Поурочное планирование по химии габриелян. Химия в центре естествознания. Цели изучения предмета

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 г. Усть-Кута Иркутской области

Рабочая программа учебного предмета

«Пропедевтического курса химия»

для 7- класса, базового уровня

Разработана

Кириловой Татьяной Александровной

учителем химии

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса «Химия. Вводный курс» для 7 класса общеобразовательных учреждений по химии, авторы О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, 2013 г

г. Усть-Кут

Пояснительная записка

Рабочая программа «Химия» в 7 классе составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса «Химия. Вводный курс» для 7 класса общеобразовательных учреждений по химии, авторы О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, 2013 г.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) . Программой предусмотрено проведение:

Контрольных работ – 2;

Практических работ – 6;

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках химии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством О.С. Габриеляна.

Преподавание химии в 7 классе рассчитано на использование учебника: Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. Химия. Вводный курс.7 класс./ М.:Дрофа, 2013.

Данный учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебном году.

Общая характеристика учебного предмета

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учащиеся должны овладеть такими познавательными учебными действиями, как умение формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку зрения. Кроме этого, учащиеся должны овладеть приемами, связанными с определением понятий: ограничивать их, описывать, характеризовать и сравнивать. Следовательно, при изучении химии в основной школе учащиеся должны овладеть учебными действиями, позволяющими им достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов.

Предлагаемая программа по химии раскрывает вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования и определяет важнейшие содержательные линии предмета:

«вещество» – знание о составе и строении веществ, их свойствах и биологическом значении;

«химическая реакция» – знание о превращениях одних веществ в другие, условиях протекания таких превращений и способах управления реакциями;

«применение веществ» – знание и опыт безопасного обращения с веществами, материалами и процессами, необходимыми в быту и на производстве;

«язык химии» – оперирование системой важнейших химических понятий, знание химической номенклатуры, а также владение химической символикой (химическими формулами и уравнениями).

Пропедевтический курс призван, используя интерес учащихся к экспериментам, сформировать умение наблюдать, делать выводы на основе наблюдений, получить первоначальные понятия о классах неорганических веществ. Решать расчетные задачи на основе имеющихся знаний по математике. Так в 6 классе в курсе математике учащиеся решают задачи на нахождение части от целого, используя эти знания, можно решать задачи на нахождение массовой доли элемента в веществе и массовой доли вещества в растворе.

Место предмета в базисном учебном плане

Химия. Вводный курс. 7 класс. 35/70 ч, 1/2 ч в неделю;

Химия. 8 класс. 70 ч, 2 ч в неделю;

Химия. 9 класс. 70 ч, 2 ч в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Цели изучения предмета

Изучение химии в 7 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

формирование у учащихся химической картины мира как органической части его целостной естественнонаучной картины;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения ими химической науки и ее вклада в современный научно-технический прогресс;

формирование важнейших логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении и свойствах химических веществ;

воспитание убежденности в том, что применение полученных знаний и умений по химии является объективной необходимостью для безопасной работы с веществами и материалами в быту и на производстве;

проектирование и реализация выпускниками основной школы личной образовательной траектории: выбор профиля обучения в старшей школе или профессионального образовательного учреждения;

овладение ключевыми компетенциями (учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Деятельность образовательного учреждения в обучении химии должна быть направлена на достижение обучающи­мися следующих личностных результатов:

Учащийся должен:

знать и понимать : основные исторические события, связанные с развитием химии и общества; достижения в области химии и культурные традиции (в частности, научные традиции) своей страны; общемировые достижения в области химии; основы здорового образа жизни; правила поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с воздействием различных веществ; социальную значимость и содержание профессий, связанных с химией; основные права и обязанности гражданина (в том числе учащегося), связанные с личностным, профессиональным и жизненным самоопределением;

испытывать : чувство гордости за российскую химическую науку и уважение к истории ее развития; уважение и принятие достижений химии в мире; уважение к окружающим (учащимся, учителям, родителям и др.) – уметь слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе;

признавать : ценность здоровья (своего и других людей); необходимость самовыражения, самореализации, социального признания;

осознавать : готовность (или неготовность) к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность (или неготовность) открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам;

проявлять : доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи нуждающимся в ней; устойчивый познавательный интерес, инициативу и любознательность в изучении мира веществ и реакций; целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей; убежденность в возможности познания природы, необходимости разумного использования достижений науки и технологий для развития общества;

уметь : устанавливать связь между целью изучения химии и тем, для чего она осуществляется (мотивами); выполнять прогностическую самооценку, регулирующую активность личности на этапе ее включения в новый вид деятельности, связанный с началом изучения нового учебного предмета – химии; выполнять корригирующую самооценку, заключающуюся в контроле за процессом изучения химии и внесении необходимых коррективов, соответствующих этапам и способам изучения курса химии; строить жизненные и профессиональные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий; осознавать собственные ценности и их соответствие принимаемым в жизни решениям; вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки (свои и других людей) и события с принятыми этическими нормами; в пределах своих возможностей противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества.

Метапредметными результатами освоения выпускника­ми основной школы программы по химии являются:

    определять проблемы, т. е. устанавливать несоответствие между желаемым и действительным;

    составлять сложный план текста;

    владеть таким видом изложения текста, как повествование;

    под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

    под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результатов, выводов;

    использовать такой вид мысленного (идеального) моделирования, как знаковое моделирование (на примере знаков химических элементов, химических формул); использовать такой вид материального (предметного) моделирования, как физическое моделирование (на примере моделирования атомов и молекул);

    получать химическую информацию из различных источников;

    определять объект и аспект анализа и синтеза;

    определять компоненты объекта в соответствии с аспектом анализа и синтеза;

    осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта;

    определять отношения объекта с другими объектами;

    определять существенные признаки объекта.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

    использовать при характеристике веществ понятия: «атом», «молекула», «химический элемент», «химический знак, или символ», «вещество», «простое вещество», «сложное вещество», «свойства веществ», «химические явления», «физические явления», «коэффициенты», «индексы», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «массовая доля элемента»; знать: предметы изучения естественнонаучных дисциплин, в том числе химии; химические символы: Al, Ag, C, Ca, Cl, Cu, Fe, H, K, N, Mg, Na, O, P, S, Si, Zn, их названия и произношение;

    классифицировать вещества по составу на простые и сложные;

    различать: тела и вещества; химический элемент и простое вещество;

    описывать: формы существования химических элементов (свободные атомы, простые вещества, сложные вещества); табличную форму Периодической системы химических элементов; положение элемента в таблице Д. И. Менделеева, используя понятия «период», «группа», «главная подгруппа», «побочная подгруппа»; свойства веществ (твердых, жидких, газообразных);

    объяснять сущность химических явлений (с точки зрения атомно-молекулярного учения) и их принципиальное отличие от физических явлений;

    характеризовать: основные методы изучения естественных дисциплин (наблюдение, эксперимент, моделирование); вещество по его химической формуле согласно плану: качественный состав, тип вещества (простое или сложное), количественный состав, относительная молекулярная масса, соотношение масс элементов в веществе, массовые доли элементов в веществе (для сложных веществ); роль химии (положительную и отрицательную) в жизни человека, аргументировать свое отношение к этой проблеме;

    вычислять относительную молекулярную массу вещества и массовую долю химического элемента в соединениях;

    проводить наблюдения свойств веществ и явлений, происходящих с веществами;

    соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Раздел 1. «Химия в центре естест вознания» (11 ч.)

Химия – часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира. Предмет химии. Физические тела и вещества.Свойства веществ. Применение веществ на основе их свойств.Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лаборатория и оборудование.Модель, моделирование. Особенности моделирования в географии, физике, биологии. Модели в биологии. Муляжи. Модели в физике. Электрофорная машина. Географические модели. Химические модели: предметные (модели атома, молекул, химических и промышленных производств), знаковые, или символьные (символы элементов, формулы веществ, уравнения реакций). Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение, произношение. Химические формулы веществ. Простые и сложные вещества. Индексы и коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Понятия «атом», «молекула», «ион». Строение вещества. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Понятие об агрегатном состоянии вещества. Физические и химические явления. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Аморфные вещества. Строение Земли: ядро, мантия, кора. Литосфера. Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (неорганические и органические, в том числе и горючие) породы. Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Хлорофилл. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов. Качественные реакции. Распознавание веществ с помощью качественных реакций. Аналитический сигнал. Определяемое вещество и реактив на него.

Демонстрации:

    Коллекция различных предметов или фотографий предметов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства - применение».

    Учебное оборудование, используемое на уроках физики, биологии, географии и химии.

    Электрофорная машина в действии. Географические модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и человека). Физические и химические модели атомов, молекул веществ и кристаллических решеток.

    Объемные и шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого газов, метана.

    Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических решеток.

    Вода в трех агрегатных состояниях. Коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них.

    Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит).

    Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита - мел, мрамор, известняк).

    Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф).

    Научное наблюдение и его описание. Изучение строения пламени.

    Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений.

    «Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах.

    Качественная реакция на кислород.

    Качественная реакция на углекислый газ.

Лабораторные работы:

    Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии.

    Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом.

    Диффузия перманганата калия в желатине.

    Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке.

    Изучение гранита с помощью увеличительного стекла.

    Определение содержания воды в растении.

    Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха.

    Обнаружение крахмала в пшеничной муке.

    Взаимодействие аскорбиновой кислоты с иодом (определение витамина С в различных соках).

    Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду.

    Обнаружение известковой воды среди различных веществ.

Практические работы:

    Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности.

    Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.

Раздел 2. Математика в химии (9 ч)

Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов.Понятие о массовой доле химического элемента (w ) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов (для двухчасового изучения курса).Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и гомогенные смеси. Газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть), твердые смеси (горные породы, кулинарные смеси и синтетические моющие средства).Определение объемной доли газа (ϕ) в смеси. Состав атмосферного воздуха и природного газа. Расчет объема доли газа в смеси по его объему и наоборот. Понятие о ПДК. Массовая доля вещества (w ) в растворе. Концентрация. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества.Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси (w ) в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей.

Демонстрации:

    Коллекция различных видов мрамора и изделий из него.

    Смесь речного и сахарного песка и их разделение.

    Коллекция нефти и нефтепродуктов.

    Коллекция бытовых смесей.

    Диаграмма состава атмосферного воздуха.

    Диаграмма состава природного газа.

    Коллекция «Минералы и горные породы».

Практические работы

    Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

Раздел 3. Явления, происходящие с веществами (11ч)

Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки, фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате. Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент. Устройство противогаза. Способы очистки воды. Дистилляция (перегонка) как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха. Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Условия протекания и прекращения химических реакций. Соприкосновение (контакт) веществ, нагревание. Катализатор. Ингибитор. Управление реакциями горения. Признаки химических реакций: изменение цвета, образование осадка, растворение полученного осадка, выделение газа, появление запаха, выделение или поглощение теплоты.

Демонстрации

    Фильтр Шотта. Воронка Бюхнера. Установка для фильтрования под вакуумом.

    Респираторные маски и марлевые повязки.

    Противогаз и его устройство.

    Коллекция «Нефть и нефтепродукты».

Демонстрационные эксперименты

    Разделение смеси порошка серы и железных опилок.

    Разделение смеси порошка серы и песка.

    Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки.

    Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки жидкостей.

    Разделение смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации.

    Взаимодействие железных опилок и порошка серы при нагревании.

    Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды.

    Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор – диоксид марганца (IV)).

    Обнаружение раствора щелочи с помощью индикатора.

    Взаимодействие раствора перманганата калия и раствора дихромата калия с раствором сульфита натрия.

    Взаимодействие раствора перманганата калия с аскорбиновой кислотой.

    Взаимодействие хлорида железа с желтой кровяной солью и гидроксидом натрия.

    Взаимодействие гидроксида железа (III) с раствором соляной кислоты.

Лабораторные работы:

    Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ.

    Изучение устройства зажигалки и пламени.

Практические работы:

    Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент).

    Очистка поваренной соли.

    Изучение процесса коррозии железа.

Раздел 4. Рассказы по химии (3 ч)

Выдающиеся русские ученые-химики. История химических веществ (открытие, получение и значение).Изучение химических реакций.

Тематическое планирование

Название темы

Количество часов

Количество часов по планированию

уроки

контрольные работы

лабораторные работы и т.д.

Химия в центре естествознания

Математика в химии

Явления, происходящие с веществами

Рассказы по химии

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ХИМИЯ. ВВОДНЫЙ КУРС. 7 КЛАСС.

Тема урока

Всего часов

Дата

Коррекция

Результаты

предметные

метапредметные

личностные

Химия в центре естествознания

Химия как часть естествознания. Предмет химии.

Объясняют роль химических знаний в жизни человека.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Составляют план и последовательность действий. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Планируют общие способы работы. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Методы изучения естествознания.

Объясняют роль методов в практической деятельности людей.

Определяют основную и второстепенную информацию. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.

Знают основные моральные нормы и ориентируются на их выполнение.

Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете».

Определяют основное химическое оборудование. Правила ТБ.

Знают основные моральные нормы и ориентируются на их выполнение. Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Практическая работа № 2 «Наблюдение за горящей свечей. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами».

Учатся работать со спиртовкой. Правила ТБ.

Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Сличают свой способ действия с эталоном.

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. .

Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Моделирование

Знают основные географические, биологические физические модели. Умебт их различать.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. .

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Оценивают достигнутый результат.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Испытывают эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им. Принимают ценности природного мира.

Химическая символика.

Определяют положение химического элемента в периодической системе. Учатся называть химические элементы.

Сличают свой способ действия с эталоном. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие, адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории.

Объясняют универсальность молекулярно-кинетической теории.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Применяют методы информационного поиска.Составляют план и последовательность действий. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи.

Испытывают чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

Химия и физика. Агрегатные состояния вещества.

Определяют особенности строения веществ. Умеют различать и характеризовать агрегатные состояния веществ.

Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. . Умеют заменять термины определениями.

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Имеют способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Химия и география.

Объясняют геологическое строение Земли. Различают минералы.

Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие, адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

Следуют в своей деятельности нормам природоохранного и здоровьесберегающего поведения.

Химия и биология.

Различают органические и неорганические вещества. Объясняют роль воды и хлорофилла для жизни человека.

Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Сличают свой способ действия с эталоном

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умеют слушать и слышать друг друга

Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Качественные реакции в химии.

Знают качественные реакции на кислород, углекислый газ и известковую воду.

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений

Составляют план и последовательность действий. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Умеют брать на себя инициативу в организации совместного действия

Математика в химии

Относительные атомная и молекулярная массы

Дают определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава

Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации

Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат-). Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Учатся управлять поведением партнера

Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Массовая доля химического элемента в сложном веществе.

Вычисляют массовую долю химического элемента в соединении

Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Чистые вещества и смеси.

Приводят примеры чистых веществ и смесей. Дают характеристику смесей.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выделяют и формулируют проблему. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Ориентируются в нравственном содержании и смысле собственных поступков

Объемная доля компонента газовой смеси.

Проводят расчет объема компонента газовой смеси по его объемной доле и наоборот.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. . Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Выделяют и формулируют проблему

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Следуют в своей деятельности нормам природоохранного поведения.

Массовая доля вещества в растворе.

Проводят расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий.

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов Определяют основную и второстепенную информацию.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения.

Готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика; оптимизм в восприятии мира

Практическая работа №3 . «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества».

Знают, как обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием

Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Структурируют знания

Оценивают достигнутый результат. Осознают качество и уровень усвоения

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Массовая доля примесей.

Проводят расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий.

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Выделяют формальную структуру задачи

Оценивают достигнутый результат. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Умеют слушать и слышать друг друга

Осознают ответственность человека за общее благополучие.Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Решение задач и упражнений по теме

Проводят расчеты по изученным понятиям.

Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации

Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат-). Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Учатся управлять поведением партнера

Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий

Контрольная работа №1 «Математические расчеты в химии»

Проводят математические расчеты по химическим формулам.

Демонстрируют умение определять типы химических связей. Уверенно пользуются химической терминологией и символикой

Устанавливают причинно-следственнысвязи. Строят логические цепи рассуждений

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий

Явления, происходящие с веществами

Разделение смесей.

Характеризуют и сравнивают смеси. Называют способы их разделения.

Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.Выполняют учебно-познавательные действия.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи.

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Фильтрование.

Приводят примеры использования фильтрования в жизни человека.

Выделяют и формулируют познавательную цель

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Умеют слушать и слышать друг друга

Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности. Принимают ценности природного мира.

Адсорбция.

Характеризуют адсорбционные свойства веществ.

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом

Осознают ответственность человека за общее благополучие.

Дистилляция.

Приводят примеры дистилляции жидкостей. Характеризуют кристаллизацию и выпаривание.

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи

Сличают свой способ действия с эталоном. Составляют план и последовательность действий. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы

Практическая работа № 4 «Разделение смесей»

Ориентируются в нравственном содержании и смысле собственных поступков

Практическая работа №5 «Очистка поваренной соли».

Наблюдают и описывают химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии; делают выводы из результатов проведенных химических экспериментов

Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации. Определяют основную и второстепенную информацию. Устанавливают причинно-следственные связи

Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат-). Осознают качество и уровень усвоения

Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания

формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся

Химические реакции.

Знают закон сохранения массы веществ

Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Умеют заменять термины определениями

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона

Умеют брать на себя инициативу в организации совместного действия

готовность к равноправному сотрудничеству

Признаки химических реакций.

Называют признаки химических реакций.

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое

формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся

Практическая работа № 6 «Коррозия металлов»

Обращение с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Наблюдение свойств веществ и происходящих с ними

Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Анализируют условия и требования задачи

Предвосхищают временные характеристики достижения результата. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Учатся разрешать конфликты - выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его

понимание причины успеха в своей учебной деятельности

Обобщение и актуализация знаний по теме «Явления, происходящие с веществами»

Предлагают представление информации по теме «Явления, происходящие с веществами» в виде таблиц, схем,

опорного конспекта, в том числе с применением

средств ИКТ

Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурируют знания

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. Умеют слушать и слышать друг друга

понимание причины успеха в своей учебной деятельности; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения

Контрольная работа №2 по теме «Явления, происходящие с веществами».

Характеризуют химические реакции, их признаки. Приводят примеры способов разделения смесей.

Умеют заменять термины определениями. Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

оценивание своей учебной деятельности

Рассказы по химии

Выдающиеся русские ученые-химики.

Описывают основные этапы открытий в химии и ученых сделавших эти открытия.

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.

проявление положительного отношения к урокам химии; оценивание своей учебной деятельности;

Мое любимое химическое вещество.

Знают историю открытия, получения и значения основных химических веществ.

Анализируют условия и требования задачи. Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурируют знания.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Составляют план и последовательность действий.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Исследования в области химических реакций.

Знают историю открытия химических реакций.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выделяют и формулируют проблему. Устанавливают причинно-следственные связи.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Осознают качество и уровень усвоения.

Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. Умеют слушать и слышать друг друга.

убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки, отношение к химии как элементу общечеловеческой культуры

Учебно-методическое обеспечение

    Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. Химия 7 класс. Вводный курс. Учебное пособие - М.: Дрофа, 2013.

    Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия 7 класс. Методическое пособие к пропедевтическому курсу Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. «Химия 7 класс. Вводный курс». – М.: Дрофа,2012.

    Габриелян О.С., Шипарева Г.А.. Химия 7 класс. Рабочая тетрадь. - М.:Дрофа,2013.

    Габриелян, О.С. Химия. 8 кл. : химический эксперимент в школе / О. С. Габриелян, Н. Н. Рунов, В. И. Толкунов. – М.: Дрофа, 2009.

    Габриелян, О.С. Химия. 8 кл. : настольная книга для учителя / О. С. Габриелян, Н. П. Воскобойникова, А. В. Яшукова. – М.: Дрофа,

Система контроля знаний и умений по предмету

Контрольная работа №1«Математические расчеты в химии»

Вариант 1

    1 .

    Решить задачу:

Вариант 2

    Решить задачу:

В 200 г столового уксуса содержится 6 г уксусной кислоты. Определите массовую долю кислоты в столовом уксусе.

Вариант 3

    1

    Решить задачу:

Анализ атмосферы Венеры показал, что в 50 мл венерианского «воздуха» содержится 48,5 мл углекислого газа и 1,5 мл азота. Рассчитайте объемные доли газов в атмосфере планеты.

Вариант 4

    Относительная молекулярная масса (дать определение)

    Массовая доля вещества в растворе (написать формулу для расчета)

    Решить задачу:

Объемная доля метана в природном газе составляет 92%. Какой объем этой газовой смеси будет содержать 4,6 мл метана?

Вариант 5

    Относительная атомная масса (дать определение)

    Массовая доля вещества в растворе (написать формулу для расчета)

    Решить задачу:

Рассчитайте массовые доли элементов в веществе сульфиде кальция СаS

Вариант 6

    Относительная молекулярная масса (дать определение)

    Объемная доля газа в смеси (написать формулу для расчета)

    Решить задачу:

Рассчитайте массовые доли элементов в веществе NaNO 3 (натриевой селитре)

Вариант 7

    Относительная атомная масса (дать определение)

    Массовая доля элемента в сложном веществе (написать формулу для расчета)

    Решить задачу

В 150 г воды растворили 25 г поваренной соли. Определите массовую долю соли в полученном растворе.

Вариант 8

    Относительная молекулярная масса (дать определение)

    Массовая доля вещества в растворе (написать формулу для расчета)

    Решить задачу

Массовая доля иода в аптечной иодной настойке составляет 5%. Какую массу иода и спирта нужно взять, чтобы приготовить 200 г настойки?

Вариант 9

    Относительная атомная масса (дать определение)

    Объемная доля гза в смеси (написать формулу для расчета)

    3.Решить задачу:

Объемная доля аргона в воздухе 0,9%. Какой объем воздуха необходим для получения 5 л аргона?

Вариант 10

    Относительная молекулярная масса (дать определение)

    2.Массовая доля элемента в сложном веществе (написать формулу для расчета)

    3.Решить задачу:

Рассчитайте массовые доли элементов в веществе Al 2 O 3 (оксиде алюминия)

Контрольная работа №2 по теме «Явления, происходящие с веществами»

Вариант 1

Часть 1

    К физическим явлениям относят:

а) гниение органических остатков

б) ржавление железа

в) плавление льда

г) горение бумаги

2. Смесь железных опилок и серы можно разделить:

а) 2Na + 2H2O = NaOH + H2

б) CaCO3 = CaO + CO2

в) Mg + O2 = MgO

г) 2H2O = H2 + O2

4. Реакции, в результате которых из нескольких веществ образуется одно сложное вещество, относят к типу:

а) разложения в) замещения

б) соединения г) обмена

5. К реакциям соединения относят:

а) 2KNO3 = 2KNO2 + O2

б) CuO + H2 = Cu + H2O

в) 4P + 5O2 = 2P2O5

г) NaOH + HCl = NaCl + H2O

6. К реакциям обмена относят:

а) BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HCl

б) CaO + CO2 = CaCO3

в) Mg + 2HCl = MgCl2 + H2

г) 2HgO = 2Hg + O2

7. В уравнении реакции разложения воды коэффициент перед формулой водорода:

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

Часть 2

а) Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O

б) CaO + CO2 = CaCO3

в) MnO2 + Al = Mn + Al2O3

Алюминий + серная кислота = сульфат алюминия + водород

Вычислите объем водорода (н.у.), выделившегося при действии избытка раствора серной кислоты на 3 г алюминия, содержащего 10% примесей.

Вариант 2

Часть 1

    К химическим явлениям относят:

а) испарение воды

б) плавление парафина

в) скисание молока

г) распространение запаха

2. Смесь воды и спирта можно разделить:

а) с помощью магнита в) выпариванием

б) фильтрованием г) дистилляцией

3. Какая из приведенных записей является уравнением реакции:

а) SO2 + H2O = H2SO3

б) CaCO3 + HCl = CaCl2+ H2O

в) P + O2 = P2O3

г) Fe2O3 + 3CO = Fe + 3CO2

4. Реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуются несколько простых или сложных веществ, называют:

а) разложение в) замещение

б) соединение г) обмен

5. К реакциям разложения относят:

а) 2K + 2 H2O = 2KOH +H2

б) CaCO3 = CaO + CO2

в) 2Na3PO4 +3CaCl2 = 6NaCl + Ca3(P O4)2

г) 2H2 + O2 = 2H2O

6. К реакциям замещения относят:

а) Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O

б) Li2O + H2O = 2LiOH

в) 2Al + 3CuCl2 = 2AlCl3 +3 Cu

г) Fe(OH)2 = FeO + H2O

7. В уравнении реакции соединения кальция с кислородом коэффициент перед формулой оксида кальция:

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

Часть 2

1.Расставьте там, где требуется, коэффициенты в схемах реакций:

а) CuO + H2 = Cu + H2O

б) KClO3 = KCl + O2

в) P + O2 = P2O5

2. Составьте уравнение следующей реакции:

Натрий + вода = гидроксид натрия + водород

3.Решите задачу по уравнению реакции из предыдущего задания:

Какой объем водорода (н.у.) выделится при растворении в воде 25 г натрия, содержащего 8% примесей?

М.: 201 3. - 4 32 с.

Пособие содержит сценарии уроков, включающие все темы базового курса химии для 9 класса и составленные в соответствии с требованиями ФГОС. Приведено также тематическое планирование по используемым педагогами учебным программам. Учитель найдет здесь подробные, методически обоснованные планы уроков, контрольные, тестовые, самостоятельные работы и методику проведения лабораторных опытов. Издание будет полезно как начинающим педагогам, так и преподавателям со стажем.

Формат: pdf

Размер: 6,5 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
От автора 3
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ О.С. ГАБРИЕЛЯНА
Тематическое планирование учебного материала 4
Введение. Общая характеристика химических элементов
Урок 1. Характеристика химического элемента-металла на основании его положения в Периодической системе Д.И. Менделеева 6
Урок 2. Характеристика химического элемента-неметалла на основании его положения в Периодической системе Д.И. Менделеева 14
Урок 3. Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды 22
Урок 4. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева 29
Урок 5. Подготовка к контрольной работе по теме «Общая характеристика химических элементов» 33
Урок 6. Контрольная работа № 1. Общая характеристика химических элементов 35
Глава I. Металлы
Урок 7. Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева, строение их атомов. Физические свойства металлов 36
Урок 8. Химические свойства металлов 42
Урок 9. Химические свойства металлов 46
Урок 10. Получение металлов 51
Урок 11. Сплавы. Коррозия металлов 54
Урок 12. Щелочные металлы 58
Урок 13. Бериллий, магний и щелочноземельные металлы 62
Урок 14. Бериллий, магний и щелочноземельные металлы 67
Урок 1 5. Алюминий 71
Урок 16. Алюминий 74
Урок 1 7. Железо 78
Урок 1 8. Железо 82
Урок 19. Свойства металлов и их соединений (химический практикум) 88
Урок 20. Свойства металлов и их соединений (химический практикум) 91
Урок 21. Подготовка к контрольной работе по теме «Металлы» 95
Урок 22. Контрольная работа № 2. Металлы 97
Урок 23. Работа над ошибками 98
Глава II. Неметаллы
Урок 24. Общая характеристика неметаллов. Кислород, озон, воздух 98
Урок 25. Водород 102
Урок 26. Общая характеристика галогенов. Галогены - простые вещества 108
Урок 27. Соединения галогенов. Получение и применение галогенов 112
Урок 28. Общая характеристика халькогенов. Кислород 116
Урок 29. Сера 122
Урок 30. Соединения серы 125
Урок 31. Серная кислота 133
Урок 32. Свойства неметаллов и их соединений (химический практикум) 138
Урок 33. Азот 141
Урок 34. Аммиак 146
Урок 35. Соли аммония 151
Урок 36. Кислородные соединения азота 154
Урок 37. Соли азотной кислоты 160
Урок 38. Фосфор и его соединения 164
Урок 39. Биологическое значение фосфора. Его применение 169
Урок 40. Углерод 172
Урок 41. Оксиды углерода 177
Урок 42. Угольная кислота и ее соли 182
Урок 43. Кремний 187
Урок 44. Соединения кремния 192
Урок 45. Применение кремния и его соединений 194
Урок 46. Свойства неметаллов и их соединений (химический практикум) 197
Урок 47. Подготовка к контрольной работе по теме «Неметаллы» 202
Урок 48. Контрольная работа № 3. Неметаллы 203
Урок 49. Работа над ошибками 205
Глава III. Органические вещества
Урок 50. Предмет органической химии 205
Урок 51. Предельные углеводороды 210
Урок 52. Физические и химические свойства предельных углеводородов 215
Урок 53. Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи 216
Урок 54. Спирты 220
Урок 55. Многоатомные спирты 224
Урок 56. Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры 227
Урок 57. Жиры 230
Урок 58. Аминокислоты 232
Урок 59. Белки 235
Урок 60. Углеводы 236
Урок 61. Полимеры 239
Урок 62. Повторение пройденного материала по теме «Органические вещества» 241
Урок 63. Самостоятельная работа по теме «Органические вещества» 242
Урок 64. Контрольная работа № 4. Органические вещества 247
Глава IV. Обобщение знаний по химии за курс основной школы
Урок 65. Подготовка к итоговой контрольной работе 248
Урок 66. Итоговая контрольная работа 249
Урок 67. Работа над ошибками 251
Урок 68 - резервный 251
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ Г.Е. РУДЗИТИСА, Ф.Г. ФЕЛЬДМАНА
Тематическое планирование учебного материала 252
Глава I. Электролитическая диссоциация
Урок 1. Сущность процесса электролитической диссоциации 255
Урок 2. Диссоциация кислот, щелочей и солей 263
Урок 3. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации 267
Урок 4. Реакции ионного обмена 271
Урок 5. Реакции ионного обмена 277
Урок 6. Гидролиз солей 280
Урок 7. Окислительно-восстановительные реакции 284
Урок 8. Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация» 288
Урок 9. Подготовка к контрольной работе по теме «Электролитическая диссоциация» 291
Урок 10. Контрольная работа № 1. Электролитическая диссоциация 293
Глава II. Подгруппа кислорода
Урок 11. Положение кислорода и серы в Периодической системе химических элементов, строение их атомов. Строение простых веществ. Аллотропия 296
Урок 12. Сера. Аллотропия. Физические и химические свойства. Применение серы 299
Урок 13. Сероводород. Сульфиды 301
Урок 14. Оксид серы (ГУ). Сернистая кислота 303
Урок 15. Оксид серы (VI). Серная кислота 308
Урок 16. Специфические свойства серной кислоты. Соли серной кислоты 312
Урок 17. Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» 313
Урок 18. Скорость химических реакций и ее зависимость от условий протекания 315
Урок 19. Химическое равновесие 321
Глава III. Подгруппа азота
Урок 20. Положение азота и фосфора в Периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот. Физические и химические свойства. Получение и применение 325
Урок 21. Аммиак 328
Урок 22. Соли аммония 331
Урок 23. Практическая работа № 3. Получение аммиака и опыты с ним 332
Урок 24. Азотная кислота. Строение молекулы. Получение. Общие свойства 334
Урок 25. Специфические свойства азотной кислоты 336
Урок 26. Соли азотной кислоты. Круговорот азота в природе 338
Урок 27. Фосфор 339
Урок 28. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота. Ортофосфаты 341
Урок 29. Практическая работа № 4. Определение минеральных удобрений 343
Глава IV. Подгруппа углерода
Урок 30. Положение углерода и кремния в Периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод. Строение кристаллических решеток. Аллотропия. Физические свойства 346
Урок 31. Адсорбция. Химические свойства углерода 349
Урок 32. Оксид углерода (II) 350
Урок 33. Оксид углерода (IV) 350
Урок 34. Угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе 351
Урок 35. Практическая работа № 5. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов 352
Урок 36. Кремний и его свойства. Оксид кремния (IV) 354
Урок 37. Кремниевая кислота и ее соли. Силикатная промышленность 355
Урок 38. Контрольная работа № 2. Кислород и сера. Азот и фосфор. Углерод и кремний 358
Глава V. Общие свойства металлов
Урок 39. Положение металлов в Периодической системе химических элементов и особенности строения их атомов. Нахождение металлов в природе и общие способы их получения. Физические свойства 363
Урок 40. Характерные химические свойства металлов 365
Урок 41. Сплавы 368
Глава VI. Металлы IA-IIIA групп Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева
Урок 42. Характеристика щелочных металлов 371
Урок 43. Положение магния и кальция в Периодической системе химических элементов, строение их атомов. Кальций и его соединения 373
Урок 44. Жесткость воды и способы ее устранения 376
Урок 45. Алюминий 378
Урок 46. Важнейшие соединения алюминия 381
Урок 47. Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач 383
Глава VII. Железо
Урок 48. Положение железа в Периодической системе химических элементов и строение его атома. Свойства железа 385
Урок 49. Соединения железа 387
Урок 50. Практическая работа № 7. Решение экспериментальных задач 389
Глава VIII. Металлургия
Урок 51. Понятие о металлургии. Металлы в современной технике. Производство чугуна и стали 392
Урок 52. Контрольная работа № 3. Металлы 395
Глава IX. Краткий обзор важнейших органических соединений
Урок 53. Органическая химия. Основные положения теории строения органических соединений A.M. Бутлерова 396
Урок 54. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений 401
Урок 55. Предельные углеводороды 402
Урок 56. Непредельные углеводороды. Этилен 405
Урок 57. Ацетилен. Диеновые углеводороды 407
Урок 58. Природные источники углеводородов 410
Урок 59. Производные углеводородов. Спирты 412
Урок 60. Карбоновые кислоты 413
Урок 61. Сложные эфиры. Жиры 414
Урок 62. Углеводы 414
Урок 63. Аминокислоты. Белки 415
Урок 64. Полимеры 415
Урок 65. Лекарства. Подготовка к контрольной работе по теме «Органические вещества» 416
Урок 66. Контрольная работа № 4. Органические вещества 418
Глава X. Обобщение знаний по химии за курс основной школы
Урок 67. Подготовка к итоговой контрольной работе 423
Урок 68. Итоговая контрольная работа 425

М.: 201 4. - 4 00 с.

Пособие содержит сценарии уроков, включающие все темы базового курса химии для 8 класса, также дано тематическое планирование по используемым педагогами учебным программам. Учитель найдет здесь подробные, методически обоснованные планы уроков (как традиционных, так и нетрадиционных), множество контрольных, тестовых, самостоятельных работ и методику проведения лабораторных опытов. Варианты уроков, предложенные в игровой форме, помогут ученикам глубже понять материал. Издание будет полезно как начинающим педагогам, так и преподавателям со стажем.

Формат: pdf

Размер: 5,7 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3
Тематическое планирование 5
Введение
Урок 1. Предмет химии. Вещества. Вводный инструктаж по охране труда и технике безопасности на уроках химии и в лаборатории 8
Урок 2. Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.... 14
Урок 3. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов 21
Урок 4. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы 31
Урок 5. Вычисления по химической формуле 36
Урок 6. Проверочная работа № 1. Химическая формула. Вычисления по химической формуле 41
Тема I. Атомы химических элементов
Урок 7. Основные сведения о строении атомов 45
Урок 8. Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы 49
Урок 9. Строение электронных оболочек атомов 52
Урок 10. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома 58
Урок 11. Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов. Ионная связь 62
Урок 12. Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой. Ковалентная неполярная связь 67
Урок 13. Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой. Ковалентная полярная связь 74
Урок 14. Металлическая химическая связь 81
Урок 15. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Атомы химических элементов» 86
Урок 16. Контрольная работа № 1. Атомы химических элементов 100
Тема II. Простые вещества
Урок 17. Простые вещества - металлы 104
Урок 18. Простые вещества - неметаллы 108
Урок 19. Количество вещества. Молярная масса 112
Урок 20. Молярный объем газов 117
Урок 21. Проверочная работа № 2. Простые вещества 124
Тема III. Соединения химических элементов
Урок 22. Степень окисления 127
Урок 23. Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения 132
Урок 2 4. Основания 136
Урок 25. Кислоты 140
Урок 2 6. Соли 147
Урок 27. Кристаллические решетки 151
Урок 2 8. Физические явления в химии. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей 157
Урок 29. Практическая работа № 1. Анализ почвы и воды 161
Урок 30. Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора) 163
Урок 31. Практическая работа № 2. Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе 168
Урок 32. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Соединения химических элементов» 172
Урок 33. Контрольная работа № 2. Соединения химических элементов 178
Тема IV. Изменения, происходящие с веществами
Уроки 34, 35. Практическая работа № 3. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Нагревание вещества в открытом пламени 182
Урок 36. Химические явления, или химические реакции 183
Урок 37. Практическая работа № 4. Наблюдение за горящей свечой 193
Урок 38. Практическая работа № 5. Признаки химических реакций и условия их протекания 194
Урок 39. Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ 196
Урок 40. Расчеты по химическим уравнениям 204
Урок 41. Решение расчетных задач по уравнениям химических реакций с использованием понятий «примеси», «массовая доля растворенного вещества» 209
Урок 42. Реакции разложения 212
Урок 4 3. Реакции соединения 217
Урок 44. Реакции замещения 222
Урок 45. Реакции обмена 230
Урок 46. Типы химических реакций на примере свойств воды 236
Вариант урока 46. Вода - самая удивительная на свете жидкость 243
Урок 47. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Изменения, происходящие с веществами» 252
Вариант урока 47. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Изменения, происходящие с веществами» 260
Урок 48. Контрольная работа № 3. Изменения, происходящие с веществами 268
Тема V. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции
Урок 49. Растворение. Растворимость веществ в воде 270
Урок 50. Электролитическая диссоциация 277
Урок 51. Основные положения теории электролитической диссоциации 284
Урок 52. Ионные уравнения 290
Урок 53. Ионные уравнения (продолжение) 293
Урок 54. Практическая работа № 6. Ионные реакции. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца 297
Урок 55. Кислоты, их классификация и свойства 300
Урок 56. Основания, их классификация и свойства 306
Урок 57. Оксиды, их классификация и свойства 312
Урок 58. Соли, их классификация и свойства 319
Урок 59. Генетическая связь между классами веществ 327
Урок 60. Практическая работа № 7. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей 332
Урок 61. Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) 340
Урок 62. Обобщение и систематизация знаний по теме «Окислительно-восстановительные реакции» 346
Урок 63. Свойства веществ изученных классов в свете теории ОВР 349
Урок 64. Практическая работа № 8. Решение экспериментальных задач 352
Уроки 65, 66. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР». Решение расчетных задач по формулам и уравнениям реакций 361
Урок 67. Контрольная работа № 4. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР 373
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тематическое планирование учебного материала по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана 382
Тематическое планирование учебного материала по учебнику И.И. Новошинского, Н.С. Новошинской 385
Тематическое планирование учебного материала по учебнику Н.Е. Кузнецовой 388
Тематическое планирование учебного материала по учебнику Е.Е. Минченкова 391
Список литературы 395



Похожие статьи

  • Пирог «Шарлотка» с сушеными яблоками Пирожки с сушеными яблоками

    Пирог с сушёными яблоками был очень популярен в деревнях. Готовили его обычно в конце зимы и весной, когда убранные на хранение свежие яблоки уже кончались. Пирог с сушёными яблоками очень демократичен - в начинку к яблокам можно...

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...