Столяренко А. М. С81 Психология и педагогика: Учеб пособие для вузов. Педагогическая психология. Столяренко Л.Д

Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными образовательными требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы» по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» и комплексом дидактических единиц по дисциплине «Психология и педагогика».

Для студентов вузов всех специальностей, а также для желающих овладеть основами психологии и педагогики.

Предисловие

Российское общество переживает сейчас сложный период перехода от одной общественно-экономической системы к другой. Надежды его граждан и усилия государства направляются на всестороннее совершенствование жизни в соответствии с представлениями об обществе, отвечающем уровню достижений человеческой цивилизации и воплощающем в большей степени, чем прежде, идеалы добра, справедливости, свободы, защиты от беззакония и зла, обеспечивающем людям равные возможности для самореализации и достойной жизни. Этот процесс сложен, противоречив, многообусловлен. Он не может быть осуществлен директивой или по желанию кого-то «сверху». Что бы ни говорили пессимисты, но он зависит от всех граждан России. Невозможно воплотить идеалы в жизнь каждого человека без его личного участия. И общество всегда таково, каковы его граждане и их активность. Жизнь в обществе может стать лучше, если станут лучше его граждане - образованнее, умнее, культурнее, гуманнее, демократичнее, порядочнее, справедливее, профессиональнее, способнее как по личным качествам, так и по поведению.

Все это особенно значимо для молодого поколения россиян. Будущее России и жизнь в ней принадлежит ему, и оно будет благополучнее, если станет совершеннее само поколение. Верно сказано, что человечество топталось бы на месте, если бы дети не превосходили своих родителей. Но такое совершенство не приходит само собой. Помогать молодым людям стать совершеннее, достигать большего призвана система образования в стране, являющаяся ускорителем социального прогресса.

Педагогическая психология. Столяренко Л.Д.

2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/ Д: Феникс, 2003 - 544 с.

В учебном пособии в соответствии с государственным образовательным стандартом рассматриваются основные проблемы педагогической психологии: психологические аспекты образовательной деятельности, педагогической и учебной деятельности, психологические особенности обучающихся и педагогов, психологические характеристики обучения в начальной и средней школе, профессионального образования, проблемы воспитания. В него включены психодиагностические методики по выявлению индивидуальных особенностей учащихся, педагогов, мотивации, профессиональных склонностей.

Предназначено для студентов, аспирантов, слушателей ФПК, изучающих дисциплину `Педагогическая психология`, а также преподавателей школ, техникумов, вузов, интересующихся проблемами педагогической психологии.

Формат: pdf / zip

Размер: 3,68 Мб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Педагогическая психология как наука
1.1. Предмет и задачи педагогической психологии 3
1.2. Методы исследования 7
1.3. История становления отечественной педагогической психологии 16
Глава 2. Психология образовательной деятельности 26
2.1. Образование и образовательные системы 26
2.2. Теории обучения 29
2.3. Концепция развития и обучения Л.С. Выготского 34
2.4. Уровни и формы научения 38
2.5. Стратегии формирования новых знаний и способностей 41
Стратегия формирования психики - стратегия интериоризации 41
Стратегия экстериоризации 47
Стратегия проблематизации и рефлексии 48
2.6. Процесс и концепции обучения 49
Направления современного обучения 53
2.7. Педагогическое проектирование и педагогические технологии 55
Принципы педагогического проектирования.: 58
Виды педагогического творчества 59
Технологии обучения, 59
Глава 3. Психология учебной деятельности 62
3.1. Структура учебной деятельности, 62
3.2. Учебные задачи и учебные действия 70
3.3. Психологические факторы, влияющие на процесс обучения
Глава 4. Психология обучающихся (школьника, студента) 93
4.1. Соотношение обучения и развития
4.2. Развитие познавательной сферы и интеллекта 98
4.3. Развитие личности 107
Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона 113
Концепции развития личности по Адлеру и Э. Берну 118
Теория интенционалъности (намерений) 119
Гуманистический подход к развитию личности 122
4.4. Развитие деятельности 124
4.5. Обучаемость и ее критерии 125
4.6. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников 127
4.7. Психологические новообразования в младшем школьном возрасте. 140
4.8. Подросток как субъект учебной деятельности -
4.9. Старшеклассник как субъект учебной деятельности 152
4.10. Студент как субъект учебной деятельности 160
4.11. Мотивация и учебные мотивы 167
Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей 168
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса
Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса 173
Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта. 175
4.12. Индивидуальные особенности темперамента, психосоциотипа, характера обучающихся 177
Типы темперамента и их психологическая характеристика 177
Акцентуации характера 183
4.13. Я-концепция и самооценка школьника 187
4.14. Агрессивность и агрессивное поведение молодежи
Научные подходы к объяснению агрессивности преступности 200
Приложение к главе 4. Психодиагностические методики
Характерологические особенности личности учащихся 215
Глава 5„ Психология педагога
5.1. Структура педагогической деятельности
Методологическая структура педагогической деятельности 230
Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность 232
Самосознание педагога и структура педагогической деятельности 235
5.2. Профессия педагога и педагогические способности.;
5.3. Направленность личности педагога и типы педагогов
5.4. Педагогическая социальная перцепция 255
Глава 6. Педагогическая психология школьного обучения
6.1. Философия школьного обучения 263
6.2. Развивающее обучение 265
6.3. Психология обучения в начальной школе 268
6.4. Индивидуальная работа с обучающимися по формированию учебной мотивации 274
6.5. Формирование начальных логических приемов мышления 277
6.6. Психологические умения
6.7. Специфические приемы познавательной деятельности 295
6.8. Умение учиться 298
6.9. Младшие школьники. «Группы риска» 300
Гиперактивностъ
Леворукостъ 303
Дети с эмоциональными нарушениями 306
6.10. Психологическая служба в школе 308
6.11. Взаимоотношения одноклассников 311
Приложение к главе 6. Психологические методики 318
Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе 318
Изучение психологического климата коллектива 327
Школьный тест умственного развития (ШТУР) 329
Глава 7. Психология воспитания 349
7.1. Воспитание и его закономерности 349
7.2. Нравственное развитие 358
7.1.1. Общая характеристика превентивного поведения несовершеннолетних 360
7.2.2. Нарушения социализации 372
7.2.3. Группировка характеров и их недостатков 376
7.2.4. Виды педагогической и психологической коррекции «трудных подростков» 383
Глава 8. Психология профессионального образования 399
8.1. Предгяет, задачи, история развития психологии профессионального образования 399
8.2. Профессиональное самоопределение и классификация профессий 406
8.3. Теории профессионального развития и выбора профессиональных предпочтений 414
8.3.1. Психодинамическое направление 414
8.3.2. Сценарная теория 418
8.3.3. Теория профессионального развития Д. Съюпера 421
8.3.4. Типологическая теория Дж. Холланда 422
8.3.5. Теория компромисса с реальностью Э. Гинзберга 425
8.4. Профессиональная пригодность» профориентация и профотбор „, 429
8.5. Психологические аспекты профессионального становления личности. -
8.6. Профессиональное обучение дидактически запущенных учащихся в средних специальных учебно-профессиональных заведениях
8.7. Производственно-профессиональное обучение: формирование профессиональных умений и навыков 451
8.8. Профессиональное обучение и формирование профессионального мышления
8.9. Психологические и дидактические основы построения учебных курсов
8.10. Психологические особенности усвоения знаний и проблема формирования индивидуальных стилей учебно-познавательной деятельности 472
8.11. Социально-психологические аспекты обучения и воспитания
8.12. Педагогическое общение
Приложение к главе 9. Психодиагностические методики 508
Профориентационная работа и выбор профессии 508
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)
Классификация профессий и опросник «Выбор профессии» Холланда, 510
Тестовые задания по контролю знаний
Литература

Сущность психики и психического.
Наука - общественное явление, составная часть общественного сознания, форма познания человечеством природы, общества, человека, основанная на накоплении достоверных знаний о них и дающая возможность осуществлять более эффективную жизнедеятельность.

Чтобы соответствовать своему назначению, она должна отвечать строгим требованиям науковедения - науки о науке, теории науки, учения о функционировании науки как целостной системы, обобщающей весь опыт человеческого познания и его успешного осуществления. Психология - сложившаяся наука, обладающая всеми исходными позициями, отвечающими этим требованиям.

Принцип развития выражает органически присущие миру и психике динамизм и изменчивость, обнаруживающиеся в истории всего человечества, в жизни каждого человека и в каждом психологическом акте.

Развитие психики происходит у каждого человеческого индивида, появившегося на свет. Его предыстория начинается с клетки и за девять месяцев в чреве матери зародыш анатомически и физиологически повторяет весь путь эволюции предшествующих животных, приводящий к превращению его в зародыша человека. Доказано также, что ребенок после рождения в своем прижизненном развитии (онтогенезе) проходит психологическую эволюцию, во многом повторяющую, но в миллионы раз ускоренную историю развития психологии человека от питекантропа до homo sapiens (человек разумный) и homo moralis (человек моральный). Результаты прижизненного психологического развития неодинаковы у разных индивидов, ибо на них сильно сказываются условия его жизни от рождения до 23-25 лет и позже, а так же особенности его собственной активности.

Изучая и оценивая психологию конкретного человека в какой-то момент его жизни, нельзя подходить к ней как к чему-то неизменному, застывшему. Сегодняшняя реальность ее, особенности - лишь срез на пути непрерывных жизненных изменении с тенденциями, идущими из прошлого к будущему. Важно понять и их, найти при необходимости способы их изменений.

Принцип развития - основа научного и практического оптимизма, веры каждого, особенно молодого человека, в возможность саморазвития, осуществления желания стать таким человеком, каким хочется, а также в оказании помощи другим.

Оглавление
Предисловие
Раздел I. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Глава 1. Психология и педагогика в жизни, деятельности. науке и образовании
1.1. Учебная дисциплина «Психология и педагогика»: цели, задачи, функции, концепция изучения
1.2. Психология и педагогика в научном подходе к решению проблем человека
1.3. Психологическая и педагогическая подготовленность специалиста - выпускника высшей школы
Глава 2. Основы научно-психологического знания
2.1. Психологическая наука и ее методология
2.2. Мозг и психика
2.3. Мир психических явлений
Глава 3. Основы научно-педагогического знания
3.1. Педагогика как наука
3.2. Методологические основы педагогики
Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА:ЛИЧНОСТЬ, ГРУППА, ОБЩЕСТВО
Глава 4. Проблема личности в психологии
4.1. Личность и ее психология
4.2. Психология развития личности
4.3. Личность и поведение
Глава 5. Проблема личности в педагогике
5.1. Специфика педагогического подхода к личности
5.2. Педагогическое формирование личности в процессе социализации
5.3. Воспитание личности
Глава 6. Социальная среда, группа, коллектив в психологии и педагогике
6.1. Социальная психология среды и группы
6.2. Социальная педагогика среды и коллектива
6.3. Психологический и педагогический потенциалы групп и коллективов
Глава 7. Психология и педагогика общества и жизнедеятельности человека
7.1. Социально-психологическая и социально-педагогическая действительность в обществе
7.2. Психология и педагогика развития современного общества
7.3. Психология и педагогика жизнедеятельности человека в обществе
Раздел III. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: ПРОФЕССИОНАЛ
Глава 8. Психология и педагогика профессионального образования
8.1. Психологические и педагогические основы образования
8.2. Психология и педагогика профессионализма
8.3. Формирование личности в образовательном процессе
8.4. Учение и профессиональное становление студента
8.5. Педагогическая культура преподавателя
Глава 9. Психология и педагогика профессионального обучения
9.1. Педагогические основы обучения
9.2. Методическая система и интенсивные технологии обучения
9.3. Общая методика формирования профессиональных знаний, навыков и умений
9.4. Специальные виды профессионального обучения работающих
Глава 10. Психолого-педагогические основы профессионального труда
10.1. Человек в организации
10.2. Психология и педагогика управления организацией
10.3. Психологические и педагогические особенности труда в рыночных условиях
Глава 11. Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности
11.1. Основы психологической и педагогической техники
11.2. Психологическая техника выполнения профессиональных действий
11.3. Техника выполнения основных педагогических действий

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психология и педагогика, Столяренко А.М., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 — 544 с.В учебном пособии в соответствии с государственным образовательным стандартом рассматриваются основные проблемы педагогической психологии: психологические аспекты образовательной деятельности, педагогической и учебной деятельности, психологические особенности обучающихся и педагогов, психологические характеристики обучения в начальной и средней школе, профессионального образования, проблемы воспитания. В него включены психодиагностические методики по выявлению индивидуальных особенностей учащихся, педагогов, мотивации, профессиональных склонностей.Предназначено для студентов, аспирантов, слушателей ФПК, изучающих дисциплину "Педагогическая психология", а также преподавателей школ, техникумов, вузов, интересующихся проблемами педагогической психологии.Оглавление .
Педагогическая психология как наука .
Предмет и задачи педагогической психологии.
Методы исследования.
История становления отечественной педагогической психологии.Психология образовательной деятельности .
Образование и образовательные системы.
Теории обучения.
Концепция развития и обучения Выготского.
Уровни и формы.
Стратегии формирования новых знаний и способностей.
Стратегия формирования психики — стратегия интериоризации.
Стратегия.
Стратегия проблематизации и рефлексии.
Процесс и концепции обучения.
Направления современного обучения.
Педагогическое проектирование и педагогические технологии.
Принципы педагогического проектирования.
Виды педагогического творчества.
Технологии обучения.Психология учебной деятельности .
Структура учебной деятельности.
Учебные задачи и учебные действия.
Психологические факторы, влияющие на процесс.Психология обучающихся (школьника, студента) .
Соотношение обучения и развития.
Развитие познавательной сферы и интеллекта.
Развитие личности.
Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.
Концепции развития личности по Адлеру и Э. Берну.
Теория.
Гуманистический подход развитию личности.
Развитие деятельности.
Обучаемость и ее критерии.
Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.
Психологические новообразования в младшем школьном возрасте.
Подросток как субъект учебной деятельности.
Старшеклассник как субъект учебной деятельности.
Студент как субъект учебной деятельности.
Мотивация и учебные мотивы.
Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей.
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.
Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса.
Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта.
Индивидуальные особенности темперамента, характера обучающихся.
Типы темперамента и их психологическая характеристика.
Акцентуации характера и самооценка школьника.
Агрессивность и агрессивное поведение молодежи.
Научные подходы к объяснению агрессивности преступности.
Приложение к главе Психодиагностические методики.
Характерологические особенности личности учащихся.Психология .
Структура педагогической деятельности.
Методологическая структура деятельности.
Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность.
Самосознание педагога и структура педагогической деятельности.
Профессия педагога и педагогические способности.
Направленность личности педагога и типы педагогов.
Педагогическая социальная перцепция.Педагогическая психология школьного обучения .
Философия школьного обучения.
Развивающее обучение.
Психология обучения в начальной школе.
Индивидуальная работа с обучающимися по формированию учебной мотивации.
Формирование начальных логических приемов мышления.
Психологические умения.
Специфические приемы познавательной деятельности.
Умение учиться.
Младшие школьники. «Группы риска».
Леворукостъ.
Дети с эмоциональными нарушениями.
Психологическая служба в школе.
Взаимоотношения одноклассников.
Приложение к главе
6. Психологические методики.
Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе.
Изучение психологического климата коллектива.
Школьный тест умственного развития (ШТУР).Психология воспитания .
Воспитание и его закономерности.
Нравственное развитие.
Общая характеристика превентивного поведения несовершеннолетних.
Нарушения социализации.
Группировка характеров и их недостатков педагогической и психологической.
коррекции «трудных подростков».Психология профессионального образования: задачи, история развития психологии профессионального образования .
Профессиональное самоопределение и классификация профессий.
Теории профессионального развития и выбора профессиональных предпочтений.
Психодинамическое направление.
Сценарная теория.
Теория профессионального развития Д. Съюпера.
Типологическая теория Дж. Холланда.
Теория компромисса с реальностью Э. Гинзберга.
Психологические аспекты профессионального становления личности.
Обучение дидактически запущенных в средних специальных учебно-профессиональных заведениях.
Производственно-профессиональное обучение формирование профессиональных умений и навыков.
Профессиональное обучение и формирование профессионального мышления.
Психологические и дидактические основы построения учебных курсов.
особенности усвоения знаний и проблема формирования индивидуальных стилей учебно-познавательной деятельности.
Социально-психологические аспекты обучения и воспитания.
Педагогическое общение.
Приложение к главе
9. Психодиагностические методики.
Профориентационная работа и выбор профессии.
Дифференциально-диагностический опросник.
Классификация профессий и опросник «Выбор профессии» Холланда.Тестовые задания по контролю знаний .
Литература.



Похожие статьи

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

  • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

    Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...