Особенности правового статуса автономной некоммерческой организации (АНО). Глава V. Управление некоммерческой организацией

Статья 28. Основы управления некоммерческой организацией

Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Статья 29. Высший орган управления некоммерческой организацией

1. Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:

коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;

общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Порядок управления фондом определяется его уставом.

Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).

(в ред. Федерального закона от 26.11.1998 N 174-ФЗ)

2. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

3. К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

изменение устава некоммерческой организации;

определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

участие в других организациях;

реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).

Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, предусмотренных абзацами пятым - восьмым настоящего пункта.

Вопросы, предусмотренные абзацами вторым - четвертым и девятым настоящего пункта, относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.

4. Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.

5. Для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией.

Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Статья 30. Исполнительный орган некоммерческой организации

1. Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.

2. К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами некоммерческой организации.

В соответствии со ст. 28 Закона «О некоммерческих организациях» структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с действующим законодательством.

Высшими органами управления некоммерческими организациями являются:

Для автономной некоммерческой организации - коллегиальный высший орган управления;

Для некоммерческого партнерства - общее собрание членов;

Для ассоциации и союза - общее собрание членов.

Порядок управления фондом определяется его уставом.

Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, ради которых она была создана.

К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

Изменение устава некоммерческой организации;

Определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

Образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

Утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

Утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

Создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

Участие в других организациях;

Реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда, который может быть ликвидирован только на основании судебного решения).

Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение таких вопросов, как утверждение финансового плана и внесение в него изменений, создание филиалов и представительств, участие в других организациях, а также утверждение годовой отчетности.

Прочие вопросы относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.

Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией считается правомочным, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам, входящим исключительно в компетенцию высшего органа управления некоммерческой организацией, принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами.

Нетрудно убедиться, что высший орган управления некоммерческой организации и ее исполнительные органы решают меньше вопросов, нежели те же органы коммерческой организации. Это связано, прежде всего, с двумя причинами.

Во-первых, состав и сложность задач, решаемых некоммерческими организациями, существенно уступает составу и сложности задач, стоящих перед организацией, созданной для систематического получения и распределения прибыли.

Во-вторых, решения, принимаемые органами управления некоммерческой организацией, практически не могут повлиять на уровень личного благосостояния ее участников или членов. Все принимаемые ими решения должны быть направлены на достижение целей, поставленных перед некоммерческой организацией в момент ее создания.

Пунктом 5 ст. 29 Закона «О некоммерческих организациях» запрещено осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией. К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную действующим законодательством и учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Специфика формирования и представления некоммерческими организациями отчетности заинтересованным пользователям состоит в том, что законодательством существенно ограничены права таких организаций по закрытию определенных видов информации (которая в организациях иных организационно-правовых форм относится к категории коммерческой тайны).

В соответствии со ст. 32 Закона «О некоммерческих организациях» не могут быть предметом коммерческой тайны следующие данные:

Размеры и структура доходов некоммерческой организации;

Сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации;

Сведения о расходах организации;

Сведения о численности и составе работников;

Сведения об оплате труда работников;

Сведения об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации.

Для сравнения: организации, не относящиеся к некоммерческим, не могут относить к категории коммерческой тайны только сведения о численности, составе работающих, их заработной плате.

Вопрос:

Наша организация является Некоммерческим партнерством. В состав членов партнерства входят физические и юридические лица. Директор избирается (по Уставу) на основании Общего собрания сроком на1 год. Сейчас нам нужно продлить полномочия. На Общем собрании присутствовало большинство членов партнерства. Необходимы ли подписи всех присутствующих на собрании или же протокол Общего собрания может быть подписан председательствующим собрания и секретарем собрания. Можно ли уточнить форму такого протокола.

Ответ нашего сотрудника:

В силу п.4 ст.29 Федерального закона от 01.01.2001 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях " Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов . Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании.

По этой причине вопрос правомочности проведения собрания без 100% явки не рассматривается. Отметим, что не вышеуказанным федеральным законом, ни Гражданским кодексом РФ вопросы регулирующие порядок проведения общего собрания членов некоммерческой организации не регулируется. По этой же причине подпись на протоколе общего собрания его председателем и секретарем не может свидетельствовать о том, что при его проведении было обеспечено присутствие большинства членов некоммерческой организации. Если сравнивать, например, с Обществами с ограниченной ответственностью , то ведение протокола общего собрания в соответствии со ст. 37 Федерального закона №14 «Об обществах с ограниченной ответственностью » организуется исполнительным органом и участники определить и председателя и секретаря общего собрания участников.

По этой причине наличие подписей на протоколе общего собрания членов некоммерческой организации только председателя и секретаря мы считаем недостаточными. Такой протокол должен быть подписан всеми присутствующими на общем собрании членами некоммерческой организации и разумеется их количество при проведении собрания должно быть больше половины ее членов.

С другой стороны, если в соответствии с п.3 ст. 14 Федерального закона от 01.01.2001 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" вы вправе в Уставе некоммерческой организации предусмотреть порядок оформления протокола общего собрания членов некоммерческой организации, предусматривающий, что он может быть подписан только председателем и секретарем общего собрания. Кроме этого необходимо предусмотреть и то, каким образом данные лица будут назначаться. Если ж об этом в Вашем Уставе ничего не говорить, то либо надо вносить изменения в Устав, либо подписывать протокол в порядке, как нами сказано выше.

Примерную форму протокола общего собрания некоммерческой организации прилагаем.

________________________________________________________

(полное наименование, адрес некоммерческого партнерства)

ПРОТОКОЛ N ___

Общего собрания членов Некоммерческого партнерства

"_________________________"

г. ______________

"__"___________ ____ г.

Место проведения (адрес): ________________________.

Время проведения: ________________________________.

Присутствовали:

1) ___________ в лице ___________, действующ___ на основании _________;

2) __________ в лице ____________, действующ___ на основании __________.

Кворум для принятия решений по повестке дня имеется.

Повестка дня:

Собрание открыл ______________. Предложено выбрать председательствующим собрания ________________, секретарем собрания - _______________.

Председатель собрания - ___________________________;

секретарь собрания - __________________________.

РЕШЕНИЯ ПО ПОВЕСТКЕ ДНЯ:

1. По первому вопросу:

За - ______________;

Против - __________;

Воздержались - ____.

Решение принято.

Постановили:

……………………………………………………

2. По второму вопросу:…………………………………..

За - ______________;

Против - __________;

Воздержались - ____.

Решение принято.

Постановили:

……………………………………………………………….

3. По третьему вопросу:

………………………………………………………

За - ______________;

Против - __________;

Воздержались - ____.

Решение принято.

Постановили:

…………………………………………..

ПОДПИСИ ЧЛЕНОВ ПАРТНЕРСТВА:

1)______________________________________

2)______________________________________

3)______________________________________

Председатель ________________________________

Секретарь ___________________________________

Структура органов управления некоммерческой организации зависит от того, основана ли организация на членстве. Тем не менее, общим для всех организаций является наличие двух органов управления: «высшего» - волеобразующего и «исполнительного» - волеизъявляющего. Исполнительный орган является постоянно действующим.

1. В организациях, которые основаны на членстве, высшим органом является обычно собрание (съезд) участников. Поскольку многие общественные организации являются массовыми и имеют значительное количество членов, учредительными документами может быть предусмотрено, что в работе высшего органа принимают участие не все участники лично, а их выборные представители (делегаты, уполномоченные). Такой высший орган обычно называется съезд либо конференция. Попробуйте сформулировать, какое количество голосов имеет уполномоченный. Обязан ли он следовать указаниям выдвинувших его членов по выносимым на голосование вопросам?

К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов (п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ):

· изменение устава некоммерческой организации;

· реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда, которая проводится по решению суда);

· определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

· образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

Определите, является ли эта компетенция исключительной, то есть могут ли эти вопросы быть делегированы другим органам некоммерческой организации согласно ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ. К чьей компетенции относится изменение учредительного договора?

2. В организациях, не основанных на членстве, функции высшего органа выполняет специальный орган, предусмотренный учредительными документами: совет учредителей, либо лиц, назначаемых учредителями, например, наблюдательный совет, попечительский совет в некоммерческом фонде (ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ), правление – в государственной корпорации. За некоторыми исключениями (например, в отношении благотворительных организаций) ограничений в отношении субъектного (персонального) состава такого органа законодательство не предусматривает.



Следует учитывать, что в организациях с единственным учредителем (например, учреждение) высший коллегиальный орган зачастую вообще не создается, а соответствующие полномочия реализуются непосредственно учредителем.

Подобные постоянно действующие коллегиальные органы управления (попечительский, наблюдательный, художественный совет, правление, политсовет, комитет партнеров и другие органы) могут создаваться и в некоммерческих организациях, основанных на членстве. К их ведению может быть отнесено, в частности:

· утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

· утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

· создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

· участие в других организациях.

Структура и функции этих органов должны определяться уставом с учетом ограничений, установленных для отдельных организационно-правовых форм.

Членам высшего органа управления могут компенсироваться расходы, непосредственно связанные с участием в работе этого органа, однако некоммерческая организация не вправе выплачивать им вознаграждение за выполнение возложенных на них функций (ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

3. Структура и компетенция исполнительных органов большинства некоммерческих организаций определена законом лишь в самых общих чертах. Центр тяжести правового регулирования здесь переносится на учредительные документы конкретной организации.

Исполнительный орган может быть как коллегиальным, так и единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления. К компетенции исполнительного органа относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления (ст. 30 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Органы некоммерческой организации должны действовать в ее интересах добросовестно и разумно (ст. 54 ГК РФ). В случае нарушения этого требования, они могут быть привлечены к дисциплинарной или материальной ответственности и обязаны возместить причиненные организации убытки.

Закон содержит определенные требования к совершению сделок, в которых имеется заинтересованность, и крупных сделок.

Заинтересованные лица, которыми признаются руководители, члены органов управления и контроля над деятельностью некоммерческой организации, обязаны избегать конфликта интересов. Это означает, что при осуществлении хозяйственных операций с организациями или гражданами, по отношению к которым заинтересованные лица являются участниками, сотрудниками, кредиторами или родственниками, они обязаны соблюдать, прежде всего, интересы некоммерческой организации и не должны использовать возможности некоммерческой организации или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации (ст. 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Вопрос о совершении некоммерческой организацией сделок, в которых имеется заинтересованность, то есть усматривается возможность расхождения собственных интересов заинтересованного лица (как сотрудника, родственника, кредитора или участника контрагента) и интересов руководимой им некоммерческой организации, относится к компетенции органа управления некоммерческой организацией или органа надзора за ее деятельностью – то есть решение об их совершении принимает не само заинтересованное лицо, а иной независимый орган (см. ст.27 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Если этот порядок не соблюден, то сделка является оспоримой.

1. Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:

коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;

общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Порядок управления фондом определяется его уставом.

Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).

(в ред. Федерального закона от 26.11.1998 N 174-ФЗ)

2. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

3. К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

изменение устава некоммерческой организации;

определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

участие в других организациях;

реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).

Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, предусмотренных абзацами пятым - восьмым настоящего пункта.

Вопросы, предусмотренные абзацами вторым - четвертым и девятым настоящего пункта, относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.

4. Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.

5. Для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией.

Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Действие пункта 1 статьи 30 не распространяется на бюджетные и казенные учреждения (пункты 4.1 и 4.2 статьи 1 данного документа).

  • О некоммерческих организациях
    • Глава V. Управление некоммерческой организацией
      • Статья 29. Высший орган управления некоммерческой организацией


Похожие статьи

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

  • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

    Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...