Шизофрения — болезнь гениев? Шизофрения и гениальность

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Внешне отличить здорового человека от шизофреника практически невозможно. Поэтому в психиатрии используют множество тестов и методик, которые помогают выяснить, что творится у пациента в голове и нужна ли ему помощь.

На этот раз сайт подготовил для вас 2 простых вопроса, ответить на которые правильно сможет только шизофреник или неординарная, гениальная личность.

Важно: Чтобы результаты теста были точными, отвечайте на вопрос, отталкиваясь от своих ощущений. А именно от того, как вы видите эту картинку, а не какой она должна быть. Теперь внимательно посмотрите на изображение и ответьте на вопрос.

1. Маска выпуклая с одной стороны или с двух?

2. Маска вращается в одну сторону или в две?

Кто же вы - сумасшедший или гений?

Если вы ответили неправильно на оба вопроса , то не переживайте: вы абсолютно здоровый человек. А если ответ для вас был очевиден, то, возможно, стоит подумать над тем, чтобы завести друга-психиатра.

Дело в том, что мозгу здорового человека свойственен самообман . Он учитывает искусственные формы, окружающие тени и «корректирует» картинку. Поэтому мы попадаемся на иллюзию, хотим мы этого или нет.

У шизофреника нет такого воображения. Его мозг не может установить связи между деталями. То есть он видит маску только такой, какая она есть, и никакой другой. Для него маска всегда вогнута внутрь, а вращается только в одну сторону.

Тогда как различить гения? Между шизофренией и гениальностью тонкая черта, но различить их можно. Гениальные личности обладают мышлением больного и здорового человека одновременно. В отличие от тех и других они мгновенно переключаются между типами мышления. То есть они видят иллюзию так же, как обычный человек, но моментально понимают, в чем подвох. И если захотят, то их мозг перестанет воспринимать обман навсегда.

(Гениальность глазами психиатра)
Среди талантливых и гениальных людей очень много тех, кто страдал различными психическими расстройствами и заболе¬ваниями. Это Мюссе, Сальери, Свифт, Батюшков, Шуман, Мендельсон, Ван-Гог, Паскаль, Гейне, Мольер и т.д. Некоторые исследователи даже пришли к выводу, что талант почти обязательно сопутствует какой-либо психической патологии.

Шопенгауэр в периоды обострения болезни не пил из чужого стакана, боясь заразиться смертельной болезнью, боялся брать в руки бритву, считал себя жертвой глобального заговора. Стоило Руссо прочесть какую-либо медицинскую книгу и ему тотчас же представлялось, что у него есть все болезни, описанные в ней. И он очень удивлялся тому, что он остается жив, страдая такими серьезными недугами. Ампер сжег свой трактат о "Будущем химии" на том основании, что он написан по внушению сатаны.

Непросто было у великих и с их родственниками. Так, отец Фридриха Великого, дядя и дед Шопенгауэра были психически больными, как и сестры Ришелье и Гегеля, матери Карла 5 и Байрона, сын, отец и двоюродный брат Кардана. Двоюродный брат Россини был идиотом".

"Рожденный ползать, летать не может".
Специальные комплексные многолетние исследования в различных развитых странах Европы и Америки показали, что одаренность встречается в соотношении 1:4000, то есть на 100 000 человек только 25 одаренных, а гении - 1:10 000 000, то есть за последние 2000 лет истории человеческого общества было всего около 500 гениев. Причем, данная пропорция сохраняется для каждого из 20 столетий. И в то же время процент психически больных растет и только за последние 30 лет в 5-7 раз.

Некоторые люди, далекие от психиатрии, считают, что например, шизофрения - это особый вид таланта. Другой вопрос, что в психиатрии в понятие шизофрении вкладыва-ются явления, которые по своей сути имеют только некоторое внешнее сходство при значительных количественных и качественных различиях. Это и вялотекущая шизофрения, когда работоспособность человека может сохраняться всю его жизнь, а иногда имеет и принципиально более высокие показатели продуктивности (в 2-20 раз), чем у его так называе-мых здоровых коллег. А может быть и ран¬няя юношеская шизофрения, когда уже в 19-20 лет от интеллекта человека остаются лишь шаткие развалины.

Так почему же талант и шизофрения (как наиболее драматичная и своеобразная форма психической патологии) соседствуют друг с другом? Причин здесь много. Если быть строго бесстрастным, то предрасположенность к шизофрении имеется у каждого второго человека. Только у одних она выше, а у других ниже. Все зависит от величины и устойчивости внутреннего защитного барьера (интеллектуального, психического, физиологического, иммунологического и т.д.). И от того, в каких условиях живет человек, от того, насколько часто и насколько сильные стрессы встречаются в его жизни. Как только суммарная величина отрицательной энергии стрессов превысит защитный уровень конкретного человека, так и возникает психический срыв. Чем выше интеллект человека, чем тоньше его душевная организация, чем выше интеллигентность, тем больше шанс получить "болячку для головы".

Талант в своей сути предполагает творческое начало. Жажда самоутверждения у таланта не только не ниже, чем у обычного человека, но и еще во много раз выше. И на пути к общественному признанию таланту почти всегда приходится проходить весьма сложный и тернистый путь. Не зря Пушкин говорил, что "гений - это 99% труда и 1% та-ланта". Зависть и ревность к чужим успехам у простых смертных заставляет их строить бесчисленные изощренные козни против талантливых людей.
Если нельзя подвергнуть сомнению сам результат труда таланта, то желательно (для завистника) хотя бы как-то унизить и скомпрометировать саму личность, его чисто человеческую, повседневную сущность. Неординарность таланта часто проявляется уже в детстве, заставляя ровесников с некоторой долей неприязни относиться к нему, не зависи-мо от того, лучше его интеллектуальные успехи или хуже.

Рутина повседневной жизни чужда и нередко неприемлема для творческой личности. А истинное творчество невозможно без способности к ощущению чувств особой яркости, без оригинальной фантазии и своеобразного воображения, без способности к глубокому и искреннему сопереживанию другому человеку и в его счастье и в горе, без таланта настраивать свою душу в резонанс другой душе. А это возможно только при очень чувствительной, удивительно хрупкой души, подобной "клубку обнаженных нервов".
Повышенная впечатлительность, чрезмерная ранимость таланта наряду с неспособностью и нежеланием окружающих понимать часто создают довольно-таки высокую нагрузку на нервную систему у таланта, заставляя ее работать в особом, и без того напряженном режиме. Посто-янные перегрузки часто приводят к психическим срывам и болезням нервной системы, особенно учитывая то, что для вызывания вдохновения многие и так часто используют кофе (Бальзак, Руссо), алкоголь (Мюссе, Свифт, Гофман) и наркотики (Бодлер).

Истинные таланты уже рождаются ими. Возможность создавать что-то новое, максимально самовыражаться, изливать все самое лучшее и замечательное из своего ума и души дают человеку ощущение безграничной радости, близкого к фантастическому счастью. Душа человека буквально поет в момент вдохновения и поэтому непрерывно живет в ожидании этого приятного и радостного момента. Предвкушение вдох-новения создает состояние, близкое к одержимости. Только это не одержимость "дьяволом или "инопланетянами" и т.п. Это радостная одержимость служения человечеству. Творческий экстаз имеет в себе не только обычную интеллектуальную и психологическую подоплеку, но и духовную, что придает ему совершенно необычные качественные характеристики, существенно отличающие мимолетное удовольствие обычного человека от глубокого и мощного удовлетворения, целиком захватывающего всю личность и организм таланта. Соотношение вдохновения таланта и обычного человека можно сравнить с различием от всплеска в озере, вызванного брошенным в нее камнем, и гигантской волны цунами, проходящей сотни миль океана и сметающей все на нём.

Депрессия таланта - это прерывание внешнего контакта с окружающим миром для последующей внутренней стабилизации всех энергетических процессов в уме, душе, организме в целом для накопления сил, своего рода созревания для очередного творческого всплеска, воплощенного в прекрасном произведении науки или искусства. И потом, мы только думаем, что являемся источником наших идей. На самом деле мы - только проводники идей от Высших сил. Различие гения и обычного человека в первую очередь в способности (ума, души, всего организма) сознательно воспринимать особые творческие волны Космоса и воплощать их в то или иное творение.

Беттинелли называл поэтическое творчество сном с открытыми глазами, без потери сознания. Гофман говорил: "Я работаю сидя за фортепиано, с закрытыми глазами и воспроизвожу то, то кто-то подсказывает мне со стороны". Ламартин признавался: "Не я сам думаю, но мои мысли думают за меня".

Талантливый человек - это стрелок, попадающий в цель, которая нам кажется трудно достижимой, а гений попадает в цель, которая даже и не видна для нас. Фантазия талантливого человека воспроизводит уже найденное, фантазия гения - совершенно новое и для него самого и для остальных. Талантливый человек действует строго об-думанно. Он чаще всего знает, как и почему он пришел к той или иной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно: всякая творческая деятельность бессознательна. И в этом имеется у таланта формальное сходство и общность с психическими заболеваниями. Но на этом основании любые виды активности человека могут быть признаны сходными, так как 95 процентов наших мыслей, чувств и поступков идет из нашего подсознания.

Если не впадать в крайности при сравнении себя с гениями, то ситуация будет выглядеть более неоднозначно. Дело в том, что естественной человеческой психологии очень трудно смириться с самим фактом, что кто-то, пусть даже где-то очень далеко (и не дай Бог, близко! ибо "нет пророка в своем отечестве") лучше. При этом подсознательный инстинкт "чувства собственной значимости" часто выделывает с довольно-таки неглупыми людьми весьма удивительные и предельно своеобразные психологические и интеллектуальные виражи и пируэты, неожиданности и странности, непонятные и неприемлемые даже для их собственного сознания.

В период проявления навязчивых мыслей Руссо считал, что его противники подкупили даже продавцов зелени, чтобы они продавали ему свой товар дешевле и лучшего качества, чтобы таким образом якобы показать его низость и свою доброту. Так еще Демокрит говорил, что не считает поэтом человека в здравом уме. Шеллинг писал, что гений - это что-то вроде нервной ненормальности, нередко переходящей в сумасшествие.

Люди привыкли оценивать гениев со своих обычных житейских позиций. А это представляется лишь отчасти правильным. Ведь никому не придет в голову оценивать десятиклассника критериями первоклассника или принципами первокурсника - выпускника вуза, не говоря уже о взглядах первоклассника применительно к дипломированному специалисту... В действительности же разница между обычным человеком и гением гораздо больше. Нельзя судить талант с повседневной точки зрения.

Из миллиардов живших и живущих на Земле людей мы вспомним лишь несколько сот составляющих цвет мировой науки и культуры. Так, неужели своим непрерывным трудом на благо всего человечества они не заслужили хотя бы некоторого снисходительного отношения к своим слабостям и странностям. Мелочи жизни... Гигантский экскаватор, вы-нимающий десятки кубометров земли в час, не должен беспокоиться о сантиметровой точности вырываемой им канавы. Это удел и задача тех, кто копает лопатой.

В Англии в ряде вузов введен специальная оценочная система на выпускных экзаменах. При этом минимальная сумма оценок может быть 100 баллов, а максимальная - 20000. Основная масса (60-70%) получают сумму баллов от 500 до 1500, в то время как даже относительно одаренные от 5000 до 15000. Иначе говоря, различие между основной массой и относительной одаренностью составляет 5, 10 и даже 30-ти кратную величину (500 и 15000). То, что трудно и недоступно одним, то легко и понятно другим и наоборот. И так всегда было, есть и будет. Это как будто слепой от рождения, будучи уже взрослым, вдруг прозревает, погружаясь в безумный восторг от возможности созерцать столь прекрасный и великолепный мир.

А жизнь творческого человека во многом отличается от таковой у обычного человека. Периоды вдохновения сменяются паузами, творческим затишьем, а иногда и упадком физических, умственных и психических сил.

Для обычного человека Космос - это в первую очередь пространство вне его и для него важно собственное звучание в этой бесконечности. А талант - это в первую очередь Космос в нём самом и главное - это звучание Космоса в его разуме и душе, а уже потом звучание его личности в окружающем мире.

Отсутствие вдохновения в течение длительного времени приводит творческую натуру в уныние, подавленное настроение, доходящее от легкой хандры до глубокой и тяжелой депрессии, когда все радости обычной жизни становятся безразличными, а все остальные проблемы и неприятности или вообще теряют какую-либо актуальность или перерастают в мелкие трагедии и драмы.

Бывает, что в результате заболевания открываются скрытые способности, в том числе поэтические, художественные и т.д. Так, Гратри, плохой певец, сделался знаменитым артистом после сильного ушиба головы бревном. Но ни один не стал гениальным после возникновения психического заболевания. При этом многие одаренные люди после начала психотических явлений практически теряли не только интерес к прежним увлечениям, но нередко и уже имеющиеся навыки музыкального или художественного характера.

Бывало, что обычные смертные начинали считать себя гениями и создавали "гениальные" творения, которые в 99% случаев оказывались лишь пустыми и бессмысленными, нелепыми и вычурными произведениями. В то время как гении сохраняли свой талант и будучи больными.
В заключение хочется вспомнить слова Крылова:
"Когда таланты судишь ты, -
Считать их слабости не трать трудов напрасно.
Но чувствуя, что в них и сильно, и прекрасно.
Умей различны их постигнуть высоты".

  • Я не я, личность не моя
  • А камбала была!
  • За гранью
  • Приступ гениальности

Между гениальностью и безумием грань очень тонкая. Не претендуя на научность, попробуем порассуждать, где начинается одно и заканчивается другое.

Я не я, личность не моя

В конце 70-х годов в штате Огайо состоялся процесс по делу Билли Миллигана, обвинявшегося в нескольких ограблениях и трех изнасилованиях. Несмотря на тяжесть содеянного, Миллиган был полностью оправдан, его адвокатам удалось убедить присяжных в том, что подзащитный ни при чем, преступления совершили его альтернативные личности, коих в Билли существовало 24. Разного пола, возраста, национальности и профессий. Любопытно, что далеко не все из них были склонны к преступлениям и насилию. Врачи выяснили, что причиной такого многообразия характеров было тяжелое детство, которое вынуждало Билли постоянно находиться в состоянии защиты. Создавая в себе новые личности, Миллиган таким образом пытался обезопасить себя от той жестокой реальности, в которой ему приходилось жить. Личности менялись в зависимости от обстоятельств, в какой-то момент мужчина терял над ними контроль, и они совершали свои злодеяния. А когда Билли «возвращался», исправлять что-то было уже поздно.

Случай Миллигана уникален. Раздвоение личности, или диссоциативное расстройство идентичности, заболевание крайне редкое. При таком диагнозе создается впечатление, что в одном человеке уживаются две и более персоны. При этом все личности могут полноценно функционировать и ни одна из них никогда не будет помнить о том, что сделала другая. И это не имеет никакого отношения ни к феномену двойничества в психоанализе, когда в качестве двойника вступает нарциссическая проекция субъекта мужского пола, ни к литературному доппельгенгеру, появляющемуся как темная сторона личности или антитеза ангелу-хранителю.

В жизни разум человека с раздвоением личности не делит пополам хорошее и плохое, не создает доктора Джекила и мистера Хайда. Появляющиеся личности полноценные, а не воплощающие только темные бессознательные желания, подавленные в себе под влиянием морали.

Но такой плохой двойник вполне может появиться у человека, страдающего куда более частой, чем раздвоение личности, шизофренией (от др.-греч. «раскалываю ум, рассудок»). Хотя шизофрения и диссоциативные расстройства имеют совершенно разную природу, иногда отдельные симптомы этих двух заболеваний похожи.

Как бы там ни было, клиническая картина шизофрении гораздо богаче и интереснее. Вспомним хотя бы, что многие великие люди страдали шизофренией. Является ли это правилом? Не факт. Но абсолютно точно болезнь помогает создавать нечто новое, а будет ли при этом авторство нового принадлежать воображаемой личности или реальной, не столь уж и важно.

А камбала была!

Первые упоминания о шизофрении встречаются еще в Древнем Египте, где заболеванию приписывали мистический характер. Такой подход был актуален в течение долгих тысячелетий, а вот профессионально и основательно подойти к изучению болезни врачи решили только в XVII веке. Первая психиатрическая лечебница появилась в Лондоне в 1377 году (Вифлеемский госпиталь для душевнобольных, или Бетлемская королевская больница. Слово «бедлам» вам ни о чем не говорит?) В XVIII веке у английской знати поездка в это заведение считалась лучшим развлечением. Многих забавляло поведение больных: кто-то гонялся за невидимыми чертями, кто-то воодушевленно рассказывал об устройстве других миров. Это было свежо, весело и оригинально.

Любопытно, что иногда сумасшествие оказывался даром предвидения. До наших дней дошла карта больного XVI века, признанного слабоумным и отправленного на принудительное лечение. Он утверждал, что в будущем появятся небольшие ящики, в которых будут ходить и разговаривать люди. Разумеется, для XVI века подобные слова - опасный бред, но вполне возможно, что бедняга видел в своих галлюцинациях прообраз телевизора.

В XIX веке интерес к душевным заболеваниям растет как на дрожжах. Описываются все более необычные случаи. Например, такой: мужчина средних лет обратился за помощью к врачу с жалобой на дискомфорт в плече. Когда врач выписал мазь, мужчина удивился: «Как мазь может помочь от камбалы?» Пациент был уверен, что у него на плече… живет рыба. Кроме этой уверенности, его от нормальных людей больше ничего не отличало. Это был адекватный, спокойный, общительный человек, с которым было интересно и приятно общаться. Тут как-то сама собой вспоминается печальная история Хемингуэя, которому приписывали навязчивую идею слежки. Но, как потом выяснилось, за писателем действительно пристально «наблюдали» агенты ФБР.

За гранью

Сам термин «шизофрения» появился только в 1907 году благодаря швейцарскому психиатру Эйгене Блейлеру, который выделил и симптоматику заболевания. Почему же шизофрению называют болезнью гениев? С медицинской точки зрения мозг шизофреника не боится ничего нового, ему неведомы границы, он не стеснен рамками сознания и потому способен выдавать абсолютно новые, нестандартные идеи. Это состояние измененного, расширенного сознания (неудивительно, что многие творческие люди в погоне за вдохновением вводят себя в такое состояние посредством определенных средств). Даже страдающий навязчивой идеей человек может сгенерировать нечто гениальное. Примеров тому масса. По одной из версий, один из самых загадочных романов современности, «Мастер и Маргарита», был написан Булгаковым во время тяжелейших приступов галлюцинаций. Писатель утверждал, что его преследуют духи, которые хотят нанести ему вред, и просил у своих друзей помощи и защиты от темных сил. Ницше, страдающий тяжелой формой шизофрении, подарил нам идею о сверхчеловеке. У немецкого философа не только была мания величия, нередко он вел себя как дикое животное, на четвереньках прыгал по комнате и издавал невнятные звуки. Причиной заболевания послужили несколько апоплексических ударов, и последующие 20 лет философ страдал психическими расстройствами. Но именно тогда на свет появился роман «Так говорил Заратустра». Ницше прославился своим допущением, что «бог мертв», а также идеей о новой «морали господ», которая должна была свергнуть «мораль рабов».

История американского математика Джона Нэша известна многим благодаря биографическому фильму «Игры разума», основанному на реальных событиях. Нобелевский лауреат страдал параноидальной шизофренией, которая сопровождалась манией преследования и галлюцинациями. Нэш проходил лечение в 60-е годы XX века, когда появилась так называемая гормональная терапия. Благодаря постоянному приему лекарств Нэш смог восстановиться настолько, что вернулся преподавать в Принстон. Правда, страх, что таблетки навредят его умственным способностям, вынудил ученого прекратить их прием, и болезнь вернулась.

На долгое время Нэш стал «призраком» университета: записывал малопонятные формулы, слышал голоса и общался с невидимыми людьми. В 80-е годы он вновь стал принимать лекарства и возобновил занятия математикой. В 1994 году получил Нобелевскую премию по экономике.

В этот список можно также включить Ван Гога, неповторимый стиль которого возник из-за шизофрении. До того как художника постигло несчастье (или счастье?), он рисовал реалистичные портреты. И если бы не болезнь, вряд ли бы мы любовались «Ночным кафе», «Пейзажем в Овере после дождя», «Дорогой с кипарисами и звездами» и другими шедеврами.

Приступ гениальности

И все же шизофрения не всегда сопровождает гениев. Большое количество великих ученых, музыкантов, писателей творили без участия болезни. Но тут надо оговориться, что есть такие виды шизофрении, которые помогают увидеть мир по-другому и остаться клинически здоровым человеком. К примеру, оноэродная, приступ которой может случиться один раз в жизни или быть регулярными, но при этом не оставлять после себя никаких последствий для здоровья. Эти кратковременные галлюцинации полностью переворачивают привычную картину мира, и многие внезапные открытия в истории или неожиданно обнаруживающиеся таланты вызваны именно этим состоянием. Ошибочно будет полагать, что если здоровый человек заболеет шизофренией, то он непременно станет гением. Во всем мире психиатрические клиники переполнены, но мало кто из пациентов выдает на-гора нечто гениальное.

Но в паре гений-шизофреник все же есть один парадокс. Есть мнение, что гениальный мозг способен самостоятельно совершить «экскурс» в шизофрению и вернуться оттуда невредимым, то есть человек может входить в состояние контролируемого безумия. Метафизическая шизофрения была свойственна, например, Альберту Эйнштейну и Льюису Кэрроллу.

Шизофрения вызывала и до сих пор вызывает много вопросов, на которые ответ пока еще найден. Откуда берется болезнь? Почему человек заболевает? Есть ли иммунитет? В свое время было выдвинуто множество теорий, которые себя не оправдали, например, вирусная и генетическая теория происхождения заболевания. Наиболее жизнеспособным кажется предположение, что шизофрения - не болезнь, а механизм защитной реакции организма, предусмотренный самой природой. (Остается только выяснить, от чего она нас таким странным образом спасает.) Так или иначе, ученые когда-нибудь найдут ответы на эти вопросы, и тогда мы точно узнаем, как стать гением.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Гениальность и шизофрения

Гениальность и шизофрения

Все великие открытия мира берут свое начало в безумных идеях и теориях. На современном этапе кажется нелепым противодействия Джордано Бруно или мысли Леонардо да Винчи. Мы восторженно говорим о том, насколько дальновидны были многие гении, и удивляемся той ситуации, что этого не понимало их окружение. Если безумными считались великие теории, то, естественно, что такая же характеристика была и у их авторов.

Термин «шизофрения» впервые ввел в употребление австрийский психиатр Е.Бейлер в 1908г. Под шизофренией подразумевалось расщепление воли, эмоций и целостного мышления.
Причины шизофрении до конца не изучены и до сих пор нуждаются в глубоком изучении. Одними из пусковых причин определяется стрессы, заболевания и наследственность. Эти же причины называются и в качестве основных механизмов появления гениальности. Известный профессор Ломброзо указывал, что причины происхождения шизофрении и гениальности одинаковы.

Платон, определив гениальность бредом, указывал на его разностороннее проявление. Расщепление мышления и эмоций проявляется в самых разнообразных формах и ни в коем случае, не связано со слабоумием, как ошибочно считают многие. Бред характеризовал многих поэтов, художников, музыкантов, ученых. Современники гениев часто наблюдали, как те, отстраняясь от окружающих, бормотали себе под нос бессвязные реплики и фразы, которые, впоследствии, становились гениальными стихами, сонетами, этюдами и научными трудами.

Известны факты, что отец ракетной техники Циолковский видел на небе надпись «рай», о чем неоднократно говорил своим помощникам. Работы Сальвадора Дали являются результатом бредовых видений. Сопровождающая гениальность мания преследования с бредовыми видениями продемонстрирована в фильме «Игры разума», основанного на реальных фактах из жизни Нобелевского лауреата в области экономики Джона Форбса Нэша.

Гении часто проявляют себя в какой-то одной или нескольких сферах. Например, Леонардо да Винчи не мог освоить латынь, а большинство великих математиков путали название цветов и стороны света. Такие особенности гениев часто воспринимались как чудачества, среди которых знаменитый перевязанный шнурком ботинок академика Сахарова, отказ от стрижки и бритья отца западного самолетостроения Говарда Хьюза.

Не обошла стороной гениальность и особенности сексуального влечения. История констатирует факты о том, что Микеланджело, оставаясь холостым, утверждал, что жену ему заменяет искусство. Леонардо да Винчи был гомосексуалистом, а Ньютон был девственником. Холостяками были также известные личности: Спиноза, Шопенгауэр, Лейбниц, Гоголь, Тургенев и др. А известный мыслитель Руссо, напротив, отличался развратностью.
Шизофрения и гениальность находятся рядом, уживаясь друг с другом, и по мнению многих ученых, возможно, являются следствием друг друга, в любой последовательности.


Великие гении, страдающие шизофренией

Абсолютное большинство гениальных людей имело характерные черты шизофрении. Естественно, что четких психиатрических диагнозов при жизни они не имели. Исторические факты их жизни, наблюдения современников и собственные дневники позволили психиатрам по прошествии множества лет установить данный диагноз.

Известные шизофреники:

БАТЮШКОВ К.Н. (1787 - 1855) - русский поэт, известный такими произведениями, как «Веселый час», «Вакханка», «Мои пенаты»и др. Пережил глубокий духовный кризис и в корне поменял направления поэзии, провозглашая глубокий трагизм: «Умирающий Тасс», «Изречение Мельхиседека».

БУЛГАКОВ М.А. (1891 - 1940) – русский писатель-прозаик, являющийся для современников закрытой и «темной» личностью. Является морфинистом, в результате чего были получены оригинальные образы его произведений.

ВАН ГОГ Винсент (1853 - 1890) – голландский живописец-постимпрессионист. Его творческий путь делится на 2 части: первая – сумрачная гамма произведений; вторая часть характеризуется манерой болезненного напряжения, которая строится на цветовых контрастах: «Ночное кафе», «Пейзаж в Овере после дождя» и др. Художник последние годы провел в больницу для душевнобольных.

ВРУБЕЛЬ М.А. (1856 - 1910) – русский живописец. В творчестве Врубеля преобладают философские темы добра и зла, сопровождаемые напряженностью: «Демон», «Сирень». Художник страдал тяжелыми формами душевной болезни.

ГАРШИН В.М. (1855 - 1888) – русский писатель, обладающий обостренным чувством восприятия социальной несправедливости. Произведения: «Трус», «Красный цветок» и др. Покончил жизнь самоубийством.

ГАУДИ Антонио (1852 - 1926) – испанский архитектор (Барселона). Был одержим идеей фантастичности вылепленных форм, чего до фанатизма добивался в работах.

ГОГОЛЬ Н.В. (1809 - 1852) – русский писатель. Зрительные и слуховые галлюцинации являются основой для сюжетов его произведений. Страдал апатией, депрессией, ипохондрией (страх смерти).

ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М. (1821 - 1881) – русский писатель. Его произведения – «Преступление и наказание», «Двойник», «Записки мертвого дома» и др. - пронизаны поискам смысла, великим психологизмом и трагизмом, которые в крайних пограничных формам были присущи самому автору.

КАФКА Франц (1883 - 1924) – австрийский писатель. Его романы-притчи сочетают в себе кошмарную фантастику и описание бессилия и трагедии обычного человека.

МАНДЕЛЬШТАМ О.Э. (1891 - 1938) – русский поэт. Его поэзия насыщена особым восприятием мира, называемом конкретно-вещественным. Ему удавалось проникать вглубь обыденности и будней, наделяя привычные ситуации особым смыслом.

МОПАССАН Ги де (1850 - 1893) – французский писатель. Автор новелл, где Мастер короткого рассказа. В многочисленных рассказах пристрастие к сценам чувственных пристрастий. Писатель умер в лечебнице для душевнобольных.

НИЦШЕ (1844 - 1900) – немецкий философ. В работах философа ощущается идеалистическое отношение к самому себе, по сравнению с общим миром.

РУССО Жан Жак (1712-1778) – французский писатель и мыслитель, страдающей манией преследования. Мыслитель создал образа нового героя – романтичного дикаря, подчиненного только своим чувствам и желаниям.

ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Анри де (1864 - 1901) - французский живописец. Мастер «острого» восприятия богемы Франции того времени.

ХЛЕБНИКОВ Велимир (1885 - 1922), русский поэт и писатель. Создатель футуристического направления в литературе. Отличался своими утопическими взглядами.

ЭЙНШТЕЙН Альберт – (1879 -1855) – немецкий физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии. Страдал маниакально-депрессивным психозом, в приступах которого доводил до крайности своих близких.

Несколько фактов о шизофрении и гениальности для размышления

Шизофренией страдает 1% взрослого населения. Это значит, что в каждой сотне людей имеется один больной шизофренией.
9% современных лидеров в области политики, науки и искусства имеют признаки шизофрении.
5% известных людей имели попытки суицида.
25 % известных поэтов и 30 % выдающихся художников имеют галлюцинации.
30% великих композиторов имеют звуковые галлюцинации.

Человеку приятно осознавать, что он гениален, или считать себя гениальным.

Тот, кто хочет убедиться в собственной гениальности должен ответить на несколько вопросов:

1. Слышите ли вы голоса?
2. Умеете ли читать мысли окружающих?
3. Есть ли у вас идея «фикс»?
4. Впадаете ли вы в ступор время от времени?
5. Вы ненавидите окружающих людей и весь мир?
6. Вы не видите смысла жизни?
7. Страдаете ли вы депрессией?
8. Вы очень одиноки?
9. Посещают ли вас галлюцинации?
10. Поглощены ли вы собственными переживаниями?

Если вы согласны с большинством из этих утверждений, то, нужно задуматься не о гениальности, а об обращении к врачу. Конечно, простые вопросы не дают основания для определения шизофрении, но могут помочь в том, чтобы эта болезнь не застала вас врасплох.

Изгоями человеческого общества часто становятся люди с нарушением психики. И это не странно, ведь их поступки и поведение порой не просто шокируют, но и кажутся опасными. И вместе с тем люди, страдающие шизофренией или другим психическим расстройством, как никто другой нуждаются в помощи и поддержке. Кроме того, в их мыслях нередко рождаются необычные и даже оригинальные идеи. Неслучайно ученые проводят параллель между шизофренией и гениальностью.

История знает немало великих личностей, страдавших различными психическими заболеваниями, среди которых Руссо и Шопенгауэр, Мюссе и Свифт, Мендельсон и Ван Гог, Батюшков и Гоголь. Причем список этот можно продолжать. Так неужели гениями могут быть лишь душевно больные люди? Что говорит по этому поводу медицина?

Что такое шизофрения?

Шизофрения — психическое заболевание с длительным хроническим течением, что в дальнейшем приводит к типичному изменению личности. Сам термин «шизофрения» означает «расщепление души» и выбран был по причине расщепления, дискордантности мышления и эмоций.

Симптомы шизофрении очень обширны и проявляются большим спектром психопатологических проявлений, но наиболее типичными являются нарушении функции интеллекта и эмоций. Часто больные жалуются на невозможность сосредоточиться, проблемы с усвоением материала, неуправляемый поток мыслей. Но вместе с тем для шизофреников характерно улавливать особый смысл в словах, фразах, художественных произведениях. Они способны создавать новые слова, применять для изложения своих мыслей и в творчестве особую непривычную символику и только им понятные абстрактные образы.

На сегодняшний день шизофренией страдают 0,7% населения. Больные страдают от галлюцинаций, проблем эмоционального поведения, частых депрессий, тревожных состояний, суицидальных наклонностей.

Врожденный талант и шизофрения

Почему же одаренных уникальными способностями людей так часто преследуют выше перечисленные симптомы? Неужели, взамен за подаренный талант природа наделяет человека этим тяжким недугом и им суждено идти по жизни нога в ногу?

В развитых странах Европы и Америки учеными проводились специальные многолетние исследования, в результате которых было установлено, что одаренность встречается в соотношении 1:4000, что дает 25 человек на 100 000. А гении рождаются еще реже - 1:1 000 000. Последние два столетия дали человечеству всего около 500 гениев.

Медицинскими наблюдениями выявлено, что предрасположенность к шизофрении имеет каждый второй человек, но развитие болезни зависит от устойчивости внутреннего защитного барьера (физиологического, психического, интеллектуального, социального). Кстати, чем выше интеллект и тоньше душевная организация человека, тем выше вероятность, что защита не выдержит напора внешних обстоятельств и человек заболеет.

Для одаренного человека характерна повышенная впечатлительность, чрезвычайная ранимость таланта наряду с неспособностью и нежеланием окружающих понять устремления человека, что создает большую нагрузку на нервную систему одаренной личности, заставляя ее работать в почти экстремальных условиях. Такие перегрузки неминуемо ведут к срывам и психическим заболеваниям.

Гофман говорил: «Я воспроизвожу то, что кто-то подсказывает мне со стороны». Ламартин признавался: «Не сам я думаю, но мои мысли думают за меня». Если сравнить талантливого и гениального человека, то первый обдуманно попадает точно в цель, которая для обычного человека кажется недостижимой, а гений способен попасть в цель, которая «невооруженным глазом» и не видна.

Медицине известны случаи, когда после трагических событий у человека открывались скрытые способности, особенно часто поэтические и художественные. Но ни разу человек не стал гением после начала психического заболевания. Многие великие умы были талантливы от рождения, а пришедшая позже болезнь лишь разрушала их дар (вспомним хотя бы математика Джона Нэша, лауреата Нобелевской премии по экономике 1994 года, это его история легла в основу сюжета фильма «Игры разума»).

Исследования шведских ученых

Шведские ученые после проведенных исследований человеческого мозга пришли к выводу, что креативность и неординароное мышление сродни безумию.

Эксперты из Karolinska Institute провели сканирование мозга и нашли поразительное сходства между мыслительной деятельностью одаренных в разных областях людей и страдающих шизофренией. У одних и других в мозге отсутствуют важные рецепторы, которые направляют и фильтруют мысли. Ученые предполагают, что именно благодаря этому гениальные и одаренные люди способны мыслить нестандартно, смотреть на мир под другим углом.



Похожие статьи

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

  • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

    Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...