Пленочная фотография или цифровая? Разносторонний гид по пленочной фотографии

10.03.2013

Преимущество пленочной фотографии

В течении последних нескольких лет многие не только профессиональные фотографы, но и фотолюбители все чаще обращаются в сторону пленочной фотографии. Пленки раскупаются нарасхват, во многих фотолабораториях стоят длинные очереди, а адепты цифровой фотографии ведут горячие дискуссии, пытаясь доказать преимущества DSLR системы, над "устаревшими системами" пленочного фотоаппарата. В чем же кроется причина не угасающей популярности пленочной фотографии в нашем современном цифровом мире?

1. Качество. По многим своим возможностям плёнка значительно опережает самую современную цифровую матрицу.
В мире фотографии есть простое правило: чем больше размер матрицы - тем больше информации она сможет зафиксировать, и, естественно, тем информативнее и качественнее получится кадр.
Здесь преимущество пленки на лицо: размер матриц большинства среднестатистических цифровых фотоаппаратов меньше, чем формат самого стандартного кадра 35 мм пленки.
Соответственно, при сканировании пленочной фотографии даже стандартного формата (не говоря уже о пленках большого формата) вы получаете фотографии, по качеству намного превосходящие фотографии, сделанные на цифровом фотоаппарате.

2. Цветопередача. Никто не спорит, что цвета у пленочной фотографии получаются более насыщенными и художественными. Дело в том, что обработка пленочной фотографии происходит автоматически и соответствует параметрам выбранной пленки, а фотография, сделанная на цифровой фотоаппарат - это необработанный, "голый" кадр, цветопередачу которого еще необходимо "подтянуть", хорошо с ней "поиграться" в различных редакторах. Отсюда и возникает видимость того, что цвета только что отсканированной пленочной фотографии изначально более красивые, чем цвета необработанной цифровой фотографии.

3. Шум и зерно. Пленочное зерно и цифровой шум - это понятия принципиально разные по своей природе. В отличии от цифровой, на пленочной фотографии не бывает шума. На ней есть зерно, которое в большинстве случаев только выгодно дополняет изображение, и не в коем случае не вредит цветам.

4. Качество и дешевизна. Пленочные фотоаппараты и оптика в наше время стоят намного дешевле, чем цифровой фотоаппарат и объективы соответствующего уровня. Мало того, множество легендарных, проверенных временем объективов сейчас уже не выпускается, но стоят довольно дешево и пользуются большой популярность даже у ярых защитников цифровой фотографии. Но, к сожалению, не все старые объективы при помощи переходников можно "одеть" на современный цифровой фотоаппарат, да и работают они не так качественно, как на родной пленочной системе.

5. Ощущения. Многие фотографы, снимающие на пленочный фотоаппарат, говорят о некой особой теплоте и жизненности фотографии.
Из-за ограниченности кадров на пленке при съемке на пленочный фотоаппарат приходится дорожить каждым кадром, подходить к композиции, освещению более внимательно и осмысленно. Вы учитесь видеть кадр еще до того, как вы его сделаете. Естественно это дисциплинирует, улучшает навыки и учит снимать более профессионально.

На пленочном фотоаппарате нельзя удалить, просмотреть получившиеся кадры. Это вносит некую таинственность в процесс съемки, и приносит незабываемую радость от удачно сделанных фотографий.

Несмотря на сегодняшнюю гегемонию цифровых технологий в фотоиндустрии, споры вокруг того, что лучше - пленочная фотография или цифровая - продолжаются. Одни настаивают на неповторимости пленочной цветопередачи и восхищаются характерной зернистостью, другие упорствуют: цифровому снимку можно придать любой вид с помощью обработки, а тоска по пленке - не более чем ностальгическая слабость.

Редакция Bird In Flight собрала самые расхожие аргументы обеих сторон и совместно с фотографом Романом Пашковским провела эксперимент, цель которого - наглядно продемонстрировать разницу между цифровым и плёночным снимком. Для этого они сопоставили фотографии, снятые при одинаковых настройках на две камеры со схожими техническими характеристиками: цифровую Nikon D800 и плёночную Nikon F100 (обе с объективом Nikon 50mm f/1.4).

Плёнка (слева), цифра (справа). Настройки: f/2.8­, ­1/1600 s­, ­ISO 100.

Преимущества плёнки

  • Поскольку съёмка на плёнку сопряжена с дополнительными расходами, фотограф осмысленно подходит к каждому кадру и не щёлкает затвором бездумно. Невозможность сразу просмотреть отснятое вносит в процесс элемент таинства.
  • Каждый может позволить себе купить недорогую плёночную камеру и начать снимать уже сегодня.
  • Плёнки, особенно негативные, в фотографической широте (динамическом диапазоне) значительно превосходят цифру. Проще говоря, контрастные и сложноосвещённые сцены лучше снимать на негатив - картинка будет выглядеть более реалистично. Преимущество будет очевидным, если использовать высококачественные серии плёнок Fuji Pro чувствительностью 160, 400 и 800 единиц и Kodak Portra, имеющие чувствительность 100, 160 и 400 единиц.
  • Те, кто снимают на плёнку, могут использовать дальномерные камеры - они компактны и обладают тихим затвором. Цифровые аналоги появились еще в 2006 году, но стоят дороже.
  • Зернистость в отличие от цифровых шумов не портит снимок, а иногда, напротив, придаёт ему художественный вид.
  • Плёночные камеры менее энергозатратны, поэтому их батарея служит заметно дольше.

Плёнка (слева), цифра (справа). Настройки: f/1.8­, ­1/320 s­, ­ISO 100.

Недостатки плёнки

  • Плёнка, проявка, сканирование кадров - всё это стоит денег.
  • Сам процесс получения отпечатка достаточно трудоёмкий.
  • Если дома у фотографа не обустроена собственная лаборатория, он всегда зависит от проявочной студии.
  • Хранение плёнки требует специальных условий.
  • Для дальнейшего использования плёночного кадра в программах его необходимо оцифровать, а сканирование всегда приводит к потере качества изображения.

Плёнка (слева), цифра (справа). Настройки: f/5­, ­1/640 s­, ­ISO 100.

Преимущества цифры

  • Цифровые камеры не тратят время на перемотку кадров, поэтому работают быстрее и лучше подходят для съёмки репортажей, спортивных и прочих динамичных событий.
  • На карте памяти можно хранить несравнимо больше фотографий, чем на плёнке, а сама она не занимает много места.
  • Изображения можно просматривать сразу.
  • Чтобы отредактировать снимок, не нужно утруждаться его оцифровкой. К тому же, большинство зеркалок могут сохранять изображения в формате RAW, который позволяет корректировать настройки уже после съёмки.
  • Многие цифровые фотокамеры могут снимать видео.
  • Цифровая съёмка позволяет управлять светочувствительностью и балансом белого - параметрами, которые в случае с плёнкой жёстко привязаны к фотоматериалу.

Плёнка (слева), цифра (справа). Настройки: f/2.8­, ­1/400 s­, ­ISO 100.

Недостатки цифры

  • Стоимость камеры, как правило, выше.
  • Бюджетные цифровые камеры плохо передают градацию ярких фрагментов изображения и делают фотографию излишне контрастной.
  • Матрицу нужно периодически чистить. В противном случае на ней скапливаются мелкие частицы, которые заметны на фотографиях, снятых на длинной выдержке.
  • При повреждении жёсткого диска архив фотографий может быть уничтожен. Плёнки страдают реже.

Просмотры: 22810

Комментарии:

Дмитрий Николаев

Ну большая фотографическая широта есть только у негатива, из-за этого происходит тональная компрессия изображения. Со слайдом наоборот - маленький входной диапазон и огромный выходной. Касательно разрешения - современная полнокадровая камера деталей всё же больше, чем 35мм плёночная выдаст (тут ещё всё зависит от сканера). Плюс обработка плёнки: большая часть лабораторий позакрывались, оставшиеся работают только с процессом С-41 и только со 135й плёнкой, тех кто проявит чб или 120-ю в крупном городе всего по несколько человек, не считая тех, кто, как я, например, проявляет самостоятельно. Есть всего несколько причин повозиться с плёнкой: чб и средний формат. Ну да, процесс конечно же - это реально затягивает, стоит попробовать хотя бы ради последней стадии, когда вынимаешь спираль из бачка после отмывки, плюхаешь в смачиватель и разворачиваешь плёнку с невесть откуда взявшимися картинками)

15.12.2015 - 02:49:06

Сергей Кириллович Виноградов

Я - старый конченый пленочник. До цифры я тридцать пять лет снимал на пленку. До сих пор смотрю на мою пленочную какмеру, и руки тянутся взять её, а не цифровую с собой. И только рационализм побеждает: беру пленочную очень редко. С некоторыми утверждениями готов спорить. Например: "Плёночные камеры менее энергозатратны, поэтому их батарея служит заметно дольше." Это неверно. Пленочная зеркалка Минольта a707si, например, гарантирует владельцу 25 пленок от одной батареи. Это значит около 900 кадров. Цифровая зеркалка Sony DSLR-a580 позволяет на свежезаряженном аккумуляторе сделать более 1000 (одной тысячи) кадров. По крайней мере, один уровень расхода. есть несколько других замечаний, скажем не упомянут размер матрицы, при том, что плёнка - всегда FF, и это очень серьезный довод в пользу пленки. Потом нынешняя пленка КАК ПРАВИЛО сканируется или перефотографируется на ЦФК и потом обрабатывается в ФШ. Далее. Стоимость фотопленок и их обработки за последний год выросла почти втрое и стала весьма трудноподнимаемой для начинающего любителя, которому теперь дешевле купить не самую крутую ЦФК и на ней начинать оттачивать мастерство фотографа. Стоимость старых пленочных какмер тоже возросла сегодня и составляет до 600-800- долларов США. Исходя из этого ясно, что некоторые рекомендации авторов сегодня... по крайней мере на это время устарели. Не могу рекомендовать статью для социальных сетей, не хочу разочарований.

27.12.2015 - 05:26:17

Виталий

Мне уже где-то здесь приходилось высказываться на эту, ставшую ныне злободневной,тему. Позволю себе сказать об этом еще раз. Возможно, кому-то это окажется полезным.
Казалось бы, кому, как ни мне петь осанну пленке, восхваляя ее достоинства и преимущества перед «цифрой». Ну, посудите сами, в моем активе более сорока лет работы с пленкой и оптической печатью, сотни престижных выставок по всей планете вместе с едва ли не всеми мастерами мировой художественной фотографии, а также высшие мировые награды в области фотоискусства, и многое другое.… И потому, полагаю, меня трудно заподозрить в дилетантизме или предвзятости, и пусть в меня бросит камень тот, кто добился большего в фотографии, после того, что я скажу дальше.
Великая Цифровая Революция свершилась! Она освободила массы от оков фотографической рутины. В руках у человека появились камеры с фантастическими возможностями, о которых еще совсем недавно нельзя было мечтать. И только от тебя самого зависит, станут ли они простым инструментом фиксации окружающей действительности или инструментом творчества. Вроде бы – твори, выдумывай, пробуй!
Ан нет! Тут же находятся люди, которые вопреки очевидному, все еще трактуют о превосходстве пленки над «цифрой», о романтике темной ванной комнаты с красным фонарем, о каком-то мифическом «благородном пленочном зерне».
В ответ на эти сентенции хочу сказать следующее. Конечно, и сегодня есть области фотографии, где пленка предпочтительнее цифры. Однако эти виды фотосъемки находятся далеко за пределами потребностей не только рядовых фотолюбителей, но и подавляющего большинства профессионалов. А если кто-то не видит качественного превосходства «цифры» даже в работах опытных мастеров, то ему следует обратиться к окулисту.
Фотографировать в наше время на пленку оправдано разве что из любопытства. Во всех других случаях - чистой воды глупость, все равно как поехать в другой город на телеге. Сегодня это удел разного рода энтузиастов, не заставших эпоху аналоговой фотографии, да зацикленных и замшелых мастодонтов, не желающих адекватно воспринимать реальность.

05.01.2016 - 21:42:29

Сергей Сергеев

Сразу предупрежу - я не фотограф-профессионал, но инженер-электромеханик по образованию и айтишник по профессии. Ну, и фотолюбитель со стажем более 30 лет. Имею в пользовании и цифровую и пленочную технику (кому интересно - всё есть в моем резюме).
И, это моё личное мнение, как технаря - конечно, чисто теоретическое - на практике все несколько иначе и сложнее (или, наоборот, проще:-)).
Теоретически цифровая байеровская матрица никогда не даст такую же картинку, как фотопленка. Причина тому проста, как 5 советских копеек. Эта причина - однослойность матрицы. Матрица состоит из отдельных фотоприемников, каждый из которых воспринимает лишь 1/3 (!!!) цветовой информации участка изображения. Остальная информация интерполируется. Т.е., реально матрица регистрирует только треть (!) цветовой информации из попадающего на неё светового потока! Остальное "додумывается", вычисляется процессором камеры (RAW-конвертером) по каким-то алгоритмам! Цифровой фотоаппарат «врет» нам на более, чем на 60% (но врет, правды ради - искусно! :-)) Всё, занавес! Это главная и непреодолимая (насколько мне известно) на настоящий момент, причина.
Были попытки сделать трехслойные матрицы (Foveon X3 у Fuji и ещё какая-то у Nikon). Но, там выплывают другие проблемы, которые до настоящего момента, насколько мне известно, не решены.
Что касается практической стороны вопроса – тут вы, уважаемые фотографы, знаете все лучше меня – и, уважаемый Виталий, (см. предыдущий пост) абсолютно прав.

Плёночная фотография во всём мире еще недавно переживала не лучшие времена. Производители сворачивали линии аналоговой продукции и переходили на цифру; фотолюбители и профи - активно снимали на цифровые фотокамеры, матрицы камер в смартфонах становились (да и становятся) всё совершеннее. Про историю плёнки в России и говорить не стоит: казалось, что вот только что, после хаоса девяностых, стали доступны нашим людям японские модные автоматические камеры, и.. опа, а уже и не надо: вот она, цифра. Плёнка умерла сама собой, вместе с остатками запасов Свемы в закромах заядлых любителей; сами любители освоили цифровые фотокамеры, производители освоили процесс модернизации цифровых фотокамер и всё пошло по накатанной: больше мегапикселей, меньшие габариты, меньший вес..


Смартфоны и Инстаграм завершили историю, сделав фотографию реально массовой. Да, тут есть некое утрирование, ибо остались, конечно, настоящие фанаты плёнки, которые стали покупать плёнку в зарубежных магазинах, охотиться на редкие и особо интересные модели плёночных камер, отправлять свои любимые фотоаппараты на профилактическое обслуживание к мастерам в Европу... но как массовое увлечение, которое, в своё время, привело к выпуску более 21 млн экземпляров фотокамеры Смена-8, плёнка, казалось, перестала существовать навсегда.

Но, как и у любого маятника, у маятника фотографии есть и обратный ход. Мы можем предполагать (и даже с определенной уверенностью ответственно заявлять), что плёнка должна была вернуть свою популярность, хотя бы часть её. Смотрите: не смотря на доступность практически всего фонда музыкальных записей в сети, интернет-радио и обычные радиостанции всё еще существуют; вопреки безудержным прогнозам футурологов, существуют и бумажные книги; наплевав на всякую логику, существуют компакт-диски, виниловые пластинки, кассеты..

Более того, это всё не только существует, но и неплохо себя чувствует. Потому что всегда будут люди, которым запах типографской краски и ощущение бумаги на кончиках пальцев дороже, чем экономия места и времени. Будут люди, которые слышат разницу между аналоговой записью 70-х годов и цифровой мастер-записью из современной студии. Будут люди, которым физические предметы дороже электронных, и будут люди, которым уникальность и неповторимость процесса важнее, чем возможность в любой момент воспроизвести результат с заданной точностью.

Именно уникальность каждого кадра и привлекает настоящих любителей фотографии к плёнке. У профессионалов тут немного другой интерес: для них, скорее, важны те возможности, которые предоставляет фотоплёнка; но уникальность каждого кадра и здесь играет немалую роль: сделанный на плёнку художественный кадр имеет особую ценность в силу как раз этой уникальности. Аналоговая фотография заставляет своих адептов совершенствоваться в чуть большей степени, чем фотография цифровая. Строго отмеренное количество кадров на катушке плёнки - самый первый и простой мотиватор. Тут нельзя стереть непонравившийся кадр и переснять композицию заново: можно только сделать еще один снимок. И не факт, что момент не будет упущен: свет, тень, выдержка, диафрагма - всё это играет куда большее значение в фотографии аналоговой, чем в цифровой. И сменить ISO в плёночной камере не получится - светочувствительность определяется самой плёнкой, которую Вы заряжаете в фотокамеру.

Аналоговая фотография сложнее цифровой, и это безусловно ее преимущество. Ровно как и в случае с виниловыми пластинками: правильная настройка проигрывателя и всей аудиосистемы для воспроизведения записи с винилового диска в разы сложнее, чем простое нажатие кнопки "Play" на смартфоне. Да, мы не ошиблись: сложность - это достоинство и преимущество любого аналогового носителя, будь то носитель изображения или звукозаписи. И чем сложнее его создавать, тем выше его ценность. Это как с мебелью из "Икеа" и мебелью из Италии ручной работы: два очень похожих предмета будут стоить совершенно разных денег и будут настолько отличаться в мелких деталях, что отличить их не составит труда.

Для тех, кто не знаком с фотоплёнкой, но хорошо знаком с фотографией на цифровую фотокамеру, мы хотим отметить: даже если Ваш цифровой фотоаппарат позволяет снимать в полностью ручном режиме, и этот режим Вы освоили в совершенстве, в работе с плёнкой Вас ждет еще много нового. Разная зернистость и разная чувствительность плёнки к различному спектру света, разный результат в зависимости от проявителя и способа проявки, куда как более сильное влияние оптики объектива на итоговый кадр - всё это открывает мир никак не меньший по возможностям, чем Photoshop и любые иные графические редакторы. Более того, то, что Вы получите на плёнке, можно ведь и оцифровать для дальнейшей работы с кадром в Photoshop... Хотя это, конечно, уже немного извращение, и вот почему.

Во-первых, аналоговый источник не переводится в цифру без потерь. От слова "совсем". Для того, чтобы просто "вытащить" из плёнки то, на что она способна, практически нет оборудования. А использование того, которое есть, финансово рационально только в том случае, когда кадр прямо вот уникален и его необходимо сохранить для потомков любой ценой на всех возможных носителях. Ну нет в мире пока доступных сканеров, способных снять в цифру те 600 линий на дюйм, которые может предложить низкочувствительная плёнка в качестве разрешения.

Во-вторых, вся прелесть плёночной фотографии - в возможности полностью самому сотворить отпечаток, от задумки и нажатия на кнопку затвора, до оформления отпечатка для размещения над собственным столом. Съемка, проявка, печать - всё это процесс создания чего-то нового в этом мире; создания своими руками того, чего раньше просто не существовало. И чем раньше Вы самостоятельно проявите Вашу плёнку, тем быстрее Вы поймете, что отдавать плёнку на проявку в лабораторию необходимо только в очень редких случаях (и только в очень хорошую лабораторию).

Ваша плёнка просуществует еще сто лет после проявки. Фотоснимок (на хорошей бумаге, покрытый лаком и защитным слоем, под стеклом) - куда дольше. И в нашем бешеном темпе жизни весьма немного увлечений, которые могут подарить Вам такие ощущения, которые вы испытаете, впервые создав свою собственную классную фотографию. Эта (и каждая последующая удавшаяся) фотография стократ компенсирует любые сложности в освоении съемки на плёнку. Ну а ФотоАптека будет рада помочь Вам начать (или продолжить) Ваш путь в мир плёночной фотографии; в следующий раз мы расскажем Вам о том, какие пленочные фотокамеры стоит искать начинающему фотографу-любителю и какие - профессионалу, решившему добавить в своё портфолио услуг аналоговую фотографию.

Бразильский фотограф-портретист Нету Маседу рассказывает о плюсах аналоговой фотографии и возможностях, которые она дает.

Я снимаю на пленку вот уже почти четыре года и могу смело сказать: аналоговая фотография действительно изменила мою жизнь и мой взгляд на создание изображений.

Впервые я всерьез столкнулся с аналоговой фотографией во время учебы в колледже, но тогда и представить не мог, что буду снимать на пленку и в 2018-м. Наш старый преподаватель привел нас в проявочную, и я четко помню, как сказал себе — никогда в жизни больше и шагу не сделаю в проявочную. Запах был отвратительный, да и сама идея — заправлять пленку в камеру ради нескольких кадров, весь этот громоздкий процесс проявки, все это казалось совершенно устаревшим в 2007 году. Тогда цифра уже была стандартом для большинства фотографов. Я не был исключением.

Сегодня я снимаю портреты только на пленку

Вторая моя встреча с пленкой состоялась в 2012-м. У моего коллеги был старый Canon AE-1, на который он снимал личные проекты. Помню, тогда я сказал ему, как глупо и неправильно использовать устаревшую технологию, которая окончательно умрет через пару-тройку лет.

Но в 2014 году я обнаружил, что средний формат был идеален для моего стиля фотографии. Однако в то время цифровая среднеформатная камера стоила примерно столько же, сколько моя недавно купленная машина. Тогда я и решил купить свою первую аналоговую среднеформатную камеру — Mamiya 645 PRO TL. Взглянув на свои первые (плохие, кстати) фото, я влюбился в пленку и постепенно полностью перешел на нее.

Этой статьей я хочу ответить всем, кто спрашивал меня, почему я до сих пор занимаюсь аналоговой фотографией. Это не сравнение — “цифра” против пленки. Главная идея: показать, что пленочные камеры — вполне реальный инструмент для одних, определенных, целей и задач, равно как и цифровые — для других.

1. Или план, или пропал

Начав снимать на средний формат, я понял, что тут уже нельзя портить кадры, как на “цифре”. Я живу в Бразилии, и профессиональные пленки, цветные и черно-белые, здесь очень дорогие. И я не планировал обанкротиться, щелкая затвором. Так что пришлось понять — надо планировать кадры. Гораздо серьезнее, чем при цифровой съемке.

Это фото — отличный пример того, как все было запланировано заранее. Специально для этой фотосессии я купил и вырезал несколько бумажных фонов. Обычно я начинаю снимать, уже точно зная, что собираюсь сделать.

При съемке на пленку значительно увеличивается качество снимков. Ты дважды или трижды думаешь, прежде чем щелкнуть затвором. И быстро учишься определять, какой материал даст отличные фото.

Не могу сосчитать, сколько раз я ставил модель, смотрел в видоискатель и через несколько минут, проведенных в попытках найти верную композицию, говорил: “Нет, забудем об этом, давайте попробуем следующее фото”. Даже для тех, кто снимает на “цифру”, аналоговая фотография — отличный способ попрактиковаться в мысленной визуализации картинки, чтобы сосредоточиться только на том, что действительно сработает для поставленных целей.

Ты становишься внимательнее к тому, что происходит вокруг, потому что меньше щелкаешь затвором; и остается больше времени на то, что действительно важно: на общение с людьми, на взаимодействие с моделью и с окружением, на изучение мест и так далее. Понимаешь, что фотография — это не то, что происходит в камере, но то, что происходит вне ее. И, поскольку то, что происходит вне камеры, как раз-таки и создает хорошую фотографию, ты уделяешь этому больше внимания.

2. Съемка на пленку — взгляд в будущее

Если вы совсем не знакомы с аналоговой фотографией, то раскрою секрет: у аналоговых камер нет экрана, на котором можно просмотреть готовые снимки. Да, это правда. И это правда для всех пленочных фотоаппаратов. И это заставляет отказаться от плохой привычки постоянно просматривать сделанные кадры. Единственный экран, на который вы будете смотреть, — это видоискатель и картинка в нем. Та картинка, которую вы ищите, а не те, которые вы уже нашли.

Цифровые камеры заставляют нас тратить много времени на проверку фотографий, не говоря уже о том, какое это создает напряжение между фотографом и фотографируемыми. Ведь с цифровой камерой люди могут посмотреть, как они получились на снимке (и они имеют определенные ожидания на сей счет).

Как я уже сказал выше, все самое главное происходит вне камеры, и отсутствие дисплея, на котором можно увидеть только что сделанный снимок, заставляет фокусироваться на будущем; на том, что ты будешь делать дальше. То есть аналоговая камера — это мост, который ведет вас в будущее, а не в прошлое, по крайней мере, на время съемки. А с цифровой камерой люди погружаются в экран, листая картинки, и вот они уже потеряли контакт с миром и с происходящим вокруг.

3. Разнообразие оборудование

Хотя ситуация сейчас и меняется, но в общем и целом в цифровом мире у вас нет такого выбора, как в аналоговом. И “цифра” иногда может быть очень, очень дорогой (да, я про средний формат и крупноформатные задники).

В аналоговом мире у вас есть доступные опции в любом нужном вам формате, от камер, которые используют пленку типа 110, до крупноформатных, с размером кадрового окна 8×10. И в каждом формате тоже будет богатый выбор. Вам нравятся 35-мм полнокадровые цифровые камеры? Canon EOS 30/Elan 7 можно найти на eBay всего за 149 долларов, и использовать с нею все ваши объективы Canon EF. Прежде так любимую мною Olympus OM2 можно приобрести примерно по той же цене, в комплекте с объективом.

Даже среднеформатные камеры, которые не по карману 99% цифровых фотографов, можно купить в интернете по вполне приемлемой цене. Моя Pentax 67II обошлась мне примерно в 400 долларов, в паре с объективом 135mm f/4. Не говоря уже о том, что обычно в “цифре” “настоящего” среднего формата не получить, поскольку большинство матриц — “обрезанные”, 44×33 мм. А “настоящего” среднеформатного образа можно достичь лишь при использовании матриц размера 6×6 или 6×7 (60×70 мм).

Настоящий “облик” среднего формата, снятый на камеру 6×7

А крупного формата как такового в цифровом мире нет, потому что задники исключительно дороги и применяются в очень ограниченных сферах. Большинство фотографов, которые занимаются крупным форматом, до сих пор работают с пленкой.

4. Работа с пленкой учит правильно оценивать свет

Все это делают: прикидывают свет на глаз, щелкают затвором, проверяют, как получилось и делают поправку экспозиции для следующего кадра. Из-за того, что приходится обращаться к экрану, теряется время и связь со снимаемой сценой. Иногда даже не обращают внимания на экспозицию — если все не слишком плохо, можно восстановить детали в темных/светлых местах при постобработке. Но в аналоговой фотографии от тщательного замера света никуда не деться.


Очень важно оценивать цвета и тени перед съемкой, иначе результат будет не таким, как ожидалось

Я часто слышу, как люди говорят: “О, прелесть аналоговой фотографии в том, что ты не знаешь, что получилось, пока не проявишь пленку”. Это распространенное мнение, но совершенно неверное. Снимать на пленку означает знать каждый аспект того, что ты делаешь. По крайней мере, пытаться знать — и это заставляет учиться еще и еще.Вы щелкаете затвором и точно знаете, что получится в результате. Видите картинку и снимаете ее. Конечно, вы не можете показать ее другим до того, как проявили и отсканировали пленку, но четко знаете, что сделали.

То же касается и съемки в студии. При работе со вспышкой замер экспозиции очень важен, и работа с пленкой поможет и здесь

На мой взгляд, лучшая стратегия для начинающих фотографов — освоить основы фотографии на “цифре”, где есть возможность быстро проверить результат, а затем практиковаться, тренировать полученные знания уже на пленке. Это заставит крепче затвердить все, связанное с оценкой света и настройками камеры.

6. Пленка учит продуктивности

При съемке на пленку приходится учиться ловить нужный момент в нужное время. Если вы работаете с подвижными объектами, то просто необходимо развить чутье времени и пространства.

В Бразилии пленка очень дорогая. Одна катушка пленки типа-120, на 10 кадров, стоит 20 долларов — итого 2 доллара за каждый щелчок затвора. Можно обанкротиться, если не научишься быстро делать все правильно

Со временем начинаешь работать как швейцарские часы — очень точно и очень четко. Кроме того, в большинстве аналоговых камер есть только самые базовые функции. Ни стабилизации изображения, ни автофокуса, ни других технологических инноваций. За редкими исключениями при съемке на пленку есть только вы и металлическая коробочка с объективом у вас в руках. И — повторюсь — это помогает сконцентрироваться на том, что происходит вне камеры, а не внутри нее.

7. Великолепные цвета и фотографическая широта

Популярность пресетов, имитирующих пленку, подтвердит мои слова: цветопередача пленки, как и черно-белые тона, великолепны. Подобного в цифровом мире просто нет: таких цветов, как с пленкой, в “цифре” мне получить не удавалось.


Цвета в аналоговой фотографии — это вишенка на торте. Даже для черно-белых пленок эти переходы серебристых и серых тонов — в “цифре” такого не повторить

Как уже сказано выше, я начал заниматься аналоговой фотографией, потому что искал возможность недорого снимать в среднем формате. Я получил то, чего хотел, но сегодня продолжаю снимать на пленку, потому что нашел невероятные цвета — я и представить себе не мог, что камера способна создавать такое.

Помимо этого, с аналоговой камерой вы получаете множество разных “матриц” с разной цветопередачей — ведь можно сегодня пользоваться одной пленкой, завтра взять другую, другого бренда. Например, мои фавориты в большинстве случаев — Kodak Portra 400 и Kodak Portra 800, но если я снимаю место со множеством зелени, то люблю пользоваться Fuji PRO 400H — за ее передачу зеленых тонов.

Фотографическая широта пленки (при верном замере экспозиции и верной проявке) — еще одна особенность, которую можно получить только с самыми дорогими цифровыми камерами. Потенциальная широта таких дешевых пленок как, например, Fuji X-Tra 400 или Kodak Colorplus 200, сравнима или даже превышает ту, что могут дать профессиональные полнокадровые цифровые камеры.

Пленка хорошо сохраняет свет, и если вы пересветите ее, то не потеряете детали в светах, только насытите тени. В процессе съемки светлые области насыщаются и перестают сохранять свет также быстро, как и темные. В аналоговой фотографии при замере экспозиции речь идет скорее о контрасте. Передержите снимок — и у вас будет больше информации в тенях и меньше контраста. Недодержите — будет больше контраста и меньше деталей в тенях.

Подводя итоги

Нет, никто в наши дни не откажется от цифровой фотографии, чтобы перейти полностью на пленку, но я к этому и не призываю. Но надеюсь, что смог представить аналоговые фотокамеры как вполне реальный инструмент для:

1. доступа к целому ряду разных форматов без чрезмерных финансовых затрат,
2. практики в основах фотографии и замера экспозиции,
3. связи со внешним миром и меньшего погружения в камеру,
4. получения результатов, отличных от цифровой съемки.

Еще одна моя цель — привлечь большее внимание к аналоговой фотографии. Будет очень жаль, если она умрет, тогда как столько прекрасных и важных для истории фотографий были сделаны именно на пленку. Пленка все еще жива. Пусть так будет и в дальнейшем.

Серийность — это не комплимент, когда разговор касается искусства. И хотя цифровая съемка дарит нам неповторимые и чрезвычайные произведения, которые получают высокие награды на международных конкурсах, именно пленочные приборы возвращают в нашу жизнь ощущение магии фотографии. Зарядить 35-миллиметровую кассету и окунуться в мир ретро изображений помогут и старые, и новые фотоаппараты. Главное — решиться снимать на пленку.

Назад в будущее

Ретро снова в моде. И касается это не только тенденций в одежде. В поисках вдохновения дизайнеры мебели, электроники и бытовой техники тоже обращаются к прошлому. Так же, как и производители фотоаппаратов. Olympus возродил классические камеры OM и PEN в цифровом варианте, ретро-серии запустили также Fujifilm, Nikon и Canon. Ряд компаний вспомнили и о фототехнологии "Полароид". Ностальгия оказалась еще глубже. Люди все больше интересуются возрождением "старых" технологий — пленочное фото снова набирает популярность, и цена и выбор пленочных камер на барахолках постоянно растут.

Впрочем, компании Nikon, Leica, Cosina и Hasselblad никогда и не прекращали выпускать камеры для аналогового фото. Поэтому любой может почувствовать то же, что и наши родители или дедушки, заряжая свой "ФЭД" 60 лет назад. Им не с чем сравнить, а вот современный фотограф будет ценить старую технологию за то, что пленка создает интересную и неповторимую картинку, которую очень трудно воспроизвести с помощью цифровой камеры. Имитировать результат можно прибегая к сложным манипуляциям в программах обработки фото. Важно и то, что аналоговая камера дисциплинирует. Ограниченное количество кадров заставляет фотографа быть сосредоточенным, взвешенным и максимально внимательным, а результат работы можно увидеть только после того, как фото будут напечатаны. Волнение, связанное с ожиданием готовых снимков, давно забытое, но сравнить его невозможно ни с чем.

Зеркальные и дальномерные

Если вы решили освоить пленочные камеры, то первое, что вам понадобится, конечно же, фотоаппарат. Возможно, где-то в вашем шкафу хранится Contax 645AF с линзой Carl Zeiss? Если же нет, то покупайте камеру на сайтах официальных производителей, или же на сайтах продажи подержанных вещей. Обращайте внимание на зеркальные или дальномерные камеры.

С зеркальными камерами все более или менее понятно - сменные объективы с помощью системы зеркал передают изображения через объектив в видоискатель. Но тем, кто с аналоговой фотографией ранее дела не имел, дальномерные фотоаппараты могут быть незнакомыми. Они более компактные, чем пленочные зеркальные, имеют переменный объектив и отдельный видоискатель. За наведение резкости отвечает оптический дальномер. То есть в видоискателе вы видите раздвоенную картинку, которую надо возвести в одну, чтобы получить четкий снимок. Поэтому по большому счету зеркальные и дальномерные камеры не отличаются друг от друга. Разве что зеркальные фотоаппараты обычно имеют больший выбор оптики, и фокусироваться ними немного легче.

Легкий выбор

Настроек в пленочном фотоаппарате минимум. Надо только правильно управлять выдержкой и диафрагмой. За выбор этих параметров отвечает экспонометр. Он может быть электронным или на основе селенового фотоэлемента. Отличаются они тем, что первые для работы используют батарейки, вторые нет. Выбирая камеру лучше обращать внимание на модели с электронным экспонометром. Ведь бытует мнение, что селен со временем теряет свои свойства и в конечном итоге может давать неверные показания. Как результат - темные или пересвеченные фото. Так что главное - всегда проверять чтобы экспонометр работал.

В качестве первого аналогового фотоаппарата лучше выбрать модель, которая использует 35-миллиметровые ленты. То есть ту, которая и сейчас продается почти в каждом фотомагазине. Среднеформатные камеры вещь интересная, но найти для них пленку, а затем ее проявить и распечатать фото может стать проблемой.

Импортные камеры компактнее и симпатичнее, даже зеркальные. И они более надежны. Впрочем, нельзя однозначно сказать, что советская техника плохая. Фотоаппараты "ФЭД", "Зенит" и "Киев" будут хорошей альтернативой в том случае, когда бюджет ограничен.

Заряжай!

Экспериментировать с самого начала — не лучший вариант. Итак стандартные фотоматериалы фирм Fujicolor, Kodak или Fuji — то, что надо. Чувствительность можно выбрать универсальную - 200 единиц. Количество кадров - как сами пожелаете. Плюс такой пленки в том, что ее очень просто найти, она дает неплохую картинку, стоит недорого, а также ее запросто можно проявить, отсканировать и распечатать. Несколько сложнее ситуация с профессиональными кассетами Kodak, Ilford или Fujifilm, особенно черно-белыми. Некоторые из них требуют другого процесса проявления, чем дешевые Fujicolor, Kodak или Fuji. В таком случае придется поискать более прогрессивную фотолабораторию.

Основной этап в начале работы - правильно заряженная пленка. Проследите, чтобы ее перфорированные края надежно зацепились за принимающую катушку. Сначала надо прокрутить пару кадров с открытой задней крышкой, чтобы убедиться, что негативы зацепились, и только тогда закрыть крышку.

Все, фотоаппарат готов. Помните, пленка не любит быстрых необдуманных кадров, разве что это репортаж, и вы в центре событий. Поэтому не спешите, внимательно измеряйте экспозицию и наслаждайтесь магией съемки пленочным фотоаппаратом.

Несмотря на моду, не каждый захочет возиться со старыми камерами и пленкой, а тем более покупать новую. Среди смельчаков будут романтики, которые занимаются волшебными моментами творчества и ожиданием чуда, без какой-либо гарантии удачного результата. Профессионалам, которым немного надоела кажущаяся легкость цифровых фотоаппаратов, тоже могут перейти на новый старый стиль работы. И, конечно, все, кто хочет обратить на себя внимание в любом кругу, ведь снимать на пленку — еще и экзотика.



Похожие статьи

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

  • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

    Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...