Методика выявления детских страхов страхи в домиках. Методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой

> Анализ и интерпретация результатов исследования

Нами была проведена методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой, с целью выявления видов и уровней страха.

Методика проводилась отдельно с каждым ребенком. Дети, у которых количество страхов превышало норму, характерную для его возраста и пола, относились в группе с повышенным уровнем страхов.

Как мы уже говорили, ребенку предлагалось нарисовать два дома -- красный и черный (в нашем случае мы давали ребенку лист с уже нарисованными домами).

В эти дома детям предлагалось расселить страхи: в красный дом -- «нестрашные», в черный -- «страшные страхи».

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ -- выбросить или потерять. Для анализа полученных результатов мы подсчитали страхи в черном доме и сравнили их с возрастными нормами.

И так в ходе анализа по методике «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой, мы получили результаты, предложенные в таблицах №2 и 3

Таблица №2

Индивидуальные результаты диагностики по методике «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой (констатирующий этап)

Общее количество

где: 1) когда остаешься один; 2) нападения бандитов; 3) заболеть, заразиться; 4) умереть;5) того, что умрут твои родители;6) каких-то людей;7) потерять маму или папу;8) того, что они тебя накажут; 9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ 10) опоздать в детский сад, школу;11) перед тем как заснуть;12) страшных снов;13) темноты;14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страх животных);15) машин, поездов, самолетов (страх транспорта);16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страх стихии);17) когда очень высоко (страх высоты);18) когда очень глубоко (страх глубины);19) оставаться в маленькой, тесной комнате, помещении, в туалете (страх замкнутого пространства);20) воды;21) огня;22) пожара;23) войны;24) больших площадей;25) врачей (кроме зубных);26) крови;27) уколов;28) боли;29) неожиданных, резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет).

Таблица №3

Количество страхов

Норма по А.М.Захарову

Сверх нормы

Сверх нормы

Сверх нормы

Сверх нормы

Сверх нормы

Сверх нормы

Сверх нормы

Сверх нормы

Сверх нормы

Сверх нормы

Сверх нормы

Сверх нормы

Сверх нормы

Сверх нормы

Сверх нормы

Сверх нормы

Сверх нормы

Сверх нормы

На основе количественного анализа таблицы, что в группе детей количество страхов сверх нормы выявлено у 18 человек, а это 90% и лишь у 2 детей количество страхов соответствует норме.

Данные результаты представлены на рисунке №1.

Рис.№1 Количество страхов, которым подвержен ребёнок по методике «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой

Цель методики: выявить виды и уровни страхов у старших дошкольников.

Детям предлагалось после предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращалось внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования.

По окончании рисования ребенка просили рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх. Далее сравнивались с нормами проявления возрастных страхов по А.И.Захарову (См. Таблицу №4).

Таблица №4

Таблица страхов детей дошкольного возраста по А.М.Захарову

Название страха

мальчики

1. Остаться дома в одиночестве

2. Нападения

3. Заболеть, заразиться

4. Умереть

5. Смерть родителей

6. Чужих людей

7. Потеряться

8. Мамы и папы

9. Наказания

10. Баба-яги, Кощея бессмертного, Бармалея и т.д.

11. Страшных снов

12. Темноты

13. Животных

14. Транспорта

15. Стихийных бедствий

16. Высоты

17. Глубины

18. Маленьких тесных помещений

21. Пожара

23. Больших помещений, улиц

24. Врачей

25. Уколов

27. Резких громких звуков

Звездочкой (*) отмечены страхи, которые, обычно испытывают дети соответствующего возраста.

В ходе анализа рисунков нами были получены результаты, представленные в таблице 5.

Таблица №5

Результаты по методике «Нарисуй свой страх» А.И.Захарова

Животные

Сказочные герои

Чужих людей

Стихийные бедствия

Маленькое пространство

где * - присутствие данного страха

Из анализа таблицы мы видим, что большинство детей нарисовали чужих людей, что составило 30 % от общего числа детей, 20 % детей нарисовали животных (собак), рисунки 15% детей представляли собой стихийные бедствия, у 10 % детей был нарисован страх «Сказочных героев» (чудище и домовой) и у 10% страх «Темноты». По одному человеку нарисовали «Пожар» (5%) , «Огонь» (5%), «маленькое пространство» (5%).

Таблица №6

Исследование страхов с помощью методики «Нарисуй свой страх» А.И. Захарова

Наглядно это представлено на рисунке №2



Рис. №2 Страхи, которым подвержен ребёнок по методике «Нарисуй свой страх» А.И.Захарова

Условные обозначения:

% - количество детей, которые подвержены страхам.

Страх, которым подвержен ребенок: 1. Животные; 2. Сказочные герои; 3. Чужих людей; 4. Темноты; 5 Огонь; 6. Пожар; 7. Стихийные бедствия; 8. Маленькое пространство.

Так же из анализа рисунков у некоторых детей в рисунках прослеживается симптомокомплекс тревожности, т.е. тёмные тона, штриховка, прерывистые линии, сильный нажим, стирания, очень крупные глаза, либо глаза зачерченные. Некоторые дети изображали себя очень маленькими на листе бумаги, либо отсутствующими. Дети изображали персонаж или предмет с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованным, либо контур, обведённый несколько раз или же очень тоненькой дрожащей линией, как бы не решаясь человека изобразить.

Даллее нами была проведена диагностика по тесту «Сказка» Луизы Дюсс.

Тест «Сказка» является методом выявления и снятие агрессии у детей. В предложенных ею сказках есть персонаж, которому приходиться делать выбор. С ним ребенок и будет стараться идентифицировать себя. В зависимости от своего состояния он будет реагировать на ситуацию, изложенную в сказке, спокойно или тревожно, и такое состояние, которое он захочет приписывать действию сказки, и будет сохраняться у ребенка. Все сказки заканчиваются вопросом, ответ на который должен дать ребенок.

Цель этого теста выявить уровень проявления страхов у детей.

Нами была использована сказка про «Страх».

В ходе исследования детям предлагалось послушать сказку: «Один мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он боится?»

Типичные нормальные ответы: «Вел себя плохо и теперь боится наказания», «Пропускал занятия в школе, поэтому боится, что мама будет его ругать», «Боится темноты», «Боится какого-то животного», «Ничего не боится, просто пошутил» и т.д.

Типичные тревожащие ответы: «Боится, что его украдут», «Чудовище хочет его украсть и съесть», «Боится оставаться один», «Боится дьявола», «Боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать», «Боится, что придет вор и ударит его ножом», «Боится, что умрет мама (папа)» и т.д.

Результаты исследования представлены в таблице 7

Таблица 7

Ответы по методике «Сказка» Луизы Дюсс

Типичные тревожащие ответы

Итак, в ходе анализа по методике «Сказка» Луизы Дюсс, мы получили следующие результаты: так «Типичные нормальные ответы» выявлены у 5 (25%) испытуемых,. их ответы звучали следующим образом «Боится, что мама поругает», «Боится темноты», «Собаку увидел и боится».

«Типичные тревожащие ответы» выявлены 15 детей а, это 75%.

У этих детей звучали ответы следующим образом, «Боится оставаться один», «Боится, что собака залезет в кровать», «Цыганка хочет его украсть » и т.д.

Для более детального рассмотрения результатов диагностической программы нами была составлена сводная таблица результатов по всем методикам. Полученные результаты занесены в таблицу 8.

Таблица 8

Сводная таблица результатов диагностической программы по выявлению возрастных страхов у дошкольников

Итак, проведенная диагностическая программа позволила выявить, что в данной группе у 90% детей выявлен высокий уровень страхов.

Однако следует помнить, что в дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности.

Проведенная нами диагностическая работа показала необходимость профилактики возрастных страхов у детей старшего дошкольного возраста.

На основании этого нами было разработан и частично апробирован комплекс профилактических занятий. В работе мы использовали опыт Т. Шишовой.

Нами была составлена программа коррекционной работы со старшими дошкольниками. Программа включает в себя 6 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю по 20 - 25 минут.

В основу данной программы легли игры и упражнения из книги Т. Шишовой «Страхи - это серьезно», и книги «Азбука общения» под ред. Л. М. Шипициной.

Цель программы - профилактика возрастных страхов у детей дошкольного возраста.

В ходе достижения цели решались следующие задачи:

· Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния.

· Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.

· Формировать навыки общения, контроля своего поведения.

· создание условий для преодоления страхов у детей;

· формирование навыков выражения эмоционального настроения;

· содействие развитию навыков оценки своего поведения и поведения окружающих;

· совершенствование путей преодоления страхов, выражения чувства страха в рисунке.

Нами была разработана следующая структура занятия:

Приветствие.

Этюд на выражение страха.

Сказка или ролевая игра.

Игры на развитие эмоциональной сферы.

Релаксация.

В таблице 9 представлено примерное тематическое планирование.

Таблица 9.

Примерное тематическое планирование по профилактике возрастных страхов у дошкольников

Цели и задачи

Наименование форм работа, упражнений

«У страха глаза велики».

Создать благоприятные условия для активизации детей, способствовать снятию страха.

Приветствие.

Этюд «У страха глаза велики».

Сказка «У страха глаза велики».

Релаксация «Разговор с лесом».

«А вкусная была капуста.

Способствовать развитию поиска путей для преодоления чувства страха.

Приветствие.

Этюд «Разное настроение».

Сказка «А вкусная была капуста».

Игра "Пятнашки".

Игра-инсценировка «Зайчики и волк».

Релаксация «Порхание бабочки».

«Почему грустил трусишка».

Формировать навыки выражения эмоционального настроения.

Приветствие.

Этюд «Зайчики».

Сказка «Почему грустил трусишка».

Игра «Бобры».

Релаксация «Плывем в облаках».

«Смелый трусишка».

Совершенствовать пути преодоления страха.

Приветствие.

Этюд «Гроза».

Сказка «Смелый трусишка».

Игра «Смелый заяц».

Релаксация «Необычная бабочка».

«Как побороть страх».

Способствовать развитию смелости, преодолению страхов.

Приветствие.

Этюд «Зайчики отдыхают».

Сказка «Страх мой враг мой».

Релаксация «Что рассказало море».

«Спать пора».

Формировать навыки поведения, сравнивать с поведением других.

Приветствие.

Этюд «На стуле».

Сказка «Спать пора».

Релаксация «Путешествие в волшебный лес».

На примере двух занятий проанализируем их проведение.

В первом занятии мы ставили перед собой цель создать благоприятные условия для активизации детей, способствовать снятию страхов.

В начале занятия нами использовался ритуал приветствия, для этого детям было предложено встать в круг, взяться за руки и поприветствовать друг друга, глядя в глаза и с доброй улыбкой.

Мы вместе с детьми вставали в круг (На расстоянии вытянутых рук друг от друга) и предлагали всем представить, что у них большой, огромный страх. (Широко разводит руки в стороны.) «У всех, кто боится, от страха большие глаза», - добавляли мы. (Изображает большие, круглые глаза при помощи рук.) Дети повторяли движения вслед за нами

«Но теперь страх уменьшается», - говорили мы и делали вновь руками соответствующие движения, предлагая детям повторить за нами.

Выполняя с детьми упражнение, мы подводили их к тому, что страх постепенно уменьшается, а затем совсем исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.) В конце упражнения мы предлагали детям посмотреть друг на друга и убедиться, что ни у кого из них нет больше «больших глаз» и, следовательно, они ничего не боятся, так как страх исчез.

Далее нами использовалась ролевая игра «У страха глаза велики». В ходе проведения этюда в основном все дети были настороженны, проявляли интерес, прятались за ладони, в конце этюда дети были радостными, что все хорошо закончилось и смеялись над зайчишкой- трусишкой.

После проведения этюда нами была проведена игра-инсценировка «Зайчики и волк». Целью игры было научить детей выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.

Для завершения занятии мы проводили релаксацию «Разговор с лесом».

Цель. Упражнение развивает творческую фантазию, умение расслабляться.

Мы сообщали детям о том, что их ожидает необычное путешествие. Вначале им предлагалось мысленно перенестись в лес. Дети закрывали глаза, клали мягкие, расслабленные руки на колени. Далее мы называли то, что находится вокруг них в лесу: деревья, кустарники, травы, цветы, птицы, поляна и др. Перечисляли, всевозможный живой и неживой мир леса. Предлагали детям «пообщаться» с лесом: мысленно потрогать листочки, траву, понюхать цветы, воздух, подставить лицо Свежему ветерку и пр.

Цель второго занятия - способствовать развитию поиска путей для преодоления чувства страха.

В начале мы провели ритуал приветствия. Для этого мы детям напомнили как мы приветствовали друг друга на прошлом занятии. Дети самостоятельно поприветствовали друг друга.

Для этого мы детям читали текст стихотворения, а дети изображали мимикой различные эмоциональные состояния, описанные в тексте. В ходе проведения этюда дети были эмоциональны, изображали все эмоции.

После проведения этюда нами была прочитано детям сказка «А вкусная была капуста».

Вначале мы детям предложили вспомнить кто такой Зайчишка - трусишка и почему его так назвали.

В ходе прочтения сказки мы отметили, что дети в начале сказки испугались, в конце сказки дети были спокойны и уравновешенны, для поддержания интереса к последующим занятиям нами было обещано интересное продолжение игры.

После прочтения сказки нами была проведена игра "Пятнашки", что бы обеспечить эмоциональную разрядку - снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей очередной порцией жизнерадостности и оптимизма; улучшить гибкость в поведении, ситуативность; усилить способность быстро принимать решения; освоить групповые правила поведения и совместной деятельности; развить ловкость, координацию движений и большую побудительную активность.

Для этого мы заранее ограничили игровую площадку, на которой в беспорядке были расставлены стулья и столик, так, чтобы между ними остались небольшие проходы. Рассказали детям о правилах игры.

Такая эмоциональная игра пятнашки вызывала много радости, веселья, служила своего рода аккумулятором положительной психической энергии для всех участников.

После проведения этюда на заключительном этапе мы провели релаксацию «Порхание бабочки».

Для этого детям предлагалось лечь на коврики на спину, руки вытянуть вдоль туловища, ноги выпрямить, слегка раздвинуть.

При этом мы говорили: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он -- бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях». После этого дети рассказывали о том, что им очень понравились игры и что с удовольствием будут еще играть. Полностью конспекты данных занятий предложены в приложении 1.

После реализации коррекционной работы был проведен заключительный этап - контрольный этап исследования, на котором мы повторно провели диагностику уровня и особенностей страха у детей старшего дошкольного возраста. Нами были проведены методики «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой и «Сказка» Луизы Дюсс.

И так в ходе анализа результатов контрольного этапа работы по методике «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой, мы получили результаты, предложенные в таблицах №10

Таблица №10

Количество страхов, которым подвержен ребёнок по методике «Страхи в домиках от 12 до 19 страхов» М.А. Панфиловой

Количество страхов

Норма по А.М. Захарову

Сверх нормы

Сверх нормы

Сверх нормы

Сверх нормы

Сверх нормы

Сверх нормы

Сверх нормы

Сверх нормы

Сверх нормы

Сверх нормы

Сверх нормы

На основе количественного анализа результатов контрольного этапа исследования, можно сказать, что в группе детей количество страхов сверх нормы выявлено у 11 человек, а это 55% и у 9 детей количество страхов соответствует норме, это 45%.

Сравнительные результаты двух этапов исследования представлены на рисунке №3

Рис.3 Сравнительные результаты по методике «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой

Таблица 11

Ответы по методике «Сказка» Луизы Дюсс на контрольном этапе

Типичные тревожащие ответы

где * - присутствие данного параметра

«Типичные нормальные ответы» выявлены у 9 (45%) испытуемых, «Типичные тревожащие ответы» выявлены у 11 детей а, это 55%.

Для наглядности мы представили результаты до и после исследования в таблице №12

Таблица №12

Сравнительные результаты по методике Луизы Дюсс

№ испытуемого п/п

Констатирующий этап

Контрольный этап

Типичные тревожащие ответы

С развитием фантазии и воображения ребенка пугают вымышленные злые персонажи. Нередко детские страхи перерастают в агрессию или во взрослые фобии. Чтобы этого не произошло, бороться со страхами нужно начинать с детства, на первичной стадии их развития. Самый лучший способ избавить ребенка от страхов, утверждают психологи, - сказкотерапия. Она выявит глубинные причины страха, поможет вынести их на поверхность и преодолеть. Правильно подобранные сказки помогут взрослым понять, чем ребенку понравился конкретный персонаж больше всех, чем обусловлен выбор этой сказки. Но главное - сказкотерапия раскроет самому ребенку его внутренний мир, поможет разобраться в причинах страха.

В результате проведенного эксперимента в целом, можно отметить, что выбранный нами подход к коррекции возрастных страхов у детей старшего дошкольного возраста при использовании сказкотерапии получил свое оправдание и подтверждение целесообразности его дальнейшего использования. Результаты после формирующей работы улучшились - у детей понизился уровень страха. Результаты являются статистически значимыми (r=0,62 p=0,01).

Необходимо сказать, если родители заметили, что ребенок проявляет боязнь чего-то конкретного, рассказывает об этом или выражает свой страх слезами и истериками, значит, нужно помочь малышу прекратить его страдания. Самый безобидный и действенный метод - сказкотерапия, так как многие психологи считают, чтобы побороть страх, нужно его суметь пережить, но создавать самостоятельно в реальности ситуацию, в которой ребенок сможет пережить страх очень опасно, тут нужна помощь специалиста, который подскажет нужное время и сценарий этого процесса. Ведь, как мы уже говорили, страхи бывают разные, например, ребенок может бояться собак и, если попытаться воссоздать ситуацию, в которой ребенок столкнется с собакой, можно серьезно навредить детской психике. А, если ребенок переживет свой страх в сказке, так сказать, виртуально, тогда эффект будет тот же, а опасности не несет никакой, так как для ребенка все происходит не с ним, а с главным героем сказки. Можно порекомендовать родителям, которые заметили, что у их детей есть страхи.

*Для начала нужно понять, что конкретно вызывает у ребенка страх, чаще всего, это вымышленные персонажи. Нужно поговорить с малышом, задавая вопросы и выясняя, кто его пугает, какой он из себя, где он живет, что он может сделать и как его победить. Это не исчерпывающий список вопросов, в ходе беседы с ребенком могут возникнуть дополнительные, а, возможно, не получится задавать их все, если ребенок в ходе разговора испугается и не захочет говорить об этом.

*Выяснив все, что возможно о «некто», который пугает ребенка, нужно подождать несколько дней, а потом в подходящий момент, когда у ребенка хорошее настроение, предложить ему поиграть в сказку. Суть игры заключается в том, что взрослый придумывает сказку про мальчика или девочку, при этом, описывая главного героя, нужно постараться наделить его чертами самого ребенка. Сказка не должна быть слишком короткой, то есть ситуация со страхом не должна описываться в самом начале сказки, чтобы ребенок заинтересовался сюжетом, но и не слишком длинной, чтобы малыш не заскучал. Когда взрослый уже рассказал о том, как герой боялся, например, дракона, который жил в шкафу, можно предложить самому ребенку придумать конец этой сказки. Тут важно понимать, что не все дети могут самостоятельно придумать способ одержать победу над драконом или другим его страхом, в таком случае можно подсказывать ребенку или, в крайнем случае, самому закончить сказку, так как такой исход лучше, чем, если ребенок даже в сказке не сможет победить дракона.

*Когда ребенок опять расскажет о своем страхе, ему можно напомнить, как отважно герой из сказки справился с драконом, который, на самом деле, оказался трусливым и совсем не страшным.

*Визуализированный метод сказкотерпаии также может выражаться в том, что ребенок совместно с мамой нарисует свой страх, рисунок должен быть подробным, чтобы ребенок прожил эту ситуацию, а потом можно предложить ребенку нарисовать отважного рыцаря, который победит этот страх. Другой вариант -- порвать этот рисунок и таким способом побороть свой страх. Кусочки рисунка можно выбросить или сжечь для пущей убедительности.

*Кроме этого, всякий раз, когда ребенок говорит о своем страхе, необходимо искренне интересоваться, выясняя, где этот дракон в данный момент, предложить ребенку вместе пойти и заглянуть в шкаф, проверить, может, там и нет вовсе дракона. Если ребенок не хочет идти, мама сама может заглянуть в шкаф и сообщить ребенку, что она все проверила.

сказкотерапия страх дети воспитание

Тест «Страхи в домиках» предназначен для диагностики страхов у детей.

В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи , которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т.д. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но существуют случаи, когда страхи накапливаются, нарастают и мешают личностному развитию, создают адаптационные, невротические проблемы и др. В работе А. И. Захарова «Психотерапия неврозов у детей и подростков» в 1982 году были предложены возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и годам). Из всех страхов у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов. У городских современных детей эта норма доходит до 15 страхов. Методика А. И. Захарова проста в применении, но при использовании могут возникнуть некоторые сложности. Например, демонстративные дети на поставленный вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься…? Постоянно отвечают: «Я ничего не боюсь!» Безусловно, физиологические и другие реакции подсказывают психологу о внутреннем проявлении страха у ребенка. Но очень трудно удержаться от субъективности в интерпретации даже опытному профессионалу. В практике встречаются дети, которые могут при перечислении страхов постоянно твердить о боязни всего. «Я всего боюсь!» - говорят они. Данная методика построена в соответствии с тестом «Красный дом – чёрный дом» А. И. Захарова. М. А. Панфилова модифицировала этот тест и назвала его «Страхи в домиках» . Данное тестирование проводится с одним ребенком, индивидуально. Детям предлагается заселить страшные страхи в чёрный домик, а не страшные – в красный. После выполнения задания ребёнку предлагается закрыть страшный дом на замок , который он может сам нарисовать, или заштриховать страхи, чтобы они сидели в домике и больше никого не пугали (тем самым психолог несколько успокаивает актуализированные страхи). Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами, приведены в таблице1. Таблица 1 — Возрастные нормы по А. И. Захарову

Возраст ребенка Число страхов
мальчики девочки
3 года 9 7
4 года 7 9
5 лет 8 11
6 лет 9 11
7 дошкольники 9 12
7 школьники 6 9
8 лет 6 9
9 лет 7 10
10 лет 7 10
11 лет 8 11
12 лет 7 8
13 лет 8 9
14 лет 6 9
15 лет 6 7

Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии.

Текст опросника «Страхи в домиках» для детей

Инструкция для ребенка: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном — не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам».

Страхи

Ты боишься:

1. когда остаешься один;

2. нападения;

3. заболеть, заразиться;

4. умереть;

5. того, что умрут твои родители;

6. каких-то детей;

7. каких-то людей;

8. мамы или папы;

9. того, что они тебя накажут;

10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы — вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);

11. перед тем как заснуть;

12. страшных снов (каких именно);

13. темноты;

14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17. когда очень высоко (страх высоты);

18. когда очень глубоко (страх глубины);

19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

22. пожара;

24. больших улиц, площадей;

25. врачей (кроме зубных);

26. крови (когда идет кровь);

27. уколов;

28. боли (когда больно);

29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);

30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо — у дошкольников);

31. опоздать в сад (школу);

Шипящие ароматные бомбочки для ванны - прекрасный способ расслабиться и получить удо вольствие. сегодня мы расскажем, как сделать их в домашних условиях.

Что такое бомбочка для ванны и зачем она нужна

Бомбочки для ванны в виде небольших разноцветных шаров продаются в специализированных магазинах. При погружении в ванну бомбочка начинает шипеть и крутиться, вода вокруг нее бурлит - отсюда и пошло ее название. кожа после ванны с бомбочкой становится мягкой и бархатистой, уходит усталость, тело расслабляется. однако вовсе не обязательно покупать бомбочку в магазине, ведь сделать ее собственными руками достаточно просто. При этом вы гарантированно получите продукт приятного вам цвета и с любимым ароматом.

Как успокоиться и не нервничать

В этой статье мы рассмотрим эффективные способы успокоиться и не стать злючкой.

Начните отслеживать свое недовольство и признавать его

Раздражение, злость, гнев, ярость - это разные ступени на шкале агрессии. А начинается все с небольшого недовольства. Важно распознавать и отслеживать это состояние в зародыше и не давать ему перейти в раздражение, гнев и далее.

Выясните свои потребности и найдите способы адекватно их удовлетворить

Как только заметили, что недовольны чем-то, сразу задавайте себе вопрос: «А чего я на самом деле хочу? Какая моя потребность не удовлетворяется?». Не копите недовольство, а прямо сообщите о своих потребностях окружающим. Например, скажите мужу прямо: «Дорогой, я соскучилась по свиданиям с тобой, своди меня, пожалуйста, в ресторан (ну или куда вам хочется)», вместо упрека «ты меня никуда не водишь».

Удалять ли аденоиды и гланды ребенку?


Многие родители, услышав рекомендацию лора удалить ребенку миндалины, находятся в растерянности. Так как бытует мнение, что после удаления аденоидов и гланд снижается иммунитет и малыш будет постоянно простужаться. Давайте разберемся, зачем нам нужны миндалины, нужно ли их всеми силами сохранять и в каких ситуациях операции избежать не удастся.

Что такое миндалины (гланды)?

Миндалины - это скопления лимфатических клеток, которые находятся в носоглотке и в полости рта. Глоточные миндалины называются аденоидами. Они располагаются под сводом носоглотки, поэтому увидеть их без специального оборудования невозможно. Небные миндалины -гланды - находятся перед входом в горло, и их хорошо видно.
Они исполняют функцию защиты от болезнетворных бактерий и вирусов в местах своего расположения.

Барельеф своими руками

Одним из видов декорирования является создание барельефа. Барельеф – это объемные изображения на стенах. В качестве барельефных рисунков могут выступать цветы, образы животных и различные узоры.
Нанесение барельефного изображения на стены и потолки требует умения наносить рисунки на поверхности, с последующим наложением на них объемной лепки.

Для создания объемного рисунка первым делом необходимо выровнять стену. Для этой цели по всей площади, имеющей неровную поверхность, нужно положить листы гипсокартона. В таком случае делается профильный каркас, на который будут устанавливаться листы. Таким образом, при помощи каркаса и гипсокартона создается ровная стена.

В новом пособии профессора Ильина подробно изложены все основные вопросы психологии страха. Тема раскрыта максимально полно. Особое внимание уделено многообразным разновидностям и проявлениям страха. В конце книги приведены подробный список литературы, полный список фобий, а также многочисленные методики изучения страха.

Книга ориентирована на преподавателей, студентов, а также представителей различных специальностей – психологов, педагогов, врачей, спортивных тренеров, работников силовых ведомств, сотрудников МЧС.

Допущено Учебно-методическим объединением по направлению «Педагогическое образование» Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия для высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению 44.03.01/44.04.01 «Педагогическое образование».

Книга:

Тест «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой

Из книги: Шамилова Г. А. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие. М., 2006.

Назначение методики. Диагностика наличия страхов.

Автором произведен своеобразный синтез двух известных методик: модифицированной беседы А. И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом». Модифицированная беседа о страхах А. И. Захарова предполагает выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.). Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить весь спектр страхов можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. О страхах следует расспрашивать кому-нибудь из знакомых взрослых или специалистов при совместной игре или дружеской беседе. Впоследствии самим родителям уточнить, чего именно и насколько боится ребенок.

Беседа представляется как условие для избавления от страхов посредством их проигрывания и рисования. Начать спрашивать о страхах по предлагаемому списку имеет смысл у детей не раньше 3 лет, вопросы должны быть доступными для понимания в этом возрасте. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» – «нет» или «боюсь» – «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов, которые были сформулированы А. И. Захаровым. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Проведение этой методики является достаточно простым и не требующим специальной подготовки.

Ребенку предлагается нарисовать два дома – красный и черный (возможен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами). В эти дома либо самостоятельно (если это младшие школьники и более старшие дети), либо с помощью экспериментатора (если это дошкольники) детям предлагается расселить страхи: в красный дом – «нестрашные», в черный – «страшные» страхи. После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ выбросить или потерять. Автор предполагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. А. И. Захаров предлагает возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и возрасту). Из 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

Стимульный материал. Лист формата A4 с изображениями домиков, карандаши.

Инструкция. Психолог обращается к ребенку: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном – нестрашные. Помоги мне расселить страхи из списка».

Ты боишься или не боишься: 1) когда остаешься один дома; 2)нападения; 3)заболеть;

4) умереть;

5) смерти близких;

6) чужих людей;

7) потеряться;

8) мамы, папы;

9) наказания;

10) сказочных героев (Бабы-яги, Кощея, Бармалея…);

11) опоздания в детский сад (школу);

12) страшных снов;

13) темноты;

14) животных (волка, змей…);

15) насекомых;

16) транспорта (самолетов, машин…);

17) высоты;

18) глубины;

19) тесных маленьких помещений;

Из книги: Шамилова Г. А. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие. М., 2006.

Назначение методики. Диагностика наличия страхов.

Автором произведен своеобразный синтез двух известных методик: модифицированной беседы А. И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом». Модифицированная беседа о страхах А. И. Захарова предполагает выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.). Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить весь спектр страхов можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. О страхах следует расспрашивать кому-нибудь из знакомых взрослых или специалистов при совместной игре или дружеской беседе. Впоследствии самим родителям уточнить, чего именно и насколько боится ребенок.

Беседа представляется как условие для избавления от страхов посредством их проигрывания и рисования. Начать спрашивать о страхах по предлагаемому списку имеет смысл у детей не раньше 3 лет, вопросы должны быть доступными для понимания в этом возрасте. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» – «нет» или «боюсь» – «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов, которые были сформулированы А. И. Захаровым. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Проведение этой методики является достаточно простым и не требующим специальной подготовки.

Ребенку предлагается нарисовать два дома – красный и черный (возможен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами). В эти дома либо самостоятельно (если это младшие школьники и более старшие дети), либо с помощью экспериментатора (если это дошкольники) детям предлагается расселить страхи: в красный дом – «нестрашные», в черный – «страшные» страхи. После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ выбросить или потерять. Автор предполагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. А. И. Захаров предлагает возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и возрасту). Из 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

Стимульный материал. Лист формата A4 с изображениями домиков, карандаши.

Инструкция. Психолог обращается к ребенку: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном – нестрашные. Помоги мне расселить страхи из списка».

Ты боишься или не боишься: 1) когда остаешься один дома; 2)нападения; 3)заболеть;

4) умереть;

5) смерти близких;

6) чужих людей;

7) потеряться;

8) мамы, папы;

9) наказания;

10) сказочных героев (Бабы-яги, Кощея, Бармалея…);

11) опоздания в детский сад (школу);

12) страшных снов;

13) темноты;

14) животных (волка, змей…);

15) насекомых;

16) транспорта (самолетов, машин…);

17) высоты;

18) глубины;

19) тесных маленьких помещений;

23) стихий (наводнения, урагана, грозы);

24) больших помещений, улиц;

25) врачей;

26) уколов;

29) резких, громких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет)?

Обработка и регистрируемые показатели. На основе полученных данных делается вывод о наличии страхов у ребенка. Большое число страхов у ребенка – это важный показатель предневротического состояния. Такого ребенка следует причислить к группе риска и проводить с ним специальную коррекционную работу.

Все перечисленные страхи у детей делят на следующие группы:

«медицинские» страхи (боль, уколы, врачи, болезнь);

Страхи с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война);

Страхи смерти (своей);

Страхи животных и сказочных персонажей;

Страхи кошмарных снов и темноты;

Социально-опосредованные страхи (людей, детей, наказания, опоздания, одиночества);

Пространственные страхи (высоты, воды, замкнутых пространств).

Уровневые значения. Все результаты оцениваются в баллах. Низкий уровень страха – от 0 до 7 баллов; средний уровень страха – от 8 до 15 баллов; высокий уровень страха – от 16 и выше.

Тест «Чего мы боимся» В. Леви (С-тест)

Вы увидите 60 утверждений. Это сводный обзор главнейших человеческих страхов. И это же – зеркало для вашей самооценки: поглядевшись в него, вы сможете определить у себя и общее «количество» страха, и его уровень в той или иной жизненной сфере, в конкретной направленности. Учитывается при этом, что есть страхи осознаваемые и есть неосознаваемые.

Пожалуйста, внимательно прочитайте все утверждения. Каждое из них может иметь к вам какое-то отношение, может быть до какой-то степени справедливым для вас. Но может быть и не так – может к вам вовсе не относиться.

Если вы согласитесь с утверждением полностью, на 100 %, поставьте в левом столбце напротив него 10 баллов – значит оно справедливо для вас вполне.

Если не согласны совсем, если к вам утверждение ни в какой степени не относится – ставьте 0.

Если согласны наполовину – ставьте 5 баллов. Если более чем наполовину – соответственно 6, 7, 8 или 9 баллов.

Если менее чем наполовину – от 4 до 1 балла.

Когда каждое утверждение получит ваш самооценочный балл, подсчитайте общую сумму баллов и обратитесь далее к следующей расшифровке результата.

Учтите, пожалуйста, что среди человеческих страхов есть и такой, который можно назвать тестобоязнью. Чтобы он оказал наименьшее влияние на ваш результат, помните, что вы заполняете этот тест исключительно для себя и в ваших интересах – максимальная объективность к себе.

Возможно, у вас есть страхи, не охватываемые этим тестом. Приплюсуйте себе за них баллы сами, если хотите.

Утверждения

1. С утра я часто чувствую себя не вполне уверенно.

2. По большей части чувствую себя скованно, зажато, дискомфортно, стесненно.

3. При волнении у меня бывает учащенное сердцебиение, стесненное дыхание, дрожь, потливость, скованность, другие неприятные ощущения

4. При разговоре с людьми легко смущаюсь.

5. Обычно стараюсь не рисковать.

6. Мне трудно начинать новые дела из-за опасения неудач.

7. Люди в основном не заслуживают доверия.

8. Некоторые люди действуют на меня подавляюще.

9. Волнуюсь перед экзаменами, перед публичными выступлениями, перед важными встречами…

10. Боюсь своей смерти.

11. Постоянно испытываю беспокойство за жизнь и здоровье своих близких (родителей, ребенка…).

12. Иногда на меня накатывает беспричинная тревога.

13. Иногда кажется, что вот-вот сойду с ума.

14. Мне случалось испытывать состояние бесконтрольной паники.

15. Жизнь для меня так же страшна, как и смерть.

16. Избегаю с кем-то или с чем-то связываться надолго. Избегаю положений, не имеющих запасного выхода.

17. Боюсь летать в самолетах, ездить в метро, автобусе, автомобиле, находиться в лифте… (Если верно хотя бы одно – ставьте баллы.)

18. Боюсь темноты, избегаю неосвещенных пространств, предпочитаю не спускаться в подвалы, пещеры.

19. Некоторые животные (пауки, змеи, тараканы, собаки, кошки…) вызывают у меня неодолимый ужас и/или отвращение. Некоторые люди тоже.

20. Боюсь разлук с близкими, любимыми, даже недолгих.

21. В полном одиночестве чувствую себя некомфортно.

22. Если возвращаюсь домой после одиннадцати вечера, всегда прошу меня встретить или проводить (для женщин).

23. При нахождении на улице у меня часто возникает боязнь попасть в драку, подвергнуться нападению, ограблению или насилию.

24. Когда иду с девушкой, стараюсь обходить места, где на нас могут напасть (для мужчин).

25. Мне случалось оставаться в бездействии, когда при мне кого-то незаслуженно избивали и унижали.

26. Неприятно вспоминать о том, что мне случалось оставлять без ответа явное хамство, грубость, агрессию.

27. Мне случалось испытывать страх перед начальником, учителем, врачом, собственными родителями, милиционером… (Если верно хотя бы одно – ставьте баллы.)

28. Если захожу в подъезд, а там сидит компания незнакомых мне парней, предпочитаю дождаться, пока в подъезд войдет кто-нибудь, и идти вместе с ним.

29. Не переношу вида крови, открытых ран.

30. Боюсь уколов, зубоврачебных процедур, медицинских манипуляций в ухе, глазу, других органах… (Если верно хотя бы одно – ставьте баллы.)

31. Мне случалось (случается) испытывать страх перед половыми контактами.

32. Чтобы снять беспокойство, начинаю больше есть, больше пить, принимать лекарства… (Если верно хотя бы одно – ставьте баллы.)

33. Состояние моего здоровья часто внушает мне опасения.

34. Боюсь заболеть раком, СПИДом, инфарктом, инсультом, чем-то еще… (Если верно хотя бы одно – ставьте баллы.)

35. Опасаюсь остаться в условиях, когда невозможна экстренная медицинская помощь.

36. Оставаясь в полном одиночестве, сплю тревожно, испытываю дискомфорт.

37. Случается, по несколько раз проверяю, закрыта ли дверь, выключен ли газ, свет, взято ли с собой нужное… (Если верно хотя бы одно – ставьте баллы.)

38. Чтобы все было как надо, приходится иногда совершать действия, кажущиеся другим излишними.

39. Если со мной что-то случается, я потом старательно избегаю похожих ситуаций, похожих людей и всего, что может напоминать случившееся.

40. Снятся кошмары, дурные сны. (Иногда… часто…)

41. Стараюсь откладывать про запас, «на черный день» деньги, провизию, вещи, материалы… (Если верно хотя бы одно – ставьте баллы.)

42. Тревожит перспектива остаться без средств, неохотно трачу свои деньги, даже если их у меня достаточно.

43. Испытываю сильную тревогу, когда заканчиваются запасы (денег, еды, сигарет, вина…). (Если верно хотя бы одно – ставьте баллы.)

44. Боюсь грозы, урагана, землетрясения, войны, воды, пожара… (Если верно хотя бы одно – ставьте баллы.)

45. Боюсь колдовства, порчи, сглаза, нечистой силы, гипноза… (Если верно хотя бы одно – ставьте баллы.)

46. Есть что-то (кто-то) в моей жизни, чего (кого) я, в отличие от других людей, боюсь, казалось бы, совершенно необоснованно, по непонятной причине. (Любой предмет, человек, событие, существо…)

47. Боюсь головокружения, потери равновесия, потери сознания, наркоза при операции… (Если верно хотя бы одно – ставьте баллы.)

48. В делах для меня мучителен выбор и риск решений – надежней задания, определенность.

49. Иногда я боюсь своих собственных мыслей.

50. Боюсь уронить себя в глазах людей, быть предметом насмешек для меня унизительно и ужасно.

51. Иногда ощущаю беспричинное или малообоснованное чувство вины или стыда.

52. Предпочитаю общаться только с хорошо знакомыми, близкими людьми.

53. Чувствую себя в полной безопасности только в одиночестве у себя дома.

54. Мне кажется, что на окружающих я произвожу в основном неблагоприятное впечатление.

55. Общения с представителями (представительницами) противоположного пола по возможности избегаю.

56. Я очень зависим (зависима) от мнения окружающих.

57. В транспорте перед своей остановкой стараюсь встать возле выхода заблаговременно.

58. Мне не нравится, когда на меня пристально смотрят.

59. Я боюсь любить или быть любимым (любимой).

60. Я боюсь бояться, боюсь состояния страха.

Бланк для записи баллов по каждому утверждению

Общая расшифровка результатов

Прочтите далее характеристику, соответствующую вашему общему показателю. Прочтите и другие. Ваша может показаться вам и похожей, и непохожей на вас. В любом случае результат теста – не приговор, а лишь показатель на текущий момент. Всегда ли вы таковы, только в данное время или на протяжении некоей полосы своей жизни?

Попробуйте повторить тест через неделю после начала работы над этой книгой. Через месяц, через три. Вполне возможно, вы обнаружите себя уже на иной ступени – изменитесь. Если вы захотите – это произойдет!

0–3 балла – Запредел Гипер-Альфа. Вы уникум, совершенно лишенный страха: инстинкт самосохранения у вас практически отсутствует. Это ненормально. Вам опасно жить: вся ваша жизнь сплошной неосознаваемый риск. Вы нуждаетесь в постоянной заботе, в опеке кого-то предусмотрительного.

4-40 баллов – Альфа Смелый. Вы весьма уверенный и уравновешенный человек с низким уровнем тревожности. Не расположены ни к каким страхам, всегда смелы и, когда ваши интересы и обстоятельства требуют, способны пойти на большой риск. Чтобы испугать вас, надо очень постараться, и это будет лишь ненадолго. Вместе с тем вы хорошо чувствуете опасность и умеете на нее отвечать. Вы прирожденный лидер.

41-120 баллов – Бета Уверенный. Вы человек довольно уверенный, со средним уровнем тревожности, с сильной психикой, но не очень устойчивой. Страх у вас возникает обычно в соответствии с реальными угрозами, но иногда может и превышать их масштаб. А когда угрозы минуют, может оставаться как следовая реакция и переноситься на ситуации, где угроз уже нет. По большей части вы это легко отслеживаете и исправляете. Но иногда скрытая неуверенность может помешать вам достичь максимума возможного. А в целом по отношению к тревоге и страху вы представляете собой завидную норму. Вы способны сами и значительно улучшить свои показатели, и помочь другим.

121–220 баллов – Гамма Колеблющийся. Наверное, вы производите впечатление человека достаточно уверенного. Но внутри не совсем таковы, хотя вам, может быть, так не кажется. Уровень тревожности, в общем, в норме, но в некоторых сферах и/или в некие времена выходит за ее пределы: бывают состояния мнительности и тревоги, не вполне оправданные обстоятельствами. Свое беспокойство вы можете искусно скрывать напускной беспечностью или бравадой. Иногда становитесь чересчур суетливы, а когда хотите скрыть страх от себя самих, появляется агрессивность. Подсознательные страхи ограничивают ваши достижения в тех областях, где у вас хорошие способности. Хотя таких, как вы, – большинство, вам стоило бы поработать со своим чувством страха.

221–350 баллов – Тета Тревожный. Вы можете производить впечатление человека уравновешенного, но на самом деле расположены к страхам. Уровень тревожности в целом выше нормы. От окружающих вы это можете скрывать, но от себя скрыть не можете. Корни многих ваших недомоганий – именно в страхах. Свою жизнь вы можете строить либо по принципу наименьшего риска, либо, наоборот, по принципу наибольшего, чтобы компенсировать внутреннее избыточное присутствие страха. При реальных угрозах можете проявлять несоразмерное неистовство, а иногда – отступать. Возможны неадекватные панические реакции. На почве страхов могут возникать срывы. Желательна квалифицированная помощь.

351–550 баллов – Омега Трепещущий. Страх – господин вашей жизни, вы воспринимаете ее как сплошную угрозу. Часто не отличаете реальных угроз от мнимых; возможны неоправданные боязни – фобии, имеющие навязчивый характер. Страх побуждает вас предельно сузить границы вашего существования. Лишь иногда решаетесь выходить за пределы своих привычных ограничений и в эти моменты чувствуете, что возможна совсем иная жизнь. Это действительно так. Придется как следует собой заняться, хорошо бы с помощью умелого психотерапевта.

От 551 – Запредел Гипер-Омега. Ваша жизнь – сплошной ад боязней, страхов и ужасов. Живете в непрерывном ожидании катастрофы, жизнь и смерть для вас равно страшны. Без лечебной поддержки не обойтись.

Не относитесь к числу своих баллов фатально. Все типажные характеристики усреднены. Поэтому-то и стоит ознакомиться и с соседними, чтобы посмотреть, каковы ваши тяготения – к чему вы ближе, от чего дальше. Если набрали, скажем, 222 балла, то вы близки к Гамме, а до Омеги еще далеко и ваш типаж Тета Тревожный относится к вам только в самой первоначальной степени. Если вы чувствуете себя увереннее, чем вышло по тесту, то пусть так и будет. А если менее уверенно, значит вы себя недооцениваете.

Конкретизация: виды страхов

Каждый может быть в чем-то храбрецом, а в чем-то трусишкой. У каждого есть зоны страхов и поля уверенности. По своим результатам С-теста вы можете определить их с учетом, что одни утверждения относятся к одним видам страхов, другие – к другим, а некоторые – ко многим.

Танатофобии: страхи смерти, боли, болезней: 3,12,14,29,30,31,34,35,36,47,60.

Страхи пространств: открытых, закрытых: 10, 14, 16, 17, 18, 21, 33, 35, 36, 39, 47, 53, 57.

Социофобии, социально-оценочные страхи: 2,4,8,9,27,50,52,54,55,56,58,60.

Боязнь выступлений, экзаменов, встреч: 3, 9, 27, 50, 55, 56, 60.

Агрессофобии: страхи перед агрессией: 3, 18, 22–25, 26, 28, 39, 53, 58.

Зависимостные страхи: 11, 12, 16, 20, 32, 35, 36, 41, 42, 43.

Панфобии, общебытийные страхи: 1, 11, 12, 14, 15, 19, 20, 36, 37, 38, 40, 42, 44.

Эзофобии, мистические страхи: 10, 12, 13, 14, 19, 21, 36, 37, 40, 45, 46, 49.

Фортунофобии, страхи перед судьбой: 1, 5, 6, 15, 16, 38, 40, 46, 48, 59.

Если по какому-то виду страхов большинство ваших показателей выше 5 баллов – здесь ваша «зона», ваши проблемы. Если большинство ниже 5 – это поле вашей уверенности. Определить выделяющиеся страхи можно так: подсчитать средний балл (сумма слагаемых, деленная на их количество) по каждому виду страхов. Определить среднее значение среди средних баллов страхов. Сравнить средний балл каждого страха со средним среди них, – больше (зона страха), меньше (поле уверенности).



Похожие статьи

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

  • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

    Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...