Современные взгляды на процесс развития психики человека. Этапы развития психики человека

греч. psychikos - душевный] - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Р. п. реализуется в форме филогенеза (становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом и отдельных его этнических, социальных, культурных групп) и в форме онтогенеза (формирование психических структур в течение жизни отдельного человека или животного). Р. п. отвечает общим законам развития. Ему свойственны внутренние противоречия между требованиями, предъявляемыми к субъекту, и тем, чем он уже располагает и может ответить на эти требования. Подлинным содержанием Р. п. является борьба этих противоречий, борьба между старыми, отживающими формами психической организации и новыми, нарождающимися. Рост организма (количественные изменения) связан с изменением его структуры и функции (качественные изменения). Накопление количественных и качественных изменений в организме приводит к переходу от одних ступеней возрастного развития к другим, более высоким, при этом каждая ступень возрастного развития качественно отлична от всех других. Возникновение каждой новой ступени Р. п. никогда не является только внешней надстройкой над предыдущей ступенью. Всякая предшествующая ступень представляет собой подготовительную ступень к последующей. Выделяют две группы факторов, обуславливающих Р. п. ребенка: природные задатки и внешнее окружение. Обычно исследователи обращают внимание на присвоение социальных норм и культуры, зафиксированных в знаково-символических формах. Отмечается, что под влиянием этих форм происходит перестройка психических структур. Некоторыми авторами признается также наличие универсальных законов Р. п., в частности объединяющих онтогенез и филогенез человеческой психики. Наиболее отчетливо эта идея была высказана С. Холлом в его теории рекапитуляции, согласно которой онтогенетическое развитие психики ребенка воспроизводит филогенез человечества. В отечественной психологии Р. п. выступает как объективный процесс, имеющий системную природу. Однако вычленения отдельных его компонентов (задатков, факторов окружающей среды) и выяснения соотношения между ними еще недостаточно для понимания подлинной природы и условий Р. п. Для этого требуется рассматривать Р. п. как процесс последовательного включения человека в ряд социально-предметных деятельностей. Интериоризация структур этих деятельностей определяет формирование многоуровневых базовых структур психики. Л.С. Выготский обосновал положение о ведущей роли обучения в Р. п.: обучение должно идти впереди развития и вестись в зоне ближайшего развития. Он крити чески оценивал как отождествление развития с обучением, так и отрыв Р. п. от обучения. Р. п. человека выступает в единстве с развитием его личности, хотя эти процессы не являются тождественными. А.В.Петровский, Л.А.Радзиховский, А.В.Толстых

Психология как наука изучает психику человека (специальная отрасль психологии - зоопсихология изучает психику животных).

Психика - это отражение предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию мозга.

Психологическая наука исследует закономерности возникновения, развития и формирования психических явлений

Известны три основные формы психических явлений:
- психические процессы (ощущения, восприятие, память, мышление и др.);
- психические состояния (активность, бодрость, пассивность, усталость и др.);
- психические свойства личности (характер, темперамент, способности и др.).

Все формы психических явлений взаимосвязаны между собой и переходят одна в другую. Например, такой довольно сложный психический процесс, как наблюдение, в зависимости от объекта и условий наблюдения, может вызвать состояние усталости и пассивности или возбуждения и активности. Если сотруднику по характеру его деятельности приходится систематически наблюдать, то различные психические состояния, связанные с процессом наблюдения, объединяются в одно целое, обобщаются и становятся относительно устойчивым психическим свойством его личности, которое называется наблюдательностью. Это психическое свойство, в свою очередь, влияет на психические состояния человека и при определенных условиях тормозит его чрезмерную возбуждаемость, мобилизует силы на преодоление усталости, растерянности, отвлекаемости и т. д. Воздействуя на психические состояния, наблюдательность как свойство личности работника оказывает влияние на его психические процессы. Она помогает мобилизовать внимание, активизировать память, организовать мыслительные операции и т. п.

Так же обстоит дело, например, с процессом мышления, с состояниями, которые связаны с ним, и свойствами, выступающими в виде глубокомыслия, сообразительности, осмотрительности и т. п. При активном выполнении сотрудником служебных обязанностей мобилизуются и совершенствуются его психические состояния, формируются такие личные психические свойства, как трудолюбие, исполнительность, старательность, добросовестность и т. п. Эти, как и все другие свойства личности, накладывают отпечаток на психические состояния и процессы.

Во всех формах психических явлений выступают в неразрывном единстве ум, чувства и воля человека вместе с его потребностями. Например, даже в таком относительно простом психическом процессе, как ощущение, могут иметь место осознание и оценка предмета, воздействующего на соответствующий орган, переживание, вызванное раздражением, и регуляция практических действий. С еще большей очевидностью выступает единство человеческой психики в более сложных формах ее проявления.

Эта связь психических явлений в той или иной мере знакома каждому человеку, поскольку он встречается с умом, чувствами, характером и другими психическими особенностями людей, с которыми ежедневно вступает в определенные жизненные отношения. Каждый из нас может также отдать себе отчет в своих личных психологических особенностях (внимании, памяти, способностях, речи и т. д.).

Знания бывают стихийно приобретенными и научными. Объем и качество приобретенных знаний о психике, то есть знаний эмпирических, ограничиваются индивидуальным опытом человека. Научные же знания обобщают закономерности психической деятельности человека. Такие знания отличаются от эмпирических, так же как, например, знание законов баллистики отличается от знания того, что брошенный камень обязательно упадет на землю, а не устремится вверх.

Для того чтобы руководитель мог успешно влиять на психику своих сотрудников с целью ее развития, ему необходимо опираться не только на индивидуальный опыт, приобретенный в процессе работы с людьми, но и на знание научных данных психологии.

Психика - общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии. Различают два основных философских подхода к пониманию природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое.

Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).

В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы друг к другу и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Есть данные, свидетельствующие о том, что уже простейшим живым существам – одноклеточным – свойственны близкие к психике явления, а именно: способность к реагированию на изменения внутренних состояний и внешнюю активность на биологически значимые раздражители, а также память и способность к элементарному научению через пластичные, приспособительные изменения поведения.

В представлениях материалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь. Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложно организованных живых существ, к ним добавились чувствительность и готовность к научению.

Первые признаки жизни на Земле появились 2-3 миллиарда лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной со свойственной живому способностью к развитию, размножению, воспроизводству и передаче приобретенных, генетически закрепленных свойств по наследству.

Позднее, в процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством. Это - нервная система. По мере ее усложнения и совершенствования (обособление от других тканей и органов, выделение и дифференциация ганглиозных структур, оформление головного мозга, появление и развитие коры головного мозга, сначала древней, а затем старой и новой, усложнение связей между центральной нервной системой и другими органами тела) шло развитие форм поведения (деятельности) и наслоение (иерархизация) уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, сознание, рефлексия.

Улучшение структуры и функций нервной системы послужило основным источником развития психики. Механизм данного процесса, по-видимому, тот же самый, с помощью которого описывается и представляется эволюция живых существ: приобретение организмом новых свойств и органов в результате изменений, происходящих в генотипе; приспособление к среде и выживание тех существ, чьи органы (старые и вновь приобретенные в результате мутаций) оказались наиболее полезными с точки зрения жизнеобеспечения, выживания и адаптации.

Важным стимулом к развитию явилось усложнение самих условий жизни, которое требовало изменения строения организма, появления способности отражать мир, лучше ориентироваться в нем. Можно сказать, что первопричиной совершенствования психики явилась сама действительность: она потребовала, чтобы у живых существ появилась сложная нервная система и высшие уровни психического отражения. Такова общая точка зрения на происхождение и развитие психики, разделяемая материалистами.

Ученые, склонные к идеалистической философии, представляют дело иначе. Согласно их мнению, психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно. Так же как в преобразовании со временем материального можно выделить низшие и высшие формы (потому такое преобразование называется развитием), в эволюции идеального (психического) можно отметить свои элементарные и простейшие формы, определить собственные законы и движущие силы развития.

В материалистическом понимании психика как бы внезапно появляется на определенном этапе развития живой материи, и в этом состоит слабость материалистической точки зрения. Она сталкивается со многими трудноразрешимыми вопросами, когда дело доходит до объяснения связей и зависимостей психического от материального. Это - психофизиологическая проблема, суть которой состоит в объяснении зависимости друг от друга психических и физиологических процессов. Это также определение анатомо-физиологического субстрата таких идеальных явлений, как личностный смысл и значение языковых форм, разум и сознание, воля и рефлексия и др.
Вместе с тем имеется множество фактов, которые определенно свидетельствуют о зависимости, существующей между мозговыми и психологическими процессами (подробнее речь об этом пойдет в следующей лекции), материальными и идеальными состояниями. Это говорит о прочных связях между идеальным и материальным, и является сильным аргументом в пользу материализма, но, конечно, не есть доказательство того, что развитие материального причинно обусловливает появление и формирование идеального.

С другой стороны, идеализм, утверждая независимость идеального от материального, казалось бы, обходит эти проблемы, но также оказывается в тупике, когда необходимо научно объяснить факты, на которые опирается материалистическая точка зрения. В первую очередь это относится к очевидным свидетельствам, накопленным современной биологией, медициной, психологией и психофизиологией, о зависимости между психическими процессами, физическими состояниями человека и работой его мозга.

Данная коллизия привела к тому, что ни одной из обсуждаемых философских позиций не удалось достаточно убедительно одержать верх над другой. Но, к счастью, психология как конкретная наука, добывающая факты, строящая на их базе свои теории и объясняющая поведение человека, а не только его психические явления, вполне может существовать и развиваться дальше, не дожидаясь окончательного решения указанной философской проблемы.
Живая клетка как первая форма жизни возникла вследствие "мутации", произошедшей с психической энергией, ее внезапного, взрывоподобного перехода в новое, более совершенное состояние. Дальнейшее развитие психического происходило уже в связи с появлением у животных нервной системы. В недрах ее постепенно накапливалась психическая энергия, порождающая внутреннее напряжение, которое на уровне человека привело к возникновению нового эволюционного скачка - мысли и сознания.

Нервная система состоит из клеток. Нервные клетки помимо тела имеют отростки. Более короткие и обычно ветвящиеся отростки нервной клетки называются дендритами. Один более длинный, который по своему пути также может давать ответвления, называется нейритом. Длина нейрита может достигать нескольких десятков сантиметров, в то время как тело клетки имеет обычно величину 0,005-0,05 мм. Нервная клетка с ее отростками представляет собой морфологическую единицу нервной системы, называемую нейроном.

Различают периферическую и центральную нервные системы.

Периферическая нервная система - это нервные клетки и нервные окончания, расположенные в органах чувств, мышцах, железах и во внутренних органах. Нервы представляют собой пучки невритов, заключенные в оболочки. По одним нервам возбуждение идет от периферии к центральной нервной системе. Это чувствительные нервные волокна и нервы, называемые центростремительными, или афферентными (аффераре - по-латыни "приносить"). По другим - центробежным, или эфферентным (эффераре - по-латыни "уносить"), нервам нервное возбуждение передается из центральной нервной системы на периферию: к мышцам (двигательные нервы) и к железам (секреторные нервы).

Центральная нервная система состоит из спинного, промежуточного и головного мозга, в котором различают серое вещество (скопление тел нервных клеток) и белое вещество (нервные волокна, соединяющие одни клетки и их группы с другими).

Спинной, промежуточный и головной мозг покрыт мозговыми оболочками и заключен в костные покровы - позвоночный столб и черепную коробку, также выстланные особыми оболочками и наполненные жидкостью, в которой мозг как бы плавает. Такая гидравлическая подушка предохраняет центральную нервную систему от ушибов.

Живой организм беспрерывно взаимодействует с окружающей средой. Эволюция организма, начиная от простейшего живого существа типа вируса и кончая человеком - это и есть развитие форм такого взаимодействия. По мысли И. М. Сеченова, "организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен; поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него".

Без понимания изменений среды и ее влияния на организм нельзя понять развитие психики человека ни в ее филогенезе (развитии в течение жизни многих поколений), то есть развитие человека из животного мира, ни в ее онтогенезе (развитии индивидуума одного поколения), то есть развитие личности человека.

Дальнейшее развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому использованию знаковых систем. У человека наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают и высшие.

Ускоренному психическому развитию людей способствовали три основные достижения человечества: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры и возникновение языка и речи.

С помощью орудий труда человек получил возможность воздействовать на природу и глубже ее познавать. Первые такие орудия - топор, нож, молоток - одновременно служили и той и другой цели. Человек изготавливал предметы домашнего обихода и изучал свойства мира, не данные непосредственно органам чувств.

Совершенствование орудий и выполняемых с их помощью трудовых операций вело, в свою очередь, к преобразованию и улучшению функций руки, благодаря чему она превратилась со временем в самое тонкое и точное из всех орудий трудовой деятельности. На примере руки учился познавать действительность глаз человека, она же способствовала развитию мышления и создавала основные творения человеческого духа. С расширением знаний о мире возрастали возможности человека, он приобретал способность быть независимым от природы и по разумению изменять свою собственную природу (имеются в виду человеческое поведение и психика).

Создаваемые людьми многих поколений предметы материальной и духовной культуры не пропадали бесследно, а передавались и воспроизводились из поколения в поколение, совершенствуясь. Новому поколению людей не было необходимости изобретать их заново, достаточно было обучиться пользоваться ими с помощью других людей, уже умеющих это делать.

Изменился механизм передачи способностей, знаний, умений и навыков по наследству. Теперь не нужно было менять генетический аппарат, анатомию и физиологию организма для того, чтобы подняться на новую ступень психологического и поведенческого развития. Достаточно было, имея гибкий с рождения мозг, подходящий анатомо-физиологический аппарат, научиться по-человечески пользоваться созданными предыдущими поколениями предметами материальной и духовной культуры. Человек вышел за пределы своей биологической ограниченности и открыл для себя путь к практически безграничному совершенствованию.

Так постепенно ускоряясь, из века в век совершенствовались творческие способности людей, расширялись и углублялись их знания о мире, все выше поднимая человека над всем остальным животным миром. Со временем человек придумал и усовершенствовал множество вещей, не имеющих аналогов в природе. Они стали служить ему для удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей и одновременно выступали в качестве источника для развития человеческих способностей.

Но самым, пожалуй, значительным изобретением человечества, оказавшим ни с чем не сравнимое влияние на развитие людей, стали знаковые системы. Они дали толчок для развития математики, инженерии, науки, искусства, других областей человеческой деятельности. Появление буквенной символики привело к возможности записи, хранения и воспроизведения информации. Отпала необходимость держать ее в голове отдельного человека, исчезла опасность безвозвратной утраты из-за потери памяти или ухода хранителя информации из жизни.

Знаковые системы, особенно речь, с самого начала их использования людьми стали действенным средством влияния человека на самого себя, управления своим восприятием, вниманием, памятью, другими познавательными процессами. Наряду с первой, данной человеку от природы, сигнальной системой (И. П. Павлов), которая представляла собой органы чувств, человек получил вторую сигнальную систему, выраженную в слове. Обладая известными людям значениями, слова стали оказывать на их психологию и поведение такое же воздействие, как и замещаемые ими предметы, а иногда даже большее, если они обозначали явления и предметы, которые трудно представить (абстрактные понятия). Вторая сигнальная система стала мощным средством самоуправления и саморегуляции человека. Практически все психические процессы человека вследствие использования речи для управления ими вышли за пределы своей природной ограниченности, получили возможность дальнейшего, потенциально безграничного совершенствования.

Психика, как уже отмечалось, представляет собой отражение объективной действительности. Но это особое отражение. Оно коренным образом отличается как от физического (зеркального, акустического, радиолокационного и др.), так и от биологического (например раздражимости).
В результате отражения у человека создается субъективный образ объективной действительности, то есть внутренний мир. Возникает и развивается психика в процессе практической деятельности человека под влиянием объективно складывающихся отношений с окружающим миром. Таким образом, психика как отражение объективной действительности отличается от всех других форм отражения тем, что она возникает, осуществляется и совершенствуется в процессе практической деятельности человека и оказывает на нее обратное организующее влияние. Это выражается в том, что человек на основе личного опыта учитывает различные обстоятельства, планирует и проектирует свои отношения с окружающей средой.
Следующее, чем характеризуется психика, в отличие от всех других форм отражения, заключается в том, что она неотделима от человека и оказывает влияние на всю его жизнедеятельность. Ведь человеку далеко не безразлично, что и как отражать. Отражая ту или иную часть действительности, человек испытывает на себе ее воздействие, так или иначе к ней относится и в зависимости от силы и содержания этого воздействия в организме происходят различные физиологические изменения. Человек может покраснеть или побледнеть, дышать свободно или с трудом и даже в необычно короткое время поседеть и т. п.

Психика, в отличие от всех других форм отражения, характеризуется еще и тем, что она является познанием не только внешней стороны предметов и явлений объективной действительности. Психика человека - это отражение причинно-следственных связей и отношений, то есть закономерностей существования различных сторон и особенностей окружающего мира.

Благодаря этому человек познает не только то, что объективно существует. Он может отражать и то, что было и чего в настоящее время уже нет. Более того, человек отражает и то, что будет, что наступит. Благодаря этому он ставит перед собой определенные цели и в соответствии с ними планирует свои действия на будущее, предвидит и как бы забегает вперед текущего времени.

Психика во всех ее формах как отражение человеком объективной действительности по своей сущности - социальное явление, и, в отличие от психики животных, представляет собой осознанное познание. Правда, у человека есть немало моментов познавательной деятельности, которые им не всегда и не при всех условиях полностью осознаются. Это, например, смутные желания, имеющиеся, но не используемые в данный момент навыки и т. п. Однако решающим в жизнедеятельности человека является сознание.

Психика как отражение возникает и развивается в процессе практической деятельности человека. Вне деятельности, вне жизненно складывающихся общественных отношений нет человека и его психики.


Развитие психики в филогенезе
Возникновение психики связывают с формированием на определенном этапе развития способности к активному перемещению в пространстве, при котором удовлетворение потребностей осуществляется посредством активных движений в окружающей среде, которые должны предваряться поиском необходимых предметов. В рамках эволюционного развития живых существ происходят качественное изменение психики, обусловленное усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Данные изменения могут происходить на биологической или общественно–исторической основе. Сама психика — как способность ощущения — возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы.
Раздражимость — основное свойство живых организмов, которое представляет собой способность живого реагировать на внешние воздействия внутренними (исходно биологические) изменениями. Может включать в себя широкий репертуар реакций, начиная с диффузных реакций протоплазмы у простейших и кончая сложных, высокоспециализированных реакций человека.
Одной из форм активности живого являются тропизмы (греч. tropos — поворот, направление) — изменение направления в движении частей растения под воздействием биологически значимых раздражителей (свет, притяжение земли, химические раздражители). Г. Лебон рассматривал тропизмы как основу жизнедеятельности животных.
Следующей стадией развития активности живого являются таксисы (греч. taxis — порядок, расположение) — инстинктивная форма пространственной ориентации животных. В соответствии с ними начинается движение либо по направлению к благоприятным, жизненно необходимым элементам окружающей среды (положительные таксисы), либо от неблагоприятных (отрицательные таксисы).
Виды:
— фототаксисы, как реакции на свет,
— хемотаксисы на химические раздражители,
— термотаксисы на температурные изменения,
— геотаксисы на силу тяжести,
— гидротаксисы на течение жидкостей.
Для одноклеточных и многих низших многоклеточных животных характерны:
— ортотаксисы, как реакции на ускорение или замедление передвижения,
— клинотаксисы, как реакции на изменение направления передвижения на определенный угол.
Инстинкты (лат. instinctus — побуждение) — генетически запрограммированная система поведения, которая проявляется в виде поведенческих актов, характерных для данного биологического вида. Они обладают достаточным постоянством и независимостью от локальных изменений окружающей среды. В структуру инстинктивного поведения входят хорошо скоординированные движения, выразительные позы, психофизиологические реакции, воспроизводящиеся в строгой последовательности. В инстинктивном поведении выделяют подготовительную, или поисковую фазу, которая относительно вариативна, и завершающую, более постоянную. Инстинкты принадлежат, прежде всего, к пищевой, защитной, репродуктивной сферам, характерным для данного вида.
Орудийные действия животных — форма поведения животных с использованием предметов для осуществления воздействия на другие предметы. Используемое „орудие“ является лишь посредником между организмом и другими предметами окружающей сред, служащим обеспечению организмических потребностей (добывание пищи, обеспечение удобной среды обитания, коммуникации, агрессия и т.д.).
Учение о высшей нервной деятельности И.П. Павлова.
По мере развития мозга возникает возможность прижизненно изменять индивидуальное поведение, за счет чего родовая основа поведения, основанная на инстинктах, существенно оптимизируется. Этот процесс был рассмотрен И.П. Павловым (1849–1936) в его учения о высшей нервной деятельности. Основываясь на представлениях И.М. Сеченова о сигнальной функции внешних раздражителей, И.П. Павлов предложил единицами поведения рассматривать безусловные, врожденные рефлексы, возникающие в ответ на определенные (безусловные) раздражители из внешней среды, и условные рефлексы, возникающие после связывания вначале безразличного раздражителя с безусловным.
Рефлекс (лат. reflexus — отраженный) — форма психического отражения, которая представляет собой ответную реакцию живого организма, обусловленную воздействием на анализатор какого–либо определенного фактора внешней или внутренней среды. Проявляется в сокращении мышц, выделении секреции и т.д. Основные положения о механизмах действия рефлекса были сформулированы Р. Декартом.
В соответствии с классификацией, предложенной И.П. Павловым, выделяют:
— условные рефлексы,
безусловные рефлексы.
Безусловный рефлекс — форма рефлекса, который всегда реализуется при действии на организм определенных раздражителей. Генетически обусловлен нервной связью между органами восприятия и исполнительными органами.
Особенности связи между органами восприятия и исполнительными органами были постулированы в теории функционального круга Я. Икскюля. В этой теории в рамках субъективно–идеалистического учения о мире объяснялось взаимодействие организма и окружающей среды. Исходной выступала та предпосылка, что окружающий мир (Umwelt) существует для живого организма лишь в том аспекте, который соответствуют его потребностным состояниям. Реализация этих потребностных состояний предполагает согласование двух сторон представленного субъекту мира. С одной стороны, это — „перцептуальный мир“ (Merkwelt), мир восприятия, „все, что замечает субъект, превращается в его мир, в мир, меченный им“. В качестве примера он приводит самку клеща, которая может в течение многих месяцев ждать нужного момента, чтобы, наконец, отцепиться от ветки и упасть на спину пробегающему зверю — при этом она не реагирует ни на какие другие раздражители, кроме запаха масляной кислоты и тепла. С другой стороны, окружающий мир предстает для субъекта как „операциональный мир“ (Wirkwelt), как мир действий, „все, на что воздействует субъект, превращается в его мир действий“. Так для клеща объект (зверь) предстает не только как носитель собственных признаков, но и как „поле деятельности“ (наличие открытого, незащищенного места для укуса). Мир восприятия и мир действия существуют во взаимном соответствии друг с другом, образуя „функциональный круг“. На основе этих представлений автором делалось заключение, что каждый животный организм оптимально приспособлен к той среде, в которой традиционно живет, и что, по степени сложности его организации можно судить о сложности среды его обитания.
Среди видов безусловных рефлексов выделяют:
— простые безусловные рефлексы, обеспечивающие элементарную работу отдельных органов и систем (сужение зрачков под действием света, кашель при попадании в гортань инородного тела),
— более сложные, лежащие в основе инстинктов и образованные экологически валидными последовательностями безусловных рефлексов.
Условный рефлекс — форма рефлекса, которая представляет собой динамическую связь между условным раздражителем и реакцией индивида, первоначально запускаемой безусловным раздражителем.
Для объяснения условного рефлекса на уровне мозга было введено понятие временной нервной связи , как механизма, обеспечивающего функциональную связь между отдельными структурами нервной системы при воздействии двух или более событий актуальной внешней среды.
В ходе многочисленных экспериментальных исследований, проведенных в школе И.П.&nbap;Павлова, были определены правила выработки условных рефлексов:
— совместное предъявление первоначально индифферентного и безусловного раздражителей при некоторой отсроченности второго ведет к образованию временной связи;
— при отсутствии подкрепления (в результате многочисленного неподкрепления) условного раздражителя безусловным временная связь постепенно затормаживается.
В своей эволюции психика прошла ряд стадий: от сенсорной к перцептивной и далее к интеллектуальной стадии и к формированию сознания. При этом сознание как особенность психики человека является продуктом общественно–исторического развития человеческого общества, возможность существования которого обусловлена использованием и изготовлением орудий труда, элементов языка, знаний, норм поведения.
Для объяснения возможности развития психики человека на основе общественного опыта И.П. Павлов ввел понятия первой и второй сигнальных систем.
Первая сигнальная система (лат. signum – знак и греч. systema – соединение) — вид сигнальной системы, как ориентировки животных на непосредственные раздражители, в качестве которых могут выступать зрительные, слуховые, тактильные сигналы, связанные с приспособительными условно–рефлекторными реакциями.
Вторая сигнальная система — вид сигнальной системы, которая ориентирована на знаковые, прежде всего словесные, сигналы, на основе которых возможно образование временных нервных связей.
Так как для человека характерно совместное действие первой и второй сигнальных систем, то И.П. Павловым было предложено выделять специфически человеческие типы высшей нервной деятельности по преобладанию той или иной системы. В соответствии с этим художественный тип был определен как имеющий преобладание первой сигнальной системы, мыслительный — преобладание второй сигнальной системы, а средний как уравновешенный по этому признаку.
Развитие психики в онтогенезе.
Развитие психики в онтогенезе — процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой. В настоящее время можно говорить о том, что противоположности в ориентации или на врожденное, или на выученное (monada — tabula rasa) снимаются в таком понятии развития, в котором оно рассматривается как процесс: приводящий к изменениям все психологические структуры индивида; проходящий определенные, качественно специфические, стадии, в том числе в форме кризисов; имеющий как сензитивные в отношении внешних воздействий, так и относительно автономные периоды; строящийся целевым образом.
В основе развития психики человека лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными орудиями, служащих средством удовлетворения человеческих потребностей.
Периодизация психического развития.
Существует множество периодизаций психического развития (греч. periodos — круговращение) человека в онтогенезе. В разных моделях оказываются задействованы разные стадии, используемые для их выделения критерии также различны.
В учении Ст. Холла (1846–1924) онтогенез психики рассматривается как процесс, в целом повторяющий процесс исторического развития, здесь выделяются стадии: младенчество, детство, предподростковый возраст и юность, которые соответствуют эволюции общества: животная стадия, дикость, начало цивилизации, эпоха романтизма.
На основе эволюционного подхода Ст. Холла А.Л. Гезелл (1880–1961), американский психолог, один из основателей детской психологии, разработал и стандартизовал метод наблюдения за детским поведением, в частности с использованием камеры и полупрозрачного зеркала. Разработал шкалу измерения умственного развития детей раннего возраста, которая вскоре стала очень популярной. Используя эту шкалу, описал возрастные нормы развития ребенка.
В учении Ж. Пиаже (1896–1980) критерием периодизации выступает развитие интеллекта.
В учении З. Фрейда — направленность либидозной энергии.
Ш. Бюлер (1893–1974) в человеческой жизни выделяла четыре основных тенденции: удовлетворение жизненных потребностей, адаптивное самоограничение (адаптация к условиям среды), творческая экспансия, установление внутренней гармонии Я (стремление к внутреннему порядку). При этом в периодизации жизненного пути личности главным мотивом является потребность в самоосуществлении. Именно на основе реализации потребности к самоопределению выделяются фазы жизни: первая фаза (до 16–20 лет), когда еще нет самоопределения, характеризуется низким уровнем самосознания, во вторую фазу (до 25–30), когда самоопределение имеет диффузный характер, происходят пробы в различных областях трудовой деятельности и поисках спутника жизни, в третью фазу, когда происходит спецификация самоопределения в конкретных жизненных целях, находится призвание или постоянное дело, четвертая фаза, когда самоопределение прекращается, характеризуется биологическим спадом, в пятую фазу (после 65–70) остается лишь жизнь воспоминаний. Ей принадлежит психологическое объяснение переходного возраста, в котором созревание половой функции рассматривалось как основной процесс, предопределяющий все остальные стороны возрастного развития этой стадии.
У Э. Эриксона индивидуальное развитие определяется динамикой решения центральных задач возраста. Процесс развития личности совершается от рождения до смерти и проходит восемь типичных стадий. На каждой стадии решается своя задача развития, специфика которой зависит и от ситуации, и от возраста. В зависимости от ее решения (или нерешения) возникают соответствующие личностные новообразования. Это:
1. Базисное доверие (недоверие).
2. Автономия (чувство зависимости).
3. Инициативность (чувство вины).
4. Производительная предметная деятельность (чувство неполноценности).
5. Идентичность (диффузию идентичности).
6. Интимность и солидарность (изоляция).
7. Творчество (застой).
8. Эго–интеграция (разочарование в жизни).
Зона ближайшего развития.
Л.С. Выготский в рамках своей культурно–исторической психологии ввел понятие „зона ближайшего развития “. Это — теоретический конструкт, объясняющий возможности человеческого обучения за счет подтягивания психического развития за обучением. Зона ближайшего развития определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач.
Позже было показано, что помощь взрослого должна быть строго к месту и времени.
Сензитивные периоды развития.
Сензитивные периоды развития (лат. sensus – чувство, ощущение) — возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира. В развитии психических функций подобные сензитивные периоды также играют очень важную роль. В частности, дети, достигнув пятилетнего возраста, становятся наиболее чувствительными к восприятию фонематических конструкций, в других же возрастах данная способность существенно ниже. Учет сензитивных периодов необходим, прежде всего, для правильной организации учебных мероприятий.
В культурно–исторической психологии взрослый выступает не только как образец для ребенка, но и как побудитель его активности, что фиксируется в понятии „возрастные кризисы“.
Возрастные кризисы (греч. krisis – решение, исход)— нормальный (нормативный) переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. Возрастные кризисы обусловлены, прежде всего, разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка. Во внешнем поведении возрастные кризисы обнаруживаются как непослушание, упрямство, негативизм. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11–12 лет) и юношеский кризис.
Дальнейшее развитие культурно–историческая психология нашла в трудах Д.Б. Эльконина, который разработал концепцию периодизации психического развития в онтогенезе, основанную на понятии „ведущая деятельность“. Смена типов ведущей деятельности определяет приобретение той или иной личностной позиции.
Ребенок в период от 1 года до 3 лет овладевает основами предметно–манипулятивной деятельности по использованию простейших предметов, благодаря чему формируются способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач и способность занимать собственную позицию внутри отношений с взрослыми и сверстниками (возникновение у ребенка установки „Я сам“). В возрасте от 3 до 6–7 лет в процессе игровой деятельности формируются способности к воображению и употреблению различных символов. В школьном возрасте ребенок в процессе учебной деятельности присваивает элементы науки, искусства, что ведет к формированию основ логического мышления.
Этапы онтогенеза.
Возраст.
Возраст — качественно специфическую ступень развития индивида. Каждый возраст в человеческой жизни имеет нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Переход к следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития.
Принято выделять следующие возраста:
— пренатальный период,
— младенчество (от рождения до 1 года),
— ранний возраст (1–3),
— дошкольный возраст (от 3 до 6–7),
— младший школьный возраст (от 6–7 до 11–12),
— подростковый возраст (отрочество) (от 11–12 до 15–17),
— юношеский возраст (от 15–17 до 19–21),
— молодость (от 19–21 до 25–30),
— зрелость (от 25–30 до 55–60),
— старость (от 55–60 и старше).
Пренатальный период.
Пренатальный период (лат. prae – перед + natus – рождение) — стадия внутриутробного развития плода, которое затрагивает и психическое развитие. Последовательно развиваются болевая чувствительность, температурная, сенсорная чувствительность, в частности, к звуковым раздражениям, а также моторика. На последних месяцах беременности рецепция и моторика находятся на достаточном уровне физиологической и функциональной зрелости, чтобы обеспечить адекватный прием экстероцептивной информации и двигательное реагирование после момента рождения.
Детство.
Детство — этап онтогенетического развития индивида, который длится от рождения и до появления принципиальной возможности включения во взрослую жизнь. По мере интенсификации производства и повышения культурного уровня происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. В детстве обычно выделяют следующие периоды:
— младенческий возраст,
— ранний возраст,
— дошкольный возраст,
— младший школьный возраст.
Детство сменяют отрочество и юность, которые предшествуют периоду социальной зрелости.
Младенческий возраст.
Младенческий возраст — этап индивидуального психического развития, который продолжается от рождения ребенка до достижения им годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют три этапа:
— новорожденность (первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению с взрослыми;
— первое полугодие, во время которого ведущей деятельностью становится ситуативно–личностное общение с взрослым;
— второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно–манипулятивная деятельность.
Завершение младенчества связано с „кризисом первого года“, свидетельствующим о формировании личности ребенка.
Новорожденность.
Новорожденность — возрастной период от рождения до достижения четырех–шести недельного возраста. В этот период происходит первичная адаптация ребенка к окружающему миру. У ребенка к моменту рождения оказываются достаточно развитыми обоняние, тактильная, болевая, температурная, вестибулярная и кинестетическая чувствительность. В первые же дни жизни фиксируются способности слышать и различать звуки по высоте, тембру и громкости, видеть и различать зрительные стимулы по форме, величине, конфигурации. В этот период происходит настройка ребенка на общение с взрослыми. В конце первого месяца появляется „социальная“ улыбка, возникающая в ответ на обращение взрослого.
Этап первого года.
Этап первого полугодия — этап младенчества, который представляет собой период жизни ребенка между новорожденностью и достижением полугодовалого возраста. На этом этапе происходит овладение ребенком экспрессивно–мимическими средствами общения, которые проявляются как комплекс оживления. В это время складывается система аффективно–личностных связей с близкими взрослыми, которые необходимы для нормального дальнейшего развития.
Комплекс оживления (лат. complexus — сочетание), описанный Н.М. Щеловановым (1920–е гг.) как показатель онтогенетического развития индивида, которая Различные двигательные реакции младенца первых месяцев жизни на различные воздействия (лицо взрослого, красивые игрушки, приятные звуки), по которым можно судить о переживании им положительных эмоций. К подобным реакциям относят: замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия, улыбку, издаваемые звуки, двигательное оживление. Кроме выражения эмоций комплекс оживления выступает в функции общения младенца с взрослыми людьми, о чем свидетельствует то, что в зависимости от ситуации младенец может усиливать или затормаживать тот или иной компонент.
Генезис. Формирование комплекса оживления происходит с третьей недели жизни: сначала появляется замирание и сосредоточение при зрительной фиксации предмета или при звуках, затем — улыбка, вокализация и двигательное оживление. В возрасте трех или четырех месяцев происходит видоизменение комплекса оживления в более сложные формы поведения. Нарушение последовательности формирования комплекса оживления может служить индикатором задержки психического развития.
Также развивается познавательная активность, в рамках которой ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями.
Этап второго полугодия — этап младенчества, который представляет собой период жизни ребенка между достижением полугодовалого возраста и кризисом первого года. В это время ведущей является предметно–манипулятивная деятельность, преимущественно для нужд которой осуществляется общение с взрослым, которое становится ситуативно–деловым. В рамках этого ситуативно–делового общения с взрослым ребенок овладевает культурно зафиксированными действиями с предметами.
Если развитие младенца происходит в неадекватных условиях, то это ведет к необратимым личностным последствиям. Данный эффект получил свое отражение в исследованиях Р.А. Спитца (1887–1974) по проблеме госпитализма.
Госпитализм (лат. hospitaliers — гостеприимный) — нарушение психического развития (глубокая психическая и физическая отсталость), обусловленное „дефицитом“ общения с взрослым в первый год жизни ребенка. Отдельными признаками госпитализма являются: запаздывание в двигательном развитии (прежде всего в освоении ходьбы), резкое отставание в речевом развитии, эмоциональная обедненность, склонность к навязчивым движениям (раскачивание тела). Представляет собой последствия для психологического созревания и развития маленьких детей, которые возникают при раннем разлучении с матерью и при отсутствии или ограничении взаимоотношений с другими людьми. Госпитализм может возникнуть не только в домах ребенка, но и в семьях у малоэмоциональных, „холодных“ матерей, которые не уделяют ребенку необходимого внимания. Спитц констатировал, что нормальная потребность в контакте появляется у ребенка в 6 мес. Если в это время происходит отделение ребенка от близкого взрослого, то он сначала плачет, требует мать или того, кто может ее заменить. Через месяц у него появляется реакция бегства, если к нему кто–то подходит. Еще через месяц он начинает избегать всех контактов с окружающим миром, а затем его реакции в ответ на внешние воздействия сводятся до минимума, он уже не кричит, исчезают все мимические выражения. При этом в психике происходят такие изменения, которые носят необратимый характер, обусловливая возникновение „депрессии зависимости“.
Ранний возраст.
Ранний возраст — этап индивидуального психического развития, который продолжается от 1 года до 3 лет. Характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. В этом временном интервале происходят следующие события индивидуального развития:
— формируются перемещения в пространстве, в частности ходьба, мелкая моторика, за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего мира;
— развивается ситуативно–деловое общение с взрослыми и общение со сверстниками;
— формируются когнитивные процессы;
— происходит овладение пассивной и активной речью;
— становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания.
Для психики ребенка этого возраста характерны: высокая зависимость от наглядной ситуации; психическое отражение функционирует в неразрывной связи с практическими действиями; выраженный аффективный характер направленности на внешний мир. Ведущей деятельностью в этом возрасте выступает предметно–манипупятивная деятельностью, в рамках которой происходит овладение культурно фиксированными способами употребления предметов. При этом формирование предметных действий ребенка неотделимо от его общения с взрослым, которое является ситуативно–деловым. В этот период происходит особенно интенсивное развитие речи ребенка: на втором году ребенок уже понимает названия некоторых предметов, с которыми он взаимодействует, а на третьем году понимание распространяется и на предметы, которые находятся вне непосредственного опыта ребенка.
В дальнейшем формируются: учебная деятельность, трудовая деятельность, в которой отрабатываются сложные по своей структуре навыки; продуктивная деятельность, являющейся существенным фактором развития познавательных процессов; и изобразительная деятельность, в которой происходит соотнесение интеллектуальных и аффективных процессов.
Дошкольный возраст.
Дошкольный возраст — этап индивидуального психического развития, который продолжается от 3 до 6–7 лет.
Выделяют три периода:
— младший дошкольный возраст (3–4 года),
— средний дошкольный возраст (4–5 лет),
— старший дошкольный возраст (5–7 лет).
Дошкольный возраст характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра, именно в связи с ее развитием совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития.
Игра.
Игра — форма активности животного организма, которая основана на условном моделировании той или иной развернутой деятельности.
Впервые немецкий ученый К. Гроос отметил, что игра и животных, и детей имеет упражняющую функцию: игра характерна именно для тех животных, у которых поведение не сводится лишь к автоматической реализации инстинктивных актов и которым требуется вариативное приспособление к изменчивым условиям существования. Игра в этом случае служит для предварительного приспособления инстинктов к условиям будущей жизни. В той же степени и детская игра, возникающая в процессе исторического развития общества, заключается в воспроизведении детьми действий и взаимоотношений взрослых.
В подходе К. Бюлера, который строил свою теорию на основе теории игры К. Грооса, акцент в анализе игры был смещен с операционного аспекта на мотивационный. Стремление к игре, которая заключается в повторении одних и тех же действий, может поддерживаться только положительными эмоциями, которые порождаются самим процессом деятельности и которые были названы им „функциональным удовольствием“.
Ф. Бойтендайк объяснял возникновение и развитие детской игры необходимостью реализовать основные черты характера, свойственные растущему организму и обусловленные постепенным созреванием его нервно–психических структур. Среди этих черт отмечались: ненаправленность движений; импульсивность; наличие аффективных связей с окружающими; робость, боязливость и застенчивость.
Д. Мид трактовал игру как модель социального взаимодействия и средство усвоения социальных установок, на основе которых происходит социализация личности.
В рамках психоанализа игра рассматривается как проективная и катартическая активность ребенка, служащая замещению заблокированных потребностей и обеспечивающая достижение удовольствия. В частности, в концепции Э. Эриксона игра трактуется как форма самовыражения ребенка при столкновении с влиянием общества.
В работах Ж. Пиаже игра интерпретируется в контексте развития интеллектуальных операций. Она проходит три стадии: сенсомоторную, имеющую в своей основе упражнения, символическую, основанную на воображении различных ролей, и стадию игры по правилам, которая с появлением социализированных и объективизированных символов — знаков.
В игре принято выделять такие элементы, как: воображаемая ситуация, роль, игровые действия.
Если в младшем дошкольном возрасте в игре воспроизводятся, прежде всего, предметные действия людей, а направленность на партнера или на развитие сюжета минимальны, то в среднем дошкольном возрасте в центр игры начинают перемещаться отношения между людьми. Формируется ролевая игра, которая достигает своего максимального расцвета в 4–5 лет. В старшем дошкольном возрасте в игру вступает процесс контроля над выполнением тех правил, которые обусловлены взятой на себя ролью.
Ролевая игра.
Ролевая игра — преобладающая для детей дошкольного возраста форма игры, в которой происходит игровое моделирование детьми действий и взаимоотношений взрослых людей. Роль взрослого, которая берется на себя ребенком, предполагает следование определенным, часто неявным правилам, за счет которых происходит регулирование как выполнения действий с предметами, так и взаимоотношений с другими детьми, которые включены в групповую игру. За счет возникновения сильных эмоциональных переживаний, связанных с содержанием самой роли, с качеством ее выполнения всеми участниками игры, с реализацией общего сюжета, опыт игры оказывает очень существенное влияние на развитие личности ребенка. В ее контексте происходит формирование важнейших новообразований этого периода детства: овладение знаково–символической функцией, развитие воображения, становление элементов произвольного контроля за поведением.
Дошкольный возраст имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка, так как в рамках игровой деятельности происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются и другие формы деятельности: конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким–то правилом или образцом.
Младший школьный возраст.
Младший школьный возраст — этап индивидуального психического развития, который продолжается от 6–7 до 10 лет, когда ребенок проходит обучение в начальных классах (I–IV классы) современной школе. Для этого возраста характерно, что у ребенка в качестве ведущей деятельности формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новообразования этого возраста — возможность произвольной регуляции психических процессов и построение внутреннего плана действий.
Подростковый возраст.
Подростковый возраст — этап индивидуального психического развития, который продолжается от завершения этапа детства до наступления юношеского возраста (от 11–12 до 16–17 лет). Характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я–концепции, попытки понять самого себя и свои возможности.
Этому возрасту свойственен так называемый „подростковый эгоцентризм“, проанализированный в работах Д. Элкинда. Он проявляется в неспособности отличать временное и постоянное (мелкая неудача представляется подростку трагической и непоправимой), субъективное и объективное (постоянное ощущение себя в центре внимания других людей), уникальное и универсальное (все чувства воспринимаются как несвойственные другим людям). Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой „подростковой“ общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.
В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико–синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления.
Юношеский возраст.
Юношеский возраст — этап индивидуального психического развития, который продолжается от завершения подросткового возраста до наступления взрослости. У юношей этот временной интервал охватывает 17–21 год, у девушек — 16–20. В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. В психологическом плане главной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, резко меняется социальная позиция. В этом возрасте решаются специфические задачи: установление с другими дружеских и интимных взаимоотношений, проигрывание половых ролей и формирование установок на семью, достижение независимости, формирование основ мировоззрения и самопознания, профессиональный выбор.
Литература по разделу Развитие психики в онтогенезе:
Анцыферова Л.И. (Ред.) Принцип развития в психологии. М., 1978;
Анцыферова Л.И. (Ред.) Психология формирования и развития личности. М., 1981;
Выготский Л.С. Методика рефлексологического и психологического исследования. 1924;
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1926;
Выготский Л.С. Этюды по истории поведения. М.–Л., 1930 (совм. с А.Р. Лурия);
Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М., 1935;
Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. 1936;
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6–ти томах. М., 1982–1984;
Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991;
Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988;
Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. 1972;
Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. 1976;
Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростков. 1959;
Логинова Н.А. Шарлота Бюлер — представитель гуманистической психологии / Вопросы психологии. 1980, N 1;
Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977;
Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников / Вопросы психологии. N 2, 1985, с. 106–117;
Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987;
Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. 1982;
Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. 1978;
Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. 1989;
Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. 1987;
Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. 1972;
Эльконин Д.Б. (Ред.) Возрастные возможности усвоения знаний. М., 1966;
Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960;
Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978;
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974;
Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. М., 1967;
Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.

Психика человека является одним из фундаментальных научных понятий психологии. Психика развивается и в своем развитии психика человека проходит онтогенез и филогенез. Онтогенез (от греч. ontos -- сущее, genesis - рождение, происхождение) -- процесс развития индивидуального организма, а филогенез (phyle -- род, вид, племя, genos -- происхождение) -- историческое формирование. Таким образом психика в онтогенезе повторяет достижения ее развития в филогенезе.

Всякий животный организм, в том числе человеческий, не может существовать без внешней среды. Она необходима для поддержания его жизни. Связь организма с внешней средой осуществляется с помощью нервной системы. Основным механизмом нервной деятельности живых существ является рефлекс как ответная реакция организма на раздражение внешней или внутренней среды. Как установил И.М. Сеченов, психические процессы (ощущения, мысли, чувства и т.д.) составляют неотъемлемую часть рефлексов головного мозга. Поэтому психика является внутренним, в виде психических процессов, сложным и многообразным отражением объективного мира.

С точки зрения Б. Ф. Ломова, основным признаком психики является:

  • Ш системность,
  • Ш целостность,
  • Ш нерасчлененность.

Таким образом, с учетом концепции «психической функциональной системы деятельности», предложенной В.Д. Шадриковым, психика представляет собой многоуровневую иерархию психических функциональных систем, обеспечивающих поведение разного уровня сложности.

Известно, что характеристики психических процессов и явлений не выводятся только из закономерностей мозга, реализующего эти процессы. Именно этой трудностью можно объяснить представления о независимости психического и физиологического процессов в теории психофизиологического параллелизма , согласно которой психическое и физиологическое составляют два ряда явлений, которые, звено за звеном, соответствуют друг другу, но, вместе с тем, как две параллельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на друга. Таким образом, предполагается наличие души, которая связана с телом, но живет по своим законам.

Теория механического тождества, напротив, утверждает, что психические процессы есть физиологические, т. е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому как, например, печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что психику отождествляют с нервными процессами, не видя качественных различий между ними.

Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика -- это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.

Здесь мы должны обратить внимание на еще одну особенность психики человека -- психика не дается человеку в готовом виде при рождении и не развивается сама по себе, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у ребенка ничего не появляется ни в поведении, ни в психике (феномен Маугли). Таким образом, специфические человеческие качества (сознание, речь, способность к труду и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Психика человека включает, по меньшей мере, три составляющих:

внешний мир, природа, ее отражение;

полноценная деятельность мозга;

взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Обратимся к схеме, на которой показаны основные вехи эволюции психики (см. рис.).

Из рис. видно, что психическое отражение происходит последовательно, начиная от ощущений, затем восприятия, и потом с использованием интеллекта. При этом последовательно проявляются инстинкт, условный рефлекс (например, это, может быть, навык), способы поведения.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей. Во-первых, оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой. Во-вторых, сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека. В-третьих; психическое отражение углубляется и совершенствуется. На рис. показан характер взаимодействия человека с окружающим миром. Так, взаимодействия одного человека или группы людей предполагает обязательное взаимодействие, как между самими людьми, так и соответствующими орудиями труда при сильном влиянии среды.

Изучением психики и поведения животных занимается специальная наука – зоопсихология. Она зародилась в начале XIX столетия. Основоположниками зоопсихологии считаются Ж. Ламарк, Ч. Дарвин, отечественные ученые К. Ф. Рулье, В. А. Вагнер.

В зоопсихологии психика животных изучается в диалектическом единстве с их поведением и устройством нервной системы.

Как ведущий фактор развития психики животных рассматривается усложнение их жизнедеятельности, приводящее к увеличению и разнообразию движений. Соответственно происходит усложнение физического строения тела, отражательных функций и механизмов регуляции движений, что обеспечивалось усложнением строения самой живой материи. Формой анатомо-физиологического субстрата психики явилась нервная ткань или ее аналоги в простейших формах животной жизни. В процессе развития жизнедеятельности у животных была сформирована нервная система: ретикулярная, ганглионарная, а затем – центральная нервная система.

В зоопсихологии по таким критериям, как форма психического отражения, ведущий тип поведения и строение нервной системы, выделены три основных стадии развития психики :

  • стадия элементарной сенсорной психики;
  • стадия перцептивной психики;
  • стадия интеллекта.
  • 1. Стадия элементарной сенсорной психики. Психическое отражение животных, находящихся на этой стадии, имеет форму чувствительности только к отдельным свойствам среды, т.е. форму элементарных ощущений. Соответственно поведение животных отвечает тому или иному отдельному свойству.

Учитывая эволюцию внутри стадии, отечественный зоопсихолог К. Э. Фабри выделил в ней низший и высший уровни.

На низшем уровне есть организмы, которые стоят на грани растительного и животного мира, например жгутиковые. Представителями низшего уровня являются также губки, простейшие, кишечнополостные, низшие черви.

На высшем уровне расположено большое число многоклеточных беспозвоночных и некоторые виды позвоночных. Для них характерны достаточно сложное строение нервной системы, сложная и высокодифференцированная организация двигательного аппарата. Формы их поведения сложнее и разнообразнее.

пример

Так, сложное поведение паука, который ловит попавшее в паутину насекомое, побуждается не видом жертвы, не ее запахом, не издаваемыми ею звуками, а исключительно вибрацией, производимой крыльями насекомого и передающейся по паутине. Как только вибрация крыльев насекомого прекращается, паук перестает к нему двигаться. Но если вибрация создается, например, камертоном, паук устремляется к камертону и пытается нанести ему удар челюстями.

Эта стадия развития психики потому и называется элементарной, что из всего многообразия мира организмы воспринимают лишь малую его часть. Остальной мир для них как бы не существует. В то же время отражение узкого спектра свойств среды оказывается достаточным для их выживания в естественных условиях.

В процессе эволюционного развития животных на стадии элементарной сенсорной психики у многих из них сформировалась достаточно сложная форма поведения – инстинкт.

Инстинкт – это вид поведения, реализуемого наследственно программированными, стереотипными формами действий, посредством которых животное без специального обучения приспосабливается к условиям окружающей среды.

В зоопсихологии описано множество примеров из жизни муравьев, пчел, птиц и других животных, поведение которых при наблюдении за ними воспринимается как весьма сложное и труднообъяснимое.

пример

Например, муравьи в преддверии непогоды закрывают входы в муравейник; значительно удалившись от него, легко находят дорогу домой; совершают воинственные набеги на жилища собратьев другого вида и похищают у них куколок, которые затем функционально обогащают колонию. Описаны сложные формы общения и взаимодействия животных на данной стадии: отдельные виды муравьев образуют живые цепи, по которым другие особи как по канатам забираются вверх, где находят строительный материал для гнезд. Поведение паука, нападающего на камертон, является для него нецелесообразным и бесполезным. "Го же самое можно сказать о чайках, старательно высиживающих посторонние предметы, напоминающие по форме яйца.

Привязанность инстинктов к строго определенным условиям, соответствующим модели врожденного поведения, и потеря ими свойства целесообразности при изменении условий объясняется способностью к отражению только отдельных свойств среды.

Многих зоопсихологов интересовал вопрос: способны ли животные, находящиеся на стадии элементарной сенсорной психики, к изменению наследственных форм поведения и обучению? Американский зоопсихолог Р. Йеркс обучал дождевых червей находить в лабиринте путь, ведущий в гнездо (в другой стороне лабиринта червь получал электрический удар). В конце концов Йеркс добился положительного результата, по ему понадобилось для этого 180 опытов. Повторные эксперименты, направленные на изучение возможностей пластичности поведения животных на стадии элементарной сенсорной психики, дали аналогичные результаты. Соответственно был сделан вывод о том, что способность к пластичности поведения и обучению у животных, находящихся на стадии элементарной сенсорной психики, очень низка и характеризует лишь некоторые фрагменты их жизнедеятельности.

2. Стадия перцептивной психики характеризуется способностью отражения внешней действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, но в форме отражения набора качеств, вещей. На этой стадии также выделяются низший и высший уровни: на разных уровнях стадии перцептивной психики находятся большинство существующих ныне позвоночных животных. На высшем уровне расположены все млекопитающие.

У животных на стадии перцептивной психики формируется более сложный тип пластичного индивидуального поведения, механизмом которого служит анализ и синтез условий окружающей среды, осуществляемые на основе более развитой формы психического отражения. Материальным субстратом новой формы отражения и нового типа поведения стало усложнение строения центральной нервной системы и прежде всего развитие коры головного мозга. Значительные изменения произошли также в развитии органов чувств. Одновременно развивались и органы движений.

Перцептивная психика позволяет животным строить поведение, отвечающее не только цели, но и условиям, в которых она дана. Указанные условия определяют способ действия, каким можно получить желаемый предмет, и этот способ закрепляется в их поведении.

Навыками называются способы действий, выработанные и закрепленные в поведении животных.

При изменении условий животные находят и закрепляют в своем поведении новый способ действий. Таким образом происходит научение животных.

Научение – это индивидуальное приспособление животных к среде обитания посредством изменения врожденных программ поведения.

Путем научения животные приобретают и накапливают в ходе онтогенеза индивидуальный опыт. На основе научения они могут закреплять в поведении кратчайший путь к пище, находить выход из лабиринта, обходить преграды, использовать разнообразные сигналы, регулирующие пищевое или оборонительное поведение. В экспериментальном научении у животных исследованы сложные формы поведения, связываемые с образованием условных рефлексов.

И. П. Павлов вырабатывал у собак условные рефлексы, позволяющие закреплять сигнальное значение за различными раздражителями (классический условный рефлекс). При нескольких сочетаниях вспышки света или звонка с поступлением пищи эти первоначально нейтральные раздражители приобретали сигнальное значение. Американский психолог Б. Ф. Скиннер (1904–1990) исследовал другой тип условных рефлексов, названных инструментальными. Животное помещалось в особую клетку со специальными приспособлениями (задвижки, рычажки), с помощью которых изнутри можно было открыть специальное окошко и получить пищу (подкрепление). Крысы посредством проб и ошибок находили нужный рычаг. Так у них формировался и закреплялся индивидуальный опыт.

Научение предполагает развитие у животных элементарных форм памяти. Это подтвердили эксперименты, в которых исследовались отсроченные реакции.

Наблюдение за естественным поведением животных и результаты его экспериментального изучения говорят о том, что животные на стадии перцептивной психики способны к анализу ситуации, сохраняют образы внешней действительности и закрепляют полезные реакции. Навыки формируются путем подражания, выработки условных рефлексов или путем проб и ошибок. Животные способны формировать новые навыки и адекватное поведение при изменении условий жизни. На стадии перцептивной психики у животного сохраняется и инстинктивное поведение, но оно становится более пластичным и приспосабливается к конкретным условиям жизни.

3. Стадия интеллекта. На этой стадии находится небольшое число видов высокоорганизованных млекопитающих – человекоподобных обезьян. Отличительная способность интеллекта животных заключается в том, что у них возникает отражение целостных ситуаций и отношений между предметами. В поведении животных возникает более сложная форма – решение задач.

пример

Например, если за клеткой, в которой сидит животное, на некотором расстоянии от нее положить кусок мяса, перевязанного тесемкой, конец которой лежит в клетке, то собака будет лаять, скулить, но не потянет тесемку (хотя физически может это сделать). Обезьяна же сделает это мгновенно.

Впервые интеллектуальное поведение животных экспериментально исследовал и описал немецкий психолог В. Келер. Обезьяны в его экспериментах доставали плоды с помощью разных "орудий" – палки, ящиков и др., демонстрируя "ручное", или практическое, мышление. В отличие от проб и ошибок, характерных для поведения животных на предыдущей стадии, обезьяна иногда находит решение сразу, в результате инсайта, или озарения.

Инсайт – это внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание структуры и отношений ситуации в целом, посредством чего достигается решение задачи.

пример

Н. Н. Ладыгина-Котс (1889–1963) наблюдала сложные действия обезьян. Шимпанзе могли изготавливать орудия и решать технически несложные задачи. Например, обезьяны сначала складывали из двух маленьких палок большую, а затем с ее помощью выталкивали плод из узкой трубы.

Такое поведение обезьян имеет более сложную структуру – двухфазную ; в нем выделяется фаза подготовки и фаза осуществления. Подготовительная фаза побуждается не самим предметом (в данном примере палкой), на который направлено поведение, а объективным отношением между предметами (отношением палки к плоду).

К. Э. Фабри описал еще одну важную особенность интеллектуального поведения обезьян: они способны осуществлять сложные действия, используя различные предметы. Такие действия называются манипулятивными. Это еще более расширяет возможности обезьян к решению практических задач.

В последние годы проведен цикл исследований (З. А. Зорина, А. А. Смирнова), в которых удалось обнаружить еще более сложные формы интеллектуального поведения обезьян: способность к овладению простейшими аналогами человеческой речи. В ситуации общения с людьми обезьяны обучались выполнять некоторые действия по устным инструкциям экспериментатора. Но действительно ли обезьяны могут понимать устную речь человека? Более точные эксперименты показали, что в основном обезьяны воспринимают информацию по жестам, взглядам, действиям, интонации. Однако отдельные особи достигали в устном общении с человеком больших успехов, демонстрируя понимание устной речи на уровне двухлетних детей.

Усложнение форм психического отражения и поведения животных на стадии интеллекта взаимосвязано с усложнением строения головного мозга , развитием корковых структур. Наиболее радикальные анатомо-физиологические преобразования произошли в лобных долях коры головного мозга, регулирующих интеллектуальное поведение.

Стадия интеллекта человекоподобных обезьян представляет собой верхнюю границу развития психики животных. Далее начинается качественно новый этап в истории развития психики – сложный и длительный процесс историко-эволюционного развития Homo sapiens, или Человека разумного.



Похожие статьи

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

  • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

    Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...