Славянский бог коляда. Коляда славянский бог

Коляда - бог, особо почитаемый древними славянами. В последние несколько сотен лет его имя упоминается разве что в колядках – песнях-славлениях, которые приносят в дом счастье. Узнайте о старинных традициях праздника в честь Коляды, а также сакральном значении колядок.

В статье:

Коляда - бог славянского календаря

О том, что Коляда - бог, почитаемый древними славянами, сейчас знает далеко не каждый. Некоторые и вовсе считают его персонификацией старинного зимнего праздника, о котором речь пойдет немного ниже, и при этом даже не задумываются о том, откуда произошло его название. Однако даже в те времена, когда наши предки почитали языческих богов, и это не было нарушением закона, Коляда упоминался исключительно в колядках . Только в одной летописи, датированной семнадцатым веком, его упоминают в роли божества.

Славянский бог Коляда подарил людям календарь, этимология этого слова проста - Коляды Дар. Кроме этого, его считают дарителем Мудрых Вед. Коляду считают также покровителем земледельцев и людей, рожденным в . До календаря древние славяне использовали круголет Числобога, в котором было 360 дней.

Коляда не только подарил удобную систему исчисления лет, месяцев и дней. Он также был богом, который сеял мир между соседствующими народами. Легенды гласят, что идущие за Колядой народы всегда жили в полном согласии. Поэтому почитали его не только в посвященный ему календарный период, но и после битв и переговоров между враждующими племенами. Этому же богу были благодарны за переселение в западные земли.

Казаки и вовсе считали его своим родоначальником. Особенным почетом Коляда пользовался у характерников. По казацким легендам, он дал казакам часть своих умений и мастерства. Каждый казак знал, откуда берется казачья сила и для чего им требуется особое благословение, но теперь эти знания считаются утерянными. Характерников практически не осталось.

Коляду считали одним из сыновей Даждьбога, а также самым малым его олицетворением, Новорожденным Солнцем, изображаемым в виде младенца. Коляда - молодое божество. Он символизирует молодое солнце, которое сменяет старое, уставшее за год работы на небосклоне, светило во время посвященного этому божеству праздника.

Коляда - праздник у славян

Итак, откуда взялся праздник Коляда? Он посвящен одноименному богу, которого отождествляли с молодым солнцем, сменяющим старое во время зимнего солнцестояния. После него солнце набирает силу, а годовой круг поворачивается к весне. Дневное светило дольше остается на небосклоне, а ночи становятся короче.

Сам праздник Коляда выпадает на день, когда солнце практически не видно, а тепла невозможно заметить. В этот день ночь - самая длинная в году, а день - самый малый. Однако отмечать его было принято далеко не один день. Сейчас эквивалентом считают период Святок , которые длятся от Рождества до Крещения.

Рождение Коляды, молодого солнца, отождествляют с рождением Иисуса Христа. Многие старинные языческие традиции были переделаны на христианский лад с приходом новой религии на славянские земли. На местах капищ были построены церкви, языческие праздники заменили христианские. Однако Рождество, как известно, не совпадает с зимним солнцестоянием, которое отмечается 21-22 декабря и считается первым днем Коляды. Связь с Рождеством заметна также в названии традиционного обрядового блюда - сочиво, которое сейчас называют кутьей. Считается, что слово «Сочельник» происходит именно от него.

Сейчас праздник Коляды заменен на Рождество, и день зимнего солнцестояния отмечают только люди, которые чтят традиции предков. В старину это был один из самых значимых праздников в году - новое, молодое солнце рождается в этот день, чтобы дарить свет и тепло людям на протяжении всего года.

Сохранились легенды о принесении в жертву козла молодому солнцу и последующем произнесении славлений Коляде. В старину верили, что этот обряд поможет солнцу набрать силу и принести хороший урожай в новом году.

Как отмечали Коляду юноши и девочки - колядки, старинная народная традиция

Празднование Коляды в старину было довольно шумным. Без хождений по домам большой компанией молодежи дело никогда не обходилось. При этом пели и читали колядки – особые тексты, которые имели сакральную силу. Обязательным атрибутом при этом было солнце, а с приходом христианства звезда на шесте, которая символизировала рождение Христа. Процессия била палками в ведра, стучала ложками и прочей бытовой утварью, люди громко кричали, подражая голосам животных. Иногда колядование превращалось в настоящее театральное представление.

Старшее поколение в это время устраивало застолья. Сейчас заменившее Коляду для многих людей Рождество считается семейным праздником. Так было и раньше, но в деревне все родственники живут рядом, да и соседей часто считали достаточно близкими людьми для того, чтобы пригласить к столу на Коляду. Нормальным явлением считалось зайти в гости в несколько домов и успеть принять гостей самому за праздничный вечер.

За колядки обязательно вручались подарки и угощения. Тех, кто ничего не даст в награду за исполнение зимних праздничных песен и стихов, ожидает если не разорение, то серьезные проблемы с деньгами - в наказание за жадность.

Молодежь ходила по домам ряжеными, в основном, в костюмах диких животных - шкуры если не медведя, то коровы были доступны каждому. Переодевание символизировало плодородие, взывание к звериной сущности человека. С приходом христианства стало принято считать, что ряженые отгоняют таким образом нечистую силу подальше от деревни. Такое же значение имеет и шум, создаваемый колядующими.

Сейчас нередко колядующие вызывают исключительно негативные эмоции. В старину же приход праздничной процессии в дом был предзнаменованием счастья, благополучия, и обильного урожая в новом году. Люди верили, что колядки, исполненные чужими дому людьми, имеют неоспоримую силу. Они обменивали угощение на благополучие, которое приносили колядующие в их дома. В Воронежской области было принято усаживать самых младших из колядующих на порог и заставлять квохтать - чтобы куры лучше неслись целый год.

Угощением часто служила выпечка в виде фигур животных - это символизировало плодородие, хороший урожай, здоровье домашних животных и достаток. Долгое время домашний скот был одним из главных источников дохода, поэтому изображающие его фигуры были символом и богатства. Караваи также были частым угощением на праздник Коляды, они символизировали тучность коров. Угощения бросали в мешок, который был доверен мехоноше - человеку, отвечавшему за дележ добычи между колядующими. Иногда давали и деньги, после прихода христианства стало принято относить их в церковь после Святок.

Тексты колядок - «Пришла Коляда накануне Рождества» и другие

Если обратить внимание на тексты колядок, можно многое узнать о традициях наших предков. До нашего времени дошло немало текстов, однако большая их часть была придумана уже в христианские времена. Так, большая часть колядок содержит пожелания богатства, урожая и хорошей жизни в целом для хозяев дома, а также просьбу об угощениях:

Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста!
Ему с колоса - осьмина,
Из зерна ему - коврига,
Из полузерна - пирог!
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём,
И богатством,
И создай вам Господь
Ещё лучше того!

Некоторые колядки содержат призывы заняться тем, чем издавна занимались девушки в - гаданием на гребне. Они призывают девушек к празднованию, и такими колядками нередко зазывали припозднившихся на ежегодное развлечение представительниц прекрасного пола:

Девочки, колядки!
Душечки, колядки!
Да кидайте гребени
За грядки,
Да кидайте гребени
За грядки!
Девочки, колядки!
Душечки, колядки!
Да пеките блины
Да ладки,
Да пеките блины
Да ладки!

Одной колядкой дело никогда не ограничивалось, и для каждого, кто был в доме, находились разные пожелания. Как правило, хозяину желали урожая, богатства и прочих благ, хозяйке - семейного счастья, если в доме были молодые девушки - желали побыстрее выйти замуж. Несмотря на то, что большинство считало процессию колядующих желанными гостями, находились и скряги, которые жалели угощения или давали слишком мало.

6 262

(Каледа, Колодий (серб.), Calenda (лат.), Калёнда, Кадм(перс)) - Бог Коляда — Бог, давший Родам переселившимся в западные земли: Календарь (Коляды дар) и свои Мудрые Веды. Бог-Покровитель землепашцев и Чертога Ворона во Сварожьем Круге. «Шестый Коляда, ежу же праздник прескверный бяше декабрия …» («О идолах Владимировых» ППЯ) Коло- древнейшее название солнца, круга (Кол также одно из народных названий полярной звезды) и Коляда означает круглый. От колo-круга произошли и такие слова как колесо, колач, колобок. Коляда- древнейший бог Ас, который олицетворяет собой возрождение зимнего солнца и природы, в Персии (Перуна сияние) его почитали под именем Митра (Мини –минимальное, т- то, Ра – сияние). Колядки празднуются с дня зимнего солнцестояния, когда день «на воробьиный скок” прибыл и начинает разгораться зимнее солнце, и до дня Велеса. А так как по некоторым источникам считалось что Коляда сын Даждьбога то иначе праздник Коляды ещё назывался Даждьбожий день (в это время также была и самая длинная ночь поэтому она называлась ночью Карачуна т.е. укороченой). Это был день пиршеств, еды, веселья, жертвоприношений:

«Уродился Коляда Накануне Рождества. За горою за крутою Да за речкою быстрою Стоят леса дремучие, Во тех лесах огни горят, Огни горят палюшие, Вокруг огней люди стоят, Люди стоят колядуют: — Ой, Коляда, Коляда, Ты бываешь, Коляда, Накануне Рождества!» Всем известно, что «колядовать» — петь праздничные песни, получая за это угощение и подарки, принято на Рождество. И как-то принято считать, что колядки связаны с Новым годом. Однако обычай этот куда более древний, чем кажется. Еще в ту пору, когда Новый год славяне отмечали в сентябре, они в декабре праздновали Рождество Коляды — рождение юного бога света и тепла.

Происходило это на нынешний день солнцеворота (21-25 декабря), когда начинает, пусть на воробьиный скок, удлиняться день. В это же время чествовали щедрую богиню Ладу; не отсюда ли другое название колядок — «щедровки»? Знаком Коляды было колесо с восьмью раскрашенными в яркие цвета спицами — знак солнца, а в центре колеса должен был гореть огонь — пук соломы, свеча или факел. Призывая Коляду как можно скорее прислать на землю тепло, снег посыпали цветными лоскутьями, втыкали в сугробы сухие цветы, заботливо сберегаемые с лета. В печах в этот день гасили на некоторое время все очаги и разводили в них новый огонь, называвшийся Колядин огонь. Поскольку Коляда был богом Асом из рода бога Сварога, обычным воплощением которого в домах считался большой сноп, то и Коляду изображал снопик или соломенная кукла. Коляду почитали также как бога который подарил людям новый кален- дарь (Коляды дар, а до этого пользовались круголетом Числобога).

Славянское Лето делилось на три времени года: Оусень, Зима, Весна. В каждом времени года было по три месяца. Сейчас в григорианском календаре 12 месяцев. У древних славян было 9 месяцев (высшее простое число). До падения на землю луны Фаты все месяцы имели продолжительность в 40 дней, а год составлял 360 дней.

Эти события нашли отражение в легендах древнего Египта, куда после катастрофы переселились с погибшей антлантиды рода антов (современные украинцы): «Рхея (египетская Богиня земли) была женой Гелиоса (солнца). В неё был влюблён Бог Хронос, на чувства которого она ответила взаимностью. Когда Гелиос обнаружил неверность своей жены, он разгневался и наложил на неё проклятье, говоря, что она не сможет родить ребёнка ни в каком из дней существующего года. В расстроенных чувствах Рхея обратилась за помощью к Богу Тоту, который тоже любил её и он придумал хитрость, с помощью которой это проклятье можно было обойти. Тот отправился к Селене, Богине Луны и предложил ей сыграть с ним в игру, ставкой в которой со стороны Селены был её свет. Селена поставила на кон семидесятую часть своего света от каждого своего появления (в то время Фаты и Месяца) и… проиграла. Это привело к тому, что сила её света уменьшилась (луна Фата была разрушена). Из света, выигранного у Богини Луны, Тот создал пять дней, которые он добавил к существующему году (год тогда состоял как мы видели из трёхсот шестидесяти дней). И в эти пять дней Рхея родила пять детей. Озирис родился в первый день, Хорис - во второй, Сет - на третий день, Изида родилась на четвёртый день и Немфис - на пятый» (смысловой перевод). Мы также знаем что по преданиям древний Египет создали девять Белых Богов (так чернокожее население относилось к нашим предкам), четверо из них пришли с севера, а пятеро с запада из земли, которая погрузилась во глубину Великих Вод (земля родила после катастрофы пять детей). Так же из приведённой легенды следует, что до описываемых событий в земном году было триста шестьдесят дней (т.е. девять славянских месяцев по 40 дней). В результате планетарной катастрофы, которая случилась 13 016 лет назад, была уничтожена Луна Фата и её осколки упали на Мидгард-Землю, и вызвали изменение наклона оси планеты.

Это хорошо известный факт. Но упавшие осколки Луны Фаты не только изменили ось наклона, но изменили и скорость вращения самой Мидгард-Земли. Луна Фата в то врем была ближайшей к Мидгард-Земле луной, с периодом обращения в 13 дней. Поэтому она, в силу своей близости, довольно сильно влияла своим притяжением на Мидгард-Землю. После уничтожения Луны Фаты, её притяжение перестало влиять на Мидгард-Землю. В результате этого Мидгард-Земля стала обращаться вокруг своей оси несколько быстрее и поэтому число дней в году стало триста шестьдесят пять, и в древнеславянский календарь пришлось внести изменения (пять месяцев из 9 стали по 41 дню). Четные месяцы были продолжительностью 40 дней, нечетные - 41. Каждое 16 лето объявлялось Священным и все его месяцы были продолжительностью 41 день. Таким образом продолжительность лета была 365,25 суток (реальная продолжительность 365,2422).

Коляда кроме того что дал людям календарь считался и богом который несет мир, он содействует жизни между народами в полном согласии. Потому чествовали Коляду не только в привычный ему день 21-25 декабря, но и всякий раз, когда устанавливался мир после войн с враждебными племенами. Имя Коляды и по сей день постоянно звучит в колядках, которые содержат старинные магические заклятья: пожелания благополучия дома и семье, требование подарков от хозяев — иначе скупым предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай — назывались Колядой. Сопровождалось все это ряженьем в коня, козу, корову, медведя и других животных, воплощавших плодородие.
Бог Коляда также является родоначальником многих славянских родов. Казаки например, считают его своим батькой. В сказе опубликованном Ю.Миролюбовым (списанным как и «Велесова Книга» с буковых дощечек) прямо указывается на божественную родословную казаков: «Когда то, в седую старину породил небесный батька Коляда (сын Тарха-Даждьбога и Златогорки, внук бога Перуна) с матерью Даж-землею в час ночной грозы люд казачий, та и дал им землю от севера до юга, от моря до моря, от восхода до захода от Дуная до Дона. Та и заповедал не ходить с той земли никуда и ни кому её не отдавать и дал брата своего Хорса на сторожу казачеству тому характерному, чтоб бе­регли землю ту денно и нощно. А чтобы справны были да сгуртованы, то докинув всем умений и мастерства своих казацких с неба, чтоб через казачий круг благословение его получали и знали бы, в чем сила их казацкая. И были бы от Батьки своего сторожами света, а увидев черную ненависть безграничную и неправду то не допускали бы её разумом меж товарищей своих, да до ворога лютые были бы. А от матери земли грозовой любовь безудержную к людям земли своей имели бы, - такую червонную, аж багряную, як сполох небесный».

1. А вот что написано о Коляде М. Забылиным в 1880 году в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия».
«По словам нашего знаменитого историка Карамзина, Коляда был бог пиршеств и мира и хотя по созвучию можно производить Коляду от Римских коленд и других, но римские праздники этого названия были празднуемы во всех месяцах. ……Значение слова Коляды у разных народов различно: У Виндийцев Коледа почитается за божество празднеств и также называются некоторые церковные обряды, а koledowatи (колодовати) означает хождение детей по разным домам с песнями и плясками.

У Чехов, Болгар и Сербов Kolėda, а также wanoenj pиsnиeky значит - святочная песнь, chodиtи po Kolėde, (ходить по коледу) значит поздравлять с новым годом и за это получать подарки, от каждого, кто что может дать.
Коледа у Словаков означает Благословение домов, какое у них бывает около праздника трех царей, a koledowat — благословлять дома…..
Босняки, Кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год…. . Наконец от слова колядование произошло слово «колдование».
Коляда не упоминается у Нестора, как божество в числе богов Владимировых; но Св. Димитрий Туптала (митр. ростов.) в своей Четьи Минеи упоминает о Коляде, как о шестом боге, боге празднеств. ….

Коляда, в южной и западной Руси, собственно кануне праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке Poccии под именем Авсеня или Таусеня, а у Литовцев известна под именем вечера колодок, или Блоккова, в котором почти везде в славянском мире и в русском готовится из зернового хлеба - каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индейский Перун-Цонгол и Угады, во время которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году….

Профессор Снегирев говорит (См. Русс.. Прост, празд. и суев. обряды. Вып. 11, 1837 г., стр. 29) что под Москвою был обычай называть сочельник «коледою» и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть ли такой обычай и по сейчас - не знаем.
Есть предположение, что как празднование Коледы, так и ея имени перешло из Новгорода в Костромскую и другие Великороссийския губернии в XV веках, чему свидетельствует старинная песня, которую в некоторых местностях поют о святках так: „Шла Коледа из Новогорода»-… и проч…..

Въ Великороссии святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжанием в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам.
Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовыхъ надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в средние века было мнение, будто, в продолжении 8 дней после Рождества Христова, дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных. Переряженные или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что oнe своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которыя их носят. Но так, как маски по объяснению Нантскаго собора - личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня (вообще то на праздник Коляды накладывается и более древний праздник, это когда через врата междумирья Бог Перун проник в Пекло и освободил из плена нищих пращуров, а с ними на землю попали и жители Пекла. Они некоторое время бродили по земле и выпрашивали себе у людей пропитание, пока Перун не отправил их обратно. Обычай наряжаться в личины, это как раз проигрывание той ситуации).

В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряженными по городу в те дома, где выставляемы были зажженныя свечи на окнах и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками.

В Тихвине о святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку сидели окрутники. Те же окрутннки и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти поезжане бывали в костюмах и масках.
В Тихвине ряженные назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями.

Во время поезда они пели, играли на разных инструментах, и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане подчивали этих ряженых вином и кушаньем.

В Новгородской и Вологодской губерниях святки до сих пор называются Кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби, кудесниками и кобниками, которые гадали и вероятно кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы.
В Торопце Псковской губернии святки слывут «Субботками». Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедныхъ вдов, которыя делают к тому нужныя приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свеч. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин.

Девушки как богатые, так и бедные непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашённых, тогда ворота до сих пор запертые, отворяются и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые изстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которыя потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Сюда женатые и замужние не допускаются.
Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный с своими опричниками маскировался подобно скоморохам и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины (Карамз, И.Г.Р.т.9, 2 издание)

Петр любил, святочные игрища, в которых сам принимал, участие, как было выше нами замечено. В его время святочный игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где Царевны святочничали с верховыми сенными девушками и боярынями.

Гадание. В состав святочных обрядов входить гадание, где по каким либо особенным знакам искусственным или естественным стараются пред узнать человеческий жребий, свое будущее.

В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения: но когда язычники стали переходить в христианство то гадание стало преследоваться под видом ворожбы и если гадание и осталось в народе, как сила привычки по праву давности, то как народная забава ….. Святочными гаданиями вообще занимаются вечером, или ночью.»

В большинстве колядок Коляда осмысляется как существо женского рода.

В современной культуре

См. также

  • Коляда - традиционный славянский праздник

Напишите отзыв о статье "Коляда (мифология)"

Примечания

Литература

  • Иванов В. В. , Топоров В. Н. // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский . - М .: Советская энциклопедия , 1990. - ISBN 5-85270-068-1 .
  • // Словарь русских народных говоров / Гл. ред. Ф. П. Филин . - Л. : Наука, 1978. - Т. 14 Кобзарик - Корточки . - С. 221–222 .

Отрывок, характеризующий Коляда (мифология)

– Кто это? – спросил Борис.
– Это один из самых замечательнейших, но неприятнейших мне людей. Это министр иностранных дел, князь Адам Чарторижский.
– Вот эти люди, – сказал Болконский со вздохом, который он не мог подавить, в то время как они выходили из дворца, – вот эти то люди решают судьбы народов.
На другой день войска выступили в поход, и Борис не успел до самого Аустерлицкого сражения побывать ни у Болконского, ни у Долгорукова и остался еще на время в Измайловском полку.

На заре 16 числа эскадрон Денисова, в котором служил Николай Ростов, и который был в отряде князя Багратиона, двинулся с ночлега в дело, как говорили, и, пройдя около версты позади других колонн, был остановлен на большой дороге. Ростов видел, как мимо его прошли вперед казаки, 1 й и 2 й эскадрон гусар, пехотные батальоны с артиллерией и проехали генералы Багратион и Долгоруков с адъютантами. Весь страх, который он, как и прежде, испытывал перед делом; вся внутренняя борьба, посредством которой он преодолевал этот страх; все его мечтания о том, как он по гусарски отличится в этом деле, – пропали даром. Эскадрон их был оставлен в резерве, и Николай Ростов скучно и тоскливо провел этот день. В 9 м часу утра он услыхал пальбу впереди себя, крики ура, видел привозимых назад раненых (их было немного) и, наконец, видел, как в середине сотни казаков провели целый отряд французских кавалеристов. Очевидно, дело было кончено, и дело было, очевидно небольшое, но счастливое. Проходившие назад солдаты и офицеры рассказывали о блестящей победе, о занятии города Вишау и взятии в плен целого французского эскадрона. День был ясный, солнечный, после сильного ночного заморозка, и веселый блеск осеннего дня совпадал с известием о победе, которое передавали не только рассказы участвовавших в нем, но и радостное выражение лиц солдат, офицеров, генералов и адъютантов, ехавших туда и оттуда мимо Ростова. Тем больнее щемило сердце Николая, напрасно перестрадавшего весь страх, предшествующий сражению, и пробывшего этот веселый день в бездействии.
– Ростов, иди сюда, выпьем с горя! – крикнул Денисов, усевшись на краю дороги перед фляжкой и закуской.
Офицеры собрались кружком, закусывая и разговаривая, около погребца Денисова.
– Вот еще одного ведут! – сказал один из офицеров, указывая на французского пленного драгуна, которого вели пешком два казака.
Один из них вел в поводу взятую у пленного рослую и красивую французскую лошадь.

Бог, который имеет множество имен: сербские имена Каледа и Колодий , латинское имя Calenda, персидские имена Кадм и Калёнда. Коляда – это богжество, которое подарило своим Родам Календарь (в переводе означает «Коляды Дар»), а также передал свои Мудрые Веды. Языческий бог Коляда является покровителем всех земледельцев. «Коло» - это древнейшее название солнца, поэтому слово «Коляда» в переводе означает «Круглый».

Почитали славянского бога за его щедрый подарок людям – Календарь. До этого славяне использовали круголет Числобога. Славянское Лето разделялось на три периода: Весна, Зима и Оусень. В каждом времени года имелось по три месяца, поэтому в году было всего 9 месяцев. После ввода григорианского календаря, в году появилось ещё одно время года, и месяцев стало 12. Тем не менее большой разницы между старым и новым календарем не было. Каждый месяц по старому календарю насчитывал 40 дней, поэтому год состоял из 360 дней.

Коляда бог славян, который подарил им не только эффективную систему вычисления времен года, но и считался великим богом, который сеял мир между народами, дабы те жили в полном согласии. Именно поэтому почитали славяне бога Коляду не только в установленные для этого дни (с 21 по 25 декабря), но и после битвы между враждующими племенами.

Славянский бог Коляда относили к солнечным божествам. Считалось, что он является сыном бога Даждыбога – главного бога солнца. Коляда же – это самое малое олицетворение Даждыбога, Солнце-Младенец. Поэтому его праздник выпадает на день, когда солнце почти не видно и тепла от него исходит очень мало – время зимнего солнцестояния. После зимнего солнцестояния солнце поворачивает в направлении лета, и с этого момента оно прибавляет свою силу.

Коляда – это молодое божество, молодое солнце, которое сменяет в праздник старое солнце. Он сильный и ретивый, всегда готов противостоять зиме. В летописях Коляду изображают в виде младенца, фактически новорожденного. Поэтому его рождение и отмечают большим праздником, который в народе так и прозвали – «Праздник Коляды».

Стихотворения, которые принято считать колядками – это некие древние заклинания, которые приносят людям, услышавшим их счастье и уют в дом, мир в семье и окончание вражды между близкими людьми. Обязательно за колядку нужно вручить подарок, так как скупым людям предрекалось в будущем разорение. Читали колядки в разных нарядах: в костюме козы, медведя, оленя, зайца, коровы и т.д. Все эти перевоплощения были символом плодородия.

Бог Коляда и древний Славяно-Арийский Праздник в Его честь.

Бог (Каледа, Колодий (серб.), Calenda (лат.), Калёнда, Кадм(перс)) - Бог, давший Родам переселившимся в западные земли: Календарь (Коляды дар) и свои Мудрые Веды. Бог-Покровитель землепашцев и Чертога Ворона во Сварожьем Круге. «Шестый Коляда, ежу же праздник прескверный бяше декабрия…» («О идолах Владимировых» ППЯ) Коло — древнейшее название солнца, круга (Кол также одно из народных названий полярной звезды) и Коляда означает круглый. От колo-круга произошли и такие слова как колесо, колач, колобок. Коляда — древнейший Бог Ас, который олицетворяет собой возрождение зимнего солнца и природы, в Персии ( сияние) его почитали под именем Митра (Мини – минимальное, т- то, Ра – сияние).
Коляду почитали также как Бога, который подарил людям новый кален-дарь (Коляды дар, а до этого пользовались круголетом Числобога). Славянское Лето делилось на три времени года: Оусень, Зима, Весна. В каждом времени года было по три месяца. Сейчас в григорианском календаре 12 месяцев. У древних славян было 9 месяцев (высшее простое число). До падения на землю все месяцы имели продолжительность в 40 дней, а год составлял 360 дней. Эти события нашли отражение в легендах древнего Египта, куда после катастрофы переселились с погибшей антлантиды рода антов (современные украинцы): «Рхея (египетская Богиня земли) была женой Гелиоса (солнца). В неё был влюблён Бог Хронос, на чувства которого она ответила взаимностью. Когда Гелиос обнаружил неверность своей жены, он разгневался и наложил на неё проклятье, говоря, что она не сможет родить ребёнка ни в каком из дней существующего года. В расстроенных чувствах Рхея обратилась за помощью к Богу Тоту, который тоже любил её и он придумал хитрость, с помощью которой это проклятье можно было обойти. Тот отправился к Селене, Богине Луны, и предложил ей сыграть с ним в игру, ставкой в которой со стороны Селены был её свет. Селена поставила на кон семидесятую часть своего света от каждого своего появления (в то время Фаты и Месяца) и… проиграла. Это привело к тому, что сила её света уменьшилась (луна Фата была разрушена). Из света, выигранного у Богини Луны, Тот создал пять дней, которые он добавил к существующему году (год тогда состоял, как мы видели, из трёхсот шестидесяти дней). И в эти пять дней Рхея родила пять детей. Озирис родился в первый день, Хорис - во второй, Сет - на третий день, Изида родилась на четвёртый день и Немфис - на пятый» (смысловой перевод). Мы также знаем что по преданиям древний Египет создали девять Белых Богов (так чернокожее население относилось к нашим предкам), четверо из них пришли с севера, а пятеро с запада из земли, которая погрузилась во глубину Великих Вод (земля родила после катастрофы пять детей). Так же из приведённой легенды следует, что до описываемых событий в земном году было триста шестьдесят дней (т.е. девять славянских месяцев по 40 дней). В результате планетарной катастрофы, которая случилась более 13 тыс. лет назад, была уничтожена Луна Фата и её осколки упали на Мидгард-Землю, и вызвали изменение наклона оси планеты. Это хорошо известный факт. Но упавшие осколки Луны Фаты не только изменили ось наклона, но изменили и скорость вращения самой Мидгард-Земли. Луна Фата в то время была ближайшей к Мидгард-Земле луной, с периодом обращения в 13 дней. Поэтому она, в силу своей близости, довольно сильно влияла своим притяжением на Мидгард-Землю. После уничтожения Луны Фаты, её притяжение перестало влиять на Мидгард-Землю. В результате этого Мидгард-Земля стала обращаться вокруг своей оси несколько быстрее и поэтому число дней в году стало триста шестьдесят пять, и в древнеславянский календарь пришлось внести изменения (пять месяцев из 9 стали по 41 дню). Четные месяцы были продолжительностью 40 дней, нечетные - 41. Каждое 16 лето объявлялось Священным, и все его месяцы были продолжительностью 41 день. Таким образом, продолжительность лета была 365,25 суток (реальная продолжительность 365,2422).

Оберег Чертога Ворона во Сварожьем Круге.

Коляда, кроме того, что дал людям календарь, считался и Богом, который несет мир, он содействует жизни между народами в полном согласии. Потому чествовали Коляду не только в привычный ему день 21-25 декабря, но и всякий раз, когда устанавливался мир после войн с враждебными племенами. Имя Коляды и по сей день постоянно звучит в колядках, которые содержат старинные магические заклятья: пожелания благополучия дома и семье, требование подарков от хозяев — иначе скупым предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай — назывались Колядой. Сопровождалось все это ряженьем в коня, козу, корову, медведя и других животных, воплощавших плодородие.
Бог Коляда также является родоначальником многих славянских родов. Казаки, например, считают его своим батькой. В сказе опубликованном Ю.Миролюбовым (списанным, как и «Велесова Книга» с буковых дощечек) прямо указывается на божественную родословную казаков: «Когда то, в седую старину породил небесный батька Коляда (сын Тарха-Даждьбога и Златогорки, внук бога Перуна) с матерью Даж-землёю в час ночной грозы люд казачий, та и дал им землю от севера до юга, от моря до моря, от восхода до захода от Дуная до Дона. Та и заповедал не ходить с той земли никуда и ни кому её не отдавать и дал брата своего Хорса на сторожу казачеству тому характерному, чтоб берегли землю ту денно и нощно. А чтобы справны были да сгуртованы, то докинув всем умений и мастерства своих казацких с неба, чтоб через казачий круг благословение его получали и знали бы, в чем сила их казацкая. И были бы от Батьки своего сторожами света, а увидев черную ненависть безграничную и неправду, то не допускали бы её разумом меж товарищей своих, да до ворога лютые были бы. А от матери земли грозовой любовь безудержную к людям земли своей имели бы, - такую червонную, аж багряную, як сполох небесный».
А вот что написано о Коляде М. Забылиным в 1880 году в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». «По словам нашего знаменитого историка Карамзина, Коляда был Бог пиршеств и мира и хотя по созвучию можно производить Коляду от Римских коленд и других, но римские праздники этого названия были празднуемы во всех месяцах. Значение слова Коляды у разных народов различно: У Виндийцев Коледа почитается за божество празднеств и также называются некоторые церковные обряды, а koledowatи (колодовати) означает хождение детей по разным домам с песнями и плясками. У Чехов, Болгар и Сербов Koleda, а также wanoenj pиsnиeky значит - святочная песнь, chodиtи po Kolede, (ходить по коледу) значит поздравлять с новым годом и за это получать подарки, от каждого, кто, что может дать. Коледа у Словаков означает Благословение домов, какое у них бывает около праздника трех царей, a koledowat — благословлять дома… Босняки, Кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год… Наконец от слова колядование произошло слово «колдование». Коляда не упоминается у Нестора, как божество в числе Богов Владимировых; но Св. Димитрий Туптала (митр. ростов.) в своей Четьи Минеи упоминает о Коляде, как о шестом Боге, Боге празднеств. Коляда, в южной и западной Руси, собственно накануне праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке Poccии под именем Авсеня или Таусеня, а у Литовцев известна под именем вечера колодок, или Блоккова, в котором почти везде в славянском мире и в русском готовится из зернового хлеба - каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индейский Перун-Цонгол и Угады, во время которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году…



Похожие статьи

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

  • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

    Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...