В каком словаре можно узнать о происхождении. Лингвистические словари - реферат

К словарям, отражающим происхождение слов, относятся прежде всего этимологические словари. С 1950 по 1958 год в Гейдельберге выходил трехтомный "Russiche Etymolоgisches Wörterbuch", составленный М. Фасмером. Переведенный на русский язык и дополненный О.Н. Трубачевым, "Русский этимологический словарь" М. Фасмера был затем издан у нас в четырех томах в 1964 - 1973 годах. Кроме современных нарицательных существительных (исконно русских, многих заимствованных, устаревших и диалектных) в этом словаре немало собственных имен - личных имен и географических наименований. Объяснение этимологии исконно русских слов в нем обычно ограничено указанием на родственные толкуемому слова или отсылкой к соответствующему корню, а объяснение этимологии заимствований - указанием на язык-источник.

В "Кратком этимологическом словаре русского языка" Н.М. Шанского, В.В. Иванова, Т.В. Шанской под ред. С.Г. Бархударова (1961; 3-е изд. - 1975) толкуются в основном общеупотребительные слова, причем из иноязычных, как правило, те, которых нет в "Словаре иностранных слов" (см. о нем ниже), т.е. те, которые многими не осознаются как чужие. В тех случаях, когда у авторов была возможность дать объяснение реального происхождения данного слова, словарная статья словаря сообщает, исконно это слово или оно заимствовано, когда, на базе чего и как именно оно возникло, т.е. последовательность словообразовательного процесса и способ образования. Объемом издания ("Краткий... словарь") объясняется отсутствие в нем параллелей из родственных языков и замена этих сведений пометами "общеславянское", "восточнославянское" и т.д. При иноязычных по происхождению словах указывается время появления их в русском языке и первая фиксация в письменных памятниках.

С 1963 года начал выходить многотомный "Этимологический словарь русского языка", предполагающий возможно полный охват лексики. Словарь содержит критико-библиографические данные, параллели для исконно русских слов и сопоставительный материал для заимствований.

Не утратил своего значения "Этимологический словарь русского языка" А.Г. Преображенского (выходил с 1910 по 1914 год; конец словаря, оставшийся в рукописи, был опубликован в 1949 году и переиздан в 1958 и 1959 годы).

Сведения о том, из какого языка заимствовано слово, даются в "Словаре иностранных слов" (1941; 7-е изд. Под ред. А.Т. Спиркина, И.А. Акчурина, Р.С. Карпинской - 1979), содержащем лексику, преимущественно осознаваемую в той или иной мере как иноязычную.

"Краткий топонимический словарь" В.А. Никонова указывает происхождение около 4000 названий наиболее крупных географических объектов (государств, морей, рек, островов, гор и т.д.), "Словарь русских личных имен" Н.А. Петровского (1966) содержит сведения о происхождении имен.

Наконец, о том, из какого языка пришло то или иное иноязычное слово (ощущаемое как иноязычное), можно узнать и из временных толковых словарей (таких сведений нет лишь в "Словаре русского языка" С.И. Ожегова).

Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык.- М, 1997г.

Редко встретишь человека, который бы хотя бы раз в жизни не заглянул в словарь. С их помощью мы не только узнаем значение тех или иных слов, подбираем синонимы или антонимы, но и узнаем немало нового.

Давайте поговорим о том, какие бывают словари, какова их классификация и вспомним основные "лингвистические справочники" русского языка.

Наука о словарях

Лексикография - один из разделов языкознания, занимающийся проблемами изучения и составления словарей. Именно она занимается классификацией, выдвигает требования к оформлению статей и их содержанию.

Ученые, составляющие словари, называют себя лексикографами. Важно отметить, что у словарей нет авторов, есть лишь составители. Связано это с тем, что они составляются при помощи специальных карточек, на которых фиксируются значения слов, их формы. При этом составитель может использовать как собранные им лично карточки, так и карточки, собранные целым штатом лингвистов.

Классификация современых словарей

Все словари делятся на энциклопедические и филологические, или же лингвистические.

Энциклопедические словари сообщают сведения о различных событиях. Ярким примером такого словаря может служить БЭС - Большой энциклопедический словарь. К энциклопедическим относятся и

Какие бывают словари лингвистические? Даная группа словарей занимается непосредственно словами и их толкованием. Они также делятся на двуязычные и одноязычные.

Двуязычные словари содержат языка и их эквивалент на иностранном языке.

Одноязычные словари делятся на группы в зависимости от их предназначения.

Наиболее используемые виды словарей

Какие бывают словари по типу? Среди одноязычных словарей следует выделить следующие:


Известные словари русского языка

Давайте теперь обсудим то, какие бывают словари русского языка.

  • Наиболее известным считается «Толковый словарь живого великорусского языка», составленный известным ученым В. И. Далем. Данный справочник содерит около 200 тысяч слов. Несмотря на то что ему уже более века, он читается одним из наиболее полных и употребляемых в наше время.
  • Второй не менее важный «Толковый словарь», составленный еще одним известным лингвистом С. И. Ожеговым.
  • «Орфоэпический словарь» был издан двумя разными лингвистами - Р. И. Аванесовым и И. Л. Резниченко. Оба словаря имеют внушительный список слов и пригодятся не только школьникам и студентам.
  • Отметим также и «Словарь синонимов» З. Е. Александровой и «Словарь антонимов» под редакцией Л. А. Введенской.

Какие бывают словари еще? Узнать историю многих привычных нам слов можно обратившись к труду Н. М. Шанского «Краткий этимологический словарь русского языка», а ознакомиться с фразеологизмами и их значением поможет «Фразеологический словарь русского языка» А. И. Молоткова.

Стоит также отметить «Словарь трудностей русского языка» под редакцией известного русского филолога, автора множества монографий и сборника правил русского языка Д. Э. Розенталя и М. А. Теленковой.

Строение словарной статьи

В заключение хотелось бы добавить несколько слов и о структуре словарной статьи.

Любая словарная статья начинается с заголовочного слова, которое зачастую прописывается прописными буквами и выделяется полужирным шрифтом.

Отметим сразу, что используемые в словарях слова всегда пишутся правильно, поэтому, если вы сомневаетесь в правильности написания того или иного слова, необязательно обращаться к орфографическому словарю. Достаточно открыть любой имеющийся у вас под рукой.

В большинстве словарей также указывается и правильное ударение. Данную информацию сдержат практически все русские словари. Какие бывают еще пометки?

После заголовочного слова идет информация о том, к какой части речи оно принадлежит. Затем описывается его значение или идет перечень синонимов, антонимов - все зависит типа словаря. Завершается словарная статья примерами употребления - цитатами из книг, журналов. В случае если данное слово имеет особенности в употреблении, в конце статьи указывается и эта информация.

Выводы

Мы с вами разобрали, что такое лексикография, какие бывают словари и их значение, перечислили основные типы, а также привели список наиболее полезных для любого образованного человека.

Помните, если вы испытываете трудности при написании или произношении слова, не можете подобрать наиболее удачное, вам достаточно открыть одну из перечисленных нами книг.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Величайшее богатство народа - его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.

Михаил Александрович Шолохов

1. ВВЕДЕНИЕ.

Русский писатель Куприн Александр Иванович говорил: Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью .

С самого рождения мы учимся говорить, позднее учимся писать. И это происходит на протяжении всей нашей жизни. Грамотность имеет большое значение для человека. Грамотность - это владение навыками устной и письменной речи. Неграмотный человек не может точно выразить свои мысли ни в устной, ни в письменной формах. Он плохо владеет своим языком. Что не способствует его развитию в целом и развитию общества. В наше время человеку необходимо всесторонне развиваться, владеть различными навыками, чтобы не отставать от тех требований, которые диктует нам современный мир.

Предмет русского языка является одним из основных в школах России. Одно из главных мест в обучении русского языка занимает орфографическая работа. В контрольных работах, диктантах, сочинениях мы постоянно сталкиваемся с правописанием слов русского языка. Существует большая группа слов, написание которых не подчиняется правилам русского языка. Это группа словарных слов, которые необходимо запомнить. Однако с помощью этимологического анализа можно легче усвоить написание слов с непроверяемыми гласными.

Таким образом, развитие орфографического навыка, развитие устной и письменной речи, умение правильно и красиво излагать свои мысли актуально всегда.

2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ГИПОТЕЗЫ.

Цель: Изучить историю происхождения отдельных слов с непроверяемым написанием и экспериментально доказать эффективность использования этимологического анализа слов для повышения грамотности.

Задачи:

    Изучить материал по теме исследования.

    Научиться самостоятельно пользоваться словарями.

    Расширить знания по правописанию словарных слов на основе этимологического анализа.

    Экспериментально определить эффективность этимологического анализа.

    Составить этимологический словарь для учеников начальной школы по выбранным категориям.

    На основе исследования создать творческий проект: Лэпбук.

    Сделать выводы.

Гипотеза:

Предположим, что использование этимологического анализа словарных слов на уроках русского языка способствует улучшению грамотности учеников в начальной школе и повышает интерес к его изучению.

3.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

3.1 Что такое словарь и для чего он нужен?

Словарь - это книга, информация в которой упорядочена с помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике.

Разные источники по-разному определяют понятие «словарь»:

словарь - книга, содержащая собрание слов, расположенных по определённому принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на другой язык и т.п. (лингвистические словари) или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деятелях в каких-либо областях науки, культуры и др. (энциклопедические). С развитием компьютерной техники всё большее распространение получают электронные словари и онлайн-словари.

Все словари можно разделить на две большие группы: энциклопедические и лингвистические (филологические).

Энциклопедические повествуют о предметах и явлениях действительности, рассказывают о различных событиях. В данных словарях имеются сведения из разных научных областей.

Лингвистические словари освещают выбранный язык во всех его направлениях. В лингвистических словарях описывается не предмет или понятие, обозначаемое словом, а само слово как единица языка , его языковые и речевые характеристики: даётся его грамматическая характеристика, приводится лексическое значение, и т.п. Лингвистические словари по целям и способам описания бывают нескольких типов.

Словарь всех словарей - толковый словарь. Он «толкует» объясняет значения слов и даёт им определённые характеристики. Существует несколько значимых толковых словарей русского языка, но «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля и однотомный «Словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова являются самыми популярными.

В фразеологическом словаре собраны и систематизированы фразеологизмы русского языка с объяснением их значения, а иногда и с указанием происхождения. Каждый фразеологизм обычно иллюстрируется примером из литературы.

Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов и словари новых слов . Названия данных словарей говорят сами за себя. Каждая из этих книг старается наиболее полно отразить богатство русского языка определённым лингвистическим материалом и отражает наличие в языке слов определённого типа.

Чтобы узнать происхождение слова нам необходимо обратиться к историческому или этимологическому словарю. Он откроет нам все тайны и загадки слова. А если мы хотим уточнить написание, нам поможет орфографический словарь. Правильно произносить слова и ставить в них ударения нас научит орфоэпический словарь. Словообразовательный словарь расскажет о способах образования слов и их морфемной структуре.

Кроме того, в современном мире с развитием компьютерных технологий появилась новая отрасль - электронная лексикография , занимающаяся созданием электронных словарей. Пользоваться такими словарями можно с помощью компьютера, загружая его с диска как обычное программное приложение.

Словарей на свете тысячи, и в любом из них рассказывается о словах. Словарями чаще всего пользуются учителя и ученики, чтобы узнать значение слова, написать то или иное слово правильно.

Словарь - незаменимый помощник, который подскажет ответ на любой вопрос. Если мы не знаем значения определённого слова, или у нас возникают сложности с его написанием, то мы сразу же обращаемся к словарю. Главное знать, к какому словарю обратиться.

3.2 Понятие этимологии. Этимологический анализ слова.

Этимология - это один из наиболее интересных разделов науки о языке. Он содержит в себе увлекательные сведения об истории возникновения слов, их «путешествиях» из одного языка в другой и о связанных с этим различных метаморфозах. Иногда слово за свою долгую жизнь меняется до неузнаваемости, теряет морфемы или обзаводится новыми, начинает звучать по-другому. Например, возьмём слово «близорукий». Многие подумают, что это такой человек, который дальше своей руки не видит. Однако изначально это слово звучало «близозоркий». Но, видимо, произносить двойное сочетание «зозо» было неудобно, и частичка слова была со временем утеряна. Более того, слово стало ошибочно сближаться со словом «рука» и изменилось в «близорукий».

Употребляя в повседневной речи то или иное слово, мы и не задумываемся о том, откуда оно пришло и что в исконном языке означало. Между тем обращение к словарям, в частности, к этимологическому расширяет наш кругозор не только в области лингвистики, но и в сфере истории, географии, литературы, культуры иных народов и времен.

Этимология происходит от греческих слов «этимон» - правда, истина - и «логос» - слово, понятие, учение. В толковом словаре С.И.Ожегова даны справки: «1. Этимология - раздел языкознания, изучающий происхождение слов. 2. Происхождение того или иного слова или выражения». То есть этимология занимается установлением истинных значений слов. Этимологи занимаются изучением слов, чтобы уточнить все изменения. Этимология очень сложная наука!

Существует множество путей, которыми слово приходит в язык. Один из них - взаимодействие языков в процессе исторического развития народов. Увидеть это взаимодействие тоже помогает этимология. Так, например, большинство слов английского языка (заимствованных и русским языком) латинского и греческого происхождения. От латинского слова «манус» (рука) произошло много слов, таких, как мануфактура, маникюр, эмансипация, манипулировать. Греческое слово «граф» (писать) дало английскому языку «телеграф» (отправлять послания далеко), «фонограф» (записывать звуки), «географию» (записи о Земле). Много слов возникло с помощью латинских и греческих суффиксов и приставок. «Анти» — (против) употребляется во многих словах, например, антисептик, антимир. Более сотни таких приставок и суффиксов были употреблены при образовании слов. Английский язык включает также много слов, заимствованных и из других языков мира: викинги принесли с собой такие слова, как «нога», «ворота», «сиденье», «грязь», «рождение», «уродливый»; норманны ввели слова «молитва», «министерство», «парламент», «бедность» и другие.

Из этимологических словарей так же мы можем узнать какой путь прошло оно в своем развитии, в каких языках зафиксировано, в какой форме и с каким значением, можем определить, какие слова чаще всего имеют бесспорную, единственно верную этимологию. Этимологические словари содержат в себе секреты и тайны слов. В них в интересной и доступной форме подробно описываются истории возникновения слов в русском языке и излагаются факты из истории их использования. Изначально история многих слов была выдумана, нафантазирована филологами и не имела исторического объяснения. Этимология стала развиваться в начале XX века. Учёных, которые занимаются историей изучения слов много, и у каждого может быть своё видение и трактовка происхождения слов. Этимологический словарь - это труд десятков, а то и сотен ученых. Известные этимологические словари и справочники, созданные русскими лингвистами: О.С. Арямова, Л.Д. Мали «Этимологический словарь для младших школьников»; В. Волина «Весёлая грамматика»; С.И. Ольгович «Этимология и орфография»; Ю.В. Откупщикова «К истокам слова»; Л.В. Успенский «Слово о словах»; Л.В. Успенский «Почему не иначе?»; Н.М. Шанский и Т.А. Боброва «Школьный этимологический словарь русского языка».

Этимология - очень увлекательный раздел языкознания. Новые слова появляются буквально каждый день. Одни не задерживаются в языке, а иные остаются. Так слово « апельсин» (голландское) - в переводе, оказывается, «китайское яблоко». А что получилось со словом « джинсы» . В 19 веке один немецкий купец привёз из Генуи на калифорнийские золотые прииски плотное практичное синее полотно для изготовления палаток. Однако на месте было решено из этой ткани сшить брюки, которые пришлись по вкусу старателям. От английского наименования Генуи - «джин» - брюки получили название джинсы.

Некоторые хорошо известные слова родились благодаря изобретательности поэтов, писателей, политиков и ученых. Слово «лилипут » увидело свет в 1727 году, когда были напечатаны «Путешествия Гулливера». Слово было выдумано «из ничего». Джонатан Свифт придумал слово лилипут, назвав так крошечных жителей волшебной страны Лилипутии. Созвучно английскому little (маленький). Великим ученым Ломоносовым были введены в русский язык слова: « градусник », « преломление », « равновесие », « диаметр », « квадрат », « кислота » и « минус » .

Этимологический анализ определяет ранее существовавшее строение слова. Так слово «газета » - заимствовано в Петровскую эпоху из французского языка. Изначально газета - это «монета в 2 сольдо с изображением сороки». На неё можно было купить газету. По-итальянски сорока - газза .

Целью этимологического анализа слова является определение того, когда, в каком языке, по какой словообразовательной модели, в какой форме и с каким значением возникло слово, а также какие исторические изменения привели его к настоящей форме и значению. Необходимость этимологического анализа слова определяется тем, какой была его реальная история в данном языке. Так, при проведении этимологического анализа заимствованного слова определяется источник заимствования.

Слово «вокзал» появилось в русском языке около двухсот лет назад. Пришло к нам это слово из английского языка, в котором писалось так - Vuaxhall. Предполагают, что первая часть этого слова - Vuax - означала фамилию владельца увеселительного заведения (Джейн Вокс), которое находилось близ Лондона, а вторая часть - hall - это название зала. Всё же слово означало место общественных увеселений, место для гуляния. Любопытно, что именно в этом значении слово «вокзал» существовало и в русском языке. Много десятилетий на Руси в вокзалах давали концерты. Как же появилось современное значение у этого слова? Это любопытная история. Дело в том, что когда в России была построена первая железная дорога, пассажиры побаивались нового способа передвижения. Тогда в Павловске при железнодорожной станции был открыт концертный зал-вокзал. Это привлекало пассажиров, они охотнее приходили на станцию, спокойнее садились в вагоны поезда. Вскоре слово «вокзал» стало означать здание железнодорожной станции. В этом значении слово существует сейчас.

При этимологическом анализе исконно русского слова восстанавливается его первоначальная структура, обращается внимание на наличие или отсутствие изменений в структуре слова. Определяется вид этих изменений, их причина. Пример исконного слова «корабль ». Это слово общеславянское Объясняя правописание слов корабль, корыто , русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский пишет: «Здесь сомнительные звуки стоят: один в корне, другой в окончании. Станем припоминать слова от того же корня. Ясно, что слова корыто , корабль произошли от слова кора , потому что в старину корыта, как и корабли, вероятно, делались из древесины, древесной коры. Возьмём уменьшительное от этого слова - корка , корочка , и мы ясно услышим звук о , потому что ударение перешло на него».

Объектом этимологииявляются в основном слова с непроверяемым написанием, которые необходимо механически запоминать, что не всегда является эффективным и интересным.

4. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ.

4.1 Эксперимент.

Для подтверждения или опровержения нашей гипотезы, мы решили провести эксперимент. Экспериментальная работа была проведена среди учеников нашего четвёртого класса.

Цель эксперимента - выявление уровня орфографической грамотности детей в словах с непроверяемым написанием.

Для определения уровня грамотности был проведён словарный диктант. В словарный диктант вошли 12 словарных слов необходимых для обязательного запоминания учениками в 4 классе. Эти слова были разделены на 4 группы:

    I группа - слова с непроверяемыми безударными гласными: адрес, багаж, календарь.

    II группа - слова с непроизносимыми согласными: здравствуй, праздник, чувство.

    III группа - слова с удвоенными согласными: аккуратный, аллея,пассажир.

    IV группа - сложные слова: автомобиль, библиотека, телефон.

В эксперименте приняли участие 30 человек. Количество учеников было разделено на две группы. Первой группе для запоминания домой были выданы карточки со словарными словами без этимологического разбора. Второй группе были выданы карточки для изучения и запоминания с такими же словами, но с этимологическим разбором. На следующий день был проведен словарный диктант.

В результате исследования мы определили, что в первой группе общее количество ошибок составило 30. 10 человек написали диктант с ошибками и 5 человек - без ошибок.

В второй группе общее количество ошибок составило 13. 6 человек написали диктант с ошибками и 9 человек - без ошибок.

Результаты исследования представлены в таблицах 1 и 2, а также на диаграмме.

Наибольшее количество ошибок было допущено в словах аккуратный, аллея, пассажир, автомобиль, здравствуй .

Таблица 1

Результаты написания словарных слов в первой группе.

Таблица 2

Результаты написания словарных слов во второй группе.

Таким образом, эксперимент доказывает эффективность использования этимологического анализа словарных слов на уроках русского языка и способствует улучшению грамотности учеников в начальной школе, а также повышает интерес к его изучению.

4.2 Составление этимологического словарика.

Учитывая результаты и эффективность проведённого эксперимента, мы решили создать небольшой этимологический словарик слов с непроверяемым написанием для учеников начальной школы. В словарик вошли словарные слова, которые необходимо знать ученикам к концу обучения в 4 классе.

Работа проводилась следующим образом:

    С помощью толкового словаря определяли значение слова.

    С помощью этимологического словаря определяли характер слова: исконное или заимствованное, сравнивали слово с историческим родственником.

    С помощью этимологического словаря находили наиболее понятное объяснение правописания непроверяемых букв.

    Подбирали наглядную картинку к слову.

    Подбирали звуковой облик (загадки, стихи и т.п.) для изучаемого слова.

Для работы были выбраны те источники толковых и этимологических словарей, в которых по нашему мнению, были даны объяснения более доступные и понятные для восприятия учениками начальной школы. Поэтому были использованы несколько толковых и этимологических словарей:

    С.И.Ожегов «Словарь русского языка».

    Н.М.Шанский, Т.А.Боброва «Школьный этимологический словарь русского языка».

    Л.В.Успенский «Почему не иначе?».

Пример этимологического разбора слова из нашего словарика:

БИБЛИОТЕКА - учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования.

Слово заимствовано в XV веке из латинского языка. Сложное слово, где бИ блИ он- «книга», тека - «склад, ящик».

Библиотека - бИ блИО н, тека = «склад, ящик книг»

Отгадайте загадку:

Живей отгадайте, девчонки, мальчишки -

Светланы, Татьяны, Артемы и Кости:

Где ваши друзья живут добрые - книжки?

Куда вы частенько приходите в гости?

Созданный этимологический словарик прилагается (Словарик может быть выслан отдельным файлом) .

При создании этимологического словарика возникли определённые трудности. У разных авторов этимологических словарей могут быть разные объяснения происхождения слов, поэтому приходилось выбирать наиболее понятный вариант. Не все слова удалось найти в этимологических словарях, в частности слово рассказ, наряд . В анализируемых словах не всегда с помощью этимологического словаря можно определить написание слабой позиции в слове.

В словарь вошли 72 слова . Заимствованных слов получилось больше, чем исконных. В основном слова заимствованы в эпоху Петра Первого.

Использование этимологического анализа при работе со словами с непроверяемыми написаниями очень сложная, но в тоже время интересная и увлекательная работа. Благодаря такому анализу слов изучение становится более эффективным, повышается грамотность учеников в школе. Знакомство с этимологией слов расширяет кругозор, вызывает интерес и любовь к русскому слову, к языку.

5. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ - ЛЭПБУК.

На основе проведённой нами работы, мы решили представить творческий проект: интерактивную папку - Лэпбук. (Прилагается). Ее можно использовать на уроках русского языка для работы с детьми. Лэпбук помогает лучше понять и запомнить материал по изучаемой теме в игровой и познавательной формах.

6. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Практическая значимость: материалы данного исследования могут быть полезны всем, кто изучает русский язык, и использованы на уроках русского языка для повышения орфографической грамотности детей.

7. ВЫВОДЫ.

Этимологический анализ слов - наука очень сложная и многогранная.

У каждого слова своя история, своё значение.

Наша гипотеза подтвердилась. Использование этимологического анализа словарных слов на уроках русского языка способствует улучшению грамотности учеников в начальной школе и повышает интерес к его изучению.

В результате работы были созданы этимологический словарь словарных слов для учеников начальной школы и творческий проект Лэпбук.

Процесс изучения происхождения слов очень увлекательное и интересное занятие.

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Знакомство с этимологией слов оказывает положительное влияние не только на правописание словарных слов, но и расширяет кругозор, вызывает интерес и любовь к русскому языку, знакомит с историей и культурой русского языка.

Этимологический анализ всегда требует к себе творческого подхода.

Этимологические справки слов напоминают удивительные сказки и истории. Поняв, как образовано словарное слово, можно легко усвоить его написание, не прибегая к заучиванию.

Этимология очень сложная наука! Но не бойтесь окунуться в мир истории слов! Это очень увлекательное занятие!

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.»

Николай Васильевич Гоголь

9. ЛИТЕРАТУРА.

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Изд-во «Русский язык», 1990.

2. Успенский Л.В. «Почему не иначе?». - онлайн-словарь.

3. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. - М.: Изд-во «Дрофа», 2000.

4. Интернет-ресурсы:

http://www.pochemyneinache.com/

http://slova.textologia.ru

Говоря на родном языке, мы редко задумываемся о том, как слова, которые мы используем, возникли, и как их значения могли измениться со временем. Этимология - так называется наука об истории лексики и происхождении слов.

Новые слова появляются буквально каждый день. Иные не задерживаются в языке, а иные остаются. У слов, как и у людей, есть своя история, своя судьба. Они могут иметь родственников, богатую родословную, и, напротив, быть круглыми сиротами. Слово может рассказать нам о своей национальности, о своих родителях, о своём происхождении… Итак, очередная «порция» слов с историей происхождения.

Деньги

Если сегодня, говоря слово «деньги», мы в первую очередь вспоминаем о западных валютах, то деньги на Руси, определённо, имели восточные корни. В русский язык это слово могло попасть двумя разными путями. От иранских торговцев и путешественников, у которых тогда в ходу были серебряные монеты под названием «тенгэ» (ср.-перс. dāng «монета»), или от татаро-монголов, чуть позже надолго завоевавших территорию нынешней России.

Причём источником этого корня в тюркских языках, к которым относится и монголо-татарское наречие, могли стать три разные вещи. Во-первых, верховное небесное божество тюрко-монгольского пантеона - Тенгри. Во-вторых, денежный сбор с торговых сделок - тамга (изначально «клеймо», «печать»). Оттуда же, кстати, вышла и наша таможня. И в-третьих, тюркская монета тäнгä, название которой с помощью суффикса образовалось от слова «тäн», обозначающего белку. В данном случае можно провести аналогию с древнерусским словом «куна» (куница), которым называли 1/22 гривны. Здесь отражается функционирование пушнины в роли денег на ранних стадиях развития общества.

Девушка

Казалось бы, всё очень просто: девушка - от девы. Но если копнуть глубже, то выясняется, что праславянская *děva берёт своё начало в праиндоевропейском слове *dhē(i̯), которое значит «сосать, питаться с помощью груди». В этом она, кстати, близка детям (дѣтѩ), которые происходят из того же корня. Оттуда же древнерусский глагол «дойти» - «кормить грудью».

Парень

С парнями тоже не всё так просто. Это слово, скорее всего, произошло от праславянского *раrę - уменьшительно-ласкательного прозвища от раrоbъkъ (тут можно вспомнить украинского парубка), восходящего к «роб» (мальчик).

Исходный корень здесь - *orbę, который также дал «ребёнка» и «раба», развившегося из одного из значений слова «роб» - «сирота», так как, по некоторым источникам, первоначально именно сироты выполняли наиболее тяжёлую работу по дому.

Ужин

Русские слова, обозначающие приёмы пищи, имеют достаточно прозрачную логику образования. Завтрак произошёл от сочетания «за утра», обозначающего промежуток времени - «в течение утра».

Обед образовался из древней приставки *ob- и корня *ed- и значил, в общем-то… «объедаться». И действительно, по правилам нормального питания в наших широтах, обед должен быть самым обильным приёмом пищи.

Может показаться, что ужин - это когда все дела УЖЕ переделаны и можно браться за еду. Об этом нам намекает Даль в своём словаре, но всё-таки слово «ужин» произошло от древнерусского «угъ», то есть «юг». А всё потому, что ужинать садились, когда солнце перемещалось с востока на юг.

Подушка

Над этим словом учёные бьются несколько веков. Даль предполагает, что подушка - это то, что подкладывают ПОД УХо. Фасмер, Шанский и Черных уверены, что это то, что чем-то наДУто (пухом, перьями, ватой и даже холлофайбером, будь он неладен). Есть также менее серьёзные, но зато более эмоциональные версии происхождения этого слова: 1) то, во что плачут, когда надо излить ДУШу, и 2) то, чем ДУШат

Дурак

Говорят, что дураки в своем самом распространённом сейчас значении появились на свет благодаря протопопу Аввакуму. Так в XVII веке в своих сочинениях он называл риториков, философов, логиков и прочих «поборников бесовской мудрости», сравнивая их со скоморохами.

Однако корень, от которого происходит это слово, уже сам по себе был готов принять соответствующее значение. Филологи полагают, что «дурак» произошёл от праиндоевропейского *dur (кусать, жалить) и поначалу обозначал «укушенного», «ужаленного», затем трансформировался в «бешеного, сумасшедшего, больного» (от укуса) и уже потом превратился в «дурного, глупого». Кстати, ритуал посвящения в скоморохи тоже имеет к этому отношение. По одной из версий, кандидат в шуты перед началом своей профессиональной деятельности должен был пережить укус гадюки.

Пчела

Кто бы мог подумать, что пчела и бык - родственники. И если с точки зрения биологии они друг от друга находятся очень далеко, то филологически они брат и сестра.

Дело в том, что происходят они из одного праславянского корня, который обозначал звук определённого характера. Отсюда, кстати, устаревшее слово «бучать» (жужжать, гудеть) и букашка. Сама же пчела в древнерусском писалась вот так - бьчела, но после падения редуцированных и оглушения Б перед Ч приобрела свой нынешний облик.

Слитературным языком тесно связано понятие культуры речи. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи - своеобразная характеристика профес­сиональной пригодности для людей самых различных про­фессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менед­жеров, журналистов.

Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, забо­тится об их здоровье, оказывает людям различные услуги. Термин «культура речи» означает:

    владение нормами устного и письменного литера­турного языка (правилами произношения, ударения, сло­воупотребления, грамматики, стилистики), а также уме­ние использовать выразительные средства языка в различ­ных условиях общения в соответствии с целями и содер­жанием речи;

    раздел языкознания, исследующий проблемы нор­мализации с целью совершенствования языка как орудия культуры.

(Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М., 1998.)

Под культурой речи понимается:

    умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения способ­ствуют достижению поставленных задач коммуника­ции;

    соблюдение этики общения.

Таким образом, культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический.

Культура речи предполагает, прежде всего, правиль­ность речи, то есть соблюдение норм литературного язы­ка, которые воспринимаются его носителями (говорящи­ми и пишущими) в качестве «идеала», образца. Языко­вая норма - это центральное понятие языковой культу­ры, а нормативный аспект культуры речи считается од­ним из важнейших. «Умение правильно говорить - еще не заслуга, а неумение - уже позор, - писал знаменитый Цицерон, - потому что правильная речь не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойство каждо­го гражданина».

Однако культура речи не может быть сведена к переч­ню запретов и определений «правильно - неправильно». Понятие «культура речи» связано с закономерностями и особенностями функционирования языка, а также с рече­вой деятельностью во всем ее многообразии. Оно включает в себя и предоставляемую языковой системой возможность находить для выражения конкретного содержания в каж­дой реальной ситуации речевого общения адекватную язы­ковую форму.

Культура речи вырабатывает навыки отбора и употреб­ления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их ис­пользованию в речевой практике в соответствии с комму­никативными задачами. Выбор необходимых для данной цели языковых средств - основа коммуникативного ас­пекта культуры речи.

Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами. К ним относятся: точность, логичность, богатство речи, ее выра­зительность и чистота, а также уместностьречи.

Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т. п.; обращение на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формулы обращения и др.).

На использование речевого этикета большое влияние оказывают экстралингвистические факторы: возраст уча­стников речевого акта (целенаправленного речевого дей­ствия), их социальный статус, характер отношений меж­ду ними (официальный, неофициальный, дружеский, ин­тимный), время и место речевого взаимодействия и т. д.

Этический компонент культуры речи накладывает стро­гий запрет на сквернословие в процессе общения, осуж­дает разговор на «повышенных тонах».

Использованная литература

    Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов 8-е изд. испр. и доп. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. – 544 с. (стр. 69-71)

    М.Ю. Сидорова, В.С. Савельев Русский язык и культура речи. Курс лекций для студентов нефилологических вузов. М.: Проект, 2002, с. 432

ВОПРОСЫ для самопроверки.

    Что понимается под культурой речи?

    Какие три аспекта культуры речи можно выделить?

    В чем сущность нормативного аспекта?

    Почему для хорошей речи недостаточно знания норм литературного языка?

    Какие качества речи относятся к коммуникативным?

    Что предписывает этический аспект культуры речи?

Задания для самостоятельной работы .

Задание 1. Составьте развернутый план по теоретическому материалу.

Задание 2. Напишите рассуждение на тему: «Какие качества характеризуют культурного человека?»

ТЕСТЫ

Тест 1. Найдите утверждение, не соответствующее действительности:

Под культурой речи понимается:

    самостоятельная лингвистическая дисциплина;

    использование слов в несвойственном им значении;

    владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах;

    выбор и организация языковых средств, позволяющих достичь поставленных задач коммуникации;

Тест 2. Какое из приведенных утверждений является неверным?

    Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка.

    Культура речи – это соблюдение норм нравственного поведения людей.

    Культура речи – умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

    Культура речи – раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры.

Тест 3. Не относится к аспектам культуры речи.

    эстетический;

    этический;

    нормативный;

    коммуникативный.

Тест 4. Отметьте словарь, к которому следует обратиться в следующей ситуации: Вы читаете статью и встречаете слово «эвтаназия», значение которого вам непонятно.

    Орфоэпический словарь;

    грамматический словарь;

    ассоциативный словарь;

    словарь иностранных слов.

Тест 5. Не относится к лингвистическим словарям:

    ассоциативный;

    терминологический;

    орфографический;

    синтаксический.

Тест 6. Знание человека о мире отражается в словаре:

    энциклопедическом.

    этимологическом.

    толковом;

    иноязычных слов.

Тест 7. Историю происхождения слов можно узнать в словаре:

    энциклопедическом;

    этимологическом;

    толковом;

    иноязычных слов.

Тест 8. В толковом словаре, помимо значения слова дается помета, указывающая на

    происхождение слова;

    способ образования слова;

    сочетаемость слова;

    грамматические характеристики слова.

Тест 9. Из какого словаря выписана данная словарная статья?

Винов а тый – вин о вный. Совпадают в знач. «совершивший что-л. предосудительное (проступок, преступление)», но различаются оттенком знач.: виноватый – совершивший какой-н. промах, неловкость, виновный – совершивший преступление. Отец чувствовал себя виноватым в том, что дал сыну неудачное имя. Признавая себя виновным в нанесении ран, подсудимый отрицал умысел в своих деяниях.

    Словарь паронимов;

    словарь синонимов;

    словарь антонимов;

    словарь омонимов.

Тест 10. В каком словаре словарная статья выглядит так: И кс, и кса (не икс а )?

    Обратный словарь;

    словарь синонимов;

    ассоциативный словарь;

    орфоэпический словарь.



Похожие статьи

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

  • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

    Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...