некоторые виды живут под землей, в воде, на деревьях. При наступлении неблагоприятных условий, например в результате похолодания, змеи впадают в спячку.

7. В отличие от змей у ящериц имеются в наличии конечности.
Многие виды ящериц способны отбрасывать часть хвоста. Через некоторое время хвост восстанавливается, но в укороченном виде.

Приложение № 2

Критерии оценивания лабораторной работы (рубрикат)

  • «5» баллов – ставится, если учащийся отлично выполняет работу в полном объеме

с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование (А)

все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда (В)

в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей (С)

доносит свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи (D)

  • «4» балла – ставится,

если хорошо выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два – три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

  • «3» балла – ставится,

если работа выполнена удовлетворительно, не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

  • «2» балла – ставится,

если работа выполнена не качественно , не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, сравнения, наблюдения производились неправильно.

Критерии оценивания выполнения лабораторной работы

Баллы
5 4 3 2
Работа полностью завершена Почти полностью сделаны наиболее важные компоненты работы Не все важнейшие компоненты работы выполнены Работа сделана фрагментарно и с помощью учителя
Работа демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов Работа демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются Работа демонстрирует понимание, но неполное Работа демонстрирует минимальное понимание
Выделены основные материалы. Грамотно используется научная лексика Имеются некоторые основные материалы. Научная лексика используется, но иногда не корректно. Основные материалы есть в наличии, но не способствуют пониманию проблемы. Научная терминология или используется мало или используется некорректно. Минимум основных материалов. Минимум научных терминов
Дизайн (оформление)
Дизайн логичен и точен Дизайн есть Дизайн случайный Дизайн не ясен
Имеются постоянные элементы. Дизайн подчеркивает содержание. Имеются постоянные элементы. Дизайн соответствует содержанию. Нет постоянных элементов дизайна. Дизайн может и не соответствовать содержанию. Элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него.
Все параметры графической работы хорошо соблюдены, рисунок имеет обозначения. Все параметры графической работы соблюдены, но рисунок имеет не правильные обозначения. Параметры графической работы недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию Параметры не подобраны, делают текст трудночитаемым
Грамотность
Нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксических Минимальное количество ошибок Есть ошибки, мешающие восприятию Много ошибок, делающих материал трудночитаемым
Критерий Дескриптор Баллы

(достижения)

А (4 балла)

Знание и понимание

Знает основные таксонометрические категории животных

Знает алгоритм описания внешнего строения

Знает основные отделы скелета

Понимает значимость функций скелета для организма

1
В (3 балла)

Применение

Умеет определять отделы скелета животных

Умеет различать функции и значение отделов скелета лягушки и ящерицы

Умеет объяснять сходства и различия отделов скелета

1
С(4 балла)

Анализ и Синтез

(Обработка информации)

Умеет анализировать материал

Составляет этапы сравнительной характеристики отделов скелета

Выделяет во внешнем строении и скелете признаки, связанные с наземным и водным образом жизни.

Объясняет причины и следствия изменений скелета

1
Д (4 балла)

Коммуникация

Умеет работать с различными источниками информации

Отбирает относящийся к теме материал

Доносит знания другим, проявляя терпимость и дружелюбие

Организовывает работу группы, предлагает идеи для оригинального оформления работы

1
Итого 15

Суммативная оценка за лабораторную работу

Приложение № 3

Самооценка

Приложение № 4

Лабораторная работа № 8 «Изучение внешнего строения пресмыкающихся. Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки».

Текст для учащихся:

Класс пресмыкающихся относится к беспозвоночным животным. Большинство пресмыкающихся живет в воде, но некоторые обитают на суше и в воздушной среде. Размножение этих животных связано с водой. Они откладывают крупные яйца, покрытые плотной оболочкой. Кожа влажная, не имеет роговых покровов. Активность пресмыкающихся зависит от настроения. Большинство пресмыкающихся имеют пару конечностей, но у змеи и некоторых видов ящериц они отсутствуют. Некоторым пресмыкающимся свойственна способность к деградации.

Правильный текст:

Класс пресмыкающихся относится к позвоночным животным. Большинство пресмыкающихся живет на суше, но некоторые обитают в водной среде. Размножение этих животных не связано с водой. Они откладывают крупные яйца, покрытые плотной оболочкой. Кожа у них сухая, имеет роговой покров. Активность пресмыкающихся зависит от окружающей среды. Большинство пресмыкающихся имеют по 2 пары конечностей, но у змеи и некоторых видов ящериц они отсутствуют. Некоторым пресмыкающимся свойственна способность к регенерации.

Цель: ознакомиться с внешним строением ящерицы прыткой.

Оборудование: таблица «Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки», рисунки в учебнике, картинки.

Ход работы

Задание 1.

  1. Рассмотрите тело ящерицы. Укажите, из каких отделов оно состоит.
  2. Чем тело ящерицы отличается от тела лягушки? Почему?
  3. Опишите кожу ящерицы, её окраску.
  4. Какое строение имеют конечности?
  5. Рассмотрите голову ящерицы. Какие органы расположены на голове?
  6. Каковы особенности строения этих органов?

Обсудите задания в группе

Задание 2. Заполните таблицу

ПРИЗНАКИ
Черты строения земноводные общие пресмыкающиеся
Отделы тела

2. Туловище

Покровы тела
Конечности
Среда обитания
Черты приспособления к жизни на суше
Представители

Задание 3. Сделайте выводы

  1. В чем проявляется усложнение строения пресмыкающихся по сравнению с земноводными?
  1. Какое значение в жизни ящериц имеют:

а) подвижность соединения головы и туловища с помощью шеи _____

б) расчлененные конечности ___

в) сухая кожа с роговыми чешуями ___

г) хорошо развитые органы чувст ____

  1. Какое значение в жизни ящерицы имеет явление ….. ?
  2. В чем выражается приспособленность ящерицы прыткой к жизни на суше?

Домашнее задание: Проблемные задачи

  1. Почему ящерицы, в отличие от лягушек, могут жить в пустынях вдали от водоёмов?
  2. Какие защитные приспособления развились в процессе эволюции у ящерицы прыткой, гадюки, черепахи?


Похожие статьи

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

  • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

    Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...