Правописание местоимений русский язык упражнения. Местоимение материал закрепления на упражнениях

Оборудование: Опорная таблица «Разряды местоимений».

Эпиграф на доске:

По совокупности признаков своего грамматического и обшеязыкового поведения местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые, как «запасные игроки» на футболе или дублеры в театре, выходят на поле или сцену, когда нужно «освободить от игры» знаменательное слово.
А. Реформатский

Образовательные цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о местоимении, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ.
    а) совершенствовать умение находить местоимения в речи; производить их морфологический разбор; классифицировать, анализировать местоимения; отличать их от других частей речи.
    б) повторить и закрепить правила написания местоимений, вызывающие затруднение у учащихся (не и ни в отрицательных и неопределенных местоимениях, дефисное и слитное написание неопределенных местоимений и др.).
  2. Развивать умение оценивать морфологические формы с точки зрения нормативности.

Воспитательные цели урока:

  1. Воспитывать интерес к слову, желание пополнять свой лексикон, развивать и обогащать свою речь.
  2. Показать учащимся красоту, богатство, выразительность русского языка, разнообразие его ресурсов.

Развивающие цели урока:

  1. Развивать творческие способности учащихся: ассоциативность мышления, быстроту реакции, зрительную, слуховую, моторную память, внимание, наблюдательность, орфографическую зоркость.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня в курсе уроков, посвященных морфологии, мы обобщим и систематизируем знания о местоимении, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ. К этому уроку в качестве домашнего задания вы повторили тему «Местоимение» и, разделившись на группы, подготовили небольшое сообщение о разрядах местоимений по следующему плану:

  1. Значение местоимений данного разряда.
  2. Грамматические признаки.
  3. Особенности правописания.

Вопросы классу:

– Что называется местоимением?

– Как соотносятся местоимения с другими частями речи?

– Назовите разряды местоимений; дайте их краткую характеристику.

Представители каждой из групп выступают с краткими сообщениями о разрядах местоимений.

Учитель: Используйте теоретический материал при выполнении практической части урока.

ЗАДАНИЕ 1. Впишите следующие местоимения в соответствующую графу таблицы «Разряды местоимений».

Мой, другой, вы, кто, что-то, каждый, который, я, они, столько, ничей, некто, себя, кое-какой, весь, нечего, свой, несколько, всякий, что, сам, этот, ваш, что-либо, какой, какой-нибудь, таков, никто, всякий, нисколько, то, собой, несколько, любой, сколько.

ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте пословицы. Найдите и подчеркните в данных пословицах местоимения, определите их разряд и синтаксическую роль в предложении.

1. Запишите номера пословиц, ориентируясь на количество местоимений в каждой из них. Принцип записи: от большего количества местоимений в предложении к меньшему.

2. Местоимения каких разрядов в этих пословицах отсутствуют?

  1. Чем богаты, тем и рады.
  2. Сам не научишься, никто не научит.
  3. Тот не ошибается, кто ничего не делает.
  4. Сын у меня мой, а ум у него свой.
  5. Худо тому, кто добра не делает никому.
  6. Храни себя от бед, пока их нет.
  7. На каждый роток не накинешь платок.
  8. Скажи мне, кто твой друг, а я скажу, кто ты.
  9. От иной похвалы хоть в землю уйти.
  10. Моя хата с краю, ничего не знаю.
  11. Все хорошо, что хорошо кончается.
  12. Всякому овощу свое время.
  13. Не тот живет больше, чей век дольше.
  14. Правда прямо идет, с нею не разминешься.
  15. За чем пойдешь, то и найдешь.
  16. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

1. В 8-ом предложении шесть местоимений; в 4-ом – четыре; в 3-ем и в 5-ом по три; в 1-ом, 2-ом, 6-ом, 10-ом, 11-ом, 12-ом, 13-ом, 15-ом – по два местоимения; в 7-ом, 9-ом, 14-ом, 16-ом - по одному. Ответ должен выглядеть следующим образом: 8, 4, 3, 5, 1, 2, 6, 10, 11, 12, 13, 15, 7, 9, 14, 16.

2. В этих пословицах не встретилось ни одного неопределенного местоимения.

ЗАДАНИЕ 3. Замените данные выражения подходящими по смыслу устойчивыми сочетаниями – фразеологизмами, в состав которых входят местоимения.

Потерять самообладание; нечто неопределенное; смотреть внимательно; искусный мастер; очень сильно спешить; скучать от безделья; чувствовать себя неловко; беспрестанно оглядываться.

Не в своей тарелке; во все глаза; выйти из себя; нестись на всех парусах; от нечего делать; ни то ни се; на каждом шагу; на все руки мастер.

Учитель: А теперь посмотрите на карточки с заданием для групп.

ЗАДАНИЕ 4. Каждой из трех групп предлагается, исследовав отрывок из поэтических текстов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета, выписать оттуда все личные местоимения и определить грамматические признаки каждого из них.

Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
А. Фет

Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали.
Шел теплый дождь – его струи
По листьям весело стучали.
Ф. Тютчев

Земное ль в ней очарованье,
Иль неземная благодать?
Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвется обожать…
Ф. Тютчев

Личные местоимения, которые нужно было выписать: я, тебе, я, тебя, я, она, ее, в ней, ей.

Вопрос 1 группе: Почему в строфе из стихотворения А. Фета, состоящей всего из четырех строк, три раза встречается личное местоимение «я»?

– Личное местоимение «я» очень часто употребляется в поэтической речи. В лирических произведениях поэт обычно рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своем восприятии жизни, событий.

Вопрос 2 группе:

– Почему, выполняя задание, вы не выписали местоимение «его»? (его струи).

– Это не личное, а притяжательное местоимение. Струи (чьи?) его.

Комментарий учителя: Личные местоимения ЕГО, ЕЕ, ИХ могут употребляться для обозначения принадлежности. Сравните два предложения:

Кто в нужде не бывал, тот ее не знает. Не змея страшна, а ее жало.

Личные местоимения связаны с глаголом, от него зависят. В предложении являются дополнением.

Притяжательные местоимения связаны с именем существительным, в предложении являются определением. Запомните: притяжательные местоимения ЕГО, ЕЕ, ИХ не изменяются и образуют словосочетания типа «примыкание».

Вопросы 3 группе:

– Вы правильно выписали два личных местоимения «в ней» и «ей».Скажите, в какой форме они употреблены в данном поэтическом тексте?

– Начальная форма этих личных местоимений «она»; оба - личные местоимение 3-его лица единственного числа женского рода; в тексте местоимение «в ней» употреблено в форме предложного падежа, а местоимение «ей» в форме дательного.

– А что вы можете сказать о начальной н в местоимениях 3 лица? Когда она появляется? Знаете ли вы это правило?

Ответы учеников. 1. Начальное н в местоимениях 3-его лица в современном русском языке добавляется к личным местоимениям, употребленным после всех простых предлогов (без, в, для, до, за, из, к, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через): без него, через нее, а также ряда наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади): после него, около них. Не добавляется начальное н при сочетании этих местоимений с наречными предлогами, требующими дательного падежа (благодаря, согласно, наперекор, вслед, навстречу, соответственно, подобно): вслед ему неслась телеграмма; благодаря ей, ему.

Не требуют после себя вставки н и отыменные предлоги: наподобие его, со стороны его. После сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-его лица употребляются без начального н: моложе ее, лучше его, выше их.

Учитель. Продолжим разговор о правильном употреблении местоимений в письменной и устной речи и выполним упражнение, которое позволит проверить ваше умение оценивать морфологические формы с точки зрения нормативности русского языка.

ЗАДАНИЕ 5. Укажите предложения, в которых есть ошибки в образовании форм местоимений или неправильно употреблены местоимения. Запишите предложения в исправленном виде.

  1. У их отличная квартира в новом доме. (Нужно: у них).
  2. Я поздравил друга с успешной защитой своей дипломной работы. (Нужно: его дипломной работы).
  3. Я скучаю по Вам. (Нужно: по Вас).
  4. Мы ничего не знали о этой истории. (Нужно: об этой истории).
  5. Ихний ребенок плохо воспитан. (Нужно: Их ребенок).
  6. Во сколько метров от школы находится стадион? (Нужно: В скольких метрах от школы).
  7. Мы решили зайти к ему в гости. (Нужно: к нему).
  8. Своя будущая профессия мне очень нравится. (Нужно: Моя будущая профессия).
  9. Вокруг них разгорелся спор. (Здесь форма местоимения «них» употреблена правильно).

Запомните:

  1. После некоторых глаголов, обозначающих чувства и переживания (тосковать, горевать, скучать, плакать, тужить и др.), личные местоимения 1-ого и 2-ого лица с предлогом «по» употребляются в предложном падеже: тоскуют по Вас; скучают по нас.
  2. Притяжательного местоимения ихний в литературном языке нет!

ЗАДАНИЕ 6. Вспомните о правописании отрицательных и неопределенных местоимений. Прочитайте предложения. Запишите их в правильном порядке, ориентируясь на данные таблицы. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Ученые многих стран возвращались из Арктики, н…чем не об…гатив науку.

В течени… столетий н…кто (не) бывал на Северном полюсе и н…кем он (не) был изучен.

Основательное изучение Северного полюса было начато русскими людьми в 30-ые годы прошлого века.

В начале двадцатого века кое(кто) из полярных путешественников сумел добрат…ся до полюса, но н…кому (не)удалось продержаться там более н…скольких суток.

Запомните: в отрицательных и неопределенных местоимениях приставка –не– является ударной, а –ни – безударной. –Не и -ни с местоимениями пишутся слитно. Условием для раздельного написания является наличие предлога. Например: никто, никакой, ничей, нечего и с предлогом: ни у кого, ни у какого, ни с чьим, не с кем и т.д.

Неопределенные местоимения с –то, -либо, –нибудь, кое- пишутся через дефис: кое-что, кое-кому, что-то, чем-то, сколько-то, кого-нибудь, с кем-либо, чему-либо и т.д. Если после приставки кое- следует предлог, то она переходит в разряд частиц и пишется с неопределенными местоимениями раздельно: кое у кого; кое с кем.

Запомните: В сочетаниях не кто иной, как; не что иное, как местоимения с частицей не пишутся раздельно. Это был не кто иной , как мой друг. Если нет «как», то пишем никто иной , ничто иное . Ничто иное не могло ее огорчить.

Учитель: Используя эти теоретические сведения, выполните следующее упражнение.

ЗАДАНИЕ 7. Откройте скобки. Напишите местоимения в правильной форме.

1. Я (не –ни,с)___________ кем не встречался.

Мне (не-ни,с)____________кем встречаться.

Ей (не-ни,с)_____________каким человеком не надо встречаться.

Ему (не-ни,у)____________кого спрашивать разрешение.

Мы должны (с, кое-кто)___________договориться о деловой встрече.

Сегодня они(от, кое-кто)__________получат необходимые сведения.

2. Это был (не-ни)_ кто иной, как директор школы.

Это было (не-ни) что иное, как важное сообщение.

(Не-ни) кто иной не смог бы так поступить.

(Не-ни) что иное ее не интересовало.

Учитель. Выполняя следующее задание, вы столкнетесь со случаями возникновения функциональных омонимов. Следует помнить, что функциональные омонимы – этимологически родственные слова, совпадающие по звучанию, но относящиеся к разным частям речи. Они различаются грамматическим значением, морфологическими и синтаксическими признаками .

ЗАДАНИЕ 8. Определите, какой частью речи являются выделенные слова (все и то ).

  1. Он все еще сидит дома.
  2. Все очарование человека заключается в его улыбке.
  3. Все выше, и выше, и выше стремим мы полет наших птиц. (П. Герман).
  4. Ты все пела, это дело. (И. Крылов).
  5. То змейкой, свернувшись клубком, у самого сердца колдует, то целые дни голубком на белом окошке воркует. (А. Ахматова).
  6. Покажи мне то место в парке, где ты отдыхал в прошлое воскресенье.
  7. – Послушайте, барышня-графинюшка, - приговаривала она, подавая Наташе то то , то другое. (Л. Толстой).

КЛЮЧ: (1. Все – усилительная частица. 2. Все – определительное местоимение. 3. Все – усилительная частица. 4. Все – наречие времени. 5. То – то – разделительный союз. 6. То - указательное местоимение. 7. Первое и третье то – разделительный союз, второе то – указательное местоимение).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

  • Вспомните цели нашего сегодняшнего урока. Выполнили ли мы их?
  • Как вы понимаете эпиграф к уроку, записанный на доске?
  • Действительно ли местоимения играют важную роль в языке? Докажите это.
  • Назовите разряды местоимений.
  • Какие местоимения не имеют формы именительного падежа? (себя, некого, нечего).
  • Какие из известных вам местоимений не изменяются по падежам? (некто и нечто).
  • Его, ее, их – это личные или притяжательные местоимения?
  • Как вы отличаете в тексте местоимения от их функциональных омонимов?
  • Что нового на сегодняшнем уроке вы узнали об употреблении местоимений с точки зрения литературной нормы?

В заключение учитель оценивает работу учеников на уроке, объясняет домашнее задание.

Правописание местоимений

Задание. Раскройте скобки.

Упражнение № 1

Кто(то) куда(то) кого(то) зовёт,

Кое(с)кем почему(то) беседу ведёт,

Для кого(ни)будь странно, кто(либо) зевает,

Кое(с)чем не согласен, о чём(ни)будь знает.

Почему(ни)будь грустно кому(то) когда(то),

Кое(в)чём сколько(либо) зима виновата.

Вновь о чём(либо) чей(то) приятель поёт,

Кое(в)ком сомневается чей(ни)будь кот.

О каких(ни)будь планах мечтает зачем(то)

И какое(то) время скучает за кем(то).

Может, кое(о)чём он и хочет сказать,

Только кое(кому) ведь его не понять.

Упражнение № 2

Мы кое(каких) достигаем успехов,

И кое(когда) где(ни)будь слышим эхо,

Вновь кое(в)каком деле можем успеть

И кое(о)ком что(ни)будь где(то) спеть.

В какой(ни)будь день в чью(то) едем страну,

Зачем(ни)будь слушаем мы тишину,

О ком(то) какая(то) шепчет волна,

В ней кое(к)кому чья(то) просьба слышна.

И ветер о чём(ни)будь песню заводит

И кое(к)какому итогу приходит.

Он чьи(ни)будь тайны зачем(либо) знает

И сколько(то) их облакам доверяет.

Упражнение № 3

Если кое(у)кого есть какое(ни)будь дело,

Нужно не как(либо) его выполнить, а чтобы о чём(то) душа пела.

Если чей(то) грозный взгляд вас когда(либо) обижает,

Нужно верить, что он о ком(ни)будь почему(либо) скучает.

Если кое(перед)каким учителем какая(ни)будь школьница робеет,

Нужно понимать, что кое(каким) материалом она сколько(ни)будь не владеет.

Если кое(для)чего родителей когда(ни)будь вызвали кое(в)какую школу,

Нужно кое(с)каким ребёнком вовсе не кое(как) выучить какие(то) глаголы.

Если у кого(либо) о чём(либо) поёт кое(на)чём сидящий соловей,

Значит куда(ни)будь кое(от)куда пришла весна - гляди на мир веселей!

Упражнение № 4

Если кое(куда) кое(зачем) забрёл кое(за)каким котом гонящийся пёс,

Значит чья(ни)будь кое(кем) посаженная клумба будет испорчена всерьёз.

Если кому(либо) не нравятся какие(либо) поющие за чьим(ни)будь окном птицы, значит какие(ни)будь путешествия кое(на)каком самолёте могли отчего(ни)будь присниться.

Если как(ни)будь кое(какая) идея отчего(либо) в голову кому(ни)будь приходит, значит кое(что) кое(для)кого к чему(то) где(либо) происходит.

Если как(то) чьё(ни)будь пение слышали кое(у)какого дома, значит на каком(либо) празднике кое(перед)кем выступало кое(сколько) чьих(то) знакомых.

Тема. Правописание неопределённых местоимений + Н-НН

Задание. Раскройте скобки, вставьте, где нужно, Н.

Упражнение № 1

Когда(то) в ветрен…ое утро какой(то) воспитан…ый и образован…ый Геннадий, посоветовавшись кое(с)кем и поразмыслив кое(о)чём, принял ответствен…ое, но кое(для)кого неожидан…ое решение. Может, на него почему(то) подействовали чьи(либо) восторжен…ые рассказы о кое(каких) путешествиях к отдалён…ым берегам. Возможно, не обошлось без чьего(ни)будь непрошен…ого, но получен…ого совета. Но он как(то) вдруг задумал отправиться в желан…ый отпуск не куда(ни)будь, а на Филиппины. Он мечтал познакомиться с кем(ни)будь на песчан…ом берегу где(то) в Тихом океане. Потратив кое(сколько) накоплен…ых средств, отчего(то) хотел встретить кое(кого) в тени каких(ни)будь зелён…ых пальм.

Упражнение № 2

Проконсультировавшись кое(у)кого и услышав кое(какие) цен…ые рекомендации, целеустремлён…ый Геннадий приобрёл билеты в каком(то) разрекламирован…ом бюро, напоминающем чей(ни)будь строен…ый старин…ыми зодчими дворец. А через каких(то) полмесяца сложил кое(какую) полотнян…ую одежду в кое(когда) приобретён…ый кожан…ый чемодан и, кое(кому) поручив заботу о любимом балован…ом коте, отправился в путь. Во время перелёта он не был занят какими(ни)будь стран…ыми мыслями кое(о)ком и подсчитыванием долгов кое(перед)кем. Геннадий представлял себе, как будет через сколько(то) часов где(ни)будь на острове фотографироваться на фоне зачем(то) посажен…ых орхидей и устремлён…ого в небо бамбука.

Упражнение № 3

Кое(кто) советовал Геннадию как(ни)будь попробовать традицион…ые блюда филиппинской кухни, собран…ые какой(ни)будь заботливой рукою благодаря насыщен…ой событиями истории. Кое(где) можно прочитать, что признан…ый символ филиппинской кухни - жарен…ый поросёнок. Наверное, у кого(ни)будь это вызовет удивление, а кому(то) заимствован…ые рецепты отчего(либо) нравятся. В чьём(ни)будь меню найдёте сушен…ое мясо с варен…ым слабосолён…ым рисом или тушен…ую в чесноке курицу кое(с)каким гарниром. Кое(у)какого повара уходит немного времени, чтобы приготовить обжарен…ые фарширован…ые блинчики или рублен…ую свинину. А кое(на)каком побережье вам подадут свежевыловлен…ую и жарен…ую на гриле рыбу и маринован…ые плоды манго. Кое(в)чём, конечно, и кое(для)какого случая это приемлемо.


Упражнение 128. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Н...КТО в Запорожье н...чем не заводился и н...чего
не держал у себя: все было на руках у куренного атама-
на (Г.). 2. Н...КТО не мог сказать, чем Дикий Барин жи-
вет; он н...каким ремеслом не занимался, н... к кому не
ездил, не знался почти н... с кем, а деньги у «его води-
лись. Он жил, словно н...кого вокруг не замечал и н... в
ком не нуждался (Т.). 3. Всему велся очень точный учет:
вся компания жила твердой мыслью, что H...KTQ н... у
кого не в обиде, H...KTQ н...кому не должен (Черн.).
4. Ему [Оленину] было прохладно, уютно; н... о чем не
думал он, н...чего не желал (Л. Т.). 5. По-видимому, он
н...кого не боялся, н...чем не стеснял себя и, вероятно,
совсем не интересовался мнением Егорушки (Ч.). 6. На
земле и на небе было спокойно, и,н...что не предвеща-
ло непогоды (Аре.). 7. Я н...кому не мешал и не нужен
был н...кому (Гладк.). 8. Н...какая сила не могла удер-
жать Сережу Брузжака в подвале (Я. О.). 9. И вдруг уви-
дела н...что такое, что заставило ее умолкнуть {Казак.).
10. Он никогда н... в чем н...кому не отказывал, но и
н...чего не давал (Рыб.).
Для с п р а в о к. У отрицательных местоимений под ударе-
нием пишется не (то же у неопределенных местоимений), без
ударения - ни.
Упражнение 129. Перепишите, раскрыв скобки.
1. Не презирай совета (ни) чьего, но прежде рас-
смотри его (Кр.). 2. Унынья моего (ни) что не мучит, не
тревожит (Я.). 3. После обеда (ни) кто и (ни) что не
могло отклонить Обломова от лежания (Гонч.). 4. К обе-
ду Герасим пришел, поел и ушел опять, (ни) кому не
поклонившись (Т.). 5. Жил (не) кто господин Долгов с
женой и дочкой Надей (Я.). 6. Тема после болезни от-
дался ощущениям совсем иной жизни, жизни (ни) (в)
чем не схожей с прежней жизнью (Гар.-Мих.). 1. (Ни)
какой спор, (ни) какие развлечения и игры не достав-
ляли мне такого наслаждения, как чтение лекции (Ч.).
8. (Не) (с) кем словом перемолвиться, кругом лес да
вода (Сераф.). 9. В городе (ии) кто не спал (А. Н. Т.).
10. Просьбы об оставлении Федора (ни) (к) чему не при-
вели (Фурм.). 11. Он выяснил, что подходящих детей нет
и завести приятное знакомство почти (не) (с) кем (Кат.).
12. (Ни) кто не любит так белый цвет, как шахтеры, и
(ни) кто так не любит зелень (Горб.). 13. Трудно вести
разговор (ни) (о) чем (Кон.). 14. Заскучаешь без меня,
(не) (на) кого будет ворчать (Саян.). 15. С транспортом
оставили совсем мало ездовых, по одному на (не) сколь-
ко подвод (О. Гончар).
Д л я с п р а в о к. У отрицательных местоимений не и ни
пишутся слитно при отсутствии предлога (никто, нечего) и раз-
дельно при наличии предлога, который ставится между части-
цей и местоимением, в результате чего образуется сочетание из
трех слов (ни в ком, не с чем).
Упражнение 130. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя
пропущенные частицы не и нц.
1. Спереди Рейнский водопад (...) что иное, как не-
высокий водяной уступ (Жук.). 2. Сей неизвестный со-
биратель был (...) кто иной, как Мериме (П.). 3. (...) что
иное не трогало его (П.). 4. Имя Дубровского было во
всех устах. Все были уверены, что он, а (...) кто иной,
предводительствовал отважными злодеями (П.). 5. Вся-
кий дом есть (...) что иное, как поселенная единица
(С.-Щ.). 6. Оказалось на поверку, что «человечек» (...)
кто иной, как отставнойтгриказный (С.-Щ.). 7. Благосо-
стояние состояло (...) в чем ином, как в спокойном
порядке (Пом.). 8. Самое большое счастье было в том,
что (...) кто другой, а именно он, Тема, первый уви-
дел, что цветок расцвел (Гар.-Мих.). 9. И вдруг понял,
что это в лесу (...) кто другой, а глухарь запел (Пришв.).
10. На мгновение ему показалось даже, что это (...) кто
иной, как Валько, мог дать Володе Осьмухину такое
задание (Фад.). 11. (...) кто другой, кроме диверсантов,
не мог совершить поджога. 12. Больному может помочь
только полный покой, и (...) что иное.
Д л я с п р а в о к. Сочетания не кто иной (другой), как и не
что иное (другое), как имеют значение противопоставления, по-
этому в них пишется частица не. Противопоставление может быть
выражено не только союзом как, следующим за указанными ме-
стоименными сочетаниями, но и союзом а, предшествующим
этим сочетаниям (Разрешение вправе дать директор, а не кто
иной). В предложениях с этими сочетаниями другого отрицания
нет.
Местоименные сочетания никто иной (другой) и ничто иное
(другое) не связаны с противопоставлением и, как правило,
употребляются в предложениях, где имеется отрицание (Никто
иной более высоких результатов не добьется), реже в предложе-
ниях без отрицания, в присоединительной конструкции (Точ-
ный диагноз может поставить только специалист, и никто иной).
В этих сочетаниях используется частица ни, которая пишется
слитно с местоимением.
Упражнение 131. Перепишите, раскрыв скобки.
1. (Ни) кто и (ни) что его не тревожило. 2. Нельзя
было установить (ни) кто это сделал, (ни) что руково-
дило преступником. 3. В помещении (ни) кого не оказа-
лось. 4. Заведующий клубом долго не мог решить (ни)
кого из артистов пригласить на вечер, (ни) какие про-
изведения современных композиторов включить в про-
грамму. 5. Молодой человек не хотел быть обязанным
(ни) кому и (ни) чему. 6. До последней минуты соревно-
ваний нельзя было угадать (ни) кому достанется пер-
вый приз, (ни) кем будет установлен новый всесоюз-
ный рекорд.
Для с п р а в о к. Следует различать отрицательные место-
имения, которые при отсутствии предлога пишутся слитно с
частицей ни (никто, ничто, никакой и др.), и вопросительно-
относительные местоимения (кто, что, какой) в сочетании с
предшествующей частицей ни: эти сочетания встречаются в при-
даточных предложениях, причем ни выступает в функции союза
и обязательно повторяется. Ср. образование подобных конструк-
ций: Я не помню ни того, что он сказал на собрании, ни того, что
ему ответили другие. - Я не помню ни что он сказал на собрании,
ни что ему ответили другие.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Хохлова Наталья Владимировна

МБОУ СОШ №129 г.Красноярск

Учитель русского языка и литературы

Проверочная работа «Разряды местоимений» (6 класс)

Вариант 1.

1.Выпишите притяжательное местоимение.

Я проиграл и эту партию и еще не помню сколько. Потом мы стали заниматься по арифметике, но и тут

проявился его скверный характер. Ничего- то он спокойно не мог объяснить. (Н.Носов)

Я сейчас же принялся искать этот учебник и нашел его в корзинке, где лежали разные старые книжки. Сначала

я думал, что ничего не пойму в этой книге, но когда начал читать, то увидел, что она написана очень просто и

понятно.(Н.Носов)

сделать пирамиду.(Н.Носов)

5.Выпишите личное местоимение.

довольно большая собака, но еще. видно, молодая, не совсем еще взрослая: мохнатая такая, черного цвета, и

уши у нее висели, как лопухи.(Н.Носов)

6.Выпишите возвратное местоимение.

Домой в этот день я вернулся поздно и увидел, что нарушил весь свой режим. Я решил, что летом, когда

наступят каникулы, тоже заведу себе собаку и займусь дрессировкой, а сейчас, пока идут занятия, этого

делать не стоит, так как дрессировка отнимает очень много времени.(Н.Носов)

Некоторые ребята говорили, что всех не возьмут в цирк, потому что Володя не сможет достать на всех билеты,

а возьмут только круглых отличников. Другие говорили, что возьмут всех, только Шишкина не возьмут. Третьи

говорили, что совсем никого не возьмут, потому что билеты, наверно, давно уже проданы.(Н.Носов)

А одна собака была такая храбрая! Ее подняли вверх, под самый купол цирка, и она прыгнула оттуда с

парашютом. Потом дрессировщица сказала, что покажет собаку, которая умеет считать. (Н.Носов)

9.

Только все родители нашего двора уже пришли, и все ребята пошли с ними по домам и уже, наверно, пили

чай с бубликами и брынзой, а моей мамы все еще не было...(В.Драгунский)

10.Выпишите неопределенное местоимение.

Мне даже интереснее было решать те задачи, которые посложней. Я уже не боялся арифметики, как раньше.

С меня как будто свалилась какая- то тяжесть, и жить мне стало легко.(Н.Носов)

11.Выпишите определительное местоимение.

Я открыл коробочку и сперваничего не увидел, а потом увидел маленький светло- зеленый огонек, как

будто где- то далеко- далеко от меня горела крошечная звездочка, и в то же время я сам держал ее сейчас в

руках.(В.Драгунский)

12.Выпишите отрицательное местоимение.

винтики и что- то нажимать на руле. Куда там! Никакого толку. (В.Драгунский)

13.Выпишите личное местоимение.

А в субботу папа выздоровел, и к нам пришли гости. Пришел дядя Юра с тетей Катей, Борис Михайлович и

тетя Тамара. Все пришли и стали вести себя очень прилично, а тетя Тамара как только вошла, так вся

завертелась, и затрещала, и уселась пить чай рядом с папой.(В.Драгунский)

14.Выпишите указательное местоимение.

Я это все выдумал. Такого мальчишки и на свете- то нет, не то что в вашем классе!(В.Драгунский)

15.Выпишите определительное местоимение.

После медведей выступали эквилибристы. Они легли на землю, ноги подняли кверху и стали подбрасывать

ногами какие- то разноцветные деревянные тумбы. Они крутили их, вертели, перебрасывали ногами друг

другу. Иной человек руками того не сделает, что они вытворяли ногами.(Н.Носов)

Вариант 2

Я читал эту книжку два дня, а когда пришел на третий день к Алику, то стал выигрывать у него партию за

партией. Алик просто недоумевал и не понимал, в чем дело. Теперь положение переменилось. Через

несколько дней я играл уже так, что ему даже случайно не удавалось меня обыграть.(Н.Носов)

2. Выпишите отрицательное местоимение.

я научился из книжки. (Н.Носов)

3.Выпишите относительное местоимение.

Когда все это было сделано, мы с Костей залезли в лошадиную шкуру через дырку, которая была оставлена на

животе, и попробовали ходить. (Н.Носов)

4.Выпишите указательное местоимение.

дома.(Н.Носков)

5.Выпишите притяжательное местоимение.

И мне захотелось есть, а мамы все не было, и я подумал, что, если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждет

меня где- то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял ее сидеть

на песке и скучать.(В.Драгунский)

6. Выпишите возвратное местоимение.

Один раз мы с Мишкой делали уроки. Мы положили перед собой тетрадки и списывали. И в это время я

рассказывал Мишке про лемуров, что у них большие глаза, как стеклянные блюдечки, и что я видел

симпатичный.(Н.Носов)

7. Выпишите неопределенное местоимение.

Вдруг наша дверь распахнулась, и Аленка закричала из коридора: « В большом магазине весенний базар!»

Она ужасно громко кричала, и глаза у нее были круглые, как кнопки, и отчаянные. Я сначала подумал, что

кого- нибудь зарезали. (В.Драгунский)

8. Выпишите притяжательное местоимение.

И мы долго бегали в толпе между взрослых и очень веселились, и какой- то военный дядька подхватил Аленку

под мышки, а его товарищ нажал кнопочку в стене, и оттуда вдруг забрызгал одеколон, и когда Аленку

поставили на пол, она вся пахла леденцами… (В.Драгунский)

9.Выпишите относительное местоимение.

Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на

10. Выпишите личное местоимение.

11.Выпишите определительное местоимение.

Прощайте, все! Прощайте, зайчата и зайчиха! Прощай, моя веселая, легкая жизнь! Прощай, алая морковка

и хрустящая капуста! Прощай навек, моя полянка, и цветы, и роса, и весь лес, где под каждым кустом был

готов и стол и дом! (В.Драгунский)

12.Выпишите притяжательное местоимение.

И вот однажды ночью, когда все улеглись спать, я долго лежал на своей раскладушке и вспоминал беднягу

зайчика и все думал, как было бы хорошо, если бы с ним этого не случилось.(В.Драгунский)

13.Выпишите личное местоимение.

14.Выпишите неопределенное местоимение.

Я положил велосипедный звонок на отопление, прислонил дощечку к стулу, а сам стал смотреть в щелочку

занавеса. Я увидел, как пришли Раиса Ивановна и Люся, и как садились ребята, и как бабушки опять

встали у стенок, а сзади чей- то папа взгромоздился на табуретку и начал наводить на сцену

фотоаппарат.(В.Драгунский)

15. Выпишите отрицательное местоимение.

В то лето, когда я еще не ходил в школу, у нас во дворе был ремонт. Повсюду валялись кирпичи и доски, а

посреди двора высилась огромная куча песку. И мы играли на этом песке в "разгром фашистов под

Москвой", или делали куличики, или просто так играли ни во что. (В.Драгунский)

Вариант 3

1.Выпишите определительное местоимение.

Наш вожатый Володя затеял устроить в школе вечер самодеятельности. Некоторые ребята решили выучить

сделать пирамиду.(Н.Носов)

2.Выпишите неопределенное местоимение.

Мы долго думали, где бы достать материи, а потом Шишкин нашел у себя на чердаке какой- то старый,

никому не нужный матрац. Мы вытряхнули из матраца всю начинку и показали его Лике.(Н.Носов)

3.Выпишите отрицательное местоимение.

Костя со слезами на глазах пошел раздавать своих зверей знакомым ребятам и роздал всех, только одного

ежа у него никто не хотел брать. Тогда он пришел с этим ежом ко мне и рассказал, что у него произошло

дома.(Н.Носков)

4.Выпишите возвратноеместоимение.

Моя мама вынесла Дымке большую кость. Дымка взяла ее, положила перед собой, зажала лапами,

зажмурилась и хотела уже начать грызть, как вдруг увидела Мурзика, нашего кота.(В.Драгунский)

5.Выпишите указательное местоимение.

А этот дяденька, что на велосипеде, подъехал к Мишкиному парадному и остановился. И он оказался

совсем не дяденькой, а молодым парнем.(В.Драгунский)

6.Выпишите притяжательное местоимение.

Все опять захлопали еще сильнее, а Люся поставила стул на самойсередке. И тут вышел наш Валерка со

своим маленьким аккордеоном и сел на стул, а чемодан от аккордеона поставил себе под ноги, чтобы

они не болтались в воздухе. (В.Драгунский)

7.Выпишите относительное местоимение.

Марья Петровна всегда как только меня увидит, так сразу начинает приставать: кем я хочу быть. Я ей уже

пять раз объяснял, а она все продолжает задавать один и тот же вопрос.(В.Драгунский)

8.Выпишите указательное местоимение.

В комнате сразу стало как- то тихо и зловеще. Но тут я подумал, что это она заперлась не надолго, а на

минутку, и сейчас отопрет дверь, и все пойдет как по маслу, и опять будет смех и радость, и Костик будет

просто счастлив, что вот он в таком трудном месте меня отыскал!(В.Драгунский)

9.Выпришите определительное местоимение.

На каникулах мы устроим утренник и карнавал. Каждый из вас может нарядиться в кого угодно, а за лучший

костюм будет выдана премия, так что готовьтесь.(В.Драгунский)

10.Выпишите отрицательное местоимение.

Ну и смешно же пищал Мишка! Так пищит наш котенок Мурзик. Разве ж так поют! Почти ничего не слышно. Я

просто не мог выдержать и рассмеялся. (В.Драгунский)

11.Выпишите относительное местоимение.

Он взял мою руку своей белой большой и мягкой рукой. Я даже удивился, какая она мягкая. Ну прямо

шелковая. И от него от всего так вкусно пахло чистотой.(В.Драгунский)

12.Выпишите указательное местоимение.

Но у меня было столько новостей для папы, что я но мог удержаться. Из меня высыпались новости, прямо

выскакивали одна за другой. Потому что очень уж их было много.(В.Драгунский)

13.Выпишите вопросительное местоимение.

Сколько я буду тут лежать? Счастье, если час или два! А если до утра?(В.Драгунский)

14.Выпишите неопределенное местоимение.

Я все время потихоньку наблюдал за нею, думал, что она обрадуется, когда увидит, как Костик вытащит

меня из- под кровати. А я еще для смеху возьму какую- нибудь ее туфлю в зубы, она тогда наверняка упадет

от смеха.

15. Выпишите притяжательное местоимение.

И тут мальчик с бородой пошел на цыпочках к его столу и стал там рыться и все время оглядывался. Потом

он злорадно рассмеялся, схватил какую- то папку и побежал к задней стене, на которой было наклеено

картонное окно.(В.Драгунский)

Вариант 4

1.Выпишите неопределенное местоимение.

Мы взялись с Аленкой за руки и побежали как сумасшедшие в большой магазин. Там была целая толпа

народу и в самой середине стояли сделанные из чего- то блестящего мужчина и женщина, огромные, под

потолок, и, хотя они были ненастоящие, они хлопали глазами и шевелили нижними губами, как будто

говорят. (В.Драгунский)

2. Выпишитевозвратное местоимение.

Все опять захлопали еще сильнее, а Люся поставила стул на самой середке. И тут вышел наш Валерка со

своим маленьким аккордеоном и сел на стул, а чемодан от аккордеона поставил себе под ноги, чтобы

они не болтались в воздухе. (В.Драгунский)

3.Выпишите указательное местоимение.

Постепенно все стали затихать, и девочка, которая меня привела, побежала на другую сторону сцены и

потянула за веревку. И занавес открылся, и эта девочка спрыгнула в зал.(В.Драгунский)

4.Выпишите притяжательное местоимение.

Из грузовика выскочили два человека. Они что- то крикнули летчику. Откинули у своей машины борт,

подъехали к самым дверям нашего лайнера и стали грузить свои железные чушки и болванки прямо в

самолет.(В.Драгунский)

5.Выпишите отрицательное местоимение.

Я отогнул немножко кончик одеяла, которое свешивалось со всех сторон до пола и закрывало от меня всю

комнату: я хотел глядеть на дверь, чтобы видеть, как Костик войдет и будет меня искать. Но в этовремя в

Дидактический материал

учитель русского языка

МКОУ Елизаровская ООШ

Федосова Надежда Ивановна.

Дидактические материалы

к теме: «Местоимение»

Шарады

Мой первый слог найдёшь тогда,

Когда в котле кипит вода;

Местоимение – мой слог второй,

А в целом – столик школьный твой.

Первый слог – личное местоимение,

Второй – детская болезнь,

А целое – тот предмет, который выбрасывают

Когда он нужен, и поднимают, когда он не нужен.

Начало – буква в слове плот ,

Конец – местоимение.

А середина – пара нот.

Все вместе – поощрение.

Шутке-минутка

Какие личные местоимения, собравшись вместе, твердят, что они чистые?

(Вы-мы-ты)

Упражнения

    Определите разряд местоимений

    Все его любят, а поглядят на него, так каждый морщится. (Солнце)

    В горах блуждаю за тобой, откликнусь я на зов любой. Все меня слыхали, зато не видал меня никто. (Эхо)

    Он с хоботом резиновым, желудком парусиновым, а загудит его мотор – глотает он и пыль, и сор. (Пылесос)

    Кто ничего не хочет, ни на что не надеется, тот не может быть художником.

    Подберите к данным выражениям синонимы-фразеологизмы, в составе которых есть местоимения.

Очень поспешно двигаться, убегать – мчаться сломя голову, броситься со всех ног; нестись на всех парусах, скакать во весь опор;

успокоиться – прийти в себя;

быть в крайне возбуждённом состоянии – быть вне себя; выйти из себя;

быть в рассеянном, отрешенном состоянии – быть не в себе.

    Замените указательные и определительные местоимения отрицательными и наоборот

Все кричат. (Никто не кричит)

Ничего не видит. (Всё видит)

Я в этом разобрался. (Я ни в чём не разобрался)

Ничем его не удивишь. (Всем его удивишь)

Ты такие игры любишь. (Ты таких игр не любишь)

Мы от этого отказываемся. (Мы ни от чего не отказываемся)

Это остановит нас. (Ничто не остановит нас)

Я ничего не говорил ему. (Я всё ему сказал)

Редактирование предложений

Какие речевые ошибки вы заметили?

    В наше время много космонавтов побывало в космосе. Это были уже не одиночные полёты. Они находились в космосе по сто, а то и по двести суток. 2) На этой улице я чувствую себя как дома. 3) На него никто не обращает внимания. 4) Своя будущая профессия мне очень нравится. 5) В лесу много норок кротов. Я их видела. 6) Словарь представляет результат огромного труда учёных-языковедов. 7) Сколько сейчас время? 8) В сколько метрах от школы находится стадион?

Работа с текстом

Жило-было Ничего,

Не умело ничего,

Не хотело ничего.

Взад-вперёд оно ходило

И не с кем не говорило,

Никого не замечало,

Лучше всех себя считало,

А про это Ничего

И сказать-то нечего!

- Каков смысл этого шуточного стихотворения?

- Местоимения какого разряда играет ключевую роль в тексте стихотворения?

- Какие из слов являются формами одного местоимения?

- Вспомните правила, применяемые в изучении вами орфограммах (на материале данного текста).

Творческий диктант

Задание. Измените лицо, от имени которого ведётся повествование (с 1-го на 3-е). Что нужно сделать, чтобы хорошо справиться с задачей?

Меня во всю жизнь никто ещё не наказывал; отец не только не трогал меня пальцем, но я от него не слышал никогда ни одного резкого слова. Теперь меня томило тяжёлое предчувствие.

Наконец меня позвали к отцу, в кабинет. Я вошёл и робко остановился у притолоки… Отец сидел в своём кресле перед портретом матери и не поворачивался ко мне. Я слышал тревожный стук собственного сердца.

(В. Г. Короленко)

(Текстовые синонимы: Вася, герой повести, мальчик, сын, он).

Карточки по теме «Местоимение»

Карточка №1

Спишите предложения, раскройте скобки, выделите орфограммы, составьте схемы предложений, подчеркните местоимения, определите их разряд.

(За) нами выстроились все наши знакомые и мы постарались объяснить (кое) что из происходящего.

(Ни) кто (ни) чем не может нам помочь (в) том (в) чём мы сами ещё не смогли разобраться.

Карточка №2

Спишите местоимения, раскрывая скобки, выделяя орфограммы; определите разряд местоимений.

(У) нас, кое (что), кто (то), (между) нами, (с) чьими (либо), (кое) (с) (кем), про нас, (ни) чьи, (не) (за) (что), (не/ни) кто, (не/ни) сколько.

С двумя любыми местоимениями составьте сложносочинённые предложения.

Карточка №3

В предложениях найдите местоимения. Подчеркните теми членами предложениями, которыми они являются. Определите разряды местоимений.

Про наши дела скоро узнал кое-кто из царского окружения, и это нам было боком.

«Ни о чём не беспокойтесь, если Вы положили деньги в этот банк», - ответил нам по телефону чей-то мягкий голос.

Что же делать нам с тобой, если всё так глупо получилось?

Мы знаем, что нам нужно купить на день вашего рождения.

Карточка №4

От данных местоимений образуйте неопределённые и отрицательные местоимения.

Что, кто, чьи, сколько, о ком, с кем, про кого, чьего, кого.

С тремя местоимениями составьте сложные предложения, запишите их.

Творческое изложение

…Всего приятнее было мне узнать, что она любит книги; и когда она доживает до моих лет, непременно убедится в том, что книги вкуснее печенья и пирожков, занятнее всех игрушек и игр, интереснее всех зрелищ на свете. Если бы мне предложили стать королём – хозяином дворцов, садов и слуг, кормили бы вкусными-вкусными обедами…укладывали спать в мягкую-мягкую постель, наряжали бы в роскошные одежды – с единственным условием, чтобы я не читал книг, - я бы не за что не согласился. Лучше я стану бедняком и стану жить на чердаке, но со множеством книг, чем королём, но без библиотеки.

(Маколей)

- Можно ли догадаться, о ком идёт речь в отрывке, начинающемся с местоимением она ? (По каким признакам?)

- Изложите содержание текста от 3-го лица. (Начать можно так: «Английский историк Маколей, живший в прошлом веке, обращаясь к маленькой девочке, писал, что…»)

- Составьте собственное рассуждение на тему «Моё отношение к чтению книг».

Контрольный диктант

На утренней заре

Рассвет только начинается. Небо безоблачно. Над узкой лентой речки расстилается туман. В такую раннюю пору здесь никого не встретишь. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками. Не хочется ни с кем говорить, да и не с кем. В утреннем тумане ничего не видно. Только отяжелевшая от росы трава прилегла к земле и блестит серебряными каплями. Воздух наполняется ароматом каких-то цветов.

Но вот пробежал лёгонький ветерок. В гнёздах проснулись птицы. Слышно, как кто-то сломал сучок. Лес наполнился птичьим пением. Издали доносятся чьи-то весёлые голоса. Через несколько минут на лесной тропинке показываются шестиклассники. Они пришли в лес для сбора лекарственных трав. Ни в какое время дня не бывает так хорошо в лесу, как ранним утром!

Тест №1.

    Найдите словосочетания с неопределённым местоимением.

1) Улыбаться без всякой причины;

    сделать что-нибудь;

    в сени к нам летит.

    Найти словосочетания с вопросительным местоимением.

1) Слева от меня деревья;

    не кричи о себе;

    который час?

    Через некоторое время.

    Найти словосочетание с личными местоимениями.

1) Я к вам пишу;

2) никому не верить;

3) надо мной яркое солнце

4) этот тёплый день.

    Найти словосочетание с возвратным местоимением.

    Никто не забыт;

    живёт в том доме;

    не думай о себе

    видеть тебя.

    Найти словосочетания с отрицательными местоимениями

    Об этом ничего не знаю;

    знает любой из вас;

    ни за что не соглашусь;

    быть с ними

    Найти предложения с относительным местоимением.

    Что подарить маме?

    Я не знаю, что подарить маме.

    Какой-то зверёк бежал по дороге.

Ответы: I. 2, II.3, III.1, 3, IV. 3, V. 1, 3, VI. 2.

Тест № 2.

    Местоимение – это часть речи, которая

А) обозначает предмет;

Б) обозначает признак предмета;

В обозначает количество предметов;

Г) указывает на предмет, признаки, количество, но не называет их.

2. Личные – это местоимения, которые указывают на

3. Притяжательные местоимения указывают на

А) лица, которые участвуют в разговоре;

Б) признак предмета по принадлежности;

В) неопределённые предметы, признаки, количества.

4. Вопросительные местоимения употребляются

5. Относительные местоимения употребляются

А) в сложноподчинённых предложениях для связи в них простых предложений;

Б) в вопросительных предложениях.

6. Неопределённые местоимения указывают на

7. Отрицательные местоимения указывают на

А) признак предмета по его принадлежности;

Б) неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество;

В) отсутствие предметов, признаков, количества.

8. Указательные местоимения

А) указывают на признак предмета по его принадлежности;

Б) указывают на неопределённые предметы, признаки, количество;

В) употребляются для выделения среди других какого-либо определённого предмета, признака, количества.

Ответы: 1. Г; 2.А; 3.Б; 4.Б; 5.А; 6.Б; 7.В; 8.В.



Похожие статьи

  • Пирог «Шарлотка» с сушеными яблоками Пирожки с сушеными яблоками

    Пирог с сушёными яблоками был очень популярен в деревнях. Готовили его обычно в конце зимы и весной, когда убранные на хранение свежие яблоки уже кончались. Пирог с сушёными яблоками очень демократичен - в начинку к яблокам можно...

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...