Употребление местоимений ты и вы в речи. Нормы употребления местоимений

Местоимения представляют собой своеобразную в семантическом и грамматическом отношении группу слов. Как часть речи они объединяют слова, которые указывают на лицо, предмет, признак, и количество, но не называют их.

Традиционно по значению местоимения делятся на девять разрядов: личные (я, ты, мы, вы, он, она, оно, они), возвратное (себя), вопросительные (кто, что, какой, каков, чей, который, сколько), относительные (кто, что, какой, каков, чей, который, сколько), неопределенные (кое-кто, что-то, какой-нибудь, чей-либо, несколько), отрицательные (никто, ничто, нечего, некого, никакой, ничей, нисколько), указательные (тот, этот, такой, таков, столько), определительные (весь, всякий, каждый, иной, другой, любой), притяжательные (мой, твой, наш, ваш, свой). Местоименные слова обладают различными морфологическими признаками. Некоторые из них изменяются только по падежам (например: кто, что-то, ничто, сколько, столько), другие - по родам и числам (например: каков, таков), третьи - по родам, числам и падежам (например: какой, некий, наш, этот, другой).

Местоимения численно представляют собой небольшую группу слов, однако характеризуются очень высокой частотой употребления. Употребление местоименных слов в речи подчиняется определенным нормам, нарушение которых часто приводит к неясности, искажению смысла конструкции. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки.

1. К числу речевых недочетов относится употребление лишних слов, или многословие. В следующих примерах лишними являются местоимения, ибо они ничем не дополняют того, что выражено другими словами: Эта студентка, она всегда посещает занятия (личное местоимение дублирует подлежащее); И. С. Тургенев в своем романе «Отцы и дети» затрагивает множество проблем (значение принадлежности, выраженное в предложении притяжательным местоимением свой, само собой разумеется).

2. Личные местоимения свободно заменяют существительные и замещаются ими, поэтому часто используются для устранения тавтологии в речи (Когда сын переехал в Москву, он долго не мог привыкнуть к новому месту). Однако нагромождение личных местоимений нередко создает неясность текста: Тяжело приходилось ему, когда он с ним говорил о нем. Нежелательным является также дублирование одного и того же местоимения: Когда она получила диплом, она начала искать работу (лучше сказать: Получив диплом, она начала искать работу или Она получила диплом и начала искать работу).

3. Неудачно построенными считаются предложения, в которых личное местоимение 3-го лица множественного числа они заменяет существительное с собирательным значением, например: Студенчество активно участвует в жизни института, на них всегда можно положиться. В таких случаях следует заменять собирательное существительное конкретным (Студенты активно участвуют в жизни института, на них всегда можно положиться) или использовать форму единственного числа личного местоимения 3-го лица (Студенчество активно участвует в жизни института, на него всегда можно положиться).

4. В русской речи довольно часто встречается неоправданное отсутствие или, наоборот, наличие начального согласного н в формах косвенных падежей личных местоимений 3-го лица. Начальное н прибавляется к личным местоимениям, если они стоят после:

а) простых предлогов, например: для него, к ней, за ними

б) производных предлогов, управляющих родительным падежом, например: впереди него, напротив него, вокруг нее, мимо нее, посреди них, около них, но: внутри его, вне ее, наподобие их, насчет их.

Начальное н у местоимений 3-го лица отсутствует в следующих случаях:

а) после производных предлогов, управляющих дательным падежом, например: согласно ему, навстречу ему, вслед ей, наперекор ей, вопреки им, благодаря им

б) после предложных сочетаний, состоящих из простого предлога и существительного, например: при помощи его, в отношении его, за исключением ее, в пример ей, со стороны их, по поводу их.

в) при употреблении личного местоимения в значении притяжательного (сравните: гостить у него (у кого?) и гостить у его (чьего?) отца), г) после сравнительной степени прилагательного или наречия (выше их, звонче его, добрее ее). Если личному местоимению предшествует определительное местоимение весь, то допустимы обе формы, например: у всех их и у всех них.

5. По общим правилам местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное. Наличие перед местоимением двух или более существительных может в отдельных случаях привести к искажению смысла, к затруднению восприятия текста, например: Антон позвонил другу, он увлекается спортом (кто увлекается: Антон или друг?); Сестра моей подруги, которая вчера вернулась из Москвы, заболела (кто вернулся: сестра или подруга?). В этих случаях нужна правка. Избежать двусмысленности, неясности, можно, например, перестроив предложения следующим образом: Антон позвонил другу, который увлекается спортом или Антон позвонил другу, увлекающемуся спортом, Когда сестра моей подруги вчера вернулась из Москвы, то заболела или Сестра моей подруги вчера вернулась из Москвы и заболела.

6. Источником неясности и двусмысленности иногда является неправильно употребленное возвратное местоимение себя. Данное местоимение может соотноситься с любым из трех грамматических лиц (я себя люблю, ты себя любишь, он себя любит) или относиться к нескольким лицам (они себя любят). Кроме того, оно может выражать отношение не к какому-либо конкретному лицу (лицам), а к любому (Ради победы и себя не жаль). При наличии в предложении нескольких существительных часто непонятно, с каким из них связано местоимение, появляется возможность двоякого понимания смысла предложения: Отец сказал дочери отнести книги к себе в комнату (отнести в комнату к отцу или к дочери?). В соответствии с правилом местоимение себя должно относиться к слову, называющему производителя действия.

Исправить предложение можно так

1) Отец сказал, чтобы дочь отнесла книги к себе в комнату.

2) Отец сказал, чтобы дочь отнесла книги в ее (его) комнату.

3) Отец сказал дочери отнести книги в ее (его) комнату.

7. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета определенному лицу: мой, наш - первому, твой, ваш - второму, его, ее, их - третьему, свой - любому лицу. В отдельных случаях возможно их параллельное употребление: Я подчеркиваю свою (или мою) мысль. Довольно распространенная ошибка в речи - неудачный выбор одного из притяжательных местоимений - встречается, как правило, в предложении, в котором обозначено несколько лиц или действий. Например, употребление местоимения свой в предложении Таня просит детей почитать свои стихи делает конструкцию двусмысленной (чьи стихи: Тани или детей?). Устранить двусмысленность можно, в частности, так: Таня просит детей почитать ее (или их) стихи или Таня просит, чтобы дети почитали ее (или их) стихи.

8. Часто не соответствует литературной норме употребление определительных местоимений сам и самый, различающихся оттенками значения. Местоимение сам обозначает, что кто-нибудь лично производит действие, испытывает состояние или подвергается воздействию (Пусть сам и спросит), производит действие своими силами, без помощи и требования со стороны (Я сам справлюсь); в сочетании с существительными, называющими внутреннее свойство, качество, имеет значение «воплощенный, олицетворенный» (Человек этот - сама скромность); указывает, что действие или состояние распространяется также на данное лицо или предмет (Меня и самого это интересует); подчеркивает важность, значительность данного лица, предмета (Сам директор распорядился). Местоимение самый подчеркивает, усиливает указание на предмет или на тождество предметов (тот самый дом)\ употребляется для уточнения места и времени в значении «прямо, как раз, непосредственно» (с самого утра)", при прилагательном образует превосходную степень, а при существительном указывает на крайнюю степень количества или качества (самый красивый, самые пустяки). Как правило, местоимения сам и самый не заменяют друг друга, за исключением некоторых случаев, например, при подчеркивании определяемого существительного в значении «взятый сам по себе, как таковой» (Важен сам (или самый) факт публикации статьи).

Следует различать не только значение указанных местоимений, но и их склонение. Сам и самый склоняются, как прилагательные, но первое местоимение -с ударением на окончании (за исключением формы именительного падежа множественного числа): самого, самому, самого, самим, о самом и т. п.; второе - с ударением на основе во всех падежах: самого, самому, самого, самым, о самом и т. п. В винительном падеже единственного числа женского рода местоимение сам имеет две формы: саму и самое. Первый вариант является более употребительным.

9. Не редко причиной речевых ошибок является неточность словоупотребления, обусловленная незнанием значений слов. Определительные местоимения всякий, любой, каждый сочетаются с существительными и указывают на выделение единичных предметов или лиц из совокупности однородных. Эти местоимения различаются оттенками значения: всякий имеет значение «разный», «самый разнообразный», «всевозможный», «какой-либо», «какой бы то ни было» (без всякого сомнения)-, каждый - «один из всех в данном количественном ряду», «любой из всех подобных, взятый отдельно» (на каждый день); любой - «какой угодно на выбор» (любой ценой добиться успеха). В отдельных случаях местоимения всякий, каждый, любой являются синонимичными и допускают замену одного другим, например: Это может сделать всякий (каждый, любой) из нас. Однако в ряде случаев их смысловые оттенки препятствуют такой замене. Сравните: Приходи в любое время (но не каждое), Каждый сделал, что мог (но не любой), Задача решается без всяких сложностей (но не каждых или любых).

10. Та же проблема - неточное словоупотребление - имеет место и при употреблении неопределенных местоимений. Неопределенные местоимения указывают на неопределенные или неизвестные лица [кое-кто, кто-то, кто-нибудь, кто- либо), предметы (кое-что, что-то, что-нибудь, что-либо), признаки (некоторый, некий, кое-какой, какой-то, чей-либо, чей-нибудь) и количества (несколько, сколько-нибудь). Различие между ними имеет смысловой или стилистический характер. Местоимения с постфиксом-то указывают на лицо, предмет или признак, неизвестные ни говорящему, ни слушающему (Кто-то вошел в комнату); местоимения с приставкой кое- указывают на лицо, предмет или признак, неизвестные слушающему, но в какой-то степени известные говорящему (Я кое- что могу рассказать вам о Сибири)-, местоимения с постфиксами -либо и -нибудь указывают на любое лицо, предмет или признак (Приняли ли вы какое-либо решение? и Кто-нибудь поедет на рыбалку?). Поэтому предложения Что-нибудь загремело вдалеке (надо что-то), Выберите мне, пожалуйста, кое-какую красивую открытку (надо какую-нибудь); За дверью слышался чей-либо голос (надо чей-то) являются неверно составленными. Местоимения с постфиксом - либо, а также нечто и некий имеют книжный характер, поэтому неуместно их использование в разговорной речи.

11. Нарушение нормы может быть связано с образованием и употреблением форм следующих

местоимений. Разговорный характер имеет употребление формы чего вместо что в вопросительных предложениях: Чего тебе нужно"? (надо Что тебе надо?)-, употребление местоимения такой в сочетании с местоимениями кто, что, какой для их выделения: Это кто такой? (надо Кто это?)-, употребление вопросительного местоимения вместо неопределенного: Дайте кто совет (надо Дайте кто-нибудь совет)-, употребление слова самый при личном местоимении в значении «собственной персоной» (Разве это он?- Он самый). Устаревшим является употребление краткой формы определительного местоимения всякий: За всякую (надо всякую) безделицу готовы обругать, личного местоимения они по отношению к одному лицу: Они (о генерале) (надо он) отдыхают. За пределами литературного языка находится местоимение ихняя, формы местоимения сколько - со скольки и до скольки.

Лучший способ избежать ошибок при употреблении местоимений - хорошо усвоить их значение и функционально-стилистические характеристики.

ВЫ. Местоимение вы как вежливое обращение к одному лицу местоимения требует употребления относящегося к нему прилагательного в единственном числе и в роде, который зависит от поля обозначаемого местоимением лица. Например, Вы не знаете какой вы ! Пётр Иванович, вы замечательный , умный, всё понимающий ! Использование прилагательных во множественном числе – нарушение нормы, признак низкой речевой культуры. Например, Пётр Иванович, вы такие замечательные !

КАКОЙ, КОТОРЫЙ. Среди вопросительных местоимений в употреблении различаются местоимения какой, который. Местоимение какой связано с определением признака предмета , а местоимение который с местом предмета в ряду других предметов. Какие огурцы – огородные или парниковые? Который день мы его ждём, а он всё не едет.

Местоимение который употребляется только со словами, обозначающими отрезки времени.

Местоимение какой употребляется также в значении местоимения который (т.е. определяет место предмета, явления в ряду подобных). На каком этаже вы живёте? В каком вагоне ты едешь?

При вопросе о годе рождения из двух предложно-падежных конструкций с местоимением какой : В каком году (ты, он) родился? И

С какого (ты, он) года? – нормативной признаётся первая (в каком …), а вторая (с какого …) распространена в просторечии, ненормативна.

КТО, КОТОРЫЙ. Среди относительных местоимений есть синонимическая пара кто-который.

Если придаточное предложение относится к сочетанию указательного местоимения тот (та, то, те) с существительным в главном предложении, то в качестве союзного слова употребляется чаще всего местоимение который . Это то лекарство, которое необходимо тебе. Иванов именно тот человек, который справится с поставленной задачей.

Если придаточная часть относится к указательному местоимению без определяемого существительног о в главном предложении, то в придаточном предложении в современной речи употребляется местоимение кто в соответствующем падеже. Он тот, кому мы верим. Он остался с теми, кто решил продолжить поиски пропавших.



МЫ. Местоимение мы может выступать синонимом местоимения я . такое употребление обусловлено желанием автора не подчёркивать своего «я». Оно называется «мы скромности» или «мы авторское», встречается в статьях, монографиях*, докладах научного характера. Например, Изучая этот вопрос, мы пришли к таким выводам… Если над «вопросом» работала группа исследователей, тогда мы употребляется в своём основном значении.

ИХ. Как известно, притяжательные местоимения: мой, твой, его, её, наш, ваш, свой, их, ихний ненормативная форма , относится к просторечию.

ОН, ОНА, ОНИ. По правилам речевого этикета в присутствии человека, о котором идёт речь, не рекомендуется говорить о нём в третьем лице, т.е. употреблять местоимения он, она, они . Так поступать невежливо по отношению к присутствующим.

Норма не допускает использования местоимения они, когда речь идёт об одном человеке. Например, Алексей Николаевич дома? – Их нет, они будут вечером. Такое использование личного местоимения они (его называют «лакейским») является устаревшим, в современной литературной речи не употребляется, встречается лишь в просторечии.

Личные местоимения. По общему правилу, личное местоимение относится к ближайшему из предыдущих существительных. Нередко может возникать неясность: Боясь грозы, старуха спрятала голову под подушку и держала её там до тех пор, пока она не кончилась. Эту селёдку передала мне продавщица Люба, ввиду жаркой погоды она уже припахивала. Неточное употребление личных местоимений может вызвать нежелательный комический эффект.

Личные местоимение третьего лица (он, она, оно, они ) в падежных формах могут иметь два варианта: с н в начале слова и без н. В современном русском языке указанный звук добавляется , если местоимение стоит после любого простого предлога (без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, по, под, перед, при, про, с, у, через ), а также после наречных предлогов, управляющих Р.п. (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади ).

ОНЫЙ. Местоимение о ный – «тот, тот самый, вышеупомянутый» - в современной речи практически не употребляется. Устойчивое сочетание во время оно (очень давно) имеет шутливо-иронический характер.

САМА. Определительное местоимение сама в винительном падеже имеет два варианта: саму, самоё . Форма саму – норма общелитературного употребления. Вы её саму об этом спросите .

Форма самоё – нормативная, но в современной литературной речи малоупотребительна, встречается очень редко в книжной речи. Данное явление помогает понять самоё сущность происходящих в живых организмах процессов.

СВОЙ. Нередко возвратно-притяжательное местоимение свой оказывается лишним. Пушкин в своём произведении «Капитанская дочка» показал … (как будто можно что-то показать не в своём произведении!).

СЕБЯ. Возвратное местоимение себя относится к производителю действия. Но в речевой практике возникают затруднения при употреблении местоимения себя в случаях, когда предложение содержит два или несколько слов, с каждым из которых это местоимение может соотноситься. Начальник приказал секретарю отнести книги к себе (к начальнику или к секретарю?). В подобных случаях следует перестроить предложение таким образом, чтобы местоимение себя ясно соотносилось со словом, обозначающим производителя действия. Например: Начальник приказал секретарше, чтобы она отнесла эти папки к себе. Местоимение она указывает на то, что производитель действия – секретарше . Если бы начальник приказал, чтобы папки были у него, предложение получило бы такой вид: Начальник приказал секретарше, чтобы она отнесла папки к нему .

СЕБЯ. Ещё несколько слов об этом местоимении. Какая форма предпочтительнее: представлять собой или представлять из себя ? Безусловно, первая. Вторая форма представляет собой разговорный вариант.

СЕЙ, СИЕ, СИЯ, СИИ. Эти указательные местоимения употребляются при стилизации под старинную речь (манерность речи), а также иронически. Сия теория весьма оригинальна. Эти местоимения сохраняются в живой речи благодаря таким устойчивым сочетаниям разговорного характера: до сих пор, на сей раз, по сей день, сию минуту , а также благодаря сложившимся в официально-деловом стиле сочетаниям сего года, с получением сего . Местоимение сей поддерживается, конечно, и такими широко употребительными словами, как сегодня, сегодняшний.

Я. Местоимение я не принято использовать:

1. При выражении благодарности, просьбы извинения и т.п.: благодарю вас; прошу понять меня правильно; думаю, что…

2. В некоторых жанрах официально-делового стиля (в личных заявлениях, в докладных и объяснительных записках), а также в устной официальной речи: прошу предоставить мне отпуск; считаю нужным подчеркнуть; приказываю; прошу слова и т.п.

ОСТОРОЖНО: ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ!

Имена числительные делятся на:

количественные : один, два, пять, десять простые ; пятнадцать, шестьдесят, восемьдесят сложные ; двадцать семь, триста двадцать три, две тысячи девяносто восемь составные ;

порядковые : первый, пятнадцатый, две тысячи триста третий ;

дробные : две пятых, три четвёртых, ноль целых и пять десятых ;

собирательные : двое, трое, семеро, десятеро .

  • Морфологические нормы употребления личного местоимения «он » в непрямых падежах подразумевают прибавления буквы н-: него, ним, нём и т.д . Но в беспредложном предложении буква н- опускается: подарить ему - выйти замуж на него . Нарушение последнего правила является грубой морфологической ошибкой и говорит о низком уровне образованности говорящего: выйти за его замуж.

Морфологические нормы употребления местоимений « её», «его», «их».

  • Это три формы местоимений , которые не склоняются по родам и падежам и остаются неизменными: их бизнес, его мать, её рука . Употребление нелитературных форм ихний, евойный, еёйная является грубой морфологической ошибкой и недопустимо даже для устной речи.

Использование слов-заместителей.

  • Функцию замещения слов и понятий выполняют указательные местоимения (такой, тот, этот и др.) , относительное местоимение «который », местоименные наречия (тогда, туда, там и др.) и личные местоимение (оно, она, он, они). При употреблении слов-заместителей нужно помнить, что слушателю или читателю необходимо понимать, к какому именно слову относится заместительное. В целях предотвращения недопонимания лучше употреблять заместительное слово как можно скорее после замещаемого слова: Дом, который построил Джек, выстоял на камне . Если сказать: «Дом выстоял на камне, который построил Джек», станет не понятно, кто именно выстоял - дом или камень.
  • Также нарушится логическая связь, если употребить заместительное слово без замещаемого: В дверь кто-то постучал. Он решил открыть дверь и вывести пса прогуляться. Не понятно, кто решил открыть и вывести пса прогуляться - тот, кто постучал в дверь?
  • Важно соблюдать логическую цепочку и при употреблении личных местоимений «он», «она», «оно», «они ». Если в предыдущем предложении или части сложноподчиненного предложения имеется два слова мужского, женского или одно слово мужского и среднего рода(либо употребляется два существительных множественного числа), то употребление заместительного слова неуместно, так как слушателям и читателям так же не будет понятно, к какому именно слову относится слово-замещение: Мама вышла на мансарду - она была прекрасна . Кто именно был прекрасным? Мама или мансарда?

Морфологические нормы употребления притяжательного местоимения «свой».

  • Местоимение «свой» означает принадлежность чего-либо определённому лицу. Данное местоимение может одинаково относиться к существительным любого рода, лица и числа: я/ты/он/она/они посмотрел/ла/ли на свои часы . Как и в случае со словом-замещением, нужно помнить о том, что два существительных в одном предложении с данным местоимением непременно создадут логическую путаницу: Преподаватель попросил студента прочесть свой реферат . В таком случае уместней будет употребить местоимение «его».
  • Если в предложении подлежащее и дополнение выражены существительными разного пола, то употребление местоимения «свой» также будет неуместным. В этом случае также рекомендуется использовать соответствующую форму местоимения «его (её, их)»: «Ты пришёл для того, чтобы посмотреть на неё в своём горе?» - «Ты пришёл для того, чтобы увидеть её в её горе?».
  • Если в одном предложении всё же необходимо употребить два существительных и использовать притяжательное местоимение , то можно воспользоваться двумя выходами из ситуации: «Преподаватель попросил студента прочесть свой реферат»(некорректно) - Преподаватель попросил студента, чтобы он прочитал свой реферат. По просьбе преподавателя, студент прочитал его реферат.

Морфологические нормы употребления возвратного местоимения «себя».

  • Как и в случае с рассмотренным выше притяжательным местоимением, возвратное местоимение «себя» может относиться к любому лицу, роду и числу. Потому что, в отличие от предыдущего местоимения, это вовсе не имеет различий по формам в соответствии с родом, числом и лицом. Местоимение «себя» указывает на то, что действие направлено непосредственно на само действующее лицо: Они купили себе вина. Я сделала себе вкусный завтрак. Он погладил себя по волосам рукой.
  • В подобных случаях часто возникает логическая путаница, если в предложении имеется два действующих лица: Старуха попросила меня принести себе воды . В данном случае лучше использовать другое местоимение : Старуха попросила меня принести ей воды. Этот вариант подойдет, если в предложении подразумевалось, что старуха попросила воды для себя. А если нет, и вода должна была предназначаться мне? Как и в примере с преподавателем и студентом, придется немного перестроить предложения для внесения ясности: Старуха попросила меня не терпеть жажду и попить воды.
  • Нельзя использовать местоимение «себе» в предложениях, где в роли подлежащего выступает слово, означающее понятие или предмет, не способные совершить какое-то действие. Не имеет смысла предложение: Песни, имеющие относящиеся к себе воспоминания, всегда являются особыми для нас . Правильным будет перестроить предложение и придать ему следующую форму: Всегда особыми для нас являются песни, которые связаны с какими-то воспоминаниями.

Местоимение «сама».

Морфологические нормы употребления местоимения «сама» представляют собой отдельное правило. Дело в том, что в винительном падеже это местоимение имеет две формы: саму и самое. Форма «саму» - максимально нейтральная и часто встречаемая. В то время, как форма «самое» является литературной и придает большую эмоциональную окраску предложению: Пенять теперь ей придётся только на самое себя.

Введение


Изучение грамматики и одного из ее самостоятельных разделов - морфологии в наше время не утрачивает своей актуальности при обучении в вузе. Наоборот, курсы по изучению русского языка и культуры речи, риторики вводятся Министерством образования в программы высших и средних учебных заведений по подготовке будущих специалистов как технического, так и гуманитарного профилей. На наш взгляд, такое внимание к изучению языка, к проблеме соблюдения морфологических норм в русском языке и случаев их нарушения обусловлено рядом объективных и субъективных причин, к которым можно отнести снижение общего уровня грамотности населения, и особенно молодежи, потеря интереса у некоторой категории студентов, школьников к чтению художественной и познавательной литературы, замена книжных источников знаний электронными аналогами и т. д.. Однако каждый человек должен точно, кратко и красочно выражать свои мысли (1, 9). Нет ни одной области человеческих знаний, человеческой деятельности, для которых плохая, запутанная, безграмотная профессиональная или бытовая речь исполнителя была бы благом (там же, 8). Кроме того, в течение последних лет готовится реформа русского языка. Очевидно, что новый свод правил определит и новые морфологические нормы для всех частей речи, включая местоимения.

В центре внимания данной работы будет проблема морфологических норм русского языка и случаев их нарушения при употреблении в устной и письменной речи местоимений. Для детального изучения этого вопроса в первую очередь необходимо определить само понятие морфологии, выявить ее задачи, а также определить, что является предметом ее изучения, каковы исторические корни данного вопроса. Затем следует выяснить, что такое местоимение, каково значение этой части речи, какие существуют лексико-семантические разряды местоимений, каковы морфологические нормы употребления и правописания местоимений, случаи их нарушения.

Морфология - учение о частях речи


В любом учебнике или пособии по русскому языку обязательно имеется раздел, посвященный морфологии. Так что же такое морфология, каким образом она соотносится с грамматикой?

В словаре иностранных слов (4) эти термины переводятся с латинского,

на который в свою очередь были переведены с греческого.

Морфология (греч. morphe - форма, logos - слово, понятие, учение).

Грамма (греч. gramma - письменный знак, черта, линия).

Грамматика - раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и состоящий соответственно из двух частей: морфологии и синтаксиса.

Одним из определений понятия морфологии является следующее:

Морфология - раздел науки о языке, в котором изучаются части речи и формы их изменения (7, 67). Другое определение гласит, что морфология является самостоятельным разделом общего учения о грамматическом строе русского языка и непосредственно изучает грамматические классы и разряды слов с присущими им грамматическими значениями и грамматическими формами (2,149).

Сравнив приведенные определения, приходим к выводу, что морфология - это учение о частях речи, словообразовании и словоизменении.

К задачам морфологии относят следующие: 1) оценка слова как единицы грамматической системы русского языка; 2) установление принципов грамматической классификации слов; 3) выявление грамматических классов и разрядов слов на основе указанных принципов; 4) описание общих и частных грамматических значений, свойственных отдельным классам слов, и определение систем (парадигм), реализующих указанные грамматические значения (2, 148).

Таким образом, предметом морфологии является учение о частях речи, а также их функциях в грамматическом строе русского языка.

Из истории вопроса

морфология местоимение русский язык

Исторические корни морфологии уходят во времена М.В. Ломоносова. Одним из первых истоков научной разработки теории частей речи считаются его грамматические воззрения. В своей Российской грамматике (1756) М.В. Ломоносов выделял восемь частей знаменательных:

). имя для называния вещей,

). местоимение для сокращения именований,

). глагол для названия деяний,

). причастие для сокращения соединением имени и глагола в одно речение,

). наречие для краткого изображения обстоятельств,

). предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям,

). союз для изображения взаимности наших понятий,

). междометие для краткого выявления движения духа (2, 149).

Современная классификация частей речи выделяет десять классов слов: существительное, местоимение-существительное, прилагательное, числительное, наречие, глагол, предлог, союз, частица, междометье. В качестве самостоятельной части речи в этой классификации выделяется местоимение- существительное (я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-либо, что-либо, и пр.); слова, являющиеся местоимениями-прилагательными (мой, твой, свой, чей, который, и т.д.)


Морфологическая норма


Обратимся теперь к понятию морфологической нормы. Норма в широком смысле слова обозначает правило или руководящее начало. Морфологическая норма регулирует словоизменение и словообразование. При нарушении морфологических норм возникают речевые ошибки, которые связаны с употреблением разных частей речи.

Возникновение ошибок обусловлено, прежде всего, вариативностью норм в области морфологии (там же, 18). В данной работе остановимся на морфологической норме и случаях ее нарушения, связанных с употреблением в речи местоимений.


Местоимение как часть речи


Местоимение отличается от прочих частей речи тем, что не имеет своего постоянного и устойчивого лексического значения; его значение изменчиво и зависит от значения того слова, на которое оно указывает или вместо которого употреблено. Поэтому местоимение можно определить как часть речи, которая передает обобщающее указание на предметы и признаки, но сама их не называет. В этом смысле местоимение определяется как часть речи, выступающая вместо существительного, прилагательного или числительного.

Постоянные - разряд, лицо (у личных);

Непостоянные - падеж, род, число(если есть);

Синтаксическая роль.

К разрядам местоимений в «Курсе современного русского литературного языка» авторов А.М. Финкеля и Н.М. Баженова (5, 353) отнесены следующие:

Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Притяжательные: мой, наш, твой, ваш, их, его, ее (в значении притяжательных), свой.

Возвратные местоимения: себя, меня, тебя.

Вопросительные местоимения: кто, что, какой, чей, который, каков, сколько.

Относительные: кто, что, какой, чей, который, каков, сколько (употребляются для связи простых предложений в одно сложное).

Неопределенные: некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто- либо, кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, какой-нибудь, сколько- то, сколько-нибудь.

Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.

Указательные: тот, этот, такой, таков, столько.

Определительные: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой.

Важно правильное употребление местоимений в речи, для этого необходимо знать морфологические нормы. Ниже будут рассмотрены правила употребления местоимений по различным разрядам, а также ситуации нарушения морфологических норм.


Употребление личных местоимений


Местоимение 3 лица (он, она, оно) обычно заменяет ближайшее к нему

предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Иногда эта связь местоимения с существительным определяется смыслом, а не порядком слов, например: Марью Ивановну снарядили, и через несколько дней она отправилась в дорогу с верной Палашей и с верным Савельичем. (А. Пушкин). Не вызывает сомнения, что местоимение она относится к существительному Марья Ивановна.

Иногда неправильное соотношение местоимения с разными словами является источником неясности или двусмысленности, например: Внесены изменения в оба текста; они нуждаются в некоторых уточнениях. Непонятно, нуждаются в уточнениях тексты или добавления? Правильно построить предложение так: Внесены добавления в оба текста, которые нуждаются в некоторых уточнениях.

Местоимение они не должно соотноситься с собирательными числительными, имеющими форму единственного числа. Неправильно: В забастовке участвовало много народу; они требовали повышения зарплаты.

Правильным будет такой вариант: В забастовке участвовало много шахтеров; они требовали повышения зарплаты.

Пропуск личного местоимения 1 и 2 лица в роли подлежащего при сказуемом-глаголе указывает на определенное лицо, придает речи динамичность, ускоряет ее темп, вносит разговорный оттенок. Сравним: Я не согласен! Я не могу! Не согласен! Не могу! В таких конструкциях иногда подчеркивается категоричность: Идите, выполняйте приказание! (К. Симонов)

Наличие подлежащего-местоимения при форме повелительного наклонения может придать высказыванию смягчающий оттенок, например: Ты мне скажи откровенно… ты мне дай совет. (Л.Толстой)

Личное местоимение иногда дублирует имеющееся в предложении подлежащее-существительное. Такое употребление местоимения оправдано в ораторской и поэтической речи: Весь облик Грузии любимой, он стал другим в сознании жить. (Н. Тихонов)

В других случаях такое явление наблюдается в разговорном языке, просторечии, что не является литературной нормой. Часто приходится слышать, как дикторы радио и телевидения допускают языковую небрежность, например: Депутаты Госдумы, они приняли закон в третьем чтении. Наш национальный парк Куршская коса… он требует к себе постоянного внимания ученых и рядовых работников. Евгений Онегин, он был представлен дворянской молодежи. Или еще пример из недавнего выступления премьер-министра М. Касьяна перед журналистами: Соответствующие службы, они, конечно, разберутся…

Нормативной является форма местоимения у нее, например: У нее необыкновенно чарующий голос. Форма у ней придает высказыванию разговорный характер: У ней лились слезы…(К. Федин)

Архаичный или просторечный характер присущ формам: без ней, для ней, от ней и т.п. Например: Стремился избавиться от ней.

В современном языке звук Н добавляется к местоимениям 3 лица, если местоимение стоит после любого из простых предлогов: без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, от, по, перед, при, про, с, у, через, а также так же после многих наречных предлогов, т.е. перешедших из наречий: возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади. Правильно употреблять местоимения так: перед ней, с ней, возле нее, у них, вокруг него, напротив них. Однако часто приходится слышать: у ей ничего нет, стояли около их. Это неправильно. Однако такие предлоги, как внутри, вне употребляются, как правило без вставки начального Н.

Не добавляется Н к местоимениям также после предлогов наречного происхождения, управляемых дательным падежом: вопреки ему, наперекор ей, согласно им, вслед ему, навстречу ей, подобно им, соответственно им, а также благодаря ему.

Не требуют после себя ставки Н также предложные сочетания, состоящие из простого предлога и имени существительного, например: в отношении его, при помощи ее, не в пример им, в противовес ему, по поводу ее, за исключением их, со стороны его, по причине ее, наподобие его, насчет их.

Не добавляется начальное Н к местоимениям, если местоимение стоит после сравнительной степени прилагательного или наречия: старше его, выше его, лучше их.

Если личному местоимению предшествует определительное местоимение весь, то допустимы обе формы: у всех их - у всех них, для всех их - для всех них, за всеми ими - за всеми ними, над всеми ими - над всеми ними.

Личное местоимение вы употребляется для выражения вежливости. В официальных бумагах Вы следует писать с прописной буквы. Иногда неправильно употребляют это местоимение, обращаясь к одному лицу. Например: Вы такие требовательные…(имеется в виду женщина или мужчина). Нужно говорить: Вы такая требовательная , Вы такой требовательный.

При употреблении местоимения вы следует избегать ошибок подобного типа: А вы семейный? Множественное число прилагательного здесь является вульгаризмом. Таким же вульгаризмом является употребление глагола в единственном числе, например: вы сказал…, вы купил… (5, 360). Глагол должен согласовываться с местоимением в числе.

Говоря о местоимении вы, хочется привести стихотворение А.С. Пушкина:



Пустое вы сердечным ты

Она, обмолвясь, заменила,

И все счастливые мечты

В душе влюбленной возбудила.


Пред ней задумчиво стою,

Свести очей с нее нет силы,

Я говорю ей:Как вы милы!

И мыслю:Как тебя люблю!


Из стихотворения видно, как использование местоимения ты снимает нарочито подчеркиваемый налет официальности.


Употребление возвратных и притяжательных местоимений


Возвратное местоимение себя может относиться клюбому из трех грамматических лиц. Если в предложении несколько существительных или местоимений, к которым может относиться местоимение себя, то нередко возникает неясность, например: Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе. Непонятно, к кому отнести - к коменданту или к дворнику. В таком случае, по мнению Д.Э. Розенталя, местоимение нужно относить к слову, называющему производителя действия, то есть к дворнику (отнести) (4, 215).

Если смысл такого предложения непонятен, то следует избавиться от двузначности, например: Комендант велел, чтобы дворник отнес вещи жильца к себе.

Суффикс -ся в возвратных глаголах исторически восходит к местоимению себя, которое близко по значению к этим распространенная небрежность речи глаголам (5, 361). Например: не расстраивай себя - не рассривайся, освежил себя - освежился. Извиняюсь- чрезвычайно распространенная небрежность речи. Ведь извиняюсь может означать извиняю себя, то есть, например, считаю нормальным, что я вас толкнул. Надо решительно изжить слово извиняюсь, заменить словами извините, простите, виноват.

Положение двузначности, когда смысл предложения не совсем ясен, может возникнуть при употреблении местоимения свой. Оно также может относиться ко всем трем лицам, например: Старший брат попросил младшего подать ему свой инструмент. Непонятно, чей инструмент - старшего или младшего брата. Здесь следует отнести местоимение к младшему брату, как производителю действия., выраженного глаголом подать, с которым связано сочетание свой инструмент.

Возможно синонимическое употребление притяжательных местоимений мой - свой, например: Я предаюсь моим мечтам (А.Пушкин). Я не потерплю в своем доме воров (А.Чехов) (4, 216).

Употребление местоимений мой, твой, наш, ваш вместо местоимения свой подчеркивает связь с соответствующим лицом при противопоставлении: Моей главы коснись твоей рукой (К. Жуковский).

Часто приходится слышать, как вместо притяжательных местоимений его, ее, их употребляют несуществующие в русском языке слова евоный, ейная, ихний, например: евоный начальник, ейная подпись, ихние документы. Следует помнить, что в русском литературном языке таких слов нет.


Употребление определительных местоимений


Местоимения всякий, каждый, любой имеют смысловую близость, но они отличаются друг от друга оттенками значения. У Розенталя Д.Э. находим, что местоимение всякий имеет первое значение разный, самый, разнообразный, всевозможный. Например: всякого рода возможности. Второе значение: какой- либо, какой бы то ни было. Например: Отсутствие всякой системы.

Местоимение всякий содержит оттенок обобщения, указывает на предметы без ограничения их определенным кругом. Так: Всякому растению нужна влага.

Местоимение каждый предполагает такое ограничение. Например: Каждому из посаженных недавно растений нужен еще повседневный уход (4, 216).

Местоимение каждый имеет значение любой из себе подобных, взятый отдельно, один из всех в данном количественно ряду. Например: Зачетная книжка выдается каждому студенту; на каждом шагу; каждые два часа.

Местоимение любой обычно относится к прилагательным, имеет значение какой угодно на выбор. Например: Дайте любой документ; здесь подойдут любые средства. В стилистическом отношении слово любой отмечается как разговорное.

В современном языке при употреблении местоимений сам и самый не существует разграничения. В прежнее время слово сам относилось к одушевленным предметам, а самый - к неодушевленным.

Сейчас в публицистическом стиле чаще употребляется местоимение сам, а не самый. Например: важен сам созыв конференции; само голосование проходило в обстановке острой борьбы.

Допускается использование книжного варианта слова самоё, но предпочтительнее в современном языке употребление слова саму. Например: встретил саму учительницу.

Если есть в предложении возвратное местоимение себя, то местоимение сам может согласовываться в падеже либо с ним, либо с подлежащим, например: Я сам себе удивляюсь - я удивляюсь самому себе; она сама себе противоречит - она противоречит самой себе.

Как отмечается у Л.А. Шевченко, Н.М. Пипченко, использование местоимения сам в значении числительного один в литературном языке не допускается (7, 121). Такие выражения, как я подбирал литературу сам (то есть один), сам сидел дома, являются неправильными.


Употребление неопределенных местоимений


Местоимения что-то, кое-что, что-нибудь, что-либо, нечто, кто-то, кое- кто, кто-нибудь, некто близки по значению, но различаются в смысловых и стилистических оттенках. Местоимение что-то (кто-то) указывает на неизвестное как для говорящего, так и для слушающего. Например: Кто-то звонит по телефону. Что- то не отмечено в данном документе.

Местоимение кое-что (кое-кто) указывает на неизвестное слушающему, но в какой-то степени известное говорящему. Например: Я кое-что скажу по этому вопросу. Различие между местоимениями что-то и что-нибудь (кто-то и кто-нибудь) заключается в том, что частица - то придает значение неизвестно что или кто, а частица - нибудь придает значение безразлично что или кто. Например: Он знает что-то важное. Расскажи что-нибудь о себе. Неопределенные местоимения с частицей -нибудь можно употреблять при глаголе-сказуемом в форме будущего времени, повелительного или сослагательного наклонения, а также в вопросительных предложениях.

Например: Мы обязательно увидим что-нибудь интересное.

Если кто-нибудь будет искать меня, дайте мне знать. Вы что-нибудь ждете от меня? Местоимения с частицей -либо имеет более общее значение по сравнению с местоимениями с частицей -нибудь. Например: Попросить кого-нибудь (одного из неизвестных) - попросить кого-либо (любого из неизвестных).


Приведем несколько коварных примеров:


Неправильно |Правильно |

|Возвратившись из экспедиции, |Капитан, возвратившийся из |

|капитан привез с собою медведя. |экспедиции, привез с собою |

|Он рассказал нам много |медведя и рассказал нам много |

|интересного о своих |интересного о своих |

|приключениях. |приключениях. |

|Волны яростно ударяли о |Волны яростно ударяли о |

|прибрежные камни. С каждым часом|прибрежные камни и с каждым |

|они становились все выше и выш |часом становились все выше и |

|Боясь дождя, рабочие спрятали |Боясь дождя, рабочие спрятали |

|прибывший товар под навес и |прибывший товар под навес и |

|держали его там до тех пор, пока |держали его там до тех пор, пока|

|он не прекратился.(Нелепость) |дождь не прекратился. |

|Неправильно |Правильно |

|Врач предложил больному каждый |Врач предложил больному, чтобы |

|день взвешивать себя. |тот каждый день взвешивал себя. |

|Профессор попросил студента |Профессор попросил студента, |


Из приведенных примеров следует, что неправильное использование местоимений приводит к двусмысленности или нелепостям в тексте. Следует избегать подобных ошибок.


Правописание местоимений


Рассмотрев в данной работе случаи правильного и ошибочного использования в речи местоимений, остановимся на их правописании. Обобщая материал, приведенный в различных пособиях и учебниках по русскому языку, среди основных правил выделим следующие:

При склонении местоимений чей, чья пишется мягкий знак:

Им.п. чей портрет, чья книга

Р.п. чьего портрета, чьей книги

Д.п. чьему портрету, чьей книге и т.д.

Местоимения с приставкой кое- и частицами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис.

В отрицательных местоимениях под ударением пишется частица не, а без ударения - ни. Например: некого спросить, никого не спросить.

В отрицательных местоимениях не и ни являются приставками и пишутся слитно. При наличии предлога не и ни являются частицами и пишутся раздельно. Например: Не у кого спросить; ни с чем нельзя сравнить.

Сочетания никто иной (другой) и ничто иное (другое) употребляются в предложениях, где имеется отрицание. Например: никто иной не мог бы лучше сделать.


Заключение


Итак, опираясь на изученную литературу, в данной работе проделан анализ проблемы, заключающейся в использовании морфологических норм и случаев их нарушения, связанных с употреблением в речи местоимений. С этой целью была выявлена сущность понятия морфологии, определено, как соотносятся морфология и грамматика, каковы задачи морфологии как раздела языкознания, что является предметом ее изучения. В работе приведена историческая справка о первых научных разработках теории частей речи и дана их современная классификация. Дается понятие морфологической нормы, систематизированы случаи ее нарушения при использовании в речи местоимений по их разрядам.

Опираясь на изложенный выше материал, приходим к выводу, что требование точности и ясности изложения, предъявляемое к тексту любого стиля речи возможно лишь при соблюдении определенных норм словоупотребления и правил грамматики. Морфологические нормы употребления в речи местоимений и их соблюдение позволяют избегать двусмысленностей, нелепостей и других речевых ошибок, дают возможность нам изъясняться точно, ясно выражать свои мысли. А умение говорить по-русски правильно необходимо всем, и особенно нам - будущим деловым людям, специалистам в области экономики.


Литература


1. Александров Д.Н. Риторика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

Дудников А.В. Русский язык. - М.: Просвещение, 1974.

Словарь иностранных слов.- М.: Просвещение, 1982.

Розенталь Д.Э. Пишите, пожалуйста, грамотно! Пособие по русскому языку.- М.: Астра, 1996.

Финкель А.М., Баженов Н.М. Курс современного русского литературного языка. - Киев:Радянська школа, 1965.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Похожие статьи

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

  • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

    Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...