Основные этапы сестринского процесса. Сестринский процесс. Описание. Этапы Вопросы для самоподготовки

13. Понятие о сестринском процессе, его цель и пути достижения

В настоящее время сестринский процесс является сердцевиной сестринского образования и создает теоретическую научную базу сестринской помощи в России.

Сестринский процесс – это научный метод сестринской практики, систематический путь определения ситуации, в которой находятся пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем в целях выполнение плана ухода, приемлемого для обеих сторон.

Сестринский процесс является одним из основных и неотъемлемых понятий современных моделей сестринского дела.

Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма.

Достижение цели сестринского процесса осуществляется путем решения следующих задач:

1) создания базы информационных данных о пациенте;

2) определения потребностей пациента в сестринском уходе;

3) обозначения приоритетов в сестринском обслуживании, их первоочередности;

4) составления плана ухода, мобилизации необходимых ресурсов и реализации плана, т. е. оказания сестринской помощи прямо и косвенно;

5) оценки эффективности процесса ухода за пациентом и достижения цели ухода.

Сестринский процесс несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения индивидуализировать и систематизировать уход. Конкретно он подразумевает использование научных методов определения медико-санитарных потребностей пациента, семьи или общества, и на этой основе отбор тех из них, которые могут быть наиболее эффективно удовлетворены посредством сестринского ухода.

Сестринский процесс – динамичный, цикличный процесс. Информация, полученная при оценке результатов ухода, должна лечь в основу необходимых изменений, последующих вмешательств, действий медицинской сестры.

14. Этапы сестринского процесса, их взаимосвязь и содержание каждого этапа

I этап – сестринское обследование или оценка ситуации для определения потребностей пациента и необходимых для сестринского ухода ресурсов.

II этап – сестринское диагностирование, определение проблем пациента или сестринских диагнозов. Сестринский диагноз – это состояние здоровья пациента (нынешнее и потенциальное), установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны медсестры.

III этап – планирование необходимой помощи пациенту.

Под планированием надо понимать процесс формирования целей (т. е. желаемых результатов ухода) и сестринских вмешательств, необходимых для достижения этих целей.

IV этап – реализация (осуществление плана сестринского вмешательства (ухода)).

V этап – оценка результатов (итоговая оценка сестринского ухода). Оценка эффективности предоставленного ухода и его коррекция в случае необходимости.

Документация сестринского процесса осуществляется в сестринской карте наблюдения за состоянием здоровья пациента, составной частью которой является план сестринского ухода.

15. Принципы ведения документации

1) четкость в выборе слов и в самих записях;

2) краткое и недвусмысленное изложение информации;

3) охват всей основной информации;

4) использование только общепринятых сокращений.

Каждой записи должны предшествовать дата и время, а в конце записи стоять подпись сестры, составляющей отчет.

1. Описывайте проблемы пациента его собственными словами. Это поможет вам обсуждать с ним вопросы ухода, а ему лучше понять план ухода.

2. Называйте целями то, чего хотите добиться вместе с пациентом. Умейте сформулировать цели, например: у пациента будут отсутствовать (или уменьшатся) неприятные симптомы (укажите, какие), далее укажите срок, за который, по вашему мнению, произойдет изменение в состоянии здоровья.

3. Составляйте индивидуальные планы ухода за пациентом, опираясь на стандартные планы ухода. Это сократит время написания плана и определит научный подход к сестринскому планированию.

4. Храните план ухода в удобном для вас, пациента и всех, кто участвует в сестринском процессе месте, и тогда любой член бригады (смены) сможет им воспользоваться.

5. Отмечайте срок (дату, срок, минуты) реализации плана, укажите, что помощь была оказана в соответствии с планом (не дублируйте записи, экономьте время). Поставьте подпись в конкретном разделе плана и внесите туда дополнительную информацию, которая не была запланирована, но потребовалась. Проведите коррекцию плана.

6. Привлекайте пациента к ведению записей, связанных с самопомощью или, например, с учетом водного баланса суточного диуреза.

7. Обучите всех участвующих в уходе (родственников, вспомогательный персонал) выполнять определенные элементы ухода и регистрировать их.

Период внедрения сестринского процесса достаточно долгий, поэтому могут возникнуть следующие проблемы, связанные с документацией:

1) невозможность отказа от старых методов ведения документации;

2) дублирование документации;

3) план ухода не должен отвлекать от главного – "оказания помощи". Чтобы этого не было, важно рассматривать документацию как естественное развитие непрерывности помощи;

4) документация отражает идеологию своих разработчиков и зависит от модели сестринского дела, поэтому может изменяться.

16. Методы сестринских вмешательств

Сестринская помощь планируется на основе нарушения удовлетворения потребностей пациента, а не на основе медицинского диагноза, т. е. заболевания.

Методы сестринских вмешательств могут являться и способами удовлетворения потребностей.

Предлагается использовать следующие методы:

1) оказание доврачебной помощи;

2) выполнение врачебных назначений;

3) создание комфортных условий для пациента с целью удовлетворения его основных потребностей;

4) оказание психологической поддержки и помощи пациенту и его семье;

5) выполнение технических манипуляций, процедур;

6) осуществление мероприятий по профилактике осложнений и укреплению здоровья;

7) организация обучения проведения бесед и консультирования пациента и членов его семьи. Планирование необходимого ухода осуществляется на основании классификатора сестринских действий согласно МКСП (международному классификатору сестринской практики).

Различают три типа сестринских вмешательств:

1) зависимые;

2) независимые;

1) получите четкое представление о пациенте до начала планирования ухода;

2) попытайтесь определить, что нормально для пациента, как он видит свое нормальное состояние здоровья и какую помощь может себе оказать сам;

3) определите неудовлетворенные потребности пациента в уходе;

4) установите эффективное общение с пациентом и привлеките его к сотрудничеству;

5) обсудите с пациентом потребности в уходе и ожидаемые результаты в уходе;

6) определите степень независимости пациента в уходе (независим, частично зависим, полностью зависим, с помощью кого);


Целью пятого этапа является оценка реакции пациента на сестринский уход, анализ качества оказанной помощи, оценка полученных результатов и подведение итогов.

Источниками и критериями оценки сестринского ухода служат следующие факторы:

§ оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода;

§ оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства, на медперсонал, лечение, удовлетворенности фактом пребывания в стационаре, пожеланий;

§ оценка эффективности влияния сестринской помощи на состояние пациента; активный поиск и оценка новых проблем пациента.

Оценка осуществляется сестрой непрерывно, с определённой периодичностью, которая зависит от состояния пациента и характе­ра проблемы.

Например, оценка в отношении одного пациента будет производиться вначале и в конце смены, а в отношении другого - каждый час.

Аспекты оценки:

§ Достижение целей по проблемам пациента.

§ Появление новых проблем, требующих внимания сестры.

Пятый этап наиболее сложен, поскольку требует от медицин­ской сестры умения мыслить аналитически: сестра сравнивает имеющиеся результаты с желаемыми, пользуясь оценочными кри­териями . В качестве оценочных критериев могут быть использованы слова и(или) поведение пациента, данные объективного ис­следования, информация от окружения пациента.

Например , при обезвоживании в качестве оценочного критерия может выступать водный баланс, а при выяснении уровня боли соответствующие цифровые шкалы.

Если проблема решена, сестра должна обоснованно удостове­рить это в сестринской истории болезни.

Если цели не удалось достигнуть, следует выяснить причины неудачи и внести необходимую корректировку в план сестринской помощи. В поисках ошибки необходимо ещё раз поэтапно проана­лизировать все действия сестры.

Например, небрежно собрав информацию о пациенте на пер­вом этапе и приступив к его обучению по самовведению инсулина, сестра неожиданно выяснила, что пациент страдает дефектом зре­ния и не видит деления на шприце, а значит, не может контролиро­вать дозу инсулина. Сестра должна внести коррекцию: посовето­вать пациенту приобрести инсулиновую шприц-ручку, шприц с на­кладной лупой или обучить этому близких.

При необходимости план сестринских мероприятий пересматривается, прерывается или изменяется. Когда намеченные цели не достигаются, то оценка дает возможность увидеть факторы, мешающие их достижению. Если конечный результат сестринского процесса приводит в неудаче, то сестринский процесс повторяется последовательно для нахождения ошибки и изменения плана сестринских вмешательств.

Систематический процесс оценки требует от медсестры навыка мыслить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми. Если поставленные цели достигнуты, проблема решена, то медицинская сестра удостоверяет это, сделав соответствующую запись в сестринской истории болезни, расписывается и проставляет дату.

Пример №1. У пациента 65-ти лет, отмечается непроизвольное выделение мочи по каплям, эпизодически порцией без позыва на мочеиспускание. Он вдовец, живет со своим сыном и невесткой в 2-х комнатной квартире со всеми удобствами. У него один внук 15 лет, который горячо любит деда. Пациент обеспокоен возвращением домой, потому что не знает, как семья отреагирует на его проблему. Сын и внук ежедневно навещают отца, но он отказывается встретиться с ними, целыми днями лежит, отвернувшись к стене, плохо спит.

У пациента страдает удовлетворение потребностей: ВЫДЕЛЯТЬ, БЫТЬ ЗДОРОВЫМ, БЫТЬ ЧИСТЫМ, ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ, ОБЩАТЬСЯ, РАБОТАТЬ. В связи с этим можно выделить проблемы:

1) недержание мочи;

2) тревога о своем состоянии;

3) нарушение сна;

4) отказ от встреч с близкими людьми;

5) высокий риск нарушения целостности кожных покровов и появления опрелости в паховой области.

ПРИОРИТЕТНАЯ ПРОБЛЕМА ПАЦИЕНТА: недержание мочи. Исходя из нее, медсестра ставит цели в работе с больным.

Краткосрочные цели:

а) к концу недели пациент осознает, что при соответствующем лечении это тягостное явление уменьшится или пройдет,

6) к концу недели пациент осознает, что при соответствующей организации ухода это явление не будет создавать дискомфорта для окружающих.

Долгосрочные цели: пациент будет психологически подготовлен к жизни в семье к моменту выписки.

1. Медсестра обеспечит изоляцию пациента (отдельная палата, ширма).

2. Медсестра будет беседовать с пациентом о его проблеме ежедневно по 5-10 минут.

3. Медсестра даст совет пациенту не ограничивать количество потребляемой жидкости.

4. Медсестра обеспечит постоянное пользование мужским мочепри-емником ночью и съемным мочеприемником в дневное время.

5. Медсестра обеспечит ежедневное обеззараживание мочеприемника и обработку его раствором перманганата калия, 1% раствором хлористоводородной кислоты или 0,5% осветленным раствором хлорной извести для уничтожения аммиачного запаха.

6. Медсестра будет следить за гигиеной постели: матрац будет обтянут клеенкой, постельное и нательное белье будет меняться после каждого случая мочеиспускания в кровать.

7. Медсестра обеспечит гигиену кожи паховой области (подмывания и обработка вазелином или детским кремом не реже трех раз в день).

8. Медсестра обеспечит проветривание помещения не реже 4-х раз в день по 20 минут и использование дезодораторов.

9. Медсестра обеспечит влажную уборку палаты не реже 2-х раз в сутки.

10. Медсестра будет наблюдать за цветом, прозрачностью и запахом мочи.

11. Медсестра обучит родственников пациента особенностям домашнего ухода.

12. Медсестра обеспечит достаточно времени для обсуждения проблем пациента ежедневно, акцентируя его внимание на современных средствах ухода при недержании (съемные мочеприемники, впитывающие трусы и пеленки с дезодорирующим эффектом, средства для профилактики опрелостей). Сестра ознакомит пациента с литературой по этому вопросу.

13. Медсестра проведет беседу с родственниками о необходимости психологической поддержки пациента.

14. Медсестра будет поощрять проявление внимания семьи пациента по отношению к нему без личного контакта несколько дней (передачи, записки, цветы, сувениры).

15. Медсестра будет поощрять родственников навещать его и проинформирует их о должном поведении.

16. Медсестра обеспечит прием седативных препаратов и транквилизаторов, по назначению врача.

17. Медсестра обеспечит знакомство с пациентом, страдающим недержанием мочи и адаптированным к своему состоянию.

Вопросы для самоподготовки

1. Сущность третьего этапа сестринского процесса.

2. Перечислите основные компоненты цели.

3. Перечислите требования к постановке целей:

4. Расскажите, как правильно составить план сестринских вмешательств.

5. Сущность четвертого этапа сестринского процесса.

6. Перечислите и охарактеризуйте категории сестринского вмешательства:

§ независимое,

§ зависимое,

§ взаимозависимое.

7. Сущность пятого этапа сестринского процесса.

8. Перечислите источники и критерии оценки сестринского ухода.

Литература

Основные источники:

Учебники

1. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

2. Мухина С. А. , Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2008.

3. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2002. – (Медицина для вас).

4. Основы сестринского дела: введение в предмет, сестринский процесс. ∕Составитель С.Е. Хвощёва. – М.: ГОУ ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, 2001.

5. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

Дополнительные источники:

6. Сестринский процесс: Учеб. пособие: Пер. с англ. ∕Под общ. ред. Проф. Г.М. Перфильевой. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.

7. Шпирина А.И., Коноплёва Е.Л., Евстафьева О.Н. Сестринский процесс, универсальные потребности человека в здоровье и болезни ∕Уч. Пособие для преподавателей и студентов. М.; ВУНМЦ 2002.

Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания. Заболевания органов дыхания в структуре детской заболеваемости составляют более 60 %.
Сестринский процесс при острой пневмонии
Информация о заболевании. Пневмония это острое воспаление легочной ткани.
Этиология: инфекционная — пневмококки, стафилококки, вирусы, микоплазма. Чаше всего наблюдается смешанная — вирусно-бактериальная этиология. В 60-80 % случаев «домашних» пневмоний возбудителем является пневмококк.
Предрасполагающие факторы: перинатальная патология, врожденные пороки сердца, гиповитаминозы; хронические очаги инфекции ЛОР-органов, повторные ОРВИ, рецидивирующий бронхит, активное и пассивное курение. В развитии пневмонии большое значение имеет состояние реактивности организма ребенка.
Инфекция проникает воздушно-капельным путем, а затем бронхогенно распространяется по дыхательным путям, задерживается в бронхиолах и альвеолах, вызывая местное воспаление, инфильтрацию и заполнение альвеол экссудатом. Основными механизмами патологического процесса являются развитие интоксикации (воздействие бактерий и их токсинов) и дыхательная недостаточность, так как в результате нарушения внешнего дыхания легкие не способны обеспечивать нормальный газообмен.
Клинические проявления, продолжительность течения, характер осложнений зависят от типа пневмонии и возраста ребенка.
Типы острых пневмоний :
Очаговая — наиболее частая у детей раннего возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани размерами не менее 1 см.
Огагово-сливная — наблюдается у детей разного возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани в нескольких сегментах или во всей доле легкого.
Сегментарная — возникает у детей разного возраста; воспаление захватывает один или несколько сегментов легких, иногда с вовлечением плевры.
Долевая (крупозная) — пневмококковая, наблюдается у детей старшего возраста; воспаление захватывает целую долю легких. Течение этой пневмонии тяжелое с выраженными симптомами интоксикации и дыхательной недостаточности.
Интерстициальная — редкая форма пневмонии, вызывается микоплазмой или пневмоцистами; воспаление захватывает межальвеолярную соединительную (интерстициальную) ткань легких; характеризуется быстрым развитием дыхательной недостаточности.
Детей дошкольного и школьного возраста при неосложненной пневмонии можно лечить амбулаторно в условиях «стационар на дому».
Показания к госпитализации: дети первого полугодия жизни; дети, независимо от возраста, с тяжелым и осложненным течением заболевания; при отсутствии эффекта от лечения в амбулаторных условиях; при отсутствии условий для лечения на дому; дети из социально-неблагополучных семей.
Принципы лечения: постельный режим на весь лихорадочный период; питание полноценное, по возрасту; медикаментозная терапия: антибиотики, муколитические препараты, инфузионная терапия. Физиотерапевтическое лечение. ЛФК, массаж.

Этапы сестринского процесса при острой пневмонии:

1 этап. Сбор информации

— Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: гипертермия с ознобом при крупозной пневмонии; снижение аппетита, слабость, недомогание; кашель сухой или влажный, появление ржавой мокроты при крупозной пневмонии; боль в грудной клетке, одышка.
История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела.
— Объективные методы обследования:
Осмотр: самочувствие ребенка нарушено, вялый, лихорадка; кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника; дыхание стонущее, одышка (40 в минуту у детей старше 2 лет, 60 в минуту у детей до 2 лет), участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры с втяжением межреберных промежутков, тахикардия. При перкуссии - укорочение легочного звука; при аускультации - ослабленное дыхание, наличие влажных хрипов.
Результаты методов диагностики (из амбулаторной карты или Истории болезни): общий анализ крови: нейтрофильный лейкоцитоз и увеличение СОЭ; рентгенография легких - наличие инфильтрации очаговой, сегментарной, полисегментарной или занимающей часть или всю долю.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

У пациента с пневмонией нарушаются потребности: поддерживать температуру тела, поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.
Существующие проблемы, обусловленные интоксикацией: повышение температуры тела, недомогание, слабость, головная боль, снижение аппетита.
Существующие проблемы. обусловленные развитием дыхательной недостаточности: одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры, тахикардия.
Потенциальные проблемы: острая дыхательная недостаточность; острая сердечно-сосудистой недостаточность: затяжное и хроническое течение.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре

Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить развитие осложнений.
План сестринского ухода за пациентом в условиях лечения «стационар на дому». Медицинская сестра обеспечивает:
Организацию постельного режима на весь период лихорадки, до улучшения самочувствия и общего состояния.
Организацию питания: молочно-растительную диету. При отсутствии аппетита — суточный объем пищи уменьшить на1/2 или 1/3 восполняя обильным питьем жидкости.
В соответствии с назначениями врача: антибактериальную терапию, прием отхаркивающих и мокроторазжижающих средств, симптоматическую терапию, домашнюю физиотерапию.
Независимые вмешательства:
— активное посещение больного ребенка до полного выздоровления:
— наблюдение за реакцией ребенка на лечение;
— динамическое наблюдение и оценка общего состояния ребенка: положение в постели, самочувствие, цвет кожных покровов и слизистых, аппетит, наличие и характер кашля, температура тела, частота, глубина и ритм дыхания;
— обучение ребенка и родителей «технике кашля», вибрационного массажа для эвакуации мокроты, созданию дренажного положения, проведению домашней физиотерапии — горчичники, горчичное обертывание, ингаляции;
— консультирование ребенка и его родителей относительно его здоровья;
— проведение санитарно-просветительных бесед о заболевании, профилактике осложнений.
Сестринский процесс при острой пневмонии
План ухода
1. Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением лечебно-охранительного режима
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о заболевании и профилактике осложнений; объяснить пациенту и/или родителям о необходимости соблюдения режима; приподнять головной конец кровати: проведение постурального дренажа 2-3 раза в день; рекомендовать матери грудного ребенка чаще брать его на руки и менять положение в кроватке.
Мотивация:
Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей. Создание режима щажения, обеспечение максимальных условий комфорта. Облегчение дыхания. Эвакуация мокроты
2. Обеспечивать организацию и контроль над питанием
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Проведение беседы с пациентом/родителями о питании; Рекомендовать родителям приносить продукты с большим содержанием углеводов, фрукты, овощи; не кормить ребенка насильно, при отказе от пищи недостающий суточный объем восполнять питьем жидкости
Мотивация:
Удовлетворение, физиологических, потребностей
3. Организация досуга
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры и др.
Мотивация:
Создание условий для соблюдения режима
4. Создание комфортных условий в палате
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате
Мотивация:
Улучшение дыхания. Удовлетворение физиологических потребностей во сне
5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий и приеме пищи
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены; Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье
Мотивация:
Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий. Потребность быть чистым
6. Выполнять назначения врача
Реализация ухода:
Зависимые вмешательства: Введение антибиотиков, обеспечение приема лекарственных препаратов: проведение инфузионной терапии Независимые вмешательства: Объяснить пациенту и/или родителям про необходимость введения антибиотиков, прием других лекарственных препаратов; провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах терапии; сопровождать на физиотерапевтические процедуры
Мотивация:
Этиотропное лечение. Профилактика осложнений. Раннее выявление побочных эффектов. Дезинтоксикация
7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, регистрация характера кашля; измерение температуры тела утром и вечером; ЧД. ЧСС. При ухудшении общего состояния срочно сообщить врачу
Мотивация:
Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка, пациент выписывается под наблюдение участкового педиатра. Пациент и его родители должны знать об особенностях режима, питания, физической нагрузки, которые должен соблюдать ребенок после заболевания, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.

5 этапов сестринского процесса при пневмонии

В своей работе медицинская сестра руководствуется положением о лечебно-профилактическом учреждении, отделении, должностной инструкцией, настоящим положением, законодательными и нормативными документами Российской Федерации по вопросам здоровья населения, а также распоряжениями и указаниями вышестоящих органов и должностных лиц.

Основной задачей медицинской сестры является оказание квалифицированной сестринской помощи пациенту и его семье, включая профилактику заболеваний, уход и неотложную доврачебную медицинскую помощь в период болезни и реабилитации.

Уход за больными является неотъемлемой частью лечебного процесса. Своевременное распознавание болезней, правильное лечение и хороший уход обеспечивают выздоровление больного. В своей работе медицинская сестра обязана выполнять предписания и указания врачей, под руководством которых она работает.

В своей повседневной работе медицинская сестра имеет следующие обязанности:

при поступлении больного в отделение проверяет качество санитарной обработки больного, показывает поступившему больному его палату и койку, а при необходимости участвует в перекладывании его с носилок на койку или сопровождает его до кровати;

знакомит поступивших больных с правилами внутреннего распорядка и режимом отделения, проводит контроль за их соблюдением;

следит за санитарным состоянием в палатах, регулярностью их проветривания (в 7-8 ч, 14-15 ч, 21 — 22 ч) и температурой воздуха (не ниже 18-200С);

контролирует выполнение больными правил личной гигиены и регулярность смены постельного и нательного белья;

измеряет температуру тела у больных и заносит данные измерения в температурный лист; производит подсчет частоты пульса и дыхания, суточного количества мочи и мокроты; проводит антропометрию больного;

участвует в обходе врача, информирует его о состоянии больных и выполнении ими режима;

фиксирует указания врача в листах назначений и строго их выполняет (раздает лекарства, выполняет инъекции, ставит банки, горчичники, клизмы, пиявки и т. п.);

собирает биологический материал для отправки в лабораторию (мочу, мокроту, кал и т. д.);

готовит больных к различным исследованиям и транспортирует их в диагностические кабинеты;

следит за соблюдением лечебного питания больных, проводит контроль за продуктами;

следит за исправным содержанием медицинского оборудования и мебели;

ведет постовую медицинскую документацию: составляет порционное требование, делает выборку врачебных назначений из истории болезни, оформляет требование на лекарственные препараты, составляет сводку о

состоянии больных, заполняет листок учета коечного фонда, журнал учета лекарственных препаратов списка А и Б, журнал назначений и передачи дежурств;

в экстренных случаях оказывает доврачебную неотложную помощь;

проводит санитарно-просветительную работу среди больных.

Сестринский процесс состоит из пяти основных этапов.

1. Сестринское обследование включает в себя сбор информации о состоянии здоровья пациента, который может носить субъективный и объективный характер.

Субъективный метод подразумевает изучение физиологических, психологических, социальных данных о пациенте; релевантных данных об окружающей среде. В качестве источника информации служит беседа с пациентом, проведение обследования, изучение ранее зафиксированных данных медицинской документации, беседа с врачом, родственниками пациента.

Объективный метод включает в себя проведение физического обследования пациента, сюда входят оценка и описание различных параметров (внешний вид, состояние сознания, положение в постели, степень зависимости от внешних факторов, окраска и влажность кожных покровов и слизистых оболочек, наличие отека). Проводят также измерение роста пациента, определение массы его тела, измерение температуры, подсчет и оценка числа дыхательных движений, пульса, измерение и оценка артериального давления.

Проведение обследования подразумевает составление документации о полученной информации и создание сестринской истории болезни, которая является юридическим протоколом — документом самостоятельной профессиональной деятельности медицинской сестры.

2. Установление проблем пациента. Среди проблем пациента выделяют существующие и потенциальные. К существующим проблемам относятся те проблемы, которые беспокоят пациента в настоящее время.

Потенциальными же являются те, которых еще нет, но могут возникнуть с течением времени. Задача сестры максимально определить факторы, способствующие или вызывающие развитие этих проблем, выявляет также сильные стороны пациента, которые он может противопоставить проблемам.

Для пациента характерно наличие нескольких проблем, то задача сестры определить систему приоритетов — первичных и вторичных. Первичные приоритеты — это те, которые в первую очередь могут оказать пагубное влияние на больного.

Второй этап завершается установлением врачебного диагноза. Врачебный диагноз концентрируется на распознавании патологических состояний, а сестринский — основывается на описании реакций пациентов на проблемы, связанные со здоровьем.

3. Определение целей сестринского ухода и планирование сестринской деятельности. План сестринского ухода включает оперативные и тактические цели, которые направлены на достижение определенных результатов долгосрочного или краткосрочного характера.

При формулировке целей, необходимо принимать во внимание действия (исполнение), критерии (дата, время, расстояние, ожидаемый результат) и условия (с помощью чего и кого). После того как определены цели и задачи по уходу, действия сестры направлены на составление письменного руководства по уходу, в котором подробно перечисляются специальные действия медицинской сестры по уходу, записываемые в сестринскую историю болезни.

4. Реализация планируемых действий. Этот этап включает меры, которые принимает медицинская сестра для профилактики заболеваний, обследования, лечения, реабилитации пациентов.

Зависимое сестринское вмешательство осуществляется на основании предписаний врача и под его наблюдением.

Независимое сестринское вмешательство предусматривает действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требования со стороны врача. Например, обучение пациента гигиеническим навыкам, организация досуга пациента и др.

Взаимозависимое сестринское вмешательство предусматривает совместную деятельность сестры с врачом, а также с другими специалистами.

При всех типах взаимодействия ответственность сестры исключительно велика.

5. Оценка эффективности сестринского ухода. Этот этап основан на исследовании динамических реакций пациентов на вмешательства сестры. Источниками и критериями оценки сестринского ухода служат следующие факторы: оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства; оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода; оценка эффективности влияния сестринской помощи на состояние пациента; активный поиск и оценка новых проблем пациента.

Таким образом, мы выяснили, что пневмония, или воспаление легких, — это острый воспалительный процесс, в который вовлекаются все элементы легочной ткани. И главное — поражаются самые маленькие частицы лёгкого — альвеолы (пузырьки), которые отвечают за газообмен. В основном встречаются бактериальные пневмонии, вызываемые пневмо-, стафило-, стрептококками и другими бактериями, но в период эпидемии гриппа развиваются и гриппозные пневмонии. Это серьезное испытание не только для больных, но и для медицинского персонала, успешный выход из которого определяется своевременностью диагностики начала заболевания, адекватным лечением и внимательным уходом, и заботой за пациентом. Поэтому правильный, профессиональный и своевременно организованный сестринский процесс необходим для предотвращения осложнений и во многом определяет благополучный прогноз.

Сестринский процесс при пневмонии

Роль среднего медицинского персонала в медицинской деятельности очень важна. Несмотря на уровень образования, получаемого врачами, ни один доктор не в силах справиться с работой без медицинской сестры. Вопреки кажущейся простоте и незамысловатости, работа в такой должности подразумевает не только слепое подчинение указаниям врача, но и собственный медицинский анализ. Каждая патология или, по крайней мере, каждая группа патологий подразумевает многоэтапную работу, начиная с беседы с больным и сестринского диагноза и заканчивая общением с врачом и предложениями по корректировке лечения. В настоящей статье речь пойдет о такой теме, как сестринский процесс при пневмонии: зачем он нужен, какие этапы в себя включает и как правильно должен осуществляться.

Сестринский процесс при пневмонии

Пневмония – что это?

Пневмония – это воспалительный процесс, спровоцированный различными инфекционными агентами, характеризующийся наличием определенных патогенетических – альвеолярной экссудации, клинических и рентгенологических признаков.

Основные симптомы пневмонии

Этиология, т. е. причина развития заболевания – это атака инфекционных агентов. По своей биологической природе это могут быть разные микроорганизмы:

  • бактерии (пневмококк, гемофильная палочка, микоплазма, эшерихия коли, стрепто-, стафилококк и др.);
  • вирусные частицы (вирус простого герпеса, аденовирус);
  • грибки .

Важно помнить, что пневмония – это не заразное заболевание . Некоторые микроорганизмы есть в теле абсолютно здорового человека. Основное патогенетическое звено – это инфекционное воспаление на фоне сниженного иммунитета. Когда в дыхательных путях по той или иной причине страдает местный иммунитет, местная защита, микробы активно размножаются и могут вызвать заболевание.

Микроорганизмы попадают в дыхательные пути различными способами – с током крови или лимфы, с воздухом. В альвеолах (это «пузырьки», конечные отделы легких, в которых происходит газообмен) развивается воспалительный процесс, который, проникая через тонкую альвеолярную мембрану, распространяется и на другие легочные отделы. В связи с «работой» микробов в альвеолах, образуется воспалительная жидкость (экссудат), которая не дает происходить полноценному газообмену.

Заболевание поражает альвеолы

Группы риска

Наиболее подвержены пневмонии следующие категории граждан:

  • дети;
  • пожилые люди;
  • люди, инфицированные ВИЧ (у этой категории возникают особые виды пневмонии, вызываемые такими бактериями, которые абсолютно безвредны для здоровых людей);
  • люди, имеющие в анамнезе хронически протекающий бронхит;
  • больные хронической сердечной недостаточностью;
  • больные тяжелыми хронически протекающими заболеваниями (онкология, аутоиммунная патология);
  • ослабшие люди, вынужденные длительный срок соблюдать постельный режим;
  • послеоперационные больные;
  • длительно курящие люди, страдающие хроническими обструктивными болезнями легких (ХОБЛ).

Пожилые люди находятся в группе риска

Клинические проявления

Существуют разные формы данного заболевания, однако основные симптомы у всех схожию

    Кашель . Обычно он непродуктивный, лающий, мучающий человека, приступообразный, не прекращающийся даже ночью. На второй-третий день болезни начинает отходить небольшое количество вязкой, густой, желто-зеленой мокроты, иногда с прожилками крови.

Кашель при пневмонии

Боль в груди - еще один из симптомов

Обратите внимание! Чем тяжелее пневмония, тем, соответственно, больше симптомов. Могут присоединяться тахикардия (увеличение частоты сердечных сокращений), спутанность сознания, понижение артериального давления, признаки недостаточности других органов.

Главный диагностический признак – наличие рентгенологических симптомов, без них диагноз не может считаться верифицированным даже при «полном наборе» клинических проявлений.

Классификация пневмонии

Воспаление легких – это заболевание, у которого много разных классификаций. Заболевание подразделяется по виду возбудителя, локализации (односторонняя, двусторонняя) и распространению (долевая, сегментарная, тотальная, прикорневая), форме (по патологоанатомическому и патофизиологическому принципу).

Самая важная классификация – это пневмония внебольничная и нозокомиальная, больничная. Разница в том, что первый вариант заболевания развивается не позднее 48 часов после поступления человека в больницу или вне лечебно-профилактического учреждения. Во втором же случае заболевание проявляет симптомы после 48 часов пребывания человека в стационаре. Второй вид пневмонии гораздо опаснее и сложнее, чем первый. Почему?

Таблица. Чем внебольничная пневмония отличается от внутрибольничной.

Еще классифицируется эта патология по степени тяжести – легкая, средней тяжести и тяжелая. Этот критерий определяет, необходима ли пациенту госпитализация. Так, легкая степень заболевания не подразумевает госпитализации, допустимо амбулаторное лечение. Однако и в этой ситуации есть особые случаи, касающиеся:

  • детей;
  • пенсионеров;
  • полиморбидных пациентов (с большим количеством заболеваний);
  • людей, которые не в состоянии за собой ухаживать и за которыми некому осуществлять уход;
  • членов семей с маленькими детьми;
  • социально неадаптированных граждан, у которых нет возможности приобрести необходимые медикаменты для лечения.

Полиморбидный больной на современном этапе – явление весьма распространённое

Обратите внимание! Всех их помещают в стационар и при легкой форме пневмонии.

Обязательно госпитализируют людей с признаками тяжелого течения заболевания:

  • сатурация меньше 95;
  • артериальное давление ниже 100/60 мм.рт.ст;
  • частота сердечных сокращений выше 100;
  • частота дыхательных движений больше 20;
  • отсутствие ответа на терапию (температура не снижается) в течение 3 дней.

Цели сестринского ухода

Пристальное наблюдение медицинской сестры за больным пневмонией необходимо, причем как в случае внебольничной пневмонии, так и при нозокомиальной (особенно). Почему?

  1. Доктора не находятся в отделении круглосуточно, кроме того, имеют много «бумажной» работы и не могут осуществлять постоянный контроль за состоянием пациента даже в отделении реанимации и интенсивной терапии.
  2. У больного пневмонией в любое время может произойти ухудшение состояния – усиление одышки, падение артериального давления.
  3. При этом заболевании, особенно при внутрибольничной его форме, при отсутствии должных действий со стороны пациента и медицинского персонала могут развиться серьезные осложнения, вплоть до дыхательной недостаточности и летального исхода.
  4. Большинство препаратов, особенно в первые дни лечения, вводятся внутривенно.

Внутривенное введение лекарственных средств

В связи с этим, цели сестринского процесса заключаются в следующем:

  • осуществлять контроль за жизненными показателями пациента (уровень сатурации, артериальное давление и частота сердечных сокращений, частота дыхательных движений, температура, общее состояние);
  • вводить все необходимые медикаменты, назначенные врачом;
  • производить сестринский осмотр, выявлять проблемы пациента (боль, плохой сон, антибиотико-ассоциированная диарея и др.) и сообщать о них врачу;
  • не допустить развития осложнений;
  • очень важен последовательный и комплексный подход к сестринскому процессу. Стоит рассмотреть каждый этап в отдельности.

Особенности сестринского процесса

Этапы сестринского процесса

С момента поступления пациента в стационар до его выписки оттуда медицинская сестра становится основным человеком, осуществляющим уход. Ее работа начинается с первого появления пациента в стационаре.

I этап. Знакомство

На данном этапе медсестра должна представиться пациенту, если он в сознании, объяснить, как устроено отделение, где находится туалет, санитарная комната и столовая, ординаторская, комната среднего медицинского персонала, как экстренно позвать на помощь. Показать больному его палату.

На начальном этапе больной и сестра знакомятся друг с другом

После того как пациент разместился в палате, необходимо принести ему на подпись информированное согласие на медицинское вмешательство, объяснив, что оно в себя включает, для чего нужно и какие обязательства накладывает на пациента и медицинский персонал. Затем медсестра должна заполнить все необходимые документы на посту.

После «бумажных» процедур осуществляется беседа с больным. Собираются жалобы, анамнез (история) заболевания и жизни. Важные пункты:

  • есть ли у пациента сопутствующие хронические заболевания, особенно это касается туберкулеза, гепатитов В и С, сифилиса, ВИЧ-инфекции, туберкулеза (даже пролеченных);
  • принимает ли пациент какую-либо терапию;
  • есть ли у него с собой свои таблетки от давления/проблем со стулом/сахарного диабета и т. д;
  • есть ли у человека аллергия на лекарства или другие раздражители – пищу, бытовые аллергены;
  • имеет ли больной вредные привычки;
  • переливалась ли когда-либо больному кровь;
  • есть ли у человека проблемы со сном, со стулом, как он переносит боль, боится ли вида крови;
  • беспокоит ли пациента головная боль, слабость, есть ли светочувствительность или светобоязнь.

Сбор сведений о состоянии пациента

Обратите внимание! В процессе беседы медсестра должна уловить не только субъективные детали (то, что рассказывает пациент), но и объективные моменты – легко ли идет на контакт, как относится к своему заболеванию, страдает ли он от него не только физически, но и морально.

В конце беседы медицинская сестра должна выставить сестринский диагноз. Он включает в себя основное заболевание, наличие сопутствующих, а также перечисление превалирующих синдромов. Например, он может звучать так: нижнедолевая пневмония справа, осложненная плевритом; синдром головной боли. Высокая нервная возбудимость, склонность к ипохондрии. Аллергия на антибиотики пенициллинового ряда.

Аллергия на коже

II этап. Составление плана коррекции проблем

Медицинская сестра на основе собранной информации должна подготовить план коррекции выявленных проблем. Например, при выраженной одышке необходимо наладить ингаляцию кислорода и проверять сатурацию крови каждый час. При головной боли следует подобрать обезболивающий препарат. При наличии значительной интоксикации с высокой температурой необходимо вливать большое количество физиологического раствора с низкими дозами мочегонных препаратов. После составления плана необходимо утвердить его у лечащего врача.

III этап. Выполнение плана. Наблюдение

После того как предполагаемые действия будут согласованы с врачом, необходимо приступать к их выполнению. Важно внимательно выполнять все предписания врача касаемо медикаментов, осуществлять внутривенные и внутримышечные инъекции антибиотиков, приносить таблетки и следить за реакцией пациента на препараты. В случае развития побочных эффектов, непереносимости лекарства или развития аллергической реакции на него медицинская сестра обязана срочно сообщить об этом лечащему врачу.

Кроме того, в обязанности среднего медицинского персонала входит постоянный контроль за жизненно важными показателями и уведомление врача об их изменениях.

Наблюдение за состоянием больного

Еще одна зона ответственности – условия содержания. Необходимо контролировать следующее.

  1. Температуру воздуха в комнате . Оптимальные условия – 23-24°С. Не должно быть слишком жарко и душно, чтобы патогенные микроорганизмы не накапливались и не размножались в воздухе, но и холода допускать нельзя, поскольку это может вызвать ухудшение состояния больного и развитие других инфекционных заболеваний.
  2. Чистота в палате . Безусловно, гигиенические мероприятия в отделении – это сфера ответственности санитарок. Однако медицинские сестры должны контролировать обстановку в палате, отсутствие пыли на подоконниках, кроватях и тумбочках, чистоту полов. Важно контролировать содержимое холодильников и тумбочек.
  3. Положение больного . Пациента с пневмонией необходимо переворачивать, если его состояние тяжелое, или следить, чтобы он переворачивался сам, поскольку длительный застой в легких ведет к усложнению отхождения мокроты, что, в свою очередь, провоцирует еще большее размножение микроорганизмов.
  4. Медицинские «атрибуты» . При наличии постоянного венозного доступа (катетера) важно следить за его чистотой, вовремя менять. Также должны быть чистыми назальный зонд для подачи кислорода, ингаляторы (маски небулайзеров).

Пациент должен помнить о необходимости физической активности

IV этап. Контроль за результатами лечения

Разумеется, лучший показатель успешности лечения – это улучшение состояния больного. Правильно собранные жалобы, как активные, так и пассивные, помогут врачу вовремя скорректировать терапию, если это необходимо, и адекватно оценить прогресс. Наблюдается следующая тенденция: пациенты с большей охотой сообщают о своих проблемах медицинской сестре, чем врачу, видя в последнем холодного и отстраненного специалиста, а в первой – друга, помощника, иногда собеседника и сочувствующего человека (сказывается количество времени, проведенного персоналом с больным). Поэтому о запорах или диарее (что часто случается в связи с приемом антибиотиков), сохраняющейся одышке, слабости или боли в груди пациенты зачастую сообщают только медицинской сестре.

Пациенты больше доверяют медсестре, чем лечащему врачу

Помощь и уход медицинского персонала за больным пневмонией значительно ускоряет выздоровление, позволяет не только выполнять терапевтические, лечебные мероприятия в полном объеме, но корректировать состояние путем дополнительных методов – дыхательной гимнастики, подобающих условий пребывания и питания больного. Кроме того, наличие должного ухода повышает больным (особенно пожилым и одиноким) настроение, вселяют «боевой дух», и пациенты с пневмонией быстрее идут на поправку.

Целью пятого этапа является оценка реакции пациента на сестринский уход, анализ качества оказанной помощи, оценка полученных результатов и подведение итогов.

Источниками и критериями оценки сестринского ухода служат следующие факторы:

Ø оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода;

Ø оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства, на медперсонал, лечение, удовлетворенности фактом пребывания в стационаре, пожеланий;

Ø оценка эффективности влияния сестринской помощи на состояние пациента; активный поиск и оценка новых проблем пациента.

При необходимости план сестринских мероприятий пересматривается, прерывается или изменяется. Когда намеченные цели не достигаются, то оценка дает возможность увидеть факторы, мешающие их достижению. Если конечный результат сестринского процесса приводит в неудаче, то сестринский процесс повторяется последовательно для нахождения ошибки и изменения плана сестринских вмешательств.

Систематический процесс оценки требует от медсестры навыка мыслить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми. Если поставленные цели достигнуты, проблема решена, то медицинская сестра удостоверяет это, сделав соответствующую запись в сестринской истории болезни, расписывается и проставляет дату.

Цель пятого этапа сестринского процесса - определить, в какой степени достигнуты поставленные цели.

На этом этапе медсестра:

Ø определяет достижение цели;

Ø сравнивает с ожидаемым результатом;

Ø формулирует выводы;

Ø делает соответствующую отметку в документах (сестринской истории болезни) об эффективности плана ухода.

Новое состояние пациента может быть:

Ø лучше прежнего состояния;

Ø без изменений;

Ø хуже прежнего состояния.

Если цели не достигнуты медсестре необходимо:

Ø выявить причину – поиск допущенных ошибок;

Ø изменить саму цель – сделать ее более реалистичной;

Ø пересмотреть сроки достижения цели;

Ø ввести необходимые коррективы в план сестринской помощи.


ПОТРЕБНОСТИ ПАЦИЕНТА

Потребность - это физиологический или психологический дефицит, который человек испытывает на протяжении всей своей жизни и должен его постоянно восполнять для гармоничного роста и развития. Причем очень важно, что делать это он должен самостоятельно, только тогда он будет испытывать состояние полного комфорта. При нарушении удовлет­ворения хотя бы одной из потребностей развивается состояние диском­форта. Например, в процессе своей жизни человек постоянно испытывает дефицит в пище и должен его восполнять путем удовлетворения потреб­ности ЕСТЬ. Тяжелобольной пациент не может самостоятельно питаться, что приводит его в состояние дискомфорта. Даже если мы его накормим, дискомфорт сохранится, так как утеряна самостоятельность в удовлетво­рении данной потребности.

Медсестра в силу своих знаний и умений способна определить не болезнь пациента а определить нарушение в удовлетворении потребностей и создать условия, чтобы эти потребности удовлетворить.

Для этого медсестра должна собрать полную информацию о своем пациенте: как он удовлетворяет свои потребности, то есть осуществить первый этап сестринского процесса. Только ясно и отчетливо представляя себе удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента, медсестра может сформулировать проблемы сестринского ухода, поставить цели ухода, продумать и составить план индивидуального ухода, реализовать его и оценить результаты. Только представляя себе пациента как личность, как единое физиологическое и психосоциальное целое, медсестра может рассчитывать на понимание и поддержку пациента в организации ухода за ним и эффективно ориентировать его на улучшение своего состояния.

Из всех потребностей человека психолог А.Маслоу выделил 14 основных жизненно-важных потребностей. К ним относятся потребности:

4. Выделять

5. Спать, отдыхать

6. Быть чистым

7. Одеваться, раздеваться

8. Поддерживать температуру

10. Избегать опасности

11. Двигаться

12. Общаться

13. Иметь жизненные ценности

14. Играть, учиться, работать


ИЕРАРХИЯ ОСНОВНЫХ ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО А.МАСЛОУ

Первую ступень пирамиды А.Маслоу представляют низшие физиоло­гические потребности, без которых невозможна жизнь в биологическом смысле слова. Если человек не будет удовлетворять эти потребности, то он просто умрет, как любое живое существо на Земле. Это потребности в вы­живании. К ним относятся потребности:

4. Выделять

Человек на протяжении всей cвоей жизни растет, развивается, посто­янно контактирует с окружающей его средой. В связи с этим у него возни­кают такие жизненно-важные потребности, удовлетворять которые ему необходимо для гармоничного роста и развития в этой среде. Это потреб­ности, обеспечивающие человеку собственную безопасность: защита от природных стихий, болезней, социальных явлений, жизненных неудач, стрессов. Они составляют вторую ступень пирамиды Маслоу. Это потребности:

5. Спать, отдыхать

6. Быть чистым

7. Одеваться, раздеваться

8. Поддерживать температуру

9. Поддерживать состояние, или быть здоровым

10. Избегать опасности

11. Двигаться

Обе эти ступени составляют фундамент (основание, опору) пирамиды Маслоу.

К третьей ступени пирамиды А.Маслоу относятся потребности в при­надлежности. Человеку на протяжении всей жизни необходимо иметь опору, принадлежать к обществу, быть принятым и понятым этим об­ществом. Ему необходимо иметь информацию об окружающей его среде. Этого он достигает, удовлетворяя свою потребность:

12. ОБЩАТЬСЯ

Жизнь в обществе привела к возникновению потребностей в ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА: в работе, жизни, семье, стремлении к гармо­нии, красоте, порядку. Эти потребности составляют 4-ю ступень пирами­ды Маслоу и представлены потребностью ИМЕТЬ ЖИЗННЕНЫЕ ЦЕННОСТИ.

И, наконец, вершину пирамиды, 5-ю ступень, составляют потребности в СЛУЖЕНИИ, обеспечивающие самореализацию человека и развитие его как личности. Это потребность УЧИТЬСЯ, РАБОТАТЬ И ИГРАТЬ. Под­робную характеристику каждой потребности см. ниже.

Посмотрим на пирамиду Маслоу в целом (см. рисунок N1), и мы уви­дим, что пока человек не удовлетворит потребности, составляющие ниж­ние ее ступени, он не сможет удовлетворить более высшие психо­социальные потребности.

Все эти потребности необходимо удовлетворять человеку постоянно в процессе своей жизни для достижения физического, социального и твор­ческого благополучия.

ПОДРОБНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЖДОЙ ПОТРЕБНОСТИ

Потребность ДЫШАТЬ:

Понятие о потребности

Потребность ДЫШАТЬ обеспечивает постоянный газообмен между организмом и окружающей средой

О нарушении потребности медсестра узнает, проведя объективное и субъективное обследование пациента.

1. Субъективное обследование:

(осуществляется в процессе беседы с пациентом, выявления его жа­лоб).

При нарушении потребности дышать у пациента могут быть ЖАЛОБЫ на:

Ø боль в грудной клетке

В беседе с пациентом, медсестра также выявляет ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность дышать:

Ø курение;

Ø работа, проживание в условиях загазованной или запыленной ат­мосферы.

2. Объективное обследование:

(медсестра осуществляет в виде общего осмотра пациента).

При объективном обследовании может быть:

Ø изменение цвета кожных покровов - цианоз (синюшность)

Ø затруднение дыхания через нос

Ø изменение частоты, ритма или глубины дыхания

Ø лихорадка

1. Одышка;

2. Кашель;

3. Боль в грудной клетке, связанная с дыханием;

4. Удушье;

5. Риск нарушения дыхания в связи с курением;

6. Высокий риск от удушья.

1. медсестра обеспечит приток свежего воздуха в помещение, где на­ходится пациент;

2. медсестра придаст пациенту вынужденное положение, облег­чающее пациенту дыхание (при необходимости - дренажное);

3. медсестра обеспечит пациенту оксигенотерапию;

4. медсестра проведет мероприятия по очищению дыхательных пу­тей;

5. медсестра проведет простейшие физиопроцедуры при отсутствии противопоказаний.

Потребность ЕСТЬ:

Понятие о потребности

Удовлетворяя потребность ЕСТЬ, человек осуществляет доставку в организм пищи - основного источника энергии и питательных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Пища - это один из основных ресурсов здоровья.

Некоторые характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование:

Нарушение аппетита

Отрыжка

Тошнота

Боли в животе

ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ЕСТЬ:

Погрешность в диете

Нарушение режима питания

Переедание

Злоупотребление алкоголем

Отсутствие зубов, кариозные зубы

2. Объективное обследование:

Запах изо рта

Наличие кариозных зубов

Рвота во время обследования

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1) боль в животе;

2) тошнота;

4) нарушение аппетита;

5) чрезмерное питание, превышающее потребности организма;

6) ожирение.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворе­нии потребности:

1) медсестра обеспечит соблюдение предписанной диеты;

2) медсестра создаст вынужденное положение пациенту;

3) медсестра окажет помощь пациенту при рвоте;

4) медсестра научит пациента приемам борьбы с тошнотой и отрыж­кой;

5) медсестра проведет беседу с пациентом и его родственниками о характере предписанной ему диеты и необходимости ее соблюде­ния.

Потребность ПИТЬ:

Понятие о потребности

Удовлетворяя потребность ПИТЬ, ^еловек осуществляет доставку во­ды в организм. Без воды невозможна жизнь, так как все жизненно-важные химические реакции в клетках протекают только в водных растворах.

1. Субъективное обследование:

Сухость во рту

ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ПИТЬ:

Употребление недоброкачественной воды

Потребление недостаточного или избыточного количества воды

2. Объективное обследование:

Сухость кожи и слизистых

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

2) сухость во рту;

3) обезвоживание.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворе­нии потребности:

1) медсестра обеспечит пациенту рациональный питьевой режим;

2) медсестра проведет беседу с пациентом о необходимости употреб­ления доброкачественной воды.

Потребность ВЫДЕЛЯТЬ:

Понятие о потребности

Удовлетворяя потребность выделять, человек выводит из организма вредные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности, отработанные остатки пищи.

Эта потребность обеспечивается функцией мочевыделительной и пи­щеварительной систем, кожи и органов дыхания.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование:

Вздутие живота

Нарушение мочеиспускания и мочеобразования

Отсутствие мочи

Малое количество мочи

Увеличенное количество мочи

Частое болезненное мочеиспускание

ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность выделять:

Нарушения в диете

Малоподвижный образ жизни

Переохлаждение

2. Объективные обследование:

Отеки явные;

Отеки скрытые;

Изменение характера стула;

Сухость кожи, снижение упругости и эластичности кожи, окраска кожи;

Изменение количества мочи;

Визуальное изменение мочи.

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

3) отсутствие мочи (анурия);

4) острая задержка мочи;

5) риск появления опрелости в области складок промежности.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворе­нии потребности:

1) медсестра обеспечит пациенту предписанную диету и питьевой режим;

2) медсестра обеспечит пациента индивидуальным судном и моче­приемником;

3) медсестра обучит пациента, а при необходимости, осуществит са­ма гигиенические мероприятия после физиологических отправле­ний;

4) медсестра обучит пациента навыкам ЛФК и самомассажа области живота;

5) медсестра проведет беседу с пациентом и родственниками о харак­тере предписанной диеты и необходимости ее соблюдения.

Потребность СПАТЬ:

Понятие о потребности

Груз повседневных забот, дел тяготит человека, вызывая озабочен­ность, волнение, стрессы в течение дня. Это приводит к истощению нерв­ной системы, а значит, к нарушению функций различных органов.

Удовлетворяя потребность СПАТЬ, человек преодолевает эти вред­ные воздействиями восстанавливает силы организма.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование:

Бессонница

Нарушение сна

Прерывистый сон

Сонливость

Засыпание под утро

ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность СПАТЬ И ОТДЫ­ХАТЬ:

Отсутствие отдыха в течение дня

Чрезмерная загруженность работой

Отсутствие отпуска и выходных

2. Объективное обследование:

Выражение лица (усталость, утомленость, потухший взгляд, бед­ная мимика);

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1. отсутствие сна;

2. нарушение сна.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворе­нии потребности:

1. Медсестра обеспечит пациенту предписанный режим;

2. Медсестра обучит пациента навыкам, способствующим регулиро­ванию сна;

3. Например: стакан теплого молока с ложкой меда на ночь, прогулка на свежем воздухе перед сном, навыки аутотренинга

4. Медсестра проведет беседу с пациентом о необходимости ежеднев­ного отдыха;

5. Медсестра обучит пациента составлению режима дня: частая смена деятельности, отдых.

Потребность

ПОДДЕРЖИВАТЬ ПОСТОЯННУЮ ТЕМПЕРАТУ­РУ ТЕЛА:

Понятие о потребности

Нормальная жизнедеятельность органов и тканей невозможна без температурного постоянства внутренней среды человека. Это обеспечи­вается:

1) путем сложной регуляции теплопродукции и теплоотдачи орга­низма;

2) одеждой по сезону;

3) поддержанием микроклимата помещений, где находится человек.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование:

Потливость

Чувство жара

Головная боль

Ломота в теле, суставах

Сухость во рту

2. Объективное обследование:

Гиперемия лица

Появление "гусиной кожи"

Горячая на ощупь кожа

Сухость кожи и слизистых

Трещины на губах

Изменение температуры тела

Учащение пульса и ЧДД

Влажная кожа

Отклонение в температурном режиме помещений

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1) субфебрильная лихорадка втор<^ период;

2) пиретическая лихорадка первый период;

3) переохлаждение.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворе­нии потребности:

1) медсестра обеспечит пациенту покой;

2) медсестра обеспечит уход за кожей и слизистыми пациента;

3) медсестра обеспечит пациенту обильное витаминизированное пи­тье;

4) медсестра при необходимости согреет или охладит пациента;

5) медсестра обеспечит прием легкоусвояемой пищи;

6) медсестра обеспечит измерение профиля температуры тела паци­ента;

7) медсестра будет постоянно наблюдать за состоянием пациента;

8) медсестра будет контролировать температуру помещения.

Потребность БЫТЬ ЧИСТЫМ:

Понятие о потребности.

Кожа и слизистые человека участвуют в терморегуляции организма, выводят из организма шлаки, выполняют защитную функцию. Поэтому, чтобы нормально функционировать, кожа и слизистые должны быть чис­тыми.

Кроме того, поддержание чистоты тела способствует психологи­ческому комфорту человека.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование:

Кожный зуд

Боль и жжение в области естественных складок

2. Объективное обследование:

Изменение кожи в области естественных складок

Гиперемия

Нарушение целостности

Неприятный запах

Неприятный запах изо рта

Грязное белье

Неухоженные ногти

Сальные волосы

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1) дефицит знаний о личной гигиене;

2) высокий риск инфекции, связанный с нарушением целостности кожи и слизистых;

3) недостаточность самогигиены;

4) нарушение целостности кожи в области естественных складок.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:

1) медсестра осуществит комплекс гигиенических мероприятий па­циенту;

2) медсестра обучит пациента навыкам личной гигиены;

3) медсестра проведет беседу с пациентом о необходимости личной г гигиены;

4) медсестра будет ежедневно контролировать выполнение пациен­том гигиенических навыков.

Потребность ДВИГАТЬСЯ:

Понятие о потребности

Движение - это жизнь! Движение укрепляет мускулатуру, улучшает кровообращение, питание клеток и тканей, выделение вредных веществ из организма.

Улучшает работу внутренних органов, поддерживает настроение.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование:

Невозможность или ограничение двигательной активности в связи с:

Слабостью

Отсутствием конечности

Наличием параличей

Расстройство психической деятельности

ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ДВИГАТЬСЯ:

Гиподинамия

Сидячая работа

Постоянная езда на транспорте

2. Объективное обследование:

Болезненность при движении

Изменения в области суставов

Гиперемия

Местное повышение температуры

Изменение конфигурации

Пассивное положение в кровати

Отсутствие конечности

1) ограничение физической активности;

2) отсутствие физической активности;

3) риск возникновения пролежней;

4) пролежни.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворе­нии потребности:

1) при отсутствии движения или резком его ограничении медсестра осуществит комплекс мероприятий по уходу за пациентом;

2) медсестра будет проводить простейшие ЛФК и массаж в соот­ветствии с назначением;

3) медсестра обучит пациента необходимому простейшему комплек­су ЛФК и самомассажу и осуществит контроль за его выполнени­ем;

4) медсестра проведет беседу с пациентом о гиподинамии и ее по­следствиях.

Потребность ОДЕВАТЬСЯ ИЛИ РАЗДЕВАТЬСЯ:

Понятие о потребности

Для обеспечения постоянства температуры тела недостаточно только регуляции самим организмом теплопродукции и теплоотдачи. Человеку приходится также регулировать температуру тела одеждой в зависимости от климатических условий. Одежда, подобранная по возрасту, полу, сезо­ну, к окружающей обстановке, обеспечивает пациенту моральное удовлет­ворение.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование:

Невозможность самостоятельно раздеться или одеться

Боль при движении

Паралич конечностей

Резкая слабость

Психические расстройства

2. Объективное обследование:

Пациент не может самостоятельно одеться или раздеться

Одежда пациента не соответствует размеру (мала или велика), что затрудняет движение

Одежда не соответствует сезону (отсутствие теплой одежды зимой)

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1) неспособность самостоятельно одеться и раздеться;

2) высокий риск переохлаждения;

3) высокий риск перегревания;

4) нарушение комфортного состояния из-за неправильно подо­бранной одежды.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворе­нии потребности:

1) медсестра поможет пациенту раздеться и одеться;

2) медсестра оденет пациента в одежду, соответствующую пациенту;

3) медсестра проведет с пациентом беседу о необходимости одевать­ся по сезону.

Потребность БЫТЬ ЗДОРОВЫМ:

Понятие о потребности

Эта потребность отражает стремление каждого человека к здоровью, отражает независимость пациента в удовлетворении своих основных жизненно-важных потребностей. Нарушение удовлетворения потребности быть здоровым наступает при потере человеком самостоятельности в ухо­де. Например, пациент ограничен в режиме двигательной активности (постельный или строгий постельный режим). В таком состоянии он не может самостоятельно удовлетворять свои потребности, что ведет к нару­шению удовлетворения потребности быть здоровым. Другой пример - па­циент находится в неотложном состоянии (массивное кровотечение, кол­лапс и т.д.). При этом также невозможна самостоятельность удовлетворе­ния потребностей.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъектное обследование:

В первом случае медсестра определяет, какие потребности пациент может удовлетворять самостоятельно, то есть независимо от кого-либо, а в удовлетворении каких потребностей ему нужна помощь и в каком объеме.

Например:

Ø может ли пациент самостоятельно осуществлять мероприятия лич­ной гигиены;

Ø нужна ли ему посторонняя помощь при физиологических отправ­лениях (довести до туалета, подать судно);

Ø может ли пациент самостоятельно одеться и раздеться;

Ø может ли пациент двигаться без посторонней помощи;

Ø может ли самостоятельно есть и пить.

Во втором случае медсестра постоянно наблюдает за состоянием па­циента и при его ухудшении вызовет врача и окажет до его прихода неот­ложную доврачебную помощь.

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1. дефицит самоухода.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворе­нии потребности:

1) медсестра окажет пациенту непосредственную помощь в актив­ности повседневной жизни:

Ø умывает

Ø подает судно

Ø одевает, раздевает

2) учитывая, что главное для человека - независимость и свобода, медсестра при малейшей возможности создаст условия для самостоя­тельного удовлетворения пациентом его нарушенных потребностей. Например:

По мере расширения режима физической активности медсестра не сама умывает его, а подает ему умывальные принадлежности в по­стель

3) медсестра обучит пациента навыкам повседневной жизни в услови­ях его ограниченных возможностей.

  • III. Основные этапы процесса осуществления закупок промышленных товаров
  • IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. 4.1.Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования и реализует

  • Заключительный пятый этап сестринского процесса - оценка эффективности ухода и коррекция его при необходимости. Цели этапа :
    - оценить реакции пациента на сестринский уход;
    - оценить полученные результаты и подвести итоги;
    - оформить выписной эпикриз;
    - проанализировать качество оказанной помощи.
    Оценку ухода проводят не только в день выписки пациента из стационара, а постоянно, при каждой встрече: на обходе с врачом, на процедурах, в коридоре, столовой и т.п. Состояние пациента меняется ежедневно и даже несколько раз в день, что не всегда вызвано характером заболевания и лечением. Это может быть обусловлено взаимоотношениями с соседями по палате, медицинским персоналом, отношением к процедурам, известиями из дома или от родственников. Наблюдение за пациентом - тоже действие сестринского персонала. Необходимо замечать малейшие изменения в состоянии или поведении больных, рассматривая поведение как один из основных критериев оценки. При каждом контакте с пациентом сестринский процесс происходит заново. Например, пациент после операции утром не смог самостоятельно изменить положение тела, а через 3 ч медсестра заметила, что он переворачивается без посторонней помощи. Это одновременно и новая информация о пациенте, и критерий оценки. Изменения поведения и состояния пациента, отражающие положительную динамику - очередная победа медицинского персонала. К сожалению, иногда лечение и уход малоэффективны. Например, у пациента после выполнения запланированных мероприятий по снижению температуры, после проведения капельного вливания вновь возникают жалобы на озноб.
    Не всегда и не все проблемы, оценочные характеристики регистрируют, чаще (если они не оказывают влияние на течение заболевания или прогноз) их просто констатирует сестринский персонал и устно передаёт по смене. И наоборот, оценку и регистрацию оценочных показателей состояния пациента отделения интенсивной терапии проводят в наших клиниках каждые полчаса или час. Если пациент требует повышенного внимания со стороны персонала, критерии оценки его состояния заносят в тетрадь сдачи дежурств, обсуждают в начале рабочего дня на «пятиминутках» и вечером при сдаче смены.
    Для качественного проведения заключительного этапа сестринского процесса необходимо: знать, какой аспект вы хотите оценить; иметь источники важной для оценки информации; уточнить критерии оценки - предполагаемые результаты, которые сестринский персонал желает достичь совместно с пациентом.

    Рис. Пятый этап сестринского процесса


    Аспекты оценки

    Этап оценки - это мыслительная деятельность. Сестринскому персоналу предстоит на основе использования определенных критериев оценки сравнить имеющиеся результаты ухода с желаемыми: оценить реакцию пациента и на этой основе сделать вывод о полученных результатах и качестве оказания помощи. Для объективной оценки степени успешности ухода необходимо :
    - уточнить поставленную цель и ожидаемый результат в поведении или реакции пациента на заболевание или свое состояние;
    - оценить наличие у пациента желаемой реакции или поведения;
    - сравнить критерии оценки с имеющейся реакцией или поведением;
    - определить степень согласованности между целями и реакцией пациента.


    Критерии оценки

    Оценочными критериями могут быть слова или поведение пациента, данные объективного исследования, информация, полученная от соседей по палате или родственников. Например, при отёках оценочными критериями могут выступать показатели веса и водного баланса, при выявлении уровня боли - пульс, положение в постели, поведение, вербальная и невербальная информация и цифровые шкалы оценки боли (если их используют) (табл. 15-1).
    Если поставленные цели выполнены, проблема пациента решена, сестринский персонал должен сделать соответствующую запись в истории болезни, поставить дату решения проблемы и свою подпись.
    Иногда решающую роль на этапе оценки играет мнение пациента о проведённых действиях.


    Источники оценки

    Источником оценки выступает не только пациент. Сестринский персонал учитывает мнение родственников, соседей по палате, всех членов бригады, участвующих в лечении и уходе за пациентом.
    Оценку эффективности всего ухода проводят при выписке пациента, переводе его в другое ЛПУ либо в патологоанатомическое отделение в случае летального исхода.
    При необходимости план сестринских мероприятий пересматривают или прерывают. Когда цель частично или полностью не достигнута, следует проанализировать причины неудачи, среди которых могут быть :
    - отсутствие психологического контакта между персоналом и пациентом;
    - языковые проблемы в общении с пациентом и родственниками;
    - неполная или неточная информация, собранная на момент поступления пациента в стационар или позже;
    - ошибочная трактовка проблем;
    - нереальные цели;
    - неверные пути достижения целей, отсутствие достаточного опыта и профессионализма в выполнении конкретных действий по уходу;
    - недостаточное или чрезмерное участие самого пациента и родственников в процессе ухода;
    - нежелание при необходимости просить о помощи коллег.


    Действия сестринского персонала при отсутствии эффекта ухода

    В случае отсутствия эффекта сестринский процесс начинают заново всё в той же последовательности.
    Оценка позволяет персоналу не только выяснить реакцию пациента на предоставленный уход, а также выявить сильные и слабые стороны своей профессиональной деятельности.


    Оформление выписного эпикриза

    При окончании времени пребывания пациента в стационаре, краткосрочные цели ухода часто уже достигнуты. При подготовке к выписке оформляют выписной эпикриз, пациента передают под наблюдение участковой медсестре, которая продолжит уход по решению долгосрочных целей, связанных с реабилитацией и профилактикой рецидивов. Эпикриз предусматривает отражение всего ухода, полученного пациентом в ЛПУ. В нём фиксируют:
    - проблемы, присутствующие у пациента на день поступления;
    - проблемы, появившиеся во время пребывания в отделении;
    - реакции пациента на предоставленный уход;
    - проблемы, оставшиеся при выписке;
    - мнение пациента о качестве оказанной помощи. Сестринский персонал, который продолжит уход за пациентом после выписки, вправе для скорейшей адаптации пациента к домашним условиям пересмотреть запланированные мероприятия.
    Образец заполнения эпикриза представлен в СИБ в конце главы. Правила оформления выписного эпикриза в карте сестринского наблюдения за пациенткой Кориковой Е.В. приведены в СИБ в конце раздела.

    Таблица. Примеры проблем и критериев оценки достижения цели

    Таблица. Сравнение цели и реакции пациента на предоставленный уход

    Таблица. Пример действий медсестры, если цель ухода не достигнута


    Есть ли будущее у сестринского процесса?

    Проблемы, которые решает медицинский работник, оказывая помощь пациентам, сами по себе чреваты напряженностью, мучениями и переживаниями. Если добавить к этому ошибки, промахи, человеческие слабости, испытания, которым подвергает повседневная жизнь, то станет понятна перегруженность медицинских работников, их напряжённый ритм жизни, иногда не выдерживание нагрузки. Избежать этого позволяет хорошая организация работы, возможная во многом благодаря введению современной технологии сестринского дела - сестринскому процессу.
    Многие думают, что сестринский процесс - это формализм, «лишние бумаги», на заполнение которых нет времени. Но дело в том, что за этим стоит пациент, которому в правовом государстве должна быть гарантирована эффективная, качественная и безопасная медицинская помощь, в том числе и сестринская.
    Медицинская сестра - равноправный член медицинской бригады, необходимый и великому хирургу, и гениальному терапевту. В ряде ЛПУ, пытающихся совершенствовать технологии сестринского дела, отмечены и понимание, и поддержка со стороны врачей, а без этого нововведения невозможны.
    В учреждениях практического здравоохранения стали вести «Карты сестринского наблюдения за пациентом». Эти примеры показывают, что заводят её не на каждого, чаще гериатрического, обречённого, тяжёлого пациента. На практике она компактна, рассчитана на профессионала и не так объёмна по сравнению с тем примером, который вы видели в данном пособии. Форма ведения такого документа произвольная: карта и не может быть стандартной. Ценность её заключена в отражении работы данного коллектива медицинских сестер, учитывая его особенности и специфику пациентов. Фиксирование каждого действия сестры по уходу за конкретным пациентом в карте сестринского наблюдения даёт возможность определить объём и качество оказанной помощи, сравнить проведённый уход со стандартами, обвинить или оправдать сестру при необходимости. Отсутствие такого документа, показывающего участие сестринского персонала в процессе ведения конкретного пациента, в практическом здравоохранении сводит на нет его ответственность за свои действия.
    Представители ЛПУ, в которых введена экспериментальная «Карта сестринского наблюдения за пациентом», говорят, что это шанс улучшить качество сестринской помощи, оценить участие и показать «своё лицо»в лечебном процессе, решить ряд проблем (прежде всего в пользу сестры и пациента).
    Здоровье - большой труд. Болезнь - всегда большое и трудное «приключение». Следить за её развитием, основательно изучать проблемы больного, с радостью решать сложные задачи в ходе лечения - важнейшие цели труда медицинской сестры.
    Внедрения в практику работы медицинских учреждений новых сестринских технологий, предусматривающих творческий подход, способно обеспечить дальнейший рост и развитие сестринского дела как науки, оказать действенное влияние на качество медицинской помощи, поднять значимость и престиж профессии в системе здравоохранения.

    Выводы

    - Пятый, заключительный этап сестринского процесса, - оценка эффективности ухода и коррекция его при необходимости.
    - Источником оценки выступает не только пациент, сестринский персонал учитывает мнение родственников, соседей по палате, всех членов бригады, участвующих в лечении больного и уходе за ним.
    - В качестве оценочных критериев могут быть использованы слова или поведение пациента, данные объективного исследования, информация, полученная от соседей по палате или родственников. Поведение пациента - один из основных критериев оценки ухода.
    - Оценка позволяет сестринскому персоналу не только оценить реакцию пациента на предоставленный уход, а также выявить сильные и слабые стороны своей профессиональной деятельности.
    - Оценку эффективности всего ухода проводит сестринский персонал при выписке пациента, переводе его в другое ЛПУ, либо патологоанатомическое отделение при летальном исходе. Информация, полученная на момент окончательной оценки, должна быть проанализирована и зафиксирована в выписном эпикризе сестринской истории болезни. Здесь отмечают не только объём предоставленной сестринской помощи и реакцию пациента на уход, но и проблемы, требующие решения после выписки пациента из ЛПУ.
    - Сестринский персонал, продолжающий уход после выписки, вправе пересмотреть запланированные мероприятия для скорейшей адаптации пациента к домашним условиям.
    - Ведение «Карты сестринского наблюдения за пациентом» в практическом здравоохранении - шанс улучшить качество сестринской помощи и оценить роль сестринского персонала в лечении пациентов.

    Основы сестринского дела: учебник. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. Островская И.В., Широкова Н.В



    Похожие статьи

    • Этногенез и этническая история русских

      Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

    • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

      В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

    • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

      Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

    • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

      Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

    • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

      Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

    • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

      Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...