Употребление производных предлогов. Прием «Отсроченная отгадка». II. Проверка домашнего задания

Инструкция

Сравните предложения: «Мы бегали вокруг дома», «Вокруг было много цветов». В первом «вокруг» является производным предлогом, во втором – , являющимся в предложении места. «Он ко мне, благодаря» и «Благодаря ему мое улучшилось». В первом предложении «благодаря» – деепричастие, во втором – предлог.

Части речи - это группы слов со схожими признаками. В русском языке различают самостоятельные и служебные части. Самостоятельные называют предметы, свойства, количество, действие, состояние или указывают на них. Эти слова получили такое название, так как могут употребляться в речи без служебных слов.

К самостоятельным частям речи относят существительное, прилагательное, глагол, числительное, местоимение, наречи е. Существительное - это самостоятельная часть речи , которая обобщенно называет предмет и отвечает на вопросы кто? что? Эта группа слов может обозначать предмет (стол, дом), лицо (мальчик, студент), ( , ), признак (глубина, высота), отвлеченное понятие (совесть, альтруизм), действие (пение, танец), отношение (равенство, исключительность). Существительные одушевленными или неодушевленными, собственными или нарицательными, имеют род, число и падеж. В предложении они чаще всего выступают или . Прилагательное - самостоятельная часть речи , обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?", "чей?". Под признаком принято понимать свойства, качество, принадлежность, характеризующие предметы.По значению прилагательные разделяются на качественные, относительные и притяжательные. Прилагательные зависят от существительных и согласуются с ними, то есть, ставятся в таком же падеже, числе и роде. Имена прилагательные могут иметь полную и краткую форму (зеленый, зелен). В предложении эти части речи обычно бывают согласованными определениями. Краткие прилагательные употребляются только как сказуемые.Глагол - самостоятельная часть речи , которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (быть, смотреть). Глаголы бывают несовершенными и совершенными, переходными и непереходными. Эта часть речи изменяется по наклонениям. Начальная (неопределенная) форма глагола называется инфинитивом. Она не имеет времени, числа, лица и рода (делать, ходить). В предложении глаголы являются . Причастие - это особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию. Оно отвечает на вопросы "какой?", "какое?", "какие?" (летающий, рисуемый).Деепричастие - особая неизменяемая форма глагола, обозначающая признак, но выступающая как признак другого действия. Оно отвечает на вопросы "что делая?", "что сделав?" (плача, играючи, пропустив).Числительное - самостоятельная часть речи , которая обозначает число, количество предметов, а также порядок их при счете. По значению они делятся на количественные (отвечают на вопрос "сколько?") и порядковые (отвечают на вопросы "какой?", "какие по счету?"). Числительные изменяются (пятый, пятого, пятому). В предложении числительные бывают подлежащим, сказуемым, обстоятельством времени, определением. Местоимение - самостоятельная часть речи , указывающая на предметы, признаки, но не называющая их (я, мой, этот).В предложении употребляются в роли подлежащего, дополнения, определения, реже - обстоятельства, сказуемого. По значению местоимения делятся на личные (я, ты, он, они), возвратные (себя), вопросительные (кто, какой), относительные (кто, чем, который), неопределенные (нечто, некоторый), отрицательные (никто, сколько-то), притяжательные (мой, наш, свой), указательные (тот, такой, столько), (всякий, другой).Наречи е - самостоятельная часть речи , которая обозначает признак предмета, признак действия, признак другого признака. Оно отвечает на вопросы "как?", "куда?", "где?", "когда?", "почему?", "для чего?" (хорошо, внимательно, красиво, завтра, очень). Наречи е не склоняется, не спрягается, в предложении чаще всего бывает обстоятельством.

Видео по теме

Источники:

  • Самостоятельные части речи
  • какая часть речи отвечает на вопрос где

Практически всегда, попробовав аромат, вы безошибочно угадаете, для представителей какого пола он создан. Тонкие ценители парфюмерии узнают отдельные ноты к композиции туалетной воды, присущие только продукции для мужчин или женщин.

Инструкция

Современные туалетные воды, эпоха которых наступила в первой половине XX века, состоят из нескольких групп нот, постепенно раскрывающихся в аромате. Базой для женских ароматов являются цветочные, ягодные и фруктовые запахи – таково представление о представительницах прекрасного пола, нежных и сочных, словно дары природы. А основательность и надежность подчеркивают древесные и травянистые ноты.

Некоторые эфирные масла вовсе не используются в женской : лаванда и шалфей придают композиции табачный оттенок, который не к лицу нежным леди. Индивидуальный характер ароматов на коже конкретного человека достигается за счет использования определенных нот. В водах для этих целей, как правило, используется мускус, в мужских – амбра. Без мускуса или амбры аромат не сплетался бы с естественным запахом человека, а «звучал» бы отдельно.

Как правило, женщины менее постоянны в своих парфюмерных предпочтениях. Если мужчина может годами пользоваться одним и тем же ароматом, представительницы прекрасного пола склонны экспериментировать, изучать . Дамы не откажутся иметь в своем распоряжении 3-4 флакона на разные случаи: легкий фруктово- для делового утра, для женственного образа, богемный пряно-восточный, свежий цитрусовый для активного отдыха.

Наконец, духи можно отличить и по дизайну флакона. Упаковка для дамских ароматов, как правило, более причудлива. Чтобы привлечь внимание представительниц прекрасного пола, производители используют разные цвета, необычные формы и материалы. Мужчины в большинстве своем более консервативны, поэтому туалетные воды для них упаковывают во флаконы строгих геометрических форм, без излишеств и украшений.

Изучающие иностранные языки сталкиваются с проблемой постановки таких служебных частей речи, как . Это относится и к английскому языку. Однако эту проблему можно решить достаточно просто, а именно – ознакомиться с правилами и выполнить ряд практических заданий.

на русский , как «за». "This lawn is behind our yard". «Этот газон расположен позади нашего двора». "Under" – под. К примеру, "There is a toy under the bed of the child". «Под кроватью ребенка находится ». Как предлог места, "by" имеет значение «около» или «у». "This nice guy is standing by me". «Этот парень стоит около меня сейчас». "In front of" переводится на русский как «перед». "There is a big bookstore in front of my house". «Перед моим домом расположен большой книжный магазин».

Уделите внимание также и предлогам направления в языке. Самый распространенный из них – "to". Он может иметь значения «к», «на», «в». "I’m going to Paris this week". «Я еду в Париж на этой неделе». "From" переводится на русский, как «из» и «от». "I have come from Moscow". «Я приехал из Москвы». "Out of" имеет значение «из». "I’m taking out a pencil out of my bag". «Я вынимаю карандаш из своей сумки». Еще один важный предлог – "at". Он имеет следующие русские эквиваленты: «у», «на», «около». "They have been at Smiths recently". «Они недавно были у семьи Смит».

Цифры, стоящие рядом с буквенным обозначением, указывают на октановое число; чем они больше, тем стабильнее молекулы бензина и меньше детонация. Перед октановым числом может стоять одна буква (А) или две (АИ). «А» обозначает, что топливо предназначено для автомобилей, «И» свидетельствует, что октановое значение было определено исследовательским способом. Высокооктановое топливо всегда дороже. Стоит сразу отметить, что в бытовых условиях самостоятельно определить марку топлива, т.е. его октановое число невозможно, - нужны лабораторные исследования. Однако разобраться с применением, преимуществами обеих марок вполне реально.

Бензин АИ-92

Считается относящимся к категории Regular motor gasoline. Это высокооктановое топливо, используемое в автомобильных двигателях с высокой степенью сжатия. Бензин стоек к детонации и обеспечивает плавную работу мотора. Однако в европейских странах считается «вымирающим» видом топлива, в основном из-за токсичности отработанных газов. АИ-92 широко используется в России. Данный бензин может быть этилированным и неэтилтрованным (согласно количеству свинца).

Бензин АИ-95

Относится к категории Рremium motor gasoline. Считается топливом улучшенного качнства. При его изготовлении используют газовый бензин, различные присадки для уменьшения детонации. В данном виде топлива минимально содержание свинца, что дает несомненный плюс в экологическом плане. Также существует подкласс 95-го бензина – топливо «Экстра», отличающееся полным отсутствием свинца. По антидетонационным качествам АИ-95-й почти аналогичен своему «коллеге», 93-му бензину.

Сравнение марок топлива

Если сравнивать в теоретическом плане, то 95-й бензин качественнее 92-го, по крайней мере, токсичность отработанных газов значительно меньше. Однако на практике дело обстоит несколько иначе; особенно, если это связано с российскими АЗС. Основное отличие 95-го от 92-го заключается в наличии большего количества присадок, в частности, различных эфиров, которые способствуют более быстрому сгоранию топлива, что дает небольшую экономию при расходе бензина. Но в реальности эта экономия с лихвой «съедается» более высокой стоимостью.

Более того, как показывает практика, бывает так, что на российских заправках 92-й оказывается лучше 95-го. По сути, разница между этими двумя типами топлива сегодня минимальна и зависит от добросовестности производителя и продавца. Поэтому выход только один – заправляться на проверенной АЗС.


Для того чтобы найти производную функции, возьмите произвольную функцию – зависимость «игрека» от «икса». Замените в выражении этой функции ее аргумент на приращение аргумента и разделите полученное выражение на само приращение. Вы получите дробь. Далее необходимо провести операцию предела. Для этого нужно устремить приращение аргумента к нулю и пронаблюдать, к чему устремится в этом случае ваша дробь. Та конечная, как правило, величина и будет являться производной функции. Обратите внимание, что в выражении для производной функции уже не будет никаких приращений, ибо вы устремили их нулю, поэтому останется только сама переменная и (или) константа.

Итак, производная - это отношение приращения функции к приращению аргумента. Каков же смысл такой величины? Если вы, например, найдете производную линейной функции, то вы увидите, что она постоянна. Причем эта константа в выражении самой функции просто умножается на аргумент. Далее, если вы построите график данной функции при разных значениях производной, просто меняя ее раз за разом, то вы заметите, что при больших ее значениях наклон прямой становится больше, и наоборот. Если же вы имеете дело не с линейной функцией, то значение производной в данной точке вам о наклоне касательной, проведенной в данной точке функции. Таким образом, значение производной функции говорит о скорости роста функции в данной точке.

Физический смысл производной

Теперь, чтобы понять физический смысл производной, достаточно просто заменить вашу абстрактную функцию на любую физически обоснованную. К примеру, пусть вы имеете зависимость пути перемещения тела от времени. Тогда производная от такой функции скажет вам о скорости перемещения тела. Если вы получите значение постоянное, то можно будет говорить о том, что тело перемещается равномерно, то есть с постоянной скоростью. Если же вы получите выражение для производной, линейно зависящее от времени, то станет понятно, что движение равноускоренное, ибо вторая производная, то есть производная данной производной, будет постоянной, что фактически означает постоянство скорости скорости тела, а это и есть его ускорение. Вы можете подобрать любую другую физическую функцию и увидеть, что ее производная даст вам определенный физический смысл.

Цель: знакомство с отличием производных предлогов от непроизводных; пути образования производных предлогов.

Задачи:

1. Дать понятие о производных и непроизводных предлогах, их сходстве и отличии.

2. Закрепить правописание сложных предлогов.

3. Совершенствовать речевую компетентность обучающихся.

Методические приёмы: лингвистический разбор, объяснение учителя, работа по предупреждению речевых ошибок, выполнение упражнений.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Задание: Исправьте речевые ошибки.Предостеречь от опасности, уверенности в победу, беспокоиться за младшего брата, уделять внимание на правописание, свойственный для глаголов. (Предостеречь от опасности, уверенность в победу, беспокоиться о младшем брате, уделять внимание правописанию, свойственный глаголам).

II. Проверка домашнего задания

1. Связный монологический ответ на тему «Предлог как служебная часть речи» (1 ученик рассказывает, остальные приводят примеры и рецензируют его ответ).

2. Проверка составленных обучающимися табличек и обобщение материала по данной теме с использованием таблицы.

«Предлог как служебная часть речи»:

1. Предлог – маленькое слово, необходимая часть нашей речи.

2. Не изменяется.

3. Отдельно от самостоятельных слов в речи не употребляется.

4. Выражает зависимость имени существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении.

5. Выражает различные отношения между самостоятельными словами.

6. Имеет значение, которое проявляется только в сочетании с самостоятельными словами.

7. Образует двусторонние синтаксические связи между главным и зависимым словом.

8. Входит в состав членов предложения вместе с падежной формой имени и уточняет значение падежа.

III. Понятие о производных и непроизводных предлогах

1. Слово учителя.

Само название предлогов, о которых пойдёт речь, подсказывает их особенности.Непроизводные предлоги не имеют аналогов в других частях речи, они и образовались, как предлоги в, на, без, из, про, при, с, у, через и другие. Они используются с разными падежами, имеют много значений.Производные предлоги образуются путём перехода самостоятельных частей речи в служебные, используются обычно с одним падежом, имеют одно или несколько значений: например, предлог в продолжение (часа, года) образован от существительного с предлогом (верить в продолжение сотрудничества); предлог несмотря на образован от деепричастия (шахматист играет не смотря на доски) и так далее.

2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника (§ 50, стр. 136).

Что нового узнали о предлогах?- Какие предлоги называются непроизводными? Производными?- Как образуются производные предлоги?3. Обобщение учителя с использованием таблицы:

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 296: комментированное письмо.

2. Самостоятельна работа.

Ребята, у каждого на парте карточка.Задание: Выпишите из предложений словосочетания с производными предлогами, потом существительные с предлогами. Докажите свою точку зрения.В течение трёх дней производилась погрузка угля.(Обручев). В продолжении романа уже не было ничего интересного. В продолжении экспедиции полярники уже не были заинтересованы. Беспокойное поведение собак в течение ночи заставляло полагать, что могут встретиться какие-то животные.(Обручев). Река разлилась, и в течении её наметились изменения.

3 Анализ словосочетаний с производными предлогами.

Задание. Из предложений, записанных на доске, выпишите словосочетания с производными предлогами, поставив глаголы в начальной форме; сделайте необходимые графические обозначения, определите значение производных предлогов и падеж существительных. Скажите, от каких самостоятельных частей речи образовались эти предлоги.(Попутно объясняются трудные орфограммы и обращается внимание на правописание производных предлогов).

1. Вследствие большой разницы температур и атмосферного давления над внутренними областями Антарктиды дуют постоянные ветры с материка.

2. В связи с восходящим движением воздуха у поверхности Земли близ экватора образуется низкое давление.

3. Знания о Земле, её природе, населении накапливалось в течение долгих тысячелетий.

4. Поскольку Земля вращается вокруг своей оси, движущийся воздух постепенно отклоняется к востоку и не доходит до полюсов.

Образец записи

Вывод: Производные предлоги так же, как и непроизводные, выражают зависимость одних самостоятельных слов от других, устанавливая между ними определённые отношения.В отличие от непроизводных предлогов, которым присуща многозначность, производные однозначны и употребляются с каким-нибудь одним падежом.Это связано с тем, что производные предлоги сохраняют на себе следы значений тех самостоятельных частей речи, от которых они образовались: существительных, наречий, деепричастий.- Приведите примеры, в которых слова «в течение», «вследствие», являлись бы самостоятельными частями речи.4. Упражнение 297 (устно); фонетический, морфологический и синтаксический разбор – на доске (3 ученика выполняют разборы у доски, остальные ученики делятся на 3 варианта, работают самостоятельно, затем осуществляется проверка).Вывод: производные предлоги, приведённые в упражнении, образованы из наречий.

V. Подведение итогов

(Осуществляется при помощи сигнальных карточек: П – производный предлог, Н – непроизводный предлог).Показаться из-под земли. Стоять напротив дома. Победить благодаря силе воли. Опоздать в связи с задержкой транспорта. Отплыть от берега. Поссориться из-за пустяка.

VI. Рефлексия

Дерево знаний – листья трёх цветов: красные, жёлтые, зелёные.

Красные – в этой теме для меня осталось много непонятного.

Жёлтые – в этой теме некоторые вопросы я не понял.

Зелёные – эту тему я понял очень хорошо.

VII. Задание на дом

НЕПРОИЗВОДНЫЕ И ПРОИЗВОДНЫЕ ПРЕДЛОГИ Работу выполнила: Мячина Яна 7Б класс Преподаватель: Соколова Е.В.

Предлог Э то служебная часть речи, выражающая зависимость существительного (или заменяющего его местоимения) от другого существительного (забор вокруг дома, разговор с ними), прилагательного (слабый из-за болезни) или глагола (а также причастия и деепричастия - бежать по полю, бегущий по полю, не глядя на товарищей) в словосочетании и предложении.

Вследствие своей синтаксической несамостоятельности предлоги никогда не выступают в качестве членов предложения. Предлоги в отличие от самостоятельных частей речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества, не изменяются и не бывают членами предложения

Производные и непроизводные предлоги Само название предлогов, о которых пойдёт речь, подсказывает их особенности: Непроизводные предлоги не имеют аналогов в других частях речи, они и образовались, как предлоги в, на, без, из, про, при, с, у, через и другие. Производные предлоги образуются путём перехода самостоятельных частей речи в служебные

Непроизводные предлоги Непроизводные предлоги возникли очень давно и не имеют аналогов в других частях речи, они и образовались, как предлоги: из, от, с, у, к, для, в, на, за, о, через, при, над и т. д. Большинство непроизводных предлогов многозначны и омонимичны приставкам: за ехать - за лесом, в ъе­хать - в лес, от ъехать - от леса, с ъехать - с горы, на ехать - на стол.

Непроизводные предлоги МНОГИЕ НЕПРОИЗВОДНЫЕ ПРЕДЛОГИ МОГУТ УПОТРЕБЛЯТЬСЯ С РАЗНЫМИ ПАДЕЖАМИ. Из школы, к морю, на машине, У друга, с мамой, в магазине, От дома, около буфета, За поворотом, до рассвета Грибы под деревом искал. А ты предлоги здесь узнал?

Производные предлоги Производные предлоги образуются путём перехода самостоятельных частей речи в служебные Например,предлог вокруг (ходить вокруг дома) происходит из наречия вокруг (хорошо видно вокруг), предлог путем (убедить путём веских доказательств)- из существительного путем в творительном падеже (служит удобным путем), предлог в продолжение (заседать в продолжение часа)- из сочетания существительного продолжение с предлогом в (верить в продолжение дружбы),предлог благодаря (справились благодаря помощи товарища)- из деепричастия благодаря(уходил, благодаря за оказанную помощь).

Производные предлоги подразделяются на разряды в зависимости от тех частей речи, от которых они были образованы: наречные, отыменные и глагольные. Отыменные Наречные Отглагольные ввиду, вроде, вследствие, наподобие, насчёт, в деле, в меру, в силу, в отношении, в целях, в части, за исключением, по линии, по мере, по поводу, по причине, по части, со стороны, в связи с, наряду с, в отличие от. Внутри, вокруг, впереди, напротив, поверх, посреди, сверху, свыше, сзади, вслед, наперекор, вопреки, согласно, соответственно, между, помимо. благодаря, включая, исключая, спустя, кончая, не считая, начиная с, несмотря на.

Отыменные Отыменные предлоги образовались из различных падежных форм имён существительных и выражают объектные и некоторые обстоятельственные отношения, например: насчёт работы, по поводу заявления, посредством приставки, ввиду обвала, по случа ю праздника, в течение урока и т. д.

Наречные Наречные, образованные от наречий, в основном выражают пространственные и временные отношения: близ, вдоль, вместо, внутрь, возле, вокруг, вопреки, вслед, впереди, кроме, напротив, около, поверх, поозади, против, сзади, сверху, сверх, сквозь, среди и т.д.);

Глагольные отглагольные образованны от глагольных форм (деепричастий) и выражают различные обстоятельственные отношения: благодаря, исключая, несмотря на, невзирая, спустя и др.

Противопоставляемые слова Самостоятельные части речи Производные предлоги Имена существительные и предлоги, существительных. Положить деньги на счёт; допустить ошибки в следствии; изгибы в течении реки; находиться в заключении; иметь в виду; поверить в силу. Поговорить насчёт работы; неприятности вследствие переговоров; беседовать в течение часа; сказать в заключение лекции; опоздать ввиду непогоды; остаться в силу обстоятельств. Наречия и предлоги, образованные от наречий. Посмотреть вокруг, осмотреться кругом, находиться вблизи идти вдоль, жить в доме напротив, находиться возле, быть впереди, находиться внутри. Повернуть вокруг оси, пройти кругом пруда, находиться вблизи объекта, идти вдоль дороги, стоять напротив дома, находиться возле больного, быть впереди всех, находиться внутри помещения. Деепричастия и предлоги, образованные от деепричастий. Идти, не смотря по сторонам; встать, благодаря учителя за поздравления. Помочь несмотря на неприятности; выиграть благодаря нападающему.

Производные предлоги, как правило, употребляются с одним падежом: благодаря совету согласно правилам наперекор (чему?) прогнозу вопреки приказу навстречу ветру в продолжение дождя в течение грозы по мере (чего?) движения вследствие ненастья ввиду обстоятельств

ПЕРВЫЙ УРОК

Правописание производных предлогов

Цели:

– научить правильно писать производные предлоги, отличать производные предлоги от омонимичной формы;

– развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;

– воспитывать коммуникативность, самостоятельность.

Необходимый материал: учебный текст на отдельном листе каждому, тесты.

ХОД УРОКА

1. Актуализация имеющихся знаний.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Верные и неверные утверждения»

Прочитайте вслух только верные утверждения.

Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернемся к этим высказываниям чуть позже.

1. Производными называются предлоги, которые состоят из двух слов.

2. Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.

3. Все предлоги пишутся в одно слово.

4. Правописание производных предлогов надо запомнить.

5. В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом.

6. Производные предлоги омонимичны самостоятельным частям речи.

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить?

– Какие цели мы можем перед собой поставить?

3. Изучение нового материала.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Прием «Инсерт»

А. Самостоятельно читая учебный текст (см. «Правописание предлогов»), делайте в нем пометки:

«V» – эту информацию знаю;

«+» – это новая для меня информация;

«?» – эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Правописание предлогов

1. Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются: со мной, к сестре, в школу .

2. Составные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис.

3. Производные предлоги могут писаться в одно слово (вместо, вроде, вследствие, наподобие, навстречу, несмотря, ввиду, насчет, вокруг и др.) или в два (в меру, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие) .

4. Правописание производных предлогов надо запомнить, справляться об их написании в орфографическом словаре.

5. Предлоги можно заменить другими предлогами или союзами.

Например: насчет = о; несмотря на = вопреки; навстречу = ко, к; вместо = за; вследствие = из-за; вроде = как.

6. Производные предлоги надо отличать от похожих (омонимичных) форм знаменательных частей речи с предлогами:

Вследствие (= из-за) засухи река обмелела. – В следствие (во что?) по делу о пожаре подключилось много людей.

Поговорим насчет (= о) поездки . – На счет (на что?) банка поступали деньги.

Навстречу (= ко) мне выбежала собака. – На (на что?) встречу с друзьями я не рассчитывал.

Несмотря (= вопреки) на дождь, прогулка состоялась. – Он прошел, не смотря на нас.

Ввиду (= из-за) предстоящего экзамена прогулки прекратились. – Плыть в виду города. Иметь в виду.

В течение урока. – В течении реки.

В продолжение отпуска. – В продолжении фильма.

В заключение праздника был дан салют. – В заключении эксперта была дана оценка .

7. Предлог вследствие имеет причинное значение; предлоги в течение, в продолжение передают значение времени.

Предлоги вследствие, в течение, в продолжение, в заключение имеют на конце букву е.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Б. Работа с учебным текстом.

– Какая информация из текста вам была известна?

– Выпишите те предлоги, написание которых вам было знакомо.

– Что нового вы узнали из текста?

– Выпишите те предлоги, правописания которых вы не знали.

– Как называются эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в одно слово.

– Чем можно заменить эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в два слова.

– Какое значение имеют эти предлоги?

В. Отработка навыка написания производных предлогов.

Пишем диктант

В течении реки произошли изменения. В течение месяца я гостил у бабушки. Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. Он отвечал, не смотря в книгу. Ошибка произошла вследствие незнания местности. В следствии по делу Иванова допущена ошибка. Вы поможете мне в продолжении моих поисков? В продолжение недели будет осыпаться листва.

Работа с тестами

I вариант. Укажите номер строки, в которой нет производного предлога.

1. Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли пораньше.

2. Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.

3. В(продолжение) дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.

4. (В)следствие аварии лифт не работал (в)течение недели.

II вариант. Укажите номер строки, в которой есть производный предлог.

1. (В)начале урока мы читали текст.

2. Мы идем в поход (в)месте с родителями.

3. (В)месте падения метеорита образовался кратер.

4. (В)течении реки наблюдалось какое-то тревожное спокойствие.

Взаимопроверка.

4. Итог урока.

– Еще раз назовите верные утверждения.

– Какие производные предлоги пишутся в одно слово?

– Какие производные предлоги пишутся в два слова?

– Как отличить производные предлоги от созвучных форм знаменательных частей речи с предлогами?

5. Разноуровневое домашнее задание.

1-й уровень – обязательный минимум – упражнение...

2-й уровень – составить схему или кластер по теме «Правописание производных предлогов».

3-й уровень – подобрать или составить текст диктанта, в который будут включены изученные производные предлоги.

ВТОРОЙ УРОК

Омонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи

Цели:

– отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов;

– развивать умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.

Необходимый материал: мультимедийный комплекс, презентация слайдов.

ХОД УРОКА

1. Начало урока.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Отсроченная отгадка»

(Параллельно даем индивидуальное задание: подготовить сообщение об омоформах по указанному материалу.)

– Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?

– Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

– Прочитайте текст, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны.

(Предъявляется слайд с выделенными словами, если учеников затрудняет это задание.)

Могут ли стареть реки? Несмотря на разницу мнений, мы вынуждены ответить: «Да». Обидно, что в списке стареющих есть также и кубанские реки. Это Ея, Челбас, Кирпили и Понура. В продолжение многих веков происходили постепенные изменения в течении рек. Долины их неглубокие, зато широкие вследствие большой полноводности в былые времена. Сейчас эти реки маловодны. В течение лета и осени они местами пересыхают. Их можно перейти по этому мелководью, не смотря под ноги. И так из года в год...

Чем это объясняется? Проведем небольшое следствие. Будем помнить, что источником питания степных рек являются атмосферные осадки и грунтовые воды. Вместо естественной защиты, вроде девственных степей и приречных лесов, теперь наблюдаем распаханные площади и вырубленные массивы. Вследствие этого реки стали заиливаться. Трудно в наши дни попасть в место первозданной красоты, какое помнят старожилы в старинном роде кубанских казаков. В следствии нет ошибки. Реки стареют и угасают. Но их можно омолодить! Поэтому мы все заинтересованы в продолжении следствия.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Итак, возвращаемся к началу урока. Вы помните поставленный вопрос? Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?

Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы.

Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?

Да, омонимы меняют свое значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны – свою окраску в зависимости от среды.

2. Совместное определение темы и целей урока.

Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи мы перед собой поставим?

– Итак, тема нашего урока – «Омонимия слов разных частей речи». Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.

3. Актуализация имеющихся знаний.

Прием «Кластер»

Что такое омоформы, омографы и омофоны?

(Слушаем подготовленного ученика.)

– Омографы одинаково пишутся, омофоны одинаково слышатся. Главную трудность для ученика представляют омофоны. Они пишутся по-разному.)

4. Основная часть урока.

– Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи?

(По контексту.) Вернемся к тексту.

Задание. Выпишите из текста любое предложение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи.

Найдите в тексте или придумайте предложение с омонимом к данному слову и запишите его.

– Назовите предложения, в которых употреблены производные предлоги, и докажите, что это предлоги.

– Как пишутся эти предлоги? Какие предлоги пишутся раздельно? Какие – слитно?

Итак, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании названных предлогов и омонимичных им сочетаний? (Определить часть речи...)

Работа по разноуровневым карточкам

1-й уровень. Напишите слова слитно или раздельно. Обозначьте предлоги.

В_течени_ времени.

В_следстиви_ дождей.

На_счет похода.

Не_смотря на трудности.

Изменения в_течени_ реки.

В_следстви_ по делу Иванова.

Положить деньги на_счет в банке.

Шел, не_смотря под ноги.

2-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи .

В_течени_ реки Кубани много водоворотов. В_течени_ прошлого года было много солнечных дней. В_следстви_ сильной жары река обмелела. В_следстви_ по делу об аварии было много неясного. С_начала нам было грустно. С_начала года прошло четыре месяца.

3-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи. В скобках укажите возможную замену предлогов, наречий, существительных и деепричастий.

Идти впереди (перед – предлог) колонны. Он ехал впереди (сзади – наречие).

Он находился в_нутри (____) троллейбуса. Снаружи холодно, а в_нутри ____) тепло. Дети обошли в_округ (____) поляны. Тихо в_округ (____). Его направили на работу в_округ (____). Не_смотря (____) на плохую погоду, турнир состоялся. Он бежал не_смотря (____) по сторонам.

Предупредительный диктант

Работать в течение двух часов – отметить неожиданные перемены в течении болезни; в продолжение зимнего сезона – увидеть в продолжении фильма; сказать в заключение – находиться в заключении; вследствие засухи – участвовать в следствии по делу; цветок наподобие лилии – обратить внимание на подобие фигур.

Итог урока

– Что такое омонимы?

– Почему омофоны представляют трудность для написания?

– Как определить часть речи внешне сходных слов?

– Как пишутся предлоги?

– Какие предлоги пишутся раздельно, слитно?

6. Домашнее задание.

Карточки других уровней вы выполните в качестве домашнего задания.

Напишите текст на тему «Как омолодить реки?», используя слова-хамелеоны.

Если останется время

Поиграем?

Давайте займемся необычным толкованием слов. Такое необычное толкование слов лингвисты называют индивидуально-авторской омонимией. На ней строится множество шуток. Наша задача – дать юмористическое толкование предложенного слова. Например: скверные встречи – встречи в скверике, свинец – работник свинофермы, нелепица – пластилин низкого качества, жатва – обмен рукопожатиями, ельник – рот, тополь – пешеход, барыня – заведующая баром, стриж – парикмахер, однокашник – диетолог, сопение – дуэт.

Спонсор публикации статьи: компания "Шинтехник.ру", которая готова круглосуточно оказывать любые шиномонтажные работы. Опытные мастера выедут по Вашему вызову в любое место Москвы или Подмосковья, чтобы помочь справиться с проблемами, которые могут возникнуть в дороге. Быстро и качественно на Вашем автомобиле заменят резину, отремонтируют шины, устранят боковые порезы, заменят колесо и осуществят балансировку. Если раньше при смене времен года Вам зачастую приходилось проводить утомительные часы в очереди в шиномонтаж, чтобы "переобуть" свою машину, то теперь, обратившись в Шинтехник.ру , Вы можете спокойно ожидать специалистов в том месте, где Вам удобно. Мастера приедут в нужное Вам место и в нужное Вам время, заменят зимнюю или летнюю резину и заберут шины на сезонное хранение. С ценами на услуги мобильного шиномонтажа можно ознакомиться на сайте компании по адресу: shintehnik.ru.

Е.Л. КОЗЫРЬ



Похожие статьи

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

  • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

    Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...