Почему у казака серьга в ухе. Зачем казаки носили чубы и серьги

Казачество имеет богатую историю, которая началась еще в XVI веке. Образ отважного воина, воевавшего в Отечественной войне 1812 года, воспет писателями и поэтами. Многие из нас слышали и знают казачьи песни. Культура этого народа разнообразна и близка нам до сих пор. Казачьи отряды участвовали во многих важных исторических событиях. Современный образ казака изменился, но все равно вызывает интерес их внешний вид и атрибутика. Например, казачьи серьги. Что они означают и для чего носятся?

Серьга как военный атрибут

Глупо было бы предположить, что ношение казаком серьги в ухе продиктовано желанием выделиться на фоне окружающих и создать себе стильный образ. Ношение мужчинами серег в ушах имеет давнюю историю и встречается у разных народов мира. Например, в Древнем Египте наличие серьги в ухе мужчины означало его высокое положение и указывало на его состоятельность. Намного позже, в Римской империи, серьгу на ухо стали вешать рабам, помечая их принадлежность хозяину. А военнообязанные жители Рима - центурионы - украшали себя серьгой только после достижения высоких заслуг перед Цезарем.

Казак носил серьгу в ухе исключительно как военный атрибут. Не каждый казак имел право повесить серьгу, поэтому украшение имело свое значение, позволяющее окружающим видеть статус и положение мужчины. У некоторых народностей серьга в ухе символизирует воинское звание или говорит о степени его заслуг. Подобным образом информирует нас о военном звании количество звезд на погонах военных. Только взглянув на них, мы можем оценить статус служащего. Так что же означают казачьи мужские серьги?

Значение серьги в ухе казака

Серьга в ухе казака указывала на его положение в семье. Если казак носил серьгу в левом ухе, это означало, что он единственный сын у матери. Ношение серьги в правом ухе означало, что он последний мужчина из своего рода и наследник. Две серьги в обоих ушах говорили о том, что он единственный ребенок в семье. Такой способ оповестить окружающих о своем семейном положении был связан с тем, что жизнь казаков была почти полностью посвящена войне.

Матери вешали серьги в уши своим сыновьям, чтобы командиры по возможности берегли их. Во время построения военачальники командовали "равнение направо" и "равнение налево", чтобы посмотреть наличие сережек в ушах молодых казаков. Было принято не брать в опасные походы единственного сына и кормильца.

Это не означает, что служба казаков была легкой, и они не подвергались опасностям. Наоборот, военная история знает много доблестных казаков, рисковавших своей жизнью и погибавших ради победы и общего блага.

Также серьга в ухе казака считалась оберегом, помогающим казаку в бою, защищающим его от серьезных ранений и напоминавшим о том, что его ждут дома.

Виды казачьих серег

Чаще всего серьга у мужчины-казака была выполнена в виде полумесяца. Она выплавлялась из серебра, а золото казаки предпочитали носить в кошельках. Размер серьги и ее внешний вид особого значения не имели, в основном оценивалось ее наличие или отсутствие. Дизайн серьги мог быть простым или изображающим животных, входящих в состав герба казачьего войска. Например, Уральские казачьи войска ходили под гербом, изображающим осетра. Некоторые серьги изображали волков или гербовых орлов с символикой государства. Например, после русско-турецкой войны можно было встретить серьги выполненные в виде змея, подпираемого крестом.

По некоторым данным, серебряная казачья серьга в ухе использовалась казаком для очистки воды. В походе, когда необходимо было набрать питье из непроверенного источника, казак на несколько минут опускал в емкость с водой свою сережку, чтобы обеззаразить жидкость.

Женские казачьи наряды и украшения

Женщины казачества тоже носили украшения, но, что касается женских казачьих серег, они носились просто как украшение. Большее значение имели кольца, которые мужчины-казаки не носили. Но они не имели такого значения, как мужские казачьи серьги.

Одежда женщин казачества была пышной и отличалась восточной роскошью. Они носили богато расшитые платья, напоминающие татарские камзолы, украшенные пуговицами из драгоценных металлов. Женщины казаков не стеснялись украшать себя жемчугом, вышивая им узоры.

Отдельной деталью одежды был пояс, носившийся чуть выше талии. Часто он был самой дорогой деталью наряда и состоял из серебряных и золотых нитей.

Казачий обычай носить серьги связан исключительно с военной стороной жизни. Однако не все казаки имели право носить их. Серьга в левом ухе у казака означала, что он один сын у матери, серьга в правом — последний мужчина в роду.

Сами же серьги у мужчин-казаков имели обычно вид простого полумесяца и в лучшем случае были серебряными.

Если же казак носил по серьге и в правом и левом ухе это означало, что он один ребенок у родителей. В походах и боях таких по возможности берегли. Нельзя сказать, что наличие серьг не освобождало казаков от опасностей. Они наряду с остальными сражались в боях плечом к плечу и несли тяготы походов. Но остальные по негласным правилам старались их сберечь и, как могли, подстраховывали.

Были и другие обычаи. Когда в мирное время умирал последний казак в роду, его шашку ломали и клали с ним в гроб. За гробом умершего казака до самого кладбища вели коня под седлом.

Что же касается колец, то мужчины их не носили совсем. Только женщины. Кольца на девичьих и женских руках имели свое значение.

Серебряное колечко на левой руке — девушка на выданье, на правой — просватана. Кольцо с бирюзой означало, что возлюбленный девушки служит. Бирюза — камень тоски. Золотое кольцо на правой руке — замужняя, на левой — разведена. Два золотых кольца на левой руке — вдова, так как второе кольцо — это кольцо умершего мужа.

И еще в дополнение темы:

Казачье движение в России имеет продолжительную и богатую историю. Этот субэтнос на территории нашего государства появился благодаря вхождению в состав Российской империи Запорожской Сечи, основанной в середине XVI века. Екатерина Вторая распустила Сечь в XVIII веке из-за «политической ненадежности». Часть запорожцев ушла в Турцию, а наиболее патриотичные полки были расселены на южных рубежах нашей Родины. Так возникли кубанские и терские казаки. Казачье движение набирало силу, появлялись различные войска, охранявшие границы нашей страны и осваивавшие новые территории. Просуществовав несколько веков в начале 20 века, после Великой Октябрьской революции, казачьи полки были расформированы по причине поддержки белого движения.
Тем не менее, по приказу И.В.Сталина во время Великой Отечественной Войны были созданы казачьи отряды, которые с честью участвовали в боевых действиях на стороне Красной Армии. С начала 90-х годов 20 века начались попытки возрождения казачества, но сегодня казачьи парады - это просто «кусочек» ожившей истории.

Помогая осваивать новые территории и охранять границы государства, казаки часто перенимали обычаи и традиции народностей тех мест, где они обитали. Например, терские казаки, по сути полиэтническое образование (в ряды терских казаков помимо русских входили многие другие народности, существовали смешанные браки), переняли многое у кавказцев. Особенно заметно это в одежде, вооружении и обычаях.

Доподлинно неизвестно, откуда зародилась традиция у казаков носить серьгу в ухе. Сегодня, в 21 веке, ношение подобного украшения рассматривается как часть имиджа, «прикида» или намекает на нетрадиционную сексуальную ориентацию. Серьгами украшают не только уши, но и все что угодно. Пирсинг сегодня считают искусством, хобби, средством привлечения внимания, не рассматривая какое-то конструктивное и практически применимое его значение.

Серьга же в ухе мужчин-казаков указывала на роль и место казака в роду. В левом ухе носил серьгу единственный сын у одинокой матери. Серьгу в правом ухе носил последний в роду, где не было наследников по мужской линии. Единственный ребенок у родителей носил две серьги. Этот элемент украшения считался оберегом, но в то же время выполнял вполне практическую миссию - командир при равнении строя направо и налево четко видел, кого следует беречь в бою

Серьга казака.

СЕРЬГА.

Был мальчиком. И тётка, старуха,
Казачьей гордясь стариной,
Проколола мне левое ухо
Тьмутараканской серьгой,
Рассказав о серьге Святослава,
Про Саркелы — хазарскую быль —
Что лежит по-над Доном направо,
Где теперь лишь полынь да ковыль.
Не такая ль попала к татарам,
От татар перешла к казаку
И досталась ахтырским гусарам,
Да второму Донскому полку, -
Полумесяц с крестом, — золотая, -
Начинал уже к ней привыкать,
Но смеялись вокруг: Николая
Будем замуж с серьгой выдавать!
Ах, как часто смеялись над многим,
Не хотели ничем дорожить,
Чтоб потом, у проезжей дороги,
Христа ради, из милости жить.
С каждым годом труднее, скуднее...
Но забыть ничего не могу:
До сих пор ещё горько жалею,
Что недолго носил я серьгу.

(Казачий поэт Николай Туроверов)

У донских казаков есть обычай носить в левом ухе серьгу. В конце XX века распространилась "легенда", будто серьга в левом ухе казака означала, что он единственный сын в семье и т. п. Исторические подтверждения этой легенды в литературе не найдены.

Казаки, кажется, забыли, с чем связан старинный обычай ношения серьги. Возможно, некогда серьга считалась оберегом. Этнографические источники свидетельствуют о том, что серьгу носили донские, яицкие и запорожские казаки. «Уникальное описание донского казака Сергея Дмитриева, пойманного в Новгороде, сохранившееся в «Новгородских кабальных книгах» за 1599-1600 годы: «Ростом человек середней, лет в полтретьятцать, бороду бреет, усат, волосом рус, очи серы, верхнего зуба на переди половина вышиблена, у левой долонь у мизинца стреляна, в левом ухе бывала серьга» (М. П. Астапенко, «История казачества России», 1999). Казак Дмитриев, пойманный в Новгороде, родителей своих не помнил, «родом деи крестьянский сын, остался мал... а побыл на Поле в казаках у атамана у Ворона у Носа лет с восм». Таким образом, этот 25-летний казак вряд ли носил серьгу в знак того, что он единственный сын в семье.

Скорее всего, серьга в ухе должна была сообщать окружающим, что перед ними казак, удалец с Дикого Поля. «...Молодой казак ухарского вида. Фуражка набекрень, в ухе серьга, модный пиджак и широкие шаровары с лампасами, напущенные на сапоги» (Донской писатель Ф. Д. Крюков, «Жажда», 1908). По словам уральского казака И. И. Железнова, в XVIII веке среди яицких казаков золотая серьга с бирюзой, болтавшаяся «по обычаю того времени, в правом ухе казака», демонстрировала щегольство, а значит удаль и молодечество. На древнем Востоке серьги в первую очередь носили мужчины-воины.

Серьги находят в захоронениях воинственных кочевников: скифов (носили одну серьгу в левом ухе), сарматов, гуннов, булгар, хазар, половцев и татаро-монгол. Согласно описанию византийского литератора Льва Диакона, в одно ухо русского князя Свендослава, приплывшего на "скифской ладье" на встречу с императором Цимисхием, была вдета золотая серьга, украшенная карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Однако существует мнение, что Лев Диакон, известный подражанием древним авторам, мог придать образу Святослава внешность вождя гуннов Аттилы (для византийцев, считавших себя римлянами, Аттила и Свендослав были вождями язычников и "варваров"). Древние славяне нередко носили серьгу в одном ухе. На Руси мужчины носили серьгу до XVI века. Среди донских казаков обычай ношения серьги дошел до XX века. В наши дни некоторые донцы воскресили старинный обычай.

Мила, мила нам пугачевщина,

Казак с серьгой и темным ухом.

Она знакома нам по слухам.

Тогда воинственно ножовщина

Боролась с немцем и треухом.

(Велимир Хлебников, отрывок из поэмы «Хаджи-Тархан»)

Почему казаки носили чуб и серьги?Образ казака, сформированный в сознании нашего народа и отображенный в культуре, (как в классической, так и в современной) имеет специфическую атрибутику. Шаровары, сабля, курительная трубка, обязательно гладковыбритая голова с длинным пучком волос на макушке и серьги в ушах (вид которой в ушах молодежи относительно недавно рождал нервную дрожь и непроизвольное бурное слюноотделение у людей старшего поколения). Если шаровары были частью национального наряда, сабля – самым распространенным оружием, а трубка… впрочем, о трубке не будем; то назначение, смысл прически и серег вызывали (да и сейчас продолжают иногда вызывать) споры.

Между тем, пучок волос на макушке, который называется чуб, чупрына или оселедец (в украинском языке означает «селедка»), имел несколько значений. Во-первых, он был своего рода визитной карточкой казака. Но не любого, а уже опытного, закаленного в боях воина. Молодняк не имел права носить чуб. Молодые казаки, которые назывались «джуры», стриглись обычно «под горшок». Прическа «укорачивалась» постепенно в процессе обучения воинскому искусству и накоплению боевого опыта. Самым позорным наказанием для казака было сбривание чуба.

Во-вторых, чуб имел мистическое значение. Казаки верили, что если после смерти попадут за свои грехи в ад (казаки воевали и убивали своих врагов, а убийство – грех), то Бог вытащит казака, как защитника веры и родной земли, за чуб из адского котла. Чаще всего чуб носили на левую сторону. Таким образом, он мешал черту, сидящему, как известно, за левым плечом.

Серьги также носились не ради забавы. Это был способ донести информацию о социальном статусе казака. Серьга в левом ухе означала, что казак был единственным сыном в семье. А когда серьга носилась в правом, то это говорило о том, что ее владелец – последний мужчина в своем роду. Бывали случаи, когда серьги носились в обоих ушах. Казаков с серьгами старались не отправлять на особо опасные задания и по возможности берегли в бою. Однако прятаться за спинами товарищей, прикрываться своим статусом у казаков было не принято.

Сама серьга изготавливалась в виде полумесяца из серебра, так как любой другой металл окислялся и мог привести к заболеванию. Золото для серег не использовалось, ибо оно «должно звенеть в кишени (кармане)».

Не менее дорогим для казака символом была курительная трубка. Помимо основного назначения (курения), трубка, по некоторым данным, служила своеобразным оберегом. Дело в том, что заговоренный табак мог отгонять нечистую силу. И вот, чтобы отогнать от себя черта и обезопаситься от его козней, казаки курили его в трубке. Наравне с саблей трубка была верной подругой казака в походах.



Похожие статьи

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

  • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

    Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...