Причины развития зубочелюстных аномалий и деформаций. Протезирование зубов при их полном и частичном отсутствии Задание на дом

Введение
Во главе представлены классификации зубочелюстных аномалий Канторовича, А.Я. Катца, Х.А. Каламкаро-ва, ДА. Калвелиса, В.Ю. Курлянд-ского, Э.
Энгля, А.И. Бетельмана, Л.В. Ильиной-Маркосян, П. Симона, классификация
аномалий окклюзии зубных рядов кафедры ортодонтии и детского
протезирования МГМСУ.
Под аномалией в биологии понимают морфологические или функциональные
отклонения, возникающие вследствие нарушения развития. К аномалиям
относят пороки развития и уродства. Под аномалиями в ортодонтии понимают
отклонения от нормальных показателей анатомических частей зубочелюстной
системы - зубов, челюстей, мышц языка, мягких тканей - слизистой
оболочки рта, уздечки языка и губ и др. Аномалии подразделяют на
врожденные и приобретенные после рождения.
Если морфологические нарушения появились под воздействием различных
неблагоприятных факторов после рождения ребенка, то их обозначают
термином деформация. Этот термин (лат. deformatio - изменение формы)-
более узкий по сравнению с термином аномалия и обозначает изменение
размеров и формы тела под действием внешней силы. Деформация является
частным случаем аномалии.

Зубочелюстные аномалии встречаются у 50 % детей и 30 %
подростков и взрослых. Возникновению зубочелюстных аномалий
способствуют различные причины и факторы. Очень часто
возникновение одних и тех же аномалий связано с различными
этиологическими факторами. Так, например, дистальная окклюзия
может
быть результатом как аномалии развития зубов верхней челюсти,
верхней прогнатии, макрогнатии, так и аномалии развития зубов
нижней челюсти, нижней ретрогнатии, микрогнатии. В то же время
аномалии зубов и челюстей могут развиваться в результате
заболеваний организма или быть следствием врожденной
патологии.
Существует огромное количество аномалий со схожей клинической
картиной. В связи с этим были предложены всевозможные
классификации, позволяющие упорядочить и систематизировать
различные виды зубочелюстных аномалий. Систематизация
аномалий дает возможность выбрать правильный подход к их пониманию, изучить этиопатогенетиче-ские факторы их
возникновения.
В зависимости от принципа построения различают этиопатогенетические, функциональные и морфологические классификации.

* Этиопатогенетическая классификация Канторовича (1932). На
основании этиологических признаков предложено выделить
следующие группы аномалий: эндогенные аномалии, вызванные
преимущественно наследственными причинами (прогения, глубокий
прикус и диастема); экзогенные аномалии, вызванные преимущественно внешними условиями (сжатие или искривление
альвеолярного отростка, искривление тела челюсти, задержка роста
челюстей в связи с потерей зубов и др.); дистальный прикус, возникающий в результате дистального положения нижней челюсти.
* По мнению В.Ю. Курляндского, деление аномалий по
этиологическому признаку не нашло признания, поскольку
этиологию часто установить не удается. Кроме того, одна и та же
аномалия может быть следствием ряда причин как эндогенного, так
и экзогенногс или эндогенно-экзогенного характера, а
*
устранение причины аномалии (если она уже возникла) не ведет к
нормализации развития зубочелюстно-лицевой системы. Наоборот,
лечение бывает успешным в тех случаях, когда этиология аномалии
не установлена, однако полностью разделить эту точку зрения
нельзя, так как на основе достаточного представления об этиологии
аномалий можно рационально разрабатывать их профилактику и
лечение.

* Функциональная
классификация
* А.Я. Катца (1933). В основу классификации положено
представление о формировании зубочелюстных аномалий в
зависимости от функционального состояния мышц челюстнолицевой области. Классификация предлагает 3 класса:
*
I класс характеризуется изменением строения зубных
рядов впереди первых моляров в результате превалирования
* вертикальных (дробящих) движений нижней челюсти;
* II класс по морфологическому строению свойствен 11
классу Энгля, а с точки зрения функции характеризуется
слабофункционирующими
мышцами, выдвигающими нижнюю челюсть;
*
III класс соответствует
морфологическому строению III класса Энгля,
что, по мнению Катца, связано с
превалированием функции мышц,выдвигающих нижнюю
челюсть.

* Морфологические классификации характеризуют изменения в строении зу-
бов, зубных рядов, челюстных костей, а также систематизируют виды нарушений соотношения зубных рядов, их окклюзии (смыкания). Это классификации
Энгля, Калвелиса, Симона, Калам-карова и др.
* Одной из первых классификаций, в основу которой был положен принцип
смыкания зубных рядов, явилась классификация Энгля (1898). В ее основе
лежит вид смыкания первых моляров. При разработке этой классификации
Энгль исходил из того, что первый моляр верхней челюсти занимает постоянное место вслед за вторым премоляром. Кроме того, верхняя челюсть
неразрывно связана с другими костями черепа, и смыкание первых моляров
верхней и нижней челюстей он назвал ключом окклюзии. По Энглю, все
изменения могут происходить за счет подвижной нижней челюсти. Автор
выделил три класса смыкания моляров (рис. 4.1).
* Класс I характеризуется нормальным смыканием моляров в сагиттальной
*

* плоскости. Мезиально-щечный бугор первого моляра
верхней челюсти располагается в межбугровой
фиссуре первого моляра нижней челюсти. В этом случае все изменения происходят впереди моляров.
Возможны скученное положение резцов, нарушение
их смыкания.
* Класс II характеризуется нарушением смыкания
моляров, при котором меж-бугровая фиссура первого
моляра нижней челюсти располагается позади
мезиально-щечного бугра первого моляра верхней
челюсти. Этот класс делится на два подкласса: 1-й
подкласс - верхние резцы наклонены в губном
направлении (протрузия); 2-й подкласс - верхние
резцы наклонены небно (рет-рузия).
* Для класса III характерно нарушение смыкания
первых моляров, при котором межбугровая фиссура
первого моляра нижней челюсти располагается
впереди мезиально-щечного бугра первого моляра
верхней челюсти.

Классификация Энгля применяется специалистами и в настоящее
время, однако ее можно использовать только для ориентации на
первых этапах диагностики, что связано с недостатками, лежащими в
ее основе. Первый моляр верхней челюсти не всегда занимает постоянное место, а при удалении премо-ляров или их адентии может
перемещаться мезиально. Верхняя челюсть может занимать переднее
положение в черепе, и тогда положение первого моляра изменяется.
Классификация Энгля дает представление о смыкании зубных рядов в
сагиттальной плоскости, но по ней невозможно определить их смыка-
Три взаимно перпендикулярные плоскости, относительно которых
изучается строение черепа.
ние в трансверсальной и вертикальной плоскостях. Классификацией
невозможно пользоваться при кариесе первого моляра, в период
прикуса молочных зубов.

*
*
Классификация П. Симона (1919).
*
1.
Аномалии положения зубов: зуб рас
положен вне зубного ряда вестибулярно, орально, мезиально или дистально от своего места, повернут во
круг оси.
*
2.
Аномалии строения зубных рядов и
челюстей:
*
а) контракция - сужение зубных ря
дов и челюстей, определяется по

кости;
*
б)
дистракция - расширение зубных
рядов и челюстей, определяется по
отношению к сагиттальной плос
кости;
*
в) протракция - зубной ряд и че
люсть смещены вперед, определя
ется по отношению к вертикаль
ной плоскости;
*
г) ретракция - зубной ряд и челюсть
смещены назад, определяется по
отношению к вертикальной плос
кости;
*
д)
аттракция - зубной ряд или его
часть расположены выше окклюзионной плоскости, определяется
*
П. Симон построил свою классификацию на принципе определения отклонений в развитии зубочелюстной системы относительно трех взаимно
перпендикулярных плоскостей черепа: сагиттальной, франкфуртской (горизонтальной) и фронтальной (вертикальной) (рис. 4.2).
по отношению к франкфуртской горизонтали;
*
е) абстракция - зубной ряд или его часть расположены ниже окклюзи-онной плоскости. Определяется по отношению к франкфуртской горизонтали.
*
Отклонение может иметь один зубной ряд или оба, зубной ряд полностью или его часть, может относиться только к зубам или к зубам и альвеолярному отростку или к зубам, альвеолярному отростку и телу челюсти.
*
При использовании данной классификации перечисляются все отклонения от той или иной плоскости зубов, альвеолярных отростков и тела
челюстей для каждой челюсти отдельно, например: протракция (смещение вперед) зубного ряда верхней челюсти, ретракция (смещение
назад) зубного ряда нижней - при абстракции фронтальных зубов обеих челюстей.

*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
Классификация В.Ю. Курляндского
(1957). В этой классификации зубоче-люстные аномалии представлены достаточно полно. Она различает
следующие аномалии.
1. Аномалии формы и расположения зу
бов.
1.1. Аномалии формы и размеров зу
бов: макродентия, микродентия,
зубы шиловидные, кубовидные и
др.
1.2. Аномалии положения отдельных
зубов: поворот по оси, смещение
в вестибулярном или оральном
направлении, смещение в дистальном или мезиальном направ
лении, нарушение высоты распо
ложения в зубном ряду коронки
зуба.
2. Аномалии зубного ряда.
2.1.
Нарушение формирования и про
резывания зубов: отсутствие зу
бов и их зачатков (адентия), об
разование сверхкомплектных зу
бов.
2.2.
Ретенция зубов.
2.3.
Нарушение расстояния между зу
бами (диастема, тремы).
2.4.
Неравномерное развитие альвео
лярного отростка, недоразвитие
или чрезмерный его рост.
2.5.
Сужение или расширение зубно
го ряда.

* 2.6. Аномальное положение нескольких зубов. 3. Аномалии соотношения зубных
*
*
*
*
рядов.
Аномалия развития одного или обоих зубных рядов создает определенный тип
соотношения между зубными рядами верхней и нижней челюсти:
1)
чрезмерное развитие обеих челю
стей;
2)
чрезмерное развитие верхней че
люсти;
*
* 3)
*
*
*
*
*
*
чрезмерное развитие нижней че
люсти;
4) недоразвитие обеих челюстей;
5)
недоразвитие верхней челюсти;
6) недоразвитие нижней челюсти;
7)
открытый прикус;
8)
глубокое резцовое перекрытие.
В классификации В.Ю. Курлянд-ского приведены некоторые виды аномалий челюстей,
однако во всех трех группах этой классификации нет четкой согласованности названия
группы с представленными в ней аномалиями. Например, третья группа аномалий
названа «аномалиями соотношения зубных рядов», вместе с тем вней основное
внимание уделено нарушениям роста челюстей и выделено только два аномальных
прикуса - открытый и глубокий.

* Классификация Д.А. Калвелиса (1957).
* В морфологической классификации Д.А. Калвелиса различают аномалии отдельных
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
зубов, зубных рядов и прикуса. Среди аномалий формы зубных рядов автор выделяет
суженный зубной ряд, седловидно-сдавленный, V-образной формы, четырехугольной
формы, а также асимметричный зубной ряд.
Аномалии прикуса рассматриваются относительно трех плоскостей:
1) в сагиттальной плоскости - прогнатия, прогения;
2) в трансверсальной плоскости:
а) общесуженные зубные ряды;
б) несоответствие ширины зубных
рядов - нарушение соотношения
зубных рядов на обеих сторонах и
нарушение соотношения на одной
стороне (косой или перекрестный
прикус);
в) нарушение функции дыхания;
3) в вертикальной плоскости:
а) глубокий прикус - перекрывающий или комбинированный с про-гнатией
(крышеобразный);
б) открытый прикус - истинный (рахитический) или травматический (от сосания
пальцев).
В этой классификации автор использовал термины «прогнатия» и «прогения», которые
не могут характеризовать аномалии прикуса, так как характеризуют положение
челюстей.

* Классификация Х.А. Каламкарова
* (1972). Согласно классификации Х.А. Каламкарова, все зубочелюстные аномалии
*
*
*
*
*
*
делятся на аномалии развития зубов, челюстных костей и соче-танные аномалии.
Аномалии зубов могут возникать на всех этапах их развития - от начала закладки
зачатков зубов до полного прорезывания и расположения в зубном ряду.
К аномалиям развития зубов относятся аномалии количества, формы и величины,
положения зубов, нарушение сроков прорезывания зубов, структуры зубов.
К аномалиям количества зубов относятся адентия и сверхкомплектные зубы. Адентия
(гиподонтия) возникает в результате отсутствия зачатка зуба. Может быть адентия
нескольких зубов (частичная адентия) или всех зубов (полная адентия). Наиболее
часто встречается частичная адентия боковых резцов верхней челюсти и вторых
премоляров. Адентия приводит к задержке роста и развития челюстных костей,
деформации зубных рядов и нарушению их смыкания. Наиболее выраженные
аномалии формируются при полной адентии.
Сверхкомплектные зубы - перио-донтия (гиперодонтия) - возникают в результате
наличия лишних (сверхкомплектных) зубных зачатков. Наличие сверхкомплектных
зубов нарушает процесс прорезывания комплектных зубов, изменяет форму зубных
рядов и вид их смыкания. Расположение зачатка сверхкомплектного зуба между
корнями центральных резцов приводит к формированию диастемы (щели между
центральными резцами). Коронки сверхкомплектных зубов могут иметь аномальные форму и размер.
К аномалиям формы и величины зубов относятся случаи, когда у зубов изменена
форма коронки. Это уродливые зубы, имеющие шиловидную, бочковидную,
клиновидную форму, а также зубы Гетчинсона, Фурнье, Тур-нера, встречающиеся при
определенных заболеваниях. Аномалии формы зубов изменяют форму и целостность
зубных рядов.

* К аномальным по величине относятся зубы, у которых мезиодисталь-ные
*
*
размеры больше (макродентия) или меньше (микродентия) нормы. При
макродентии (гигантских зубах) размер зубов может быть увеличен на 4-5
мм по сравнению с нормой. При этом у зубов нарушена форма коронки и
сращены корни резцов. Наличие гигантских зубов приводит к нарушению
косметики, целости и формы зубных рядов, их смыкания. Изменяются
функции жевания, речи. Микродентия приводит к несоответствию между
размерами зубов и размерами альвеолярных отростков. Следствие этого -
появление трем (щелей между боковыми зубами) и" нарушение соотношения
зубных рядов и их смыкания.
К аномалиям положения зубов относятся такие аномалии, при которых зуб
или группа зубов располагается вне своего положенного места, причем это
изменение может происходить как в пределах зубного ряда, так и вне его;
зубы могут изменять свое положение в сагиттальной, трансвер-сальной и
вертикальной плоскостях. Зуб может располагаться в зубном ряду, но
впереди или позади своего положенного места (мезиальное или дистальное
положение) или вне зубного ряда (оральное или вестибулярное положение).
Нарушение положения зубов называется дистопией. Вестибулярное
положение коронок резцов называется протрузией, а их небное положение
- ретрузией. Зуб может располагаться выше или ниже окклюзионной
кривой - так называемая супра- или инфраокклюзия, однако такое положение правильнее было
бы назвать супра- и инфраполо-жением, так как и в том, и в другом случае
зубы, расположенные вне окклюзионной кривой, не будут смыкаться с
зубами-антагонистами.

*
*
*
*
*
*
*
*
*
Зуб может быть повернут вокруг своей вертикальной оси (тортополо-жение). Возможна транспозиция
зубов, когда зубы меняются местами: клык располагается на месте премо-ляра, а премоляр - на
месте клыка.
Причинами аномалий зубов могут быть неправильное расположение зачатков зубов, макро- и
микродентия, адентия, сверхкомплектные зубы, вредные привычки, раннее и позднее удаление
молочных зубов, кариес и его осложнения, остеомиелит, нарушения роста и развития челюстей.
К аномалиям зубов относится также нарушение сроков их прорезывания (раннее и позднее), что
связано с формированием и развитием организма ребенка в целом и зубочелюстной системы в
частности. Различают также аномалии зубов, связанные с нарушением структуры твердых
тканей (гипоплазия твердых тканей зуба), что приводит к нарушению косметики зубов, их формы и
функциональной полноценности.
К аномалиям челюстей относятся аномалии, связанные с нарушением их роста, формы, положения и
структуры. Аномалии роста и развития челюстей приводят к чрезмерному их развитию или к задержке
развития, причем может быть нарушен рост всей челюсти или какого-то ее участка. Нарушение роста
челюстных костей изменяет их размер (макро- и микрогнатия), что приводит к изменению
соотношения зубных рядов и их смыкания.
Увеличение размеров челюстей, чаще нижней, - один из симптомов акромегалии, а их недоразвитие
(симметричное или пропорциональное) обнаруживается при болезни Крузона. У детей при синдроме
Робена наблюдается задержка роста нижней челюсти. Нарушение размера челюстей приводит к изменению их формы. У детей с врожденной
расщелиной губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба резко изменяются рост
челюстных костей и их форма.
В последние годы развитие методов рентгенологической диагностики, а именно телерентгенографии,
позволило определять не только размеры челюстных костей, но и их положение в черепе. Челюсть
(верхняя или нижняя) может занимать переднее (прогнатия) или заднее (ретрогнатия) положение,
смещаться в сторону (ла-терогнатия), положение челюсти может изменяться по вертикали (высокое
или низкое). К аномалиям развития челюстей относятся также их структурные изменения в виде гипои гиперплазии. Аномалии челюстей являются причинами аномалий соотношения зубных рядов и их
смыкания.
Встречается сочетание аномалий развития зубов и челюстных костей, которое приводит к нарушению
их окклюзии.
Для более четкой и полной диагностики аномалий зубов, зубных рядов, челюстей и прикуса А.А.
Аники-енко и Л.И. Камышевой (1969) разработаны основные положения, которые легли в основу
классификации зубочелюстных аномалий кафедры ортодонтии и детского протезирования МГМСУ.

* Классификация Л.С. Персина аномалий окклюзии зубных
рядов (1989)
* /. Аномалии окклюзии зубных рядов.
* 1.1. Боковой участок.
* 1.1.1. По сагиттали:
* дистальная (дисто) окк
люзия;
* мезиальная (мезио) окк
люзия.
* 1.1.2. По вертикали: дизокклюзия.
* 1.1.3. По трансверсали:
* перекрестная окклюзия;
* вестибулоокклюзия;
* палатиноокклюзия;
* лингвоокклюзия.
*

*
*
1.2. Фронтальный участок.
1.2.1. По сагиттали:
сагиттальная
резцовая
дизокклюзия;
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
обратная резцовая окклю
зия;
обратная резцовая диз
окклюзия.
1.2.2. По вертикали:
вертикальная
резцовая
дизокклюзия;
прямая резцовая окклю
зия;
глубокая резцовая окклю
зия;
глубокая резцовая диз
окклюзия.
1.2.3.
По трансверсали:
трансверсальная резцовая
окклюзия;
трансверсальная резцовая
дизокклюзия.
2. Аномалии окклюзии пар зубов-антагонистов.
2.1.
По сагиттали.
2.2.
По вертикали.
2.3.
По трансверсали.

*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
Сагиттальные аномалии окклюзии. Дистальная окклюзия (дистокклюзия) зубных рядов диагностируется при
нарушении их смыкания в боковых
участках, а именно: верхний зубной ряд смещен вперед по отношению к нижнему или нижний зубной ряд
смещен назад по отношению к верхнему, т.е. смыкание боковой группы зубов по II классу Энгля.
При мезиальной окклюзии (мезио-окклюзия) зубных рядов нарушается их смыкание в боковых отделах: верхний зубной ряд смещен назад по отношению к нижнему или нижний зубной ряд смещен вперед по отношению к
верхнему, - это смыкание боковой группы зубов по III классу Энгля.
Нарушение смыкания зубных рядов в переднем участке - сагиттальная резцовая дизокклюзия.
При перемещении резцов верхней челюсти вперед или нижней назад возникает дизокклюзия фронтальной
группы зубов, например в результате протрузии верхних резцов или ретрузии нижних резцов.
Вертикальные аномалии окклюзии. Вертикальная резцовая дизокклюзия - так называемый открытый прикус,
когда отсутствует смыкание передней группы зубов. Глубокая резцовая дизокклюзия - так называемый
глубокий прикус: верхние резцы перекрывают одноименные нижние зубы без их смыкания. При глубокой
резцовой окклюзии верхние резцы перекрывают одноименные нижние зубы более чем на "/з высоты коронки.
Смыкание резцов сохранено.
Трансверсальные аномалии окклюзии. Перекрестная окклюзия:
вестибулоокклюзия - смещение
нижнего или верхнего зубного ряда
в сторону щеки;
палатиноокклюзия - смещение
верхнего зубного ряда в сторону
неба;
лингвоокклюзия - смещение ниж
него зубного ряда в сторону языка.
Приведенная классификация выдержана в одном ключе: аномалии смыкания зубных рядов в сагиттальной,
вертикальной, трансверсальной плоскостях характеризуются видом смыкания.

* Классификация аномалий зубов и челюстей кафедры
ортодонтии и детского протезирования МГМСУ (1990)
* 1. Аномалии зубов.
* 1.1. Аномалии формы зуба.
* 1.2. Аномалии структуры твердых
тканей зуба.
* 1.3. Аномалии цвета зуба.
* 1.4. Аномалии размера зуба (высоты,
ширины, толщины).
* 1.4.1. Макродентия.
* 1.4.2. Микродентия.
* 1.5. Аномалии количества зубов.
* 1.5.1. Гиперодонтия (при наличии
сверхкомплектных зубов).
* 1.5.2. Гиподонтия (адентия зу
бов - полная или частич
ная).
*

* 1.6. Аномалии прорезывания зубов.
* 1.6.1. Раннее прорезывание.
* 1.6.2. Задержка
прорезывания
(ретенция).
* 1.7. Аномалии положения зубов (в од
ном, двух, трех направлениях).
*
*
* 1.7.1.
* 1.7.2.
* 1.7.3.
* 1.7.4.
* 1.7.5.
* 1.7.6.
* 1.7.7.
малия).
Вестибулярное.
Оральное.
Мезиальное.
Дистальное.
Супраположение.
Инфраположение.
Поворот по оси (тортоано-

* 1.7.8. Транспозиция.
* 2. Аномалии зубного ряда.
* 2.1. Нарушение формы.
* 2.2. Нарушение размера.
* 2.2.1.В трансверсальном направ
лении (сужение, расшире
ние).
* 2.2.2.В сагиттальном направле
нии (удлинение, укороче
ние).
* 2.3. Нарушение последовательности
расположения зубов.
* 2.4. Нарушение симметричности по
ложения зубов.
* 2.5. Нарушение контактов между
смежными зубами (скученное
или.редкое положение).

* 3. Аномалии челюстей
и их отдельных
анатомических частей.
* 3.1. Нарушение формы.
* 3.2. Нарушение размера.
* 3.2.1.В сагиттальном направле
нии (удлинение, укороче
ние).
* 3.2.2.В трансверсальном направ
лении (сужение, расшире
ние).
* 3.2.3.В вертикальном направле
нии (увеличение, уменьше
ние высоты).
* 3.2.4.Сочетанные по 2 и 3 на
правлениям.
* 3.3. Нарушение взаиморасположения
частей челюстей.
* 3.4. Нарушение положения челюст
ных костей.

В первый период нарушения целости зубных рядов каких-либо видимых или устанавливаемых рентгенологически изменений в зубных рядах или опорном аппарате зубов, даже расположенных рядом с образовавшимся дефектом, не отмечается.

Признаки функциональной патологии возникают незаметно и прогрессивно нарастают. Они выражены тем резче, чем значительнее дефект и чем больше времени прошло с момента его возникновения.

Главными признаками функциональной патологии при вторичной частичной адентии следует считать: а) смещение зубов; б) появление атрофии лунок; в) возникновение патологической подвижности зубов; г) появление воспаления в пародонте.

Смещение зубов. Изменения в расположении зубов (рис. 292) и форме зубных дуг, сроки проявления которых зависят от общей реактивности организма, при частичных дефектах обусловливаются главным образом внешними влияниями: при обработке пищи во рту создается разность напряжения в пародонтальных тканях у зубов, имеющих и не имеющих антагонистов или соседних зубов. Наклон зубов обусловлен давлением на зуб, падающим не по вертикальной его оси. Вертикальное перемещение антагонистов возникает в связи с образованием места наименьшего сопротивления для сил тканевого и межтканевого напряжения в пародонтальных тканях. Механизм вертикального перемещения зубов можно объяснить импульсами, возникающими при сжатии челюстей и поступающими к альвеолярному отростку (базальной дуге) через зубы, стоящие рядом с зубом, лишенным антагониста. Возникающее во время сжатия челюстей давление, передающееся через зуб опорным тканям, вызывает сдавливание системы костных балок и соответственное перемещение межтканевой жидкости в участок альвеолярного отростка, не воспринимающего непосредственное давление. Это внутритканевое напряжение, регулируемое центральной нервной системой через нервные приборы пародонта, и является фактором, заставляющим зуб смещаться вертикально по направлению к месту наименьшего сопротивления, что в литературе получило наименование феномена Попова-Годона. Жевательное давление и образуемое в связи с этим межтканевое и тканевое напряжение являются сильными раздражителями. В результате одновременно с вертикальным перемещением зуба происходят рост и перестройка пародонта.

При хорошей адаптации организма, что особенно выражено в молодом возрасте, происходящая перестройка в пародонте закрепляется на долгий срок. Однако со временем в связи с отсутствием функции или недостаточной функцией пародонтальные ткани подвергаются атрофии и зуб постепенно обнажается.

Рис. 292. Классификация деформаций зубных рядов по Курляндскому.
1 - односторонняя; 2 - двусторонняя; 3 - перекрестная; 4 - общая деформация прикуса.

Травматический узел . Этим термином определяют образование в том или ином участке зубного ряда травматической перегрузки.

Различают прямой и отраженный травматический узел.

Прямой травматический узел (рис. 293) характеризует декомпенсированное состояние пораженной зубочелюстной системы. При частичных дефектах в зубных рядах состояние декомпенсации характеризуется наклоном зубов в сторону дефекта зубного ряда, деструкцией зубных рядов, что выражено в нарушении контактных пунктов между зубами (образуются промежутки). Вследствие этого десневой край теряет свою естественную защиту от давления пищи. В области наклоненных зубов образуется деструкция кости альвеолярного отростка, а в более поздних стадиях - патологический десневой костный карман. Все это является следствием возникновения неблагоприятных условий для восприятия жевательной нагрузки пародонтом наклоненных зубов. Сначала эти явления отражаются на пародонте примыкающих к дефекту зубов, а затем вовлекается пародонт всего зубного ряда.


Рис. 293. Прямой травматический узел при интактных зубных рядах.

Механизм образования травматического узла при дефекте в зубном ряду можно проследить по схеме. Если считать, что при условии целостности зубного ряда и его опорного аппарата зуб воспринимает жевательную нагрузку и полностью ее амортизирует, имея еще запас резервных сил, то в случае нарушения целостности зубного ряда возникающая вертикальная нагрузка не амортизируется в дистальном или медиальном направлении (в зависимости от стороны, с которой образовался дефект). Этому способствует потеря контактного пункта и возникающая в связи с этим перегрузка стенки альвеолы со стороны дефекта, на которую падает основное давление. Для пояснения представим себе, что сила сопротивления пародонта равна возникающей вертикальной нагрузке, тогда устанавливается равновесие сил (N -N) , где Р (сила нагрузки) равно или меньше сопротивления сил пародонтальных тканей. В этом случае сила Р направлена по оси симметрии (N-N) зуба (рис. 294,а). Это равновесие определяется наличием контактных пунктов и физиологической сопротивляемости окружающих зуб тканей.

При нарушении целостности зубного ряда наиболее слабым местом буду т стенки альвеолярного отростка со стороны дефекта (рис. 294,6).


Рис. 294. Схема действия сил на зубы и механизм их смещения,
а - сила направлена по оси; б, в - наклон зуба в сторону дефекта.

Как следует из схемы, направление силы Р в этом случае составляет угол а с осью зуба (N-N) , что соответствует направлению силы, падающей на зуб во время жевания. При отсутствии рядом стоящего зуба (контактного пункта), когда действующая сила Р разлагается на составляющую ее силу Р, действующую по оси N -N, и силу Р2, действующую по направлению, перпендикулярному N -N, именно стенки альвеолярного отростка со стороны отсутствующего зуба оказываются резко перегруженными: при этом чем больше угол а, тем больше перегрузка. Это объясняется тем, что при увеличении угла а соотношения между Р, и Р2 резко меняются в сторону увеличения Р2, исходя из того, что:

Следовательно, по оси зуба действует сила Р, и перпендикулярно ей - сила Р2 (см. рис. 294,6). При действии этих сил (Р, и Р2) наибольшее давление буде т падать на проксимальную стенку альвеолярного отростка со стороны отсутствующего зуба (точки А и В на рис. 294,в). Действие сил Р и Р2 прогрессивно увеличивается по мере ослабления апроксимальных стенок альвеолярного отростка; этому в значительной степени способствует и давление пищи непосредственно на альвеолярный отросток в области отсутствующего зуба.


Рис. 295. Перекрестный травматический узел.

Травматический узел может быть одиночным или множественным, локализующимся на одном или обоих зубных рядах. Топографически различают следующие травматические узлы: фронтальный, сагиттальный, фронтально-сагиттальный, парасагиттальный и перекрестный (рис. 295). Возникновение травматического узла обусловливает функциональную диссоциацию в зубочелюстной системе.

Типичными осложнениями при прямом травматическом узле являются воспаление в десневом крае (гингивит), развитие патологических десневых и костных карманов, появление в десневых карманах серозного или гнойного отделяемого, расплавление альвеолы, возникновение патологической подвижности зубов. В запущенных случаях отмечаются десневые абсцессы, периостит и остеомиелит челюсти. Эти осложнения возникают на фоне сниженной (угнетенной) функции пародонта в результате травматизации его повышенной нагрузкой. Они изучены в эксперименте на животных. В пародонте зубов, подвергшихся повышенному функциональному давлению, обнаружены венозный застой, стаз, диапедез эритроцитов, гиперемия, повышение тканевого и кровяного давления, кровоизлияния, остеокластическая резорбция кости, некроз кости, рассасывание цемента корня, гиперцементоз, атрофия одонтобластов и др. В нервной ткани пародонта наблюдались наплывы, гипераргентофилия, разволокнение, варикозные утолщения, вакуолизация, фрагментация и зернистый распад. Клинически в области перегруженных зубов обнаружены отек десны, появление патологической подвижности зубов.


Рис. 296. Отраженный травматический узел.

Отраженный травматический узел (рис. 296). Этим термином определяют такое патологическое состояние зубочелюстной системы, когда изменения в расположении фронтальных зубов, деструкция твердых тканей зубов и пародонта обусловлены происшедшими изменениями в обеих группах жевательных зубов.

Отраженный травматический узел образуется как в интактных зубных рядах, так и при нарушении их целости.

При частичных дефектах в зубных рядах к образованию отраженного травматического узла ведут потеря жевательных зубов на одной челюсти, перекрестная потеря жевательных зубов (на одной челюсти на правой стороне, на другой - на левой стороне или наоборот), потеря жевательных зубов на одной стороне челюсти и частичная потеря жевательных зубов на другой стороне. Отраженный травматический узел является типичной нозологической формой поражения зубочелюстной системы, характеризующейся определенным патологическим синдромом.

В связи с потерей упора на жевательных зубах все давление (жевательное и окклюзионное) передается на группы фронтальных зубов, в результате чего во фронтальном участке зубных рядов возникает перестройка. Возникающая перестройка типична для различных видов прикуса. При ортогнатии, бипрогнатии, чрезмерном развитии верхней челюсти, недоразвитии нижней челюсти давление (жевательное и окклюзионное) направлено перпендикулярно длинной оси зубов или в передний отдел неба. Нарушается режущебугорковый контакт между резцами. Режущий край зубов нижней челюсти упирается в пришеечную часть зубов верхней челюсти или в небо, где оставляет отпечатки, вызывая этим воспалительный процесс и образование патологического кармана. Поэтому зубы перемещаются лабиально, чем обусловливается выраженная прогнатия. Между зубами образуются тремы; пища, попадающая в тремы, ведет к атрофии вершин альвеол, часто вызывает в десневом крае воспалительный процесс с развитием патологических десневых и костных карманов. В связи с лабиальным перемещением зубов возникают типичные изменения с оральной и вестибулярной сторон в пародонте. С оральной стороны (сторона тяги) образуется патологический карман, корень зуба обнажается, с вестибулярной стороны (сторона давления) развивается атрофия лунки и мягких тканей или образуется избыточное количество мягких тканей на фоне атрофии лунки в виде валика с воспалительными явлениями. При прогении по тем же причинам лабиально перемещаются зубы нижней челюсти и возникает тот же патологический синдром; между зубами нижней челюсти образуются тремы, в связи с лабиальным перемещением зубов обнажаются их корни с оральной стороны, там же развиваются десневые и костные карманы. С лабиальной стороны образуются воспалительные валики в связи с атрофией лунки от давления.

Изменения в зубных рядах и их соотношениях при отраженном травматическом узле влияют на внешний вид лица. Фронтальные зубы выстоят из-под верхней губы. Эти изменения выражены наиболее резко, если в прикусе до образования отраженного травматического узла имела место прогнатия. Высота нижнего отдела лица обычно уменьшается, увеличивается просвет между зубами в покое, и, несмотря на это, губы с трудом покрывают зубы (впечатление укороченной верхней губы).

Возможность возникновения и развития различных патологических состояний в самой зубочелюстной системе, особенно при частичных дефектах в зубных рядах, требует специального тщательного исследования и изучения больного. Это важно для фиксации статуса, постановки диагноза, наблюдения динамических изменений, определения особенностей поражения, выяснения этиологии и составления плана лечения.

Обследование больных со сформированным прикусом, подлежащих ортопедическому лечению, независимо от характера и тяжести поражения производят по определенному плану.

Ортопедическая стоматология
Под редакцией члена-корреспондента РАМН, профессора В.Н.Копейкина, профессора М.З.Миргазизова


Человеческий организм — это динамическая система, которая всегда реагирует на изменение внешних или внутренних условий. Это свойство называется адаптацией. Даже такая «незначительная» вещь, как разрушение зуба, запускает каскад реакций, которые в итоге могут привести к дисбалансу зубочелюстной системы. Почему это происходит и в чём проявляется?

Сила в единстве

Наши зубы стоят во рту не обособленно друг от друга, а объединены в зубные ряды определённой формы на верхней и нижней челюстях. В норме они имеют микроподвижность. За счет неё происходит перераспределение жевательной нагрузки по всему зубному ряду. Она обеспечивается специальными волокнами, которые удерживают зуб в кости. Без существования этого механизма всё жевательное давление приходилось бы только на какой-то определённый зуб. Со временем это вызывало бы его перегрузку, которая проявилась бы сколами зубов, стиранием или патологической подвижностью.

Во-вторых, зубные ряды позволяют нам общаться, т.к. от их целостности зависит звуковоспроизведение. Значительное разрушение или потеря зубов приводит к шепелявости.

Зубы человека различаются по форме в зависимости от места, которое они занимают в зубном ряду. Это определяется, в первую очередь, их функцией: передними зубами мы откусываем пищу, а задними пережевываем. Поэтому резцы и клыки имеют заострённую форму коронки, а моляры, наоборот, массивную коронковую часть с множеством бугорков. Форма и выраженность анатомической формы зубов определяет не только то, насколько эффективно они будет перетирать или откусывать пищу. Их анатомия определяет характер движений нижней челюсти, которые также зависят от строения височно-нижнечелюстного сустава и жевательных мышц. Эти три элемента (зубы, мышцы и сустав) находятся в тесной взаимосвязи. При изменении одного из них, меняется функционирование двух остальных.

Что происходит при разрушении или потере зуба?

В результате потере или разрушения зуба меняются его контакты с зубом противоположной челюсти («окклюзионные контакты»), которые образуются при закрывании рта или пережевывании пищи.

Если зуб разрушен незначительно, то меняются единичные окклюзионные контакты. Если зуб удалён (или коронковая часть полностью разрушена), то окклюзионных контактов вообще нет. С точки зрения описанного выше, не имеет значения, один окклюзионный контакт нарушен или все. В любом случае зубочелюстная система начинает адаптироваться к новым условиям. В чём же заключается эта адаптация и как она проявляется клинически?

Последствия потери зубов :

  • Зубочелюстные деформации;
  • Затрудненная гигиена полости рта, что чаще всего приводит к кариесу зубов;
  • Мышечно-суставные нарушения;
  • Стирание или подвижность деформированных зубов;
  • Клиновидные дефекты;
  • Атрофия костной ткани челюсти в участке отсутствующего зуба;

К слову, окклюзионные контакты могут быть нарушены не только при потере зуба, но и в случае его травмы, неправильно установленной пломбе, повышенном стирании твердых тканей зуба, при пародонтите и т.д. Каждое из этих заболеваний вызывает не просто локальную проблему, а дисбаланс всей зубочелюстной системы. На этом видеоролике наглядно описаны процессы, происходящие после потери зуба.

1. Зубочелюстная деформация

Возникает при нарушении окклюзионных контактов в результате отсутствия зуба, его травмы, кариеса, старания и т.д. Соседние с дефектом зубы начинают смещаться и выдвигаться в сторону дефекта. Без соответствующей помощи это состояние только усугубляется, вовлекая в процесс все рядом стоящие зубы. Полностью очищать наклонившиеся зубы крайне сложно. Это приводит к появлению зубных отложений и кариеса на низ. Это, в свою очередь, провоцирует запуск каскада патологических реакций, описанных в статье « » и « ». Зубочелюстные деформации развиваются медленно, поэтому человек часто не замечает причинно-следственной связи между плохой гигиеной и потерей зубов, в результате которой появляется необходимость в протезирования.

2. Атрофия костной ткани

Если зуб отсутствует, то окружающая его костная ткань «уходит»: истончается и уменьшается в объёме. Причина в том, что жевательная нагрузка, которую испытывал зуб, стимулировала окружающую его костную ткани, тем самым обеспечивалась адекватная поддержка зуба. После потери зуба исчезает надобность в этом и костная ткань атрофируется.

2. Клиновидные дефекты

Раньше считалось, что причиной являются неправильные движения зубной щеткой. Сегодня доказано, что чаще всего они обусловлены повышенной нагрузкой на зубы в результате нарушения окклюзионный контактов.

3. Гиперфункция жевательных мышц

В адаптации зубочелюстной системы к изменившимся условиям участвуют не только зубы и окружающие их ткани, но и жевательные мышцы, и височно-нижнечелюстной сустав. Жевательные мышцы изменяют траекторию движений нижней челюсти с целью обеспечить пережевывание пищи. Эти движения должны быть свободными и максимально эффективными: должно расходоваться минимально количество энергии. Из-за перестройки зубочелюстной системы могут появиться препятствия для движения нижней челюсти. В роли них могут оказаться завышающие контакты на пломбах или наклонившихся в результате деформации зубах: они могут блокировать боковые движения челюсти. С целью обойти мешающие участки, человек неосознанно изменяет характер функционирования жевательных мышцы. В результате меняется путь движения нижней челюсти: он становится более энергозатратным. Постоянное функционирование в подобных условиях приводит к гиперфункции жевательных мышц. Всё это сказывается и на височно-нижнечелюстном суставе. В результате в нём появляются щелчки, шумы, болезненность и даже ограничение открывания рта.

4. Пародонтит

Пародонтит — это разрушение аппарата прикрепления зуба к кости. Этому заболеванию посвящена отдельная статья на этом сайте. Здесь же хочу остановиться на одной из причин появления этого заболевания. Как уже было сказано выше, наклонившиеся или выдвинувшиеся зубы гораздо сложнее очищать. Неудовлетворительная гигиена приводит к появлению на них зубных отложений, которые в свою очередь, провоцируют развитие пародонтита.

Более того, наклонившиеся зубы не могут полноценно участвовать в пережевывании пищи. Жевательная нагрузка на них, как правило, направлена не по оси зуба, а под углом. Со временем это становится результатом их перегрузки и опять-таки развития пародонтита у данных зубов.

5. Головная боль, шум в ушах, головокружение

Окклюзионные нарушения могут вызвать, на первый взгляд, такие не связанные со стоматологией симптомы, как частую головную боль, шум в ушах и головокружение.

Заключение

Кариесом страдают более 90% людей по всему миру. Почему же у них у всех не возникают перечисленные проблемы? Это связано с большими адаптационными способностями организма. К сожалению, у любой адаптации есть предел. «Декомпенсация» развивается, когда зубочелюстная система уже не силах приспособиться и тогда происходит развитие событий по описанному выше сценарию.

Предотвратить развитие окклюзионный нарушений гораздо легче, чем справится со всеми их последствиями. Поэтому я призываю вас своевременно обращаться за стоматологической помощью. Отсутствие жалоб не означает отсутствие заболевания, поэтому не стоит пренебрегать каждые полгода.

На следующей странице вы узнаете, как проводится .


Множество этиопатогенетических факторов в Сочетании с индивидуальными особенностями организма служит причиной возникновения различных форм и вариантов зубочелюстных деформаций.
Необходима систематизация этих многообразных форм, так как она облегчает правильную постановку диагноза и выбор метода терапии.
Попытки систематизировать различные формы патологии и выделить их в отдельные нозологические единицы наблюдались уже на ранних этапах возникновения и развития ортодонтии. Отсюда понятно, что к настоящему времени насчитывается большое число классификаций аномалий зубочелюстной системы и методов их диагностики.
Первые попытки классифицировать деформации относятся к началу XIX столетия. Эти классификации построены на принципе определения правильного или неправильного положения отдельных зубов. Характер этих классификаций отражает присущие тому времени методы терапии, которые сводились лишь к лечению аномалий положения отдельных зубов (классификации Кней- зеля, Томма, Линдерера, Ломница и др. - цит. по И. Л. Злотнику).
Затем появились классификации аномалий прикуса, которые построены только на изучении соотношений фронтальных участков зубных дуг (классификации Штернфельда и Валькера- цит. по Злотнику).
Развитие ортодонтии, накопленигЧклинических данных по этиопатогенезу, изучение различных вариантов деформаций зубочелюстной системы побудило последующих авторов обратить внимание не только на соотноше-

ние зубных дуг во фронтальном участке, но и на артикуляцию боковых зубов, на их взаимоотношение при нормальной и патологической окклюзии.
Примером такой классификации может быть классификация Энгля. Хотя эта классификация не лишена недостатков, о которых мы будем говорить ниже, мы приведем ее подробно, так как она применяется иногда и в настоящее время.
Энгль классифицирует деформации зубочелюстной системы в зависимости от мезио-дистальных соотношений первых постоянных моляров обеих челюстей. Первый верхний моляр он назвал punctum fixum, а соотношение моляров - ключом окклюзии.
Энгль делит все аномалии прикуса на три класса.

  1. класс, по Энглю, характеризуется нормальным ме- зио-дистальным соотношением зубных дуг в области первых моляров. Мезио-щечный бугор верхнего первого моляра располагается в бороздке между щечными буграми нижнего первого моляра. Патология, таким образом, локализуется в области фронтальных участков зубных дуг.
  2. класс Энгля характеризуется дистальным смещением нижнего первого моляра по отношению к верхнему. При этом мезио-щечный бугор верхнего первого моляра устанавливается на одноименный бугор нижнего первого моляра или в промежуток между шестыми и пятыми зубами, что зависит от тяжести деформации. Изменение соотношений наблюдается на протяжении всего зубного ряда.
Этот класс Энгль делит на два отдела.
  1. й отдел - верхние фронтальные зубы веерообразно наклонены вперед; этиологический фактор - нарушенное носовое дыхание.
  2. й отдел - верхние передние зубы расположены с наклоном орально, плотно прижаты к нижним и глубоко их перекрывают. Носовое дыхание свободное. Оба отдела могут быть и односторонними, то есть соотношение между первыми молярами может быть нарушено только справа или только слева.
  1. класс Энгля характеризуется мезиальным сдвигом нижнего первого моляра по отношению к верхнему. При этом мезиально-щечный бугор верхнего первого моляра смыкается с дистально-щечным бугром нижнего первого моляра или попадает в промежуток между шестым и седьмым нижними зубами. Нижние фронтальные зубы располагаются впереди верхних, перекрывая их. Часто между верхними и нижними фронтальными зубами имеется щель. Что касается боковых зубов, то при тяжелых формах деформации щечные бугры зубов нижней челюсти перекрывают щечные бугры зубов верхней челюсти.
Оппенгейм, Бынин, Райзман, Катц подвергают классификацию Энгля резкой критике и указывают на следующие ее недостатки:
  1. Классификация - морфологическая. Положенный в основу классификации Энгля принцип соотношения первых постоянных моляров-узко локалистичен. Наблюдения в клинике показывают, что положение шестых зубов как верхней, так и нижней челюсти, находится в полной зависимости от состояния и характера смены молочных зубов.
Клиника ежедневно убеждает нас в том, что если имеет место преждевременная потеря вторых молочных моляров, то это отражается на положении первых постоянных моляров, так как они, прорезываясь, смещаются в сторону рано удаленных молочных моляров, следовательно, положение верхнего первого постоянного моляра не может считаться «punctum fixum».
  1. Классификация не охватывает аномалий молочного и сменного прикусов.
  2. Каждый из трех классов Энгля включает в себя столько разнообразных по характеру, этиопатогенезу, локализации видов деформаций, что отнесение того или иного случая к определенному классу не дает указаний ни на объем, ни на характер необходимого терапевтического вмешательства.
  3. По мнению Энгля, причиной аномалий II и III классов является только подвижная нижняя челюсть, а поэтому, казалось бы, вмешательство врача должно сводиться к воздействию только на нижнюю челюсть. Однако предложенная самим автором аппаратура для лечения как дистального, так и мезиального прикусов (межчелюстная тяга) изменяет положение первых моляров, как на верхней, так и на нижней челюстях.
  4. Классификация Энгля не охватывает даже основных форм патологий артикуляции, а дает только указания на аномалии в сагиттальной плоскости, между тем как в клинике мы встречаемся с комбинированными аномалиями, требующими комплексного лечения.
  5. Классификация не учитывает механизма образования деформаций и связанных с ним функциональных отклонений.
Классификация Энгля, таким образом, не отвечает современным требованиям клиники и терапии.
В 1926 г. была предложена классификация Симона.
В основу его классификации положен антропометрический метод. Классификация построена на изучении положения челюстей, зубных рядов и отдельных зубов по отношению ко всему черепу (мозговому и лицевому). Изучение проводится при помощи измерений по установленным на черепе точкам к трем взаимно перпендикулярным плоскостям.
Теория Симона уже с первого дня своего появления встретила серьезные возражения, так как строгая симметрия и пропорциональность положения зубных дуг по отношению к лицевому и мозговому скелету встречается только в классических лицах, а потому может быть скорее исключением, чем правилом (И. Л. Злотник).
Из предложенной классификации Симона в ортодонтической практике^ нашли применение лишь некоторые введенные им термины, как-то: протракция - выступание фронтального участка челюсти; ретракция - уплощение, наклон зубов орально; контракция - сужение зубной дуги.
Используя некоторые диагностические положения Энгля, Н. И. Агапов предложил свою классификацию аномалий зубочелюстных деформаций.
Н. И. Агапов дополнил классификацию Энгля двумя новыми классами и одной группой, относящейся к I классу.
Таким образом, эта классификация разделяет все виды аномалий на пять классов.
К I классу относятся зубные ряды с нормальным ме- зио-дистальным соотношением первых моляров.
Этот класс содержит три группы.
  1. я группа характеризуется нарушением нормальных взаимоотношений между фронтальными зубами.
  2. я группа - нарушением нормальных взаимоотношений между боковыми зубами в щечно-язычном направлении.
  3. я группа включает те аномалии артикуляции, при которых комбинируется нарушение правильных взаимоотношений между фронтальными зубами челюстей с изменением нормальных щечно-язычных соотношений между жевательными зубами.
  1. класс 1-я группа охватывает те аномалии артикуляции, при которых нижняя челюсть расположена по отношению к верхней дистально; при 2-й группе дистально смещена по отношению к верхней только одна половина нижней челюсти.
  2. класс состоит из двух групп.
  1. я группа охватывает аномалии артикуляции, при которых вся нижняя челюсть по отношению к верхней сдвинута мезиально.
  2. я группа - это аномалии артикуляции, при которых сдвинута мезиально лишь одна половина нижней челюсти.
  1. класс. К этому классу относятся аномалии артикуляции по вертикали (открытый и глубокий прикусы).
  2. класс. Сюда входят аномалии артикуляции, характеризующиеся наклонной артикуляционной плоскостью зубных рядов.
Классификация Агапова полнее отражает многообразие клинических проявлений различных видов деформаций, но она громоздка и построена на тех же морфологических принципах, что и классификация Энгля.
Предложенная А. Я. Катцем функциональная норма зубных рядов позволила подойти к вопросу диагностики аномалий прикуса с точки зрения функциональных отклонений в жевательном аппарате, с учетом этиологии аномалии и клинической картины.
Отвергнув «ключ окклюзии», который лег в основу классификации Энгля, А. Я. Катц указывает на взаимоотношение шестилетних моляров обеих челюстей с функцией жевательного аппарата.
По классификации А. Я. Катца, все аномалии прикуса разделены на три группы.
В 1-ю группу Катц включает все аномалии с нарушением функциональной нормы только в области фронтальных зубов. В связи с этими морфологическими деформациями функциональная патология этого класса выражается в резком преобладании шарнирных артикуляционных движений нижней челюсти.
Следствием такого ограничения функциональных движений нижней челюсти является функциональная недостаточность всей жевательной мускулатуры.
Этиология таких аномалий: неправильная закладка фолликулов передних зубов, сверхкомплектные зубы, недоразвитие межчелюстной кости, ранняя экстракция молочных зубов, сосание пальцев. Клиническая картина: скученность и смещения в области передних зубов, отечность межзубных сосочков и кариозный процесс на боковых поверхностях передних зубов.
  1. я группа аномалий, по Катцу, характеризуется дистальным сдвигом нижних первых моляров или мезиаль- ным сдвигом верхних первых моляров по отношению к антагонистам. iB центральной окклюзии в области боковых зубов отмечается бугровый контакт, а при резко выраженной аномалии - контакт верхнего шестого с нижним вторым премоляром. В области фронтальных зубов часто наблюдается глубокий прикус, реже - отсутствие контакта, которое иногда переходит в открытый прикус.
В тесной связи с морфологическими особенностями этой деформации стоит функциональная патология. Она выражается в значительном уменьшении размеров функционирующих жевательных поверхностей обеих зубных дуг и несоответствии бугров и бороздок артикулирующих зубов. Значительно отстает в своем развитии вся жевательная мускулатура. Особенно ограничена функция мышц, выдвигающих нижнюю челюсть вперед - наружных крыловидных мышц.
Этиология этих аномалий: расстройство корреляции нейроинкреторной системы, детские болезни, кариозная болезнь и, как ее результат, нарушение физиологического равновесия зубочелюстной системы, связанное с ранней экстракцией зубов.
Клиническая картина: выстояние верхних фронтальных зубов, часто глубокий перекрывающий прикус, переходящий в травмирующий, подбородок несколько скошен.
  1. я группа аномалий прикуса морфологически характеризуется мезиальным сдвигом нижних первых моляров или дистальным сдвигом верхних первых моляров по отношению к своим антагонистам. В центральной окклюзии весь нижний зубной ряд сдвинут вперед, нижние фронтальные зубы перекрывают верхние. При резко выраженной патологии боковые зубы нижней челюсти своими щечными буграми перекрывают щечные бугры верхних зубов.
Функциональная патология выражается в уменьшении функционирующей жевательной площади зубов. Изменяется при этом классе аномалий и функция жевательной мускулатуры. Это отражается не только на силе ее сокращения, но и на размахе круговращательных движений’ нижней челюсти. Функция наружных крыло- видных мускулов превалирует над функцией мускулатуры, смещающей нижнюю челюсть назад.
Такое несоответствие функций антагонирующих мускулов формирует и фиксирует аномалию данного класса.
Этиология аномалий этого класса - патология зубной системы, нарушения корреляции нейро-инкретор- ной системы, детские болезни, вредные привычки, затрудненное носовое дыхание и др.
Клиническая картина: выстояние нижней губы и западение верхней, в резко выраженных случаях - выстояние подбородка и часто наблюдаемые явления пародонтоза в области нижних фронтальных зубов.
По Катцу, характеристика аномалий определяется соотношением режущих и жевательных поверхностей всех зубов верхней и нижней челюсти, а не только первых моляров.
Деформация каждого класса освещается им с точки зрения функциональных нарушений в работе отдельных мышечных групп, что дает некоторое представление о патогенезе наблюдаемых форм.
Аномалии прикуса по вертикали и трансверзали Катц относит к 1-му классу, что не дает указаний на терапию вышеотмеченных аномалий.
И. Л. Злотник (1952 г.) предложил классификацию, в которой различает аномалии, относящиеся только к неправильному положению отдельных зубов, аномалии развития челюстей и аномалии прикуса.
Что касается терминологии, употребляемой в ортодонтии, то автор считает, что термины «ортогнатия», «прогнатия» и «прогения», употребляемые в ортодонтической литературе, неправильны, так как они заимствованы из антропологии, где они обозначают не отклонения от анатомической нормы, а характерный антропологический признак расовой принадлежности. Он предлагает пользоваться терминологией: «нейтральный», «дистальный» и «мезиальный» прикус. Термины же «открытый», «глубокий» и «травматический» не определяют тип прикуса, а только его характер. Открытым может быть как нейтральный, так и любой иной тип прикуса.
В диагноз автор рекомендует вносить этиологию, морфологические признаки и функциональную недостаточность. Пример диагноза сложной деформации: прикус дистальный, перекрытие глубокое; верхняя челюсть - фронтальный участок вытянут, имеются диастемы; нижняя челюсть - нормальная; деформация возникла на почве сосания пальцев.
Д. А. Калвелис предлагает рассматривать признаки, характеризующие норму и патологию жевательного аппарата с точки зрения их важности и значения для всего индивида в каждом отдельном случае. Все признаки, или симптомы, автор разделяет следующим образом:
  1. безусловные признаки (абсолютные); 2) относительные признаки: а) существенные и б) несущественные. В практической работе врач должен из большого количества признаков выделить группу практически важных и поддающихся терапевтическому воздействию и на них направить свое влияние.
Д. А. Калвелис предлагает схему диагностики зубочелюстных аномалий, по которой последние делятся на три раздела: 1) аномалии отдельных зубов; 2) аномалии зубных рядов; 3) аномалии прикуса.
  1. Аномалии отдельных зубов
1. Аномалии числа зубов
а) адентия - частичная и полная (гиподонтия);
б) сверхкомплектные зубы (гипердонтия).
2. Аномалии величины и формы зубор
а) гигантские зубы (чрезмерно большие);
б) шипообразные зубы;
в) уродливые формы;
г) зубы Гетчинсона, Фурнье, Турнера,

а) гипоплазия (причина: рахит, тетания, диспепсия, тяжелые детские инфекционные заболевания, сифилис).
4. Нарушения процесса прорезывания зубов
а) преждевременное прорезывание зубов;
б) запоздалое прорезывание зубов - вследствие:

  1. болезни (рахит и другие тяжелые заболевания),
  2. преждевременного удаления" молочных зубов,
  3. неправильного положения зачатка зуба (ретенция зубов и персистентные молочные зубы как наводящий симптом),
  4. сверхкомплектных зубов,
  5. неправильного развития зуба (фолликулярные кисты).
  1. Аномалии зубных рядов
1. Нарушения образования зубного ряда
а) аномалийное положение отдельных зубов:
  1. губно-щечное прорезывание,
  2. нёбно-язычное прорезывание,
  3. мезиальное прорезывание,
  4. дистальное прорезывание,
  5. низкое положение (инфрааномалия),
  6. высокое положение (супрааномалия),
  7. поворот зуба вокруг продольной оси (тортоаномалия),
  8. транспозиция,
  9. дистопия верхних клыков;
б) тремы между зубами (диастема);
в) тесное положение зубов (скученность).
2. Аномалии формы зубных рядов
а) суженный зубной ряд;
б) седлообразно-сдавленный зубной ряд;
в) V-образная форма зубного ряда;
г) четырехугольный зубной ряд;
д) асимметрический зубной ряд.
  1. Аномалии прикуса
Сагиттальные аномалии прикуса
а) прогнатия;
б) прогения:
  1. ложная,
  2. истинная.
2. Трансверзальные аномалии прикуса
а) общесуженные зубные ряды;
б) несоответствие ширины верхнего и нижнего зубных рядов;
  1. нарушение соотношений боковых зубов на обеих сторонах,
  2. нарушение соотношений зубов на одной стороне (косой или перекрестный прикус);
в) нарушение функции дыхании.
а) глубокий прикус:
  1. перекрывающий,
  2. комбинированный с прогнатией (крышеобразный);
б) открытый прикус:
  1. истинный (рахитический),
  2. травматический (от сосания пальцев).
Нам кажется, что эта классификация несколько громоздка и пользование ею не дает указания на выбор метода терапии.
В. Ю. Курляндский предлагает морфологическую классификацию, которая характеризует три главные ано- малийные состояния зубочелюстной системы: первое - аномалия формы, величины, количества зубов и положения отдельных зубов (симптомы, характеризующие ати- пичность в развитии и расположении); второе - аномалия строения зубного ряда, альвеолярного отростка и типа челюстей; третье - аномалия соотношения зубных рядов.
Сокращенно эту классификацию можно изобразить в следующем виде: 1) аномалия формы, величины, количества и положения отдельных зубов; 2) чрезмерное развитие обеих челюстей; 3) чрезмерное развитие одной из челюстей; 4) недоразвитие обеих челюстей, 5) недоразвитие одной из челюстей. 1
Существуют еще некоторые системы классификаций, которые характеризуют или только неправильное положение отдельных зубов, или сагиттальные аномалии, например классификация форм верхней прогнатии по 11ффафу, классификация видов нижней прогнатии по Асе, по Бынину и Черномордик; классификация неправильного положения отдельных зубов по Андерсону и др.
В нашей клинике принята классификация аномалий зубочелюстной системы, предложенная проф. А. И. Бе- гсльманом.
Все аномалии зубочелюстной системы по этой классификации разделены на аномалии положения отдельных зубов и аномалии артикуляции.
Аномалии артикуляции рассматриваются в трех направлениях: по сагиттали, по вертикали и трансверзали.
Аномалии прикуса в сагиттальном направлении различают двух видов: дистальный и мезиальный прикусы; по вертикали различают открытый и глубокий прикусы,

а по трансверзали - односторонний и двухсторонний косой прикусы.
Исходя из симптоматологии, аномалии прикуса в сагиттальном направлении делятся по этой классификации еще на отдельные формы.
Дистальный прикус имеет следующие четыре формы?

  1. я форма - нижняя микрогнатия;
  2. я форма - верхняя макрогнатия;
  3. я форма - верхняя макрогнатия и нижняя микрогнатия;
  4. я форма - верхне-челюстная прогнатия со сжатием в боковых участках.
Мезиальный прикус имеет три формы:
  1. я форма - верхняя микрогнатия;
  2. я форма - нижняя макрогнатия;
  3. я форма - верхняя микрогнатия и нижняя макрогнатия.
Для характеристики функциональной патологии автор классификации использует недостаточность мускулатуры по Катцу.
Так, при дистальном прикусе нижняя челюсть расположена кзади от верхней по сравнению с ортогнатиче- ским прикусом. Одним из симптомов функциональной неполноценности является недостаточная функция вы- двигателей. При мезиальном прикусе нижняя челюсть расположена впереди верхней, при этом функция мускулатуры, смещающей нижнюю челюсть кзади, ослабевает. Превалирует функция наружных крыловидных мускулов. Глубокому прикусу сопутствует недостаточная функция мышц, выдвигающих нижнюю челюсть кпереди.
При открытом прикусе наблюдается слабая деятельность поднимателей и круговой мышцы рта.
Классификация аномалий зубочелюстной системы проф. Бетельмана имеет некоторые преимущества перед вышеизложенными классификациями.
Гак, эта классификация отражает не только сагиттальные, но и вертикальные и трансверзальные деформации. Общие понятия «дистальный» и «мезиальный» прикусы расчленены на формы, ^ято дает возможность легко избрать метод лечения деформации; устраняет ту путаницу, которая была до настоящего времени в определении прогений - истинные и ложные и т. д. Классификация дает не только морфологическую, но и функциональную характеристику деформаций, что имеет большое значение в плане лечения деформации, в особенности в раннем детском возрасте.
Как при работе в клинике, так и в данном изложении материала, мы пользовались классификацией деформаций зубочелюстной системы, предложенной А. И. Бе- тельманом.

Болезни зубов, окружающих зубы тканей, поражения зубных рядов встречаются довольно часто. Не менее часто наблюдаются ненормальности развития зубочелюстной системы (аномалии развития), которые возникают в результате самых различных причин. После транспортных и производственных повреждений, операций на лице и челюстях, когда повреждаются или удаляют большое количество мягких тканей и кости, после огнестрельных ранений не только имеют место нарушения формы, но значительно страдает и функция. Это обусловлено тем, что зубочелюстная система в основном состоит из костного скелета и опорно-двигательного аппарата. Лечение поражений опорно-двигательного аппарата заключается в применении различных ортопедических аппаратов и зубных протезов. Установление характера повреждения, заболевания и составление плана лечения являются разделом врачебной деятельности.

Изготовление ортопедических аппаратов и зубных протезов состоит из ряда мероприятий, которые выполняет врач-ортопед совместно с зубным техником-лаборантом. Врач-ортопед осуществляет все клинические процедуры (препарирование зубов, снятие слепков, определение соотношений зубных рядов), проверяет во рту больного конструкции протезов и различных аппаратов, накладывает изготовленные аппараты и протезы на челюсти, в последующем ведет наблюдение за состоянием полости рта и зубных протезов.

Зубной техник-лаборант выполняет все лабораторные работы по изготовлению протезов и ортопедических аппаратов.

Клинические и лабораторные этапы изготовления протезов и ортопедических аппаратов чередуются, причем их точность зависит от правильного выполнения каждой манипуляции. Это вызывает необходимость взаимного контроля двух лиц, принимающих участие в выполнении намеченного плана лечения. Взаимный контроль будет тем полнее, чем лучше каждый исполнитель владеет техникой изготовления протезов и ортопедических аппаратов, несмотря на то, что в практике степень участия каждого исполнителя определяется специальной подготовкой — врачебной или технической.

Зубопротезная техника — наука о конструкциях зубных протезов и способах их изготовления. Зубы необходимы для размельчения пищи, т. е. для нормальной работы жевательного аппарата; кроме того, зубы участвуют в произношении отдельных звуков, и, следовательно, при потере их речь может быть значительно искажена; наконец, хорошие зубы украшают лицо, а отсутствие их безобразит человека, а также негативно скажется на психическом здоровье, поведении и общению с людьми. Из сказанного становится понятной тесная связь между наличием зубов и перечисленными функциями организма и необходимость восстановления их в случае потери путем протезирования.

Слово «протез» происходит от греческого — prothesis, что означает искусственная часть тела. Таким образом, протезирование имеет своей целью замещать утраченный орган или часть его.

Любой протез, являющийся по существу инородным телом, должен, однако, максимально восстанавливать утраченную функцию, не причиняя вреда, а также повторять внешний вид замещаемого органа.

Протезирование известно очень давно. Первым протезом, который применяли еще в глубокой древности, можно считать примитивный костыль, который облегчал человеку, потерявшему ногу, возможность передвигаться и тем самым частично восстанавливал функцию ноги.

Усовершенствование протезов шло как по линии повышения функциональной эффективности, так и по линии приближения к естественному внешнему виду органа. В настоящее время имеются протезы для ног и особенно для рук с довольно сложными механизмами, более или менее удачно отвечающими поставленной задаче. Применяются, однако, и такие протезы, которые служат лишь косметическим целям. В качестве примера могут быть названы глазные протезы.

Если обратиться к зубному протезированию, то можно отметить, что оно дает в отдельных случаях больший эффект, чем другие виды протезирования. Некоторые конструкции современных зубных протезов, почти полностью восстанавливают функцию жевания и речи, и в то же время по внешнему виду, даже при дневном свете имеют натуральный цвет, и они мало отличаются от естественных зубов.

Зубное протезирование прошло длинный исторический путь. Историки свидетельствуют о том, что зубные протезы существовали за много веков до нашей эры, так как они были обнаружены при раскопках древних гробниц. Эти протезы представляли собой фронтальные зубы, сделанные из кости и скрепленные с рядом золотых колец. Кольца, повидимому, служили для прикрепления искусственных зубов к естественным.

Такие протезы могли иметь только косметическое значение, и изготовлением их (не только в древние времена, но и в средние века) занимались лица, не имеющие прямого отношения к медицине: кузнецы, токари, ювелиры. В XIX веке специалистов, занимавшихся зубным протезированием, стали называть зубными техниками, но по существу они были такими же ремесленниками, как и их предшественники.

Обучение длилось обычно несколько лет (установленных сроков не было), после чего ученик, выдержав при ремесленной управе соответствующий экзамен, получал право на самостоятельную работу. Такой социально-экономический уклад не мог не отразиться на культурном и общественно-политическом уровне зубных техников, которые находились на крайне низкой ступени развития. Эта категория работников даже не причислялась к группе медицинских специалистов.

Как правило, никто не заботился тогда о повышении квалификации зубных техников, хотя отдельные работники достигали в своей специальности высокого художественного совершенства. Примером может служить дантист, живший в прошлом столетии в Петербурге и написавший первый учебник по зубоврачебной технике на русском языке. Судя по содержанию учебника, автор его был опытным специалистом и образованным для своего времени человеком. Об этом можно судить хотя бы по следующим его высказываниям во введении к книге: «Начатое без теории изучение, приводящее только к размножению техников, достойно порицания, потому что, будучи неполным, оно образует работников — купцов и ремесленников, но никогда не произведет дантиста-художника, как и образованного техника. Зубоврачебное искусство, практикуемое людьми без теоретических знаний, не может ни в каком отношении быть приравнено к тому, которое составляло бы отрасль медицины».

Развитие зубопротезной техники как медицинской дисциплины пошло по новому пути. Для того чтобы зубной техник мог стать не только исполнителем, но и творческим работником, способным поднять зубопротезную технику на должную высоту, он должен обладать определенным комплексом специальных и медицинских знаний. Этой идее подчинена реорганизация зуботехнического образования в России, и на основе ее составлен настоящий учебник. Зубопротезная техника получила возможность приобщиться к прогрессивному развитию медицины, ликвидируя кустарщину и техническую отсталость.

Несмотря на то, что объектом изучения зубной техники является механическая аппаратура, все же не следует забывать, что зубной техник должен знать назначение аппаратуры, механизм ее действия и клиническую эффективность, а не одни внешние формы.

Предметом изучения зубопротезной техники являются не только замещающие аппараты (протезы), но и такие, которые служат для воздействия на те или иные деформации зубо-челюстной системы. К ним относятся так называемые исправляющие, растягивающие, фиксирующие аппараты. Эти аппараты, применяемые для ликвидации всякого рода уродств и последствий травм, приобретают особенно большое значение в военное время, когда число травм челюстно-лицевой области резко возрастает.

Из сказанного следует, что зубопротезная техника должна базироваться на сочетании технической квалификации и художественного мастерства с основными общебиологическими и медицинскими установками.

Материал настоящего сайта рассчитан не только на учащихся зубоврачебных и зуботехнических школ, но и на старых специалистов, нуждающихся в совершенствовании и углублении своих знаний. Поэтому авторы не ограничились одним описанием технологического процесса изготовления различных конструкций протезов, а считали необходимым дать также основные теоретические предпосылки клинической работы на уровне современных знаний. Сюда относится, например, вопрос о правильном распределении жевательного давления, понятие об артикуляции и окклюзии и другие моменты, увязывающие работу клиники и лаборатории.

Авторы не могли пройти мимо вопроса об организации рабочего места, который получил большое значение в нашей стране. Техника безопасности также не была оставлена без внимания, так как работа в зуботехнической лаборатории связана с производственными вредностями.

В учебнике приводятся основные сведения о материалах, которыми зубной техник пользуется в своей работе, как, например, гипс, воск, металлы, фосфор, пластмасса и др. Знание природы и свойств этих материалов необходимо зубному технику в целях правильного пользования ими и дальнейшего их усовершенствования.

В настоящее время в развитых странах отмечается заметное увеличение продолжительности жизни людей. В связи с этим и возрастает число лиц с полной потерей зубов. Обследование, проведенное в ряде стран, выявило большой процент полной потери зубов у пожилой части населения. Так, в США число беззубых больных доходит до 50, в Швеции — 60, в Дании и Великобритании оно превышает 70—75%.

Анатомические, физиологические и психические изменения у людей в преклонном возрасте усложняют протезное лечение беззубых больных. 20—25% больных не пользуются полными протезами.

Протезное лечение больных с беззубыми челюстями является одним из важных разделов современной ортопедической стоматологии. Несмотря на весомый вклад ученых, многие проблемы этого раздела клинической медицины окончательного решения не получили.

Протезирование больных с беззубыми челюстями ставит своей задачей восстановление нормальных взаимоотношений органов челюстно-лицевой области, обеспечивающих эстетический и функциональный оптимум, чтобы еда приносила удовольствие. В настоящее время твердо установлено, что функциональная ценность полных съемных зубных протезов в основном зависит от их фиксации на беззубых челюстях. Последняя, в свою очередь, зависит от учета многих факторов:

1. клинической анатомии беззубого рта;

2. способа получения функционального оттиска и моделирования протеза;

3. особенностей психологии первично или повторно протезируемых больных.

Приступая к изучению этой сложной проблемы, мы в первую очередь остановили свое внимание на клинической анатомии. Здесь нас заинтересовали рельеф костной опоры протезного ложа беззубых челюстей; взаимоотношения различных органов беззубой полости рта при различных степенях атрофии альвеолярного отростка и их прикладное значение (клиническая топографическая анатомия); гистотопографическая характеристика беззубых челюстей с различной степенью атрофии альвеолярного отростка и окружающих его мягких тканей.

Кроме клинической анатомии, мы должны были провести изыскание новых методов получения функционального оттиска. Теоретической предпосылкой к нашим исследованиям явилось положение, что целенаправленному оформлению подлежит не только край протеза и его поверхность, лежащая на слизистой оболочке альвеолярного отростка, но и полированная поверхность, несоответствие которой окружающим активным тканям приводит к ухудшению его фиксации. Систематическое изучение клинических особенностей протезирования больных с беззубыми челюстями и накопленный практический опыт позволили нам улучшить некоторые способы повышения эффективности полных съемных зубных протезов. В клинике это выразилось в разработке методики объемного моделирования.

Не исчерпан спор о том, что базисные материалы из акрилатов оказывают токсическое, раздражающее действие на ткани протезного ложа. Все это заставляет проявлять настороженность и убеждает в необходимости экспериментальных и клинических исследований проявления побочных действий съемных зубных протезов. Неоправданно часто ломаются акриловые базисы, и выяснение причин, вызывающих эти поломки, также представляет определенный практический интерес.

Более 20 лет мы изучали перечисленные аспекты проблемы протезирования беззубых челюстей. Сайт обобщает результаты этих исследований.



Похожие статьи

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

  • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

    Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...