Особенности развития и основные проблемы русской философии. Русская философия и ее особенности

По сути, философия - это вненациональная наука. Предназначена она, прежде всего, для мыслящих людей, которые желают постичь окружающий их мир. Однако все-таки существуют особенности русской философии. Чем обусловлены эти отличия? Разумеется, особенности нашей российской философии объясняются, прежде всего, историческим развитием страны и которое не чуждо и самым великим мыслителям.

Попробуем перечислить основные особенности Во-первых, мыслители нашей родной страны воспринимали мир в целостности. Они в своих трудах старались объять все аспекты жизни. Философы считали, что все в мире взаимосвязанно, изменение в одной сфере порождает изменение в другой.

Во-вторых, в основные особенности российской философии входит и то, что мыслители придерживались конкретности. То есть, в своих трудах они не только поднимали глобальные проблемы, которые весьма далеки от повседневной жизни обычных людей. Великие мыслители изучали и те вопросы, которыми задается практически каждый человек. К примеру, это поиск смысла существования, роль родины, семьи, государства в жизни людей.

Рассматривая особенности русской философии, нельзя не отметить важность осмысления прошлого, которое занимало важное место в трудах мыслителей. Ученые, занимающиеся данной наукой, понимали, что без человек обречен на интеллектуальное прозябание. Философы детально рассматривали события прошлого, и это помогало им лучше осмыслить настоящее, и даже предугадать будущее.

В трудах великих российских мыслителей центральное место занимали нравственные и этические проблемы. Практически все вопросы, в том числе и глобальные, рассматривались с точки зрения морали. Ученые признавали, что для философа прежде всего важен нравственный опыт. Кстати, данное отличие тесно связано с тем, что граждане нашей страны, в большинстве своем, придерживаются христианской веры. Более того, изучая традиции и особенности русской философии, важно помнить и то, что считалось, что для деятельности в этом научном направлении нужно даже не умение делать логические выводы, но богатый жизненный опыт мыслителя. Также, у человека, работающего в данной области, должно быть хорошо развито интуитивное видение причин и следствий различных жизненных явлений.

Особенности развития русской философии напрямую связаны с христианским мировоззрением и религиозным фактором. При чтении трудов великих мыслителей не стоит забывать об этом важном моменте, иначе можно неправильно интерпретировать некоторые положения книги. Рассмотрим подробней Российская философия фактически во все времена ставила перед собой задачу постичь смысл и тайну вселенского существования. Изучение таких глобальных проблем невозможно без вовлечения религиозного фактора.

Российские философы также придерживались принципа реализма. Мыслители считали, что именно конкретное бытие является основой всего мироздания. Кроме того, философы опасались одностороннего подхода к проблемам, излишнего морализма и субъективизма. Они пытались рассматривать мир, как нечто целостное. И все вопросы мыслители рассматривали, учитывая тот факт, что все детали мироздания неразрывно связаны между собой.

В заключение стоит отметить, что философия - это наука, развитие которой происходит чрезвычайно медленно практически во всех странах мира. Труды мыслителей, в том числе и российских, противоречат друг другу. Многие философские школы придерживаются совершенно разных принципов познания. Поэтому достаточно трудно вывести четкий список особенностей этой науки в России и в других странах мира.

По общепринятому мнению, русская философия в основном занимается проблемами

этики. Это мнение неверно. Во всех областях философии – гносеология, логика,

этика, эстетика и история философии – велись исследования в России до

большевистской революции. В более позднее время действительно русские

философы особенно интересовались вопросами этики. Начнем с гносеологии –

науки, имеющей жизненно важное значение для решения всех других философских

вопросов, так как она рассматривает их характер и пути их исследования.

В русской философии широко распространен взгляд о познаваемости внешнего

мира. Этот взгляд часто выражался в своей крайне форме, а именно в форме

учения об интуитивном непосредственном созерцании объектов как таковых в

себе. По–видимому, русской философии свойственно острое чувство реальности и

чуждо стремление рассматривать содержание внешних перцепций как нечто

психическое или субъективное.

Русские философы отличаются такой же высокой способностью к спекулятивному

мышлению, как и немецкие. Как позитивизм, так и механический материализм

нашли в России широкое распространение. Однако в России, как и в других

странах, без сомнения, все еще продолжает существовать тенденция к таким

взглядам среди инженеров, врачей, адвокатов и других образованных людей, не

сделавших философию своей профессией. Следует отметить, что эти люди всегда

составляют большинство. Но лишь немногие из русских философов –

профессионалов были позитивистами и материалистами.

В русской философии стремление к цельному познанию и острое чувство

реальности тесно сочетается с верой во все многообразие опыта как

чувственного так и более утонченного, дающего возможность глубже проникнуть в

строение бытия. Русские философы доверяют интеллектуальной интуиции,

нравственному и эстетическому опытам, раскрывающим нам высочайшие ценности,

но, прежде всего, они доверяют религиозному мистическому опыту, который

устанавливает связь человека с богом и его царством.

Ряд русских мыслителей посвятил свою жизнь разработке всеобъемлющего

христианского мироздания. В этом состоит характерная черта русской философии.

Русская философия, прежде всего, резко и безоговорочно онтологична. Русскому

уму совершенно чужд всякий субъективизм, и русский человека меньше всего

интересуется своим собственным узколичным и внутренним субъектом. Этот

онтологизм однако (в противоположность Западу), заостряется в материи, что

характерно для него еще со времен мистической архаики. Самая идея божества,

как они развивались в русской церкви выдвигает на первый план элементы

телесности, в чем П.Флоренский находил специфику русского православия в

отличии от византийского. В дальнейшем в связи с вырождением мистики эта

«софийская» философия постепенно теряет свою религиозную сущность. Еще в

самом конце XIX века русский философ В.Соловьев указал на «религиозный

материализм», «идею святой телесности», дающей возможность утверждать не

только всемирное божество, но и максимальную энергию всего материального и, в

частности, чисто человеческой воли и действия. Поэтому нет ничего

удивительного или непонятного в словах Писарева о том, что «ни одна философия

в мире не привьется к русскому уму так прочно и так легко, как современный

здоровый и свежий материализм».

Второй чертой русской философии, тоже восходящей к мистической архаике,

является идея соборности. Соборность – это свободное единство основ церкви в

деле совместного понимания ими правды и совместного отыскания ими пути к

спасению, единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной

праведности. Так как верующие вместе любят Христа как носителя совершенной

истины и праведности, то церковь есть не только единство многих людей, но и

единство, в котором каждая личность сохраняет свою свободу. Это возможно

только в том случае, если такое единство зиждется на бескорыстной,

самоотверженной любви. Любящие Христа и его церковь отказываются от

всяческого тщеславия, личной гордости и усваивают разумную проницательность

веры, раскрывающей значение великих истин откровения. Соборность – это есть

единение Духа (по Хомякову). Человеку не испытавшему этого единения в Духе

невозможно понять и уразуметь в чем же отличие соборности от коллективности и

общинность азиатский обществ или солидарности обществ западных.

Отсюда вытекает, что как только русская философская мысль начинала касаться

отдельной личности, то есть ставить этические вопросы, то они сразу

превращались в идеологию этого общественного подвижничества и героизма.

Проблема личности - одна из главных теоретических проблем в истории русской

философии. Всестороннее её исследование является важной национальной

особенностью философской мысли. Проблема личности концентрирует в себе

основные вопросы политической, правовой, нравственной, религиозной,

социальной и эстетической жизни и мысли. Место личности в обществе, условия

её свободы, структура личности, её творческая реализация представляет собой

целостный процесс развития идей. Тема проблемы личности проходит в тех или

иных формах через многие этапы истории русской философской мысли. Однако

наиболее интенсивно эта проблема разрабатывалась в XIX - начале XX века в

различных изданиях, которые отличались богатством содержания.

Славянофилы утверждали, что подлинная свобода личности возможна лишь на

основе признания религии высшей ступенью духовной жизни. Отвергая,

рационализм и материализм, они отстаивали Бога в человеке. Постановка вопроса

о внутренней духовной свободе человека была несомненной заслугой философов-

славянофилов. Славянофилы выступали против личной собственности правового

государства. Они считали, что род, семья, община, социальные связи, являются

наилучшей средой для существования личности. Всем формам внешней свободы -

политической, правовой, экономической, они противопоставляли внутреннюю

свободу личности, основанную на ценностях внутреннего мира, освящённых

религией.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

Русская философская мысль является органической частью мировой философии и культуры в целом, вместе с тем она отличается национальной самобытностью и в какой-то мере уникальностью.

Первая характерная особенность русской философской мысли вытекает из проблемы духовного наследия. Западноевропейская философия почти с самого начала базировалась на достижениях античной мысли, была ее непосредственной преемницей. Иначе сложилась судьба философии на Руси. Через Византию Древняя Русь позаимствовала лишь отдельные элементы античной культуры в виде переводных источников. Но дальше этого дело не пошло. Ни в Киевский, ни в Московский периоды на Русь не пришло ни одно из крупных древнегреческих философских произведений, способных серьезно повлиять на процесс формирования духовной жизни молодого народа. В этом не нужно искать только внешние причины. Это явление, видимо, необходимо объяснить также неготовностью общества к свободному восприятию, тем более усвоению философских идей античности. Запоздалый исторический старт, молодость восточнославянских обществ, относительно позднее прохождение стадий социально-экономического развития тормозили развитие культуры. Русская мысль в силу исторических обстоятельств не располагала философскими традициями, она их создавала сама.

Вторая особенность русской философии заключается в том, что она почти всегда развивалась в недрах религии. В принципе такая связь присуща философии по существу. "Философия, - писал Гегель, - изучает те же предметы, что и религия... Обе занимаются областью конечного, природой и человеческим духом, и их отношением друг к другу и к Богу как их истине". Религиозная и философская формы общественного сознания зародились приблизительно одновременно. Элементы религиозного и философского свойства присутствуют в умах не только далеких предшественников современных философов, но и многих нынешних. Однако в русской философии эта связь с религиозным воззрением особенная. В ней мы видим тесный и глубокий внутренний синтез религии и философии, а в некотором смысле отсутствие безрелигиозной философии вообще. "Русская мысль, - справедливо писал В.В. Зеньковский, - всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой; здесь был и остался главный корень своеобразия, но и разных осложнений в развитии русской философской мысли".



Третья особенность: русская философия характеризуется антропоцентризмом и социальной направленностью. Ее глубокий и существенный религиозный интерес постоянно сопровождается темой человека, его судеб и путей, цели и смысле его жизни. Для русской философии человек, его духовно-нравственная жизнь являются не просто особой сферой внешнего мира, его выражением. Напротив, человек есть микрокосм, который несет в себе разгадку тайны бытия, макрокосма. Человек, утверждает Н.А. Бердяев, не дробная, бесконечно малая часть Вселенной, а малая, но цельная Вселенная. Сущность человека в его цельности. Цельный человек сочетает в себе такие качества, как чувственный опыт, рациональное мышление, эстетическое восприятие мира, нравственный опыт, религиозное созерцание. Только такому человеку доступно цельное познание, т.е. постижение сверхрационального бытия. В русской философии человек не обособляется от других людей. Через человека и во имя человека, для его духовного совершенствования и обустройства его земного бытия русские философы постоянно обращаются к социальным вопросам. "Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтому она часто является в виде публицистики". Почти у всех русских мыслителей, даже у тех, которые склонны к мистическим обобщениям, ощущается внутреннее стремление к неразрывности теории и практики, отвлеченной мысли и конкретной жизни. Все это носит в их творчестве целостный и устойчивый характер.

Четвертая особенность: в истории и современной действительности русскую мысль тревожит проблема "правды", ибо в этом слове, как писал Н.К. Михайловский, сливаются в одно единое истина и справедливость. Правда заключается не в отдельных эмпирических сторонах жизни, не в решении какого-либо отдельно взятого социально-политического дела, а в синтетической целостности всех сторон реальности и всех движений человеческого духа. Правда, не тождественна истине. Она означает не столько совпадение представления и действительности, адекватный образ действительности, сколько нравственную основу жизни, духовную сущность бытия. Правда - это поиск святости, душевной чистоты, справедливости. Для русских мыслителей главное заключается не просто в познании и понимании, а в переживании. Известное спинозовское кредо "не плакать, не смеяться, а понимать" не удовлетворяло их ввиду его подчеркнутого рационализма. Правда для них - не только сфера разума, но и сердца. Русские мыслители, начиная от Илариона до Соловьева и Флоренского, - это искатели правды. Они хотят не только познать истину в рациональном смысле, а постичь главный религиозно-нравственный принцип мироздания, устранить ложь и неправду, преобразить жизнь, очиститься и спастись. Поэтому русская философия не удовлетворяется только той истиной, которая предлагается теоретическим научным познанием, так как последнее не вскрывает основы жизни и, следовательно, не достигает действительной истины. Правда ориентирована на жизненно-интуитивное постижение бытия в сочувствии и переживании. Для русских философов "правда" - это ключевое понятие, тайна и смысл бытия.

Пятой особенностью русской философии является отсутствие в ней оригинальных философских систем. Следует отметить, что западное философское творчество практически всегда стремится к построению системы. Оно не всегда ее достигает, но всегда движется к ней. Это в духе философии. В отечественной философии, напротив, мы не найдем таких построений, как, например, в немецкой философии. В этом смысле у нас нет своего, русского, Гегеля. Это - недостаток отечественной философии, однако отсутствие системы не говорит об отсутствии философии. Русская духовная культура необычайно богата оригинальной, яркой и живой мыслью. Русская философия состоит как бы из двух частей: первая - это собственно философские труды и вторая - художественная литература. Среди русских, как заметил А.Ф. Лосев, очень мало "чистых" философов. Они есть, они гениальны, но зачастую их приходится искать среди литераторов. Глубокие и самобытные философские идеи растворились в литературе. Художественная проза и поэзия стали подлинным кладезем русской философской мысли. В них осмысливались важнейшие философские проблемы. Возможно, причина здесь в неудовлетворенности односторонним рационализмом науки.

Говоря о характере русской философской мысли, нельзя не отметить и такую ее особенность как влияние на ее развитие западноевропейской философии. В XVIII в. Россия с горячим энтузиазмом начала осваивать западную культуру, что было стимулировано главным образом реформами Петра Великого. Хотя "усвоение" чужого наследия в значительной степени носило поверхностный характер, однако нельзя отрицать и положительное значение этого явления. Когда в России происходило становление подлинной национальной философии, свободной от религиозного давления, рядом, на Западе активно и разносторонне развивалась философская жизнь. Русские мыслители имели возможность принять это богатое теоретическое наследие, как бы сокращая долгий и нелегкий путь собственного восхождения к высотам философской мысли. В то же время подобное ученичество, подражание чужому стесняли свободу собственного творчества. Русской мысли с самого начала было свойственно стремление к внутреннему, интуитивному постижению сущего, его скрытых глубин, которое более всего постигается не посредством сведения его к логическим понятиям и определениям, а посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности. Для русской философской мысли чрезвычайно характерно сочетание чувственного, рационального и иррационального, интуитивного и мистического. Что же касается западноевропейской философии, ее основной принцип - рациональность (ratio). Рационализм, естественно, руководствуется только категориями разума, и все, что невозможно охватить силой разума, он отбрасывает. Таким образом, он не оставляет места для других форм философствования. Именно по этой причине отечественная философия не могла оставаться вечной ученицей Запада и вскоре освободилась из плена. Во второй половине XVIII - начале XIX в. она вышла на собственный путь развития.


Русская философия- феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская фило­софия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находи­лась под влиянием многочисленных философских направлений Запада - эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.Начальный период становления русской философии – XI–XVII вв., его называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Основная черта этого периода – отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения Второй период развития русской философии начинается с XVIII в.Два основных взаимосвязанных фактора, под влиянием которых развивается не только философия, но и вся духовная культура этого времени: – процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого;– секуляризация общественной жизни.В это время философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви. Первыми сторонниками научного знания и философии Нового времени на Руси были: – М.В. Ломоносов; – А.Н. Радищев; – Феофан Прокопович; – В.Н. Татищев; – А.Д. Кантемир и др.Ломоносов (171 1-1765) положил начало материалистической традиции. Он выступал с материалистических позиций, но, как и все материалисты того времени, понимал материю только в качестве вещества. Философия Ломоносова носит секуляризованный, антиклерикальный характер, он довольно резко критикует церковь и невежество попов. Но в то же время он стремится примирить естественно-научное и теологическое объяснение мира и не отвергает Бога-творца.Александр Николаевич Радищев (1749–1802), как и Ломоносов, хорошо знал западную философию, в том числе и французский материализм. После публикации знаменитого произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие, он становится первым русским философом, который провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризированной, светской общественной мысли.

Самостоятельное философское творчество в России начинается в XIX в., который является третьим этапом развития русской философии. Первым, кто начал самостоятельное философское творчество в России, был Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856). Свои мысли он изложил в знаменитых «Философических письмах». Основным в учении Чаадаева были философия человека и философия истории.Следом за Чаадаевым появляются два направления, противоположные в понимании смысла и значения русской идеи: – славянофилы (заложили основу русской религиозной философиивторой половины XIX в. – западники (критиковали церковь и тяготели к материализму).В конце 60 – начале 70-х гг. XIX в. в России появляется мировоззрение народничества. Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60-70-е гг. явились почвенники, идея их философии – национальная почва как основа социального и духовного развития России.Следующий этап (конец XIX – первая половина XX вв.) русской философии связан с возникновением философских систем.Основными направлениями русской философии XIX в. являлись: декабристская философия; философия западников и славянофилов; философия Чаадаева; политическая философия консерваторов (монархистов), либералов и революционных демократов; философские системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Тол­стого;

Характерными чертами русской философии являются: сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству; специфическая форма выражения философских мыслей - художественное творчество, литературная критика, публици­стика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политиче­ской несвободой и жесткой цензурой); целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем; большая роль проблем морали и нравственности; широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Лекция 8. Особенности русской философии. Русская идея.

Эталон ответа №1.

· Показатели гемодинамики в норме.

· Предположительный диагноз – стенокардия.

· Нитроглицерин в таблетках или капсулах под язык, изокет-спрей п/я.

Эталон ответа №2.

· ИБС: стабильная стенокардия напряжения II функциональный класс.

· Да, есть. Это возраст, напряжённая работа͵ причём в ночные смены и избыточная масса тела.

· Пациентку следует направить на приём к кардиологу и в дальнейшем руководствоваться его рекомендациями, выписать нитроглицерин для приёма в случае возникновения болей.

· Нужно предпринять усилия для снижения массы тела: ограничить калорийность пищи, повысить физическую активность (не резко, под контролем врача или фельдшера), нежелательна работа в ночные смены.

Лекция 8. Особенности русской философии. Русская идея.

Русская философия формировалась под влиянием нескольких факторов:

ü Социально – культурное развитие России, её история, которые давали пищу для философских размышлений и идей

ü Достижения мировой философии, которая творчески перерабатывалась на национальной почве

В ней воплотились творческие поиски русского народа, проявились своеобразные черты национального характера и мышления.

Русская философия берёт своё начало в XI веке от Киевского митрополита Илариона, который в ʼʼСлове о Законе и Благодатиʼʼ изложил свою религиозно- социологическую теорию о том, что история человечества движется через смену форм религии.

Большой вклад в её развитие внесли великие русские писатели, общественные деятели и учёные: М.В.Ломоносов, П.Я.Чаадаев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, В.Соловьёв и др.

Очень трагичной была судьба многих русских философов в XX в. По распоряжению советского правительства были высланы из России: Н.Бердяев, С.Булгаков, И.Ильин, С.Франк, Н. Лосский. Великий философ и богослов, профессор Московской духовной академии П.А.Флоренский погиб в тюремных застенках.

Главные темы и идеи русской философии:

v Философия истории

В центре этой темы стоял вопрос о месте и роли России в истории человечества, ᴛ.ᴇ. в мировой истории. В XIX веке в философско-общественной мысли России образовалось два направления:

- Западники (П.Я.Чаадаев, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, К.Д.Кавелин, Т.Грановский, В.Боткин). Οʜᴎ считали, что передовая Западная Европа является образцом устройства общества и в связи с этим предлагали распространить европейскую культуру в России.

- Славянофилы (К.С.Аксаков, И.В.Киреевский, Ю.Самарин, А.С.Хомяков и др.). Οʜᴎ подчёркивали своеобразие, самобытность истории России и её будущего и видели идеальное общество в прошлом, в допетровской эпохе.

Эти споры имели под собой определённую почву, т.к. русским людям уже давно было свойственно чувство, что Россия имеет особенную судьбу, что русский народ – особенный - ϶ᴛᴏ принято называть мессианством . Может ли Россия пойти своим особым путём, не повторяя всœех этапов европейской истории?

Размышления русских философов над проблемами философии истории привели в конце концов к сознанию, что путь России – особый: Россия есть ʼʼВеликий Восток- Западʼʼ , она представляет собой целый огромный мир; в русском народе заключены великие силы и это есть народ будущего; именно он разрешит великие вопросы, которые Запад уже не в состоянии разрешить.

v Социальная тема

Эта тема является как бы продолжением и развитием предыдущей темы, она основывается на выводах П.Чаадаева о том, что русский народ наиболее свободен от тяжести всœемирной истории и может создать новый мир в будущем. Русская общественная мысль считала, что именно русский народ призван осуществить социальную правду, братство людей. Οʜᴎ надеялись, что можно избежать неправды и зла капитализма, перейти к лучшему, более справедливому строю, минуя капитализм. Многие полагали, что отсталость России - ϶ᴛᴏ и есть её преимущество перед Западной Европой. Подобные взгляды привели к зарождению и развитию социалистических идей. В истории русской социалистической мысли выделяют три периода:

- Утопический социализм , который существовал под влиянием идей Анри Сен-Симона и Шарля Фурье – французских социалистов.

- Народнический социализм , который состоял из разнообразных течений и взглядов – от религиозных, мистических до революционных. Их объединяла вера в народ как хранителя правды, надежда на то, что русский мужик спасёт мир от торжествующего мещанства через сельские общины и рабочие артели.

- ʼʼНаучныйʼʼ социализм (марксизм), в базе которого лежал вывод о неизбежной гибели капитализма в ходе социалистической революции и построении нового общества без частной собственности и эксплуатации человека человеком.

v Взаимоотношения человека и природы

Эта тема привела к возникновению уникальной философской системы – русского космизма , который считается ʼʼвизитной карточкойʼʼ русской философии.

Эта философия о единстве человека с природой , космосом, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ разрушает научно- технический прогресс. В русском космизме существовало три течения:

ü Естественно - научное (П.Умов, В.Вернадский, К.Циолковский, А. Чижевский, Н.Холодный); его представители считали, что нужно разработать новую картину мира, в которой человек – часть структуры космических процессов.

ü Религиозно - философское (Н.Фёдоров); его представители были обеспокоены судьбой человека, вовлечённого в ритм бесконечного становления истории.

ü Поэтически-художественное (В.Одоевский, А.Сухово- Кобылин и др.
Размещено на реф.рф
писатели); его представители искали связи между истиной и смыслом человеческого существования.

Все русские философы - космисты ещё в начале ХХ века предупреждали об экологических, эстетических и нравственных последствиях распада связей человека с Вселœенной. Главной идеей русского космизма была идея о всœелœенской вовлечённости и космической ответственности человека при сохранении его индивидуальности. По их мнению, удержать распадающийся мир можно только одним способом- распространением совершенства во Вселœенной.

v Религиозно - философская тема

Крупнейшими представителями русской религиозной философии были: В.Соловьёв, А.Лосœев, С.Булгаков, Н.Бердяев, П.Флоренский. Их взгляды можно назвать философией всœеединства, т.к. в их базе лежала идея соборности. Соборность - ϶ᴛᴏ объединœение (собирание) людей, их единство на базе любви к Богу и предпочтения нравственных ценностей над всœеми другими- материальными, идеологическими, социальными и т.п. Идеалом для них было Богочеловечество , живущее по трём главным принципам: Благо, Истина и Красота , которые образуют единство, смысл которого – Любовь. Русские философы сделали вывод: человечество может спасти только Любовь и Нравственность.

v Философская антропология

Проблема человека и смысла его существования находилась в центре внимания многих русских философов: Л.Шестова, В.Соловьёва, С.Булгакова, Н.Рериха и других. Но самый большой вклад в разработку этой темы внёс Н.Бердяев. По его мнению человек принадлежит к двум мирам: в одном мире - эмпирическом царствует разорванность, вражда, рабство, но есть другой мир - подлинный , это идеальное бытие, где царствуют любовь и свобода. Задача человека- освободить свой дух из этого плена, ʼʼвыйти из рабства в свободуʼʼ, из вражды в космическую любовь. Это возможно лишь благодаря творчеству , способностью к которому одарён человек, т.к. его природа есть образ и подобие Бога- творца. По мнению Н.Бердяева, Бог Присутствует лишь в тех людях, которые обладают большой духовной силой, добродеятельны и занимаются творчеством.

Основные черты русской философии:

1. Целостность, которая проявляется в том, что многие русские философы (В.С. Соловьёв, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосœев, Н.О. Лосский и др.) рассматривали в единстве всœе духовные силы человека: чувственные,рациональные, эстетические, нравственные, религиозные

2. Этический персонализм, ᴛ.ᴇ. русская философия признавала приоритет нравственных ценностей над всœеми другими

3. Соборность, ᴛ.ᴇ. единство людей на базе их любви к Богу

4. Интуинтивизм, который отличался от интеллектуальной интуиции Рене Декарта; в русской философии существовал принцип реальной интуиции, ᴛ.ᴇ. таком постижении внешнего, когда оно сливается с внутренним, психическим

5. Космизм, которыйобъединяет такие характерные для русской философии идеи, как идея мирового всœеединства человека, человечества и физического космоса

6. Праведность, проявляющаяся в том, что поиск истины превращался в поиск правды , ᴛ.ᴇ. теория соединялась с нравственно - религиозным опытом, когда правда трансформировалась в праведность

7. Духовность (вся русская философия, кроме марксистско-ленинской, была религиозной )

8. Социальность, практичность, ᴛ.ᴇ. русская философия была далека от замкнутых умозрительных конструкций, она была подчинœена решению насущных задач, стоящих перед обществом

Контрольные вопросы

1.Под влиянием каких факторов формировалась русская философия?

3. Назовите самых известных русских философов. Чья судьба и почему сложилась трагически?

4. Почему вопрос о месте и роли России в мировой истории является центральным в русской философии?

5. В чём состоит русская идея , получившая своё оформление в споре между западниками и славянофилами?

6. Почему русская философия уделяла большое внимание социальной теме и в чём это выражалось?

7. Кто такие русские космисты и в чём состояла их философия?

8. Объясните смысл философии всœеединства и назовите её представителœей

9. В чём видели смысл жизни человека русские философы, занимавшиеся философской антропологией?

10. Назовите основные черты русской философии. Какая из них, на Ваш взгляд, является главной и почему?

Лекция 8. Особенности русской философии. Русская идея. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Лекция 8. Особенности русской философии. Русская идея." 2017, 2018.



Похожие статьи

  • Пирог «Шарлотка» с сушеными яблоками Пирожки с сушеными яблоками

    Пирог с сушёными яблоками был очень популярен в деревнях. Готовили его обычно в конце зимы и весной, когда убранные на хранение свежие яблоки уже кончались. Пирог с сушёными яблоками очень демократичен - в начинку к яблокам можно...

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...