Типы морфем по месту в слове и функции. Современный русский язык (Морфемика. Словообразование): Учебно-методический комплекс


В отличие от корневых морфем аффиксальные морфемы (аффиксы) факультативны. Они не могут функционировать самостоятельно. Только в сочетании с корневыми морфами и морфемами аффиксы обретают форму выражения и реализуют свое содержание.
Аффиксальные морфы всегда выделяются в словоформах производных слов любой, как изменяемой, так и неизменяемой, части речи. Например, кос- арь-П, о-дар-енн-ый, за-круж-и-ть, весел-о, не-котор-ый, бес-спор-н-о.
Что касается словоформ непроизводных слов, то в их структуре аффиксы можно выделить в том случае, если в речевом потоке они представляют изменяемые слова (правд-а, легк-ий) или формы слова (дела-ть, быстр-ее).
Неизменяемые непроизводные слова обычно содержат в себе только один корневой морф - там, от, здесь, алоэ, декольте, хаки, беж (не склоняются и не спрягаются).
Виды аффиксов по их позиции в слове
С точки зрения позиции в слове, местоположения по отношению к корню различаются:
  1. префиксы (от лат. Ргаейхш - "прикрепленный спереди"), называемые также приставками, которые находятся в слове перед корнем (прибегать) или другим префиксом (при-за-думаться);
  2. аффиксы, занимающие в слове позицию после корня; в числе последних разграничиваются суффиксы, окончания и постфиксы.
Суффиксы (от лат. Suffixus - "прикрепленный") располагаются непосредственно за корнем (изда-тель) или за другим суффиксом (издатель-ниц- а).
После корня или суффикса во многих словах устанавливаются окончания - показатели грамматических связей слова в словосочетании и предложении (нов-ые книг-и, новеньк-им книг-ам).
Постфиксы (от лат. Post - "после" + fixus - "прикрепленный") находятся в самом конце слова (учим-ся, высказать-ся).
Поливалентные (регулярные) и унивалентные аффиксы (унификсы)
Аффиксы, как правило, повторяются в рядах слов и словоформ - ходь- б(а), стрель-б(а), кось-б(а), паль-б(а); от-крыть, от-бить, от-мыть, откупорить; вод-ой, трав-ой, голов-ой, газет-ой. Аффиксы, встречающиеся в разных словах и сочетающиеся с различными видами корневых и аффиксальных морфем, называются регулярными (поливалентными) (примеры см. выше). Нерегулярные аффиксы обладают ограниченной (уникальной) сочетаемостью - только с одним определенным корнем. Такие аффиксы часто называются унификсами (му- в слове мусор, -ад]- в слове попадья). Унификсы - это особый вид единичных сегментов, основной признак которых - отсутствие воспроизводимой модели. Обычно унификсы занимают позицию суффиксального морфа (бел-ес-ый, мач-ех-а, опер-етт-а, стекл"-арус, почтамт), но иногда их можно встретить и в позиции префиксального морфа (кур-нос-ый, ра-дуг-а, ба-хвалиться - примеры Н. А. Янко-Триницкой).
Виды аффиксальных морфем по функции (словообразовательные формообразовательные и словоизменительные аффиксы)
Среди аффиксальных морфем выделяют аффиксы словообразовательные, словоизменительные и формообразовательные.
Словообразовательные аффиксы - аффиксы (префиксы, суффиксы, постфиксы), каждый из которых создает новое слово-лексему.
Словообразовательный суффикс в словоформах чита-тель, талантливый, бел-и-ть, черн-е-ть, зим-ова-ть, добр-от-а создает новое слово- лексему, при этом может менять или не менять частеречную принадлежность производящего слова.
Словообразовательный префикс, создавая новое слово-лексему, в отличие от суффикса, присоединяется к целому слову. При этом грамматическая принадлежность нового слова не меняется: пре-добрый, пере-читать, соучастие.
К целому слову присоединяется и словообразовательный постфикс. К постфиксам в русском языке относятся: -ся/-сь, -те, -то, -либо, -нибудь, - таки, -ка.
Одни из них выполняют только словообразовательную функцию - постфиксы -то, -либо, -нибудь, участвующие в образовании неопределенных местоимений и наречий: какой-то, кто-либо, куда-нибудь; другие могут участвовать как в слово-, так и в формообразовании.
В ряде образований постфикс -ся (-сь), выступая при словопроизводстве, участвует в образовании глаголов. Словообразующую роль выполняет постфикс -ся в словах, образованных суффиксально-постфиксальным (толп- и-ть-ся, порос-и-ть-ся, брат-а-ть-ся, петуш-и-ть-ся), префиксально- постфиксальным (рас-плакать-ся, раз-гулять-ся, в-читать-ся), перфиксаль- но-суффиксально-постфиксальным способом (пере-свист-ыва-ть-ся, пере- говар-ива-ть-ся).
В структуре непроизводных глаголов (каяться, смеяться и др.) постфикс -ся выделяется лишь условно (по аналогии) и не выполняет словообразовательной функции с точки зрения синхронии. Такие глаголы не имеют семантической соотнесенности с производящей основой. Их появление в языке обычно объясняют утратой производящих невозвратных глаголов. Ср., например: «Для глагола каяться действительная форма каять известна из памятников древнерусского языка в значении «бранить», «порицать» по XIII в., в более специальном значении «исповедывать» еще в памятниках XVI в., а в поговорках и до сих пор в обоих значениях, например: «Старого не бьют, мертвого не кают» (Богородицкий, 1935, с 168).
Таким образом, словообразовательными называются морфемы, использующиеся для образования новых слов и выступающие в качестве основных словообразовательных средств в составе производных слов.
Словоизменительными (синтаксическими) называются такие грамматические морфемы, которые выражают зависимость одних слов от других в потоке речи. Иными словами, словоизменительные морфемы используются для образования синтаксических грамматических форм. К синтаксическим морфемам относятся падежные флексии, посредством которых образуются формы всех склоняемых слов; личные окончания глаголов. Словоизменительными являются такие морфемы, при помощи которых образуются грамматические формы знаменательных, грамматически изменяемых слов: гита- рист-П, гитарист-а. При словоизменении тождество слова не нарушается (т.е. мы имеем дело с одним и тем же словом в разных грамматических формах), в отличие от словообразования, где от одного слова образуются другие слова.
Служебные слова, междометия и модальные слова форм словоизменения не имеют, поэтому и не членятся на морфемы (от, до, насчет; ибо, а, так как; вот, только, дескать; ага! Ох!, безусловно, кажется и т.д.).
Среди полнозначных слов формами словоизменения не обладают наречия (здесь, направо, по-прежнему и др.), слова категории состояния (жаль, страшно, грустно и др.), синтетический компаратив (даль-ше, красив-ее, суш-е), инфинитив (жи-ть, пе-ть, мечта-ть) и деепричастия (любу-я-сь, стуч-а, освети-в и др.).
Не имеют форм словоизменения в нормированной речи некоторые имена существительные - аббревиатуры (СМИ, РФ, МГУ и др.) - и несклоняемые слова иноязычного происхождения - существительные (бра, денди, декольте, кино) и прилагательные (хаки, беж).
Формообразующими морфемами (несинтаксическими) являются грамматические морфемы, которые в составе слова выражают дополнительные грамматические оттенки, но не влияют на взаимоотношения слов в предложении. К несинтаксическим относятся аффиксальные грамматические морфемы, посредством которых образуются видовые, залоговые формы глаголов, формы прошедшего времени и повелительного наклонения, инфинитив глагола, причастия, деепричастия (если причастия и деепричастия признаются как формы глагола), формы степеней сравнения прилагатель- ных,наречий и слов категории состояния. Например: игра-ть, ид-и,уше-л, повыше (по выражает грамматическое значение формы сравнительной степени), споем-те (-те - постфикс формы вежливого обращения).
Выделяется еще один функциональный тип морфем - словоформообразующие морфемы. Они одновременно выражают как словообразовательное, так и формообразующее значение, и тем самым характеризуются как синкретичные морфемы. Например, писать (несов. вид) - пере-писать (сов. вид): приставка пере- в глаголе переписать выполняет одновременно и словообразовательную функцию (значение «переделать»), и формообразующую (меняет вид глагола).

Введение

морфема слово языковый школа

Наука, изучающая морфемный состав языка, решает много различных вопросов. Разумеется, знакомясь с основами языкознания, нельзя осмысливать все эти вопросы - нужно выбрать наиболее существенные для понимания важнейших явлений морфологического строя.

Морферма как языковая единица значима в современном языкознании, потому что задача пропедевтической работы состоит в подготовке учащихся к пониманию семантической (смысловой) и структурной соотносимости, которая существует в языке между однокоренными словами. Такая задача обусловлена, во-первых, тем, что понимание семантико-структурной соотносимости слов по своей лингвистической сущности является основой усвоения особенностей однокоренных слов и образования слов в русском языке. Во-вторых, указанная задача продиктована трудностями, с которыми сталкиваются младшие школьники при изучении однокоренных слов и морфем.

Цель работы: рассмотреть морфемный состав слова; показать практически, что систематическая работа улучшает качество усвоения материала по теме «Состав слова».

Объект исследования: морфемы в русском языке.

Предмет исследования: свойства морфем.

Рассмотреть понятие морфемы, как морфологической единицы;

Исследовать свойства морфем;

Определить значение морфем в структуре слова;

Выявить особенности морфем.

Морферма как языковая единица

Морфемы, их краткая характеристика, обзор литературы по вопросу

Морфема - это наименьшая значимая часть слова и грамматических форм слова.

Это минимальная значимая единица языка, характеризующая по сравнению со словом как общими для них (интегральными) так и различными (дифференциальными) признаками. Интегральными признаками морфемы и слова являются и материальность, значимость и воспроизводимость.

Морфема - наименьшая значимая единица языка, т.е морфема имеет план выражения и план содержания. Но особенностью морфем как языковой единицы в отличии от слова является то, что её значение обнаруживается только в составе слова. Иначе говоря. Морфемы обладают не свободным, а связанным значением.

К числу дифференциальных признаков морфемы относятся её минимальность, повторяемость, структурная соотнесенность со словом, а не со словосочетанием или предложением.

Однако четкой границы между обоими типами признаков морфемы провести нельзя, поскольку ее интегральные признаки, внешне сходные с аналогичными признаками слова, качественно отличаясь от них, являются в то же время и дифференциальными.

И поэтому теоретической базой курсовой работы послужили труды методистов в области работы над составом слова в начальной школе (М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, Н.С. Рождественского и др.). В методических разработках последних десятилетий по словообразованию в начальных классах основное внимание уделяется роли морфемики в развитии речи учащихся (например, в диссертационных исследованиях Е.Г. Мережко, Н.П. Баткуновой, В.И. Зимненко, Кудряшёвой (Таратовой) М.Г. и др.).

Морфема - это минимальная значимая единица языка, у которой план выражения может отсутствовать при сохранении известной смысловой целостности.

Это наблюдается, например, у нулевых морфем (стол - стола, стрел - стрелы, рад - рада, высох - высохла и т.п.), представляющих собой значащее отсутствие звукового отрезка в определенной точке речевой цепи. Для служебных морфем (аффиксов) характерны словообразовательное и грамматическое значение.

Так, например, суффикс - тель/- итель в именах существительных, мотивированных глаголами (победи-тель, спаси-тель) имеют словообразовательное значение «лица - производителя действия», а в глаголе победи-л суффикс -л- выражает грамматическое значение прошедшего времени.

Окончания являются носителями сразу нескольких грамматических

значений: рода, числа, падежа у имен, лица, числа у глаголов. Носителем лексического значения является только корневая морфема. Синкретические морфемы, совмещающие словообразовательное и грамматическое значения, в языке немногочисленны. Это, главным образом - глагольные приставки. Например, приставки в-/во-, до-, за- и др. в сочетании с глаголом идти, выражая, например, движения (внутрь, к предмету, за предметом и т.д.) в то же время изменяют вид глагола, переводя его из несовершенного вида в совершенный.

Таким образом, наиболее предполагаемым понятием морфемы является понятие, в котором говорится, что морфема - это минимально значимая единица языка, у которой план выражения может отсутствовать при сохранении известной смысловой целостности.

Корневые морфемы могут быть свободными (молодой, молодость) и связанными (улица, переулок).

Корень это такая минимальная значимая часть, которая противопоставлена всем другим морфемам, т.е. аффиксам: приставкам, суффиксам, окончаниям и некоторым другим. Корень в отличии от аффиксов - обязательная часть в слове. Если слово состоит из одной морфемы, то это корень: тут, и, кино и т.п.

Приставки и суффиксы главным образом являются словообразовательными аффиксами: с их помощью образуются новые слова, однако в ряде случаев они выполняют роль средства выражения грамматических значений.

Приставкой называется значимая часть слова, находящаяся перед корнем или другой приставкой и используемая для образования новых слов или разных форм одного и того же слова.

Суффиксом называется значимая часть слова, находящаяся после корня или другого суффикса и служащая для образования новых слов и разных форм одного и того же слова.

Понимание приставок и суффиксов как частей слова, с помощью которых образуются новые слова, не вызывает особых затруднений, если последовательно проводится работа по разграничению слов и изменений одного слова, а также если каждый из аффиксов анализируется с двух сторон: по значению и фонемному составу.

К сожалению, на практике приходится наблюдать, что в качестве единственного признака морфему используют ее местоположение: часть слова перед корнем - это приставка; отрезок между корнем и окончанием - суффикс. Но, во-первых, оставляя в стороне анализ значения словообразовательного аффикса. Мы не реализуем всех возможностей, которые открывает эта работа для речевого и общего развития учащихся, а во вторых, при таком механическом решении задачи мы упускаем из виду, что отрезок слова перед и после корня может состоять не из одного, а из нескольких суффиксов: при-у-красит, укрот-и-тель, уч-и-л и т.п. Если даже учитель будет избегать таких слов, они могут оказаться среди подобранных детьми однокоренных слов. Наконец, оставляя без внимания внутреннюю сторону морфемы - ее значение, мы не создаем предпосылок для контроля за правильностью выполнения действия.

С помощью приставок обычно происходит образование новых слов в пределах одной и той же части речи: автор - со-автор, носить - вы-носить, вне - из-вне и т.д.

Приставки в русском языке чаще всего используются для словопроизводства глаголов, прилагательных, наречий.

Суффиксы имен существительных более конкретных, чем у глаголов и прилагательных. Они используются для наименованиялиц по профессии: столяр, маляр, токарь, пекарь, крановщик; по социальному положению: колхозник, школьник; по качественному признаку: мудрец, гордец, храбрец. Если приставки не имеютзакрепленности за определенной частью речи, то суффиксам такая закрепленность свойственна, и они не могут использоваться для образования разных частей речи.

Морфема (гр. morphe – форма) – это наименьшая (минимальная) значимая часть слов и их грамматических форм (словоформ). Например, в глагольной форме прочитывать можно выделить четыре морфемы: про-чит-ыва-ть. Все множество морфем русского языка может быть разбито по разным основаниям на несколько классов.

По признаку обязательность / необязательность в слове морфемы делятся на корневые и аффиксальные . Признак обязательности характерен для корней. Аффиксальные морфемы являются факультативными частями слова. Имеются слова без аффиксальных морфем: я, ты, здесь, вчера, там , но нет ни одного слова, в котором не было бы корня. Е.А. Земская пишет о том, что иногда аффиксальные морфемы используются самостоятельно: Поменьше употребляй всяких измов (Из разговорной речи); Никакому «псевдо» не должно быть места в искусстве (Из газет); но тут же оговаривается: «В этих контекстах аффиксы перестают быть аффиксами, они превращаются в корни и употребляются в роли существительных».

Различие между корнями и аффиксами проводится и по ряду других признаков:

1) корень – центральный элемент морфемной структуры слова, являющийся лекси-ческим ядром слова, несущим его основное, знаменательное значение; аффиксальные морфемы выражают в слове дополнительное значение – словообразовательное или грамматическое (причем более общее, чем у корневой морфемы).

2) корень не может не иметь значения (номинативного или экспрессивного), аффикс – может (например, соединительные морфемы в словах самовар, пятилетка и др.);

3) корневые морфемы обычно не закреплены за теми или иными частями речи (дерево, деревянный, деревенеть; зло, злой, злить и т.п.), тогда как аффиксы обычно соотносятся со словами вполне определенных частей речи: -ут – глагольное окончание, -ейш - – суффикс прилагательного, суффикс -ость характеризует существительные и т.д.;

4) корней в языке значительно (на порядок) больше, чем аффиксов. Так, в «Словаре морфем русского языка» А.И. Кузнецовой и Т.Ф. Ефремовой (М., 1986) зафиксировано около 5000 морфем, из них корней – более 4400, а аффиксальных морфем – около 600;

5) перечень корней открыт для пополнения новыми морфемами, новые же аффиксы в языке практически не появляются, их список закрыт;

6) в тексте корневые морфемы встречаются реже, чем аффиксальные. Ср.: Я помню чудное мгновенье... (П.) – четыре корня и шесть аффиксов; Маленькой ёлочке холодно зимой – четыре корня и семь аффиксов;

7) корневые морфемы в среднем длиннее, состоят из боль­шего количества фонем, чем аффиксальные, которые нередко представлены одной фонемой (ср.: нес-у, стпол-ы и т. п.);

8) аффиксы могут быть нулевыми (например, дом-ø), корни – никогда;

9) корневые морфемы могут совпадать с основами слов, например ландыш, аффиксальные морфемы составляют лишь часть основы слова. Например, суффикс -к-, придающий оттенок уменьшительности значению слова берез-к-а , осознается как часть основы этого слова.

Существует мнение, что основное различие между корнями и аффиксами заключается в степени абстрактности значения: первые имеют конкретное значение, вторые – абстрактное. С этим трудно согласиться. Имеются корневые морфемы с очень общим значением (например, в словах это, отношение, делать ) и аффиксальные морфемы с более конкретным значением (например, в словах слонёнок, лисёнок суффикс имеет значение "детеныш" или "невзрослый"; в словах дом-ище, стол-ище – большой"). Поэтому указанное различие является мнимым. Более того, существует синонимия аффиксальных; корневых морфем, свидетельствующая о близости значения аффиксов и корней. Так, приставка прилагательных пре - синонимична наречию очень (ср.: пре -милый – очень милый }; глагольная приставка за - – слову начать (ср.: забегал, закричал и начал бегать, кричать ); суффикс существительных -ик синонимичен слову маленький (ср.: паровозик и маленький паровоз ).

По словам Е.А. Земской, принципиальное различие между аффиксальными и корневыми морфемами – обязательная повторяемость аффиксов в аналогично построенных и обладающих общим элементом значения словах и безразличие к этому свойству корней. Однако мы знаем, что есть ряд суффиксов и приставок, которые являются уникальными: стеклярус , почтамт , су глинок и др.

С точки зрения места морфемы в составе слова по отношению к корню все аффиксы делятся на префиксы (приставки) и постфиксы (суффиксы, флексии, собственно постфиксы). Префиксы характеризуются тем, что расположены перед корнем, постфиксы – после. В учебной литературе принято употреблять слово постфикс в узком смысле – это аффикс, который следует после окончания: -ся, -либо, -нибудь и др.

Кроме того, выделяются ещё конфиксы и интерфиксы. Конфиксы – это единицы, которые состоят из двух и более морфем, не примыкающих друг к другу. Их выделение рационально только как словообразовательных формантов при деривации. Например: под берёзовик , раз говориться . Интерфиксы – этосоединительные (реляционные) морфемы, располагающиеся между двумя корнями (юго -запад, двух этажный);

По функции в языке и характеру значения аффиксальные морфемы распадаются на два больших класса: морфемы словообразовательные (деривационные) и словоизменительные. Словообразующие – это те аффиксы, которые служат для образования новых слов: анти -научный, про -дать, пере -подготовка . Формообразу-ющими называются служебные морфемы, образующие грамматические формы слов. Например: писать – на-писать (совершенный вид), быстрый – быстр-ее , быстр-ейш-ий (степени сравнения прилагательных). В ряде слов значения слово- и формообразования могут выражаться одним и тем же аффиксом. В этом случае принято говорит о синкретизме. Синкретичные аффиксы одновременно образуют новое слово и указывают на грамматическое значение. Например: читать – пере -читатъ (приставка пере - указывает одновременно и на вид глагола – совершенный и создает слово с новым лексическим значением).

По характеру воспроизводимости аффиксы могут быть регулярные и нерегулярные.

Регулярные аффиксы воспроизводятся постоянно и образуют устойчивую и легко узнаваемую носителями языка модель, следуя которой можно создавать ряды новых слов. Это суффикс -тель (учитель, преподаватель, мечтатель, слушатель, податель ), приставка с- (сделать срубить, съехать, сдаться ).Регулярность может быть малой, в этом случае речь идёт о тех аффиксах, которые встречаются в очень малом количестве слов. Например: жизнь , болезнь , боязнь; любовь, свекровь; дам , ем , создам .

Нерегулярность – участие той или иной морфемы в образовании одного единственного слова. Например: стеклярус , почтамт, патронташ . Нерегулярные аффиксы часто называются унификсами.

По характеру производительности выделяются продуктивные и непродуктивные аффиксы. О продуктивности или непродуктивности той или иной морфемы можно говорить, сравнивая количество и состав слов, которые ее содержат, в современном языке и в предшествующие языковые эпохи.

Продуктивными называются такие аффиксы, с помощью которых образуются новые слова, неологизмы. Примерами продуктивных в настоящее время аффиксов являются: суффикс -к - (для образования наименований лиц женского пола от соответствующих по смыслу слов, обозначающих лиц мужского пола). Например: шахтер – шахтерка, санитар – санитарка . Суффикс -ыва- (-ива-) для образования глаголов несовершенного вида: вытягива ть, списыва ть .

Совершенно непродуктивными аффиксами, не участвующими в образовании новых слов и создающие воспроизводимой и узнаваемой словообразовательной модели, в настоящее время являются приставки су - и низ - (сумрак, суглинок, низводить, ниспадать ); окончание существительных в творительном падеже множественного числа -ьми (костьми , ср. современные ироничные образования стихьми, слезьми ); окончание -ух в числительном двух .

Между понятием регулярности-нерегулярности и продуктивности-непродуктив-ности существуют определенные взаимоотношения: нерегулярные аффиксы являются всегда одновременно и непродуктивными. Однако среди регулярных служебных морфем имеется немало таких, которые продуктивными уже не являются. Например, суффикс -am "лицо" в словах адресат , конфедерат , азиат , стипендиат или -ущ-, -ащ- в отглагольных прилагательных типа завидущ ий, загребущ ий, завалящ ий, работящ ий).

По характеру формального выражения принципиально противопоставлены: аффиксальные морфемы, материально выраженные той или иной последовательностью фонем или одной фонемой (сёстр-ами, читал-а) и нулевые аффиксы , материально не выраженные (брат-ø, читал-ø).

Суффиксы (лат. suffixus «прикрепленный») следуют после корня или другого суффикса. Суффикс присоединяется не к целому слову, а к основе. При этом часто наблюдаются фонетические изменения – чередования, усечения и другие: булка → булоч-к-а (к//ч), стрел-я-ть → стрель-б-а. Суффикс обычно требует при себе окончания и в сочетании с ним называется формантом: сосед-к-а (формант -к-а), завед-ени j -е (формант –ени j -е) и т. п. С присоединением суффикса слово зачастую переходит из одной части речи в другую (камень → каменный → каменеть), хотя может и оставаться в рамках той же части речи (трактор → тракторист, зеленый → зеленоватый, раскрыть → раскрывать).

Флексии (лат. flexio “сгибание, изгиб”), или окончания , следуют либо за корневым, либо за суффиксальным морфом. В составе некоторых сложных слов флексии употребляются и внутри слова, между двумя основами: дв-е-ст-и – дв-ух-сот - дв-ум-ст-ам...; Ростов-на-Дон-у – Ростов-а-на-Дон-у...; Комсомольск-на-Амур-е – в Комсомольск-е-на-Амур-е и т. п. Флексии выделяются только в изменяемых словах. В неизменяемых словах окончаний нет: наречия, СКС, деепричастия , инфинитив, служебные части речи, неизменяемые существительные и прилагательные (метро, беж, бордо) не имеют окончаний. Если изменяемое слово переходит в разряд изменяемых, его флексия превращается в суффикс: утр-о (сущ.), утр-ом (сущ.) – утр-ом (наречие). Падежные окончания в некоторых типах сложных слов переходят в соединительные элементы (интерфиксы): дв-ух-летний (дв-а, дв-ух), пят-и-этажный (пять, пят-и). Эти элементы нельзя считать флексиями, потому что при изменении слов они не изменяются: дв-ух-летнего, дв-ух-летнему...; пят-и-этажного, пят-и-этажному и т. п.

Постфиксы (лат. postfixum «прикрепленное после») – аффиксы , расположенные после корня, суффикса, флексии или постфикса: где-нибудь, строи-л-ся, к-то-то, напиши-те-ка. Постфиксы в русском языке немногочисленны. Это глагольные постфиксы –ся/-сь, - ка, - те, а также местоименные и наречные –то, - либо, -нибудь. Постфиксы присоединяются к целому слову, а не к основе, не вызывая фонетических изменений. Присоединение постфикса не меняет частеречной принадлежности слова. Присоединяясь к слову, постфиксы не меняют существенно его значения, а лишь уточняют его (значения неопределенности, смягчения просьбы, залога, непереходности).

Некоторые лингвисты выделяют такой вид аффиксов, как конфиксы (лат. confixum «вместе прикрепленное»), или циркумфиксы (лат. circumfixum «прикрепленное вокруг»). Они складываются из префикса и суффикса, которые располагаются вокруг корня и присоединяются к основе производящего слова одновременно: при-бреж-ный ← берег, под-окон-ник ← окно.

Между корневыми и аффиксальными морфемами современного русского языка находится группа аффиксов промежуточного типа, соединяющая в себе как признаки корня, так и признаки аффиксов. Их называют аффиксоидами (греч. oid «подобный», ср. радиксоиды). В больших рядах слов выделяются повторяющиеся начальные или конечные части слов: полу-автомат, полу-тень, полу-тон; само-лет, звездо-лет, секундо-мер, высото-мер и т. п. Подобные элементы (первые и вторые) выполняют функцию аффиксов, с корнями их сближает генетическая и семантическая связь (происхождение и значение). Начальные элементы слов выполняют роль префиксов и называются префиксоиды (полу-, все-, еже - и др.), роль суффиксов выполняют суффиксоиды (-воз, - вод и т. д.). Слова с такими элементами обычно рассматриваются как сложные (то есть на первый план выступает сходство аффиксоидов с корневыми морфемами).

Аффиксы, присоединяясь к слову или к основе, выполняют две основные функции: 1) образуют разные грамматические формы знаменательных свойств, 2) создают новые слова. Таким образом, различают две основных категории служебных морфем: грамматические морфемы, которые называются словоизменительными или формообразующими (формообразовательными), и неграмматические морфемы (словообразовательные , словообразующие). Выделяются также синкретические морфемы.

Грамматические морфемы – это флексии, их называют словоизменительными аффиксами, так как они используются для образования и различения словоформ (весн-а, весн-ы, весн-е и т. д.). Они называются также синтаксическими , так как выражают отношения между словами в предложении. К грамматическим морфемам относят и формообразующие суффиксы и префиксы, которые создают формы слов, например, формы прошедшего времени глагола, вида глагола, инфинитива глагола, настоящего (простого будущего) времени глагола (это суффикс – j -, который рассматривают и как интерфикс), причастий и деепричастий, формы сравнительной и превосходной степени прилагательных, наречий, СКС, форму множественного числа существительных и другие: чита-л, на-писа-ть, разби-т-ый, бега-j-ем, бега- j -а, тепл-ее, светл-ейш-ий, брат- j -я и т. п. Такие морфемы называются несинтаксическими, поскольку они в составе слова выражают дополнительные грамматические оттенки, но не влияют на взаимоотношения слов в предложении.

Словообразовательные (неграмматические) морфемы, как уже говорилось, создают слова с новым лексическим значением: учить → учи-тель, красный → красн-е-ть, туча → туч-к-а, завтра → после-завтра и т. п.

Синкретические морфемы совмещают две функции – грамматическую и словообразовательную. Например, ряд глагольных префиксов образует новые слова (придает исходным глаголам новые оттенки значения) и при этом создает другую форму – сов. вида: писать → пере-писать, копать → за-копать.

При характеристике служебных морфем используются такие понятия, как продуктивность и регулярность .

Продуктивными считаются служебные морфемы, которые свободно используются для образования новых слов в русском языке: суффиксы существительных –тель, - ник, -ость (истребитель, колхозник, плановость) и др. Непродуктивными считаются служебные морфемы, при помощи которых в настоящее время новые слова не образуются: суффиксы существительных –ш(а) (крыша), - ырь (пустырь), - д(а) (вражда), - знь (жизнь) и др.

Служебные морфемы (как продуктивные, так и непродуктивные) обычно сочетаются с большим количеством слов или основ, входят в состав многих слов или словоформ. Такие морфемы называются регулярными. Служебные морфемы, которые сочетаются с ограниченным кругом основ (слов), называются нерегулярными. Регулярных аффиксов абсолютное большинство: все продуктивные, из непродуктивных – суффиксы существительных –изн(а), - б(а)-, - чак (белизна, борьба, весельчак) и т. д. Нерегулярные аффиксы – это субстантивные и адъективные суффиксы в словах дет-вор-а, бел-ес-ый, бел-обрыс-ый и др.

За пределами классификации морфем и морфов находятся так называемые асемантические элементы слова. Они выделяются в структуре слова или словоформы формально – при сопоставлении с другими словами и словоформами, но никакого значения, в отличие от морфем, не имеют. Они называются асемантемы, асемантические морфемы, структемы и т. д. К асемантическим элементам слова обычно относятся: 1) соединительные элементы сложных слов; 2) межморфемные элементы простых слов; 3) незначимые элементы, выделяемые в конце или в начале основы; 4) тематические гласные инфинитивов глаголов.

1) Соединительные элементы сложных слов называются интерфиксами (лат. inter «между», fixus «прикрепленный»). В качестве интерфиксов к сложных словах выступают звуки и сочетания звуков –о-, -е-, - ух - и др.: сад-о-вод, жизн-е-радостный, дв-ух-этажный, тр-ёх-кратный.

2) В составе простых слов могут выделяться соединительные элементы , которые появляются при словообразовании (реже при формообразовании) и соединяют основу с суффиксом. Они также могут называться интерфиксами , а также связочными морфемами, вставками и др. Чаще всего интерфиксы употребляются в составе суффиксальных существительных и прилагательных, реже – глаголов: петь → пе-в-ец, сестра → сестри-нс-кий, Америка → америк-ан-ский (ср. город → городской).

3) В ряде слов в конце или в начале основы формально выделяются определенные звуковые отрезки , не имеющие значения и не являющиеся морфемами (это видно при сопоставлении с другими словами): баз-ис – база, пал-ец – беспалый, унывать – за-унывный, помогать – вс-помогательный. С синхронной точки зрения подобные слова непроизводны, поэтому указанные звуковые отрезки не имеют значения. Они могут включаться в состав корня (то есть основы не будут члениться). Их также называют субморфами (лат. sub «под»).

4) Тематические гласные, употребляемые в составе инфинитивов глаголов современного русского языка (-а-/-я-, - и-, - е-), могут квалифицироваться по-разному – как морфемы и как асемантические элементы. В составе непроизводных глаголов тематические гласные являются асемантическими элементами: чит-а-ть, сид-е-ть, ход-и-ть, гул-я-ть. Они могут включаться в состав корня (), но могут обозначаться как суффиксы (хотя они и не являются суффиксами), поскольку они относят глагол к какому-либо морфологическому классу, указывают на определенный способ глагольного действия (глаголы имеют значение протяженности действия).

Вопросы для самоконтроля

1 Как классифицируются морфемы по их роли в слове?

2 Каковы особенности корневых морфем (в отличие от аффиксальных)?

3 Каковы особенности служебных морфем (в отличие от корневых)?

4 Как классифицируются аффиксы по их месту в слове?

5 Дайте определение префиксов, суффиксов, постфиксов, флексий, конфиксов (циркумфиксов).

6 Что такое аффиксоиды и каковы их разновидности?

7 Как классифицируются служебные морфемы по их функции в слове?

8 Что такое продуктивность и регулярность служебных морфем?

9 Что такое асемантические элементы слова и каковы их разновидности?

ЗАДАНИЯ

1 Выделите в словах корни. Определите, свободные они или связанные.

1) Прибавлять, прибавить, убавлять, убавить, добавлять, добавить, сбавлять, сбавить.

2) Обувать, разувать, обувь, обуть, разуть.

3) Ельник, еловый, елка, елочка; бежать, прибежать, прибежал, прибежавший, добежать, добежал, добежавший; смотреть, смотрел, смотревший, усмотреть, присмотреться.

2 Выделите в словах нулевые аффиксы (если есть).

Огонь, вперед, нарисовать, пальто, бордо, бег, принес, плащ-палатка, генерал-майор, узнав, скорее, дальше, наверно, восьмой, прохожий, надрез, прорыв, горечь, лишь, смотря, разочаровался, плющ, безногий, разноязыкий.

3 Разграничьте слова, имеющие окончания, и слова, не имеющие окончаний. Выделите окончания.

Скорость, одуванчик, разрез, Гомель , радуясь, смеялся, можно, окно, депо, шарф, кашне, море, Тбилиси, завтра, оторвать, Шевченко, десятиграммовый, Ростов-на-Дону, пятьдесят, умер, миссис, глубже, тихо, караул!, прочитав, прочитавши.

4 Выделите служебные морфемы, охарактеризуйте их функции.

Излечение, тонкошеий, перестукиваться, пристроил, пристраивающий, пересадив, пересаживая, разбитый, разбившись, разбившийся, поводырь, водопровод , чудеса, пятибалльный, исторический, крепчайший, мутнее, прочитать, неисчерпаемый, высота, ускоритель, читая, читаем.

5 Определите в словах аффиксоиды (префиксоиды и суффиксоиды), определите их происхождение и значение.

1) Всенародный, всесильный, всевозможный, всеохватный, всеобщий, всемирный, всебелорусский.

2) Самоновейший, самоважнейший, самоценный, самоочевидный, самодовольный, самодовольный, самоуверенный, самоокупаемый, самовластный.

3) Языковед, литературовед, искусствовед, востоковед, лермонтовед, природовед, краевед.

4) Пчеловод, хлопковод, лесовод, животновод, экскурсовод, групповод, кукловод, пищевод.

6 Найдите в словах асемантические элементы, охарактеризуйте их.

Армянский, водогрязелечение, учить, охота («желание»), фазис, утка, широкий, кофейный, бежать, пылевлагонепроницаемый, вилять, смотреть, четырехслойный, кормилец, сестринский, шоссейный, ялтинский, восьмилетний.

1. Выберите верные и достаточно полные определения.

1) По роли в слове морфемы делятся на суффиксы и флексии.

2) По роли в слове и словоформе морфемы и морфы классифицируются на корневые и аффиксальные.

3) По роли в слове и словоформе морфемы и морфы делятся на аффиксы, флексии и корни.

4) По роли в слове и словоформе морфемы и морфы подразделяются на префиксы, корни, суффиксы, окончания и постфиксы.

1) Корни всегда материально выражены.

2) Корни в словах необязательны.

3) Отличительная черта корней – повторяемость.

4) Корни имеют закрепленное место в слове.

1) Один и тот же корень может употребляться как свободный и как связанный в зависимости от наличия в основе аффиксов.

2) Связанные корни – такие, которые никогда не равняются основе (всегда употребляются вместе с аффиксами).

3) Для аффиксов характерно связанное употребление.

4) Для аффиксов обычным является и свободное, и связанное употребление.

4. Выберите правильные определения.

1) Продуктивность аффиксов определяется по частоте их употребления в словах языка.

2) Продуктивность и регулярность служебных морфем – это, по сути, тождественные понятия.

3) Продуктивность и регулярность морфем никак не соотносятся между собой.

4) Продуктивность – это способность аффиксов образовывать новые слова и формы.

5. Найдите правильные определения.

1) Асемантические элементы слов – это особые морфемы.

2) Асемантические элементы не имеют значения, поэтому не могут считаться морфемами и находятся за пределами их классификации.

3) Интерфиксы по-разному классифицируются в научной литературе : они могут относиться и морфемам, и к асемантическим элементам.

4) Тематические гласные в непроизводных глаголах являются морфемами, поскольку относят глагол к определенному классу.

Тема 3. Морфемная структура слов

1 Степень членимости слов

2 Понятие морфемной структуры слов

3 Исторические изменения в морфемно-словообразовательной структуре слов

Основные понятия по теме

Наряду с морфемами особым элементом структуры слова является основа. Основу можно определить как часть словоформы, с которой связано лексическое значение (при наличии формообразовательных аффиксов основа выражает и грамматические значения). Понимание основы может быть различным при разных подходах к определению данного понятия, то есть речь может идти о разных единицах.

1) Основа словоизменения – часть изменяемого слова, которая остается после отделения окончания. Некоторые говорят также об отделении суффикса инфинитива, постфиксов или только глагольного постфикса –те, который образует форму мн. ч. повелительного наклонения. Таким образом, основа слова рассматривается как совокупность корневых, словообразовательных и формообразовательных морфем (если таковые есть).

2) Основа формообразования – часть слова за вычетом словоизменительных и формообразующих морфем, то есть она представляет собой сочетание корневых и словообразовательных морфем (если они есть).

3) Основа словообразования – часть слова за вычетом словоизменительных, формообразовательных и словообразовательных морфем. Это словообразовательная основа, которая называется производящей (в противоположность производной ), мотивирующей, базовой, образующей и др.

Особенности производных и непроизводных основ можно представить в следующей таблице.

Непроизводная основа

Производная основа

1.Неделима по структуре: сад-

2.Не имеет производящей основы (базы)

3.Значение непроизводной основы заложено в ней самой

1.Членится на морфемы: сад-ов-ый

2.Входит в двойной ряд соотношений:

а) слов с той же основой: сад-ов-ый - сад;

б) слов с тем же аффиксом: сад-ов-ый, дуб-ов-ый.

3.При каждой производной основе должна быть производящая основа или производящая база: реч-ной ← рек-а.

4. Производящая и производная основы имеют наименьшие формальные и смысловые различия.

Указанные три типа основ могут быть выделены в составе одного и того же слова: прелестнейш-ий, прелестн-ейший, прелест-нейший.

Что касается неизменяемых слов, у них можно выделить так называемую чистую основу, то есть основой является все слово: прекрасно (наречие), покорнее, играя, молча. Что касается неизменяемых непроизводных слов типа кино, беж, здесь, или, увы, но, наверное и др., то, по мнению некоторых лингвистов, в них нет смысла выделять основу, поскольку они содержат только корень.

Кроме указанных выше типов основ, многие лингвисты выделяют еще супплетивные основы. Так называются основы словоформ отдельных слов, не имеющие материальной общности, но выражающие тождественные лексические значения (идти – шел, я – меня и т. п.). Выделяются также прерывистые основы (они прерываются морфемой, не входящей в основу): умыва-ть-ся, умыва-л-□-ся, как-ой-то.

Для морфемики, морфемного анализа существенно понятие членимости основ . Существует два класса основ – нечленимые (содержащие один морф: стол, нов-ый, смотр-ю) и членимые (состоящие из двух и более морфов: стол-ик, нов-ость, пере-смотр-ю). Между этими двумя классами есть переходные случаи (слова с разной степенью членимости основ).

Морфемная структура слова образуется морфемами, составляющими его. Кроме морфемной структуры, у слов есть и словообразовательная структура. Это разные понятия. Словообразовательная структура слов образуется двумя компонентами – производящей базой и словообразовательным формантом. Морфемная и словообразовательная структуры слов могут совпадать (чай–ник), но чаще они различаются (за-вар-ник – завар-ник).

Все морфемы языка, подобно другим языковым единицам, образуют систему и находятся между собой в определенных структурно-семантических отношениях, которые называются межморфемными связями. Как и в лексической системе, в системе морфем возможны отношения омонимии , синонимии и антонимии . Кроме того, морфемы могут быть многозначными.

Омонимичные морфемы совпадают по звучанию (форме), но отличаются по значению. В ряде случаев омонимия морфем граничит с их полисемией . Синонимичные морфемы имеют разный фонемный состав, но совпадают или близки по значению. Антонимичные морфемы имеют противоположные значения.

Каждая служебная морфема (аффикс) имеет определенный круг слов (или основ), с которыми она способна соединяться, образуя слова и словоформы. Способность аффиксов соединяться с определенным кругом основ называется их морфематическими связями . Особенности сочетаемости морфем изучаются морфотактикой. Словоизменительные морфемы последовательно сочетаются с основами словоизменения, формообразовательные – с основами формообразования, словообразовательные – с основами словообразования.

Словообразовательные морфемы весьма существенно различаются между собой по способности сочетаться с разными словами (основами слов), то есть обладают разными словообразовательными возможностями, или словообразовательными связями. Возможность – невозможность сочетания словообразовательных морфем с производящими основами зависят главным образом от морфологических, морфемных, фонетических, семантических, лексических, стилистических особенностей производящих слов или их основ.

В процессе развития языка морфемно-словообразовательная структура слов может изменяться. Нередко утрачиваются такие свойства слов, как производность и членимость. Исторические изменения в морфемной структуре слов довольно разнообразны. К ним относятся опрощение, усложнение, переразложение, декорреляция, диффузия , замещение.

Опрощение (деэтимологизация, интеграция) – это процесс превращения производного слова в непроизводное. Значимые части ранее производного слова сливаются в одну корневую морфему. Процесс опрощения может происходить на стыке приставки и корня (до-тла, не-лепость), корня и суффикса (переч-ень, ресн-ица). Благодаря опрощению русский язык обогащается новыми корневыми морфемами. Ранее сложные слова становятся простыми: вельможа (вель «большой», можа «силач, богач»), осокорь (оса «осина», корь «кора»).

Усложнение (осложнение) – процесс, противоположный опрощению. В результате усложнения непроизводное слово превращается в производное. Иначе этот процесс называется редеривацией, рекомпозицией, обратным словообразованием . Чаще всего усложнению подвергаются слова, заимствованные русским языком из других языков. Например, в слове почтальон, пришедшем из французского языка , стали выделяться корень почт - и суффикс –альон, поскольку было заимствовано из польского языка слово почта. Как видно, благодаря усложнению в русский язык приходят иноязычные словообразовательные морфемы.

Переразложение – это процесс перемещения границ между морфемами в составе слова, перераспределение морфемного материала внутри слова при сохранении им производного характера. Переразложение можно наблюдать между суффиксами (чаще всего). Например, в слове удилище сейчас выделяется суффикс –лищ-, поскольку оно соотносится с глаголом удить. Первоначально это существительное было производным от слова удило (ныне устаревшего), поэтому в нем выделялись два суффикса - - л - и –ищ-. Переразложение происходило также между суффиксом и окончанием глаголов и существительных. Например: пише-ши – пиш-ешь; жена – жен-ами. Благодаря процессу переразложения русский язык обогащается новыми моделями образования слов, новыми исконно русскими аффиксами.

Декорреляция – это изменение характера или значения морфем и их соотношений в слове. Декорреляция не приводит к изменению морфемного состава слов. В слове выделяется столько же морфем, сколько выделялось ранее, но эти морфемы оказываются по значению и характеру совершенно иными, находятся в совершенно иных связях друг с другом. Например, слово заморозки сейчас осознается как производное от глагола заморозить, и в нем выделяется суффиксальный формант –к-и, оно имеет значение «состояние названное мотивирующим глаголом». Однако первоначально это существительное было образовано от ныне устаревшего слова заморозы с помощью форманта –к-и с уменьшительным значением. Декорреляция приводит к изменению словообразовательной модели в целом.

Диффузия – это взаимопроникновение морфем при сохранении ими самостоятельности. Производная основа продолжает делиться на те же морфемы, но происходит частичное наложение морфем. Например, в глаголе прийти приставка при- присоединилась к слову идти, затем произошла диффузия в результате стяжения двух гласных и.

В ходе исторического развития языка в словах возможны замены одной морфемы другой, созвучной. Такой процесс называется замещением. Например, в слове свидетель «очевидец» производящая основа –вид - (от глагола видеть) заменила в древнерусском языке первоначальную основу –вед - (ведать «знать», ср. белорусское сведка).

Вопросы для самоконтроля

1 Что такое основа словоизменения?

2 Что называется основой формообразования?

3 Определите основу словообразования.

4 В чем различия производных и непроизводных основ?

5 Что такое членимые и нечленимые основы?

6 Дайте определение морфемной структуры слов.

7 Что такое межморфемные связи?

8 Приведите примеры омонимичных, синонимичных, антонимичных морфем.

9 Что такое морфематические связи?

10 Какие исторические изменения могут происходить в морфемно-словообразовательной структуре слов?

ЗАДАНИЯ

1 Выделите в словоформах основы словоизменения, формообразования, словообразования (если есть).

Пишется, чей-то, идемте, какой-то, каталась, читал, рисовавший, веселее, отрицая, изумительнейший, сделанный, исключаемый, оправдывать.

2 Выделите в словах основы и определите, производные они или непроизводные, членимые или нечленимые.

Доцент, ассистент, буженина, свинина, почтамт, радуга, стеклярус, попадья, малина, крушина, смородина, строитель, стройка, строить, вдруг, или, затем, ситро, беж, цыпленок, цыплята, новость, новый, новейший.

3 Найдите слова с омонимичными, синонимичными, антонимичными морфемами.

Шашка – шашка, сорвать – сокурсник, учение – борьба – зарядка, забить – выбить, топорик – топорище, прибыть – выбыть, в отпуске – в отпуску, ирреальный – нереальный, интернациональный – международный, надводный – подземный, посмертный – послевоенный, антинародный – противовоспалительный, трактористка – шубка, бегу – бе гу, осетрина – дядина (книга), утопить – истопить, глазки – заморозки, символика – листва – дубняк – аппаратура – овощь (собир.), контрудар – противоракета, волчиха – волчица, рабыня – раба.

4 Определите, какие исторические изменения произошли в морфемно-словообразовательной структуре следующих слов.

Наперсток, бахвал, воздух, обессилеть, брак (семейный союз), снять, облако, красный, резьба, лентяй, дотошный, бодрость, затхлый, дубрава, зонтик, гравер, фляжка, ходьба, лекарь, разевать, беречь, обмануть.

Тесты для самопроверки и контроля знаний

1. Выберите верные определения.

1) Лингвисты выделяют три типа основ: основы словообразования, основы формообразования и основы словоизменения.

2) Основа словообразования может выделяться только в производных словах.

3) В непроизводных наречиях выделяется только основа словоизменения.

4) Все три основы не могут быть выделены в одном и том же слове.

2. Найдите правильные определения.

1) Членимость и производность слов – это тождественные понятия.

2) Основа слова может быть непроизводной, но членимой.

3) Слова имеют разную степень членимости основ.

4) Наибольшую степень членимости основы имеют слова, входящие в два ряда соотношений: ряд слов с тем же корнем и ряд слов с тем же аффиксом.

3. Найдите верные определения.

1) Морфемная структура слова представляет собой совокупность морфем, составляющих данное слово.

2) Морфемная структура слов всегда совпадает с их словообразовательной структурой.

3) Морфемная структура слов никогда не совпадает с их словообразовательной структурой.

Морфемика – раздел языкознания, в котором изучаются морфемы, обладающие специфическими формальными и семантическими св-вами.

Морфемика рассматривает:

Особенности строения морфем, в т.ч. их фонологическую структуру, морфологические явления происходящие на морфемном шве в процессе образования производных слов.

Морфемные явления:

а) Усечение конца производной основы

б) Наложение

в) Интерфиксация (Ялта ялт(ин)ский )

г) Чередование

Функции морфем:

а) Словообразующие

б) Формообразующие/словоизменительные

в) Возможности и условия варьирования морфем

г) Синонимические связи морфем / антонимические отношения между морфемами (от-крыть – за-крыть )

д) Правила сочетания морфем (-ин- : кон-ин-а, свин-ин-а )

е) Регулярность / нерегулярность; продуктивность / непродуктивность.

Понятие морфемы появилось в лингвистике сравнительно недавно. Выделил эту единицу профессор Бодуэн де Куртенэ. Морфема – это минимальная, линейно неделимая значащая единица языка. Если морфему разделить, то мы получим звук, фонему или сочетание звуков. Но ни одна из этих единиц не будет иметь того значения, которое имеет морфема (в слове вода выделяется две морфемы: корень -вод - и флексия . Физически морфема совпадает со звуком [а], но у них разные функции. Морфема -а имеет грамматические значения рода, числа и падежа. Морфема -вод - имеет вещественное значение, т.е. содержит в себе представление или понятие, связанное с чем-то, имеющим отношение к воде как к жидкости. Эта корневая морфема встречается во множ-ве др.слов. Если морфему -вод - расчленить на части, то указанное значение будет утрачено).

=> морфема отличается от фонемы (минимальной единицы звукового строя языка, служащей для складывания и различения значимых единиц языка) тем, что является значимой единицей, знаком, у которого есть план выражения (формы) и план содержания (смысла). Сходны морфема и фонема в своей ф-ции: они выступают как строительный материал единиц верхнего порядка (соответственно морфемы и слова). И морфема, и фонема являются минимальными далее неделимыми единицами. При этом они не элементарны. Фонема распадается на ряд дифференциальных признаков (твёрдость/мягкость, переднеязычность/заднеязычность, лабиализованность/нелабиализованность), а морфема – на ряд смысловых компонентов (элементов значения). Так, окончание в глагольной форме сказал-а (учительница сказала) передает: глагольное действие совершалось одним субъектом (значение единичности) женского пола (значение «женскости»).

Наличие значения сближает морфему со словом . Слово – это звуковой или графический (при передаче на письме) комплекс, оформленный по законам данного языка, одинаково понимаемый людьми, говорящими на этом языке, и обычно выполняющий назывную функцию. Но по ряду признаков морфема четко отличается от слова и предложения :

2) морфема реализует свое значение лишь в составе конкретного слова; вне слова бывает трудно определить не только значение морфемы, но даже ее принадлежность к корням или аффиксам (истец, лучистый, таксист; иной, тополиный, льдина ); значение и ф-ции слова в меньшей степени являются связанными, не так строго предопределены окружением;

3) местоположение морфемы в слове строго фиксировано (дом-ик, но не -ик-дом), тогда как слово обычно может относительно свободно перемещаться в пределах предложения.

Различаются слово и морфема и своими ф-циями. Слово выполняет номинативную ф-цию: оно называет предметы, явления, отношения. Морфема не является номинативной единицей. Отличается слово от морфемы и своей грамматической оформленностью. Номинативность и грамматическая оформленность позволяют слову быть членом предложения.

Морфема - наименьшее значимая часть, вычленяемая в структуре слова. Например, в слове снеж-н-ый выделяют 3 морфемы. Среди морфем различают приставки, корни, суффиксы, окончания, постфиксы, интерфиксы.

По характеру формального выражения принципиально противопоставлены: аффиксальные морфемы, материально выраженные той или иной последовательностью фонем или одной фонемой (сёстр-ами, читал-а) и нулевые аффиксы , материально не выраженные (брат-ø, читал-ø).

Материально выраженные морфемы звучат – белый.

Нулевые - в к. 19 в. академик Фортунатов дал определение. Это материально невыраженная морфема, которая выделяется при сопоставлении форм слова: лес – леса – лесом .

Нулевые морфемы - это значимое отсутствие. Значение есть, а форма отсутствует. У прилаг-х в краткой форме И.п. ед.ч. – тих , у глаголов прош.вр. ед.ч. м.р. – пел , у притяжат. прилагат. м.р. – птичий , у местоимений – мой, моя, мое . В последнее время стали выделять нулевые суффиксы: теньǾ□ ← темный .

Словообразовательные аффиксы м.б. не выражены звуком или комплексом звуков. Такие аффиксы называют нулевыми . Нулевая морфема – это отсутствие аффикса в какой-либо форме, противопоставляемое положительно выраженным аффиксам в других формах той же парадигмы. Так, в форме повелительного наклонения поставь выделяется нулевой суффикс.

Существование нулевых морфем было обосновано Бодуэном де Куртенэ. Чтобы выявить нулевой суффикс, нужно руководствоваться рядом правил:

1. Нулевой суффикс д .б. синонимичен материальному суффиксу : бег# – бег ств о (опредмеченное действие), синь# – синева (опредмеченный признак), безлист#ый – безлист н ый .

2. Нулевой суффикс имеет только мотивированное слово : шум# (шуметь) и гам (немотивированное). Наряду с рассматриваемым словом обязательно д.б. однокоренное слово, более простое по смыслу, которое могло бы быть производящим для анализируемого в том случае, если бы деривационное значение последнего выражалось ненулевым аффиксом.

Достаточно отсутствия хотя бы одного из этих условий, чтобы невозможно было выделить нулевой деривационный аффикс.

Нулевые словообразовательные аффиксы в рус.языке чаще являются суффиксами. Это объясняется тем, что слова с нулевыми аффиксами по своему значению и по соотношению с производящими входят в парадигматические ряды с производными, имеющими ненулевые суффиксы.

Нулевые суффиксы действуют преимущественно в словообразовании сущ-х. Кроме значения отвлеченного действия нулевые суффиксы могут обозначать лицо по действию или по признаку (задира, заика, подлиза; интеллектуал, универсал ), отвлеченные признаки (муть, темь, синь, гладь ).

Также встречаются супплетивные морфемы : идти: корень ид- , суффикс -ти ; шел: корень ш- , суффикс -ел ; шла: корень ш- , суффикс -л- , окончание -а . Это одна и та же корневая морфема, имеющая разное материальное выражение в разных формах одного слова. Исторически это разные слова. Они образовались от разных корней, но с современной точки зрения это один корень.

Ребенок – дети, я – мне, мы – нас.

По ф-и морфемы делятся на служебные (аффиксальные ) и неслужебные (корневые ); первые обычно связаны, вторые - свободны. Число первых ограничено несколькими десятками, число вторых неограниченно. Признак обязательности характерен для корней. Корневая морфема играет роль семантического фундамента в слове, она выражает то лексически общее, что присуще всем словам-родственникам (мудрость-мудрец-мудреный-мудрствовать ).

Аффиксальные морфемы являются факультативными частями слова. Имеются слова без аффиксальных морфем: я, ты, здесь, вчера, там , но нет ни одного слова, в котором не было бы корня. К аффиксальным относятся приставки (префиксы), суффиксы, окончания, постфиксы, интерфиксы. Аффиксальные морфемы участвуют в формообразовании и словообразовании. Поэтому по функции и значению различают формообразовательные (или словоизменительные) и словообразовательные морфемы.

Различие между корнями и аффиксами проводится и по ряду признаков:

1) корень – центральный элемент морфемной структуры слова, являющийся лексическим ядром слова, несущим его основное, знаменательное значение; аффиксальные морфемы выражают в слове дополнительное значение – словообразовательное или грамматическое.

2) корень не может не иметь значения (номинативного или экспрессивного), аффикс – может (соединительные морфемы в словах самовар, пятилетка );

3) корневые морфемы обычно не закреплены за теми или иными частями речи (дерево, деревянный, деревенеть; зло, злой, злить ), а аффиксы обычно соотносятся со словами вполне определенных частей речи: -ут – глагольное окончание, -ейш - – суффикс прил-го, суффикс -ость характеризует сущ-е;

4) корней в языке на порядок больше, чем аффиксов;

5) перечень корней открыт для пополнения новыми морфемами, а новые аффиксы в языке практически не появляются, их список закрыт;

6) в тексте корневые морфемы встречаются реже, чем аффиксальные;

7) корневые морфемы длиннее, состоят из большего количества фонем, чем аффиксальные, которые нередко представлены одной фонемой (нес-у, стол-ы );

8) аффиксы могут быть нулевыми (дом-ø), корни – никогда;

9) корневые морфемы могут совпадать с основами слов (ландыш ), аффиксальные морфемы составляют лишь часть основы слова (суффикс -к-, придающий оттенок уменьшительности значению слова берез-к-а , осознается как часть основы этого слова).

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов (рук а, руч ной, при руч ить, об руч ение, рук ав ). Корень является обязательной морфемой, не бывает слов без корней. Закрепление за определённой частью речи для корневой морфемы нехарактерно (бежать (глагол), бег (сущ-е), беговой (прилаг-е)).

Корень может иметь варианты, возникающие за счет чередования (ловить ловля вылавливать, рука ручка ). Корни м.б. открытыми (оканчиваться на гласный) и закрытыми (оканчиваться на согласный). У именных частей речи (сущ-е, прилаг-е, числ-е + местоимение), как правило, закрытый корень. У глаголов корни м.б. как открытыми (жи-тъ, пе-тъ ), так и закрытыми (обедать ).

Различают корни свободные и связанные. Свободными корнями считаются такие корни, которые могут сами по себе составлять основу слова (окн-о, вез-у, тр-и, лев-ый, сын, пе(тъ), син(ий)), но могут употребляться и в сочетании со словообразовательными аффиксами (усынови(ть), перепе-ва(тъ), синеват(ый)). Связанные корни известны только в составе производных основ родственных слов и всегда используются в сочетании со словообразовательными аффиксами: улица, проулок, закоулок ; обуть, разуть; прибавить, убавить; палец, беспалый. Они никогда сами по себе не составляют основу слова. Корни могут быть уникальными (тюбик, вдруг, если, я, мы) . Уникальными могут быть только свободные корни.

Аффикс – обобщённое название всех служебных морфем. Минимальный строительный элемент языка, присоединяемый деривации и служащий в грамматических/словообразовательных целях. Важное ср-во в выражении грамматических и словообразовательных значений.

Аффиксальные морфы – морфы, которые присутствуют не в каждой словоформе, они заключают в себе дополнительное значение. Они бывают префиксальные и аффиксальные.

С точки зрения места морфемы в составе слова по отношению к корню все аффиксы делятся на префиксы (¬) и постфиксы (^, , собственно ⌐). Префиксы характеризуются тем, что расположены перед корнем, постфиксы – после. Выделяются ещё конфиксы и интерфиксы. Конфиксы – это единицы, которые состоят из двух и более морфем, не примыкающих друг к другу. Их выделение рационально только как словообразовательных формантов при деривации (под берёзов ик , раз говорить ся ). Интерфиксы – это соединительные (реляционные) морфемы, располагающиеся м-ду 2-мя корнями (юг о -запад, дв ух этажный).

Префикс , или приставка – аффиксальная морфема, расположенная перед корнем или другим префиксом и служащая для словообразования (при бегать, при задуматься ). ¬ необязательна в составе слова, очень многие слова ее не имеют: стол, ясли, купить, бежать, красивый, чудесный .

Тесная связь со словами к.-либо одной части речи для ¬ не обязательна. Существуют ¬, которые могут присоединяться к словам различных частей речи, сохраняя одно и то же «универсальное» значение: раз -: раз-ухабистый, раз-веселый; рас-красавица, рас-красавчик; пре -: пре-весёлый, пре-милый; пре-комедия; со -: со-автор, со-гражданин, со-редактор; со-пере-живать, со-существовать. Но есть группа ¬, которые являются именными: псевдо-, квази-, ультра- и ряд других (псевдо-ним, квази-научный, ультра-модный ).

Характерная особенность ¬ – она присоединяется к слову целиком и не изменяет принадлежности слова к части речи.

¬ обычно не влияют на строение начала слова. ¬ могут иметь побочное ударение в составе слова (анти-демократичный, прдтиво-воздушный, противо-пожарный, со-наниматели, внутри-клеточный, анти-нейтралитет ).

¬ преимущественно являются словообразовательной морфемой. Приставочное образование особенно хар-но для глаголов: гореть – за гореть, об гореть, у гореть, от гореть, при гореть, про гореть .

Присоединение к слову ¬ обычно не меняет значения слова коренным образом, а лишь добавляет к нему некоторый оттенок значения. Глаголы с ¬ улететь, прилететь, отлететь, вылететь, подлететь обозначают те же действия, что и глагол лететь . ¬ только добавляет к их значению указание на направление движения.

Суффикс – это служебная морфема, которая находится в слове после корня (или другого суффикса) перед окончанием и служит для образования слов или их форм (изда- тель , издатель- ниц ). ^ не является обязательной морфемой в слове.

Для ^ характерна закреплённость за определённой частью речи. У каждой части речи свои собственные ^: -ость, -изн, -тель – суффиксы сущ-х (туманность, жизнь, читатель ); -лив, -ист, -ов – суффиксы прилаг-х (дождливый, зернистый, столбовой ). ^ всегда присоединяется к основе слова, а не к слову целиком (смелый → смел ость, красивый → крас ота ). При этом ^ нередко вызывают изменения в строении конца основы (чередование фонем), т.к. на границе морфов происходит взаимоприспособление основы ^: горох – горош-ек, горош-ин-а; бумага – бумаж-н-ый. ^ участвуют и в словообразовании, и в словоизменении. Б-во ^ являются деривационными. Но некоторые используются для образования грамматических форм. В этом случае их принято называть формообразующими. Различают следующие формообразующие суффиксы :

1. Глагольные : инфинитива – -ть, -ти (чита ть , рас ти ) и нулевой (беречь #); прош.врем. – -л - (чита л ) и нулевой (вымок #); формы сослагат.накл. – -л- + бы (чита л бы ) и нулевой + бы (вымок# бы ); формы повелит.накл. – -и (скаж и ) и нулевой (экономь #).

2. Причастий : наст.врем. действительных – -ущ-, -ащ-; наст.врем. страдательных – -м-, -ом-, -им -; прош.врем. действительных – -ш-, -вш -; прош.врем. страдательных – -енн-, -онн-, -нн-, -т-.

3. Деепричастий : -а (читаj-а), -в (сказав), -вш- (сказавши ).

4. Прилагательных : сравнит.степени – -ее, -е, -ей ; превосходной степени – -ейш-, -айш -.

5. Наречий : сравнит. степени – -ее, -ей, -е.

6. Существительных : -j - (дерево – дерев" j а, кол – коль’ j а, брат – брат’ j а ); -ес- (чудо – чуд ес а, небо – неб ес а ), образует основу косвенных падежей; -ин (крестьян ин – крестьяне, бояр ин – бояре ).

Бывают такие ^, которые выполняют две функции: с их помощью образуются новые слова и в то же время грамматические формы. Такие ^ называют синкретичными : рассып а ть – рассып á ть, пол и ть – пол ива ть, усмотр е ть – усматр ива ть (совершенный и несовершенный виды).

В некоторых словах ^ не получают своего материального выражения - нулевые суффиксы: слово притвора имеет значение «тот, кто притворяется, любит притворяться». С таким же примерно значением рус.языку известно слово притворщик, образованное с помощью ^ -щик от глагола притворяться. Следовательно, и слово притвора, образованное от глагола притворяться, должно иметь словообразовательный аффикс для обозначения лица по действию, названному глаголом. Нулевые ^ используются при образовании прилаг-х (золот-о - золот-#-ой), различных глагольных форм: нес-#-ø (ср. нес- л -а).

Постфиксы – это аффиксальная морфема, находящаяся после  или ^ и служащая для образования новых слов либо разных форм одного и того же слова. ⌐ необязателен для слова, они встречаются в редких случаях.

К ⌐ относят возвратные частицы -ся и -сь , а также части слов -то, -либо, -нибудь , которые образуют неопределенные местоимения и местоименные наречия: к то-то, -либо, -нибудь; чей-то, -либо, -нибудь; где-то, -либо, -нибудь . Постфиксы строго закреплены за определённой частью речи. Но в СРЯ наблюдаются случаи, когда глагольные ⌐ наблюдаются у сущ-х: учащиеся, трудящиеся . Это произошло в рез-те перехода слова из одной части речи в другую.

Основная ф-ция постфиксальных морфем – словообразование. Постфикс -ся(-сь) используется для образования новых слов. С помощью постфикса -ся(-сь) от переходных и непереходных глаголов образуется большая группа возвратных глаголов: катать - кататься; белеть белеться.

Постфикс -ся(-сь) употребляется и при образовании формы страдат.залога глаголов: читать - читается, строить - строится. Постфикс -ся употребляется в структуре причастий (вернувшийся, улыбающиеся), а также в других глагольных формах, где ему предшествует согласный звук (вернется, вернулся, улыбайся). Во всех глагольных формах, кроме причастий, после гласных звуков употребляется -сь (вернусь, вернись, улыбаясь).

Интерфиксы служат для соединения частей слова. Бывают двух видов: свободные и связанные. К первой группе относятся соединительные гласные о и е (коневод, коновод ) и нулевой интерфикс в таких словах, как пол-Азии, пол-арбуза, пол-лимона . Связанные интерфиксы – это такие сегменты, которые служат для соединения служебных аффиксов с основой слова.

Интерфиксы как бы восполняют, компенсируют недостатки основ: ^ –ец, -н-, -ист присоединяются как правило к консонантным основам (оканчивающимся на согласный), но в рус.языке есть ряд слов, основа которых является вокалической (оканчивается на гласный). В этих случаях происходит наращение: корми л ец, мота ль щик, кофе й ный .

флексия – служебная морфема, образующая грамматические формы и выражающая грамматическое значение слов: белая береза – белой березой, два – двое, раскрывшийся цветок – раскрывшегося цветка .

Наречие, деепричастие, слова категории состояния, модальные слова, служебные слова, междометия, звукоподражания окончаний не имеют, т.к. являются неизменяемыми.

Как правило,  находятся в конце слова, но довольно часто они могут находиться и в середине слова: о ч ем -то, ч его -нибудь, мо ем ся, четыр е ст а – четыр ем ст ам .

При помощи  выражается отношение данного слова к другим словам, устанавливаются синтаксические связи слов составе словосочетания и предложения. В этом случае  выполняют чисто грамматическую функцию.  могут выступать и как синкретичные морфемы, т.е. совмещать формообразующие и словообразующие ф-ции: раба – р.п. м.р., раба – и.п. ж.р.

В рус.языке окончания бывают:

1. Материально выраженные . Существуют в виде фонем и фонемных сочетаний. Однофонемные  обычно представлены гласным звуком: отца, река . Встречаются и однофонемные  на согласный: дам, дашь . Двухфонемные: даешь . Трехфонемные: белыми .

2. Нулевые . Образуют только слова, имеющие материально выраженное , т.е. слова, образующие грамматические формы с помощью целой системы : роза – розы – розами - розах – роз . Эта форма не имеет специального материального показателя для выражения грамматического значения, это значение отсутствия : окна – окон, дела – дел . Слова шоссе, пальто, депо, такси не имеют нулевого . В рус.языке при помощи нулевого  выражается значение числа и падежа. Значение м.р., ед.ч.: дом высок и светел, я пришел, я пришел бы, пятьдесят .

 выражают огромное число грамматических значений в сущ-х, прилаг-х, числ-х, глаголах и причастиях.

Конфиксы – это такие словообразовательные форманты, которые состоят из двух и более несмежных аффиксов: кричать – рас кричать ся (нет глаголов «раскричать» или «кричаться»), говорить – с говорить ся , звонить – со звонить ся , окно – под окон ник .

Выделять конфикс как морфему нецелесообразно, но в качестве словообразовательного форманта существование конфикса вполне оправдано. Под конфиксацией следует понимать не только приставочно-суффиксальный способ словообразования, это лишь один из типов конфиксации. Назовём другие разновидности:

- приставочно-постфиксальный способ : характерен для глаголов, исключает конверсию, например: говеть – раз говеть ся , говорить – раз говорить ся , играть – за играть ся ;

- приставочно-суффиксально-постфиксальный : щедрый – рас щедр и ть ся ;

- суффиксально-постфиксальный (может повлечь за собой конверсию): брат – брат а ть ся , охота – охот и ть ся .

Разновидностью приставочно-суффиксального способа выступает конфиксация с нулевым суффиксом : волос – без волос-#-ый, седой – про седь-#, лист – без лист-#-ый, рука – без рук-#-ий .

По функции в языке и характеру значения аффиксальные морфемы распадаются на классы: морфемы деривационные (словообразовательные) , реляционные (словоизменительные ) и реляционно-деривационные (формообразующие ). Последние 2 категории часто объединяются под названием словоизменительных.

Словообразовательные аффиксы для образования новых слов. Присущи словам в целом и выражают словообразовательные значения. В совокупности с корнем словообразовательный аффикс формирует лексическое значение слова.

Это большинство суффиксов и приставок.

Словообразовательные морфемы могут располагаться перед корнем: приставка : анти -научный, про -дать, пере -подготовка; после него: суффиксы : артист- к -а, газет- чик, журнал- ист , коров- ни к, цемент- н -ый ; п остфиксы имеют словообразовательное значение: -то, -либо, -нибудь .

Аффиксы, образующие грамматическую форму, называют формообразующими (или словоизменительными). К ним относятся:

1) чистовидовые приставки (делать (несов. в.) → с делать (сов. в.));

2) суффиксы, образующие формы несовершенного вида от форм совершенного вида глагола (переписать → переписывать, напеть → напевать );

3) суффикс -л- и нулевой суффикс, образующие формы прошедшего времени глагола (читал, вёзØ );

4) суффикс -ть/-ти/-чь , образующий инфинитив (сидеть, нести, стеречь );

5) суффиксы причастий -ащ/-ящ, -ущ/-ющ, -вш, -ш, -енн, -нн, -ем/-ом, -им, -т (летящий, несущий, читавший, шедший, купленный, читанный, читаемый, солимый, колотый ) и деепричастий -а/-я, -в, -ши, -вши (играя, написав, шедши, умывшись );

6) суффиксы -и, -й и нулевой суффикс, образующие форму повелительного наклонения глагола (пиши, читай, сядьØ );

7) суффиксы -ее, -ей, -е, -ше, -ейш/-айш , образующие формы сравнительной и превосходной степени (длиннее, сильней, ниже, дольше, крепчайший, точнейший );

8) окончания;

9) глагольный постфикс -ся/-сь , образующий форму страдательного залога глагола (строиться )

Аффиксы, образующие новые слова, называются словообразовательными (или словообразу´ющими). Например: суффикс -тель (учитель, строитель ), префикс анти- (антивирусный, антигерой ).

В ряде слов значения слово- и формообразования могут выражаться одним и тем же аффиксом. В этом случае принято говорит о синкретизме. С инкретичные аффиксы одновременно образуют новое слово и указывают на грамматическое значение: ч итать – пере -читатъ (приставка пере - указывает одновременно и на вид глагола – совершенный и создает слово с новым лексическим значением).

Степень членимости (основы, слова) – степень проявления способности основы слова делиться на морфемы. М-ду двумя четко противопоставленными классами основ – нечленимыми и членимыми – имеются промежуточные случаи, позволяющие говорить о большом кол-ве переходных случаев, т.е. о разных степенях членимости основ. Степени членимости устанавливаются в зависимости от того, одна или обе значимые (корневая и аффиксальная) части основы повторяются в других словах с тем же значением.

Членимость основы (слова) – способность основы слова делиться на морфемы. Основание для членимости - повторяемость морфем.

В современной лингвистической литературе выделяют несколько типов членимости . Они располагаются на шкале по принципу убывания.

На самой высокой ступени находятся слова, обладающие полной свободной членимостью : свободный корень в них сочетается с аффиксом, встречающимся в др.основах: слова бизнес/мен, шоу/мен , уже членимы и мотивированы соответствующими заимствованиями бизнес, шоу . При этом компонент -мен можно считать суффиксом, т.к. он носит категориальное словообразовательное значение лица.

На второй ступени членимости находятся слова, у которых и корневая, и аффиксальная части с таким же значением или ф-цией встречаются в др.основах, но корень связанный. На эту ступень поднялись такие заимствования, как сканер и хакер , благодаря распространению соотносительных слов сканировать (считывать информацию с помощью сканера) и хакинг ("профессия" хакера).

К третьей ступени членимости, когда корень выступает сопоставимой морфемой, а морфема с деривационным значением является несопоставимой, можно отнести слово чайхана (тюрк, caihana) основа чай- в котором сопоставимая, свободная, а конечный элемент -хана можно только условно считать дериватором.

Документ

... котором специфически ... вам ... которыми русский длительное время контактировал. Лексикология – раздел языкознания ... семантической нечленимости, но есть слова, которые состоят из одной морфемы ... обладающая признаками слова цепочка фонем, формально ... которая изучает ...



Похожие статьи

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

  • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

    Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...