Социальная адаптация инвалидов. Мероприятия по социально-трудовой адаптации инвалидов на производстве Методы и приемы социально бытовой адаптации инвалидов

Мероприятия по социально-средовой ориентации

Мероприятия по социально-бытовой адаптации

Социальная модель инвалидности как основа современной концепции реабилитации инвалидов

Социальная реабилитация

комплекс мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции инвалидов, восстановление (формирование) социального статуса, утраченных общественных связей (на макро- и микроуровне).

Технология социальной реабилитации - способ осуществления деятельности по социальной реабилитации на базе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбором оптимальных средств, методов выполнения этих операций и процедур.

Средством достижения интеграции инвалидов в социум является ликвидация барьеров, а не ʼʼприведение к нормеʼʼ.

Цель социальной реабилитации - восстановление способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности.

Суть реабилитации состоит не только в снятии барьеров на уровне каждого отдельного индивидуума, но и в устранении пространственно-средовых ограничений, негативных социальных установок и дискриминации в обществе в целом.

Социальная реабилитация включает: социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию

Социально-бытовая адаптация - это система и процесс определœения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним инвалидов.

§ информирование и консультирование инвалида и его семьи;

§ “адаптационное” обучение инвалида и его семьи;

§ обучение инвалида:

Персональному уходу (самообслуживанию);

Персональной сохранности;

Овладению социальными навыками;

§ обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации и обучение пользованию ими;

§ адаптацию жилья инвалида к его потребностям.

Социально-средовая ориентация - система и процесс определœения структуры наиболее развитых функций инвалида с целью последующего подбора на этой базе вида общественной или семейно - общественной деятельности. Перечень базовых мероприятий в области социальной реабилитации инвалидов определœен Положением об индивидуальной программе реабилитации инвалида.

1. Социально-психологическая реабилитация:

Психологическое консультирование,

Психодиагностика,

Обследование личности инвалида,

Психологическая коррекция,

Психотерапевтическая помощь,

Психопрофилактическая и психогигиеническая работа͵

Психологические тренинги;

Привлечение инвалидов к участию в группах взаимной поддержки, клубах общения,

Экстренная (по телœефону) психологическая и медико-психологическая помощь.

2. Обучение:

Общению;

Социальной независимости (обеспечение возможности самостоятельного проживания, распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности);

Навыкам проведения отдыха, досуга,

Занятиям физкультурой и спортом,

Обучение персональной сохранности (овладение знаниями и навыками, такими видами деятельности, как пользование газом, электричеством, туалетом, ванной, транспортом, лекарствами и др.).

3. Оказание помощи в решении личных проблем.

4. Социальный патронаж семьи.

Мероприятия по социально-средовой ориентации - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Мероприятия по социально-средовой ориентации" 2017, 2018.

По статистическим данным, в России насчитывается примерно 16 миллионов инвалидов, то есть около 10% граждан страны имеют серьезные проблемы со здоровьем, мешающие в той или иной мере их жизни. Основная цель таких людей (и их семей) – адаптироваться в социуме настолько, чтобы сделать свое существование максимально комфортным.

Неполноценность какой-либо группы индивидуумов в целом также влияет на слаженное функционирование общества, поэтому социальная адаптация инвалидов (САИ) является одной из актуальных задач государства. Решение этого вопроса заключается в обеспечении таким людям правовой, экономической, трудовой защищенности и всех остальных возможных благ.

Понятие «инвалидность»

Термин «инвалидность» подразумевает под собой особенность развития, заболевание или состояние человека, сопровождающееся ограничениями его жизнедеятельности в различных сферах. Неполноценность личности в настоящее время является проблемой не только ее самой и близкого окружения (семьи, места трудоустройства и т. д.) но также и всего общества.

Происхождение термина «инвалид» идет от латинского слова «volid», что означает «полноценный», «действенный», «могущий». Следовательно, при добавлении отрицательной приставки получается «неполноценный», «недейственный» и т. д. В России, во времена правления Петра I, так называли военнослужащих, неспособных нести дальнейшую службу (из-за болезни, увечья или ранения), которых отправляли на штатные должности.

Одной из самых главных проблем инвалидов считается даже не само отсутствие дееспособности, а отношение остальных людей к ним. Большинство здоровых граждан относятся с чисто медицинской позиции, то есть инвалид в их понимании – это человек, ограниченный в определенной степени в возможности передвигаться, видеть, слышать говорить или писать.

В результате получается парадоксальная ситуация, при которой инвалид воспринимается как полностью больной человек, неспособный к трудовой и учебной, а также к обычной повседневной деятельности. Это формирует и культивирует в обществе мнение, что частично – обуза, иждивенец, то есть доходит уже чуть ли не до «превентивной евгеники».

Невольно вспоминается история 1933 года, когда после захвата фашистами власти в Германии, создается «Программа эвтаназии Т-4», подразумевающая уничтожение больных старше 5 лет и инвалидов, как нетрудоспособных членов общества. То же самое происходило в Западной Европе и относилось к получившим увечья воинам.

Только после окончания Второй мировой войны в ходе создания и развития общего движения по защите прав человека формулируется понятие «инвалид», включающее в себя лиц с физическими, интеллектуальными и психическими ограничениями. Более конкретное разделение на категории произошло гораздо позже и до сих пор не имеет явных границ в российском законодательстве.

Трудности социализации

Основные проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в России и других странах СНГ связаны с многочисленными социальными барьерами, не дающими им включиться в жизнь современного общества. К сожалению, такая ситуация следствие неправильной политики социализации, направленной только на «здоровых» граждан, и по большей мере выражающей лишь их интересы.

При этом сама структура быта, производства, социальных услуг, а также культуры и досуга практически не приспособлена к нуждам недееспособных людей. Об этом говорят частые скандалы с авиакомпаниями, суть которых в отказе пускать на борт самолета инвалидов-колясочников.

Огромное неудобство для них также связано с отсутствием возможности пользоваться общественным транспортом и иными средствами передвижения. Элементарно, ведь даже подъезды многих домов, к примеру, в Москве не оборудованы спецподъемниками, а иногда попросту закрыты на замок и неизвестно у кого находится ключ.

В отличие от столицы, в небольших городах дело обстоит еще хуже – если инвалид проживает не на первом этаже в доме без лифта, то он автоматически лишается возможности попадать на улицу без посторонней помощи. В результате чего получается, что такие люди становятся социально-демократической категорией с существенным ограничением передвижения, что противоречит Конституции.

Отсутствие необходимой мобильности приводит большинство инвалидов к трудностям с получением образования, адаптации на производстве, и как следствие, снижению уровня доходов. Статистика гласит, что полноценно работать и получать доход, достаточный для удовлетворения своих потребностей, на текущий момент может совсем небольшое количество граждан с ограниченными возможностями.

Социальная и трудовая адаптация

Важнейшим условием социально-бытовой адаптации инвалидов, а также трудовой, является введение в сознание общества идеи равных возможностей и прав для абсолютно всех граждан. Именно данное понимание сможет обеспечить нормальные взаимоотношения, которые станут основой для комфортного существования людей с различными отклонениями.

Отечественный и зарубежный опыт нередко указывает, что инвалиды, даже имея потенциал для активного участия в жизни общества или работы, все равно не в состоянии его реализовать. Основной причиной этого считается нежелание большей части здоровых людей общаться с инвалидами, а также опасение или отказ предпринимателей их трудоустраивать.

Как правило, такое поведение обусловлено влиянием негативных стереотипов. И пока не будут развенчаны подобные психологические установки, не помогут даже самые действенные соцмероприятия. Стоит отметить, что сама идея адаптации недееспособных граждан в обществе активно поддерживается, но только на словах.

Неоднозначность отношения здоровых граждан к инвалидам, особенно с явными признаками инвалидизации (колясочников, слепых, глухих, больных ДЦП и т. д.) хорошо просматривается.

В России и во многих других государствах последние воспринимаются как люди низшего качества, лишенные определенных возможностей, что приводит, с одной стороны, к сочувствию, а с другой – непринятию как полноценных граждан.

Как следствие, большинство здоровых людей не готовы к тесному сотрудничеству с инвалидами, к примеру, на рабочем месте, а также в ситуациях, где человек с ОВЗ неспособен взаимодействовать наравне с остальными. С этим связан один из основных критериев оценки социально-психологической адаптации инвалидов – отношение к уровню собственной жизни. Почти половина из них считает ее качество неудовлетворительным.

Причем негативная оценка своего существования основывается на нестабильном либо низком материальном положении, и чем меньше доход, тем пессимистичнее взгляды инвалида на жизнь и прогноз будущего. Тогда как у работающих людей, имеющих группу, самооценка и отношение к жизни намного оптимистичнее, что обусловлено более высокой материальной базой, качественной производственной и социальной адаптацией, а также возможностью общения.

Не следует забывать, что инвалиды (как и все остальные) испытывают неуверенность и тревогу за будущее, дискомфорт, напряженность, и потеря работы для них – еще больший стресс, чем для обычного человека. Малейшие изменения доходов или трудности с занятостью способны существенно расстроить таких людей и даже вызвать паническое настроение.


Возможность для инвалида обучаться наравне со здоровыми людьми – путь к социализации

Реабилитация и адаптация детей-инвалидов

О том, сколько сложностей приходится изо дня в день преодолевать недееспособным взрослым сказано немало, а ведь у детей с ОВЗ их гораздо больше. Поэтому для них важность социально-бытовой адаптации ничуть не меньше, чем для людей, получивших группу уже в процессе жизни. К примеру, ребенку-инвалиду детства нужно обучиться всем доступным для него навыкам, позволяющим обеспечить обслуживание своих основных нужд (прием пищи, гигиена, туалет и т. д.)

В противном случае отсутствие у них достаточных практических умений станет существенным препятствием к дальнейшему развитию и социализации. А это, в свою очередь, сделает таких детей обузой для их семей. Не менее значимой является и реабилитация, без которой дети, потерявшие частичную дееспособность, также испытывают определенные сложности с учебной деятельностью, самореализацией и другими актуальными потребностями.

Справка! Социальная реабилитация и адаптация – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление ранее утраченных либо отсутствующих социальных связей в результате инвалидности.

Особенности адаптации и реабилитации детей-инвалидов

На сегодняшний день отмечается катастрофическая динамика возрастания детской инвалидизации, сопровождающаяся с социальной неустроенностью и неопределенностью жизненных перспектив. В связи с этим постоянно разрабатываются новые программы реабилитации, позволяющие ребенку быстрее и качественнее преодолеть препятствия, мешающие процессу социализации.

Проблемы инвалидности полностью контролируются государственным аппаратом управления. Им же установлены конкретные способы, направленные на восстановление утраченных или приобретение новых умений у детей, имеющих инвалидность. Все решения относительно данного вопроса регламентированы приказами МОЗ. Система здравоохранения предусматривает несколько аспектов, лежащих в основе реабилитационных или адаптационных программ.

К ним относятся следующие:

  • адаптация ребенка в условиях, существовавших до наступления инвалидности;
  • проведение реадаптации – создания новых условий для ставшего недееспособным;
  • открытие специальных заведений для оздоровления (физического и психологического).

Главная цель этих мероприятий – восстановление ребенка, определение его потенциала, а также составление прогноза для корректировки реабилитационной программы.

Виды и методы реабилитации

Реабилитация ребенка-инвалида в обществе предусматривает различные подходы, учитывающие специфику отклонений или заболеваний, выявленных у него. Оптимально, если используются несколько методов – это позволяет быстрее добиться желаемого результата. В процесс реабилитации детей с ОВЗ входят:

  • профессиональные консультации родителей или близких родственников;
  • комплекс обучающих мероприятий для начальных периодов адаптации;
  • организация обучения и поддержка индивида с целью привития социальных навыков;
  • адаптация инфраструктуры и прочих жилищных объектов для комфорта личности за счет государства;
  • организация лечебных, культурных, спортивных мероприятий, поездок в санаторно-курортные заведения и т. д.

Вышеперечисленные мероприятия и используемые технологии могут применяться на все возможные виды адаптации или реабилитации.

Программы реабилитации

При выборе реабилитационных программ выделяется несколько вариантов, учитывающих все сферы жизни ребенка и особенности его состояния здоровья. В данный перечень входят следующие направления:

  • Медицинская реабилитация – направлена на улучшение и стабилизацию физического состояния, необходимого для последующих развивающих мероприятий.
  • Психологическая реабилитация – формирование у ребенка внутреннего стремления к обучению и развитию, избавление от страха социализации и восприятия себя как полноценного объекта взаимоотношений.
  • Социально-трудовая реабилитация – осуществление привития соответствующих умений и навыков ребенку с ОВЗ.
  • Социально-средовая адаптация – обеспечивающая введение пациента в общество с целью общения и прочего взаимодействия с другими детьми. Часто такой вариант сочетается с социально-трудовой реабилитацией.
  • Социально-бытовые восстановительные мероприятия – направлены на создание условий при проживании индивида с семьей, повышения качества жизни, улучшения жилья и коммуникации с близкими родственниками.
  • Социально-педагогические программы – поиск особого подхода, облегчающего контакт с больным ребенком для более качественного восприятия обучающих мероприятий. Такие программы лучше всего реализуются в специализированных заведениях – центрах или школах-интернатах.

Для получения максимального эффекта, подразумевающего скорейшее и качественное обучение ребенка-инвалида необходимым умениям и навыкам, реабилитационный процесс должен охватывать все вышеуказанные программы.

Справка! С 01.01.2016 года материнский капитал, полученный на ребенка инвалида можно использовать на его социальную адаптацию или реабилитацию. Однако нюансы нового положения вызвали много пересудов, что показывает необходимость его усовершенствования.

Специфика комплексных центров

В России уже существует определенное количество комплексных центров, профилирующихся на САИ. Так, к примеру, на основе постановления министерства социального развития Новосибирской области (НСО) ГАУ НСО (государственное автономное учреждение) проводит курсы усовершенствованных мероприятий, связанных с этим запросом.

Данное заведение имеет еще одно название «Комплексный центр социальной адаптации инвалидов» и осуществляет обслуживание следующих категорий граждан:

  • Дети-инвалиды 14–18 лет из числа детей-сирот либо оставшихся без попечителей.
  • Женщины-инвалиды 18–55 лет, сохранившие навыки самообслуживания.
  • Мужчины-инвалиды 18–60 лет, которые в состоянии себя обслуживать сами.
  • Дети-инвалиды 7–14 лет, полностью неспособные к самообслуживанию.


Развивающее занятие в ГАУ НСО

Основные адаптационные проекты, осуществляемые учреждением: социально-медицинская и психолого-педагогическая реабилитация, а также обучение навыкам самообслуживания и профессиональным умениям. Реабилитационный путь разрабатывается, исходя из утвержденных для каждой группы стандартов и включает соответственно:

  • Дети-инвалиды сироты с сохранением навыков самообслуживания – обучение профессиям: обувщик, швея, социальный работник, пользователь ПК, изготовитель изделий из лозы, рабочий зеленого хозяйства, вышивальщица.
  • Инвалиды с нарушением функции самообслуживания – курс социальной адаптации, включающей психолого-педагогическую коррекцию (развитие познавательных функций, коммуникативных навыков, восстановление способности к самостоятельности и т. д.).
  • Дети-инвалиды, с абсолютной утратой способности к самообслуживанию – интенсивный курс, включающий врачебное сопровождение (педиатр, физиотерапевт, невролог), психолого-педагогическую коррекцию, бытовое обслуживание.

Адаптация получателей социальных услуг подразумевает 3 формы:

  • стационарная (для проживающих на отдаленных территориях области);
  • полустационар (для жителей близлежащих районов);
  • стационарная (для детей-инвалидов 5 суток в неделю, кроме выходных и праздничных дней).

Это далеко не единственный центр на сегодняшний день в России. Подобное заведение уже открыто в Томской и других областях, а также планируется дальнейшее расширение данного сервиса. Поэтому родственникам, желающим воспользоваться их услугами, следует детальнее ознакомиться с информацией и узнать порядок оформления соответствующих документов. Для человека-инвалида – это уникальная возможность обрести утраченные навыки социализации или обрести новые.

3.3.9. Социально-бытовая адаптация

В данном разделе исследуется актуальное состояние и динамика развития у ребенка социальных умений и навыков, его приспособленности к условиям окружающей действительности. Для количественной оценки предлагается две подшкалы: «Навыки самообслуживания» и «Социально-бытовое ориентирование». Оценка производится в пределах 10 баллов, средняя оценка выносится в общую шкалу. В раздел программы «Комментарии» по шкале «Социально-бытовая адаптация» заносится информация о достижениях и трудностях ребенка, о формировании новых навыков и пр.

Навыки самообслуживания

Критерии наблюдения за развитием навыков самообслуживания:

  • личная гигиена;
  • одевание и раздевание
  • прием пищи.
  • 1-й уровень (0-2): делает только при помощи взрослого, не может справляться самостоятельно;
  • 2-й уровень (3-5): может во многом справляться самостоятельно, но требуется помощь или поддержка.
  • 3-й уровень (6-8): справляется самостоятельно.
  • 4-й уровень (9-10): справляется самостоятельно, помогает и учит других, активно ухаживает за менее способными.
Социально-бытовое

Критерии наблюдения за развитием навыков социально-бытового ориентирования:

Другие новости по теме:

  • Анкета для изучения социально-психологической адаптации к школе учащегося 1 специального /коррекционного/ класса
  • Методика «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития» В.В. Ткачева
  • 18.Организация лечебно-профилактической помощи населению. Первичная медико-санитарная помощь (пмсп). Структура первичной медико-санитарной помощи. Задачи и принципы оказания пмсп.
  • 1. Оказание квалифицированной специализированной помощи населению в поликлинике и на дому.
  • 1. Кабинет доврачебного приема.
  • 4. Больные, обращающиеся за документами (справки, выписки).
  • 1. Больничные учреждения 92% коечного фонда.
  • 1978 Г. - I конференция по пмсп воз и детского фонда оон (Алма-Аты).
  • 1. Территориальная – расстояние до медицинского учреждения, средства транспорта, время проезда должны быть приемлемы для населения
  • 20. Многопрофильный и специализированный стационар: структура и организация работы.
  • 1. Машиной скорой помощи (при несчастных случаях, травмах, острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний)
  • 1. Встать сбоку от ростомера и поднять планку от исходного уровня (находится на расстоянии - 100 см от пло-щадки) до уровня выше предполагаемого роста больного.
  • 3. Опустить планку ростомера на темя больного и определить по шкале количество сантиметров от исходного уровня до планки.
  • 4. Записать данные измерения в температурный лист.
  • 1. Открыть затвор и отрегулировать весы винтом: уровень коромысла весов, на котором все гири находятся в положении «0» и должны совпадать с контрольной отметкой.
  • 1. Приложить к телу ленту больного так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди на уровне 4 ребра (у мужчин под сосками)
  • 2. Отметить количество сантиметров.
  • 3. Записать данные измерения в температурный лист.
  • 1. Наклонить кресло-каталку вперёд, наступить на подставку для ног.
  • 21.Служба скорой и неотложной помощи населению, её организация. Понятие о само- и взаимопомощи. Распечатка.
  • 1. Оказание в максимально короткие сроки после получения вызова скорой и неотложной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лпу и во время их транспортировки в стационары.
  • 2. Перевозка больных, нуждающихся в экстренной помощи, пострадавших, рожениц, недоношенных детей вместе с их матерями по заявкам врачей и администрации лпу.
  • 1. Экстренной медпомощи:
  • 1) Журнал или карточка записи вызова скорой медицинской помощи
  • 1. Оказание в максимально короткие сроки после получения вызова скорой и неотложной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лпу и во время их транспортировки в стационары.
  • 2. Перевозка больных, нуждающихся в экстренной помощи, пострадавших, рожениц, недоношенных детей вместе с их матерями по заявкам врачей и администрации лпу.
  • 1. Экстренной медпомощи:
  • 1) Журнал или карточка записи вызова скорой медицинской помощи
  • 23.Организация лекарственного обеспечения населения. Особенности лекарственного обеспечения стационарных и амбулаторных больных. Аптечное учреждение: структура и функции.
  • 24. Порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение.
  • 1. Все болезни системы крови в острой стадии и стадии обострения.
  • 1. Определение и оценка состояния здоровья каждого человека.
  • 27. Показатели качеcтва диспансерного наблюдения
  • 38. Оценка состояния здоровья. Группы здоровья.
  • I. Медико-демографические показатели.
  • II. Показатели заболеваемости и распространенности болезней (болезненности).
  • III. Показатели инвалидности и инвалидизации.
  • IV. Показатели физического развития населения.
  • 29.Врождённые аномалии. Классификация врождённых аномалий. Профилактика и выявление наследственных болезней и врождённых пороков развития.
  • 30.Медико-генетическое консультирование. Показания к медико-генетическому консультированию. Его цели и методы.
  • 1. Установление точного диагноза наследственной патологии.
  • 2. Пренатальная (дородовая) диагностика врожденных и наследственных заболеваний различными методами:
  • 3. Определение типа наследования заболевания.
  • 4. Оценка величины риска рождения больного ребенка и оказание помощи в принятии решения.
  • 5. Пропаганда медико-генетических знаний среди врачей и населения.
  • 31.Медико-социальная экспертиза ограничений жизнедеятельности, её цели.
  • 32. Суть понятия «трудоспособность». Утрата профессиональной трудоспособности. Виды нетрудоспособности.
  • 33.Нетрудоспособность. Причины временной нетредоспособности. Экспертиза трудоспособности.
  • 34.Мрэк – как государственное учреждение здравоохранения. Виды мрэк. Структура мрэк. Функции мрэк.
  • 1. Высшие (областные, Минская центральная городская мрэк)
  • 2. Первичные (городские, районные, межрайонные мрэк):
  • 35. Медико-социальная экспертиза. Нормативно-правовые основы медико-социальной экспертизы.
  • 2) Нетрудоспособностьделится на:
  • 1. Полной- невозможность продолжения профессионального труда, в связи с чем больной освобождается от обязанностей трудиться и общество берет на себя заботу о его материальном обеспечении.
  • 2. Частичной (ограничение трудоспособности) - невозможность выполнения своей профессиональной работы, при этом больной без ущерба для здоровья способен выполнять другую, более легкую работу.
  • 36. Мрэк общего профиля и специализированного профиля, их состав и функции.
  • 37. Категория лиц «часто- и длительно болеющие», их характеристика. Значение трудоустройства для часто- и длительно болеющих лиц.
  • 38. Характеристика лиц «часто- и длительно болеющие», медико-социальные мероприятия в работе с часто- и длительно болеющими лицами.37.
  • 1. Грудное выкармливание, в дальнейшем - индивидуальная диета.
  • 39. Определение понятий «инвалид» и «инвалидность». Структура инвалидности.
  • 42. « Трудовое увечье» как причина инвалидности, её характеристика.
  • 1) Непосредственно в процессе труда;
  • 2) Не в непосредственном процессе труда, но в связи с трудо­вой деятельностью на данном предприятии или в учреждении;
  • 3) Вне связи с трудовой деятельностью на данном предприятии или в учреждении, но условно приравнивается в силу действующего законодательства к увечью, связанному с работой112.
  • 43. «Профессиональное заболевание» как причина инвалидности, её характеристика. Распечатка.
  • 44.«Инвалидность в связи исполнением обязанностей военной службы», её характеристика.
  • 45. Дополнительные причины инвалидности, установленные в рб., их характеристика.
  • 46. «Инвалидность с детства» как причина инвалидности, её характеристика. Основания для признания ребёнка инвалидом.
  • 47.Медико-социальная реабилитация. Понятие, сущность и содержание медико-социальной реабилитации.
  • 48.Основные виды реабилитации инвалидов. Виды реабилитационных мероприятий. Структура социально-реабилитационного процесса.
  • 49. Медицинская реабилитация инвалидов, её задачи и методы.
  • 50. Социальная, социально-средовая реабилитация инвалидов. Мероприятия по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов в Республике Беларусь.
  • 1. Социально – бытовая реабилитация;
  • 1.Социально – средовая ориентация – осуществляется ориентация больного в окружающей среде (устанавливаются взаимоотношения с людьми, знакомство с территорией, на которую вышел наш клиент).
  • 3.Социально – средовая адаптация – это процесс и результат приспособления субъекта к объектам жизнедеятельности и овладение навыками самостоятельного жизнеобеспечения.
  • 51. Профессиональная (трудовая) реабилитация инвалидов. Профессиональная ориентация инвалидов, её задачи. Рациональное трудоустройство инвалидов. Формы организации труда инвалидов.
  • 1. Региональное отделение занятости населения 2. Центры профподготовки и переподготовки службы занятости 3. Учреждения и предприятия Министерства образования 4. Предприятия общественных организаций
  • 1. Учебное заведение 2. Рабочее место 1. Обычные условия 2. Специально организованные условия
  • 52. Психологическая (социально-психологическая) реабилитация инвалидов, её цели и методы проведения.
  • 1. Возможно, раннее начало реабилитационных мероприятий, которые должны органически вливаться в лечебные мероприятия и дополнять их.
  • 2. Реабилитация инвалидов методом социально-психологического тренинга
  • III этап. Подведение итогов игры, когда происходит анализ и обобщение социальных умений и навыков, которые приобрели участники.
  • 3. Фото-терапия в тренинговой работе
  • 1) Формирование зож у населения.
  • 56. Социально-опасные заболевания. Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (вич/спид), ранняя диагностика. Медико-социальный подход к вопросам профилактики и реабилитации.
  • 57. Социально-опасные заболевания. Туберкулёз, его социальная природа. Медико-социальный подход к вопросам профилактики и реабилитации.
  • 1. Санитарная профилактика.
  • 2. Специфическая профилактика.
  • 58. Травматизм как медико-социальная проблема. Виды травматизма. Медико-социальный анализ травматизма. Организация медико-социальной помощи при травмах. Профилактика травматизма.
  • 60. Инфекции, передаваемые половым путём, пути заражения, клиника. Медико-социальная профилактика.
  • 2. Пути передачи
  • 2.1 Половой путь передачи зппп
  • 2.2 Контактно-бытовой путь передачи зппп
  • 2.3 Внутриутробный путь передачи зппп
  • 2.4 Парентеральный путь передачи зппп
  • 2.5 Другие пути передачи зппп
  • 2.1 Профилактические меры в борьбе с инфекциями, передающимися половым путём
  • 61. Определение понятия «экстремальная ситуация». Классификация экстремальных ситуаций. Основные правила оказания медико-социальной помощи при экстремальных ситуациях.
  • 62. Понятие о профилактике. Виды профилактики. Медицинские, санитарно-технические, социально-экономические мероприятия в системе профилактики.
  • 63. Здоровый образ жизни: понятие, сущность, социально-медицинские аспекты. Формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни.
  • 64. Вопросы нравственности специалиста в области социальной работы. Чувство профессионального долга. Этические, психологические, профессиональные качества в работе с клиентами (пациентами).
  • 2. Основные функции и принципы профессиональной этики социального работника
  • 1.Социально – средовая ориентация – осуществляется ориентация больного в окружающей среде (устанавливаются взаимоотношения с людьми, знакомство с территорией, на которую вышел наш клиент).

    2.Социально – средовое образование – процесс обучения инвалида навыками пользования средой, навыка перемещения в среде, пользования транспортом, умением самостоятельно приобретать продукты и вещи (распоряжаться денежными средствами, пользоваться своими гражданскими правами и т. п.). На данном этапе важную роль играет обучение семьи.

    3.Социально – средовая адаптация – это процесс и результат приспособления субъекта к объектам жизнедеятельности и овладение навыками самостоятельного жизнеобеспечения.

    Важный элемент реабилитационной деятельности составляет социокультурная реабилитация , так как удовлетворяет блокированную у инвалидов потребность в информации, в получении социально – культурных услуг, в доступных видах творчества, общении, восстановлении их самооценки.

    Социальная реабилитация может достигаться только в результате совокупности действий всех направлений реабилитации, так как только в ходе их реализации возможно истинное и полноценное восстановление способностей индивида к социальному функционированию. Поэтому можно говорить, что понятие «социальная реабилитация» является обобщенным, выражающим итоговой качество форм и направлений.

    51. Профессиональная (трудовая) реабилитация инвалидов. Профессиональная ориентация инвалидов, её задачи. Рациональное трудоустройство инвалидов. Формы организации труда инвалидов.

    Важнейшей составной частью единого реабилитационного процесса является профессиональная реабилитация - система мер, обеспечивающих инвалиду возможность получить подходящую работу или сохранить прежнюю и продвигаться по службе (работе), способствуя, тем самым, его социальной интеграции или реинтеграции.

    Значимость профессиональной реабилитации определяется целым рядом экономических и психологических факторов. В первую очередь, необходимо учитывать, что наличие в семье инвалида требует повышения расходов, так как возникает необходимость в таких видах обслуживания как транспорт, специальное оборудование и др. И, несмотря на то, что государство помогает в решении многих проблем, полностью решить нужды семьи в расходах оно не может.

    Общество, и государство дают высокую оценку труда каждого индивидуума. Если же инвалид не работает, он воспринимается как неадекватная личность и таким же становится его отношение к себе. Поэтому профессиональная реабилитация способствует интеграции инвалидов в общество, в нормальное течение жизни. Как указывает В.А. Сидоров (1998), семья, школа и рабочее место - вот та арена, на которой формируются социальные отношения, развиваются социальные связи и утверждается социальный статус. Без возможности принимать участие в таких процессах лицо являющееся инвалидом, встречает огромные трудности в вопросах интеграции его в общество. Очень важным в процессе профессиональной реабилитации является и психологический фактор, так как соответствующее трудоустройство создает человеку условия для регулирования. Все жизненные процессы в этом случае приобретают устойчивый и позитивный характер.

    По мнению многих зарубежных специалистов, профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства. Так, согласно оценкам экспертов, в США на каждый доллар, вложенный в реабилитацию инвалидов, возвращается 9 долларов в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов или их продвижения по службе. Во многих странах ведется значительная работа в плане организации профессиональной реабилитации инвалидов и их последующего трудоустройства, (частичное или полное, в зависимости от возможностей инвалида и состояния этой работы в стране).

    Используются следующие варианты профессиональной реабилитации:

    - адаптация реабилитанта на прежнем рабочем месте;

    - реадаптация - работа на новом рабочем месте с измененными условиями труда, но на том же предприятии;

    Работа на новом месте в соответствии с приобретенной новой специальностью, близкой к прежней, но отличающейся пониженной нагрузкой;

    - полная переквалификация с последующим трудоустройствам на том же предприятии;

    - переквалификация в реабилитационном центре с подысканием работы по новой специальности.

    Созданная в настоящее время в нашем государстве правовая база профессиональной реабилитации инвалидов обеспечивает социальную защиту в области получения специальности и занятости, адаптации и полноценной интеграции инвалидов в общество.

    Для обеспечения возможностей профессиональной реабилитации инвалидов законодательством устанавливается:

    - равенство возможностей инвалидов во всех сферах жизни общества;

    Льготная финансово-кредитная политика в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, а также предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений инвалидов;

    - квоты для приема на работу инвалидов с предоставлением специализированных рабочих мест;

    - резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

    Стимулирование предприятий к созданию дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

    Создание для инвалидов условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

    - создание условий предпринимательской деятельности инвалидов;

    - организация обучения инвалидов новым профессиям;

    - ответственность работодателей за обеспечение занятости инвалидов;

    - порядок и условия признания инвалидов безработными;

    Государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов и другое.

    Развитие законодательно-нормативной базы по проблемам реабилитации инвалидов, в том числе профессиональной, существенно изменило тенденции в данной области. Особенно значительным явилось принятие Закона “О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов”, который определил дальнейшие пути развития системы профессиональной реабилитации не только взрослых, но и детей.

    Профессиональная ориентация детей-инвалидов включает:

    - профессиональное образование и просвещение;

    - профессиональную диагностику;

    - профессиональное воспитание;

    - профессиональную консультацию; «профессиональный подбор».

    Профессиональная ориентация детей-инвалидов осуществляется в общеобразовательных, специальных общеобразовательных школах-интернатах при участии центров профессиональной ориентации молодежи и педагогических работников учебных заведений профессионального образования. Профессиональное просвещение должно осуществляться общеобразовательными школами в процессе изучения гуманитарных и естественно-математических предметов, предмета "Основы выбора профессии"". В профессиональном просвещении принимают участие государственные службы занятости, медицинские реабилитационные экспертные комиссии, а также учебные заведения профессионального образования.

    Профессиональная диагностика и профессиональный подбор обеспечивают выбор профессии ребенка-инвалида, соответствующей его интересам, склонностям, задаткам профессиональных способностей, состоянию здоровья, а также конъюнктуре рынка труда. Профессиональная диагностика осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями Министерства здравоохранения Республики Беларусь и МРЭК и центрами профессиональной ориентации молодежи. Профессиональный подбор осуществляется центрами профессиональной ориентации молодежи.

    Профессиональное воспитание предусматривает формирование профессиональных интересов, склонностей, профессиональной пригодности и осуществляется поэтапно дошкольными учреждениями, общеобразовательными школами, учебными заведениями профессионального образования, а профессиональная консультация осуществляется штатным психологом, медицинским работником учебного заведения с привлечением специалистов медико-реабилитационной экспертной комиссии, центров профессиональной ориентации молодежи и педагогических работников учебных заведений профессионального образования.

    В системе профессиональной реабилитации важнейшее место занимают вопросы профессиональной подготовки, обучения для вхождения во взрослую жизнь детей, подростков, которые являются или стали инвалидами с детства, имеют существенные физиологические ограничения некоторых функциональных и сенсорных систем, в результате чего, при неадекватной профессиональной деятельности, они могут стать инвалидами. Если для взрослых инвалидов профессиональная реабилитация теснейшим образом связана с проблемой максимального использования имеющегося багажа профессиональных знаний, навыков и умений, то для детей и подростков особенно остро стоит вопрос совмещения получения общеобразовательных знаний на доступном для них уровне и приобретения профессии (специальности, профессиональной подготовки), которая не является противопоказанной из-за состояния здоровья и не приведет к утяжелению инвалидности.

    В условиях рыночной экономики профессиональное образование инвалидов должно предусматривать обучение конкурентоспособным и престижным профессиям, основам предпринимательской деятельности, что обеспечивает равенство возможностей инвалидов в плане занятости. В настоящее время значительно расширены медицинские показания для профессионального обучения инвалидов, что позволяет проводить их обучение более широкому спектру профессий, в том числе и новым профессиям, появившимся на рынке труда.

    Безусловно, профессиональное образование не гарантирует занятости инвалида, и лишь высокий профессиональный уровень делает инвалида конкурентоспособным на рынке труда и предоставляет ему равные шансы с неинвалидами.

    Система профессиональной реабилитации инвалидов строится на основе многоэтапного процесса получения инвалидом как общего, так и профессионального образования. Это обусловлено тем, что профессиональное образование может быть освоено инвалидом только при наличии у него того или иного уровня общего образования.

    Одной из важнейших задач любого общества является создание условий для обучения, воспитания, социальной адаптации детей-инвалидов. Ведь только на такой базе можно говорить об их профессиональной реабилитации в дальнейшем.

    Согласно статьи 31 Закона «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» в Республике Беларусь создается система органов профессиональной реабилитации, которая включает организацию обучения и профессионально-техническое образование детей-инвалидов и детей с недостаточным умственным и физическим развитием, осуществляемую органами образования, профессиональную ориентацию, осуществляемую ими совместно с центром профессиональной ориентации молодежи.

    Возможность получения среднего, среднего специального и высшего образования, подготовку научных и научно-педагогических кадров, переподготовку и повышение квалификации инвалидов обеспечивают Министерство образования и науки Республики Беларусь, а также иные учебные заведения. Оказание профессионально-ориентационных услуг, профессиональную подготовку и трудоустройство инвалидов в трудоспособном возрасте, детей-инвалидов в возрасте от 16 до 18 лет, зарегистрированных в качестве безработных, организует Государственная служба занятости.

    В то же время для детей и подростков, имеющих существенные отклонения в состоянии психики, зрения и слуха, значимые недостатки в физическом развитии, перенесших полиомиелит или детский церебральный паралич, действуют специальные образовательные учреждения, в которых обучают детей определенному кругу специальностей.

    Исходя из вышеизложенного профессиональная реабилитация осуществляется посредствам тесной взаимосвязи между учреждениями здравоохранения, региональными отделениями занятости населения, центрами профессиональной подготовки и переподготовки службы занятости, учреждениями Министерства образования, предприятиями общественных организаций.

    С целью реализации программы получения профессионального образования в нашей республике используются различные формы учебных заведений, основными из которых являются профессиональные (профессионально-технические) и специализированные училища, колледжи и лицеи, техникумы, институты, академии и др. Сеть государственных образовательных заведений дополняется системой ведомственных учреждений, которые осуществляют профессиональное обучение населения на коммерческой основе. В зависимости от показаний и противопоказаний по состоянию здоровья к приобретению той или иной профессии обучаются в различных учебных заведениях и дети-инвалиды.

    Следует, однако, отметить, что до настоящего времени в стране не создана четкая система профессиональной реабилитации. В частности:

    - не в полной мере созданы условия для ранней профориентации;

    - отсутствует концепция образования инвалидов;

    - требуется адаптация по применению образовательных стандартов по отношению к инвалидам;

    Отсутствует нормативная база, регламентирующая заочную, надомную и др. формы профессионального образования для инвалидов;

    - отсутствует система повышения квалификации или переподготовки взрослых инвалидов;

    Требует коррекции спектр профессий, по которым проводится профессиональное обучение инвалидов, в плане их конкурентоспособности на открытом рынке труда.

    Требует существенного улучшения система профессиональной ориентации и профподбора у детей-инвалидов, определения профессиональной пригодности инвалидов, имеющих квалифицированную профессию, на этапе медико-социальной экспертизы. В составе МРЭК нет специалистов по гигиене труда, не открыты кабинеты профессиональной диагностики на базе областных больниц, хотя вопрос этот неоднократно обсуждался и имеется ряд распоряжений Минздрава по этому поводу. Единственное учреждение, имеющие такую службу, - НИИ МСЭ и Р, на базе которого можно подготовить соответствующих специалистов, если такая должность появится в штатно-нормативных документах.

    Для проведения мероприятий профессиональной реабилитации следует помнить, что различные категории инвалидов в зависимости от возраста (дети-инвалиды, инвалиды в возрасте старше 18 лет), полученного ранее образования, профессии нуждаются в различных аспектах профессиональной реабилитации, которая включает в себя экспертизу профессиональной пригодности, профессиональную информацию, профессиональное консультирование, профессиональную ориентацию, профессиональное образование, профессиональный отбор, психологическую поддержку, профессиональное обучение, профессионально-производственную адаптацию, рационально трудовое устройство, содействие трудоустройству инвалидов.

    Схема взаимодействия на профессиональном этапе

    реабилитации

    Медико-профессиональная

    реабилитация

    МРЭК индивидуальная программа реабилитации

    Профессиональная реабилитация



    Похожие статьи

    • Этногенез и этническая история русских

      Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

    • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

      В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

    • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

      Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

    • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

      Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

    • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

      Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

    • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

      Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...