Материал (группа) на тему: Арт-терапия для взрослых. Арт-терапия для детей и взрослых

Арт-терапия позволяет выразить чувства, отношения, состояния и причины их возникновения средствами искусства для того, чтобы человек лучше узнал себя, понял все эти чувства и справился с ними. С помощью арт-терапии возможно стать творцом собственной жизни, научиться разрешать конфликтные ситуации, преодолеть апатию, испытывать положительные эмоции и просто получать удовольствие от творческих занятий.

Основная цель программы: гармонизация внутреннего состояния человека, то есть восстановление его способности находить оптимальное, способствующее продолжению жизни состояние равновесия.

Программа состоит из трех блоков:

  • Знакомство с собой, погружение и изучение своего внутреннего мира, самопознание.
  • Развитие способности свободно выражать свои чувства, потребности и фантазии через продукты творчества (рисунок, коллаж, скульптуру, звуковую композицию, сказочную историю, танец и т.д.).
  • Открытие внутренних ресурсов.

Первый блок

состоит из четырех занятий:
  • "Я – творец своего мира"
    Знакомство с процессами своего внутреннего "мироздания", с основными стихиями. Перевод внутренних образов и представлений в зрительные и осязаемые.
  • Завтрак, обед и ужин"
    На этом занятии участникам предлагается взглянуть на себя с необычного ракурса, познакомиться со своими индивидуально-типологическими и личностными особенностями. Поработать с индивидуальным содержанием образа, и свободно выражая свои чувства взаимодействовать с другими участниками.
  • "История тела"
    "Телесное проживание проблемы" Наше тело включает различные истории нашей жизни, (в том числе психологические травмы). Тело может реагировать острой болью, спазмами, зажимами и др. на прошлые события. Работая с телом, мы можем избавиться от психологической травмы, используя символический инструмент. Именно этому посвящены два последних занятия первого блока.

Второй блок

посвящен развитию самопознания, самопонимания, выявлению собственных проблем и индивидуальных особенностей. Эти занятия дают возможность в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение, используя собственный творческий потенциал.
  • "Другой взгляд на проблему"
    На этом занятии участникам предлагается взглянуть на свои проблемы с другой стороны, преобразовать свои внутренние конфликты в визуальные формы и найти безопасный выход как позитивным, так и негативным чувствам.
  • "Детский рисунок"
    Расширение представления о своем настоящем, путем погружения в прошлое. Подключение внутренних ресурсов, преобразование психо-эмоционального опыта.
  • "Работа со сновидениями"
    Работа со сновидениями в арт-техниках (рисунок, психодрама, сказка и др.) Обучение пониманию языка сновидения, поиск путей разрешения собственных проблем с использованием материала сновидений.
  • "Гипнотический рисунок"
    Поиск и открытие внутренних ресурсов.

Третий блок

посвящен Личностному росту, развитию и реализации новых возможностей.
  • Работа с субличностями "Внутренний мужчина" и "Внутренняя женщина": гармонизация отношений
    Осознание и принятие собственной личности, своих сильных и слабых сторон, освобождения от внутриличностных барьеров и комплексов, мешающих наиболее полному выражению самого себя в разнообразных ситуациях взаимодействия со своим партнером и другими людьми. Гармонизация внутренних энергий, повышение самооценки через выражение внутреннего "Я" и как следствие гармонизация взаимоотношений с противоположным полом.
  • "Метафора моего личностного роста–Дерево".
    Данное занятие направлено на внутренний рост, духовное развитие, работу с душевными силами, дающими возможность познакомиться с ресурсными аспектами психики, находящимися в ее глубинах.
  • "Мой жизненный путь"
    Осознание своего жизненного опыта в изменчивом мире, способов преодоления трудностей и препятствий, преобразования недостатков в преимущества. Развитие спонтанного, творческого подхода к решению любых задач. Нахождение оригинальных решений и способов действия в любых жизненных ситуациях.
  • Коллаж "Мой мир"
    Составление личного позитивного образа будущего.
Каждый блок состоит из четырех занятий по четыре часа. Всего 12 занятий.

Стоимость одного занятия - 1000 рублей
Один блок – 4000 рублей.

Человек, как известно, существо очень разумное. Настолько разумное, что создаёт замысловатые механизмы, изучает отдалённые уголки вселенной, приручает животных и играет в настольные игры. К сожалению (или к радости) человека, разумным он становится постепенно, шаг за шагом развивая свою память. Безусловно, в этом ему должны помогать более образованные homo sapiens. В этом обзоре я расскажу о двух карточных играх, которые станут надёжными помощниками для родителей и помогут им в игровой форме рассказать юному исследователю об окружающем его мире.

Разрабатывать настольные игры для детей достаточно сложно – необходимо поставить себя на место ребёнка, включить в игровой процесс немного веселья и продумать образовательную составляющую. Всё это успешно реализовано в небольших коробочках от издательства «Простые правила». На этот раз мы изучим животных и потренируем реакцию в «Homo sapiens », а также узнаем свойства окружающих нас предметов в «Мягком знаке ».

Homo sapiens.

Сделав первые шаги, юный и очень любознательный homo sapiens стремится узнать всё на свете и удивляется всему, что повстречается на его пути. Это взрослые привыкли к проплывающим в небе облакам, удивительным ярким цветам, зелёной траве и разнообразным животным – верным спутникам человека на земле. Детство – самое светлое время нашей жизни, жаль, что мы его практически не помним…

Игрокам предстоит изучить 12 различных животных (парные карточки) и познакомиться с пятью, весьма любопытными представителями рода человеческого.

Все картинки выполнены в стиле «детских» рисунков, поэтому юные игроки без труда опознают мышат, собачек, лягушат и так далее. Перед началом партии каждый из соперников выбирает себе голос животного, которым он будет говорить. Например: мышка (пи-пи), собачка (гав-гав).

Исследователи мира рассаживаются вокруг стола, в центре которого располагается стопка карт картинкой вниз. Игрок, у которого в доме живёт хомячок, первым снимает верхнюю карточку с колоды и располагает её перед собой картинкой вверх, затем, по очереди, аналогичные действия проделывают все игроки.

В случае совпадения двух картинок, необходимо прокричать голосом животного, которое выбрал себе противник. Например: совпали котята, игрок, чья карточка находится внизу фотографии, кричит «гав-гав» и выигрывает в текущем раунде.

Победитель забирает всю стопку карточек соперника и подкладывает её под низ своей. После этого игра продолжается.

Достаточно одного homo sapiens-а! Как только перед одним из игроков открывается карточка с представителем рода человеческого, все соперники поднимают руку вверх и кричат: «Хомяк разумный! » (простите, «Homo sapiens! »).

Первый, кто это сделает, забирает себе по одной нижней карточке из стопок соперников.

Безусловно, предусмотрены и штрафы: за неверно выкрикнутое животное можно лишиться одной карты, за «человека» - двух.

Игра заканчивается, как только иссякнет стопка в центре стола. После этого игроки подсчитывают количество собранных карт в своих стопках. У кого их больше, тот и выиграл!

«Homo sapiens» - это детская карточная игра с несложными правилами на внимательность и реакцию. Во время поиска парных карточек дети выучат названия животных и научатся подражать их голосам. Партия займёт около десяти минут, поэтому искать парные картинки можно в любое свободное время, даже на переменке между уроками – и полезно, и весело…

Мягкий знак.

Все окружающие нас предметы имеют свойства: жидкая горячая вода плещется в чайнике, белый холодный снег лежит на улице, стеклянный прозрачный стакан стоит на полке. Взрослые давным-давно всё это знают, но дети… Детям ещё предстоит познать тайны окружающего мира и дать характеристики предметам. И поможет нам в этом, по традиции, необычная настольная игра.

«Что же тут необычного? Карточки, как карточки… » - спросите вы и частично будете правы. В комплект входит 50 определений, которые мы достаточно часто используем в повседневной жизни.

Перемешайте стопку и раздайте игрокам по пять – семь случайных карт. По команде ведущего соперники стараются отыскать предметы, соответствующие всем свойствам, напечатанным на карточках.

У каждого понятие «вкусное» своё. Но дети, да и большинство взрослых солидарны в одном – конфеты, однозначно попадают под данное определение…

Что-то металлическое лучше поискать у папы в машине, там всегда отыщется гаечный ключ или пара болтов (главное, ничего не откручивайте)!

За красотой – к маме. Различные вазочки, украшения и фарфоровые фигурки прекрасно подойдут под понятие «красивое».

Пластмассовые вещи, скорее всего, найдутся в детской – пистолеты, куклы, домики и шкатулки для драгоценностей. Всё это несите ведущему…

Безусловно, серого слона или мокрую акулу тащить в дом не нужно – они не поместятся в квартиру, да и владельцы близлежащего зоопарка не оценят вашего рвения. В таком случае достаточно просто указать на предмет, подходящий под ваше определение.

Победителем считается игрок, быстрее других выполнивший задание…

Отличная развивающая игра для маленьких детей. Вы искренне удивитесь, когда узнаете, что ваш ребёнок затрудняется сопоставить некоторые определения и предметы. Дело в том, что для взрослых это уже «в прошлом». Дверь - деревянная, лампочка – стеклянная, а вода – мокрая. Элементарные вещи, которые «знает даже ребёнок». Увы, не знает. Ребёнок собирает эту информацию из разговоров, делая выводы и предположения.

Игра «Мягкий знак» поможет родителям рассказать детям об окружающем мире, расширит кругозор у ребёнка и позволит весело провести время. Отлично подойдёт для детских садиков и групп продлённого дня начальной школы.

Игра «Человек разумный» или по-латински, Homo Sapiens поможет ещё раз доказать миру превосходство человеческого интеллекта над разумом животных. Дело в том, что в этой игре придётся кричать за различных животных, причём кричать быстро и как можно громче!

А в чём смысл игры?

Как и во многих других карточных играх с простыми правилами, задача - набрать как можно больше карт, чтобы выиграть. Карты берутся в том случае, если вы подгадаете нужный момент и закричите голосом животного быстрее оппонента.

Что за момент, когда нужно кричать?

Каждый из игроков выкладывает карточки на стол перед собой по одной. Когда карты у двух игроков совпадут, нужно тут же прокричать голосом того животного, который каждый из них выбрал в начале игры (причём если вы выбрали кошку, то оппонент должен мяукать, а если оппонент выбрал собаку - то вы гавкать!). За удачный и своевременный крик вы получаете карты, а за ошибочный или запоздалый - отдаёте. В общем, такой своеобразный упрощённый «Медвед» для маленьких детей.

Как кричит человек разумный?

Человек разумный никак не кричит: при виде карты с ним нужно поднять руку вверх и громко крикнуть «Гомо Сапиенс!». Отметим, что это более чем разумно: в куда более взрослой игре «Медвед» в таких случаях нужно поднимать вверх обе руки и кричать страшным голосом «ПРЕВЕД!».

Для кого эта игра?

  • Для шумных детских сборищ и праздников;
  • Прекрасный вариант для подарка ребёнку;
  • Отличный вариант в дорогу;
  • Просто хорошая семейная игра, развивающая память и реакцию.

Что в коробке?

В компактной коробке - 60 карточек с животными (12 разных картинок), 5 карт человека разумного и простые правила игры. Оформление традиционно детское, то есть очень яркое и красочное.

Рисовать, чтобы обнаружить внутренние конфликты, танцевать, чтобы освободиться от стресса… Арт-терапия помогает сублимировать (переводить) проблемные переживания в творчество.

Она «вырывает» боль и обиду из бессознательного, преодолевая цензуру сознания. Человек «вырисовывает» и «вытанцовывает» свои настоящие эмоции, чтобы увидеть, понять и изменить.

Как выглядит результат творческого акта – значения не имеет. Главное – инсайт.

Арт-терапия: симбиоз искусства, медицины и психологии

Арт-терапия – «молодая» методика. Ее история началась в 1938 году, когда художник Адриан Хилл, проходя в санатории лечение от туберкулеза, скуки ради начал рисовать.

Творчество стремительно поправило здоровье пациента. Осознав целебное влияние рисования, художник организовал в санатории групповые занятия живописью, а результаты этой практики описал в книге «Искусство против болезни».

Арт-терапевтические приемы были использованы для реабилитации детей, вывезенных из фашистских лагерей в США во время Второй мировой. С середины XX века арт-терапевтические студии начинают открываться на базе отдельных психиатрических больниц.

В 70-80-е гг. терапия искусством повсеместно внедряется в лечебно-реабилитационную практику психиатрии и психотерапии.

В наше время арт-терапия оформилась в независимую дисциплину, методы которой берут на вооружение врачи, педагоги и психотерапевты. Зачастую «работает» эффективней лекарств. И без побочных эффектов.

Как это работает: диалог с собой в обход цензуры

Арт-терапия позволяет человеку выразить сокровенное («демонов») в символических образах. В отличие от других психологических методов, терапия искусством снимает «цензуру» – жесткий самоконтроль, который мешает открыться при обычном общении.



Впустить незнакомого человека, пусть даже квалифицированного специалиста, в свой мир всегда сложно. А иногда невозможно – не получается сформулировать мысли.

  • Творческий акт решает эти проблемы. Человек остается сам на сам с предметами, а предметам доверять переживания не трудно. Еще в детстве каждый из нас прибегал к этому методу, играя в куклы или рисуя.
  • Взрослые рисуют другие картины, но суть остается прежней – в них отражаются неосознанные противоречия и скрытая боль. Становится очевидным невидимое. Пробуждается желание что-то изменить.

«Я – не художник» и «что с этим делать?»

Обратившись к помощи арт-терапии, нужно забыть про «я не умею рисовать». Задача принципиально иная. Не нарисовать, а «вырисовать», не станцевать, а «вытанцевать». Выплеснуть из себя.

Профессиональное владение творческим жанром – противопоказание к проведению терапии. Пациент-художник всегда будет «рисовать красиво», следуя шаблонам. А танцор будет думать о технике, выкидывая коленца.

К вопросу «что потом?»… Арт-терапия — инсайт-ориентированная методика. «Потом» – скрупулезный анализ «произведения искусства» или его созерцание до достижения инсайта.

Арт-терапия в техниках и упражнениях

Арт-терапия как средство коррекции психологического состояния лишь в самом узком смысле – лечение рисованием. Помимо изотерапии, в классификации арт-терапевтических методов выделяют музыкотерапию, драматерапию, библиотерапию, фототерапию, танцевальную терапию, работу с глиной, песком и бумагой.

Дирижирует активной и пассивной творческой жизнью клиента психолог или психотерапевт. Впрочем, арт-терапия – тот редкий случай, когда не противопоказано «самолечение». Стресс?

Вырисуйте напряжение в образах и символах. Полчаса в день – и с большой вероятностью в течение недели «отпустит».


Арт-терапевтических упражнений много, и все они позволяют сорвать с себя маски, устранить зажимы и вернуться к сути – корням и первопричинам. Принципиального значения вид искусства не имеет. Ваше творчество в любом случае есть вы. В него вы смотритесь, как в зеркало.

«Мусор жизни»

Достаньте из ящиков все, что накопилось, но не имеет ценности – календари, ленты, ценники, пришитые к кусочкам тряпки пуговицы, не пишущие ручки, ненужные ластики.

Разложите перед собой «мусор» и выберите те предметы, которые ассоциируются с неудачным опытом, обидами и разочарованиями. Из отобранного «сырья» составьте композицию – выключив логику, в порыве творческого акта.

К анализу приступите после создания «шедевра». Поблагодарите композицию за ценные уроки жизни и сожгите.

«Автопортрет»

Понадобится большой, в рост, лист бумаги. Лягте на него и попросите партнера обвести ваше тело по контуру, после чего самостоятельно приступите к «заполнению»: дорисуйте и раскрасьте себя так, чтобы полностью отразить состояние внутреннего мира и самочувствие частей тела или органов. Проанализируйте «автопортрет».

«Коллажирование»

Коллаж позволяет довольно точно оценить текущие проблемы и переживания и исключает появление напряжения, которое могло бы сковывать ввиду отсутствия художественных талантов.

Для изготовления коллажа пригодятся газеты, журналы, фотографии, собственные рисунки, ножницы и клей, с помощью которых следует оформить тематическую композицию («Я», «Мужчина и Женщина», «Прошлое»), не ограничивая себя ни в чем. В финале, традиционно, «произведение» нужно подвергнуть анализу.

Важно понимать, арт-терапия – свобода творчества весьма условная. Вы действительно абсолютно свободны в самовыражении, но в заданных рамках. Психотерапия разительно отличается от художественного кружка.

Творчество в арт-терапии – способ решения конкретной проблемы. Рисуйте страхи, танцуйте обиду, лепите боль. Переписывайте сценарий жизни, или, как говорят, будьте творцом своей судьбы.


Что нужно для игры?

Мяу! Ой, нет… Ква! Карр!


Конечно, но не только! И на память, и вообще много на что! Самые младшие участники - знакомятся с различными животными и их голосами. Те, кто постарше, - учатся проживать победы...

Читать полностью

"Homo sapiens" - весёлая, быстрая настольная игра на внимательность. Объединит участников любого возраста и подарит всем хорошее настроение.
Что нужно для игры?
Колода карточек с изображениями животных. Пригодится умение игроков квакать, хрюкать или кукарекать. Главное - желание от души повеселиться!
Мяу! Ой, нет… Ква! Карр!
Игроки договариваются, кто каким животным будет, и затем по очереди берут карточки из колоды. Когда у кого-то оказалась карточка, парная нашей, мы, опережая его, громко кричим его голосом. Точнее, голосом его животного. Главное - правильно вспомнить, какое именно животное он выбрал. И как оно "звучит". И суметь опередить соперника. А если на картинке окажется не животное, а человек, то не забыть выкрикнуть "Гомо сапиенс!".
Это игра на внимание и скорость реакции?
Конечно, но не только! И на память, и вообще много на что! Самые младшие участники - знакомятся с различными животными и их голосами. Те, кто постарше, - учатся проживать победы и поражения и концентрировать внимание. Все - получают удовольствие и дарят друг другу хорошее настроение. Эта игра отлично поможет растормошить детей, что бывает нужно, например, с утра или в начале какого-нибудь мероприятия.
Для кого эта игра?
Для тех, кто ищет подарок ребёнку-дошкольнику и его родителям.
Для шумных посиделок в большой компании.
Для весёлого вечера в кругу семьи.
Для детского дня рождения.
Тип игры: Реакция
Состав игры: 65 карточек, пакетик, правила игры
Количество игроков: 3-8.
Примерное время игры: 15 минут.
Для детей от 4-х лет.
Сделано в России.

Скрыть

Похожие статьи

  • Пирог «Шарлотка» с сушеными яблоками Пирожки с сушеными яблоками

    Пирог с сушёными яблоками был очень популярен в деревнях. Готовили его обычно в конце зимы и весной, когда убранные на хранение свежие яблоки уже кончались. Пирог с сушёными яблоками очень демократичен - в начинку к яблокам можно...

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...