Одушевленные и неодушевленные существительные. Конкурс «Кто в лесу живёт?». Мое настроение от урока
Приходилось вам слышать слова, которые ставились в несоответствующих падежах? Этим грешит суржик - смешанная речь из русских, украинских и еврейских слов. Происходит это из-за того, что правила склонения в разных языках отличаются.
Чтобы правильно выбрать падеж существительных, нужно знать, к какому виду они принадлежат.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Слова, неправильно употребляемые, режут слух. Для их грамотного использования существуют определенные правила, не такие уж и сложные. На Руси издревле по-разному изменяли по падежам живое и неживое. Когда язык систематизировали, определили, что бывают имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Причем самостоятельно не всегда удается определить, к какому виду относится то или иное слово. Покойник неживой, не имеет души, но слово это грамматически одушевленное. А вот растения живые - растут, дышат. Но неодушевленные. Почему?
Есть один аспект этого вопроса, который уходит корнями в мифологию. В древности люди придерживались других представлений о живом и неживом. Отсюда множество устоявшихся выражений, показывающих неодушевленность солнца (оно выглядывает, встает, садится, просыпается, в сказках у него спрашивают совета, и оно отвечает) и куклы (в играх она ест, спит, ходит, говорит, плачет). Ранее действительно считали их живыми и это отразилось в языковых формах. Слово "труп" же всегда считали неодушевленным, потому что под ним рассматривается лишь оболочка существа, личность же отсутствует. Как же идентифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные?
Правило
Поскольку живое и неживое отвечают на разные вопросы, хорошо воспользоваться этим способом. Потом осуществить проверку полученного результата. После можно уточнить наше исследование в соответствии с исключениями, которые лучше запомнить.
1. Итак, сначала стоит выяснить, кто или что перед нами. Так в большинстве случаев можно понять, к какому виду относится нужное нам слово.
2. В дальнейшем множественное число нужного слова ставят в винительный падеж (для простоты его можно обозначить ВП) и выясняют, с каким падежом оно совпадает. Если с именительным (ИП) - это неодушевленность.
- Игрушки.
- Кресла.
- Игры.
- Носы.
- Клички.
Если с родительным (РП) - одушевленность.
- Щенков.
- Птичек.
- Животных.
- Цыплят.
- Друзей.
Часто этого бывает достаточно, чтобы определить одушевленные и неодушевленные имена существительные. Правило имеет исключения.
Живые неодушевленные
Это куклы, мишки Тедди, собачки, зайчики, роботы и тому подобные. То есть те игрушки, с которыми производят действия, как с живыми. Сложившиеся формы слов будут выглядеть так:
- Кукол.
- Мишек.
- Зайчиков.
- Собачек.
- Роботов.
Некоторые обозначения в играх тоже считаются одушевленными. Это следует запомнить:
- Королей.
- Вальтов.
- Ферзей.
Люди, которые умерли или погибли, считаются одушевленными: самоубийца, усопший, преставившийся, погибший.
- Самоубийц.
- Усопших.
- Преставившихся.
- Погибших.
Есть много таких слов, но все они одушевленные. Когда же речь идет о бренной оболочке (труп, тело, падаль, туша) - это уже неживое.
Сказочные и нематериальные персонажи (ангелы, демоны, нимфы) тоже одушевленные. Наблюдается закономерность: если в представлении народа что-то является живым - в склонении такого слова ВП = РП.
Живые неодушевленные
Группу, какое-либо множество, совокупность людей, животных или причисляемых к живым существ принято считать неодушевленными. Это толпа, армия, народ, стадо, стая, сонм. Правильно говорить: "Вижу толпы, армии, народы, стада, стаи, сонмы".
Все растения и грибы - неодушевленные. Их издавна рассматривали как пищу, а не как часть живой природы. Интересно, что некоторые виды морепродуктов (лангусты, устрицы, омары) сначала появились в России как экзотические блюда. Поэтому в рецептах встречается их склонение по неодушевленному принципу: кальмары отварить и нарезать в форме лапши.
То, что не видно взглядом, считается неодушевленным.
Это микроорганизмы, вирусы, эмбрионы, дрожжи, бактерии. Хотя здесь тоже есть интересные исключения. Например, отношение к эмбриону меняется, когда он становится видимым - в пробирке.
Когда нельзя определить одушевленные и неодушевленные имена существительные
Примеры, показывающие невозможность отнесения слова к тому или иному делению:
- чинить автоматику,
- увидеть меч-рыбу.
Эти слова не склоняются по числам. При изменении по падежам у них находится своя форма окончаний. Поэтому они стоят вне одушевленности.
Прилагательные-помощники
По форме винительного падежа согласующихся прилагательных определяются одушевленные и неодушевленные имена существительные. Примеры:
- Увидели нового ученика - увидели новый стол.
- Погладили красивого щенка - погладили красивую блузку.
- Получили крупных телят - получили крупные неприятности.
Сначала стоит словосочетание, где винительный падеж равен родительному (ВП = РП), а потом - именительному (ИП).
Эти прилагательные облегчат определение одушевленных и неодушевленных имен существительных.
Собственные и нарицательные
Все собственные имена существительные потому и получили такое название, что являются единственными в своем роде. Обычно это имена, но могут быть и клички, и прозвища. Если находится им совпадение - это скорее нонсенс. Для таких случаев есть слово «тезка», к примеру. Даже если это кличка неживой игрушки - это все равно одушевленное. Есть и неодушевленные имена собственные. Это названия, данные какому-либо учреждению, произведению искусства или сочинению. Есть и географические наименования.
Нарицательные - от старославянского «нарицать» (называть) - это названия групп предметов или понятий.
Правильно изменять их по падежам поможет таблица.
Хорошо развиваются навыки при заполнении такой таблицы. Можно заполнить ее, ставя все слова в винительном падеже, хотя это и не обязательно. Можно просто разделить лист на четыре части и выписать предложенные слова по группам.
Еще лучше разобраться с этой темой помогут специальные упражнения.
Упражнения
Помогут закрепить навыки, как определить одушевленные и неодушевленные имена существительные, упражнения. Нужно подставить правильное слово, подобрать нужный падеж или проверить грамотность записанного словосочетания.
Упражнение 1
Подставьте правильные слова в следующих предложениях.
- Приходя в школу, ученики видят (учителя, директор, новые парты, плакатов, друзей, дежурный, старых дверей, школьных мелков).
- Для городского парка приобрели (певчих птиц, каруселей, скамеек, посетителей).
- Опаздывая на работу, пришлось догонять (троллейбуса, трамвая, знакомого таксиста).
Упражнение 2
Подберите нужный падеж в следующих предложениях.
- Мы пристроили (котята) и впридачу подарили (пакетики с кормом) для них.
- Выйдя на полянку, мы увидели (мальчики и корзины с грибами).
- В зоопарке служители кормят (птицы) и поливают (деревья).
Упражнение 3
Приведите примеры одушевленных и неодушевленных имен существительных, подходящих в следующих случаях:
- За столом сидит … и мечтает.
- Врачи сказали, что … уже не дышит.
- Наш … совсем раскрошился.
- Как ярко горит этот … сегодня.
- Старый … совсем развалился.
Урок
Чтобы учащиеся хорошо запомнили вышеприведенные правила, педагог может посвятить урок одушевленным и неодушевленным именам существительным. Хорошо использовать схему, обозначающую равенство падежей.
Одуш. | Неодуш. |
ВП = РП | ВП = ИП |
Напомнив, что проверяется множественное число, в качестве упражнения можно предложить назвать пять одушевленных и пять неодушевленных имен существительных, глядя на картинку. Подойдет фото щенка с игрушечным цыпленком в зубах.
Получающиеся словосочетания не всегда будут правильные, это естественно. Но особо смешные учитель может подчеркнуть. Такой метод «от противного» поможет запомнить неправильное употребление падежей.
Хорошо понять правило помогут примеры одушевленных и неодушевленных имен существительных, которые подставляют вместо пропущенных слов. Для этого упражнения заранее выписываются на листок предложения с пропущенными словами. На их место следует вставить одно из предложенных слов, записанных на доске. Учитель следит, чтобы перед учениками были разные варианты: на одной стороне доски одушевленные, на другой - нет.
Как один из вариантов может быть использован такой набор слов:
Текст, который подойдет для этого упражнения:
В выходной день стояла прекрасная погода. Ребята выбежали во двор. (?) кормили и наряжали своих (?). (?) не привлекали такие игры, они запускали (?) с горы. (?) и (?) радовали старые (?). «Где еще найдешь такие (?), - говорили они и не торопились звать своих (?) и (?) домой. А ребята уже взяли (?) и (?) и устроили шумные (?).
Такой урок ребятам очень понравится. Главное - хорошо подготовить наглядный материал и схемы. Успехов!
Имена существительные делятся на две большие группы: одушевленные и неодушевленные. В названиях этих сообществ имен существительных и кроется главное различие между словами, входящими в них. Познакомимся с основными моментами , связанными с этой темой (категориями, правилами, примерами).
Вконтакте
Одушевленные и неодушевленные предметы
Одушевленные предметы – это часть живой природы, то что живет, дышит, передвигается, растет, размножается и развивается и т.д. А неодушевленные – это объекты неживой природы, то есть антоним к предыдущему понятию.
Что такое одушевленные имена существительные и неодушевленные? Для того чтобы обозначить предметы, наделенные жизнью , используются имена существительные первого типа.
Они отвечают на вопрос «кто?» и обозначают те объекты, которые обладают ее признаками (дышат, питаются, размножаются, двигаются и т.д.). Например: ученик, Петя, мама, котенок и т.д.
Для обозначения предметов, которые принадлежат ко второй категории, то есть к тем, которые не обладают признаками жизни, используются неодушевленные имена существительные. Например: стол, диван, дорога, камень, кофта и т.д.
Обратите внимание! Имена существительные одушевленные отвечают на вопрос «кто?», а принадлежащие к категории неодушевленности – на вопрос «что?».
Категория одушевленности и неодушевленности существительных
Но, например, в процессе игры кукле приписываются свойства и качества ребенка или взрослого человека. В этом случае можно рассматривать куклу как одушевленное существо (Щелкунчик, Стойкий оловянный солдатик и т.д.). Поэтому для того, чтобы определить категорию одушевленности, следует опираться на контекст .
А «дерево»? С точки зрения биологии, дерево – это часть живой природы. Но дерево может означать и материал для строительства (древесина), а это неживая природа. Иногда в сказках дерево является персонажем, оно может думать, говорить, даже двигаться, то есть оно одушевляется. Чтобы правильно определить категорию, нужно внимательно прочитать текст.
А к какой категории отнести слово «стадо» ? Опираясь на данные, которые указаны выше, разберем данную задачу.
Стадо – этот общность, скопление живых организмов, является частью живой природы . Следовательно, это слово принадлежит к одушевл. именам сущ.
Еще одно слово, вызывающее затруднения при определении категории, – молодежь. Исходя из предыдущего пункта, можно сделать вывод, что и это слово относится к одушевленным.
Ведь под словом «молодежь» подразумевается группа молодых людей, молодое поколение и т.п.
Подведем итоги. Одушевл. имена сущ. – часть живой природы, а неодушевл. – наоборот. Слова, относящиеся к первой группе, отвечают на вопрос «кто?», а те, что ко второй – на вспомогательный вопрос «что?».
- одушевленные (группы живых существ и неодушевл., которым приписаны качества живых организмов );
- неодушевленные.
Для того чтобы верно определить группу, необходимо опираться на контекст. Стоит запомнить правило, которое поможет не допускать ошибок в склонении слов по падежам.
Виды имен существительных, изучаем русский язык
Одушевленные и неодушевленные имена существительные в русском языке
Письмовник
Грамматика
Изучать микробов или микробы? Одушевленность существительных
1. Что такое одушевленность существительных?
«Категория одушевленности-неодушевленности существительных является грамматическим выражением противопоставления живого и неживого, но понимаемого не в научном плане (в смысле живой и неживой природы, то есть органического и неорганического мира), а в плане бытовом, житейском».
(Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. 6-е изд., испр. М., 2008.)
2. Как выражается одушевленность?
«Во-первых, одушевленность-неодушевленность выражается окончаниями самого существительного:
1) одушевленные существительные имеют совпадающие окончания множественного числа винительного падежа и родительного падежа, а для существительных мужского рода это распространяется и на единственное число;
2) неодушевленные существительные имеют совпадающие окончания множественного числа винительного падежа и именительного падежа, а для существительных мужского рода это распространяется и на единственное число.
Одушевленность имеет и внесловное выражение: окончание согласуемого с существительным прилагательного или причастия в винительном падеже различается в зависимости от одушевленности или неодушевленности существительного, ср.: (вижу) нов-ых учеников , но нов-ые столы ».
(Литневская Е. И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006.)
3. Когда возникают колебания и варианты?
«Все колебания между грамматической одушевленностью и неодушевленностью (обнаруживающиеся в вариативном образовании винительного падежа) объясняются именно неоднозначностью в оценке объекта как живого или неживого.
Часть таких случаев относится к тем объектам, принадлежность которых к животным или растениям может показаться неочевидной: амебы, бактерии, бациллы, вибрионы, вирусы, инфузории, микробы и др. (изучать микробов и микробы ).
Второй типичный случай – название тех живых существ, которые мы склонны воспринимать в первую очередь как пищу: кальмары, креветки, мидии, омары, трепанги, устрицы и др. (поглощать устриц и устрицы ).
Еще один ясный случай – названия неживых предметов, имитирующих живые существа: змей (бумажный), кукла, марионетка, робот, сфинкс и др. (делать кукол и куклы )».
(Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. 6-е изд., исп. М., 2008.)
О дарах моря следует сказать отдельно. Такие слова, как кальмары, крабы, креветки, мидии, омары, устрицы, согласно большинству справочников, могут употребляться как неодушевленные и одушевленные существительные, если речь идет о пище, но только как одушевленные, если речь идет о живых существах. Однако в «Грамматическом словаре русского языка» А. А. Зализняка слова кальмар, краб, мидия, омар даны как одушевленные во всех значениях (рекомендации этого словаря мы воспроизводим ниже в ответах «Справочного бюро»).
Названия рыбных консервов шпроты, бычки, кильки, сардины (во мн. ч.) употребляются как неодушевленные существительные: открыть шпроты , съесть кильки , любить сардины .
ВОПРОСЫ ИЗ «СПРАВОЧНОГО БЮРО»
Анчоус
Как правильно: приготовить анчоус или приготовить анчоуса?
Ответ: Существительное анчоус в значении "пища" неодушевленное. Правильно: приготовить анчоус, засолить анчоусы. Однако о живом существе верно говорить: поймать анчоуса, разводить анчоусов.
Дочка
Будет ли правильной фраза наряду с Газпром решил поддержать своих дочек , если слово дочка употреблено в значении "дочернее предприятие"?
Ответ: Слово дочки в значении "дочерние предприятия" используется как неодушевленное существительное: Газпром решил поддержать свои дочки .
Зайчик
Как правильно: поймать солнечный зайчик или солнечного зайчика?
Ответ: Оба варианта верны. «Грамматический словарь русского языка» А. А. Зализняка указывает, что слово зайчик в значении "световое пятно" может употребляться и как одушевленное, и как
Зародыш
Является ли одушевленным слово зародыш ?
Ответ: Зародыш – неодушевленное существительное.
Змей
В школе было задание составить предложение из слов. Ребенок составил: Мальчик купил воздушного змея . Учительница исправила на Мальчик купил воздушный змей . Кто прав?
Ответ: Согласно словарям, слово змей во всех значениях Дети запустили воздушного змея.
Кальмар
Как правильно: варить кальмары или варить кальмаров?
Ответ: Кальмар – варить кальмаров.
Козел
Как правильно: забить козла или козел (об игре в домино), перепрыгнуть через козла или через козел ?
Ответ : Существительное козел может использоваться как одушевленное и как неодушевленное, в зависимости от значения. В знач. "животное", а также "карточная игра или игра в домино" это одушевленное существительное: кормить козла, забивать козла, играть в козла . В значении "спортивный снаряд" возможны варианты: перепрыгнуть через козел и перепрыгнуть через козла. См.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. 5-е изд., испр. М., 2008.
Краб
Как правильно: экспортировать крабов или крабы?
Ответ: Краб – существительное одушевленное. Правильно: экспортировать крабов.
Креветка
Как правильно: ел креветки или ел креветок?
Ответ: Существительное креветка является одушевленным, если речь идет о живой креветке (в аквариуме увидел крохотных коричневых креветок ). Если же речь идет о креветке как пище, возможны варианты: слово креветка в этом случае может склоняться и как одушевленное существительное (с удовольствием ел крохотных коричневых креветок ), и как неодушевленное существительное (с удовольствие ел крохотные коричневые креветки ).
Кукла
Как правильно: люблю куклы или люблю кукол?
Ответ: кукла в значении "игрушка" может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное. А вот кукла в значении "человек" (куклой можно назвать бездушного и пустого человека, а также человека, слепо действующего по воле другого) – только одушевленное.
Лицо
Как сказать: приглашаем заинтересованные лица или заинтересованных лиц?
Ответ: Слово лицо в значении "человек" – одушевленное существительное. Правильно: приглашаем всех заинтересованных лиц. Н. А. Еськова пишет: Существительное лицо в значении "человек" ведет себя как одушевленное, но в сочетании действующее лицо испытвает колебания между одушевленностью и неодушевленностью (ср. персонаж ).
Лосось
Как правильно: добывают лосося или добывают лосось?
Ответ: Лосось - одушевленное существительное. Правильно: добывают лосося.
Максим
Как правильно о пулемете: ленты вставлены в «максима» или в «максим»?
Ответ: Слво «максим» в значении "пулемет" склоняется как неодушевленное существительное. Это означает, что форма винительного падежа будет совпадать с формой падежа именительного. Поэтому верно: ленты вставлены в «максим» .
Мидия
Кого я ем: мидии или мидий ?
Ответ: Мидия – одушевленное существительное; ем мидий . См.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. 5-е изд., испр. М., 2008.
Микроб
Как сказать: изучаю микробы или изучаю микробов?
Ответ: Слово микроб может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное. Оба варианта верны.
Москвич
Как правильно, если речь об автомобилях: покушение на «москвичей» или покушение на «москвичи» ?
Ответ: Москвич в значении "автомобиль" – неодушевленное существительное: покушение на «москвичи».
Объект
Как правильно: или рассматривать патогенных биологических объектов ?
Ответ: Слово объект не является одушевленным. Правильно: рассматривать патогенные биологические объекты .
Оскар
Как правильно: фильм получил «Оскар» или фильм получил «Оскара»?
Как написать в сочинении: ввести комический персонаж или ввести комического персонажа?
Ответ: Возможны варианты. Вот что пишет Н. А. Еськова о слове персонаж: Слово персонаж одновременно называет человека и выражает некое литературоведческое понятие. Колебание изображает персонажа, персонажей и изображает персонаж, персонажи связано, очевидно, с тем, что именно пишущему (или говорящему) хочется подчеркнуть (Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. 6-е изд., испр. М., 2008).
Петрушка
Как написать: изготавливать петрушки или петрушек (о куклах)?
Ответ: Существительное петрушка употребляется как одушевленное в значении "кукла; театральный персонаж" (правильно: изготавливать петрушек ). В значениях "кукольный театр; нелепое дело" и "растение" петрушка – неодушевленное существительное.
Полицейский
Как правильно: проехать через лежачий полицейский или через лежачего полицейского (о дорожном препятствии)?
Ответ: Возможны оба варианта (ср.: козел как название спортивного снаряда также может употребляться как одушевленное и неодушевленное).
Привидение
Как лучше написать: верить в привидений или верить в привидения?
Ответ: Согласно «Грамматическому словарю русского языка» А. А. Зализняка привидение может быть одушевленным и неодушевленным.
Прототип
Как правильно: создал прототипы или создал прототипов?
Ответ: Прототип – неодушевленное существительное в знач. «первоначальный образец, прообраз чего-л.»: вижу прототип нового оружия. В знач. «лицо, послужившее автору оригиналом для создания литературного образа» прототип может употребляться как одушевленное существительное.
Робот
Как правильно: или использовать роботы для сварки кузова?
Ответ : Слово робот – одушевленное существительное. Правильно: использовать роботов для сварки кузова .
Снеговик
Как правильно: ребята вылепили снеговик или ребята вылепили снеговика?
Ответ: Снеговик – одушевленное существительное. Правильно: ребята вылепили снеговика.
Субъект
Как быть с субъектом? Вижу подозрительный субъект или вижу подозрительного субъекта?
Ответ: «Грамматический словарь русского языка» А. А. Зализняка указывает, что слово субъект (в философии, в праве) может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное. При употреблении в других значениях: субъект (в логике, в грамматике) – только неодушевленное, субъект (личность, человек) – только одушевленное.
Существо
Ответ: Согласно «Грамматическому словарю русского языка» А. А. Зализняка, слово существо в значении "нечто живое" может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное.
Талант
Как склоняется слово талант ? Как одушевленное или как недушевленное существительное?
Ответ: Талант – неодушевленное существительное (в т. ч. о человеке). Правильно: Он приехал, чтобы поддержать народные таланты.
Туз
Как правильно: вытащить туз или вытащить туза (в карточной игре)?
Ответ: Слово туз – одушевленное существительное в значениях "игральная карта" и "важное лицо". Правильно: вытащить туза, превратиться в финансового туза .
Тунец
Как правильно: нарезать тунец или нарезать тунца?
Ответ: Тунец – одушевленное существительное, правильно: нарезать тунца .
Улитка
Улитка – это одушевленное существительное?
Ответ: Да, даже в том случае, когда речь идет об улитках, употребляемых в пищу. Правильно: ем улиток .
Устрица
Как ведут себя устрицы ? Как одушевленные существительные или как неодушевленные?
Ответ: Существительное устрица является одушевленным, если речь идет о живой устрице (разводить устриц ). Если же речь идет об устрице как пище, возможны варианты: купить устрицы и купить устриц .
Эмбрион
Как правильно: вынашивает эмбрион или эмбриона?
Ответ: Эмбрион – неодушевленное существительное. Правильно: вынашивает эмбрион.
Использованная литература:
Бельчиков Ю. А. Практическая стилистика современного русского языка. 2-е изд., М., 2012.
Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Словарь грамматических вариантов русского языка. –3-е изд., стер. М., 2008.
Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. 5-е изд., испр. М., 2008.
Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. 6-е изд., испр. М., 2008.
Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1980.
Еще с начальной школы вы имеете представление о живой и неживой природе. Имена существительные также называют предметы живой и неживой природы. И делятся имена существительные на одушевленные и неодушевленные. Но не всё так просто. Вас ждёт много интересных лингвистических открытий, когда вы будете учиться отличать одушевленные имена существительные от неодушевленных.
Все нарицательные имена существительные в русском языке делятся на два разряда: одушевлённые и неодушевлённые. Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос «кто?», а неодушевленные - на вопрос «что?»
Например, «кто?» - мальчик, собака, птица ; «что?» - книга, камень, земля .
1. Категория одушевленности - неодушевленности - категория грамматическая
Кажется, что всё просто: категория одушевленности - неодушевленности основана на различении живого и неживого. Однако в русском языке нередки случаи, когда грамматика противоречит здравому смыслу. Достаточно вспомнить синонимы труп и мертвец .
Имя существительное «труп» является неодушевлённым, а имя существительное «мертвец» - одушевлённым. Отличие обнаруживается только в форме В.п. ед.ч.: вижу мертвеца - вижу труп , ср.: вижу слона - вижу стул .
У одушевленных существительных совпадают формы множественного числа В.п. и Р.п. (а у существительных м.р. 2-го склонения и формы В.п. и Р.п. единственного числа), а у неодушевленных - нет. У неодушевленных существительных совпадают формы И.п. и В.п. множественного числа.
Вижу (кого?) слонов, нет (кого?) слонов; вижу (кого?) мышей, нет (кого?) мышей.
Вижу (что?) книги, нет (чего?) книг; вижу (что?) дома ́, нет (чего?) домов.
К одушевлённым существительным относятся названия людей, животных, насекомых и т. д., то есть живых существ. К неодушевлённым существительным - названия предметов, явлений действительности, не причисляемых к живым существам.
2. Следует обратить внимание
Обратите внимание:
- названия шахматных и карточных фигур и имена существительные «мертвец», «покойник», а также названия кукол (петрушка, марионетка ) и само слово «кукла» - одушевлённые имена существительные;
- а слова, которые называют совокупность живых существ: войско, народ, толпа, стая, студенчество, человечество и т. п. - это имена существительные неодушевлённые.
В основном к одушевлённым существительным относятся имена существительные мужского и женского рода. Одушевлённых существительных среднего рода в русском языке немного. Сюда относятся несколько имен существительных с суффиксом -ище (чудовище, страшилище ), отдельные существительные (образовавшиеся от прилагательных или причастий): млекопитающее, насекомое, животное и
существительные дитя, лицо (в значении «человек»).
3. Типичные ошибки
Ошибки в употреблении категории одушевленности - неодушевленности существительных можно разделить на две группы:
Первая - употребление неодушевленных существительных в качестве одушевленных, например: Все смотрели на него как на призрака . Проверим по формуле «В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.»: (вижу) призраки - (нет) призраков. Окончания не совпадают, следовательно, существительное призрак - неодушевленное, поэтому предложение, согласно грамматическим нормам русского языка, должно выглядеть так: Все смотрели на него как на призрак.
Вторая - употребление одушевленных существительных в качестве неодушевленных. Например: Когда он нес ценные бумаги, ему в провожатые давали два человека. Правильно: Когда он нес ценные бумаги, ему в провожатые давали двух человек.
Запомните: в конструкциях с составными числительными, оканчивающимися на два, три, четыре, В.п. числительного сохраняет форму Им.п., независимо от категории одушевленности. Например: Водителю необходимо было доставить двадцать три спортсмена.
Список литературы
- Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
- Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
- Terver.ru ().
- Hi-edu.ru ().
Домашнее задание
Упражнение 1.
Выпишите слова в 2 колонки - одушевленные существительные и неодушевленные существительные:
Существо, дворник, чудовище, олово, журналистика, молодёжь, насекомое, двигатель, уголь, труп, теплота, упрямство, студент, рябчик, гриб, кукла, разносчик, мошкара, пехотинец, дух, Сахалин, детвора, отряд, сталь, уголёк, бедность, колпак, пехота, мелюзга, генерал, стадо, консервы, стол, личинка, алюминий, змея, волокита, ворона, лиса, человечество, родня, боярин, Каракумы, конь, молодняк, гений, молодость, колокольчик, молоко, птенец, шёлк, чучело, горошина, щупальце, горох, товарищ, варка, нефть, посуда, цемент, беднота, родственник, сахар, чай, мёд, чайник, дрожжи, чаинка, табун, белизна, жалость, упрямец, герой, мебель, сияние, восторг, героизм, бег, журналист, ходьба, жемчуг, генералитет, жемчужина, свежесть, вороньё.
Упражнение №2
Прочитайте сказку Л. Успенского:
По реке плывет плот. На берегу сидит неподвижно толстый ленивый Кот. Плот спрашивает у Кота:
Ты живой?
А чем докажешь?
Двигаюсь.
Я плыву, а ты сидишь.
Захочу — буду шевелиться.
Я — великий плот, живой, а коты — неодушевленные. Ты вещь, а я существую.
Кот подумал и говорит:
Я тебе грамматически точно докажу, кто есть кто, а что есть что. Я тебя винительным падежом убью. Твой именительный не устоит против моего винительного.
Помогите коту, докажите, что он прав. Используя элементы сочинения-рассуждения, допишите сказку.
218. Прочитай имена существительные в столбиках. Существительные первого столбика называются одушевленные, второго - неодушевленные. Как ты думаешь почему? Подумай над значением однокоренных слов: душа, дух, душевные (переживания).
Сформулируй основной вопрос урока. Сравни с авторским вариантом.
Существительные 1-го столбика отвечают на вопрос кто? И называются одушевленными, т.к. обозначают живых, разумных существ, способных перемещаться.
Существительные 2-го столбика отвечают на вопрос что? И называются неодушевленными, т.к. обозначают неживые предметы и явления, не способные перемещаться.
Слова дух, душа, душевный характеризуют сознание, внутренний мир человека.
Основной вопрос урока: в чем различие одушевленных и неодушевленных имен существительных.
219. Прочитай. Запиши в одну группу одушевленные имена существительные, в другую - неодушевленные. Как ты будешь их различать? Сформулируй вывод.
Какое слово ты не записал? Почему?
Кто? : поэт, машинист, чтец, математик, учитель, ученик.
Что? : поэзия, машина, чтение, математика, учебник, учение, учеба.
Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто ? И обозначают живых существ.
Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос что ? И обозначают неживые предметы, вещи, явления, процессы, занятия.
Слово учусь не является существительным, так как обозначает действие и отвечает на вопрос что делаю ?
220. Понаблюдай за вопросами и изменением одушевленных и неодушевленных имен существительных. Какие отличия ты заметил?
Неодушевленные имена существительные в винительном падеже отвечают на вопрос что ?, одушевленные кого ? При склонении существительных по падежам они изменят окончания. Окончания одушевленных и неодушевленных имен существительных совпадают во всех падежах, кроме винительного.
221. Продолжи запись и составь тематические группы имен существительных. В каких книгах можно встретить эти слова? А где можно уточнить, что означают эти слова?
По ходу записи обозначай орфограммы в словах. Какие имена существительные ты записал - одушевленные или неодушевленные?
Слова из 1-го и 2-го столбиков можно встретить в учебнике «Природоведение», «Мир вокруг нас», энциклопедиях и справочниках растений, «Красной книге» и других книгах о природе. Слова 3-го столбика можно найти в технической литературе, энциклопедиях и справочниках. Значение всех слов можно найти в словарях, например, в толковом словаре.
Все записанные иена существительные - неодушевленные.
222. Составь и запиши тематические группы имен существительных. По ходу записи обозначай орфограммы в словах.
Сколько слов ты записал в каждую группу? Можно ли продолжить этот список? Почему? В каких еще тематических группах имен существительных количество слов ограничено? Одушевленные или неодушевленные имена существительные ты записал?
В 1-ом и во 2-ом столбиках количество слов ограничено, т.к. перечислены все соответствующие имеющиеся названия. 3-й столбик можно продолжить. Имеются другие тематические группы, в которых количество слов ограничено. Например: названия времени суток, названия месяцев в году, названия материков и океанов Земли.
Все записанные имена существительные - неодушевленные.
223. Прочитай. Обрати внимание на выделенные слова. Произнеси их. Что ты заметил? Одинаковые или разные явления природы названы этими словами? Уточни по словарю.
Являются ли однокоренными слова изморозь и изморось? Докажи. Подбери и запиши однокоренные слова к каждому из них. Обозначь в словах знакомые орфограммы. Среди однокоренных слов найди имена существительные. Какие они - одушевленные или неодушевленные?
При произношении слова изморозь и изморось фонетически звучат одинаково.
Изморось и изморозь - это различные явления природы.
Изморозь - вид инея, замерзшие капельки воды на поверхности предметов. Однокоренные слова: (что?) изморозь - (что?) мороз (какой?) замороженный, (что делает?) морозит.
Изморось - мелкие капельки воды, висящие в воздухе.
Однокоренные слова: (что?) изморось - (что делает?) моросит, (что?) морось, (какой?) моросящий.
Все однокоренные имена существительные (изморозь - мороз), (изморось - морось) - неодушевленные.
224. Прочитай веселые стихотворения. Они построены на игре слов. Каких?
Чем похожи руль машины и баранка? А стрелки лука и стрелки охотника? Спиши. Обозначь орфограммы. Укажи одушевленные и неодушевленные имена существительные.
В русском языке часто разные предметы называются одним и тем же словом. Как ты думаешь почему?
Стихотворения построены на игре слов: баранка - руль автомобиля и стрелки лука - стрелки охотника.
Руль машины и баранка похожи по форме - они круглые, поэтому водители называют руль баранкой. Стрелки лука и стрелы охотника похожи по форме - они острые и длинные.
Одушевленные имена существительные - (кто?) шофер, (кто?) чудак.
Неодушевленные имена существительные - (что?) баранка, (что?) солнце, (что?) стрелки, (что?) тарелки.
Разные предметы в русском языке называют одним и тем же словом из-за схожести формы или признака действия предмета.
225. Прочитай стихотворение. О каких перьях в нем идет речь? На чем основана игра слов? Прочитай словарную статью о слове перо. Чем интересно это слово? Сколько у него значений?
Назови одушевленные и неодушевленные имена существительные. Найди и выпиши имена существительные с орфограммами-буквами согласных в конце и в середине слова, с разделительным ь. обозначь эти орфограммы.
В стихотворении идет речь о зеленых листьях лука, которые растут из луковицы в разные стороны, как перья из хвоста птицы, например, у курицы. Игра слов основана на похожести листьев лука и перьев птицы.
Слово перо имеет множественные значения: накожное образование у птиц; инструмент для письма; плавник у рыбы; листья у луковых растений и чеснока.
Неодушевленные имена существительные: огород, пером, перьев (перо) , грядках (грядка), лук, лука, ошибка.
Одушевленные имена существительные: курицах (курица).
Имена существительные с орфограммами буквами согласных в конце и в середине слова: огород - огородах, грядках - грядочка, ошибка -ошибочка, лук - луковый.
Существительное с разделительным ь.: перьев.
Грядки [грʼйатки] - 2 слога: гряд-ки, 1-ый слог ударный, ударная гласная я.
Г - [г] - согласный, твердый парный, звонкий парный, звук.
Р - [рʼ] - согласный, мягкий парный, звонкий непарный, сонорный звук.
Я - [йʼ] - согласный, мягкий, звонкий непарный звук
[а] - гласный, ударный звук.
Д - [т] - согласный, твердый парный, глухой парный звук
И - [и] - гласный, безударный звук6 букв, 7 звуков
Ошибка [ашипка] - 3 слога, о-шиб-ка, 2 слог ударный, ударная гласная и.
О - [а] - гласный, безударный звук.
Ш - [ш] - согласный, твердый парный, глухой парный звук
И - [ы] - гласный, ударный звук.
Б - [п] - согласный, твердый парный, глухой парный звук.
К - [к] - согласный, твердый парный, глухой парный звук
А - [а] - гласный, безударный звук.6 букв, 6 звуков.
226. Расскажи все что ты знаешь о слове перо. Тебе поможет план:
1. что означает это слово (его значение или значения)
2. состав слова.
3. признаки слова как части речи.
4. звукобуквенный анализ.
5. есть ли в слове орфограммы.
Перо - роговое образование на коже птиц (полый стерженек с пушистыми отростками по бокам); орудие для письма чернилами; плавник рыбы; зеленый лист лука, чеснока.
Имя существительное перо - отвечает на вопрос (что?) и обозначает неодушевленный предмет.
Пе-ро [пиро]. В слове 2 слога, второй - ударный, ударная гласная о.
П - [пʼ] - согласный, мягкий парный, парный глухой звук.
Е - [и] - гласный, безударный звук
Р - [р] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный звук.
О - [о] - гласный, ударный звук.4 буквы, 4 звука.
Перо - перья. Безударный гласный в корне слова, проверяется ударением.
227. Прочитай. Какое слово часто повторяется в стихотворении? Как ты думаешь оправдан этот повтор или нет? Почему?
Прочитай словарные статьи о слове ключ в толковом словаре. Как ты думаешь, почему о слове ключ - две статьи, а о слове класс - одна?
В стихотворении повторяется слово ключ. Этот повтор оправдан и уместно применен, т.к. слово ключ имеет несколько значений. Ключ от дома и ключ воды из-под земли. Ключ - бьющийся из земли источник, родник. Ключ - металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка; приспособление для отвинчивания или завинчивания гаек, откупоривания, завода чего-нибудь; знак в начале нотной строки; то, что служит для разгадки, понимания чего-либо и др.
Две статьи о слове ключ , потому что в них описываются разные по значению предметы. Это слова - омонимы.
Слово класс многозначное, поэтому о нем одна статья в словаре.
228. Расскажи все, что ты знаешь о слове ключ, по плану. План рассказа дан в упражнении 226.
1. значение смотри в предыдущем упражнении.
2. ключ (корень полностью все слово)
3. имя существительное ключ - отвечает на вопрос (что?) и обозначает неодушевленный предмет.
4. состоит из 1 слога. Ключ [клʼучʼ], ударная гласная - ю.
К - [к] - согласный твердый парный звук, глухой парный звук
Л - [лʼ] - согласный твердый парный звук, звонкий непарный, сонорный звук.
Ю - [у] - гласный ударный
Ч - [чʼ] - согласный мягкий непарный, глухой непарный звук
4 буквы, 4 звука.5. ключ. Мягкий знак на конце не ставится (м.р, ед.ч). проверочное слово - ключи.
Из каких ноготков не получится букет? (ноготки - другое название растения календула. Не получится букет из ногтей человека - ноготков младенца)
Какой лук не едят? (нельзя сесть лук - оружие, из которого стреляют)
Какой кистью не раскрасишь картину? (например - кистью рябины или кисточкой на конце хвоста льва)
Каким ключом не откроешь двери? (ключом, бьющим из-под земли, родником)
Похожие статьи
-
Пирог «Шарлотка» с сушеными яблоками Пирожки с сушеными яблоками
Пирог с сушёными яблоками был очень популярен в деревнях. Готовили его обычно в конце зимы и весной, когда убранные на хранение свежие яблоки уже кончались. Пирог с сушёными яблоками очень демократичен - в начинку к яблокам можно...
-
Этногенез и этническая история русских
Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...
-
Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)
В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...
-
Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта
Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...
-
Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии
Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...
-
Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком
Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...