Оценка физического развития методом индексов. Тип телосложения и идеальный вес по формуле пинье Определение крепости телосложения по индексу пинье

Рост стоя - (Вес в кг. + Окружность грудной клетки в фазе выдоха)

Значение индекса : крепкое телосложение -10-15, хорошее-15-20, среднее- 20-25 , слабое-25-30,

очень слабое - выше 30.

Дети: среднее телосложение 2-3 л - 23, 6-7 л - 30-35, 8-15 - 26-35.

4. Индекс Эрисмана (показатель развития грудной клетки): Окружность грудной клетки в паузе - 0.5 Роста стоя

Значение индекса : норма- 5-7 , хорошее физическое развитие- >7, слабое-<1,5 Дети: N - 2-3 лет - 6-9, 6-7 лет - 0, 8-15 лет- -1-(-3)

5. Индекс пропорциональности роста и окружности грудной клетки: Окружность грудной клетки в паузе * 100: Рост стоя (см)

Значение индекса : норма-50-55, узкая грудная клетка - <50, широкая - >55.

6. Жизненный показатель: ЖЕЛ: Вес (кг)

Значение индекса : для мужчин средний - 65-70, для женщин средний - 55-60 мл/кг, спортсмены: муж - 75-80, жен - 65-70.

7. Силовой показатель рук:

сила кисти сильнейшей руки 100: Вес (кг)

Значение индекса : для мужчин: норма - 70-60, для женщин: норма 45-50.

8. Туловищный показатель пропорциональности: 2Роста сидя - Рост стоя

Значение индекса : норма для мужчин - 9,5, для женщин- 12,5

9. Индекс Пирке (Бедузе) коэффициент пропорциональности: (Рост стоя - рост сидя) 100: рост сидя

Значение индекса : малая длина ног - 87 %, пропорциональное телосложение - 87-92 %, большая

длина ног - выше 92 %.

Дети: пропорциональное телосложение 2-3 г - 68-70%, 6-7 л - 78-80%, 8-15 л - 80-92%.

10. Индекс массы тела (ИМТ): Масса тела (кг)

Рост стоя 2 (м)

Значение индекса : дефицит массы тела < 18,5, нормальная масса тела - 18,5 - 24,9, избыточная масса тела 25,0-29,9, ожирение I ст- 30,0 - 34,9, ожирение II ст - 35,0 - 39,9, ожирение III ст - > 40,0.

11.Уравнение Людвига - определение должной жел.

Мужчины ДЖЕЛ = (40 рост см) + (30 вес кг) - 4400

Женщины ДЖЕЛ = (40 рост см) +(10- вес кг) - 3800

    Формула проф. Петровского для определения идеального веса.

А = 50 + (Б-150) * 0,75 + (В - 20): 4 (А - идеальный вес, Б - рост, В - возраст). Стадии ожирения.

Начальная - превышение нормы веса до 15%;

Первая - излишний вес до 30%;

Вторая - излишний вес 30-50%;

Третья - излишний вес свыше 50%.

Рациональное пиание спортсменов.

Принципы рационального питания

    Соответствие энергетической ценности рациона среднесуточным энерготратам;

    Сбалансированность рациона по основным пищевым веществам;

    Распределение рациона в течение дня, согласованного с физическими нагрузками.

Белки:

    животного происхождения (60%): говядина, телятина, печень, почки, творог, сыр, яйцо, молоко, заливные блюда.

    растительного происхождения (40%): соя, фасоль, рис, горох, кукуруза, арахис, грецкие орехи,гречневая каша с молоком, хлеб.

    На выносливость 1,2-1,4 г/кг массы тела;

    Силовые виды 1,7-2,0 (м\б до 2,4) г/кг массы тела (до 200-25Ог/сут);

Жиры:

    Животные жиры (70-75%): молоко, творог, сыр, сметана, сливки, масло, говядина, телятина,курица, индейка, рыба, яйцо

    Растительные жиры (25-30%): миндаль, грецкие орехи, масло подсолнечное, масло кукурузное,халва

    Сбалансированность по жирам: полиненасыщенные ЖК - 10%, насыщенные ЖК - 30%,мононенасыщенные ЖК - 60%.

Углеюды:

    В виде полисахаридов 65-70 % (крахмал, крупы, макароны, картофель, хлеб и др.)

    В виде Сахаров 25-30%: (виноград, черешня, крыжовник, дыня, арбуз, шоколад, варенье, мед).

    Пищевые волокна 5% (ржаные и пшеничные отруби, овощи),

Дшежй тйшер - созданше запасов углеводов в организме (за неделю соревнований):

    Первые 3 дня спортсмен находится на белково-жировой диете с большим количеством клетчатки, исключаются из питания углеводы (хлеб, макароны, каши, сахар). На фоне диеты идут интенсивные тренировки.

    Затем оставшееся время спортсмена переводят на углеводистую диету, физические нагрузки сжимают до минимума

Режим питания

    4-5 раз в день с интервалом 2,5-3 часа

    Тренировка не ранее, чем через 1 час после приема пищи.

    Прием пищи после тренировки не ранее, чем через 40-60 мин.

    Энергоценность: 1-й завтрак- 10-15%, 2й завтрак-20-25%, обед-35%, полдник-5-10%, ужин-25%.

    Последний прием пищи за 1,5-2 часа до сна.

Питание в период соревнований

    За 2 - 3 часа до соревнований легкая пища калорийностью 700-1200 ккал, состоящую из легко усваиваемых углеводов и белков (каши, отварная курица, куриный бульон, соки, чай, шоколад, мед).

    После выступления: соки, минеральная вода, молочные продукты, фрукты

    Первые 2-3 дня после окончания соревнований (курица, овсяная или гречневая каща, нежирный творог, яйцо всмятку, сливочное масло, салаты).

Водно-солевой баланс

    При потери воды на 1 % от массы тела появляется чувство жажды

    2% воды от массы тела (1,5л) снижается работоспособность и выносливость

    3% воды (2л) работоспособность снижается на 20-30%

    5% воды снижается слюноотделение, диурез, учащается пульс, появляется слабость и тошнота

    Потеря 9-12% воды несовместима с жизнью (потеря воды в марафонском забеге может быть до 4л).Питьевой режим во время соревнований:

    Перед стартом за 40-60 мин выпивать 400-600 мл холодного (12-14°С) 4-6% р-р углеводно-минеральногонапитка

    Во время соревнований 30-60 мл (один или два глотка) воды или углеводно-минерального напитка

    При марафоне не более 1 л в час

Питьевой режим марафонцев:

    Перед стартом или во время разминки до 300 мл воды 110 °С

    Первые 60-75 мин работы 100-150 мл глюкозы (5гр\100 мл)через равные промежутки времени (20-15 мин)

    Через 75-90 мин работы концентрацию глюкозы увеличивают до 10-12 г\100 мл и добавляют NaCI 20мЭк\л

Врачсбно-псдагогическое наблюдение.

Хронометраж урока (тренировки): Врач устанавливает наблюдение за 1-3 занимающимися на протяжении всего урока. При помощи секундомера отмечает время, потраченное на выполнение упражнений, на отдых, объяснения преподавателя и длительность всего комплекса.

Плотность занятая:

Время, потраченное на упражнения

100 = % плотности

Длительность всего занятия

Плотность занятия хорошая (для закрытых сооружений) = 60-70 % ,

Для открытых сооружений - 70-80%, для школьников - 50-55 %. Определение физиологической кривой урока.

У обследуемого считают пульс за 10 сек до начала занятия, по окончании вводной части, после выполнения каждого упражнения в основной части урока, в заключительной части хронометраж проводят, так же как и в подготовительной и после окончания занятия. Физиологическая кривая должна представлять собой восходящую линию, поднимающуюся в основной части урока, на 80-100% от исходной,с несколькими зубцами и заметно снижающуюся в заключительной части до достижения исходного значения пульса по окончании занятия. Незначительный подъем и плоская форма кривой свидетельствуют о недостаточной нагрузке. Если пульс в основной части урока не достигает 130-140 в минуту, то нельзя рассчитывать на тренировочный эффект урока.

Санитарные нормы содержания мест проведения занятий. Закрытые спортивные сооружения.

    Максимальное количество занимающихся в зале должно соответствовать площади (не менее 4 кв.м. на каждого человека).

    Пол зала должен быть деревянным, ровным (допускается линолеум).

    Стены высотой не менее 1.75 м от уровня пола и должны иметь панели допускающие уборку влажным способом.

    Зал должен быть освещен естественным светом, световой коэффициент должен быть равен 1,6. Искусственное освещение должно быть рассеянным и равномерным не менее 50 лк..

    Температура воздуха в спортивном зале должна быть 16-18 гр.

    В спортивных залах должно быть только то оборудование, которое необходимо для занятий.

    Магнезия для рук должна храниться в ящиках с крышками.

    Спортивное оборудование необходимо очищать от пыли (влажная уборка) 1-2 раза в день. Уборка зала производится до занятий, в перерыве между занятиями и после них. Генеральная

уборка производится не реже 1 раза в неделю.

Наименование объекта

Освещение искусств в люксах

Освещение естеств в св.коэф.

Гимнастический зал

Искусственный каток

Искусственный бассейн

Сбалансированность питания:

На 14% белков приходится 30% жиров и 56% углеводов от общей калорийности рациона

Питание бегунов на короткие дистанции: высокое содержание белков (170-180гр) и углеводов (670-700 гр), небольшое жиров (110-120 гр), калорийность 4400-4600 кал\сут.

Питание бегунов на длинные дистанции: высокое содержание углеводов (700-800гр) и жиров (130-140гр), более низким белков (130-140ГР), калорийность 4500-5000 кал\сут.

Питание гимнастов: высокое белков (150-170гр) и углеводов (650-700гр), калорийность 4500-4800.

Питание тяжелоатлетов: высокое содержание углеводов (до 800гр) и калорийность 5000-6000.

Питание пловцов: много жиров (до 150гр) и углеводов (700гр).

Питание спортсменов - игроков: много углеводов (650-700гр) и белков (160-170 гр), калорийность 4400-4700 кал\сут.

Реабилитация инвалидов-спортсменов.

Цели:

    нормализация психоэмоционального состояния;

    восстановление бытовых навыков;

    восстановление двигательных функций,

    социальная адаптация;

    профессиональная адаптация, приобретение повой специальности, трудоустройство.

Особенности тренировочного процесса инвалидов:

    интенсивность и продолжительность занятий снижается, более длительные паузы отдыха между нагрузками;

    дифференцированные методы восстановления физической работоспособности с учетом физических нагрузок, характера и длительности заболевания;

    более продолжительные интервалы между тренировками, выполнением упражнений и т.д.

Спортсмены-инвалиды:

    врожденные и ампутационные дефекты конечностей;

    повреждения позвоночника и спинного мозга;

    спортсмены-инвалиды с ДЦП и полиомиелитом;

    слепые и слабовидящие;

    глухие и с тугоухостью;

    «прочие».

Тестирование спортсменов-инвалидов. Пробы для спортсменов с ампутациями и дефектами конечностей:

    Езда на кресле-коляске: минимальная нагрузка для определения длительности и темпа передвижений (ампутация обеих конечностей);

    Ходьба па костылях по ровной местности (50 м) после односторонней ампутации;

    Ходьба на протезах по ровной поверхности (50 м);

    Степ-тест и ходьба по лестнице

Тесты для волейболистов-ампутантов

    и.п. лежа на спине. Переход из положения лежа в положение сидя в течение 1 мин. Пульс до и после пробы, оценка восстановительного периода.

    и.п. сидя на полу. На кистях рук сделать уголок, оценка - время удержания.

    и.п. спиной к гимнастической стенке. Уголок на гимнастической стенке, оценка -время удержания.

    бег на тредмиле (в протезе) 3 мин. Оценка ССС.

    велоэргометрия или ручная эргометрия - 5 мин.

    проплыть 3 отрезка по 50 м с интервалом в 3 мин.

    имитация плавания на тренажере в течение 1 мин. (фиксируют количество гребков и ЧСС).

Тесты для футболистов

    упражнения с мячом на координацию;

    ведение мяча 5-10 м;

    бег на тредмиле 3 мин;

    велоэргометрия или ручная эргометрия 5 мин;

    пробы Штанге и Генчи

Врачебное наблюде ние за женщинами занимающимися спортом. Особенности организма женщин:

    Сила мышц ниже, чем у мужчин;

    Мышечные волокна тоньше;

    Более слабые мышцы верхних конечностей;

    Анаэробная емкость ниже (концентрация АТФ и КФ как у мужчин, но объем мышечной

массы ниже);

    Ниже емкость лактатной системы;

    Меньше объем сердца и его полостей, ниже ударный объем, минутный объем кровообращения;

    ЧСС в покое выше;

    При физнагрузки сердечный выброс ниже, общий объем крови меньше;

    МОД, ЖЕЛ, максимальная вентиляция, глубина дыхания меньше;

    Ниже аэробная производительность.

Динамика функционального состояния женщины в зависимости от менструального цикла:

1 половина цикла : преобладают эстрогены, после менструации восстанавливается кислороднаяемкость крови, усиливается эритропоэз, повышается количество эритроцитов и гемоглобина.

2 половина цикла: постепенно начинает преобладать прогестерон, постепенно понижаетсяколичество эритроцитов и гемоглобина, тромбоцитов и лейкоцитов.

Фаза менструации: снижается основной обмен и температура тела, ускоряется потоотделение при нагрузки (низкое эстрогенов), ухудшается ортостатнческая реакция, сила и работоспособность снижается, ухудшается общее состояние. Физическая работоспособность и фазы менструального цикла.

    я фаза (1-5 день) - целесообразно развитие гибкости;

    я фаза (6-12 день) постменструальная - развитие выносливости;

    я фаза (13-15 день) овуляция - тренировки не рекомендуются;

    я фаза (16-24 день) постовуляторная - развитие скоростно-силовых качеств;

    я фаза (25-28 день) предменструальная - развитие гибкости. Противопоказания к занятиям спортом в менструальную фазу:

    Нарушения менструального цикла

    Воспалительные заболевания половых органов о Состояние после аборта

    Период полового созревания

В период менструации запрещается:

    Максимальные нагрузки

    Натуживания и силовые упражнения

  • Упражнения, связанные с сильным сотрясением тела

    Переохлаждения

    Длительное пребывание на солнце

    Сауна, баня, плавание и занятия в бассейне.

Самоконтроль: в дневнике фиксируют длительность цикла, фазы менструации, обильность, самочувствие влияние нагрузок на длительность, характер менструации и самочувствие. Оценивают работоспособность в различные фазы и проводят функциональные пробы (ортостатическую, Руффье). Гииерандрогения:

    нарушение менструальной функции, затяжной период становления менструации,

    задержка наступления первой менструации

    слабо выраженные грудные железы на фоне оволосения,

    гирсутизм (оволосение на груди, животе, бедрах, свойственный мужчинам),

    нарушения протекания беременности, угроза выкидыша,

    интенсивный рост, атлетический или мужской морфотип.

    слабость родовой деятельность и преждевременные роды

ГОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. БУРДЕНКО

КАФЕДРА ФИЗИОТЕРАПИИ, КУРОРТОЛОГИИ

И ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ ИПМО

с курсом восстановительной медицины (лечебной физкультуры)

УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой

Профессор Борисов В.А.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: « МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЕ. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНА».

Тема занятия : «Методы исследования, применяемые в спортивной медицине. Оценка

функционального состояния организма спортсмена».

Цель занятия : Изучить основные методы исследования функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, типы реакций организма на физическую нагрузку, тесты с физической нагрузкой, средства повышающие работоспособность.

Мотивация темы занятия: На любое воздействие организм отвечает цепью биологических реакций, которые могут быть как физиологическими, так и патологическими. Знание врачом изменений происходящих в организме под воздействием физических нагрузок, необходимо для правильной оценки функционального состояния лиц, занимающихся физкультурой и спортом.

Основные вопросы по теме занятия : 1 .Классификация функциональных проб.

2.Функциональные пробы для исследования состояния сердечно-сосудистой системы (проба Мартине-Кушелевского, проба Руффье).

    Функциональные пробы, применяемые для оценки состояния сердечно-сосудистой системы спортсмена (проба Летунова).

    Пробы для оценки функционального состояния дыхательной системы.

    Правила проведения и оценка пробы Серкина и Розенталя.

    Функциональные пробы для оценки состояния вегетативной нервной системы.

    Медицинские группы, их характеристика и правила определения.

Практические навыки :

    провести и оценить пробу Мартине-Кушелевского;

    провести пробу Руффье;

    провести и оценить пробы Штанге и Генчи;

    Провести и оценить пробы Серкина и Розенталя;

    провести глазо-сердечную пробу и оценить результаты.

    провести ортостатическую пробу и оценить результаты,

    провести клино-ортостатическую пробу. Задание на следующее занятие:

    Тесты с физической нагрузкой.

    Спортивная фармакология. Литература (основная ):

1.Епифанов В.А. Спортивная медицина. М., - ГЭОТАР-Медиа, 2006. Литература (дополнительная ):

    Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности.- М.: Советский спорт, 2006.

    Макарова Г.А. Спортивная медицина. М., Советский спорт, 2006.

Чем меньше величина этого индекса, тем лучше показатель крепости телосложения.

Если данный индекс = 10, то телосложение крепкое, от 10 до 20 – хорошее, от 21 до 25 – среднее, от 26 до 35 – слабое и более 36 – очень слабое.

М.В. Черноруцкий (1929) величины этого индекса использовал для определения типа конституции. Согласно его классификации у нормостеников индекс Пинье равен 10 – 30, астеников - больше 30, гиперстеников - меньше 10.

2. Оценка физического развития по методу сигмальных отклонений . Метод сигмальных отклонений является наиболее простым. В этом случае показатели физического развития индивидуума сравнивают со средними арифметическими соответствующих возрастно-половых групп, взятыми из таблицы стандартов. Данные обследуемого, как правило, в той или иной мере отличаются от средних показателей либо в сторону увеличения, либо в сторону уменьшения признака. Для суждения о степени их отличия эту разницу с соответствующим знаком (+ или –) делят на среднее квадратическое отклонение (σ), получая так называемое сигмальное отклонение. Так устанавливают, на какую долю сигмы или на сколько сигм индивидуальный показатель отличается от средней арифметической этого признака данной возрастно-половой группы. Последовательно определяют сигмальные отклонения для роста, веса, окружности груди. По величине сигмальных отклонений судят о степени физического развития.

Такая оценка проводится по формуле:

V – М / σ,

где V – варианта того или иного признака;

М – средняя арифметическая признака для данной возрастно-половой группы;

σ – среднее квадратическое отклонение.

Результаты оцениваются следующим образом: при среднем физическом развитии индивидуальные значения отличаются от возрастных стандартов (М) не более чем на одну сигму в ту или другую сторону.

В зависимости от размеров сигмальных отклонений выделяют 5 групп физического развития (табл. 6).

Таблица 6

Пример 1. Средний рост мальчиков 10-летнего возраста равен 137 см, среднее квадратическое отклонение – 5,2 см, тогда школьник этого возраста, имеющий рост 142 см, получит оценку роста в долях сигмы, равную

142 – 137 / 5,2 = 0,96,

т. е. рост школьника находится в пределах М + 1σ и оценивается как средний, нормальный рост.

Итоговые данные, получаемые по каждому признаку физического развития, в сигмальном выражении могут быть наглядно представлены в виде так называемого антропометрического профиля, который выполняется графически и показывает отличия телосложения данного человека от других лиц. Этот способ широко применяется при динамическом медицинском наблюдении за физическим развитием детей, спортсменов, военнослужащих и других групп населения.

Для построения профиля физического развития проводят на равном расстоянии друг от друга горизонтальные линии по числу оцениваемых признаков. Чаще всего используют 3 основных показателя: рост, вес, окружность груди. Посередине этих линий проводят среднюю вертикальную, соответствующую М данных показателей. По правую сторону от этой средней линии на равном расстоянии наносят границы отклонений в пределах +1σ, +2σ, +3σ, а по левую – соответственно – 1σ, – 2σ, – Зσ. По этим границам также проводят вертикальные линии.

Величину сигмальных отклонений каждого признака откладывают точкой на соответствующей горизонтальной линии. Затем последовательно соединяют эти точки. При оценке физического развития исходят из расположения профиля.

Кроме уровня физического развития, с помощью антропометрического профиля определяют пропорциональность развития. При пропорциональном развитии точки, обозначающие сигмальные отклонения отдельных признаков, лежат на одной вертикали или удалены друг от друга не более чем на 1 см.

Пример 2. Девочка 9 лет имеет рост 131 см, вес – 28,5 кг, окружность груди – 65,5 см.

Для определения уровня физического развития девочки по таблице стандартов находят среднюю арифметическую и среднее квадратическое отклонение роста, веса и окружности груди для девочек 9 лет. По этим данным строят таблицу расчета сигмальных отклонений (табл. 7).

Таблица 7

Таблица расчета сигмальных отклонений

По величине сигмальных отклонений основных признаков строят график – антропометрический профиль физического развития (см. выше).

Заключение: физическое развитие девочки оценивается как среднее и пропорциональное.

Недостатком метода оценки физического развития путем определения сигмальных отклонений и построения антропометрического профиля является то, что каждый признак физического развития оценивается изолированно, вне корреляционной связи с другими.

3. Оценка физического развития по шкале регрессии . Этот метод получил наибольшее распространение, так как дает возможность выделить лиц с гармоническим и дисгармоническим развитием.

Его преимущество заключается в том, что он позволяет дать комплексную оценку физического развития по совокупности признаков в их взаимосвязи, поскольку ни один из признаков, взятых каждый в отдельности, не может дать объективную и полную оценку физического развития.

Сущность метода оценки по шкале регрессии заключается в следующем: при наличии связи между двумя признаками наблюдается последовательное увеличение значений одного из признаков (например, веса) при соответствующем увеличении другого признака (например, роста) при прямой связи и аналогично последовательное уменьшение – при обратной.

Оценочные таблицы для комплексной оценки показателей физического развития в виде шкал регрессии составляют с помощью ряда параметров. К ним относятся:

1) коэффициент корреляции (р), выражающий величину связи между признаками;

2) коэффициент регрессии (R), показывающий величину изменения одного признака при изменении другого на единицу;

3) сигма регрессии, или частная сигма (σ R), которая служит для определения величины индивидуального отклонения признака, сопряженного с другим.

Метод шкал регрессии предусматривает распределение признаков физического развития на две категории: независимые (рост) и зависимые (вес и окружность грудной клетки). Таким образом, рост считается ведущим признаком физического развития и необходимым основанием для правильной оценки. При нормальном развитии ребенка увеличение роста сопровождается прибавкой массы тела и окружности грудной клетки.

Таблицы, составленные по шкале регрессии для каждой возрастно-половой группы, содержат характеристики пяти ростовых групп (средний, ниже среднего, выше среднего, низкий и высокий рост). Величины роста приводятся для каждой группы в целых числах с интервалом в 1 см.

В нормативную таблицу включаются теоретические значения зависимых признаков, вычисленные с учетом взаимосвязи между ростом и весом, ростом и окружностью грудной клетки по величине коэффициента регрессии. Так как определенному росту соответствует несколько значений веса или окружности грудной клетки, в таблице приводятся границы колеблемости зависимых признаков, установленные при помощи сигм регрессии (σ R).

В зависимости от соотношения между массой тела, окружностью грудной клетки и ростом физическое развитие считается гармоничным (нормальным), дисгармоничным и резко дисгармоничным.

Гармоничным считается физическое развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки соответствуют длине тела или отличаются от должных в пределах одной сигмы регрессии (σ R).

Дисгармоничным считается физическое развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки отстают от должных на 1,1 – 2σ R , а также более должных на ту же величину.

При оценке физического развития по шкале регрессии определяют, к какой группе роста относится обследуемый, после чего находят должный вес и окружность грудной клетки. В таблице шкал регрессии значения зависимых признаков представлены с границами колебаний в пределах ±1σ , что соответствует нормальному, гармоничному развитию. Поэтому в ряде случаев для проведения оценки физического развития достаточно простого сравнения. Оценка физического развития по шкалам регрессии проводится следующим образом: вычисляют разницу между данными обследования и должными величинами, выражая ее в сигмах регрессий (σ R), т. е. разницу делят на сигму регрессии.

Пример 3. Мальчик 8 лет (городской житель) имеет рост 129 см, вес – 30,1 кг, окружность груди – 65 см.

По оценочной таблице рост 129 см относится к группе средних величин роста, ему соответствует вес 28,2 кг. Вес мальчика выше стандартного на 1,9 кг (30,1 кг – 28,2 кг = 1,9 кг). Эту разницу нужно разделить на частную сигму σ R = 2,88 х (1,9 / 2,88) = 0,65 (σ).

Таким образом, вес мальчика выше стандартного на 0,65σ и находится в пределах средних величин.

Окружность грудной клетки – 65 см, выше стандартной на 2,2 см (65 см – 62,8 см = +2,2), в долях сигмы регрессии это равно 2,2 / 3,37 – 0,65σ , т. е. окружность груди также находится в средних пределах.

Следовательно, физическое развитие мальчика среднее, гармоничное.

То есть определить его с точностью до 10 граммов.

В Интернете можно найти немало калькуляторов идеальной массы тела, которые, к сожалению, не раскрывают формулы, по которой этот показатель высчитывают. Поэтому не вполне понятно, стоит ли им доверять. За разъяснениями по этому вопросу мы обратились к диетологу Валентине Дергачевой .

«Начиная с 40-х годов прошлого века, диетологами разработан не один десяток методов расчета идеального с точки зрения здоровья соотношения человеческих параметров, –рассказывает Валентина Георгиевна. – Взяв их на заметку, человек может точно узнать, до какого веса он может худеть без угрозы для самочувствия и здоровья. А возможно он и вовсе откажется от диет, поняв, что именно его показатели – идеальны».

Самый простой и приближенный к реальности, по мнению Дергачевой, метод предложил француз Поль Брок . Если ваш рост составляет 156-165, то формула такова: рост (см) –100. При росте 166-175 от роста отнимается 105. И соответственно при росте 176-185 отнимайте 110, при росте 186 и выше – 115.

Но, как отмечает диетолог, для определения более точного показателя нужно учесть еще и тип своего телосложения. Их всего три: тонкокостный, или астенический (худощавый); нормокостный (нормальный); гиперстенический (широкая кость) . Определить, какой из них ваш, можно двумя способами.

1. По объему (обхвату) запястья руки , той которой вы пишите и чаще всего делаете какую-либо работу.

«Для женщин показатели следующие: запястье менее 16 см – это астенический тип; от 16 до 18 см – нормостенический; гиперстенический тип – это более 18 см», - поясняет медик. Для мужчин другие цифры. Менее 17 см – худощавый тип; от 17,5 до 20 см – нормальный; более 20 см – ширококостный.

2. По индексу Пинье . Формула: ИП = L – (P+T), где L – рост (см), P – вес (кг), T – окружность грудной клетки (см). Например, ваш рост 168, вес 57, объем под грудью 76. Считаем: 169 – (57 + 76) = 36. Больше 30 – это худощавая конституция (наш случай), от 10 до 30 – это норма, меньше 10 – признак гиперстеников.

«Итак, когда вы определили тип своей конституции, нужно внести правку в ту цифру, которую вы высчитали по формуле Брока», - продолжает диетолог. Если вы относитесь к первому, астеническому, типу – то отнимите 10%. При гиперстеническом – столько же прибавьте. Если же ваше телосложение в норме, то корректировать результат по Броку не нужно.

Разберем на предыдущем примере. От роста 168 отнимаем 105, получается 63. Делаем «скидку» на астеническую конституцию тела 63 – 6,3 = 57,3.

«Это и есть идеальный вес по Броку, - резюмирует Валентина Георгиевна. – Но существует и другой метод, позволяющий оценивать то, насколько масса тела отличается от идеальной. Это индекс массы тела – ИМТ» .

Массу тела (кг) делят на рост (м), возведенный в квадрат. Обратите внимание, что рост измеряется именно в метрах. Так, у человека с массой тела 57 килограмм и ростом 1,68 метра ИМТ = 57 / 1,682. Получается 20,2.
Теперь анализируем результат. «Если бы получилось менее 19, то означало бы недостаточную массу тела, - объясняет Дергачева. – От 19 до 25 – это нормальный результат. От 26 до 30 – избыточный вес. 31-35 – умеренное ожирение. Выше 36 – это, уже серьезное ожирение».

Кстати, если вы твердо решили худеть, но не уверены, где проходит «грань разумного», то с помощью ИМТ можно вычислить и это. Для этого берете минимальный индекс из категории «нормы» – это 19 – и проделываете обратное действие. 19 = Х /1,682. Значит Х = 19х1,682. Выходит, что минимальная масса тела, которая не угрожает здоровью худощавой барышни ростом 168 см, это 53,6 кг .

«Разумеется, эти цифры – это, так сказать, популяризированный вариант, – уточняет диетолог. – Более точные, профессиональные методики расчета учитывают множество показателей: возраст, род занятий, процент содержания жира в организме и др. Но и рассмотренные нами вычисления, могут предостеречь от излишнего увлечения диетами и похудением».

Любовь Петрухина

Обозначения: Р – рост; m – масса тела; ОКГ – окружность грудной клетки

Интерпретация результатов:

Чем меньше величина этого индекса, тем лучше показатель крепости телосложения.

Если данный индекс равен от 0 до 10, то телосложение крепкое,

от 10 до 20 – хорошее,

от 21 до 25 – среднее,

от 26 до 35 – слабое и

более 36 – очень слабое.

М.В. Черноруцкий (1929) величины этого индекса использовал для определения типа конституции. Согласно его классификации у нормостеников индекс Пинье равен 10 – 30, астеников - больше 30, гиперстеников - меньше 10.

Практическая работа № 4

Определение осанки

Ход выполнения работы:

Для выполнения работы студенты делятся на группы по 2-3 человека. Желательна легкая спортивная форма.

Первая методика. Статист (студент) становится спиной к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы и пятки касались стены. Помощник просовывает кулак между поясницей и стеной, не нарушая при этом положение тела. Если это сделать ему не удаётся, он вместо кулака проводит ладонь.

Вывод: Осанка нормальная, если проходит ладонь и, она нарушена, если проходит кулак.

Вторая методика: комплексная оценка нарушений осанки человека и искривления позвоночника методом осмотра. При осмотре обратите внимание на уровень надплечий, положение лопаток, контуры талии, линию остистых отростков позвоночника. Для нормальной осанки характерны: прямое положение головы и позвоночника; симметричность надплечий и углов обеих лопаток, ягодичных складок; строго вертикальное положение остистых отростков позвонков; горизонтальный уровень подвздошных костей; физиологические изгибы позвоночника; одинаковая длина нижних конечностей.

Если осанка статиста имеет отклонения от нормы, то определите и охарактеризуйте вид нарушения.

Третья методика : определение сколиоза. Обследование статиста проводите в положении сидя, стоя. Для выявления возможных деформаций проведите цветную маркировку костных ориентиров: остистых отростков всех позвонков, нижних углов и верхних остей лопаток, гребней подвздошных костей, ключиц и яремной вырезки грудины.

В положении сидя определите отсутствие или наличие перекоса таза и боковое искривление позвоночника. В положении стоя оцените расположение остистых отростков. Чтобы определить наличие бокового отклонения позвоночника, прикрепите нить отвеса лейкопластырем к коже у верхушки остистого отростка 7 шейного позвонка. Если нить отвеса с линией остистых отростков позвонков образует угол, то имеется сколиоз. При наличии этой патологии одно плечо выше другого, лопатка на вогнутой стороне расположена ближе к остистым отросткам, чем на выпуклой. Расстояние до угла лопатки меньше на выпуклой стороне искривления, чем на вогнутой. В положении стоя определите длину обеих нижних конечностей, наличие контрактур тазобедренного, коленного и голеностопного суставов.

Четвертая методика : выявление структурного сколиоза: статист делает медленно наклон вперёд. Помощник изучает спину, глядя со стороны головы вдоль линии остистых отростков. В этом положении хорошо видно боковое искривление позвоночника, на соответствующей стороне спины чётко вырисовывается рёберный горб или мышечный валик.

Практическая работа № 5

Определение наличия или отсутствия плоскостопия

Первая методика: Педометрический метод Фридландера.

Измерьте длину стопы от конца пятки до конца более длинного пальца.

Измерьте высоту свода стопы: от пола до верхнего края ладьевидной кости.

Рассчитайте педометрический индекс по формуле:

Индекс в пределах 29 – 27 встречается у большинства людей.

Индекс от 27 до 25 указывает на плоскостопие.

Индекс ниже 25 указывает на резкое плоскостопие.

Артериальное давление

2) самочувствие

3) желание тренироваться

2. К субъективным показателям самоконтроля при занятиях физическими упражнениями относятся:

3) должная жизненная емкость легких

4) частота сердечных сокращений

3. Выберите положения, которые соответствуют содержанию самоконтроля при регулярных занятиях физическими упражнениями:

Соотнесение показателей самоконтроля с параметрами нагрузки

2) еженедельное обсуждение показателей самоконтроля с личным врачом

3) снятие показателей 3 раза в день: утром натощак, перед тренировкой, перед сном

4) регулярные физические тренировки

4. Для оценки фактической массы тела необходимо:

1) определить показатель «% от индекса Рюфье»

3) измерить кожно-жировую складку на бедрах

4) определить показатель «% от индекса Брокка»

5. Для выявления уровня развития мускулатуры измеряется сила мышц кисти, для этого используются прибор, который называется:

1) силомер

Динамометр

3) тонометр

4) эспандер

6. Для оценки уровня развития мускулатуры вычисляют индекс силы, который рассчитывается по формуле:

1) , где ОЗ – окружность запястья, ОПл – окружность плеча

2) , где КЖС кожно-жировая складка, пл – плеча, т – талии, б – бедра, МТ – масса тела

3) , где СМ – сила мышц кисти, МТ – масса тела

4) , где МТ – масса тела, СМ – сила мышц кисти

7. При измерении показателей соматического статуса у юноши, были зафиксированы следующие показатели: индекс Пинье – 35 ед., индекс силы – 29%, индекс Рорера – 10,2. Его тип телосложения характеризуется как:

1) мускульный

Астеничный

3) липидный (брюшной)

4) нормостеничный (грудной)

8. При измерении показателей соматического статуса у девушки, были зафиксированы следующие показатели: индекс Пинье – 23 ед., индекс силы – 48%, индекс Рорера – 12,2. Ее тип телосложения характеризуется как:

1) мускульный

2) астеничный

3) липидный (брюшной)

Нормостеничный (грудной)

9. При измерении показателей соматического статуса у девушки, были зафиксированы следующие показатели: индекс Пинье – 15 ед., индекс силы – 70%, индекс Рорера – 13,2. Ее тип телосложения характеризуется как:

Мускульный

2) астеничный

3) липидный (брюшной)

4) нормостеничный (грудной)

10. При измерении показателей соматического статуса у юноши, были зафиксированы следующие показатели: индекс Пинье – 5 ед., индекс силы – 81%, индекс Рорера – 13,9. Его тип телосложения характеризуется как:

1) астеничный

2) липидный (брюшной)

Мускульный

4) нормостеничный (грудной)

11. При измерении показателей соматического статуса у юноши, были зафиксированы следующие показатели: индекс Пинье – -10 ед., индекс силы – 25%, индекс Рорера – 15,9. Его тип телосложения характеризуется как:

1) астеничный

Липидный (брюшной)

3) мускульный

4) нормостеничный (грудной)

12. Для определения соматического статуса индивида необходимо знать как минимум два показателя:

3) длина тели и масса тела

индекс Пинье и индекс силы

13. Такие характеристики, как превышение масса тела, хорошо развитая мускулатура, широкая грудная клетка, соответствуют типу телосложения:

1) астеничный

2) липидный (брюшной)

Мускульный

4) нормостеничный (грудной)

14. Такие характеристики, как превышение масса тела, относительно слабо развитая мускулатура, широкая грудная клетка, соответствуют типу телосложения:

1) астеничный

Липидный (брюшной)

3) мускульный

4) нормостеничный (грудной)

15. Такие характеристики, как недостаток масса тела, относительно слабо развитая мускулатура, узкая грудная клетка, соответствуют типу телосложения:

Астеничный

2) липидный (брюшной)

3) мускульный

4) нормостеничный (грудной)

16. Такие характеристики, как недостаток масса тела, относительно хорошо развитая мускулатура, нормальная грудная клетка, соответствуют типу телосложения:

1) астеничный

2) липидный (брюшной)



Похожие статьи

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

  • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

    Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...

  • Кузнецов Виктор Васильевич

    При всей известности его острых и прочных ножей в России и за рубежом, часто можно услышать вопросы: когда и где появился на свет Виктор Кузнецов? Биография кузнеца проста и замысловата одновременно. Виктор Васильевич Кузнецов родился в...