Приметы связанные с похоронами — как не навлечь на себя беду после похорон. Обычаи и приметы на похоронах: что нужно, а чего нельзя делать

Похороны — очень печальное событие и как бы мы ни хотели, каждому надо это пережить. Как вести себя на траурном мероприятии? С трагическими моментами связанно множество суеверий, примет и желательно их придерживаться, чтобы не столкнуться с неприятностями.

С трагическими моментами связанно множество суеверий

Некоторые значимые приметы об усопших

Выполнять приметы на похоронах необходимо, чтобы оградить себя от других проблем.

Если покойник глазом смотрит — путника для себя высматривает. Когда умершему закрывают глаза, важно закрыть их полностью. Для чего это? Если какой-то глаз будет хоть немножко открыт, то тот на кого глаз смотрит, может пойти следом.

Если умирает незамужняя девушка, нужно одеть ее в свадебное платье. Это известный обычай, но мало кто знает для чего это делают. Понятно, что основная миссия женщины — состояться женой, родить ребенка. Молодая, незамужняя девушка, ушедшая из жизни, является невестой Господа. И встретиться невесте с Богом необходимо в свадебном обличии.

Нельзя родственникам нести гроб на кладбище.

Толкуется это так:

  • Чтобы умерший не думал, что обрадовались его смерти.
  • Чтобы не пойти за усопшим следом.

Родная кровинушка притягивает. Кто не является родственником, плохого не предвещается.

Тому, кто несет гроб на кладбище, на время процессии, необходимо повязать руку полотенцем. Так, умерший выражает свое уважение и благодарность несущим.

Если в доме мертвец, закрываются все зеркала материей на период в сорок дней. Для чего это правило необходимо придерживаться? Зеркало являет собой, как бы дверью, разделяющий наш мир и потусторонний. Умершие не сразу оставляют наш мир. Некоторое время они находятся рядом и видят переживания родных, слушают их разговоры.

По истечении сорока дней, душа уходит в небо. И если умерший невзначай взглянет в зеркало, то он будет пленен. Тогда вывести его можно будет только с помощью медиума. Чтобы предотвратить плохое, зная обычаи, нельзя оставлять открытыми зеркала на срок в сорок дней.

Мерку умершего кладут в гроб.

Нельзя оставлять без внимания вещи, которые были уже на умершем. Раньше снимали мерку с умершего человека, чтобы изготовить гроб. И эту мерку оставляли в гробу. У покойника связанные руки и ноги, их развязывают на кладбище. Важно как мерку, так и веревки, которыми были связанные конечности усопшего после развязывания непременно остались в гробу. Для чего?

Такие предметы часто применяются в магических обрядах и есть случаи, когда ведьмы крадут их. Родственники, обеспокоены горем, могут не уследить за этим, поэтому на время похоронной церемонии нужна помощь и наблюдательность друзей, знакомых.

Почему важно придерживаться примет на похоронах

Приметы на похоронах имеют свои объяснения.

После того как вынесли покойника, выбрасывают щепки, оставшиеся от гроба и старый веник. Когда вынесли гроб, последний человек, вышедший из дома, заметает и вымывает полы чистой водой. Важно знать, что начинать убирать надо от порога. После этого, использованные веник и тряпку выбрасывают, во избежания другого покойника.

Нельзя перед траурным шествием переходить дорогу

Расческа, которой расчесывали усопшего, кладут в гроб или бросают в речку. Это связано с нечистой энергетикой данного предмета, и вывести это невозможно. Нельзя бросать такую расческу в озеро, поскольку необходима проточная вода. Раньше, придерживаясь обычая, ее кидали в речку, дабы присутствие смерти, скорее оставило дом и чтобы легче пережить утрату. Очень часто, родные тяжело переносят потерю. Важно, следить, чтобы ребенок не расчесался этой расческой. Нельзя давать такую расческу детям.

На кладбище, если бросить в яму горстку земли - защита от призрака.

После опускания гроба в яму, зная обычаи, кидают землю. Для чего это надо делать? По поверью, если не сделать это на кладбище, то усопший, может пугать ночами.

Во время траурной церемонии, проходящей вдоль окон, нельзя разрешать спать в доме.

Нужно внимательно отнестись к этому поверью. Не разбудив во время спящего человека, умерший может забрать его с собой. Нельзя жалеть малышей, даже если ребенок не хочет просыпаться и плачет.

Нельзя перед траурным шествием переходить дорогу.

Это связанно, что переходящий дорогу, может перенять болезнь покойника на себя. Поэтому если встретить похоронное шествие и очень надо быстрее перейти дорогу, лучше подождать. Потому что можно испортить жизнь не только себе, но и близким.

Во время траурного шествия идет дождь — хороший знак. Дождь предвещает душе покойника мир и покой на небе. Еще дождь оповещает, что усопший прекрасный человек и даже небеса плачут за ним.

Православная церковь не приветствует возлагать в большом количестве искусственные цветы венки на могилу. Через время они имеют довольно неприглядный вид.

На похороны лучше нести живые цветы, которые ветер может разнести после увядания.

Как правильно вести себя на поминках? После засыпания гроба, выпивают за упокой новопреставленного. По примете, души усопших вселяются в птиц и часто посыпают покрошенный хлеб на могиле. Но, если при жизни, умерший любил выпить, то он и как покойник не откажется. Иногда этот обычай уместен.

Покойного можно помянуть, принеся на могилу уголь с ладаном и лампадку. Еще можно на могилу положить освященный рис.

После похорон, придя в дом,потрогай рукой печку. Зачем так делать? В целях защиты от скорого покойника. Данное суеверие связано со стихией Огня. Раньше верили, что придя с кладбища и положив руку за печку – все негативные предсказания сожгутся.

При отсутствии печи, можно зажечь свечу, способствующая сжиганию негативной энергии.

После похорон, ставят стакан воды на подоконник. Это делать надо чтобы покойник в любое время приходил и пил воду. Можно поставить стакан и в другом месте, но желательно там, где любил сидеть умерший и пить чай или кофе. По наблюдениям, постепенно воды становится меньше. Если до сорокового дня стакан будет полупустой, необходимо добавить воды.

Часто люди не знают, как вести себя с одеждой покойного после похорон? Не нужно сжигать, выбрасывать ее, лучше отдать нуждающимся.

Существует мнение, что беременным нельзя находиться на кладбище

Можно ли беременным присутствовать на похоронах

О беременности есть множество примет. Не повлияют ли похороны на рождение ребенка? Существует мнение, что беременным нельзя находиться на кладбище. Это место, где жизнь человека заканчивается. А беременность- это начало рождения новой жизни.

Жизнь и смерть понятия противоположные, что и делает нежелательным моментом нахождения беременных на кладбище. Явления жизни и смерти постоянно меняются. Это еще одна причина, по которой нельзя женщине в положении присутствовать на кладбище. Стараться избегать в период беременности моментов, связанные с энергией смерти. Поэтому, чтобы не переживать за рождение ребенка -лучше остаться дома.

Примет, касающиеся похорон, нужно придерживаться. Если в процессе жизни, можно еще исправить невыполнение поверий, то после смерти, это не получится.

Но Православная церковь учит, что только Бог может распоряжаться жизнью и смертью . А мертвец не может выбирать кто останется живой, а кто умрет. И много известных суеверий о том, что усопший может кого-то забрать за собой, это всего лишь страх и предрассудки.

Суеверия и приметы при похоронах прочно вошли в нашу жизнь. Правильное поведение траурного ритуала является показателем уважения и почитания к усопшему. Наличие принадлежностей и атрибутов, необходимых для похорон играет немаловажную роль для правильного проведения данного процесса. Однако в обряде похорон существуют определенные запреты. Нельзя нарушать эти запреты, для того чтобы в дальнейшем не навредить себе и своим близким. В этойстатье мы приведем ряд примеров, а также ответим на вопрос о том, почему нельзя идти впереди гроба.

Почему нельзя идти впереди гроба

Впереди похоронной процессии, несут крест и икону, неотъемлемым атрибутом являются церковные знамена, за ними четверо мужчин несут крышку гроба. За гробом должен следовать священник со свечой и кадилом . Далее несут гроб с покойным, за которым следуют родные, знакомые и близкие люди. Знакомы, друзья и родственникипришли отдать дань уважения и памяти человеку, с которым работали,трудились и жили.

Провожая умершего в последний путь несут иконы, венки. Человеку который идет впереди гроба могут сулить ряд неприятностей, более того преждевременная кончина. Это и отвечает на вопрос о том, почему нельзя идти впереди гроба покойного. Поэтому родственники и близки люди идут позади, провожая усопшего в последний путь.

Суеверия и приметы при похоронах

Вынося покойного из дома, следует посыпать ему в след жито. Это считается необходимой мерой с целью оградитьсвою семью от неприятностей и новой смерти.

По приметам встречас похоронной процессией может принести неприятности. Поэтому следует помолиться от избавления от несчастья. Однако существует ряд поверий, что встречая на своем пути похороны,человеку может улыбнуться счастье, но не именно в этот день, а в будущем. Тому, кому довелось встретить похороны, необходимо снять головной убор и поклониться. Желательно пройти некоторый путь с похоронной процессией. И позже уйти восвояси.

Родственникам или близкимне рекомендуется участвовать в процессе выноса тела покойного. Этот следует поручить незнакомым людям, желательно мужчинам. После выноса покойного следует помыть полы в доме, дабы обезопасить свою семью от новых несчастий. Существует перечень предметов, которые можно класть в гроб покойного, ими являются:

  • шапка или фуражка (если покойный при жизни был военным);
  • платок (для женщин);
  • детские игрушки (если покойной является беременная женщина);

В гроб можно положить вещи, принадлежащие покойному. Таким предметом могу служить очки, которыми он пользовался при жизни.

Не стоит оставлять покойного одного в комнате. Существуют поверья, что нечистая сила может похитить вещи из дома, что повлечет за собой новое несчастье.

Если присутствуют животные, следует убрать их на некоторое время из дома. Лай или вой собаки может испугать душу умершего, а запрыгнувшая в гроб кошка может принести новое несчастье.

При обмывании тела умершего нельзядопускать к нему незнакомых людей, а также людей сомнительной внешности.

Маленькие дети особенно чувствительны, не стоит подвергать их стрессу и позволять смотреть на процедуру погребения. Поэтомужелательно отвести их к близким родственникам или знакомым .

Родственникам и близким людям нельзя идти впереди гроба, а так же нести венки, и пить вино. Этого следует избегать, для того, чтобы не навредить в первую очередь себе.

При погребении усопшего следует вытащить живые цветы из гроба, а также вынут из гроба положенную икону.

Вещи покойного желательно раздать нуждающимся людям. Чтобы в последующем они не беспокоили свои присутствием родных и близких.

Приоткрытая дверь, через которую выносили усопшего, таит опасность для окружающих. Существует поверье о том, что царство мертвых может втянуть живого человека. Поэтому после выноса покойного дверьв помещение следует закрыть.

Процедура похорон довольно неприятна и скорбна. Но так устроена наша жизнь. На смену умершему человеку приходит новая жизнь, рождается новый человек и жизнь продолжается вновь. Провожая человека в последний путь, следует вспоминать все самое лучшее, что связывало с ним на момент его жизни. И как бы сложно и тяжело не было прощаться, нужно помнить о том, что он будет жить пока его помнят и о нем говорят.

От этого никуда не уйти...

К сожалению, с этим печальным событием каждый из нас сталкивается по нескольку раз за свою жизнь. Как и везде, здесь тоже есть свои приметы и суеверия... И если верить преданиям, приметы на похоронах - это настолько сильное энергетическое воздействие на живых людей, что их несоблюдение чревато в скором времени несчастьями и горем чуть ли не вселенских масштабов! И с этим не считаться просто неразумно.

Приметы на похоронах. Невеста Бога

Предназначение любой женщины - быть супругой и мамой. Если умирает девушка, не успевшая создать семью (выйти замуж и родить ребенка), то считается, что она - невеста самого Господа. Сами понимаете, невесты предстают перед своими женихами в белых нарядах. Именно поэтому рано ушедших из жизни девушек хоронят в свадебных платьях.

Похоронные приметы. Занавесить все зеркала!

В доме усопшего на срок до сорока дней занавешиваются все зеркала. На самом деле, это не столько примета, сколько основное правило. Его должны неукоснительно знать и соблюдать все живые люди. Считается, что зеркало - это портал между нашим и загробным миром. Если его не завесить, зеркало станет ловушкой для души усопшего, ведь все сорок дней она находится в доме рядом с родственниками. Просто в какой-то момент она может увидеть себя в зеркале и остаться там, как в плену.

Приметы на похоронах. Не брать в руки гроб

Согласно этой примете, нельзя нести гроб кровным родственникам усопшего. Этому есть целых два объяснения. Во-первых, считается, что в этом случае покойный может подумать, что родные рады его смерти. Во-вторых, принято считать, если родственники несут гроб со своим близким человеком - в скором времени отправятся вслед за ним... Не кровным родственникам нести гроб разрешается. Однако и для них есть некое предостережение. Всем, кто это делает, в обязательном порядке нужно повязать на одну руку новое полотенце. Это своеобразная благодарность от лица усопшего за оказанное ему со стороны живых уважение.

Приметы на похоронах. Усопший приоткрыл глаз - быть беде...

Одна из самых нелогичных похоронных примет. Говорят, если у лежащего в гробу человека приоткрыт глаз - он "высматривает" себе попутчика. Позвольте добавить авторский комментарий. Это просто какой-то ужас... Нет, одно дело - класть монетки на веки в эстетических целях, чтобы глаза покойного были закрыты, в противном случае будут видны белки его глазных яблок. Но закрывать ему их только ради того, чтобы покойник (вы только вдумайтесь в абсурдность этой фразы) вдруг не посмотрел на вас - это что-то из области фантастики и предрассудков...

Приметы на похоронах. Все свое беру с собой

Во время похорон нужно непременно положить в гроб с усопшим все предметы, которые опосредованно контактировали с ним: веревки, связывающие его руки и ноги, а также мерку, посредством которой с него снимались размеры для будущего гроба.

Общие приметы и суеверия на похоронах

  1. Нельзя присутствовать на похоронах беременным женщинам и маленьким детям.
  2. Не нужно рыдать навзрыд - покойному от этого будет еще хуже.
  3. Об усопшем говорят или хорошее, или ничего...
  4. Уходя с кладбища, следует повернуться спиной, при этом обязательно вытереть свои ноги.

— Как показывает опыт, существуют сотни различных суеверий, связанных с похоронами. Одни завешивают зеркала в доме, где есть покойник, другие кладут в гроб вещи и деньги, третьи считают, что ближайшему родственнику нельзя нести гроб умершего. Как к этому относиться?

— Пожалуй, в нашей жизни нет ничего более мифологизированного и пропитанного суевериями, чем смерть человека и обряд его погребения. Это происходит оттого, что люди совершенно не знакомы с православным учением о происхождении человека, его духовной природе, смысле его жизни, его божественном признании. Поверхностное отношение к Церкви, непонимание глубины того, что в ней происходит, породили уродливые похоронные лжетрадиции, которые ничего общего с православием не имеют, но, к сожалению, устойчиво присутствуют в народном сознании.

Тело человека в православии воспринимается как храм души, в котором она пребывает временно. Благоговейное отношение к телу покойника напрямую связано с главным догматом христианства – догматом о Воскресении . Мы веруем не в то, что воскреснут наши души (ведь душа человека по определению бессмертна), а в то, что при Втором Пришествии Спасителя наши тела воскреснут и соединятся с нашими душами. Вот почему в Церкви существует трепетное отношение к погребению : обмывать тело, одевать в чистое, покрывать белым саваном и хоронить в землю как в постель, где тело «спит», ожидая день Второго Пришествия и Воскресения из мертвых. Иными словами, заботясь о достойном погребении человека, родственники выражают свою веру во всеобщее Воскресенье..

— В православной традиции умершего называют усопшим, т.е. уснувшим. И смерть рассматривается как переход души и сознания человека в потусторонний мир – мир Вечности. Усопший не ушел в небытие, не исчез, а через врата Вечности перешел в другую реальность – мир духовный.

А где нет веры в Бога, там есть жуткий страх перед смертью и стремление вытеснить мысли о ней на периферию сознания. Обратите внимание, в обществе, где боятся смерти, пытаются замаскировать этот страх юмористическими передачами, комедийными, развлекательными фильмами и шоу .

У не верящих в Бога все, связанное со смертью, во все времена сопровождалось страхом. Отсюда, пожалуй, и самое большое количество предрассудков, живущих и в атеистическом, и даже в примитивном церковном внешнем сознании многих людей. Кстати, у так называемых атеистов и агностиков, которые вроде не должны верить в потустороннюю жизнь, присутствует масса страхов и суеверий, связанных с мистическим восприятием души, ее жизни в загробном мире и ее возможностью влиять на живых. Вот на таких примерах видна лживость атеистического восприятия мира!

Смерть для неверующих и полуверующих – это большей частью образ костлявой и страшной старухи с косой, которая пришла за своей добычей, при этом не упускающей случая попугать живых своим ужасным смехом и огнём пустых глазниц. И что им остаётся? Поскорее откупиться чем-нибудь («чем положено»), только бы не думать о ней. Вот отсюда и идет совершенно глупое суеверие класть в гроб с покойным деньги или вещи. Отсюда же широкораспростаненная традиция ставить на поминки водку (или воду) «для покойного», накрыв ее хлебом. Это просто отголосок языческой традиции, которая заключалась в ужасе перед душами мертвых. Чтобы они ничего плохого не сделали живым и ушли в свой мир, их надо было «угостить», «откупиться». Когда такое проделывают на современных поминках, их уже нельзя считать христианским поминовением усопшего. Хоть присутствующие и вспоминают умершего, это не мешает им по-язычески «отгонять» его душу.

— Так что же такое «суеверие»?

— Слово суеверие складывается из «суе» и «верие». С верой все понятно, а что означает «суе»? Это суета, безрезультатность, бессмысленность. Соответственно, суеверие — это не имеющая смысла, пустая, напрасная вера, которая наносит колоссальный вред человеку. Казалось бы, что плохого в том, что кто-то завешивает зеркала? А то, что место настоящей веры в душе заняло суеверие, то есть напрасная вера вытеснила подлинную. Вместо того чтобы молиться за душу близкого, человек думает, не забыть бы завесить зеркала или положить любимую вещь покойного в гроб.

Суеверие не приводит к Истине, а посему является крайне вредным. Подлинная вера просвещает человека, а суеверие ослепляет, оставляя его на уровне примитивного поверхностного развития и низводя до фарисейства. Как известно, в иудаизме есть огромное количество внешних, нелепых, а часто и просто бессмысленных предписаний, которые обличал Спаситель: «Вожди слепые, отцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» (Мф.23:24). Вот так часто бывает и в наше время: выполняются совершенно глупые, нелепые суеверные правила, ритуалы, а главное при этом не делается.

Разве может увидеть Бога суеверный человек, который занят соблюдением всевозможных глупостей? Суетная вера лишает нас зрелости христианского трезвомыслия, занимая место подлинной Веры и Истины. Именно поэтому суеверия далеко не безобидны.

Посмертная судьба души зависит не от рюмки с хлебом, а от горячей молитвы близких. Только обращаться к Богу нужно с полным осознанием Того, к Кому вы взываете, тогда Господь непременно услышит и поможет.

Суеверие – это особое состояние сознания человека, ослеплённость души, не зависящее от уровня интеллекта и образованности. Повторюсь, но как ни удивительно, одними из самых суеверных являются как раз люди, позиционирующие себя учеными-атеистами. Я знаком с одним профессором, доктором физических наук, который никогда не здоровается через порог, потому что это «плохая примета».

Иллюстрацией глупости, происходящей из-за суеверий, может послужить также случай, произошедший на похоронах известного ученого. Во время поминок один академик (ныне тоже покойный), большой враг религии, стал произносить большую речь об умершем, которую закончил словами:

— А теперь давайте помянем. Не чокаясь.

На это друг усопшего, известный профессор и верующий человек, спросил:

— А почему, собственно, не чокаясь?

Над столом нависла пауза. Академик растерялся. Было видно, как он хочет придумать оправдание тому глупому суеверию, которое только что озвучил. Но попытки объяснить его с точки зрения материализма, поклонником которого он много раз публично себя объявлял, были тщетны. Все с интересом смотрели на краснеющего академика, который был похож на школьника у доски, не выучившего урок.

— Батюшка, так чокаться можно или нет?

— Как хотите, это не имеет значения. Запрет на чоканье не более чем классическое, глупое суеверие, взявшееся неизвестно откуда. Душе умершего от этих чоканий ничего не прибавится и не убавится. Помочь ей могут совсем другие дела. Поэтому не становитесь чокнутыми, выполняя все эти бессмысленные суеверные «правила».

— А как распространяются суеверия ?

— Большей частью эти глупости приходят от людей, которые ничего по-настоящему не знают, но хотят себя показать знатоками, умными и во всем сведущими. Чтобы обратить внимание на свою персону, они придумывают или вспоминают какое-либо суеверие, которое бросаются выполнять вроде бы вполне вменяемые люди. Например, такая «знающая» говорит, что обязательно свечу церковную надо поставить к фотографии умершего или что на столе не должно быть солонок и ножей. Другая такая же «всезнайка» из соседнего города вводит обратные глупые порядки. По ее мнению, на столе солонки и ножи быть должны непременно, а вот фотографию со свечой необходимо поставить не дома, а на кладбище.

Это как раз подтверждает природу всех этих нелепостей. Ведь суеверия из разных районов, городов могут прямо противоречить друг другу. В одной области нельзя вилки на поминальный стол класть, в другом — металлические ложки. В третьем нельзя соль, а в четвертом — соль даже нужно, но никак нельзя горчицу. А в пятом можно и соль, и горчицу, но нельзя чтобы солонка была полной.

— Удивительно, как люди не понимают нелепости этих суеверий?

— Ничего удивительного. Это как раз и есть духовное ослепление, за которым следует ослепление разума. Ведь люди не знают, как правильно делать и что, поэтому и слушают «знающих», которые в своем дремучем невежестве распространяют такие «порядки». А не желающие учиться настоящим традициям люди слушают и делают, как им говорят.

Дальше эти суеверия расходятся как эпидемия, поражая глупыми «правилами» целые регионы. Но, несмотря на отсутствие здравого смысла, все это выполняется, потому что «так положено». И бессмысленно спрашивать, кем именно положено. Ответа не будет.

— Но суеверия часто объясняют народными традициями?

— Народные традиции тоже придумываются людьми, причем нередко с их помощью оправдывается много нелепостей. То, что традиция есть, еще совсем не значит, что она достойная и ее следует неукоснительно соблюдать. Например, много «традиций» сложилось в советское безбожное время, следовать многим из них вообще не стоит, наоборот, нужно всячески избавляться от этих лжетрадиций.

— А как относится к более древним языческим традициям?

— А что такое язычество? Это понятие произошло от слова «язык», что со славянского означает «народ» или «общность». «Языческий» в переводе на русский язык значит «народный». Люди не зря говорят «народные верования» или «по народному поверью». Но давайте посмотрим, всегда ли народ прав?

Вспомните, Бог дал Завет Моисею. А народ еврейский при этом скатился до поклонения Золотому Тельцу. Вот вам и народная вера! Или народ, видевший собственными глазами чудеса, поначалу приветствовал Христа, входящего в Иерусалим, а потом… тот же народ кричал «Распни, распни!». Ну и где была в это время хваленая народная мудрость?

А зачем «умный» народ устроил революцию в 1917 году, а потом утонул в крови Гражданской и последующих войн?

А если взять новейшую историю нашей страны. Где был интеллект нашего народа, который сам бросился разваливать (или во всяком случае не мешал разваливать) свою страну, добровольно отдавая приватизаторам десятками лет созидаемую госсобственность, при этом обрекая себя на бедность? А где сейчас разум российского народа, который регулярно ходит голосовать за проходимцев? Почему он не видит опасности? Да потому что народным сознанием манипулируют, попросту говоря, оболванивают так называемые идеологи.

Народ – это много людей. Но куда они пойдут, зависит не столько от мудрости каждого и всех вместе взятых, сколько от лидера.

Нужно ли слушать народ и поступать, как он считает, когда умер человек? Только тогда, когда этот народ ищет Бога, святоотеческой мудрости, идет к высокой цели — помощи душам усопших. А если его ведут примитивные суеверные «всезнайки», то следуя указаниям данной толпы, вы быстро скатитесь до оскорбляющей Божие величие суетной веры.

Скажите, а исполнение суеверных обрядов как-то сказывается на душах умерших?

— Безусловно, нанося ужасный вред. Рассудите здраво, как может помочь душе умершего наличие/отсутствие на поминальном столе вилок или горчицы? Какая связь между душой и столовыми приборами? А вот отсутствие на поминках выпивки очень даже ощутимо для души усопшего. Причем, дело тут не в суеверии, а в том состоянии, в котором пребывают люди за поминальной трапезой. Пьяные не будут молиться, им не до этого.

К сожалению, нередко поминки начинаются с малого: помянут стопочкой покойного, потом еще раз, еще, потом бабушку, дедушку, а под конец – и песни запоют. Как в том анекдоте: «Хоронили тещу, три гармошки порвали». Какая уж тут польза душе отошедшего в мир иной. Идет гулянка!

— Но попробуй не поставить на поминальный стол выпивку, сразу же начнут осуждать: «Как это так, на столе нет водки? Покойнику не налили и хлеба не положили?!» и.т.п.?

— Если вы организуете похороны, то все зависит только от вас. Как захотите, так и будет. Языческие представления о поминках, а также вредные суеверия других людей вас волновать в этом случае не должны. Ведь поминки организуются не ради близких и родственников, а для помощи душе умершего! Но придя к соседям на поминки, приказать им убрать со стола водку, а от фотографии стопку с хлебом вы не можете, так как не вы в доме хозяин.

— Значит, водка на столе тоже дурной обычай?

— Сама по себе водка – не грех, грех то, что люди, выпив, начинают «веселиться», и ни о каком молитвенном поминовении уже речи не идет. Вполне допустимо было бы выпить немного вина, но у нас поминки с алкоголем превращаются в настоящую тризну, где люди напиваются, чтобы снять стресс, забыться от напоминания о смерти.

А ведь по своей сути поминки — это агапе, т.е. трапеза любви, молитвенная трапеза. На поминки должны приходить не стресс снимать, не чтобы встретиться и поболтать с родственниками, и не рассказы рассказывать о покойном. На поминки должны идти те, кто любил и продолжает любить усопшего, выражая свои чувства в общей молитве, ведь именно в ней больше всего нуждается умерший.

Господь дает нам огромный дар: возможность вымолить послабление душе умершего в инобытии. Ведь Бог есть Любовь, и Он не может не откликнуться на нашу просьбу любви, выражаемую в общей поминальной молитве. Если родственники действительно любят усопшего, они будут делать все, чтобы помочь его душе, а не устанавливать дурные суеверные «порядки».

— Батюшка, а как относиться к суевериям, услышанным от бабушек в храме или от соседей?

— Никогда не надо следовать суевериям. Чтобы не попасть под их влияние, для начала следует узнать действительно правильные традиции. И не просто узнать, но и понять их суть и смысл, а также научиться видеть бессмысленность суеверий. Думайте, учитесь, читайте серьезные источники о том, как правильно, живите благочестиво, и тогда истинные традиции откроются вам.

Понимая ложность суеверий, по возможности донесите это до того, кто их разносит. Но делайте это тактично, осторожно, чтобы не обидеть человека. Постепенно внедряйте близким, родственникам, друзьям трезвое понимание, учите их анализировать, думать и узнавать суть. Главное — самому избегать суеверий и мягко объяснять их пагубность другим.

Ни в коем случае нельзя бороться с суевериями других людей демонстративно и напоказ. Это обычно только раздражает, а иногда и приводит к более серьезным последствиям. Тем более бессмысленно переубеждать «знающих» — на них не действует ни логика, ни объяснение настоящих традиций, ни аппелляция к здравому смыслу.

— Вот вы говорите об отсутствии логики в суевериях, о необходимости критичного их восприятия. А можно привести несколько примеров?

— Как-то мне рассказали об одной чудеснице, которая объясняла на поминках, что нельзя желать душе покойного «Царствия Небесного», потому что Бог Сам должен решить, положено оно покойнику или нет, а надо говорить «Земля пухом». Это пример дремучего невежества в сочетании с потрясающей глупостью. Как человек может думать, что пожеланием Царствия Небесного (а именно об этом мы и молимся в молитвах) он лишит Бога возможности произвести Суд? Нормальный человек должен понимать, что Бог принимает нашу молитву, но только Он один определяет место в ином мире.

Следовало бы спросить у этой невежественной женщины, почему, собственно, надо говорить «Земля пухом?». Ведь душа не лежит в гробу. Ей пух не нужен. И почему именно пухом, а не поролоном, ватой, синтепоном, чтобы еще теплее было? Нет ответов на эти вопросы, потому как суеверия бессмысленны.

Еще один пример: якобы кутью на поминках надо есть обязательно руками. Законный вопрос, а как еда руками (или столовыми приборами) может быть связана с душой поминаемого? И почему именно руками, а не одним пальцем? И только кутью, а не все блюда, включая поминальный кисель?

В некоторых местах суеверные товарищи не выпускают из-за стола, пока не выпьешь в обязательном порядке этот поминальный кисель или компот (в самых худших случаях – водку). Но почему его надо непременно пить? Он что, спасет души тех, кто его пьет? Или душу того, кого поминают? Нелепость этих заключений очевидна. Но, к сожалению, не всем. Людям суеверным так не кажется.

А как относится к тому, что ближайшим родственникам усопшего нельзя нести гроб. Считается, что таким образом они выражают радость по случаю его смерти?

— Это полная глупость. Как несение гроба может говорить о «радости?» Скорее, об ответственности, о желании последний раз послужить телу близкого человека. Если пойти дальше, то получается другая нелепость: если гроб несет не близкий родственник, а знакомый, то в соответствии с этим суеверием он тоже радуется? Тогда его надо гнать, а гроб все равно придется нести родственнику?

А как быть, если священник поддерживает суеверия или такие местные народные «традиции»?

— Такое бывает нечасто. Обычно священники относятся к суевериям как к ложной вере. Но иногда прихожане могут неправильно понять слова или объяснения батюшки, интерпретируя их как поддержку суеверий.

К сожалению, многие священники почти не борются с распространением суетной веры, пассивно наблюдая за ее размножением. Они не ведут активную борьбу с этим злом: не говорят проповедей против суеверий на отпевании, не разъясняют о их пагубности, не утверждют истинные знания и веру. Но редко бывают и такие, которые поддерживают суеверия.

В христианской жизни (в том числе и в такие трагические минуты как похороны близкого) мы должны руководствоваться Священным писанием, преданием Церкви, учением святых, соборными решениями Отцов Церкви, а никак не решениями отдельных батюшек, которые сеют суеверия. Не следует слушаться в таком важном деле никаких мнений и «постановлений», «правил» от ветра головы своей. И неважно, священник вводит эти суеверные «правила», соседка-старушка или кто бы то ни было. Все, что нам нужно – изложено в учении Церкви. При желании каждый может ознакомиться, потрудиться и почитать. Это не так сложно, не надо заканчивать духовную Академию, чтобы понять эти основы.

— Но многие воспринимают слова священника как истину, не допуская мысли о том, что он тоже может ошибаться или поддерживать суеверия?

— Скажите, если вы придете на прием к врачу, который имеет диплом и право лечить, а он вам скажет, что мыть руки перед едой вредно. Неужели вы его послушаетесь? Нет, конечно. Вы же знакомы с основными понятиями гигиены и знаете, почему надо мыть руки. Точно такая же гигиена существует и в духовной жизни. И даже если суеверный священник говорит глупости, это нельзя считать руководством к действию. Более того, если человек послушает врача, который велит не мыть руки, то за последствия придется расплачиваться ему самому. Тоже самое и в духовной жизни. Поэтому стремитесь получить важнейшие знания о Боге и не ленитесь жить духовной жизнью. Тогда не станете слушать суеверных, кем бы они не были.

— Иногда родственники усопших заказывают сорок сорокоустов в сорока храмах, или ставят на могиле обязательно сорок свечей и.т.п. Как вы к этому относитесь?

— Как к магии, замаскированной под православие. Почему именно сорок сорокоустов, а не сорок три? А почему монастырей должно быть сорок? Это же вульгарный каббалистический магизм! Вот что страшно. Ведь православие по своей сути прямо противоположно магии!

Всякое знахарство и колдовство неприемлемо в православных традициях, в том числе и в традициях погребения. Если вам поступают советы от людей «знающих», то к подобной информации, даже если она маскируется под православие, нужно подходить с большой осторожностью, помня о том, какой вред для души и здоровья приносят контакты с подобного рода советчиками. Помните, что дьявол есть отец лжи и со своим слугами прилагает все усилия, чтобы человек заблудился, отдалился от Истины, от Церкви и ее истинного учения.

Скажите, батюшка, почему эти внешние суеверия так хорошо распространяются в отличие от бесценных традиций?

— За сорняками тоже ухаживать не надо, они и без того пышно и обильно растут сами по себе. А вот красивые садовые лилии или розы требует постоянно ухода и труда. С суевериями и традициями такая же ситуация. Нет понимания настоящих духовных основ там, где ментальное поле засеяно сорняками суеверий. Их надо полоть, а это нелегкая работа.

Обратите внимание, что всё дурное, глупое и пошлое, например, какие-нибудь стишки, запоминаются легко и сразу. А чтобы выучить хорошие стихи Гумилёва или Пушкина, требуется сила духа и терпение. Почему? Природа человека устроена таким образом, что нам нужно делать над собой усилие, чтобы стяжать что-то хорошее и светлое, а глупость и сама легко входит в сознание и липнет как грязь. Трудно созидать в себе человека, но легко грешить и предаваться страстям. Трудно идти к вершине вверх, но очень легко кубарем катиться вниз.

Но созидая в себе доброе, мы не можем обойтись без Бога, без великой цели, которую дает христианство, а также без мужества, которое необходимо для борьбы с собой.

— Наверное, поэтому так легко следовать пустым суевериям, а вот помолиться о душе умершего, сделать дела милосердия гораздо тяжелее?

— Именно так. Ведь не трудно плясать до упада много часов на танцах (это и называют отдыхом), но нелегко столько же энергии затратить на грядке, занимаясь прополкой (это называют трудом). И читать глянцевый «Космополитен» гораздо легче, чем мудрые книги Достоевского. И часами смотреть телевизор вместо того, чтобы десять минут помолится. И слушать часовую болтовню подруги по телефону гораздо приятнее, чем десятиминутную проповедь в церкви.

Глядя на горюющих, можно увидеть похожую тенденцию. Человек способен сутками рыдать, предаваться безутешной скорби, рисовать ужасные фантазии о будущем, стенать и обвинять. Все это дается ему легко, без понуждения, и время на это находится с избытком.

А вот если этот человек пойдет на пару часов в храм или заставит себя почитать Псалтирь, то он будет чувствовать и быструю утомляемость, и усталость.

Пустые вещи всегда выполняются легко, а нужные душе умершего и нашим душам, зачастую тяжело. Причины этого просты: созидать трудно, а разрушать зачастую даже приятно.

— Давайте подведем итог. Какие суеверия и бессмысленные обычаи не следует исполнять христианам?

— Перечень суеверий столь велик, что назвать их все просто невозможно. К тому же, стараясь следовать этим глупостям, многие люди берут на себя неподъемную задачу. Ведь при всей тщательности их исполнения все равно всего не выполнишь. Вдруг «всезнающая» суеверная тетушка или бабушка забудет о чем-нибудь сказать? Или случайно, забывшись, вы все-таки присядете на «смертоносную» табуретку? Или пройдете между гробом и алтарем на отпевании? Суеверные люди, относясь к этим предрассудкам серьезно, неминуемо обрекают себя на страх, переживания и страдания.

Страх лежит в основе практически всех суеверий. Все они как под копирку строятся по схеме: покойник — что-то нельзя (или наоборот обязательно нужно) — иначе смерть (или будет плохо).

У христианства ответ на эти предрассудки тоже один: жизнь человека в руках Божиих. Только Он решает — жить нам или умереть, сегодня или через много-много лет. По учению Церкви, ни одна смерть не может быть случайной. Каждый из нас уходит тогда (и только тогда!), когда призовет его Господь (кроме самоубийства). Таким образом, все предосторожности, все попытки «обезопасить» себя или своих близких от смерти выполнением (или невыполнением) каких-то ритуалов, примет, суеверий и прочих глупостей являются совершенно бессмысленными. Ни гроб, ни покойник, ни та точка, с которой вы на него посмотрели, ни земля с отпевания, ни рюмки с ножками, ни кисель, ни слова не могут указать Богу — кого забрать, а кто будет жить. И мы никак не можем повлиять на это, разве что доброй жизнью. И конечно, Бог не подчиняется нашим ритуалам. Он ждет от нас любви к ближнему, душе покойного и к Нему, Творцу!

Главное — ориентироваться на то, что ни один из элементов похоронного обряда не должен вызывать страх. Избегайте всякого запугивания — болезнью, смертью и прочими неприятностями, пророчимыми за неисполнение какой-нибудь бытовой мелочи. Все эти суеверия никогда не были связаны с Церковью (а значит, и с установлениями Божиими), сколько бы вас не уверяли в обратном.

Никогда не путайте спокойное и благоговейное уважение к святыне с темными языческими страшилками, оскорбляющими и унижающими само достоинство человека, как чада Божьего.

Чтобы не попадать в суеверные сети надо:

1. Быть человеком верующим, который понимает, что все в этом мире происходит по воле или попущению Божию.

2. Вера должна быть еще и правильной, соответствующей учению Церкви, а не многочисленным «всезнающим» бабушкам, которые хоть и придут первыми на «помощь» растерявшимся от внезапно навалившегося горя людям, но принесут при этом гораздо больше проблем, чем их решений.

3. В любом случае необходимо руководствоваться и собственным разумом, который позволит отвергать подобные «наставления» от какого бы «знатока» они не исходили.

4. Главное — не бойтесь! Ничего. Любой здравомыслящий верующий человек знает о ложности и абсурдности подобных страхов. А те, кто еще сомневаются, просто не прилагают усилий, чтобы разобраться в этих, в общем-то, несложных вопросах. Помните, что количество суеверий, а также тщательность их исполнения – прямой показатель безграмотности и невежества.

Призыв Божий звучит так: «Познайте Истину, и Истина сделает Вас свободными». А суеверия, напротив, закабаляют человека, ведь он вынужден выполнять их во что бы то ни стало, боясь последствий за неисполнение, за свою судьбу, здоровье и так далее. Только истина делает нас свободными, а суеверие – пагубная ложь, которая превращает нас в тупых, ослепленных, придавленных, нелепых и, отчаявшихся. Веря в ложь, мы умножаем ее в тысячу раз. Именно поэтому суеверия – это зло, и не следует относиться к ним как к безобидным вещам. Не будьте суеверны, наполняйтесь настоящей чистой и искренней верой. Да поможет Вам в этом Господь!

Погребальные обряды многих народов часто пронизаны страхом смерти. Люди опасаются, что мертвец не найдет покоя, станет тревожить живых и попытается забрать кого-нибудь из членов семьи вслед за собой. В России с этим связано множество примет из серии: чего нельзя делать на похоронах. Например, родственникам усопшего запрещено нести гроб.

«Заложные» покойники

Автор книги «Кто есть кто в мире мифологии и религии» (Москва, 2010 год издания) Галина Петровна Шалаева написала, что с древних времен на Руси существовало три типа похорон: кремация, закапывание в землю и оставление в безлюдном месте. После прихода христианства от сожжения трупов на костре отказались, но стали зарывать на освященной церковью земле только тех покойников, которых считали чистыми. То есть, умершими своей смертью, не совершив тяжелых грехов.

Дело в том, что представители восточнославянских народов испокон веков обожествляли землю. Ее плодородную, «материнскую» силу нельзя было осквернять мертвецами, чья погибель связана с тем или иным видом насилия. Самоубийц, утопленников, преступников и тех, кто был убит разбойниками, не хоронили в земле. Потому что считалось, что их души не найдут покоя в загробном мире. То же самое относилось и к скоморохам, добровольно взявшим на себя грех лицедейства.
Всех подобных мертвецов, считавшихся «неблагонадежными», русские просто оставляли в пустынном месте, завалив ветками, или прятали от посторонних глаз в каких-нибудь развалинах, заложив камнями. Именно поэтому таких обитателей потустороннего мира называли «заложными» покойниками. В народе считалось, что они обречены на вечные скитания между мирами мертвых и живых, постепенно становясь представителями нечистой силы.

Похоронные запреты

Жители России и по сей день соблюдают множество запретов, связанных с похоронами. Но в целом, эти приметы можно разделить на две группы:

  • нельзя, иначе покойнику будет плохо;
  • нельзя, иначе живые рискуют вскоре отправиться в мир иной.

В первую группу входит обязательное требование завесить все зеркала в доме, потому что иначе душа, которая не покидает мир живых вплоть до 40 дня после кончины, может испугаться собственного отражения. Людей не хоронят в округлых украшениях (кольцах, браслетах), ведь они способны помешать покойному уйти на тот свет, создав своеобразную магическую преграду. К тому же, на похоронах нельзя шуметь, скандалить, спорить и говорить плохо об усопшем – это заставить его страдать на том свете.
Вторая группа похоронных запретов гораздо более обширна: люди переносят свой страх перед смертью на всю атрибутику, предметы и вещи, связанные с погребением. Их ни в коем случае нельзя забирать домой с кладбища. Кроме того, чтобы покойник больше никого не взял с собой в иной мир, нельзя:

  • класть в гроб вещи живых людей;
  • обгонять похоронную процессию, идти впереди нее;
  • одевать усопшего в красное (цвет крови);
  • забивать крышку гроба в доме;
  • оставлять глаза мертвеца открытыми;
  • нести его на кладбище вперед головой;
  • задевать гробом о дверной косяк;
  • приходить на похороны и поминки в светлой или яркой одежде;
  • целовать усопшего в губы;
  • оборачиваться, возвращаясь с кладбища.

Со страхом смерти связан и запрет беременным женщинам, а также маленьким детям присутствовать на погребальной церемонии. Для них энергии потустороннего мира могут оказаться губительными. Сильно убиваться или, напротив, выглядеть веселым тоже нельзя – можно привлечь внимание злых сил.
Впрочем, количество похоронных запретов и связанных с ними примет явно выходит за рамки разумной предосторожности. Здесь приведен далеко не полный список, поскольку в каждом регионе существуют свои, особые традиции.

С кладбища – задом наперед

Некоторые особо опасливые люди даже в ХХ веке предпочитали возвращаться с кладбища задом наперед, даже если путь от церковного погоста до дома был неблизкий. Суеверные жители отдаленных деревень опасались, что за ними может увязаться не упокоенная душа, которая вполне способна свести в могилу здорового человека.

В книге сибирской собирательницы магических обрядов Натальи Ивановны Степановой «Молитвенный щит. Заговоры и обереги» (Москва,2008 год издания) приведен «Оберег от блуждающей души», который полагалось нашептывать, двигаясь задом наперед. Вот его текст: «Спаси, Господи, душу мою и обереги меня от в ночи блуждающей души неприкаянной, восставшей прежде времени от пелен своих, не имущей места покоя своего, кою не держит ни покров земли, ни крест в ногах, ни икона в головах, ни гвозди в гробовой крышке, а только слово Твое запретное законом будет ей. Уповаю на Тебя, Господи, как на крепость святую и нерушимую. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».
После возвращения с кладбища полагалось тщательно умыться, а лучше – попариться в заранее натопленной бане. Затем следовало посмотреть на горящий огонь свечи или коснуться очистительного тепла русской печки. Считалось, что это поможет человеку освободиться от потусторонней скверны, которая могла прицепиться на погосте.

Кстати, русская православная церковь на протяжении всей своей истории боролась с подобными традициями. Об этом в своей статье «Как мы вредим душе умершего. Христианский обряд погребения или суеверия от бабок. Кто сильнее?» написал иерей Алексий Плужников. Например, пережитком дремучих верований автор считает традицию оставлять для покойного стакан с водкой.
Определенную долю вины в массовом отступлении от христианских канонов иерей возлагает и на священников, ведь некоторые из них не разъясняют людям пагубность подобных языческих обрядов и даже умудряются зарабатывать на невежестве населения. Например, недобросовестный поп может продать родственникам покойного церковную землю, необходимую для погребения, или освятить квартиру, в которой находился усопший. Разумеется, тоже не бесплатно.

Кому можно нести гроб

Обязанность нести гроб к месту захоронения русская народная традиция возлагает на соседей, знакомых, друзей или коллег усопшего. Но его родственникам делать это строго воспрещено.
У данного табу есть два возможных объяснения. Одни знатоки народных поверий связывают запрет с желанием оградить семью покойного от возможных новых смертей, чтобы следом за усопшим родственником не ушли в мир иной и те, кто нес его гроб. Согласно другой трактовке, мертвец может затаить обиду на близких по крови людей, и решить, что они рады поскорее отправить его на погост.
Впрочем, вынос гроба из дома – дело опасное с магической точки зрения. И даже соседям или коллегам покойного следует позаботиться о защите от потусторонних сил. Часто люди несут гроб, повязав на руки полотенца, которые можно снять лишь после завершения скорбной миссии.

На данную тему в статье «Традиции и ритуалы. Может ли помогать исполнение суеверий?» однозначно высказался архимандрит Августин (Пиданов). Представитель РПЦ назвал запрет нести гроб с покойным его родственникам абсолютно необоснованным с точки зрения канонов православия, тем более нелепо говорить о возможности обидеть мертвую душу и желании поскорее избавиться от усопшего.
Архимандрит заявил: «Это полная глупость. Как несение гроба может говорить о радости? Скорее, об ответственности, о желании последний раз послужить телу близкого человека. Если пойти дальше, то получается другая нелепость: если гроб несет не близкий родственник, а знакомый, то в соответствии с этим суеверием, он тоже радуется? Тогда его надо гнать, а гроб все равно придется нести родственнику».
Православная церковь, напротив, поощряет участие близких по крови людей в процессе похорон, ведь им предоставляется возможность в последний раз проявить свою любовь и благодарность к человеку, покинувшему бренный мир.
И в большинстве стран мира запрета на вынос гроба для родственников покойного не существует.



Похожие статьи

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

  • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

    Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...