Словарный диктант безударные гласные в корне слова. Диктанты

Диктанты по теме «Безударные гласные в корне слова»

Пернатые друзья

Серёжа с папой делали кормушку для птиц. Серёжа подавал гвозди и дощечки. Папа их строгал и сколачивал. Зимой каждое утро Серёжа сыпал в кормушку зерно. Воробьи и синички ждали мальчика. Они слетались со всех сторон, спешили позавтракать. В морозные дни Серёжа кормил своих пернатых друзей часто. Сытая птица легко переносит холод. (51 слово)

Слова для справок: сколачивал, позавтракать, делали.
Грамматическое задание:
  1. Найти три слова с орфограммой – безударной гласной в корне. Выписать, подобрать проверочные, обозначить орфограмму.
  2. Выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.
  3. Продолжи ряды родственных слов: Моряки, …, ….,…

Чудесная ёлка

Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили кочан капусты.

Утром над ёлкой кружилась стайка птиц. Вечером прибежали два зайца. Они угощались вкусным ужином. (54 слова)

Грамматическое задание:
  1. Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, которая проверяется ударением, указать проверочное слово.
  2. Записать и разобрать по составу слова
    1 вариант Кормушка, прилёт, подводники.
    2 вариант Сахарница, заход, заморозки.
  3. К данным словам подобрать и записать антонимы с приставками, приставку выделить.
    1 вариант Продавать -..., выходить - ...
    2 вариант Помолчать..., приехать- ...

Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста. Проверочные и контрольные диктанты по русскому языку для 3 класса

По темам (3 класс):

Диктанты по русскому языку 3 класс 1 четверть

Диктанты по русскому языку 3 класс 2 четверть

Диктанты по русскому языку 3 класс 3 четверть

Диктанты по русскому языку 3 класс 4 четверть

Годовой диктант по русскому языку 3 класс

Диктант по теме «Предложение»

Осень в лесу

Как красив осенний лес! Березки надели золотые платья. Листья клена разрумянились. Густая листва дуба стала как медь. Сосны и ели остались зелеными. Пестрый ковер листьев шуршал под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и желтые опята ждут грибников. (43 слова)

Задание:
  1. Дать характеристику 1 предложению. Выделить грамматическую основу во 2 предложении.
  2. Дать характеристику 1 предложению. Выделить грамматическую основу в 3 предложении.

Диктант по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»

Снежные фигурки

С неба летел мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хорош снеговик! В носу краснела морковка. В руке метла, а на голове ведро. Женя строил башню с ледяными окошками. Толя и Илья лепили Деда Мороза и Снегурочку. Дед Мороз был с бородой. Снегурочка в руках держала зеленую елочку. (58 слов)

Задание:
  1. Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, написать проверочное слово, выделить орфограмму.
  2. Выписать из текста группу родственных слов, выделить корень.

Диктант по теме «Правописание суффиксов и приставок»

Зимой

Был зимний денек. Синичка Зинька прыгала по веткам. Глазок у синички острый. Под корой деревьев она добывала насекомых. Вот Зинька раздолбила дырочку, вытащила букашку и съела. Тут выпрыгнула из снега мышка. Мышка дрожит, вся взъерошились. Она объяснила Зиньке свой страх. Мышка провалилась в медвежью берлогу. Там крепко спали большая медведица и маленькие медвежата. (54 слова)

Задание:
  1. Выписать из текста по одному слову с разделительным Ь и Ъ знаком, выделить орфограмму.
  2. Выписать из текста 2 слова с приставкой, выделить её.

Диктант по теме «Имя прилагательное»

Ранняя весна

Хороша ранняя весна в лесу! Ярко светит весеннее солнце. Легкие облака украшают голубое небо. Слышны чудесные трели птиц. Смолой запахли душистые почки. Появилась молодая травка. Выглянул голубенький подснежник. С пригорка зажурчал говорливый ручеек. У сосны резвились счастливые бельчата. Маленький зайчишка грыз кору молодой осинки. На поляну вывела своих медвежат бурая медведица. Веселый и радостный лес весной! (58 слов)

Задание:
  1. Выписать 3 любых имени прилагательных в единственном числе, определить их род, выделить окончание.
  2. 1 вариант: Выделить грамматическую основу в 8 предложении, подписать все части речи. Разобрать по составу слово голубенький.
  3. 2 вариант: Выделить грамматическую основу в 9 предложении, подписать все части речи. Разобрать по составу слово подснежник.


Серёжа с папой делали кормушку для птиц. Серёжа подавал гвозди и дощечки. Папа их строгал и сколачивал. Зимой каждое утро Серёжа сыпал в кормушку зерно. Воробьи и синички ждали мальчика. Они слетались со всех сторон, спешили позавтракать. В морозные дни Серёжа кормил своих пернатых друзей часто. Сытая птица легко переносит холод.

Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили кочан капусты. Утром над ёлкой кружилась стайка птиц. Вечером прибежали два зайца. Они угощались вкусным ужином.

С неба летел мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хорош снеговик! В носу краснела морковка. В руке метла, а на голове ведро. Женя строил башню с ледяными окошками. Толя и Илья лепили Деда Мороза и Снегурочку. Дед Мороз был с бородой. Снегурочка в руках держала зеленую елочку.

Кто не видел первый снег? Красивое зрелище! Наконец выпал на землю мягкий пушистый снежок. Каждое деревце и каждый кустик надели снежные шапки. Вечером с высоких берез тетерева начали нырять в снег. Они пробегали несколько шагов под снегом, обминали вокруг себя местечко. Выходила уютная подснежная спальня. Сверху ее зверь не увидит, а внутри будет тепло и уютно.

Предупредительные диктанты

Методические указания: перед написанием предложения уча­щиеся находят слова с безударной гласной и подбирают к ним про­верочные слова.

Пионеры озеленили дворы. Холмы покрылись травой. Кроты изрыли дорожки в саду. Поднялась пыль столбом. Всех я вовремя бужу, а часов не завожу.

Сказка.

Ехал мужик домой. На возу была рыба. Видит он: на дороге лежит лиса. Взял он лису и положил на воз. А сам пошел впереди. Лиса была живая. Она стала рыбу с воза бросать. Выбросила всю рыбу с воза и ушла. Приехал мужик домой, а на возу ни лисы, ни рыбы.

Зимой.

Свистит за окном ветер. Ночью поднялась сильная метель. К утру все стихло. Дети выбежали во двор. Кругом пушистый снежный ковер. Все деревья и кусты в снегу. Все дороги замело. На дворе большие сугробы. Радуются дети, кричат. Играют в снежки, лепят снежную бабу, везут санки, несут лыжи. Как весело зимой!

Проверочные диктанты

Методические указания: после написания диктанта логопед вы­ясняет у учащихся, какие слова для них были трудными, разбира­ются эти слова, если допущена ошибка, ученики ее исправляют.

Подготовка к зиме.

В лесу каждый готовится к зиме. Птицы уже улетели на юг. Они боятся холода и голода. Белка спешит заготовить пищу на зиму, утеплить гнездо. В гнезде она сложила грибы, орешки, шишки. Медведь ищет местечко для берлоги. Зайцы линяют, меняют серую шерсть на белую. В белой шубке надежнее!

Весна пришла.

Ледок прошел. Вода на реке стала спадать, а низкие места еще залиты водой. По высоким берегам синели льдины, по оврагам лежал снег. На обрывах пробивалась молодая зелень. Река ожила. Серые чайки парили над водой. Они камнем бросались за добычей, хлопали по воде крыльями. В их клювах блестели рыбки.

Весна.

Ярко светит весеннее солнце. Его яркие лучи били в глаза. На ветвях деревьев распевали скворцы. В воздухе пахло сосной, мокрой травой. На желтых пушистых цветах вербы копошились и жужжали дикие пчелы. Они тоже радовались теплой весне.

Буря в лесу.



Небо быстро почернело. Надвигалась темная туча. Налетел силь­ный ветер. Деревья кругом закачались. Ветер гудел. Деревья стонали и кряхтели, как живые. Хлынул дождь. Но скоро ветер стих. Дождь перестал. Деревья еще скрипели. Мягко падали на землю дождевые капли. В небе опять засияли звезды.

Дифференциация гласных

Дифференциация гласных первого и второго ряда

Конспект занятия

Тема. Дифференциация гласных первого и второго ряда.

Цель. Учить детей различать гласные ы - и устно и на письме.

Оборудование. Текст стихотворения С. Погореловского «Ох и неполадки в Мишкиной тетрадке», таблица с гласными пер­вого и второго ряда.

Ход занятия.

I . Организационный момент.

Логопед предлагает учащимся вспомнить и назвать гласные первого и второго ряда.

II. Повторение ранее пройденного материала.

Логопед предлагает учащимся вспомнить, как образовываются гласные второго ряда. Вывешивает таблицу с гласными первого и второго ряда.

Предлагает сравнить пары гласных а - я, о - ё, у - ю, э - е, ы - и. Выявляется сходство этих пар по артикуляции и различие по написанию.

Логопед. Эти гласные называются парными. Чтобы не путать их при письме, будем учиться их различать.

III. Работа со стихотворением.

Прослушайте стихотворение.

Что глядишь, корова, Мишку через «ы»,

Строго и сурово? Проучите Мишку -

Мишка-лодырь через «а» Превратите в мышку.

Написал корова, Кошка мышку хвать!

Напишите вы Будет лодырь знать.

Логопед. Сравните слова «Мишка» и «мышка» по смыслу и написанию. (Логопед пишет на доске эти слова.) Какими буквами отличается написание этих слов?

IV. Дифференциация ы - и в слогах.

Задание 1. Прослушайте слоги. Скажите, какой гласный вы слышите.

а) пы, ты, мы, сы, ры, ды, бы, кы;

б) пи, ти, ми, си, ри, ди, би, ки

Как произносятся согласные, которые вы слышали сначала и потом? (Твердо, мягко.)

Какой звук здесь влияет на смягчение согласных?

3адание 2. Повторите слоги за логопедом.

пы - пи - пи, ти - ты - ти, сы - сы - си, ри - ры - ры, ды-ди - ды

Задание 3. Запишите слоги в две строчки: с ы - в первую, с и - во вторую.

мы, си, сы, ми, ры, ри, ти, ты, кы, ки, ли, пи, пы, лы

Задание 4. Закончите слова, вставив слоги, данные в скобках.

гри...(бы), ли...(пы), ле...(пи), бо...(бы), ру...(ки), ры...(бы), ла...(пы), но...(ги), кни...(ги), со...(вы), ке...(ды), бе...(ги), кед...(ры), ко...(ты), ка...(ти)

V. Итог занятия.

Логопед. Какие звуки и буквы мы учились сегодня различать?

Тренировочные упражнения

1. Вставьте пропущенную букву ы или и. Запишите слова. Прочитайте их.

р...с, м...с, м...р, с...р, к...т, р...сь, б...т, м...ло, л...па, Л...да, к...но, Р...та, с...ро, с...ла, м...л..., в...л..., в...л..., л...с..., р...л..., п...л..., п...л...

2. Закончите слова, дописав букву ы или и.

ног.., стол..., книг..., мак..., сыр..., лом..., шар..., сан..., бус..., кур..., сол..., сор...

3. Измените слова по образцу. Назовите в получившихся словах последний слог, затем последнюю букву.

Образец: сад - сады, ды, ы.

коза-…, сова-…, муха-…, игра-…, оса-…, роза-..., лимон-…, сапог-…, собака-…, стакан-…, куст-…, рысь-…, корабль-…, стол-..., куча-...

4. Спишите слова, деля их на слоги. Подчеркните слоги с ы, и разными карандашами.

горы, мухи, кино, рыба, вари, сори, комары, фонари, сухари, рыбаки, рынки, киты, рыбки, рыбешки

5. Запишите слова графически, надпишите буквы ы, и.

(Логопед называет слово, учащиеся изображают его графически, учитывая ко­личество слогов, над соответствующим слогом пишут букву ы. или и.)

соки, мыло, гуси, сыро, соты, вилы, куски, кусты, марки, карты, козлы, сапоги, рыбаки, листики, вагоны, сухари, узоры, уроки, музыка, пузыри, моторы

6. Составьте слова с буквами ы, и. Сравните эти слова по смыслу и звучанию. Составьте устно предложение с каждым словом.

вил пил в ть в ли п лил

7. Спишите слова, подчеркните ы, и разными карандашами. Объясните, почему после букв ж, ш написали букву и (вспомните правило).

мыши, камыши, шина, лыжи, ножи, жиры, машины, тушил, га­лоши, решил, ширина, выжили, рыжики, лопухи, пружины, тишина, вышина, выжигали, вышивали

8. Прочитайте предложения. Выпишите слова с буквой ы в один столбик, с и - в другой, с буквами ы и и - в третий.

У папы пила. Рита купила мыло. У Тани болят зубы. У Нины бусы. Из трубы идет дым. В саду растут сливы. В лесу сыро. У маши­ны новые шины. У Миши ландыши.

Мила и мыло.

Не любила Мила мыла. Но не ныла Мила.

Мама Милу с мылом мыла. Мила молодчина.

9. Словарные диктанты.

дым, мил, мыло, рыба, коровы, сами, уроки, быль, было, пила, грибы, волки, лисы, кусты, зайцы, медведи, ковры, крабы, пруды, этажи, малыши, мыши, жили-были, уши, рыжики, комары, тишина, пружина, лужи, крыши, стрижи, виражи

Объяснить слово: виражи.

10. Проверочные диктанты.

Мила и Нина мыли Симу. Миша и Витя - малыши. Нина умыла Мишу. Мила вымыла Витю. Зимой рыбы ушли на дно реки. Дети искали желуди. Куры рыли грядки. Ночью выли волки.

Зима.

Наступила зима. Дуют ветры. Кругом сугробы. Тихо в лесу. Птицы улетели. Звери ушли в норы.

Дети рады зиме. Они встали на лыжи. Взяли санки и катаются с горы. Заливают катки.

Дифференциация а - я

1. Прослушайте слоги.

Скажите, какой гласный вы слышите.

ма, на, са, ка, ла, па, ра, та, фа, ва

мя, ня, ся, кя, ля, пя, ря, тя, фя, вя

Как звучат согласные, которые вы слышали сначала и потом?

Какой гласный влияет на смягчение согласных?

2. Сравните слова мал, мял по смыслу и по написанию. Скажите, какими бук­вами различаются эти слова.

3. Произнесите слоги парами. Выделите гласные в слогах.

Образец: ма - мя, а, я.

ма-мя та-тя ла-ля ва-вя да-дя

па-пя са-ся ра-ря ка-кя ба-бя

4. Прослушайте, запомните и повторите ряды слогов.

та - тя - та ма - мя - ма бя - ба - бя ра - ря - ра - ря

тя - та - тя мя - ма - мя ба - бя - ба ря - ра - ря - ра

5. Запишите слоги в две строчки: в первую с буквой а, во вторую с буквой я.

ла, ля, ся, та, са, па, пя, ря, ла, ра, ба, бя, вя, да, ва, дя

6. Закончите слово, добавив букву а или я. Запишите эти слова.

мо..., Зо..., Мил..., Миш..., зме..., рыб..., мор..., земл..., трав..., стран..., сем..., семен..., осок..., вым..., гор...

7. Закончите слово, добавив слог с буквой а или я. Запишите эти слова.

Ва-..., О-..., Ма-..., Ка-..., Я-..., ня-..., ба-..., ра-..., бас-..., мо-...,. стра-..., соба-..., бесе-..., собо-..., бе-..., семе-..., лебе-...

8. Спишите слова, вставляя пропущенную букву а или я.

б...к, р...д, м...к, вр...ч, с...дь, м...ч, в...з, т...з, м...со, к...ша, д...дя, гр...ды, р...ды, гр...чи, шл...па, в...ли, вр...ги

9. Запишите слова графически, надпишите гласные а, я над соответствующим слогом.

Образец: а) ________а __; б) _____а_ _я__ .

а) рыба, пояс, ряды, прятки, пряжа, прялка, грязь, пояс;

б) утята, завяли, вагоны, спелая, грязная, баяны, синяя, всякая

10. Спишите слова, деля их на слоги, подчеркните буквы а, я карандашами разного цвета.

доска, марка, змея, пояс, армия, братья, клякса, аист, алая, вялая, старая, земная

11. Сравните пары слов по смыслу и написанию. Придумайте предложение с каждым словом. (Устно.) мал - мял рад - ряд завал - завял сад - сядь

12. Прочитайте предложения. Выпишите слова с буквой о в один столбик, с буквой я - в другой, с буквами а, я - в третий.

Наша Мая мала. Наташа сама рыла ямку. Маша взяла мяч. Боря искал ягоды. Люба мяла глину. Алла, сядь и сама читай книгу. Алла мала, да умна.

13. Спишите предложения, вставьте пропущенную букву а или я.

У В...ли з...в...ли ром...шки. Ир..., ан... и В...л... игр...ли в пр...тки. Ир... водил..., а В...л... и ан... были р...дом. Н...д... и Д...ш... ед...т л...пшу. Кол... р...д, он поп...л в первый р...д.

14. Словарный диктант.

сам, сядь, рад, ряды, вал, вялый, врач, время, мясо, мята, маяк, змея, яркая, мясная, рыбная, вареная, вымя, семя, калина, малина

15. Проверочные диктанты.

У утки утята. У кошки котята. У лисы лисята. У медведя мед­вежата. У коровы телята. У лося лосята.

Рая и Мая едят малину. В саду вишня и яблоня. Мята - по­лезная трава. Нет дождя. Трава завяла. На полу валялась старая тряпка.

Дифференциация о - ё

1. Прочитайте слова нос, нёс. Сравните эти слова по смыслу, звучанию и написанию. Подумайте, какими буквами различаются эти слова.

2. Прослушайте пары слогов. Скажите, как звучат согласные в каждой паре, какая буква влияет на смягчение согласных.

мо - мё со - сё ро - рё во - вё бо - бё

по - пё то - тё ло - лё но - нё фо - фё

3. Произнесите слоги парами.

ом - ем от - ёт то - те ко - кё во - вё

ос - ёс ор - ёр сё - со рё - ро ол - ёл

4. Запомните и повторите ряды слогов.

мо - мё - мо мо - мё - мо - мё то - тё - то то - тё - то - тё

мё - мо - мё мё - мо - мё - мо тё - то - тё тё - то - тё - то

5. Запишите слоги в две строчки: с буквой о в одну строчку, с буквой ё - в другую.

от, ёт, ом, ём, сё, со, по, пё, ор, ёр, ло, лё

6. Запишите слова графически, надпишите буквы о, ё.

костёр, ёрш, козёл, сёла, соль, осёл, сом, весёлый, сёмга

7. Сравните пары слов по смыслу и написанию. Устно придумайте предложение с каждым словом.

воз - вёз, нос - нёс, вол - вёл

8. Вставьте пропущенные буквы о, ё в словах.

тел...н...к, козл...н...к, ут...н...к, лис...н...к, ягн...н...к, щен...к, жереб...н...к

9. Спишите предложения. Подчеркните буквы о, ё разными карандашами. Выделенные слова разделите на слоги.

В полерастёт берёза. У нее белый ствол изелёные листики. Весной у березысерёжки. На березе грачисвили гнёзда.

Алёша был в лесу. Он нёс грибы. Натропинке он увиделёжика. Ёжик бежал к ёлке. Алёша нетронул ёжика.

Нам спатьне даёт?

10. Спишите предложения, вставляя пропущенную букву о или ё.

Л...ня прив...з в...з сена. Мы услыхали р...в бык...в. У т...ти П...ли есть т...лка Т...мка. Пч...лка делает м...д. У Л...ши н...вые. тап...чки.

11. Словарный диктант. Темный, топать, штопать, мел, подмел, телка, толкать, ведра, торт, торопливо, метлы, стекла, стол, слезы, клоун, клены, ветлы, вода, ствол, мерзнуть, солить

12. Предупредительные диктанты.

Спасибо, мороз, что снегу нанес. Лева вел вола. Мы идем в дом. В лодке новые весла. Начался большой клев рыбы. У школы клен. Вова мел пол.

Клён.

Рос клён. Клён высок. У клёна красивый лист. Сёма и Боря сели у клёна.

Ёжик живёт у Лёвы. У ёжика иголки. Лёва кормит ёжика моло­ком. У Лёни тоже есть ёжик.

Рш и лещ.

Дядя Лёня рыбак. Он поймал много рыбы. Вот лещ. Вот ёрш. Ёрш и лещ - вкусная рыба.

Дифференциация у - ю

Задание 1. Прочитайте слова лук, люк. Сравните эти слова по смыслу и написанию. Скажите, какими буквами различаются эти слова.

Задание 2. Прочитайте слоги первой и второй строчек.

му, ну, пу, су, ку, ду, ту, ру, гу

мю, ню, пю, ею, кю, дю, тю, рю, гю

Скажите, чем отличается произнесение согласных в слогах первой и второй строчек. Какую букву будете писать после мягких согласных?

Игра «Наоборот».

Логопед называет слог с твердым согласным, ученики с мягким, выделяют голосом гласные у, ю.

Образец: Логопед Ученики

Задание 3. Запишите слоги в две колонки: с буквой у - в первую, с буквой ю - во вторую.

бу, бю, тю, ту, лу, лю, рю, ею, ру, су, пю, пу

Задание 4. Запишите слоги под диктовку, подчеркните гласный. (Используются слоги предыдущих заданий.)

Задание 5. Запишите слова графически, надпишите буквы у, ю.

Уля, Юля, лук, сук, пою, мою, юла, Люба, рисую, руки, тюль, трус, сплю, слюни, туфли, слюда, тюлень, служба, трусы

Слова для объяснения: тюль, слюда.

Задание 6. Прочитайте стихотворения. Выпишите слова с буквой у в один столбик, с буквой ю - в другой, с буквами у, ю - в третий.

На уроке.

На уроке я читаю,

И рисую, и считаю.

Руку тихо поднимаю.

Если спросят, отвечаю.

Мой спутник.

На полу юлу пока я,

Как умею, запускаю,

Подрасти скорее мне бы,

Запущу я спутник в небо.

Задание 7. у или ю.

Лей, ...ла, сп...тник, ...рта, пл...с, мин...с, сл...х, кра...ха, ...лита, ...лит

Задание 8. Измените слова по образцу. Подчеркните последнюю букву в изме­ненном слове. Образец: писать - пишу.

писать - ..., кричать - ..., петь - .... лететь - ..., спать - ..., читать-..., вертеть-..., качать-..., смотреть-..., пищать- ..., трещать - ..., говорить - ...

Задание 9. Вставьте в слова пропущенную букву у или ю.

Кат...ша кормит к...р. К...ры кл...ют зерна. Л...ша л...бит л...к. ...ля надела...бку. Л...ба и Л...ша г...ля...т. Я вста... рано...тром. Ил...ша рис...ет ваз... .

Задание 10. Спишите предложения. Подчеркните буквы у, ю разными каран­дашами. Выделенные слова разделите на слоги.

Люся мыла шею. Соня грела утюг. Петя и Нюракормят индюка. Люба любит айву. Юра и Улявместе учат уроки.

Задание 11. Прочитайте стихотворения. Выпишите слова с буквами у, ю. Ответьте на вопросы.

Комплект книг («Подготовка к контрольным диктантам по русскому языку», «Контрольные диктанты по русскому языку») станет незаменимым помощником ученику третьего класса, желающему качественно отработать все орфограммы, изучаемые на уроках русского языка.

Из серии: Для начальной школы (АСТ)

* * *

компанией ЛитРес .

Безударные гласные

Диктант 1

По берегу озерца полз молодой рачок. Он случайно вылез из воды и хотел домой. Большой пёс Дружок высмотрел его, подбежал и начал лаять. Но он боялся схватить рачка зубками. Рачок, наконец, дополз до воды. Замолчал Дружок. Он побежал ловить пятнистых бабочек на полянке. Вот красивая бабочка села на пенёк. Пёс прыгнул вперёд. Щелчок! Но бабочка улетела невредимая. (57)

Диктант 2

Большой молодой медведь бродил по лесу. Он искал малину. Под ногами у него лежала густая трава и корневища. Попадались гнилые пеньки и поваленные стволы деревьев. Лесные цветы виднелись среди травы. Бабочки красиво перелетали с цветка на цветок. Над верхушками деревьев синели небеса. В просвете древесных стволов виднелась поляна. Медведь спустился в низину к роднику. Мохнатому зверю захотелось попить. Вот на берегу озерца малинник. (63)

Диктант 3

Сторож Кирилл Алексеевич будет зимовать в большом деревянном доме. В каждой стене дома есть окно. С одной стороны лежанка на печурке. Верхняя дверная петля заржавела. Пора её поменять. Но сейчас сторож взял метлу и начал подметать дорожки в цветнике. Утром он уже косил траву и пилил дрова. Сторож глядит вокруг. Вон по лесистому холму идёт группа лосей. За ними спешит малютка лосёнок. (62)

Диктант 4

Геннадий заболел гриппом. Ему надо лежать в кровати и лечиться. На столе у изголовья стоят лекарства. В комнате светло от окна. Геннадий читает книжку о лесных животных. Эту книжку принесла ему сестрёнка Светлана. Вот глава о медведях – самых могучих и мохнатых обитателях наших лесов. А вот главы о волках, лосях, кабанах. Слышен дверной звонок. Это пришёл врач. Он должен осмотреть больного, выписать лекарства. (63)

Диктант 5

Слонёнок бежал по большой полянке. Кругом мелькали красивые пятнистые бабочки. Слышалось жужжание пчелы или мохнатого шмеля. Среди зелёной травы виднелись пахучие островки цветов. Слонёнок сорвал несколько красивых цветков. Он захотел подарить их сестрёнке. Небеса затянулись сероватыми тучками. Упало несколько дождинок. Приближалась гроза. Слонёнок оробел и поспешил домой. Начался дождь. Вода лилась с небес. Она попадала в глаза и мешала смотреть. Но вот и конец грозы. По тропе течёт дождевая вода. (70)

Диктант 6

Ранним весенним утром мы побежали в лесок. На полянке резвились молодые зайчата. Они носились среди цветов. С верхушки ветвистой сосны раздавался голос скворца. На траве блестели росинки. По тропинке проскакала трясогузка. Мы влезаем на лежащую сосну. Это ветер сломал и свалил часть ствола дерева. Из сосновой коры легко вырезать. Но у нас нет ножа. А вот в низине родник. Хорошо в лесу в утренние часы. Мы не хотим уходить домой. (70)

Диктант 7

Небеса сереют на глазах и грозят дождём. Холодает. Пастухи загоняют скотину домой. Ветер проходит волной по вершинам деревьев. Птичьи голоса затихают. Только на берегу реки поют лягушки. Вдалеке сверкает ветвистая молния. Слегка громыхнуло. Вот по лесной поляне пробежал заяц и скрылся в зелёной листве кустарника. Спешат из чащи домой грибники. Но не успеют они в село до дождя. Лениво падают первые большие дождинки. Дождь становится сильнее. (66)

Диктант 8

Я частенько любуюсь синевой утреннего неба. Солнце встаёт из-за большого холма и освещает дорожки и тропинки, деревья и траву, полевые цветы и гнилые пеньки. Звонко поёт ручеёк в овраге, ему вторят птичьи голоса. Я сажусь посреди поляны на лежащий ствол. Рядом стоит мохнатая ветвистая сосна. Я глажу рукой кору дерева. Потом лениво бреду по тропе. Вот я уже на берегу реки у дощатого моста. (64)

Диктант 9

Вечером на небесах появилась грозовая туча. Скоро упали первые дождинки. Вдалеке загрохотал гром. Гроза приближалась. Вот из-за соснового леска блеснула длинная молния с несколькими ответвлениями. Она осветила небосвод. Почти сразу небо раскололось от громового раската. Большая берёза на краю леса вспыхнула, как свеча. Ледяные струи проливного дождя ударили по пыльной земле. После дневной жары листва и трава встречают их с облегчением. (61)

Диктант 10

Во дворе лежит большая свинья. Моя сестрёнка Леночка робко стоит под рябиной. Ей страшно пройти мимо. Она боится животного с пятачком. Но свинья задремала и не смотрит на малышку. Леночка прямиком побежала к дому. В её глазах появились слезинки. Мама дала ей рогалик и медовый пряник. Девочка сидит за столом и пьёт чаёк. Она снова весёлая. Малышка идёт смотреть, как курицы клюют зерно. (63)

Диктант 11

На поляне было много зелени и цветов. Жужжали шмели и пчёлы. Бабочки перелетали с цветка на цветок. На них лениво смотрела большая овчарка Альма. Собака лежала в тени под ветвистым деревом. На площадке детишки играли в теннис. Вот Денис побежал за мячом. Мяч проскакал далеко по тропинке и потерялся в траве. Овчарка помогла его найти. Прошло несколько часов. Небеса потемнели. Может начаться гроза. Скорее домой! (65)

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Контрольные диктанты по русскому языку. 3 класс (учителям и родителям) (Е. А. Нефедова, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром -



Похожие статьи

  • Пирог «Шарлотка» с сушеными яблоками Пирожки с сушеными яблоками

    Пирог с сушёными яблоками был очень популярен в деревнях. Готовили его обычно в конце зимы и весной, когда убранные на хранение свежие яблоки уже кончались. Пирог с сушёными яблоками очень демократичен - в начинку к яблокам можно...

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...