Какие витамины нужны школьникам. Что же сказать напоследок? Витаминизированные препараты для развития памяти

Детский организм ежедневно подвергается множеству нагрузок. Многие врачи и педагоги уверены, что всего за один день ребенку приходится перерабатывать сколько новой информации, что взрослому и не снилось. Но обучаемость крохи зависит от ряда факторов, в том числе и от способности запоминать новую информацию. К сожалению, далеко не у всех это получается настолько хорошо, как хотелось бы. И сегодня мы обговорим, какие полезны витамины и таблетки для улучшения памяти у детей.

Витамины для улучшения памяти ребенку

В подавляющем большинстве случаев дети получают все витамины, необходимые для полноценной деятельности организма, вместе с продуктами питания. Но иногда их поступление в организм оказывается недостаточным, или такие вещества не слишком хорошо усваиваются. В результате ребенка может беспокоить повышенная утомляемость, недостаточно хорошее восприятие и усвоение новой информации (и образовательного материала в частности), снижение концентрации внимания и выраженная неусидчивость. Подобрать подходящие витамины для коррекции такой проблемы поможет специалист.

Хорошая память детей во многом зависит от достаточного поступления:

Витаминов группы В (особенно В1, В6 и В12; в меньшей мере – В2, В3, В5, В9);
- витамина D;
- аскорбиновой кислоты;
- витамина Е;
- ряда минеральных веществ, представленных селеном, цинком, йодом, железом и пр.

Так недостаток витамина В1 приводит к развитию повышенной утомляемости и раздражительности, становится причиной проблем с памятью. Восполнить его необходимое количество помогут злаковые, орехи, мясо, бобовые.

Дефицит витамина В6 приводит к бессоннице, заторможенности, снижению памяти и интеллекта (в том числе и к необратимому). Для насыщения организма таким веществом стоит включить в рацион ребенка разнообразные орехи, рыбу, злаковые культуры, капусту и куриное мясо.

Недостаточное поступление витамина В12 чревато возникновением спутанности мышления, сонливостью и головокружениями. Насытить им организм можно при потреблении мяса, рыбы и молокопродуктов.

Дефицит витамина D приводит к унынию, вялости, проблемам в восприятии новой информации, вызывает эмоциональную нестабильность и проблемы со сном, а также становится причиной снижения работоспособности. Скорректировать такую проблему поможет потребление печени, желтков яиц, сливочного масла, жирной рыбы и молока.

Нехватка аскорбиновой кислоты у малышей вызывает усталость и снижение работоспособности, а также затрудняет усвоение прочих питательных веществ (в том числе и витаминов группы В). Масса аскорбиновой кислоты присутствует в составе сладкого перца, смородины, цитрусовых, цветной и брюссельской капусты.

В некоторых случаях даже полноценное и сбалансированное питание не помогает справиться с возникшим дефицитом витаминов и минералов. В таком случае для улучшения памяти детей врачи могут выписывать специальные поливитаминные препараты, к примеру:

Витрум;
- Пиковит;
- Мульти-табс;
- Вита-Мишки и пр.

Еще чтобы улучшить память у детей стоит обратить внимание на препараты-источники полиненасыщенных жирных кислот Омега-3.

Какие таблетки могут использоваться для улучшения у детей памяти ?

Лекарственные средства для коррекции нарушений памяти у детей может выписывать лишь врач. Самолечение может нанести серьезный вред здоровью малыша.

Препаратом выбора при коррекции нарушений памяти у детей становится Глицин. Это средство имеет в своем составе аминокислоту с одноименным названием, которая при потреблении способна нормализовать работу сосудов головного мозга. Препарат помогает скорректировать последствия гипоксии и предупредить ее возникновение, позволяет повысить умственную работоспособность и снять беспокойство. Дозировка подбирается в индивидуальном порядке лечащим врачом. Препарат используют в виде таблеток для рассасывания. Стоит отметить, что лекарство дает ожидаемый эффект только при курсовом применении.

Довольно часто, при наличии соответствующих показаний, для лечения нарушений памяти у детей врачи назначают Пирацетам. Это лекарство относится к ноотропам, его использование позволяет улучшить течение познавательных процессов, положительно сказывается на памяти, способности к обучению, внимании и умственной работоспособности. Схема применения медикамента подбирается в индивидуальном порядке лечащим врачом.

Достаточно эффективным препаратом для улучшения памяти у детей считается Пикамилон. Он также является ноотропным средством и способен стимулировать высшие функции головного мозга. Лекарство улучшает способность к умственной деятельности, повышает выносливость мозга к интеллектуальным нагрузкам, а также увеличивает устойчивость к воздействию агрессивных факторов. Клинически было доказано, что лекарство помогает улучшить когнитивные способности детей, поддержать умственную работоспособность на этапе сильных нагрузок. Схема терапии, дозировка и продолжительность приема Пикамилона подбирается в индивидуальном порядке лечащим врачом.

Для улучшения памяти в педиатрической практике могут применяться и другие медикаменты. Стоит учитывать, что все таблетки для детей и витамины имеют определенные противопоказания к использованию и могут вызвать разнообразные побочные эффекты. Применять их без рекомендации лечащего врача опасно, они могут непредсказуемо повлиять на организм.

Проблема развития памяти, внимания и способности концентрироваться на задачах в случае с развивающимся мозгом школьника может возникать как результат действия нескольких факторов: психологического, физиологического, поведенческого и др.

  • В одних случаях для развития памяти и работы мозга для школьников предлагают изменить образ жизни и деятельности, обогатить рацион (в том числе с помощью биодобавок).
  • В других - по медицинским показаниям применяют комплексное лечение стимулирующими препаратами и ноотропами.
  • В третьих - решение ищут в индивидуальном подходе, учитывающем особенности восприятия и запоминания конкретного школьника, вследствие чего родители под своего ребёнка корректируют школьный курс обучения.

Факторы, которые надо учесть в работе по улучшению работы мозга школьника

Медицинский фактор

Чаще всего в контексте рассмотрения действия этого фактора говорят о синдроме дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ). Не все медики, учителя и родители признают существование этого невралогическо-поведенческого расстройства, однако для большинства СДВГ - медицинский факт, полного способа избавления от которого пока не найдено.

Считается, что у мальчиков синдром встречается чаще, чем у девочек. Но разнообразие критериев постановки диагноза, методик исследования и способов локализации групп не дают возможность установить не только точную пропорцию, но даже распространённость СДВГ. Называются числа от 3:1 до 9:1 соотношения мальчиков и девочек с этим синдромом. Общая же оценка распространённости расстройства колеблется в пределах от 1 до 30 % от всего населения. Также считается, что треть детей от числа тех, у кого зарегистрирован СДВГ, перерастает синдром или приспосабливаются к нему. Сложность классификации возникает ещё и из-за того, что некоторые из признаков СДВГ проявляются эпизодически и время от времени.

Феноменологическая характеристика включает такие диагностические критерии, как:

  • неспособность удержать внимание на деталях, а также сконцентрироваться на выполнении заданий и на поставленных во время игр целях,
  • забывчивость и рассеянность в повседневных ситуациях, что также сопровождается частой потерей вещей,
  • избегание вовлечения в процессы, которые требуют сохранения длительного умственного напряжения и др.

Признание у ребёнка СДВГ позволяет внести корректные поправки в стимулирование мозговой деятельности школьника, что в будущем даёт ему возможность рассчитывать на успех в профессиональной сфере, избавляет от проблем с адаптацией в коллективе, сложностей в межличностных отношениях.

Несмотря на то, что подходы к работе с расстройством разнятся в разных странах, общепризнанным считается комплексный подход, который включает немедикаментозную психотерапию и индивидуальную модификацию поведения с помощью психостимуляторов и ноотропов (если не помогает педагогическая и нейропсихологическая коррекция).

Опасность назначения стимуляторов детям связана с тем, что завышенные дозы препаратов могут вызывать привыкание, вследствие чего фиксируются случаи, когда подросток использует высокие дозы для достижения наркотических эффектов. Частично привыкание связано и с краткосрочным действием препарата, который из-за этого нужно принимать несколько раз в день. Так действие большинства из них длится не более 4 часов, но и метилфенидат или декстроамфетамин с продолжительностью действия до 12 часов сохраняют опасность привыкания.

Альтернативой таким препаратам становятся средства растительного происхождения типа HeadBooster, BrainRush, Optimentis, которые оказывают влияние на улучшение питания головного мозга, кровообращение, энергообмен и тонус коры не сразу, а постепенно, по мере улучшения состояния тканей и коммуникативных функций в нейросетях. Благодаря своему «мягкому» действию эти же препараты чаще других используют в коррекции физиологического характера.

Физиологический фактор

Самой распространённой физиологической причиной, мешающей мозгу школьника в полной мере раскрыть свой потенциал, считается нарушение кровообращения мозга, а также нехватка питательных веществ и кислорода. Такая ситуация может возникнуть вследствие:

  • генетических факторов,
  • родовых и послеродовых травм, связанных с повреждениями шейного отдела, асфиксиями, кровоизлияниями,
  • болезней, перенесённых ребёнком или матерью во время беременности,
  • несбалансированного питания и сложной экологической обстановкой,
  • привычек, благодаря которым школьник систематически нарушает правила здорового образа жизни и поведения.

Два последних пункта относятся к тем, на которые можно и нужно повлиять, чтобы улучшить работу мозга своего ребёнка.

Социально-психологический фактор

Успехи или неудачи ребёнка в получении новых знаний могут напрямую зависеть от степени психологической комфортности среды обучения и методики преподавания, соответствующей индивидуальным особенностям восприятия. Так, ребёнок, обучающийся во враждебно настроенном коллективе, в принципе не может быть сосредоточен на усвоении знаний, поскольку занят собственным «выживанием». При всей сообразительности школьника и активности работы мозга, его формальная результативность будет оставаться на низком уровне.

Ребёнок-«визуал», склонный с большей лёгкостью воспринимать информацию подданную в виде изображений, схем, визуальных образов, печатных текстов, будет хуже запоминать устную речь и попытку донести информацию в вербальном диалоге. И наоборот - ребёнку-«аудиалу» легче увидеть информацию, чем услышать её, что тоже нужно учитывать при оценке индивидуальных способностей ученика и процессах стимуляции работы его мозга.

Наконец, ребёнка нужно просто научить некоторым приёмам запоминания, для того, чтобы его эффективность и обучаемость резко выросли. Большинство таких приёмов задействуют ассоциации, эмоции, ритмику в качестве помощников в обучении. Так яркий эмоциональный образ, ассоциативно связанный с объектом запоминания и встроенный в пространство последовательной истории запомниться намного лучше.

Средства по улучшению работы мозга ребёнка

Препараты и биодобавки, которые влияют на состояние памяти, способность к концентрации и качество сна делают это опосредованно - через улучшение микроциркуляции и снабжения мозга, а также через «включение» нейромедиаторов. Нейромедиаторы - это биологически активные вещества разных групп (пептиды, аминокислоты, моноамины), выступающие посредниками в передаче электрохимического импульса от нейрона. Большинство препаратов, созданных для активизации мозговой деятельности, имеют в своём составе такого «посредника».

«Глицин ». Препарат с названием нейромедиаторной аминокислоты, которая уменьшает выделение возбуждающих аминокислот и вызывает тормозящее действие. Препарат способствует нормализации сна и повышению умственной работоспособности. Для улучшения сна применяется за 20 минут до засыпания по 0,5 таблетки детям до 3-х лет и по 1 таблетке после трёхлетнего возраста. В аналогичных дозах - 0,5 и 1 таблетка соответственно возрасту, но 2-3 раза в сутки - применяется для снятия психоэмоционального напряжения, повышения памяти и умственной работоспособности ребёнка. Длительность приёма - 14 дней. При необходимости и при согласовании с врачом время продолжительность приёма можно увеличить до 30 дней. При этом при пролонгированном приёме дети до 3-х лет сокращают дозу (до раза в сутки) и период (до 7-10 дней).

«Пантогам ». Здесь в качестве действующего вещества используется гамма-аминомасляная кислота, относящаяся к важнейшим нейромедиаторам ЦНС. Средство назначается при нарушениях внимания, речи, ослаблении памяти и снижении умственной работоспособности. Маленьким детям «Пантогам» назначается в виде сиропа с постепенным увеличением дозировки. При длительном употреблении средства прекращается приём препаратов этой группы, чтобы избежать чрезмерной стимуляции ЦНС. «Глицин», упомянутый выше, усиливает терапевтический эффект «Пантогама».

«Биотредин ». В комплексе с «Глицином» рекомендуют принимать ещё один ноотроп - «Биотредин», который пьют курсами по 7-10 дней в режиме «трижды в день по 1 таблетке». Средство содержит витамин В6, активизируя когнитивные функции мозга, улучшая внимание и память школьников. Однако витаминный комплекс группы В более широко и полноценно представлен в растительном препарате «Optimentis».

«Optimentis ». Природно-растительное средство, в составе которого, помимо пиридоксина (В6), улучшающего метаболизм и увеличивающего работоспособность мозга, и биотина (В7), нормализующего обмен веществ, представлены и другие витамины этой группы. За улучшение кислородного питания отвечает токоферол, а за энергетический уровень и кровообращение - растительная основа, состоящая из композиции экстракта Гинкго Билоба и женьшеня.

Перейти на официальный сайт .

». Главным конкурентом «Optimentis» в группе природно-растительных ноотропных средств называют «ХэдБустер», который благодаря своему составу компенсирует нехватку и витаминов, и полиненасыщенных жирных кислот. При этом в нём тоже содержаться экстракты женьшеня и Гинкго Билоба, отвечающие за микроциркуляцию тканей головного мозга. Дети с 12 лет могут принимать эту биодобавку наравне со взрослыми за полчаса до еды три раза в день в течение месяца.

Перейти на официальный сайт HeadBooster .

Метаболизмах, поддерживают работу желёз внутренней секреции, «контролируют» минерализацию костной ткани, предупреждают развитие патологий сосудистого русла.

Учитывая, что память «отвечает» за сохранение, накопление и воспроизведение полученной информации, расстройство когнитивных функций приводит к негативным последствиям. А именно: снижению концентрации внимания, усилению «забывчивости», торможению умственных реакций, ухудшению интеллектуальных способностей.

Ослабление мозговой деятельности, в 90 % случаев, происходит из-за дефицита эссенциальных веществ в организме.

Рассмотрим перечень незаменимых нутриентов для памяти, источники их получения, полезные свойства.

Какие витамины нужны для памяти?

Важнейшими нутриентами для мозга являются . Они играют первостепенную роль в передаче нервных импульсов в мозг, доставке кислорода тканям, восстановлении миелина нейронов, насыщении нервных клеток энергией, защите «органа мышления» от перегрузок и раннего старения.

Главные представители витаминов группы В:

  1. . Оптимизирует работу нейронов, улучшает когнитивные функции мозга, снижает нервную возбудимость, ускоряет умственные реакции. При нехватке тиамина происходит аккумулирование мочевой кислоты в организме, вследствие чего возникает «забывчивость», апатия, депрессия, бессонница, головная боль.

Природные источники нутриента – орехи, стручковый горох, рыба, куриные яйца, . Суточная доза – 1,5 миллиграмм.

  1. . Стимулирует мозговую деятельность, подавляет сонливость, снижает усталость (при умственных и физических нагрузках), предупреждает возникновение головных болей. Дефицит рибофлавина проявляется слабостью, заторможенностью мышления, медленным заживлением ран.
  1. . Ускоряет передачу импульсов между нейронами (активизирует долгосрочную память), стимулирует синтез защитных антител (нейтрализует воздействие никотина и алкоголя). Признаки нехватки витамина В5: беспокойный сон, быстрая утомляемость, депрессивное настроение, «провалы» в памяти, ферментативные расстройства.

Пантотеновая кислота поступает в организм совместно с молоком, капустой, гречкой, фундуком и яйцами. Суточная потребность – 5 – 7 миллиграмм.

  1. . Повышает скорость мозговых реакций, устраняет тревожность, снижает раздражительность, защищает клетки ЦНС от повреждений. Интересно, что активность «органа мышления» напрямую зависит от концентрации пиридоксина в организме. Нехватка витамина B6 сопровождается следующими реакциями: ночными судорогами, психозами, снижением аппетита, ухудшением памяти, рвотными позывами.

Пищевые источники витамина – яйца, картофель, бананы, капуста. Для полноценной работы мозга важно принимать не менее 2 миллиграмм нутриента в сутки.

  1. . Стимулирует умственные реакции (за счёт синтеза энергии в нервных клетках), улучшает концентрацию внимания (путём усиления кровообращения), снижает нервное напряжение. При нехватке витамина РР возникают бессонница, мигрени, головокружения, припухлость языка, а в тяжёлых случаях – слабоумие, шизофрения, потеря сознания.

Нутриент содержится в сливочном масле, яичном желтке, птице (курятине), рыбе, гречневой крупе, молоке. Для полноценной работы головного мозга важно потреблять 15 – 20 миллиграмм ниацина в день.

  1. . Участвует в синтезе «мозговых» ( , ), повышает скорость умственных реакций, нормализует сон, повышает иммунитет. Дефицит данного вещества ведёт к торможению деления клеток (особенно в мозге и кишечнике), анемии, нарушению сна, «провалам» в памяти, пищеварительным расстройствам.

Витамин В9 присутствует в кисломолочных продуктах, грибах, злаках, . Дневная норма – 0,4 миллиграмм.

  1. . Регулирует суточную активность организма (фазы сна и бодрствования), «контролирует» переход информации из краткосрочной памяти в долговременную, нормализует психоэмоциональный фон. Дефицит витамина В12 – частая причина старческого слабоумия и «потери» памяти в пожилом возрасте.

Природные источники: пекарские и пивные , говяжья и телячья печень, проросшая пшеница, зеленый лук, морепродукты. Дневная норма – 0,003 миллиграмм.

Кроме витаминов группы В, для улучшения памяти организм нуждается в следующих нутриентах:

  1. . Нивелирует последствия физических и умственных перегрузок, усиливает мозговое кровообращение, повышает биодоступность витаминов группы В, укрепляет миелиновые оболочки нейронов.

Аскорбиновая кислота содержится в красном сладком перце, землянике, цитрусовых, черной смородине, хрене, щавеле. Суточная потребность в составляет 1000 – 1500 миллиграмм.

  1. . Защищает нервную ткань от губительного воздействия токсинов и свободных радикалов, укрепляет краткосрочную память, регулирует перепады настроения, ускоряет восприятие новой информации, усиливает выработку половых гормонов. Кроме того, регулярный приём токоферола сдерживает болезнь Альцгеймера.

Рассмотрим популярные средства «для мозгов»:

  1. «Юниор Би Смарт» (Vision, Ирландия). Детские поливитамины, выпускаемые в форме фигурных жевательных капсул (рыбок) с натуральным карамельно-фруктовым вкусом. В состав добавки входят ( , D, Е), липиды (). Препарат используют для улучшения памяти, мышления, умственных реакций, нормализации работы ЦНС, снижения чрезмерной возбудимости у ребенка. Жевательные пастилки принимают единожды в сутки по 1 штуке (после завтрака).
  2. «Витрум Мемори» (Unipharm, США). Органическое средство на основе экстракта гинкго билоба. Кроме того, добавка содержит 4 витамина (В1, В2, В6, C) и 1 (). При регулярном приёме «Витрума» улучшается кровообращение мозга, повышаются интеллектуальные способности, увеличивается срок жизни нервных клеток, снижается активность тромбообразующего фактора. Препарат принимают дважды в день по одной капсуле.
  3. «Глицин Био» (Farmaplant, Россия). Ноотропный монопрепарат, состоящий из «мозговой» аминокислоты L-glycine. При регулярном приёме добавки нормализуются реакции торможения и возбуждения в ЦНС, улучшаются метаболические процессы в мозгу, восстанавливается синтез нуклеиновых кислот в организме.

Показания к применению: задержка умственного развития (у детей), нарушения сна, нервная возбудимость, стрессовые состояния, реабилитация после черепно-мозговых травм и нейроинфекций (в комплексной терапии). Суточная доза для новорожденных составляет 25 миллиграмм, младенцев от 1 до 3 лет – 50 миллиграмм, детей старше трёх лет – 100 миллиграмм.

  1. «Пиковит Омега-3» (КРКА, Словения). Мультикомпонентный состав, выпускаемый в виде сиропа с персиковым вкусом. Комплекс включает в себя (источник омега-3), витамины группы В (тиамин, рибофлавин, пиридоксин, цианокобаламин, фолиевую кислоту), холекальциферол, ретинол, токоферол. Ингредиенты добавки, улучшая мозговой кровоток, повышают его когнитивные функции, в том числе адаптацию ребёнка к школьным нагрузкам.

Сироп потребляют в чистом или разведённом виде единожды в сутки (после завтрака). Схема приёма: малышам от 1 до 5 лет – 5 миллилитров, школьникам (6 – 14 лет) – 7,5 миллилитров, детям старше 15 лет – 10 миллилитров.

  1. «Биотредин» (МНПК Биотики, Россия). Препарат на основе витамина В6 и (аминокислоты). Фитодобавку применяют для улучшения краткосрочной и долгосрочной памяти, повышения умственной работоспособности, снятия психоэмоционального напряжения у школьников. Дневная дозировка для детей – 1 – 2 таблетки (под язык).

Роль нервной системы заключается в восприятии и анализе поступившей извне информации. Кроме того, она руководит движениями человека и отвечает за слаженную работу всего организма. Проявлением высшей нервной деятельности являются речь, эмоции, память и интеллект. Интересно, что нарушение биохимических реакций в мозгу, в первую очередь, отражается на качестве запоминания.

Перечень препаратов для улучшения памяти:

  1. «Нейростронг» (Artlife, Россия). Биоактивный комплекс, предназначенный для укрепления нервной системы, ускорения восстановительных процессов после инсульта, профилактики дисфункций микроциркуляторного русла головного мозга. В состав препарата входят: L-глутаминовая кислота, солодка, гинкго билоба, лецитин, черника, витамины В1, В3, В6.

Детям до 5 лет назначают по 1 таблетке 2 – 3 раза в сутки, школьникам и взрослым – по 2 – 3 пилюли трижды в день.

  1. «Интеллан» (Herbion Pakistan, Пакистан). Органическая добавка, в состав которой входят 6 видов целебных трав (гинкго билоба, центелла азиатская, херпестис монниерра, кориандр посевной, амомум шиловидный, эмблика лекарственная). Препарат используют для стимуляции мозговой деятельности (путём активации нейротрансмиттерных центров), купирования тревожности (психогенной и невротической природы), повышения интеллектуальных способностей, ликвидации головокружений (вызванных нейросенсорными изменениями).

Стандартная схема приёма: по 1 капсуле или 10 миллилитров сиропа дважды в день.

  1. «Нейро Плас» (Vitaline, Россия). Натуральный биокомплекс, повышающий память, внимание, настроение. Активные компоненты состава: готу кола, имбирь, солодка, гинкго билоба. При регулярном приёме добавки улучшается приток кислорода и крови к тканям, снижается проницаемость сосудистой стенки, повышается жизненный тонус организма, ускоряется регенерация пигмента сетчатки, ускоряется психомоторное и речевое развитие (у детей).

Препарат принимают трижды в день по 1 капсуле после еды.

  1. «Мемори райз» (Artlife, Россия). Лечебно-профилактический препарат для оптимизации питания клеток мозга, повышения концентрации внимания, улучшения памяти. Биодобавка включат в себя растительные экстракты (готу-кола, пустырник пятилопастный, гинкго билоба, боярышник колючий, женьшень корейский, гуарана, каштан конский), аминокислоты ( , L-тирозин, гамма-аминомасляную кислоту), витамины (В1, В3, В5, В6, В9, В12), макроэлементы (кальций, ).

С профилактической целью препарат принимают по 1 – 2 таблетки дважды в день, с лечебной – 2 пилюли 3 раза в сутки.

  1. «Мозг и память» (Herb Pharm, США). Коллоидный раствор для нормализации умственной деятельности, снижения нервной возбудимости и улучшения сна. Концентрат содержит экстракты готу кола, гинкго билоба, шлемника бокоцветного, шалфея и розмарина.

Препарат употребляют в перерывах между едой по 0,7 миллилитров 2 – 3 раза в день.

Продукты, повышающие память

Учитывая, что пищевой рацион напрямую влияет на работоспособность мозга, важно знать какие продукты стимулируют его работу.

способностей мозга , которые можно и нужно развивать. Но также с самого рождения ребенок требует и особого ухода, заботы, питания. Именно пища, богатая витаминами и микроэлементами, является залогом полноценного развития ребенка как в физическом, так и в психоэмоциональном плане.

В наше время вокруг детей возникает масса информации из различных источников. Для маленького человека это значительная умственная нагрузка, и мозг ребенка не всегда способен адекватно справляться с поставленными задачами. Многие родители начинают задумываться о том, как помочь своим детям справиться с подобной работой?

Наиболее простой и правильный способ - подобрать витаминно-минеральный комплекс, исходя из возраста ребенка, эндемического района и сезона. Как правило, это делают с профилактической целью, ведь витамины и минералы помогают улучшить концентрацию, внимание, наблюдательность, память, так же благотворно влияют и на физическое развитие ребенка, укрепляют косно-мышечную систему и иммунитет.

Некоторые витамины внесены в протоколы наблюдения за новорожденными, к примеру, детям, родившимся в осенне-зимний период, с целью профилактики рахита назначают витамин Д.

Зачем нужны организму ребенка витамины и микроэлементы?

Витамины – залог здоровья. Эту прописную истину нам внушают с самого детства. Практически все процессы в организме детей и взрослых протекают с участием катализаторов, некоторых пусковых механизмов. Именно такими стимуляторами и являются витамины и микроэлементы. Они участвуют в обменных процессах, работе эндо- и экзокринных желез, развитии тканей и органов, нормальном функционировании мозга и других жизненно важных систем.

Как определить, хватает ли ребенку витаминов, получаемых с продуктами питания?

К сожалению, наши реалии таковы, что даже при нормальном рационе питания дети не всегда получают достаточное количество витаминов с пищей. Это связано с характеристиками самих продуктов, видом их термической обработки и многими другими факторами. Дети могут не любить какие-то продукты, несмотря на все уговоры и рассказы об их полезных свойствах. На недостаток витаминов в организме указывают следующие признаки:

  1. У ребенка повышена утомляемость.
  2. Малыш быстро раздражается.
  3. Ребенку трудно сконцентрироваться, удержать свое внимание на чем-то одном.
  4. Малыш капризен, суетлив, совершает много ненужных действий без конкретной цели.
  5. Школьникам сложно дается обучение, они рассеяны на уроках, страдает память, они не успевают по большинству предметов.
  6. Ребенок начинает отставать в физическом и психомоторном развитии.

Все эти симптомы должны насторожить родителей. Только врач поможет определить, каких именно витаминов и минералов не хватает малышу, какие детские препараты стоит давать ребенку, возможно ли компенсировать дефицит с питанием.

Стоит помнить, что дети по-разному воспринимают различные витамины, и потребность в них с возрастом отличается!

Стимуляция мозга и улучшение памяти

Лучше всего улучшают память и внимание витамины группы В. Эти активные вещества в первую очередь влияют на головной мозг, любой витамин активизирует обменные процессы, тем самым улучшая память, стимулируя внимание, умственную деятельность, в целом влияя на здоровье детей. Недостаток витаминов группы B выявить проще всего: дети становятся раздражительными, у них значительно снижены память и внимание, возникают нарушения сна, и, мягко говоря, дети не блещут умом в отношении простейших вопросов.

Витамин В1 или Тиамин способен влиять на память . Он также помогает перерабатывать большое количество информации. Улучшая метаболические процессы в организме, тиамин тем самым стимулирует мозг. Его низкий уровень в организме приводит к физическим и психическим дисфункциям.

Рибофлавин (В2) - это вещество является самым мощным поставщиком энергии для мозга. Он очень важен в период активной умственной деятельности. Острый дефицит в нем испытывают школьники, а также студенты в период экзаменов. Кроме того следует обратить внимание на следующие микроэлементы :

  1. Никотиновая кислота работает непосредственно в нейронах головного мозга, тем самым улучшая память и внимание.
  2. Пантоненат кальция (В5) является прекрасным антиоксидантом, защищает мозг от внешних токсинов, стимулирует долгосрочную память.
  3. Пиридоксин (В6) – эндогенный витамин, именно он отвечает за ум в широком понимании.
  4. Фолиевая кислота (В9) - незаменимый строительный материал для головного мозга и нервной системы в целом. Активизирует процесс запоминания и анализа информации.
  5. Цианокобаламин или витамин В12 незаменим для долгосрочной памяти, играет важную роль в процессе «бодрствование – сон», вследствие чего помогает конвертировать информацию в долгосрочную память.

Для нормального развития нервной системы и работы головного мозга очень важны витамины C, D, E и P.

Какие продукты содержат максимальное количество витаминов группы В?

Рацион ребенка должен быть разнообразен, в нем должны гармонично сочетаться овощи, фрукты, мясо, рыба, птица, картофель и крупы, хлебобулочные изделия и сладости. О правильном питании школьника должны заботиться не только в школе, но и дома.

Важно помнить, что некоторые витамины полностью разрушаются при термической обработке, поэтому питание ребенка должно содержать достаточное количество сырых овощей и фруктов.

Рыба богата омега кислотами, которые играют важную роль в становлении нервной системы, особенно в подростковом возрасте. Предпочтение лучше отдавать жирным видам рыбы, ее мясо станет прекрасным строительным материалом для мозга малыша.

Не менее 4-5 раз в неделю, если нет никаких противопоказаний, ребенок должен получать красное мясо и бульоны. Лучше отдать предпочтение говядине или телятине, они менее жирные и более аутентичные по белковой структуре. Мясо содержит в себе ряд незаменимых аминокислот, без которых организм не может полноценно функционировать. Не стоит забывать и о птице: курица, утка, индюшка, гусь - прекрасное белковое дополнение.

Основным источником витаминов группы B являются цельнозерновые продукты питания . Именно их ребенок должен получать в максимальных количествах в период активной мозговой деятельности.

Не стоит также забывать о сладком. Помимо того, что глюкоза - это прекрасный стимулятор хорошего настроения, это к тому же необходимые углеводы. Для растущего организма очень полезны орехи, семечки, сухофрукты. Если у ребенка нет аллергии, на десерт дайте ему печенье на основе меда, орехов и сухофруктов, это станет прекрасным заменителем пирожных и шоколада.

Восполнение нехватки витаминов

Обычные продукты в некоторых случаях могут быть не настолько эффективны, как таблетки. Фарминдустрия предоставляет широкий выбор препаратов, выпускаемых в различной форме, разработанных с учетом потребностей и возраста детей. Перед походом в аптеку поищите информацию о витаминах самостоятельно, проконсультируйтесь с педиатром. Не всегда разрекламированное средство - идеальный выбор для вашего малыша.

Средства для улучшения памяти и работы мозга: препараты, витамины, народные методы

Можно особенно не вникать в тонкости сложных мыслительных процессов, если с памятью пока все благополучно, поэтому улучшение памяти с помощью различных медикаментозных средств молодежь мало заботит. Однако все поменяется, как только будет поставлена определенная цель, требующая немалых умственных усилий: в короткий срок усвоить огромный объем информации, нужный для овладения новой профессией, подготовиться к сложным экзаменам, нацелившись на блестящий результат, принять участие в интеллектуальных состязаниях. Тогда молодые люди начинают лихорадочно вести поиск действенных средств, способных быстро прояснить в голове, выкинуть ненужное, освободив место новому. Между тем, начитавшись различных рекомендаций и получив советы «знающих» друзей, можно в иной раз навредить своей памяти, а не улучшить ее.

Но все же, в основном, препараты и средства для улучшения памяти вызывают интерес у определенных слоев населения: они нужны и назначаются чаще всего людям среднего возраста и пожилым людям, интеллектуальная деятельность которых идет на спад не только по причине патологии, но и естественным образом.

Препараты для улучшения памяти

Прежде чем приступить к описанию препаратов для улучшения памяти и работы мозга, хотелось бы предупредить читателя, что хорошо было бы согласовать их применение с доктором, которого называют неврологом (невропатологом). Он лучше других специалистов знает, какое лекарство подойдет в том или ином случае, поскольку изучение проблемы нарушения памяти входят в область его профессиональной компетенции. К тому же, далеко не все таблетки для улучшения памяти можно взять и запросто купить в аптеке. На некоторые потребуют рецепт.

Кроме этого, самостоятельный выбор препаратов или приобретение их по совету знакомых может обернуться нежелательными реакциями со стороны организма и еще большим нарушением нервной системы.

К синтетическим лекарственным формам без особой надобности вообще не желательно обращаться, для начала можно попробовать попить витамины или, еще лучше – настои и отвары, то есть, те лекарства, которые мы называем народными средствами. Однако многие препараты для улучшения памяти почти постоянно находятся на слуху, так как ежедневно рекламируются средствами массовой информации, поэтому пациентам кажется, что нет ничего проще для улучшения мозговой деятельности, чем зайти в аптеку и купить, что нужно. В связи с этим, в первую очередь мы опишем средства, назначаемые врачом и выдаваемые после предъявления рецепта.

Придется зайти к врачу

Решительно настроившись воспользоваться достижениями современной фармакологии в области улучшения памяти, придется иметь в виду, что лекарство в аптеке без такого документа, как рецепт, могут не отпустить, поэтому необходимо посетить врача, который после осмотра, а иногда и обследования, возможно, выпишет рецепт на один из лекарственных препаратов, называемых ноотропами.

Ноотропы

Ноотропы – это психотропные лекарственные средства, которые отличаются от других представителей данной группы тем, что нейтрально относятся к биоэлектрической активности ГМ, не оказывают воздействия на двигательную активность, не изменяют условно-рефлекторную функцию и вегетативную иннервацию. Вместе с тем, они улучшают память, интеллектуальную работоспособность, стимулируют познавательную деятельность, то есть, восстанавливают процессы, которые могли нарушиться в результате повреждающего действия неблагоприятных факторов.

Ноотропный эффект препаратов данной группы заключается в воздействии на функциональные возможности ЦНС (интеллектуальные способности, речевые навыки) за счет стимуляции окислительно-восстановительных реакций, увеличения скорости биохимических циклов (оборот аденозинтрифосфата, утилизация глюкозы), то есть, участия в дыхании тканей и метаболических процессах, происходящих в нервных волокнах. Стимуляция данных процессов способствует:

  • Изменению в лучшую сторону питания тканей мозга;
  • Позитивному влиянию на ясность ума, сознание, повышение концентрации внимания, обучаемость;
  • Увеличению устойчивости к негативным воздействиям окружающей среды, лекарственных препаратов, экстремальных факторов;
  • Снижению выраженности астенических проявлений (заторможенность, инертность);
  • Активации функционирования нервной системы;
  • Наращиванию интеллектуально-мнестических возможностей;
  • Восстановлению эмоционально-волевых функций или, проще говоря, улучшению памяти и внимания.

Кроме этого, ноотропы уменьшают возбудимость и раздражение, несут антидепрессивный, успокаивающий, слегка снотворный, противоэпилептический и противопаркинсонитический эффекты. Вместе с тем, они малотоксичны, неплохо сочетаются с медикаментозными средствами других фармакологических групп, однако иной раз в качестве побочного действия имеют развитие пристрастия .

В иных случаях нежелательный эффект от приема ноотропов может идти от психостимулирующих способностей препаратов , что проявляется излишним возбуждением, беспокойством, нарушением сна и развитием бессонницы . Каждый из ноотропных препаратов имеет и другие побочные эффекты и противопоказания, которые подробно описаны в аннотации к лекарственному средству, поэтому нет смысла перечислять все подряд.

Представители ноотропов

За способности повышать умственные возможности ноотропные препараты получили название «стимуляторов познания». К ним относятся:

  1. Пирацетам. Недорогой российский препарат, обладающий позитивными сторонами (улучшает кровоток, способствует ускорению утилизации глюкозы, увеличивает энергетический потенциал и др.) и противопоказаниями ноотропов, что неудивительно, ведь данное лекарство было первым и осталось главным представителем данной группы (действующее вещество – пирацетам). Препарат, полученный в 1972 году, первоначально был рекомендован преимущественно пожилым пациентам, пережившим нарушения мозгового кровообращения и имеющим функциональные расстройства центральной нервной системы. Благодаря своим свойствам способствовать улучшению памяти и работы мозга, пирацетам стал родоначальником целого класса лекарственных средств, которые сейчас успешно применяются во всем мире. Это лекарство, наряду со специфическими медикаментозными средствами, действительно хорошо подходит для взрослых, имеющих проблемы с нервной системой, психическую патологию, алкогольную, наркотическую и лекарственную зависимость, но, как оказалось, кроме этого, он позитивно влияет и на психику детей, переживших , получивших родовые травмы и их последствия, имеющих другую патологию нервной системы.
  2. Ноотропил (действующее вещество – парацетам). Ноотропил используется при , интоксикациях, затронувших важнейшие структуры головного мозга, состоянии после перенесенного (после кровоизлияния – с осторожностью!), . В педиатрической практике ноотропил применяют с целью ликвидации последствий родовых травм, внутриутробных инфекций, гипоксии, а также для лечения детей с ДЦП, задержкой умственного развития, тяжелым течением и гиперактивности (СДВГ).
  3. Фезам комбинированный препарат (действующее вещество: пирацетам с циннаризином), применяемый при нарушении мозгового кровообращения, энцефалопатии, травмах ГМ и интоксикациях, синдроме Меньера, мигрени. Детям до 5 лет фезам противопоказан, после пятилетнего возраста может назначаться для улучшения мозговой деятельности у детей с задержкой интеллектуального развития.
  4. Винпоцетин – таблетки для улучшения памяти при цереброваскулярной недостаточности, вазовегетативных проявлениях климакса. Винпоцетин – лекарство для взрослых, препарат противопоказан до наступления совершеннолетия.
  5. Церебролизин выпускается в инъекционных формах, применяется при когнитивных расстройствах и нарушении процессов запоминания (болезнь Альцгеймера, последствия , черепно-мозговые травмы, задержка интеллектуального развития, СДВГ у детей).
  6. Энцефабол . Недешевый ноотропный препарат (до 1000 рублей), назначаемый молодым, пожилым, маленьким детям и беременным женщинам. Список показаний включает широкий круг патологических состояний, в том числе, снижение интеллектуальных способностей, речевые расстройства, дефицит внимания.
  7. Фенотропил тоже недешевые (от 370 до 1100 рублей) таблетки для улучшения памяти, которые, применяют для поддержания организма в случае предстоящих или перенесенных чрезмерных физических (спортсмены) и умственных нагрузок (студенты), а также при самых различных заболеваниях центральной нервной системы, связанных с поражением сосудистых стенок, нарушением метаболизма в ГМ, травматическим воздействием, интоксикацией. Полезным считают использование препарата при невротических состояниях, депрессиях, судорожном синдроме, гипоксии, хроническом алкоголизме. Фенотропил, улучшая мозговую деятельность, память и внимание, облегчает процессы запоминания и обучения, но, вместе с тем, способен вызывать психомоторное возбуждение и нарушение сна, поэтому его не принимают после 3 часов дня. Лекарство при всех его достоинствах не назначают женщинам в период кормления грудью, при тяжелом течении гипертонической болезни, выраженном атеросклерозе, панических атаках и тревожных состояниях. Препарат также противопоказан в детском возрасте.

Кроме перечисленных лекарственных средств, способностями улучшения памяти и работы мозга обладают и препараты, близкие им по свойствам: кавинтон, циннаризин, фенибут, пикамилон, пиридитол… К сожалению, перечислить все названия, аналоги, синонимы, а также достоинства и недостатки данной фармакологической группы не представляется возможным, что, впрочем, вполне поправимо – каждое конкретное лекарство имеет свою собственную инструкцию, которую легко найти как в упаковке с капсулами или таблетками для улучшения памяти, так и на просторах Интернета.

Таблетки для улучшения памяти, свободно отпускаемые в аптеке

Самыми безопасными и доступными лекарственными средствами, за которыми не обязательно ходить к врачу, считаются витамины (группа В, С, Е), некоторые микроэлементы (магний), экстракты растений:

  • Витамин Е (токоферола ацетат) по 1000 ЕД является замечательным антиоксидантным средством и, помимо этого, позитивно влияет на мышечную работоспособность, репродуктивную функцию организма, психическую деятельность;
  • Ундевит – витаминный комплекс, содержащий 11 витаминов, особенно полезен для улучшения памяти и работы мозга людям среднего возраста и пожилым пациентам;
  • Глицин – популярный, недорогой, доступный, вкусный лекарственный препарат, применяемый для лечения взрослых и детей;
  • Витрум мемори – таблетки для улучшения памяти на растительной основе;
  • Аминалон – старый, но не утративший своей актуальности, препарат для улучшения мозговой деятельности у лиц любой возрастной категории, очень хорошо подходит пожилым людям, страдающим сахарным диабетом, так как способствует снижению глюкозы в крови;
  • Билобил – хотя и отпускается без рецепта, но относится к лекарствам для взрослых (билобил противопоказан детям и подросткам);
  • Интеллан – препарат произведен исключительно из экстрактов представителей растительного мира;
  • Гинкго билоба – название всем известное, полученное от названия дерева, экстракт листьев которого дает жизнь препарату для улучшения интеллектуально-мнестических возможностей.

К лидерам по укреплению не только памяти, но и других функций организма относят гинкго билоба, из листков которого некоторые люди приловчились делать лекарство в домашних условиях. Оказывается, все не так сложно: нужно взять купленные в аптеке листья гинкго билоба (1 столовую ложку), насыпать их в термос, залить стаканом кипятка, герметично закрыть и оставить на пару часов, а потом пить приблизительно по 100 мл трижды в день за полчаса до еды.

Улучшаем память без лекарств

Начнем с питания

Некоторые люди, отдавая предпочтения тем или иным блюдам, всегда отмечают, что выбор не случаен – отдельные продукты улучшают мозговую деятельность:


Кроме питания, в деле улучшения мозговой деятельности могут быть использованы уникальные свойства того, что растет вокруг нас, но в пищу в качестве традиционного обеда или ужина не употребляется, то есть, настало время обратиться к проверенным веками средствам, которые от природы имеют способности улучшать память и работу мозга.

Народные средства для всех профессий и почти всех возрастов

Народная медицина в плане улучшения памяти никак не могла оставаться в стороне, ведь влияние отдельных растений на ЦНС было замечено еще во времена, когда человек нынешних методов лечения не знал и не предполагал. Травники и народные целители предлагают вниманию пациентов, стремящихся добиться ясности ума и высокой способности переносить умственные нагрузки, свойства следующих представителей растительного мира:

  • Имбирный чай с мелиссой и мятой: кусочки имбиря (10 г) заварить в стакане кипятка (250 мл), добавить мяту и мелиссу. Улучшить работу мозга можно с помощью 1 – 2 чашек в день;
  • Чай с шалфеем и мятой: вечером засыпать в термос емкостью не менее 0,5 литра по 1 столовой ложке мяты и шалфея, залить кипятком (500 мл) и оставить настаиваться. Утром процедить и принимать по 50 мл 3 – 4 раза в день перед едой (за полчаса);
  • Чесночное масло: головка чеснока измельчается и заливается подсолнечным или оливковым маслом (1 стакан), настаивается от 2 до 3 недель, употребляется по 1 чайной ложке с таким же количеством лимонного сока (свежевыжатого) 3 – 4 раза в день до приема пищи. Попить такое лекарство можно не более 3 недель;
  • Кора рябины красной: 1 ст. ложка коры дерева заливается стаканом кипятка (250 мл) и ставится на маленький огонь на 10 минут. Процеживается отвар через 6 часов и принимается по столовой ложке трижды в день около месяца. Отвар коры красной рябины считается хорошим профилактическим средством против развития атеросклеротического процесса и отложения холестериновых бляшек;
  • Сосновые почки: их желательно употреблять в свежем виде (весной), когда они набухли, но еще не раскрылись (тогда в них содержится очень большое количество различных полезных компонентов) – без всякой дополнительной обработки 2 – 3 раза в день до приема пищи.

Для улучшения интеллектуальных способностей и просветления в голове рекомендуют готовить отвары из смеси крапивы, корня ириса, золотого корня, гвоздики красной и семян подорожника большого. Или смешать листья малины и брусники по 3 столовых ложки, добавить 4 ст. ложки монгольского чая (бадана) и одну ложку орегано, перемешать, из смеси отобрать столовую ложку, заварить в 0,5 л кипятка, еще раз прокипятить (10 минут), дать постоять пару часов и процедить. Полученного отвара хватит, чтобы попить 1 день (стакан – утром, стакан – вечером), а назавтра заварить новый, ведь смесь листьев еще осталась?

Только для взрослых

Если по состоянию здоровья не противопоказан алкоголь и человек не занят в профессии, требующей абсолютной трезвости, то в качестве профилактики нарушений памяти можно использовать народные средства, приготовленные на спиртосодержащих жидкостях (водка, коньяк, чистый спирт):

«Гимнастика» для ума

В этом разделе хотелось бы обратиться к тем читателям, которые желают улучшить память, но по каким-либо причинам не идут к врачу, не считают нужным приобретать лекарство в аптеке и, тем более, не верят народным средствам. В подобных случаях можно посоветовать заняться тренировкой ума. Упражнения для улучшения мозговой деятельности несложные, а, порой, очень даже интересные, если подойти к ним творчески, например:

  • Быстро вспоминать и произносить слова, на первую, вторую, третью (и так далее) букву алфавита: «А» – айсберг, «Б» – барбарис, «В» – винегрет… и так до 20-ой буквы алфавита;
  • Вспоминать иностранные слова, заученные в школе (счет, глаголы);
  • Попробовать посчитать в обратном порядке от какой-то цифры (например, от 100 до 0);
  • Поиграть в города, придумывая их по алфавиту: Астрахань, Берлин, Вологда, Гданьск и так далее. А можно пригласить в игру кого-то из близких и играть вместе. Назвав любой, существующий в реальном мире город, продолжить ряд, где название каждого последующего населенного пункта будет начинаться на последнюю букву предыдущего (Москва – Антверпен – Новгород – Донецк…);
  • Можно придумывать синонимы к выбранным произвольно словам (чем больше, тем лучше) или слова на одну букву, например, «Ж» – журавль, жук, жрец, жернова… до 20-ти слов.

Упражнения для повышения умственных возможностей можно придумывать самостоятельно и сколько угодно: заучивать стихи, решать задачи, разгадывать кроссворды, в общем, при желании «поломать голову» найдется над чем.

Чего только не придумает народ?!

В данной статье хотелось бы затронуть еще одну важную тему, связанную с лечением различных заболеваний нетрадиционными методами, которые их изобретатели нередко называют народными (вероятно, потому, что придуманы они кем-то из народа?). Последнее время появляются новые и новые рекомендации в отношении борьбы с онкологической патологией, болезнями сердца и сосудов, не остается без внимания «новоиспеченных эскулапов» и улучшение памяти и работы мозга. Мы не станем особо критиковать или осуждать новые методики, хотя иной раз они просто абсурдны, не станем отговаривать от употребления каких-то вновь изобретенных средств, просто предоставим читателю возможность подумать самому, так сказать, заняться мозговой гимнастикой, а заодно обратиться к знаниям, полученным в школе.

Золотая вода?

Не беремся судить, насколько повышается мозговая работоспособность от употребления «золотой» воды, но люди, испробовавшие ее действие на себе, утверждают, что попить ее нужно обязательно (в дополнение к питанию). Однако прежде чем привести рецепт приготовления такой «волшебной» воды, хотелось бы напомнить читателю некоторые школьные уроки химии, на которых учителя говорили, что золото не вступает во взаимодействие с сильными кислотами, кроме «царской водки» (смесь концентрированных сильных неорганических кислот – соляной и азотной). Так неужели обычная вода, даже если ее кипятить много часов подряд, вдруг приобретет необычные для себя свойства, позволяющие растворить хоть какое-нибудь количество этого стойкого во всех отношениях металла? Может быть, «серебряную» воду легче сделать? Или еще лучше – «алюминиевое» лекарство изготовить, оно, возможно, и получится? Но «золотая», так «золотая», все равно пациенты, стремящиеся улучшить память народными средствами без особых материальных и трудовых затрат, найдут данные рекомендации на каком-нибудь форуме. Готовят «золотую» воду просто: берут любое золотое украшение (серьги, цепи, кольца) без камней, опускают в емкость с водой (вода – 500 мл), ставят на плиту и кипятят, пока половина объема воды не испарится (250 мл). «Золотое» лекарство почему-то пьют очень малыми дозами – 1 чайная ложка (наверное, в большей дозе опасно?) 2-3 раза в день. Говорят, что через две недели не только в голове прояснится, но и сердечная мышца укрепится. Очевидно, что данные рекомендации могут заинтересовать того, кто плохо учился в школе.

“Массаж мозга”?

Не пробовал автор на себе и распространяемый в Интернете диск «Массаж мозга». Люди покупают, слушают на высоких частотах по утрам по 45 минут – отзывы противоречивые. Одни утверждают, что, входя в состояние медитации подобным образом, и концентрация внимания, и память, и работоспособность, и обучаемость заметно повышаются. Другие же утверждают, что, кроме головокружения и разбитости, ничего от нового метода не получили. Отдельные люди устраивают массаж мозга без всяких дисков: просто занимаются интенсивным полосканием рта в течение 5 – 10 минут, вызывая активизацию процессов возбуждения, которые, в свою очередь, могут обернуться самым непредсказуемым образом (???).

Примеров различного нетрадиционного и даже не народного лечения во Всемирной паутине последнее время крутится множество. Два из них мы привели лишь для того, чтобы наши постоянные читатели знали заранее нашу точку зрения в отношении тех или иных, порой, весьма сомнительных, методов воздействия на центральную нервную систему, с которой, как известно, следует обращаться бережно и осторожно. Проведение экспериментов над собственной головой, своим умом и интеллектом может грозить еще большим нарушением памяти и внимания, появлением головокружения, головных болей и даже судорог. Хочется надеяться, что читатель к улучшению своих умственных способностей будет подходить обдуманно и взвешенно, советуясь с лечащим врачом.

Видео: улучшение памяти – мнение специалиста



Похожие статьи

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

  • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

    Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...